Какое лекарство для улучшения памяти для детей. Источники витаминов природного происхождения

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Улучшить память и стимулировать мозговую деятельность можно с помощью определенных витаминов и микроэлементов. Необходимое их количество практически нереально получить с питанием, даже если оно будет идеально сбалансированным. Поэтому у людей возникает потребность принимать витаминные комплексы.

Витамины-стимуляторы мозговой активности

Такие препараты положительно воздействуют на качество мыслительных процессов, помогают укрепить память, активизируют кровообращение в головном мозге, благодаря чему клетки органа получают достаточное количество кислорода и других важных веществ. Витамины, кроме того, способствуют обострению внимания, делают человека менее раздражительным, спокойным. Такой эффект обеспечивается благодаря зависимости мозговой деятельности от своевременного обновления тканей органа, его активного кровоснабжения. Наладить эти процессы помогают витаминные комплексы.

Витамины группы B

Данные вещества считаются важнейшими для функционирования нервной системы. Витамины B для мозга играют ключевую роль, поскольку оказывают большое влияние на мышление и память человека. Эти вещества стимулируют нормальную работу нервных клеток, предотвращают преждевременное старение, защищают от мозговых перегрузок, стрессов. Дефицит витаминов B ведет к серьезным расстройствам нервной системы, ухудшению работоспособности мозга, снижению памяти.

Тиамин

Данное вещество повышает тонус человека, снижая утомляемость и обеспечивая длительное чувство бодрости. Витамин В1 способствует укреплению памяти, нормализует сон, помогает справиться с депрессией и стрессами. Он, кроме того, участвует в обеспечении мозга глюкозой. При нехватке тиамина можно заметить такие симптомы:

  • раздражительность;
  • ухудшение памяти;
  • нарушение координации;
  • бессонница;
  • депрессия;
  • быстрая утомляемость;
  • развитие патологий сосудов и сердца (в тяжелых случаях).

Рибофлавин

Главной задачей витамина В2 является обеспечение организма энергией, улучшение работы мозга. Вещество принимает участие в синтезе нервных клеток. При дефиците рибофлавина физические нагрузки быстро приносят усталость. О нехватке В2 свидетельствуют такие признаки:

  • сонливость;
  • головные боли;
  • заторможенность;
  • потеря веса;
  • язвочки на уголках губ;
  • слабость, апатия.

Никотиновая кислота

Витамин В3 принимает участие в синтезе ферментов, поэтому является очень важным компонентом для организма человека. Кроме того, никотиновая кислота помогает извлечению энергии из пищи и способна улучшить работу мозга. При нехватке В3 человек чувствует:

  • усталость;
  • подавленность, депрессию;
  • сложность сосредоточиться.

Пантотеновая кислота

Помогает передавать информацию между нервными клетками мозга (отвечает за долгосрочную память). Витамин В5 вырабатывает антитела, способные бороться с пагубным воздействием алкоголя и никотина. Раньше дефицит данного вещества считался невозможным, поскольку B5 есть в подавляющем количестве продуктов, однако позже выяснилось, что пантотеновая кислота разрушается во время приготовления или при длительном хранении пищи. Недостаток ее проявляется:

Пиридоксин

Способствует повышению интеллектуальных способностей, ускоряет мыслительные процессы человека. Витамин активно создается непосредственно организмом, однако для этого важно придерживаться здорового питания. При дефиците пиридоксина наблюдается:

  • нарушения сна;
  • необоснованная тревожность;
  • депрессия, подавленность;
  • раздражительность, нервозность;
  • замедление мыслительного процесса.

Фолиевая кислота

Оказывает благотворное действие на память, успокаивает нервную систему, обеспечивает организм бодростью. Выраженную нехватку витамина В9 чувствуют люди, имеющие вредные привычки: алкогольную или никотиновую зависимость. Дефицит фолиевой кислоты проявляется:

  • снижением памяти;
  • потерей интереса к происходящему;
  • бессонницей;
  • необоснованным чувством тревоги;
  • быстрой утомляемостью.

