Как помочь ребенку проглотить капсулу. Сложный физиологический процесс или как научить ребенка глотать таблетки

Опытные родители знают: если удалось влить или всыпать лекарство ребенку внутрь - это еще ничего не значит. Даже когда малыш его проглотит, он запросто может выплюнуть или срыгнуть его обратно, заливая все вокруг, начиная с себя и родителей, заканчивая мебелью. В большей или меньшей степени почти все родители сталкиваются с тем, что заставить ребенка проглотить лекарство - это большое искусство. И иногда оно требует особых хитростей. Ведь некоторые дети становятся с возрастом все более изобретательными в том, чтобы оказывать сопротивление в этом деле. Чтобы облегчить себе это мероприятие, вы можете использовать некоторые из следующих советов:
* чтобы ввести лекарство, используют ложечку или пипетку. Самая удобная ложечка - не слишком глубокая и закругленная, ребенку легче ее вылизать. При случае вы можете ее перевернуть и провести по языку малыша, чтобы он слизал остатки. Если ребенку не нравится ложка, а пипетка слишком мала для вашей дозировки, можно использовать специальную ложку для лекарства или пластиковый шприц, с помощью которого лекарство вводится струйкой глубоко в рот малыша. Но, конечно, нужно вводить не больше того объема, который ребенок может проглотить за один раз;
* еще одно запасное средство, если другие не подошли, - это соска от бутылочки, из которой малыш может высосать лекарство. Затем налейте в ту же соску воды, чтобы он выпил с ней остатки лекарства. Сейчас в магазинах можно легко купить маленькие бутылочки специально для лекарств. У таких бутылочек удобная мерная шкала и различные насадки в виде сосок и мягких ложечек, при помощи которых ребенку легче давать различные препараты даже в виде нерастворяющегося порошка;
* при введении лекарства не задевайте заднюю часть языка, иначе вы можете спровоцировать рвотный рефлекс. Направьте ложку в глубь рта, а пипетку или шприц сбоку, то есть между задней частью десны и щекой, поскольку большинство вкусовых точек сконцентрировано па передней и центральной части языка.

Вводя глазные капли, удерживайте голову ребенка. В этом случае хотя бы часть лекарства достигнет своей цели.

* в охлажденном виде большинство лекарств имеют менее выраженный вкус, поэтому лучше давать их ребенку более холодным. Но уточните у фармацевта, не повлияет ли пониженная температура на действие препарата;
* если нет противопоказаний, лекарство можно смешать с соком или фруктовым пюре, и давать его в этом случае будет значительно легче;
* если у ребенка появилась побочная реакция на лекарство, на время прекратите его давать и возобновляйте прием, только посоветовавшись с врачом;
* иногда вам может понадобиться помощь. Принимайте ее или организуйте сами.

Если вы даете лекарство в одиночку, а ребенок сопротивляется

Пытаться дать лекарство кричащему и брыкающемуся ребенку - невероятно сложная задача. Но если рядом с вами все-таки никого пет, сначала посадите вашего больного в высокий стульчик или детское сиденье, пристегните его и быстро дайте лекарство. Если такого стульчика нет, попробуйте другой прием:
* наполните емкость лекарством (ложку - не до краев) и поставьте ее на стол в пределах досягаемости;
* затем сами сядьте на жесткий стул, а ребенка посадите себе на колени лицом вперед;
* поместите левую руку поперек тела ребенка, надежно удерживая его ручки;
* возьмитесь левой рукой за челюсть ребенка, поместив большой палец на одну щеку, а указательный - на другую;
* наклоните голову ребенка немного назад и мягко нажмите на щеки, чтобы рот открылся;
* правой рукой введите лекарство. Продолжайте легко нажимать на щеки ребенка, пока лекарство не будет проглочено ребенком.
Вся эта процедура должна занять всего несколько секунд: если вы замешкаетесь, малыш начнет вырываться.

Всегда подносите лекарство ребенку уверенно, даже если в прошлый раз у вас ничего не получилось. Если малыш почувствует, что вы ожидаете сопротивления, вы обязательно его получите. Так может произойти в любом случае, конечно, но ваша уверенность повышает шансы на успех.

