Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей

Жанр : Стоматология

Формат : DjVu

Качество : OCR

Описание : В учебнике освещены вопросы клиники, диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний у детей. Разделы учебника соответствуют учебному плану и типовой учебной программе по специальности «Детская стоматология».
Изложены современные взгляды на этиологию и патогенез кариеса, его осложнения, болезни пародонта, заболевания слизистой оболочки полос и рта у детей и т.д Особое внимание уделено современным методам диагностики стоматологических заболеваний у детей. Представлена классификация и принципы лечения некариозных поражений твердых тканей зубов.
Согласно современным требованиям, в учебник включены тестовые задам соответствующие всем разделам дисциплины «Детская терапевтическая стоматология».
Текст учебника сопровождается богатым иллюстративным материалом. Для студентов стоматологических факультетов, интернов и врачей-стоматологов.

«Терапевтическая стоматология детского возраста»

Развитие временных и постоянных зубов

Анатомическое строение временных и постоянных зубов

Гистологическое строение твердых тканей временных и постоянных зубов

  • Строение эмали
  • Строение дентина
  • Строение цемента

Методы обследования детей при стоматологических заболеваниях

  • Клинические методы обследования
  • Физические методы диагностики в клинике детской терапевтической стоматологи
  • Лабораторные методы исследования в клинике детской терапевтической стоматологи
  • Исследования крови в клинике детской терапевтической стоматологи
  • Иммунологические методы обследования

Защитные механизмы ротовой полости

Профилактика стоматологических заболеваний у детей

  • Общая (эндогенная) профилактика
  • Местная (экзогенная) профилактика

Кариес зубов у детей

  • Этиология, патогенез и патологическая морфология кариеса
  • Клиника, диагностика и дифференциальная диагностика кариеса временных зубов
  • Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика кариеса постоянных зубов
  • Лечение кариеса временных зубов
  • Лечение кариеса постоянных зубов, подробнее на сайте https://deti-euromed.ru/specialist-and-prices/priem-detskogo-stomatologa/
  • Ошибки и осложнения при лечении кариеса зубов у детей

Стоматологические пломбировочные материалы, применяющиеся в детской терапевтической стоматологии

  • Пломбировочные материалы для постоянных пломб
  • Временные пломбировочные материалы
  • Прокладочные материалы

Некариозные поражения зубов

  • Гипоплазия эмали
  • Флюороз (эндемический флюороз)
  • Наследственные пороки развития зубов

Пульпит временных и постоянных зубов

  • Структура и функции пульпы
  • Этиология и патогенез пульпита у детей
  • Пульпит временных зубов
  • Пульпит постоянных зубов
  • Лечение пульпита временных зубов
  • Лечение пульпита постоянных зубов
  • Ошибки и осложнения при лечении пульпита временных и постоянных зубов у детей

Периодонтит временных и постоянных зубов

  • Структура и функции периодонта
  • Этиология, патогенез и классификация периодонтита временных и постоянных зубов у детей
  • Клиника периодонтита временных зубов
  • Клиника периодонтита постоянных зубов
  • Лечение периодонтита

Практическая эндодонтия в детской стоматологии

  • Топографо-морфологические особенности системы корневых каналов зубов у детей
  • Инструментарий для обработки корневых каналов
  • Обеспечение доступа к корневым каналам и первичная очистка канала
  • Определение рабочей длины зуба
  • Инструментальная обработка корневого канала зуба
  • Медикаментозное сопровождение инструментальной обработки корневых каналов
  • Медикаментозное воздействие в корневых каналах
  • Постоянная обтурация корневых каналов
  • Эндодонтия временных зубов
  • Эндодонтия постоянных зубов с незавершенным

Травматические повреждения зубов

  • Классификация травматических повреждении зубов
  • Клиника и лечение травм постоянных зубов
  • Травмы временных зубов у детей