Цианокобаламин

Витамин для мозга В12 принимает непосредственное участие в процессе перехода мозга из сна в бодрствование и наоборот. Чем выше уровень содержания цианокобаламина в организме, тем легче происходит подъем по утрам и адаптация к другим часовым поясам. Признаками недостатка витамина являются:

  • головокружения;
  • усталость, подавленность;
  • ухудшение мыслительного процесса;
  • раздражительность;
  • потеря или ухудшение памяти.

Аскорбиновая кислота

Данный природный антиоксидант помогает усвоению витаминов В, защищает организм от умственных и физических перегрузок. Вещество необходимо для поддержания нейромедиаторов в мозге. При дефиците витамина С человек чувствует:

Токоферола ацетат

Витамин для мозга Е предотвращает развитие болезни Альцгеймера, укрепляет стенки сосудов, защищает организм от разных разрушительных процессов. Данное вещество служит эффективным антиоксидантом, удаляя токсины, шлаки, другие продукты распада. Нехватка токоферола ацетата ведет к:

  • агрессивности;
  • раздражительности;
  • резким скачкам настроения;
  • неспособности адекватно воспринимать информацию.

Кальциферол

Предотвращает развитие раковых заболеваний мозга, продлевает молодость органов сердечно-сосудистой системы. Витамин D, кроме того, предотвращает окислительные процессы. Недостаток кальциферола приводит к:

  • нарушениям сна;
  • потере аппетита;
  • апатии;
  • ослаблению зрения;
  • развитию кожных заболеваний.

Биофлавоноиды

Эти вещества предотвращают кровоизлияния в мозг, останавливают развитие ломкости капилляров. Витамин Р, как и аскорбиновая кислота, не допускает осуществление окислительных процессов. Нехватка биофлавоноидов проявляется:

  • кровотечениями из носа, десен;
  • появлением на коже синяков;
  • усталостью, малым энергетическим потенциалом.

Препараты для улучшения работы мозга

Витамины для мозга предоставляют возможность жить полноценной жизнью, поддерживая мыслительную функцию в норме даже в пожилом возрасте. Разные лекарства имеют ряд отличий: некоторые являются универсальными и подходят всем возрастным категориям, другие предназначены специально для детей, пожилых людей, беременных женщин, пр. Пить витамины рекомендуется после консультации врача, поскольку некоторые препараты оказывают серьезное влияние на кровообращение в тканях, а это может повлечь негативные последствия.

Для взрослых

Таблетки для мозговой активности положительно влияют на качество мыслительного процесса, способствуют обострению внимания, улучшают память. После приема таких витаминов человек становится уравновешенным и спокойным. Для пожилых людей БАДы и витаминные комплексы важны благодаря их свойствами приводить в тонус ткани и возвращать эластичность сосудам. Распространенные :

  1. Гинкговит Авитон. Средство содержит в составе 12 витаминов, огромное количество минералов и аминокислот, важных для нормальной работы нервной системы. Витаминный комплекс показан при нарушении кровообращения мозга, для улучшения зрения/слуха, уменьшения вязкости крови, при гипертонии и венозной недостаточности. Средство помогает усилить мозговую активность и ускорить мышление. Минусом препарата является большой перечень противопоказаний, среди которых: беременность, детский возраст, гемофилия, аллергия, др.
  2. Активный день (для мужчин). Предназначены для восстановления активности мозга. Кроме набора витаминов и минералов, содержат растительные экстракты кайенского перца, боярышника, эхинацеи, ореха колы, зеленого чая, корня имбиря – все они обеспечивают энергетическую подпитку головного мозга.
  3. Ортомол Ментал. Данные витамины способны быстро увеличивать активность мозга, кроме того, они полезны для нервной системы. Благодаря приему препарата налаживается сон, человек становится более уравновешенным. Витаминный комплекс увеличивает скорость образования нейронных связей, адаптивных функций мозга (реакции на смену ситуаций). Ортомол Ментал содержит витамины группы В, аскорбиновую кислоту, ниацин, биотин, магний и множество других минералов.
  4. Глицин. Эти витамины для мозга выпускаются фирмой Эвалар и способствуют восстановлению нормального функционирования мозга, улучшению памяти. Повышенное содержание основного компонента препарата приводит в норму активность мозговой коры, снижает нервную возбудимость, предотвращает стрессы. Принимать препарат стоит при сниженной умственной работоспособности, для преодоления стрессовых ситуаций, предотвращения ишемического инсульта.
  5. Брейн-о-флекс. Включает в состав витамин Е, бета-каротин, незаменимые флавоноиды и аминокислоты, которые защищают головной мозг от перегрузок. Препарат показан в качестве биологически активной добавки (БАД) в период авитаминозов.
  6. Ривьен. Витаминный комплекс улучшает мозговую активность, активизируя кровообращение в органе. С помощью препарата возрастает умственный и физический потенциал, проходит хроническая утомляемость. Главное предназначение витаминов – помощь в преодолении депрессии, стабилизация эмоционального состояния. Пить таблетки рекомендовано исключительно взрослым людям.