Последнее средство, которое вы можете использовать: смешайте лекарство с 1-2 чайными ложками пропущенного через сито фруктового пюре или фруктового сока, но только если врач не запретил делать такую смесь. Главное, не разбавляйте лекарство большим количеством пищи или сока, потому что малыш может просто не съесть всю порцию.

Помните, что во время болезни ребенка лучше не давать новую пищу.

Помогайте, я сдаюсь. Как научить ребенка глотать таблетки, капсулы?

Открыть в приложении

В приложении Вы сможете просмотреть все фотографии этой записи, а также прокомментировать и почитать другие посты автора

Комментарии

Если таблетку еще можно растереть, смешать с чем то сладким типа меда и дать запить, то капсулу необходимо проглотить целой.

Не слушайте совета выше! Мёд и таблетки вещи не совместимые вообще!!!

А нет альтернативы? сироп может есть? а так можно просто с водой растереть и дать с ложки или шприца. Но это только таблетки. Капсулы не знаю. Спросите у врача может можно капсулы заменить на что то?

Мед, сок, сироп не подходит. Альтернативы нет. Капсула должна раствориться в кишечнике!

Капсулы можно вскрыть и вылить содержимое, таблетки растереть

- @elena24588 ну нельзя я же написала) они тогда только вред желудку принесут.а в лучшем случае просто не помогут

Насчёт капсул не знаю. А таблетки мой старший только грызёт (даже горькие) затем глотает. Целиковую тоже никак.

- @nastyachijik эх, два дня уже мучаю (-юсь), видимо, пора прекращать, не судьба...не время, наверно(((

А что за капсулы то,нам выписывали креон и 1 капсулу на 4 приема делить,вот вскрывала и делила и давала эти шарики без оболочки

- @zahlebina.marina, с креоном точно так делать можно.там кроме желатиновой капсулы внешней, микрокапсулки внутри, которые не растворяются под воздействием желудочного сока и попадают в кишечник как я поняла. У нас энтерол..ну вроде тоже разрешили раскрывать.но будет ли эффект хз

- @olga_mama2, нам так аллерголог выписывали и не только мне и крестнице тоже так давали эффект был,а энтерол был в порошке был

Читайте эти записи в Мамлайф - самом популярном приложении для женского общения!

Когда ребёнок болеет к беспокойству и волнению за него добавляется проблема лечения. Дети не любят пить лекарства, и иной раз, чтобы уговорить их на это, требуется потратить много терпения и сил.

Самая распространённая сложность в лечении касается приёма таблеток. Как научить ребёнка глотать таблетки? Конечно, существует ряд советов, способных облегчить эту задачу родителям. Ведь обычно именно на них возлагается решение данной проблемы.

Обучение лучше начинать с возраста 3,5 года. В это время с малышом уже можно договориться. Объяснить ему что-то и выслушать его страхи и опасения.

Как ни странно это звучит, но обучение в идеале нужно проводить, когда малыш здоров. В хорошем настроении и при отсутствии больного горла он скорее выполнит то, что вы от него хотите. В качестве обучающего материала можно использовать маленькие витамины. Первые таблетки в жизни малыша не должны быть горькими и крупными:

  • Покажите ребёнку пример, пусть он повторяет все действия за вами. Объясните, что запивать таблетки лучше всего простой водой.
  • Научите малыша правильно размещать таблетку на языке. Надо класть её далеко, но не слишком близко к корню, чтобы не вызвать рвотного рефлекса. Тоже касается, если вы спрашиваете, как научить ребенка глотать капсулы.
  • Объясните, как удобно глотать таблетки, не чувствуя их вкуса, а не разжевывать их. Расскажите, что они будут растворяться в животе, делая всё, чтобы болезнь ушла.
Многие мамы спрашивают, как научить ребёнка пить таблетки целиком. Конечно, лучше всего не делить их на части, если того не требует дозировка. Здесь главное не волноваться родителям. Ведь их волнения передаются и ребёнку. При запивании водой таблетка попадёт именно туда, куда и требуется.