Болезни пародонта у детей

  • Анатомические и морфологические особенности пародонта
  • Классификация болезней пародонта
  • Этиология и патогенез
  • Клиническая диагностика заболевании пародонта
  • Гингивит
  • Пародонтит
  • Идиопатические болезни с прогрессирующим лизисом тканей пародонта
  • Профилактика болезней пародонта у детей

Заболевания слизистой оболочки полости рта

  • Строения слизистой оболочки полости рта и ее особенности в детском возрасте
  • Классификация заболеваний слизистой оболочки полости рта
  • Принципы и методы верификации диагноза при заболеваниях слизистой оболочки полости рта
  • Травматические повреждение слизистой оболочки полости рта
  • Вирусные заболевания слизистой оболочки полости рта
  • Изменения на слизистой оболочке полости рта при острых вирусных и инфекционных заболеваниях
  • Грибковые заболевания слизистой оболочки полости рта
  • Аллергические заболевания слизистой оболочки полости рта
  • Проявления на слизистой оболочки полости при некоторых системных заболеваниях
  • Аномалии и самостоятельною заболевания языка
  • Хейлиты
Базова література

1. Хоменко Л.О. та спів. Терапевтична стоматологія дитячого віку, Київ, Книга плюс, 2001.- 524с.
2. Пропедевтика дитячої терапевтичної стомтаології (за ред. проф. Л.О.Хоменко). – К.:”Книга Плюс”, 2011. - 320 с.
3. Хоменко Л.А., Остапко Е.И., Биденко Н.В. Клинико-рентгенологическая диагностика заболеваний зубов и пародонта у детей и подростков.- Киев: «Книга плюс», 2004.- 200с.
4. Хоменко Л.А., Биденко Н.В. Практическая эндодонтия инструменты, материалы и методы.- Киев, Книга плюс, 2002.- 216с.
5. Биденко Н.В. Стеклоиономерные материалы и их применение в стоматологии. –Москва: «Книга плюс», 2003. –144 с.
6. Хоменко Л.А., Савичук А.В., Биденко Н.В., Остапко Е.И. и др. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие. – Ч.1. –К.:”Книга Плюс”,2007. –127 с.
7. Хоменко Л.А., Савичук А.В., Биденко Н.В., Остапко Е.И. и др. Профилактика стоматологических заболеваний: учебное пособие. – Ч.2. –К.:”Книга Плюс”,2008. –132 с.