Для детей

В детском возрасте происходит активное развитие мозга, что требует дополнительной поддержки в виде витаминов. У школьников умственная деятельность усилена, поэтому любому подростку необходимо не только сбалансированно питаться, но и пить витаминные комплексы для поддержания возможности гиперактивной деятельности мозга. Подходящими препаратами для ребенка являются:

  1. Пиковит детский. Средство выпускается в виде сиропа и пастилок. Витаминно-минеральный комплекс способствует улучшению внимания, восприятия, запоминания информации. Показан препарат для предотвращения переутомления школьников, при повышенной нервно-психической и физической нагрузке, во время восстановления после перенесенных заболеваний.
  2. Витрум Бэби. Средство содержит все необходимые для нормального роста и развития ребенка витамины и минералы. Витамины для высокой активности мозга, кроме своего основного назначения, они призваны предупредить заражение инфекционными заболеваниями в результате пониженного иммунитета.
  3. Алфавит школьник. Витамины для нормальной работы мозга содержат весь комплекс необходимых веществ для растущих детей. Рекомендовано принимать средство во время межсезонных авитаминозов, при интенсивных физических, умственных нагрузках, в период болезней и после них.

Продукты для мозга и памяти

Для нормальной работы мозгу необходим весь набор витаминов. Только так можно рассчитывать на его нормальное функционирование. Рацион человека должен содержать следующие продукты:

Работоспособность головного мозга зависит от качества питания. Но не каждый человек может позволить себе полноценно и разнообразно питаться. У одних людей не хватает финансов на качественную пищу, у других – в регионе проживания не выращиваются фрукты и овощи, у третьих – имеются противопоказания к приему определенных продуктов. Бывает, что человеческий организм не усваивает молочные продукты или реагирует аллергией на некоторую растительную еду. В этой ситуации приходится употреблять синтетические витамины для мозга и памяти.

Больше всего человеческий мозг нуждается в витаминах группы B. Еще пользу приносят рутин, предотвращающий геморрагические инсульты, токоферол, не дающий токсическим соединениям проникнуть в мозг, кальциферол, затормаживающий развитие злокачественных опухолей.

Витамины для поддержания активной работы мозга

Существует перечень витаминов, благотворно влияющих на память, умственную деятельность, кровообращение в мозге. После приема этих витаминов человек становится более уравновешенным, спокойным, у него повышается работоспособность, улучшается концентрация внимания. После восстановления кровообращения мозг начинает получать достаточное количество питательных элементов, необходимых для его устойчивой и активной деятельности.

Витамины группы B

Эти витамины особенно нужны для правильного функционирования нервной системы. Без них мозг не может выполнять основные функции: поддерживать память, контролировать мыслительную деятельность. Витамины данной группы нормализуют работу нервных волокон, препятствуют раннему старению организма, помогают справляться со стрессами, умственными и психическими перегрузками. При авитаминозе у человека возникают проблемы с памятью и нервные расстройства, отмечается снижение мозговой работоспособности.