Ваш кроха отлично справился с заданием и проглотил таблетку? Похвалите его! Наградите чем-либо вкусным и расскажите всем родственникам, какой он уже стал взрослый и как теперь легко его будет лечить.

Не забудьте рассказать малышу о том, что пить можно только те таблетки, которые даёт ему мама (папа, бабушка). Подчеркните, что есть таблетки, от которых можно выздороветь, но есть и те, от которых (если принимать их неправильно и без разрешения) можно, наоборот, заболеть.

Как заставить ребёнка пить лекарства

Многие родители пытаются силой влить в своё чадо лекарство. Подобный способ не всегда эффективен, кроха может захлебнуться водой, поперхнуться таблеткой, его может вырвать. Поэтому специалисты настаивают на положительной мотивации малыша.

Безусловно, в идеале не нужно заставлять малыша выпить необходимое ему лекарство, а гораздо эффективнее, договориться с ним. Для этого следует его успокоить, и успокоится самим.

После чего, поговорите с ребёнком. Объясните ему, что лекарства нужно пить, чтобы выздороветь. Предложите после невкусного препарата наградить его любимой сладостью.

Проявляйте хитрость, но никогда не обманывайте кроху, потому что в противном случае он не будет верить вам, даже если вы совершено искренне говорите, что эта таблетка не горькая.

Во время болезни ребенка к волнению о его самочувствии добавляются и проблемы терапии.

Дети не всегда готовы принимать медикаменты, и чтобы уговорить их на это, часто требуется много сил и времени.

Есть несколько советов для родителей – как научить ребенка глотать таблетки. Ведь именно на родителей педиатр возлагает ответственность за проведение успешной терапевтической схемы, назначенной врачом.

Это сложный физиологический процесс, потому что глотка участвует не только в глотании, но и в дыхании.

Он представляет собой сложный рефлекторный мышечный акт, при котором еда переводится через глотку в пищевод.

Это осуществляется благодаря поочередному сокращению и расслаблению мышц.

Этот процесс делится на три фазы:

  1. Ротовая – управляется сознанием, являясь произвольной. Пережеванная и смоченная слюной еда представляет из себя скользкий пищевой комок – болюс. В процессе движения языка и щек он перемещается к спинке языка, при сокращении которого пища прижимается к твердому нёбу и перемещается на его корень, за пределы небно-язычных дужек.
  2. Глоточная – быстрая и непроизвольная, она не контролируется сознанием. Раздражение рецепторов корня языка приводит к сокращению мышц, приподнимающих мягкое небо. Оно закрывает сообщение глотки с носовой полостью, дабы избежать забрасывания в нее еды. Пищевой комок проталкивается в глотку движениями языка. При этом происходит сокращение мышц, смещающих подъязычную кость и поднимающих гортань. Пища не попадает в дыхательные пути благодаря тому, что их перекрывает надгортанник. Повышенное давление в полости рта и пониженное в глотке – способствует перемещению комка в глотку. Поднявшийся корень языка и плотно прилегающие к небу небно-язычные дужки, не дают пище забрасываться обратно в ротовую полость.

Когда пищевой комок поступает в глотку, продольные мышцы – подниматели поднимают глотку к верху.

Мышцы – сжиматели поочередно, от верхней к нижней, сокращаются и проталкивают комок к пищеводу.

Верхний пищеводный сфинктер остается закрыт, когда отсутствует акт глотания.

В результате увеличения давления во время глотания он открывается, и пищевой комок поступает в начало пищевода.

Первые две фазы глотания короткие – примерно одна секунда.

  1. Пищеводная – длительная и является непроизвольной. Она длится 1-2 секунды при попадании в пищевод жидкости и 8-9 при попадании твердой пищи.

В момент, когда происходит глоток, пищевод подтягивается к глотке и верхний пищеводный сфинктер расширяется, принимая болюс. Сокращающие кольцеобразно расположенные мышцы пищевода сокращаются и передвигают пищевой комок в сторону желудка.

На границе пищевода с желудком расположен нижний пищеводный сфинктер. Он ограничивает попадание агрессивного содержимого желудка в пищевод. Пищевой комок, достигнув этой границы, попадает в желудок, благодаря расслаблению нижнего пищеводного сфинктера.