Додаткова література

1. Борисенко А.В. Терапевтична стоматологія. Т 2. Карієс. Пульпіт. Періодонтит. Ротовий сепсис –К.:Медицина, 2010.- 560с.
2. Борисенко А.В. Терапевтична стоматологія. Т 3. Захворювання пародонта К.:Медицина, 2011. – 613 с.
3. Борисенко А.В.. Терапевтична стоматологія. Т 4. Захворювання слизової оболонки порожнини рота - К.:Медицина, 2010. – 639 с.
4. Боровский Е.В., Иванов В.С., Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н. Терапевтическая стоматология. –М.:Медицина, 1998. –736 с.
5. Боровский Е.В., Жохова Н.С. Эндодонтическое лечение. –М., 1997. –64 с.
6. Боровский Е.В., Данилевский Н.Ф. Атлас заболеваний слизистой оболочки полости рта. – М.:Медицина, 1981. - 288 с.
7. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта. – М.:Медицина, 1991. – 198 с.
8. Виноградова Т.Ф. Стоматология детского возраста (руководство для врачей). – М.: “Медицина”, 1987.- 528 с.
9. Виноградова Т.Ф. Диспансеризація детей у стоматолога./2-е изд., пере раб. и доп.– (Б-ка практ.врача. Важнейшие вопросы стоматологии). – М.:”Медицина”, 1988 – 256 с.
10. Грошиков М.И. Некариозные поражения тканей зуба. –М.:Медицина, 1985.–176 с.
11. Гранитов В.М. Герпесвирусная инфекция. –М.:Медкнига, Н.Новгород: изд-во НГМА, 2001. –88 с.:ил.
12. Григорьян А.С., Грудянов А.И., Рабухина Н.А., Фролова О.А. Болезни пародонта. Патогенез, диагностика, лечение. – М.:МИА, 2004. – 320 с.
13. Даггель М.С. и соавт. Атлас реставрации молочних зубов. И-во „Лори”, Москва, 2001.
14. Данилевський М.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахній Ж.І. Пульпіт. – К.Здоров’я, 2003. – 168 с.
15. Данилевський М.Ф., Несін О.Ф., Рахній Ж.І. Захворювання слизової оболонки порожнини рота; за ред. проф.. М.Ф.Данилевського – К.:”Здоров”я, 1998. – 408 с.
16. Дєльцова О.І., Чайковський Ю.Б., Геращенко С.Б. Гістологія та ембріогенез органів ротової порожнини: навчальний посібник.- Коломия: ВПТ “Вік”, 1994. – 94 с.
17. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / под ред. проф. Е.В.Боровского, проф.А.Л.Машкиллейсона. – М.:МЕДпресс, 2001.- 320с., ил.
18. Иванов В.С., Винниченко Ю.А., Иванова Е.В. Воспаление пульпы зуба. – м.:МИА, 2003. – 264с.
19. Клюева С.К., Мороз Б.Т. Основы генетики для стоматологов. – СПб.:ООО «МЕДИ издательство», 2005. – 68 с.
20. Колесов А.А. Стоматология детского возраста. – 4-е изд. -М.:Медицина, 1991. – 464с.
21. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. – М.:МЕДпресс-информ, 2008. –168 с.
22. Костромская Н.Н., Глотова О.Н. Лечебные и изолирующие прокладки в стоматологии. – М.:Медкнига, Н.Новогород:Изд-во НГМА, 2001. – 80 с.
23. Курякина Н.В. “Терапевтическая стоматология детского возраста” М.-МИА, 2007.- 632с.
24. Лечение и реставрация молочных зубов (иллюстрированное руководство по лечению и реставрации кариозных молочних зубов): Пер. с англ./ М.С.Даггал, М.Е.Дж.Керзон, С.А.Фэйл и др.- М.:МЕДпресс-информ, 2006.- 160 с.
25. Максимоваская Л.Н., Рощина П.И. Лекарственные средства в стоматологии: Справочник. – 2-е изд. - М.: Медицина, 2000. – 240 с.
26. Макеева И.М. Восстановление зубов светоотверждаемыми композитными материалами. – М., 1997. –72 с.
27. Марченко А.И., Кононович Е.Ф., Солнцева Т.А. Лечение заболеваний в детской терапевтической стоматологии. – К.: Здоровье, 1988.-160 с.
28. Марченко О.І., Казакова Р.В., Дичко Є Н., Рожко М.М., Гевкалюк Н.О. Захворювання слизової оболонки порожнини рота у дітей. – Івано-Франківськ, 2004. – 134 с.
29. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология: Учебное пособие /А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – 8-е изд. – М.:МЕДпресс- информ, 2008.- 960 с.
30. Николишин А.К. Современная эндодонтия практического врача. – Полтава, 2003. – 208 с.
31. Новик И.И. Заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта у детей. –К.: Здоровье, 1971. – 356 с.
32. Патерсон Р., Ваттс А., Саундере В., Питтс Н. Современные концепции в диагностике и лечении кариеса фиссур. Обор клинических методов и материалов. – Лондон: Изд-во”Квинтэссенция” , 1995. –78с.
33. Пахомов Г.Н., Леонтьев В.К. Атравматическое восстановительное лечение кариеса зубов.- Москва - Женева.- 112с.
34. Персин Л.С., Єлизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста.- М.Медицина, 2003.- 640с
35. Попруженко Т.В. Профилактика основных стоматологических заболеваний /Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова. – М.:МЕДпресс-информ, 2009. – 464 с.
36. Ральф Е. Мак-Дональд, Дейвид Р. Эйвери Стоматология детей и подростков. М.:Медицинское информационное агентство, 2003.- 766с.
37. Рубахина Н.А., Аржанцев А.П. Рентгендиагностика в стоматологии.–М.:МИА,1999.–450 с.
38. Садовский В.В. Клинические технологии блокирования кариеса. – М.:Медицинская книга, 2005. – 72 с.
39. Сайфуллина Х.М. Кариес зубов у детей и подтостков: Учебное пособие. –М.:МЕДпресс, 2000. – 96с.
40. Сырбу Н.И. и соавт. Пульпиты у детей. – Кишинев: Штиинца, 1979.- 98 с.
41. Стоматология детей и подростков /Пер с англ. Под ред. Р.Е.Мак-Дональда, Д.Р.Эйвери. – М.:МИА, 2003. – 766 с.
42. Справочник по детской стоматологии (Под редакцией A.C. Cameron, R.P. Widmer/ Перевод с англ. По ред. Виноградовой Т.Ф, Гинали Н.В., Топольницкого О.З. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 288с.
43. Удовицька О.В., Лепорська Л.Б. Дитяча стоматологія К.:Здоров’я, 2000. – 296с.
44. Урбанович Л.І. Запальні захворювання червоної облямівки губ. – К.:Здоров»я, 1974. – 144с.
45. ХельвигЭ., Климек Й., Аттин Т. Терапевтическая стоматология / Под htl профю А.М.Политун, проф. Н.И. Смоляр. Пер. с нем. – Львов:ГалДент, 1999. – 409 с.
46. Цепов Л.М.Заболевания пародонта: взгляд на проблему /Л.М.Цепов – М.: МЕДпресс-информ, 2006.- 192 с.
47. Чупрынина Н.М. Атлас рентгенограмм зубов и альвеолярного отростка в норме и при патологии у детей. –Москва, 1964.
48. Чупрынина Н.М., Воложин А.И., Гинали Н.В. Травма зубов. – М.:Медицина, 1993. - (Б-ка практ. Врача. Важнейшие вопросы стоматологии). - 160 с.