  1. Витамин B 1 или тиамин. Придает энергии организму, устраняет усталость, надолго поддерживает ощущение бодрости. Также укрепляет память, помогает бороться с бессонницей, депрессией, последствиями стрессов. Контролирует доставку в головной мозг глюкозы. При дефиците тиамина у человека отмечаются патологии сердечно-сосудистой системы, депрессия, нарушение сна, нервозность, проблемы с памятью и координацией движений.
  2. Витамин B 2 или рибофлавин. Снабжает организм энергией, стимулирует работу головного мозга. Участвует в формировании нервных волокон. Помогает долго не уставать при интенсивных физических нагрузках. О недостатке в организме рибофлавина сигнализируют головные боли, стремительное похудение, вялость, неловкость движений, сонливость.
  3. Витамин B 3 или никотиновая кислота. Одно из важнейших веществ в организме человека, участвующее в образовании ферментов. Витамин контролирует расщепление пищи и получение из нее энергии, активизирует работу мозга. При дефиците вещества человек испытывает усталость и угнетенность, не способен сконцентрироваться, впадает в депрессию.
  4. Витамин B 5 или пантотеновая кислота. Контролирует долговременную память, участвует в передаче импульсов между нервными окончаниями. Регулирует синтез антител, уничтожающих токсины, поступающие в организм с сигаретным дымом и алкоголем. О недостатке витамина сигнализируют головные боли, плохая память, бессонница, ломота в мышцах.
  5. Витамин B 6 или пиридоксин. Улучшает умственные способности, стимулирует процессы мышления. У здоровых и хорошо питающихся людей самостоятельно синтезируется в организме. При дефиците вещества отмечаются приступы паники, вспыльчивость, угнетенность, нервозность, бессонница, заторможенность мыслей.
  6. Витамин B 9 или фолиевая кислота. Повышает тонус организма, укрепляет память, нормализует работу нервной системы. Дефицит витамина отмечается преимущественно у курильщиков и любителей спиртных напитков. При нехватке вещества человек теряет память, плохо спит, беспричинно тревожится, быстро устает, чувствует себя разбитым и потерянным.
  7. Витамин B 12 или цианокобаламин. Контролирует смену фаз сна и бодрствования в головном мозге. При дефиците вещества человеку сложно просыпаться утром, поддерживать режим дня, привыкать к часовым поясам. О недостатке витамина в организме сигнализируют головокружения, угнетенность, вспыльчивость, низкая сообразительность, заторможенность мыслей, плохая память.

Аскорбиновая кислота

Является мощнейшим антиоксидантом, помогает витаминам группы B усваиваться, поддерживает умственную и физическую работоспособность. Регулирует работу нейромедиаторов головного мозга. При нехватке витамина C человек выглядит апатичным, подавленным, усталым, раздраженным.

Токоферол

Защищает организм от воздействия негативных факторов, укрепляет кровеносные сосуды, существенно снижает вероятность возникновения болезни Альцгеймера. Является сильным антиоксидантом, убирает из организма токсичные соединения и продукты распада. При недостатке витамина E человек становится вспыльчивым, агрессивным, взрывным, теряет способность адекватно мыслить.

Контролирует процессы окисления-восстановления в организме. Снижает риск развития онкологических заболеваний головного мозга, поддерживает в нормальном состоянии сердце и кровеносные сосуды. При дефиците витамина D ухудшается зрение, возникают кожные патологии, развивается апатичность, нарушается сон, теряется аппетит.

Предотвращает мозговые кровотечения, восстанавливает прочность и эластичность кровеносных сосудов. Относится к антиоксидантам, нормализует окислительно-восстановительные реакции в организме. При дефиците витамина P у человека часто идет кровь из носа, кровоточат десны, на теле формируются гематомы. Человек постоянно вялый и апатичный.

Лучшие витаминные комплексы для взрослых

Ниже перечисляются витаминные комплексы для стимулирования умственной деятельности, улучшения памяти, восстановления нервной системы, подходящие взрослым и подросткам.