Глоточную фазу невозможно выполнить, если в ротовой полости отсутствует пища или жидкость. Нельзя остановить глотание, которое началось из-за раздражения рецепторов корня языка.

Причины отсутствия соматического глотания

Соматическое глотание сменяет собой инфантильное глотание, которое в норме наблюдается у детей до 2 лет. К смене типа глотания приводит прорезывание зубов.

При инфантильном типе происходит прокладывание языка между беззубыми челюстями до упора в губы в момент глотания. Язык в таком случае не упирается в твердое небо.

Существует ряд причин, которые обуславливают отсутствие соматического глотания:

  1. Отсутствие в рационе малыша твердой пищи. Если ребенок с появлением зубов не прекращает употреблять исключительно жидкую еду, функция глотания не становится основной. Это станет причиной отсутствия соматического глотания.
  2. Короткая уздечка языка, которая мешает его прилеганию к твердому небу.
  3. При хронических отоларингологических процессах преобладает ротовое дыхание. Оно содействует переднему месторасположения языка и переходу на соматический тип глотания.
  4. , функция сосания отходит на второй план. Ее сменяет жевательная функция. При использовании соски более одного года, жевательная функция угнетается, что так же может привести к отсутствию соматического глотания.
  5. : чересчур длинной или с крупным отверстием.
  6. При прорезывании молочных зубов на 3 месяца позднее от физиологической нормы.

Инфантильное глотание приводит к проблемам с прикусом. Чтобы исправить ситуацию нужно исключить все факторы, мешающие развитию соматического глотания. Если ситуация не меняется, следует обратиться к логопеду, который подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Как научить ребенка глотать таблетки

Перед началом обучения следует создать благоприятную среду для ребенка.

Объяснить все преимущества проглатывания таблеток и капсул без разжевывания.

Приступать к обучению следует с возраста 3.5 лет, когда с ребенком можно договориться, выслушать его опасения и страхи.

Обучение проводят, когда ребенок не болеет. От здорового малыша в хорошем настроении и без больного горла будет легче добиться результатов. Например, можно использовать витамины, но не давать больше 1-2 штук за занятие, иначе у ребенка возникнет представление, что можно пить таблетки-витамины сколько захочешь.

  1. Следует показать малышу на своем примере, как принимать таблетки.
  2. Объяснить, что таблетки запиваются только водой.
  3. Рассказать, что правильно таблетку класть не близко к корню языка, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс. Лучше использовать простые и короткие фразы: «Возьми таблетку, а другой рукой стакан с водой. Положи таблетку на язык, запей и проглоти».
  4. Объяснить, что лучше глотать таблетки, не разжевывая: «Так не почувствуется вкуса, а таблетка будет растворяться в животе, борясь с болезнью».
  5. Дать ребенку возможность выбрать, когда принимать лекарство, если в инструкции нет четких указаний об этом.
  6. Возможность обнять любимую игрушку подарить ребенку спокойствие и комфорт.
  7. Не нужно волноваться, это передается малышу, что не будет способствовать успешному обучению.
  8. Для предотвращения бесконтрольного употребления лекарственных средств и отравлений, надо объяснить ребенку, что можно принимать только те таблетки, которые дают родители или врач. Донести до малыша, что нельзя без разрешения брать и глотать лекарства.
  9. Рассказать ребенку, что такое таблетки, от которых выздоравливают, но есть и те, от которых можно заболеть, если принимать их неправильно или без разрешения.
  10. Не пытаться насильно напоить ребенка лекарством. Это неэффективно и опасно. Ребенок может поперхнуться таблеткой или водой. Его может вырвать. Такой подход придаст приему медикаментов негативный оттенок, что в дальнейшем повлечет за собой нежелание ребенка принимать лекарства.
  11. Нужно поговорить с ребенком и объяснить ему, что это было необходимо для его здоровья. Предложить сладость за употребление невкусной таблетки. Родителям стоить проявить хитрость, но не обманывать малыша. Если он потеряет доверие, уже никогда не получится убедить его, что таблетка не горькая, даже если говорить это искренне.
  12. В случае успеха нужно поощрить ребенка небольшой игрушкой или сладостями и устной похвалой.