В руководстве освещены вопросы организации стоматологической помощи детям. Рассмотрены диагностика и лечение кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки полости рта и пародонта, травмы зубов и челюстей, опухоли и др. С современных позиций изложены вопросы обезболивания при проведении диагностических и лечебных мероприятий. Описаны восстановительные пломбировочные материалы. Большое внимание уделено вопросам гигиены полости рта, гигиеническому воспитанию детей, профилактике …

В учебнике изложены клинико-биологические аспекты (обоснование) детского протезирования как основного звена детской стоматологии на современном этапе. Актуальность издания обусловлена тем, что, несмотря на насущную необходимость в детском зубном протезировании, учебников по этому важному разделу стоматологии практически не существует. В учебнике рассмотрены разные аспекты ортопедического лечения у детей: психоэмоциональное состояние ребенка в разные возрастные периоды, психологическая …

Детского возраста

Лекция (методическая разработка)

Для студентов 4 курса, специальность детская терапевтическая стоматология

ТЕМА:
Введение в терапевтическую стоматологию детского возраста. Анатомо-физиологические особенности зубов у детей. Методы обследования ребенка.

ЦЕЛЬ: (способствовать формированию системы теоретических знаний по детской терапевтической стоматологии).

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Периоды развития стоматологии детского возраста

2. Детская терапевтическая стоматология, ее разделы и задачи.

3. Анатомо-физиологические особенности строения молочных и постоянных зубов у детей.

4. Обследование детей в клинике стоматологии детского возраста. Заполнение медицинской документации.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА: асс. Г.

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «____»

Зав. кафедрой_______________________________________(Ф. И.О.)