Лучшие витаминные комплексы школьникам и студентам

Студенты и дети школьного возраста не всегда питаются качественно, поэтому их организм страдает от нехватки витаминов и питательных элементов. Студентам и школьникам обязательно надо употреблять витаминные и минеральные препараты для улучшения памяти, поддержания ума и концентрации внимания, активизирования работы мозга, нормализации состояния нервной системы. Лучшие витамины для памяти и мозговой активности, подходящие ребенку школьного возраста и подростку, перечисляются ниже.

Лучшие витаминные комплексы для маленьких детей

Активно растущему и развивающемуся детскому организму нужны в оптимальном количестве витамины и питательные вещества. Маленьким детям обязательно следует давать витаминные комплексы, благотворно влияющие на нервную систему, способствующие развитию интеллектуальных способностей. Употребление витаминосодержащих препаратов является необходимым для первоклассника, сталкивающегося с непривычными умственными перегрузками в ходе учебы. Самые качественные и популярные витаминные комплексы для малышей и младших школьников приводятся ниже.

Какие продукты богаты витаминами для мозга и памяти?

Для сохранения памяти и поддержания работоспособности мозга важно качественное питание. Людям, занимающимся интеллектуальным трудом, следует придерживаться специальной диеты. Для стимулирования работы мозга полезны нижеприведенные продукты.

  1. Цельнозерновой хлеб. Богат витаминами группы B.
  2. Орехи. Полезны как источник токоферола. Являются высокобелковой пищей, обеспечивают хорошую работу головного мозга.
  3. Рыба жирных сортов. Рекомендуется есть ее для насыщения организма омега-3 жирными кислотами, йодом, селеном и другими микроэлементами.
  4. Креветки. Богаты витамином D.
  5. Семечки тыквы. Недорогие и вкусные источники цинка, других полезных для мозга веществ.
  6. Баклажан. В кожуре содержатся антоцианы – пигменты из группы флавоноидов, сильные защитники мозга от патологических изменений.
  7. Черника. В ней содержатся вещества, предотвращающие потерю памяти.
  8. Курятина. Богата рибофлавином, пиридоксином, цианокобаламином.
  9. Черный шоколад. В нем содержатся вещества, активизирующие работу головного мозга. Но увлекаться сладким продуктом не следует.

Лучшей профилактикой потери памяти и снижения работоспособности мозга являются крепкий сон, качественное питание, двигательная активность, постоянные тренировки ума. Если вести здоровый образ жизни, регулярно пить витамины, то головной мозг сохранит активность и высокую работоспособность до глубокой старости.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Мозг человека является одним из загадочных творений природы. Его возможности еще до конца не изучены, в ученых кругах по этому поводу ведутся постоянные исследования, споры и дискуссии. Без всякого сомнения, наука знает достаточно о работе человеческого мозга, но все равно остается много неразгаданных тайн.

Головной мозг можно сравнить с центром управления, который руководит и контролирует работу всего организма. Оказывается, качество выполнения этого контроля напрямую зависит от нашего образа жизни, режима дня, питания и многих других факторов.

Каждому из нас знакома ситуация, когда создается ощущение, что голова совсем не соображает. Это вполне нормальное состояние в тех случаях, когда ваш мозг требует отдыха, он просто устал от нагрузок и ему требуется передышка.

Чем же мы можем помочь главному органу в нашем организме?

Факторы, влияющие на работу мозга

Мозг не может мыслить сам по себе, это происходит по воле нашего сознания. Исходя из ритма современной жизни, достаточно легко «потерять голову», ведь имеется слишком много факторов, которые оказывают влияние на работу нашего мозга. Среди них можно выделить следующие:

  1. Вредные привычки. Каждая порция никотина сужает сосуды мозга, что нарушает снабжение его питательными веществами и кислородом, а это непременно постепенно приведет к тому, что вам понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Алкоголь же приводит к иссушению мозговой ткани и отмиранию нейронов.
  2. Хроническое недосыпание.
  3. Игнорирование завтрака. Этот прием пищи снабжает организм энергией на весь день. Если вы регулярно пропускаете его, то мозг недополучает глюкозу, что обязательно сказывается на его работоспособности в течение дня.
  4. Большое количество сладкого. Это верно, что для работы мозга углеводы просто необходимы, но избыток сахаров в виде конфет, пирожных, сдобных булочек мешает усвоению полезных белков, что опять приводит к нарушению питания нейронов.
  5. Постоянное воздействие стрессов. Кратковременная встряска для организма даже полезна, адреналин, который при этом выбрасывается, активизирует работу и улучшает память. Слишком продолжительное же нервное и психическое перенапряжение дает обратный эффект. Порой случается, что срочно становится необходимым средство для улучшения работы мозга.
  6. Прием антидепрессантов и снотворных препаратов. Длительный курс этих лекарств вызывает привыкание, и общее нарушение работы мозга.
  7. Недостаток солнечного света. Каждый, наверное, замечал, насколько снижается наша работоспособность во время пасмурных осенних дней. Длительное отсутствие солнца не только ухудшает нам настроение, но и сказывается на способностях наших мозговых клеток.
  8. Недостаточное потребление воды. Эта жидкость просто жизненно необходима для нормального функционирования всего организма. При ее недостатке могут наблюдаться общие проблемы со здоровьем, а также уменьшение объема мозга.
  9. Большое количество информации. На современного человека ежедневно сваливается много того, что надо запомнить и переработать. До некоторых пор для мозга это благо, происходит его тренировка, улучшается память. Но когда информации становится слишком много, то наш руководящий орган начинает бунтовать. Это может проявляться забывчивостью и снижением работоспособности.

Как много существует факторов, от которых зависит работа нашего организма. На помощь нам всегда могут прийти современные лекарства для улучшения работы мозга и памяти. Если знать, какие средства и когда принимать, то вполне можно ощутить эффект.

Как помочь своему мозгу

Мозг - это не простое наполнение черепной коробки, а образование, без которого невозможно представить себе нашу жизнь. Именно он дает нам возможность принимать важные и своевременные решения, которые определяют всю нашу жизнь.

Не все наделены одинаковыми умственными способностями от природы, но это вовсе не означает, что нельзя помочь в работе своему мозгу. Очень даже возможно, если подойти к этому вопросу комплексно. В перечень первоочередных действий можно включить:

  • Лекарства для улучшения работы мозга и памяти.
  • Изменение образа жизни.
  • Правильное питание.

Только в совокупности эти мероприятия смогут дать существенный эффект.

Предназначение лекарств для мозга

Если у вас возникают проблемы с памятью, и вы стали замечать, что ваш мозг работает совсем не так, как хотелось бы, то придется обратиться к врачу. Он выпишет ряд лекарств, после их приема вы должны почувствовать улучшение работы головного мозга. Препараты в первую очередь усиливают кровообращение в этом органе, что сразу положительно сказывается на его работе.

Что наблюдается в организме во время приема таких лекарств:

  • Улучшается передача нервных импульсов.
  • Уничтожаются свободные радикалы, разрушающие клеточные стенки.
  • Кровоснабжение мозга заметно становится лучше.
  • Улучшается память и работоспособность.
  • Происходит более активное и быстрое восстановление после инсультов.

Лекарства, улучшающие память

Проблемы с запоминанием информации могут наблюдаться абсолютно у каждого человека. Это обычно начинает происходить с возрастом, появляется так называемая забывчивость.

Но случается и так, что проблемы с памятью могут привести к серьезным последствиям, когда, например, человек выходит из дома и забывает, где он живет. В этом случае только врач сможет дать рекомендации о том, какие лекарства для памяти помогут все привести в норму.

На вооружении у медицины имеется две группы препаратов для улучшения работы мозга:

  1. Ноотропы. Специально разработаны для укрепления стенок и стимуляции тканей головного мозга. Их выписывают не только, как но и как препараты, способные помочь психически неуравновешенным личностям.
  2. Естественные стимуляторы. Их получают из растения гинкго билоба. Выпускают эти препараты чаще всего в виде капель.

Врач после разговора с пациентом уже примет решение, из какой группы выписать лекарства, улучшающие память.

Популярные препараты для мозга и памяти

В любой аптеке вам всегда фармацевт может предложить лекарства из данной группы без рецепта врача. В некоторых случаях это не столь важно, если вы приобретаете витаминные препараты или какие-либо безобидные средства, например «Глицин». В случае серьезных проблем в этой области не стоит заниматься самолечением.