Нужно наблюдать за ребенком. Если он не может проглотить таблетку, заметить это просто. Причиной тому может служить гиперактивный рвотный рефлекс или хроническая рвота. Предыдущий негативный опыт применения лекарств тоже может препятствовать обучению.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым важным является создание благоприятной обстановки в процессе обучения. Следует набраться терпения. Все дети индивидуальны и им требуется разное время, чтобы научиться глотать таблетки.

Достаточно уделять 10-20 минут в день на занятия с ребенком, разговаривать с ним, выслушивать его переживания по поводу приема лекарств. При соблюдении таких простых правил, успех не заставит себя ждать.

У многих детей с аутизмом есть проблемы с приемом лекарств, но это навык, который крайне важен для дальнейшей жизни и сохранения здоровья

Я поведенческий аналитик, и у меня двое взрослых сыновей, у одного из которых аутизм. До этого я более 30 лет работала лицензированной медсестрой, и мне кажется, что мой опыт в медицине оказался очень полезен для работы в области аутизма.

Благодаря своему первому образованию и опыту я могу отвечать на вопросы о приеме лекарств и тех уникальных проблемах, с которыми часто сталкиваются родители детей с аутизмом.

Когда Лукас был малышом, мы могли дать ему детский препарат в жидком виде, капнув его прямо в рот. Поскольку препарата было немного и препараты для детей обычно ароматизированы, то обычно он проглатывал лекарство без каких-либо проблем. Однако когда Лукас стал постарше, объем жидкого препарата стал гораздо больше, и дать ему лекарство становилось все сложнее.

Лукас был крайне избирателен в еде, поэтому, когда у него диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, его вес был ниже нормы. Нам рекомендовали каждый день давать ему мультивитамины и другие пищевые добавки, такие как кислоты Омега-3. Иногда, когда он болел, мы также давали ему антибиотики и другие препараты для лечения инфекций и других заболеваний. Кроме того, в последующие годы ему назначали различные препараты для улучшения сна, уменьшения других проблем, связанных с аутизмом, а также для лечения аутоиммунного заболевания, которое диагностировали у Лукаса в 6 лет, и дисфункции автономной нервной системы, которую диагностировали в подростковом возрасте.

Вскоре после того как у Лукаса диагностировали аутизм, мы начали измельчать витамины, добавки и рецептурные препараты и смешивать их с яблочным пюре. После того как Лукас съедал ложку пюре с лекарством, мы обычно давали ему какое-то съедобное поощрение, после чего предлагали следующую ложку пюре и опять поощрение. Временами смесь получалась с отвратительным вкусом, так что Лукас начал сопротивляться и демонстрировать проблемное поведение, когда приходило время принимать лекарства.

Когда Лукасу было лет 5, я попросила поведенческого аналитика понаблюдать, как я даю сыну витамины и лекарства. Я искала идеи, как помочь Лукасу принимать лекарства без проблемного поведения. Поведенческий аналитик сказала, что измельченные таблетки придают смеси неприятный запах (и, вероятно, вкус), и единственный способ справиться с проблемой — научить Лукаса глотать таблетки.

Некоторые родители все смешивают с соком, но я не могла это делать, потому что Лукасу сок никогда не нравился, а в воде вкус скрыть невозможно. Кроме того, в последующие годы работы поведенческим аналитиком я наблюдала, что давать препараты в соке — это не лучший вариант, поскольку многие дети пьют сок очень медленно, и это влияет на время приема лекарства, и препарат может осесть на дне чашки, так что очень часто при смешивании лекарства с соком, родители не были уверены, какую дозу препарата ребенок действительно получил.

Измельчение таблеток и смешивание их с едой и напитками — это не идеальное решение, которое не может быть долговременным, ведь некоторые препараты, такие как Омега-3, обладают горьким и противным вкусом, а другие препараты выпускаются в капсулах, которые нельзя вскрывать.

Я очень рано поняла, что если ребенок с аутизмом не умеет глотать препараты, то по мере его взросления давать ему лекарства, добавки или витамины становится все сложнее и сложнее.