Детская стоматология наиболее молодая отрасль стоматологии.

Впервые в России бесплатную школьную зубоврачебную амбулаторию организовал в 1886 году Александр Карлович Лимберг, которого по праву можно назвать основоположником детского зубоврачевания. Он в первые разработал основу плановой санации полости рта у учащихся. В 20-30-е годы 20го столетия Н. И. Агапов научно обосновал принципиально новый метод плановой санации полости рта у детей.

Однако детская стоматология, как отрасль стала активно развиваться в 60-х годах 20-го века.

В 1963 году была организована первая кафедра стоматологии детского возраста в ММСИ, которую возглавил Александр Александрович Колесов.

В 1968 году состоялся V-Всесоюзный съезд стоматологов, который целиком был посвящен вопросам детской стоматологии.

Огромный вклад в развитие детской стоматологии внесла Т. Ф. Виноградова, которая более 30 лет возглавляла каф. стоматологии детского возраста при ЦОЛИУв и была главным детским стоматологом страны.

В ДГМА кафедра стоматологии детского возраста была организована в 1985 году. Более 10 лет её возглавлял и внес большой вклад в развитие детской стоматологии в Дагестане Виктор васильевич Шварц.

Детская стоматология – специальность сложная и многокомпонентная.

Она включает детскую терапевтическую стоматологию, все виды хирургии челюстно-лицевой области, ортодонтию и детское протезирование.

Врач-стоматолог педиатр должен знать все её разделы и понимать их органическую взаимосвязь с учетом растущего и развивающего детского организма. Он должен иметь достаточные общепедиатрические знания для понимания закономерностей возникновения и развития основных стоматологических заболеваний у детей различного возраста.

«Ребенок-это не взрослый в миниатюре. Развитие органов ребенка отличается рядом особенностей в период как здоровья, так и болезни; в процессе развития детский организм претерпевает не только количественные но и качественные изменения» - указывал еще в 1847г., С. Ф. Хотовицкий в своем труде «Педиятрика».

Детская терапевтическая стоматология занимается особенностями течения и лечения заболеваний твердых тканей зубов, парадонта и слизистой оболочки полости рта у детей.

Анатомно-физиологические особенности зубов у детей.

Под понятием детские зубы подразумеваются зубы молочного, сменного и постоянного прикуса у детей. Для детского врача стоматолога важное практическое значение приобретают анатомно-физиологические особенности строения зубов, имеющие отношения к течению кариозного процесса, распространению воспаления в пульпе и периодонте и те данные, которые имеются непосредственное отношение к лечению зубов.

Это в первую очередь признаки, отличающие молочные и постоянные зубы. Возрастные особенности строения эмали, детина, пульповой камеры и корней. Этапы и сроки развития корней молочных и постоянных зубов и естественно этому физиологические особенности коронковой и корневой пульпы и периодонтита в зубах с незаконченным развитием и сформировавшимся зубами.

Развитие зубов представляет весьма сложный процесс, начинающийся на 6-7 неделе внутриутробного развития плода и продолжающийся еще несколько лет после прорезывания зуба в полости рта.

Эмаль зуба образуется из эпителия эмалевого органа. Образование эмали (амелогенез) происходит в результате деятельности амелобластов и разделяется на 2 фазы: образование эмалевого матрикса и созревание эмали. Причем созревание эмали не заканчивается до прорезывания зуба, а продолжается еще определенное время после его прорезывания (вызревание эмали) в полости рта. Когда эмаль достигает своей окончательной толщины и обызвествляется, то роль эмалевого органа не является исполненной. Несмотря на то, что с возрастом кристаллическая решетка эмали уплотняется, у каждого человека в результате жевательной нагрузки происходит физиологическое стирание эмали т. е. слой эмали уменьшается.

Дентин и пульпа образуется из мезенхимы зубного сосочка.