Среди всех лекарств наиболее известными являются:

  1. «Ноотропил». Иногда его назначают и совершенно здоровым людям, которые хотят повысить работоспособность своего мозга.
  2. Часто назначают «Интеллан» как лекарство для памяти пожилым (особенно при сильных нервных истощениях, расстройствах, бессоннице).
  3. «Фезам». Актуален его прием при мышления. Принимать препарат надо курсами по 1-3 месяца в зависимости от состояния. Его обычно не назначают как лекарство для памяти детям, так как он дает серьезные побочные эффекты.
  4. «Пирацетам». Достаточно популярный препарат даже у учащейся молодежи, особенно во время сессий.
  5. «Фенотропил». Повышает не только память, но и работоспособность, поэтому его активно принимают спортсмены.
  6. «Витрум мемори» является препаратом на основе фитосбора, из-за этого рекомендуется длительный прием.
  7. «Кавинтон» улучшает кровообращение, снабжение мозга кислородом, дает положительный эффект при нарушениях памяти и внимания.
  8. «Пикамилон». Улучшает работу мозга, умственную деятельность, повышает устойчивость организма к большим нагрузкам.
  9. «Церебролизин» в своем составе содержит много незаменимых для мозга аминокислот, поэтому положительно влияет при нарушениях памяти.
  10. «Гинкго билоба» зарекомендовал себя как отличный антиоксидант.
  11. «Глицин». Распространенный в приеме препарат как для детей, так и взрослых. Улучшает мозговую деятельность, память.

Список можно еще продолжать, но если вы точно не знаете, что вам требуется, не приобретайте препарат самостоятельно. Ведь только доктор может вам посоветовать, какое лекарство улучшает память более эффективно. В каждом конкретном случае лечение может существенно отличаться.

Детские препараты для мозга

Наши дети подвержены серьезным нагрузкам в школе. Учебная программа сейчас достаточно трудная, не каждому ребенку под силу с ней справиться. Даже сильные ученики порой испытывают проблемы с запоминанием большого объема информации, а что уже говорить про средних троечников?

На работоспособность детского мозга оказывает, к сожалению, отрицательное влияние увлеченность компьютерами, обилие решебников, Интернет. Сейчас не надо много думать, чтобы написать сочинение по литературе, сделать задание по алгебре. Достаточно открыть Интернет и отыскать все ответы. Клетки мозга отучаются работать самостоятельно, поэтому постепенно ослабевает их способность длительно хранить информацию.

На помощь могут в этом случае прийти витаминные препараты, как лекарство для памяти детям. Родители могут самостоятельно определить симптомы нехватки витаминов у своего ребенка. Признаками этого состояния являются:

  • Быстрая утомляемость.
  • Неспособность запоминать учебный материал.
  • Слабое произвольное внимание.
  • Снижение памяти.
  • Неусидчивость.

Среди лекарственных препаратов имеется достаточно обширный список витаминов, которые можно подобрать для ребенка любого возраста. Если говорить о школьниках, то чаще всего принимают следующие комплексы:

  1. «Пиковит». Помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться к школьным нагрузкам. Минералы и витамины, содержащиеся в нем, улучшают умственную деятельность и память.
  2. «Алфавит». Популярный препарат у родителей и детей. В каждой таблетке витамины и минералы подобраны грамотно, с учетом их сочетаемости между собой.
  3. «Витамишки». Можно начинать прием уже детям с 3 лет. Препарат не только стимулирует работу мозга, улучшает память, но и укрепляет иммунитет.

Все детские витамины не содержат вредных добавок, поэтому полностью безопасны для детей. В результате их приема можно наблюдать следующие изменения:

  1. У ребенка повышается интеллект.
  2. Улучшается качество запоминания материала, а значит, успеваемость становится лучше.
  3. Ребенок самостоятельно способен выполнять домашние задания.
  4. Школьник становится более усидчивым и внимательным.

Желательно начинать прием витаминных комплексов еще до начала занятий, а не дожидаться появления проблем.