Я посетила несколько лекций по этой проблеме, на которых объясняли, как обучать навыку глотания таблеток с помощью процедур систематической десензитизации и постепенного увеличения требований (в данном случае постепенного увеличения размера таблетки), а также моделирования и положительного подкрепления. Мне удалось научить Лукаса и многих других детей глотать таблетки.

Лукас начал глотать таблетки, когда он должен был принимать преднизон в течении 21 дня из-за обострения аутоимунного заболевания. Когда препарат назначили, Лукасу было 14 лет, и, оглядываясь назад, я жалею, что не научила Лукаса глотать таблетки гораздо раньше. Когда врач назначил преднизон, он отметил, что у этих таблеток очень неприятный вкус. Врач предупредил меня, что если я измельчу таблетку, вкус будет отвратительным.

Поскольку я сообщила врачу, что я даю Лукасу измельченные таблетки в яблочном пюре, он посоветовал просто положить таблетку преднизона (она очень маленькая) в яблочное пюре так, чтобы Лукас ее не видел, а потом просто давать ему таблетки.

Оказалось, что таблетка преднизона была такой маленькой, что Лукас мог проглотить ее и даже не заметить. Поскольку Лукас привык глотать яблочное пюре, мы начали постепенно увеличивать размер таблеток. Также мы начали показывать ему, что мы кладем таблетки в пюре, а после мы давали ему поощрение.

Сейчас Лукас может принимать даже большие капсулы, но они все равно должны быть в пюре.

Если ваш ребенок согласен сделать большой глоток воды из открытой чашки, то я бы начала обучение именно с этого. Затем, как рекомендовалось на лекциях, которые я посещала, я бы начала с маленькой крупинки или самой маленькой макаронины, какую вы только сможете найти.

Некоторые рекомендуют начать с «тик-така» или другого леденца, но мне это не кажется хорошей идеей — ведь конфеты вкусные, а вам не нужно, чтобы ребенок начал жевать конфету или привык к приятному вкусу. Так что лучше подходят сухая крупа, фасолины или мелкие макаронные изделия — очень постепенно увеличивайте их размер, и обязательно давайте ребенку очень желанное поощрение сразу же после того, как он проглотил тренировочную «таблетку».

С некоторыми детьми можно моделировать этот навык напрямую: «Смотри как мама делает большой глоток!» Потом попросите ребенка повторить за вами. Затем: «Смотри как мама кладет крупинку на язык!» Потом опять глоток воды. Попросите ребенка повторить за вами и тут же предоставьте очень желанное поощрение.

Если, как в случае с Лукасом, вам больше подходит метод пюре, то подготовьте пюре, поместите что-нибудь маленькое, например, очень маленькое макаронное изделие или крупинку в ложку с пюре, а потом дайте ложку ребенку, сразу же предоставьте поощрение за то, что ребенок проглотил пюре.

Постепенно увеличивайте размеры того, что проглатывает ребенок. Увеличивайте размер только после того, как ребенок стал успешен на предыдущем шаге. Например, после того как он три раза успешно проглотил маленькую крупинку, положите маленькую макаронину, а потом очень маленькую фасолину. И, разумеется, на каждом шаге вы должны предоставлять ребенку очень важное и желанное для него поощрение за успех.

Когда ваш ребенок уже научился принимать таблетки, то можно учить его другим очень важным навыкам, которые связаны с приемом лекарств. Например, ребенок, подросток или взрослый может научиться самостоятельно принимать лекарства из контейнера, в котором таблетки заранее раскладываются по дням, или же самостоятельно реагировать на таймеры или визуальное расписание, чтобы принимать нужные препараты в назначенное время.

Это проверенные стратегии на основе прикладного анализа поведения, которые могут помочь вашему ребенку или клиенту принимать лекарства. Однако если у ребенка есть серьезные медицинские проблемы, трудности с глотанием или проблемное поведение, связанное с лечением, то ему понадобится помощь специалиста, который может провести тщательный анализ поведения, на основе которого будет составлена индивидуальная программа для коррекции этих проблем.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Похожие статьи