В образовании и обызвествлении дентина участвуют клетки –одонтобласты. Деятельность одонтобластов продолжается и после прорезывания зубов, в результате чего с возрастом уменьшается размер пульповой камеры и просвет корневых каналов.

Развитие зуба можно наблюдать при помощи рентгена.

Зубные зачатки выглядят как просветление овальной формы с четкой компактной пластинкой, начинающиеся обызествление – в виде очастков затемнения. По R-грамме можно также наблюдать стадии формирования корней зубов и периодонта.

Важную роль в процессе развития и прорезывания зубов играет состояние нервной, эндокринной системы обменных процессов и т. д. Признаком правильного прорезывания является парное прорезывание симметричных зубов в определенной последовательности.

Молочные (временные) зубы отличаются от постоянных размером коронки (меньший), цветом (бело-голубой, а у постоянных – бело-желтый).

Толщина и степень минерализации твердых тканей молочных зубов и постоянных зубов с с несформированными корнями небольшая, поэтому они больше подвержены кариесу. Более того, у этих зубов слой дентина не только меньше, но дентинные канальцы значительно шире и короче, размер полости зуба (пульповая камера) больше, корневые каналы шире. В следствии этого, при возникновении кариозного процесса, микроорганизмы и продукты их распада достаточно быстро проникают в пульпу зуба, вызывая ее воспаление, иногда острое, сопровождающиеся болями, а чаще – незаметное, первично-хроническое течение.

Методы обследования детей в клинике стоматологии детского возраста

Методика клинического обследования – это определенный алгоритм действий, который должен придерживаться врач при обследовании ребенка.

1.Знакомство с ребенком – установления взаимоотношений между маленьким пациентом и врачом.

У пациента с врачом должны установиться отношения доверия (контакт). У детей чувство боязни может быть связано как с неприятным личным опытом, так и с рассказами окружающих. Поэтому врач своей личностью, поведением (спокойным, доверительным, уверенным, доброжелательным, порой строгим) должен постараться снизить чувство страха.

2.Основные методы обследования: - опрос и осмотр

Опрос – должен быть целенаправленным. Жалобы больного могут быть самыми разнообразными: боль, эстетическая неудовлетворенность, кровоточивость десен, неприятный запах изо рта и т. д.

Самая частая жалоба-это боль. При этом необходимо выяснить характер боли, длительность, от чего возникает или усиливается, иррадиация боли, в какое время суток чаще возникает боль.

Далее необходимо выяснить развитие настоящего заболевания, общее состояние здоровья (наличие хронических стоматологических заболеваний печени, почек, лор-органов, заболеваний крови, нервно-психических заболеваний, эндокринных заболеваний, вирусный гепатит, туберкулез, СПИД)

Осмотр :

Внешний осмотр: изучение осанки, осмотр лица, выявление вредных привычек, изучение функции дыхания, глотания, речи, смыкание губ.

Состояние региональных лимфоузлов

Осмотр полости рта:

Состояние губ и приротовой области

Преддверие полости рта (глубина в N от 5 до 10 мм, величина и форма уздечек, тяжей)

Состояние десневого края

Состояние гигиены полости рта

Форма зубных рядов и соотношения челюстей

Состояние слизистой оболочки полости рта

Состояние тканей зубов (гипоплазия, флюороз и т. д.)

Состояние зубов, наличие кариозных, пломбированных и удаленных зубов.

Осмотр зубов производиться с помощью зеркала и зонда в определенном порядке - начиная с зубов верхней челюсти справа налево и на нижней челюсти слева направо.

Полученные данные заносятся в зубную формулу в виде условных обозначений (кариес – С, пломба – Р, зуб подлежащий удалению - У).

Молочные зубы обозначаются римскими цифрами, а постоянные арабскими.