Продукты для мозга

Наш мозговой центр как никакой другой орган нуждается в постоянном поступлении питательных веществ. Именно поэтому качество нашего питания налагает отпечаток на работу мозга.

Можно привести следующие продукты для улучшения работы мозга.

  1. Крупы являются источниками витаминов группы В, без которых о нормальной работе мозга можно забыть. Начинайте свой день с каши или мюслей, и ваша память никогда вас не подведет.
  2. Семечки, орехи, яйца содержат большое количество витамина Е. А он влияет не только на память, но и улучшает зрение.
  3. Свежие фрукты, ягоды, особенно смородина и черника.
  4. Рыба. В рацион ее необходимо включать не менее 3 раз в неделю. Если вы будете соблюдать это простое правило, то болезнь Альцгеймера вам не грозит.
  5. Брокколи. Эта разновидность капусты содержит много витамина К, который стимулирует познавательную деятельность мозга.
  6. Яблоки. Самый доступный фрукт и такой полезный. Препятствует образованию бляшек в сосудах мозга. В день достаточно съесть всего половинку яблока.

Все перечисленные продукты вполне доступны, поэтому при желании вы всегда можете включать их в свой рацион, тогда вам не понадобятся лекарства для улучшения работы мозга и памяти.

Народная медицина

Советы лекарей можно использовать при борьбы с многими недугами, а если дело касается работы нашего мозга и плохой памяти, то от применения вполне можно ожидать положительного эффекта.

Среди основных методик можно перечислить следующие:

  • Питание.
  • Тренировка мозга.
  • Прием травяных сборов.
  • Массаж.
  • Употребление меда и продуктов пчеловодства.

Многие скептически относятся к народным рецептам, а зря. Самое главное - это регулярный и длительный прием, только в этом случае можно ожидать эффект от применения.

Травы для мозга

Среди растительных организмов много таких, которые готовы прийти к нам на помощь в различных ситуациях. Человек с самой глубокой древности пользовался дарами природы для лечения болезней. Сейчас, учитывая изобилие лекарств в аптеках, об этом стали забывать.

Можно посоветовать использовать следующие травы для улучшения работы мозга:

  1. Девясил. Его настойку применяют при ослаблении памяти. Можно приобрести готовую в аптеке или приготовить самостоятельно из корней этого растения.
  2. Сосновые почки. Из них готовят настой, который рекомендуется принимать три раза в день по 2 столовые ложки после еды.
  3. Шалфей. Не только улучшает память, но повышает работоспособность, держит нервную систему в тонусе. Следует заваривать листья растения, можно добавить мяты и принимать по 50 мл 4 раза в день.
  4. Клевер. Головки его надо настаивать на водке в течение 2 недель, а потом принимать по 1 столовой ложке в день, можно делать это перед сном. Такой настой отлично справляется со слабой памятью, избавляет от головной боли и шума в ушах.

Народные средства имеют некоторые преимущества: они действуют мягко и практически не вызывают побочных эффектов.

Гимнастика для мозга

Как и мышцы, наш мозг для поддержания своей работоспособности нуждается в постоянных тренировках. Мы уже отмечали, что современная компьютеризация совершенно отучила нас думать, поэтому в том, что наш мозговой центр стал периодически нас подводить, виноваты мы сами.

  1. Обучение иностранным языкам.
  2. Заучивание стихов наизусть.
  3. Периодически отправляйтесь на работу другим путем.
  4. После того как придете домой, постарайтесь с точностью описать свой маршрут: что вам встречается по пути вашего следования.
  5. Играйте с детьми в игру «Чего здесь не хватает?».
  6. Решайте головоломки, разгадывайте кроссворды.
  7. Попробуйте есть левой рукой, если вы правша.
  8. Научитесь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Можно долго перечислять все возможные приемы, но самое главное, не давать своему мозгу лениться. Поэтому постоянно заставляйте его работать, мыслить, анализировать. Только в этом случае можно гарантировать, что до самой глубокой старости вы будете оставаться, что называется, в здравом уме.

Похожие статьи