В настоящее время для определения принадлежности зуба используется международная цифровая система обозначения зубов, предложенная Международной Организацией Стандартов (ISO). Согласно этой системе каждый зуб обозначают двумя цифрами, первая из которых определяет принадлежность зуба к одному из четырех квадрантов, а вторая – номер зуба в пределах данного квадранта. Квадранты обозначаются арабскими цифрами от 1 до 4 в постоянном прикусе и от 5 до 8 в молочном прикусе по часовой стрелке, начиная с верхней челюсти, справа. Зубы в пределах каждого квадранта обозначаются цифрами от одного до восьми (постоянные) и от одного до пяти (молочные) от средней линии в дистальном направлении; цифры должны произноситься раздельно. Например, обозначение постоянных клыков звучит так: один-три (13), два-три (23), три-три (33), четыре-три (43).

Дополнительные методы исследования при кариесе

1.Зондирование, перкуссия, пальпация

2. Температурные пробы

3.Определение гигиенического состояния полости рта (Г. И. по Федорову - Володкиной, Г. И. по Yrecn - Wermillion)

4. Витальное окрашивание (методика Боровского - Аксамит)

5.Оценка кислотоустойчивости эмали – ТЭР – тест (Окунеко, Косарева, 1983)

6. Определение скорости реминарализации – КОСРЭ-тест (Редникова, леонтьев, овруцкий, 1982)

7. Люминесцентное исследование

8.Электроодонтрометрия (ЭОД)

Электроодонтодиагностика (ЭОД) – метод оценки возбудимости чувствительных нервов зуба при их раздражении электрическим током. ЭОД позволяет предположительно оценить состояние пульпы зубов. Пульпа интактных здоровых зубов реагирует на силу тока в пределах 2-6 мкА. Для определения электровозбудимости зуба используют аппараты ОД-1, ОД –2М, ЭОМ-3, ИВН -1 и т. д. Исследование проводит врач вместе с ассистентом. Достоверность показаний во многом зависит от психоэмациональной настроенности пациента. Электроодонтодиагностика при кариесе у детей применяется редко. Электровозбудимость молочных зубов изучена недостаточно, что объясняется трудностями получения объективной информации у детей в возрасте 3-5ти лет. Электровозбудимость постоянных зубов варьирует: в период прорезывания, она понижена, по мере роста и формирования корней возбудимость повышается, достигая нормальных цифр к моменту окончания формирования корня. При кариесе чувствительность к электрическому току заметно не изменяется (2-6 мкА). При глубоком кариесе, особенно у детей с III степенью активности, отмечается понижение чувствительности пульпы зуба до 10 мкА. Наиболее чувствительными точками для размещения электрода является середина режущего края фронтальных зубов, вершина щечного бугорка премоляров и вершина переднего щечного бугорка моляров. В кариозных зубах показатели снимают со дна кариозной полости, очищенной от некротического распада. На сегодняшний день разработаны очень компактные аппараты для определения витальности (жизнеспособности) пульпы (например, тестер состояния пульпы «Digitest»). Они позволяют констатировать лишь два состояния пульпы: она живая (нормальная) или некротизирована.

ЭОД также, как и традиционная термодиагностика является относительным и субъективным методом дополнительного исследования.

Электрометрический способ диагностики кариеса (К.) основан на способности пораженных кариесом твердых тканей зуба проводить электрический ток различной величины в зависимости от степени их поражения.

9. Рентгенография - при диагностике кариеса зубов у детей применяется значительно чаще, чем у взрослых, т. к. является наиболее достоверным методом при обследовании маленького пациента. К этому методу исследования прибегают при подозрении на образование кариозных полостей на апроксимальных поверхностях и при тесном расположении зубов, когда дефект твердых тканей недоступен осмотру и зондированию. По рентгенограмме можно судить глубине кариозной полости, о размерах пульповой камеры, о состоянии корней и тканей периодонта, что очень важно при проведении дифференциальной диагностики кариеса и его осложнений.

Рентгенографический метод исследования позволяет определить:

Состояние твердых тканей зуба (наличие скрытых полостей, трещин эмали);

Состояние корневых каналов (длина, ширина, степень прохождения, качество

пломбирования, стадия формирования корня, состояние ростковой зоны, стадия рассасывания корней молочных зубов);

Состояние околоверхушечных тканей и тканей пародонта (расширение периодонтальной щели, разрежение костной ткани);

Положение зубов;

Строение новообразований, секвестров, камней в слюнных железах;

Состояние височно-нижнечелюстных суставов.

В стоматологии используется рентгенография:

Внутриротовая:

а) близкофокусная контактная;

б) контактная в прикус.

Внеротовая:

а) панорамная;

б) ортопантомография;

в) томография;

г) контрастная рентгенография.

Радиовизиография (цифровая рентгенография).

10.Метод индикации кариозного дентина. Кариозный дентин состоит из двух слоев. Первый слой (наружный) – инфицированный. Второй слой (внутренний) – неинфицированный, частично деминерализованный, способный к реминерализации. При лечении кариеса наружный слой необходимо удалить, внутренний – сохранить. Для индикации слоев используют препарат «Кариес детектор», представляющий собой 0,5% раствор основного фуксина или 1% раствор красного кислого в пропилегликоле. Тампон с красителем вводят в кариозную полость на 15 сек. При этом наружный, нежизнеспособный слой окрашивается, а внутренний – нет. Аналоги препарата: Caries Marker (Voco), Колор-тест №2 (Влад-Мива).

11. Лабороторные методы исследования

Данные, полученные при обследовании пациента, заносят в медицинскую карту стоматологического больного (уч. форма № 000/у) и на основании реальной стоматологической ситуации составляют план лечебных и профилактических мероприятий. Одной из немаловажных задач первичного осмотра является выработка у родителей ответственности за состояние здоровья полости рта своего ребенка. Необходимо отметить важность их участия в осуществлении программы лечебно –профилактических мер, в частности, в вопросах гигиены полости рта, соблюдения сроков посещений врача, контроля за выполнением назначений и многое другое. Только полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель – является залогом успеха лечения.

Детская терапевтическая стоматология занимается изучением особенностей клинического течения, лечение и профилактики основных стоматологических заболеваний у детей (кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки, а также заболеваний твердых тканей зубов некариозной природы). Стоматолог-педиатр должен знать все разделы детской стоматологии и понимать их органическую связь с учетом растущего и развивающего организма. Во время осмотра очень важно соблюдать определенную последовательность знать варианты нормы, с целью раннего выявления развивающейся патологии. Залогом успеха лечения маленького пациента является полное взаимопонимание между всеми участниками процесса – врач, ребенок (пациент), родитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ.

1. Где и когда была организована первая кафедра стоматологии детского возраста? Кто ее возглавил?

В 1963г. В ММСИ

А. А.Колесов

2. Какие признаки характерны для процесса прорезывания зубов в норме?

Парность, симметричность, последовательность и порядок в определенные сроки прорезывания

3.В какой последовательности осматривают зубные ряды?

4. Какие клетки участвуют в образовании дентина?

Одонтобласты

5. Дайте понятие термину «Созревание эмали»

Окончательная минерализация эмали, происходящая в полости рта в присутствии ротовой жидкости

ЛИТЕРАТУРА.

1. В. Терапевтическая стоматология детского возраста. М. «Медицинская книга», Н. Новгород. Издательство НГМА, 2001.

2. С., М., В. Стоматология детского возраста М. «Медицина» 2003.

3. Мак-Дональд, Эйвери. Стоматология детей и подростков. М. Медицинская информационное агентство. 2003.

4. Е. Стоматология детского возраста. Практическое руководство. Ростов-на-Дону Феникс 2006.

5. П., Ю. Детская терапевтическая стоматология. Руководство к практическим занятиям. М. ГЭОТАР – Медиа 2012.

Похожие статьи