Первые признаки и симптомы сотрясения головного мозга у детей, которые должны знать родители. Черепно-мозговая травма у ребенка Посттравматическая слепота у ребенка

Черепно-мозговые травмы стоят на первом месте среди причин поступления детишек в травматологические отделения больниц. По частоте обращений они опережают даже переломы рук и ног. Связано это с тем, что у маленьких детей нарушен центр тяжести, из-за большого веса головы.

В травматологии принято выделять 3 степени черепно-мозговых травм (ЧМТ), в зависимости от тяжести. Сотрясение головного мозга относится к 1-ой (легкой) степени ЧМТ. 2-я (средняя) степень тяжести – ушиб головного мозга. 3-я (тяжелая) степень характеризуется ушибами головного мозга, с образованием гематом, сдавливанием головного мозга и переломами черепа.

Причинами ЧМТ в младенчестве чаще всего становится халатность родителей. Груднички падают с пеленальных столиков, кроваток, вываливаются из колясок, или ударяются головой во время активных игр (подбрасывания, полеты и т.д.).

Когда кроха начинает ходить, опасностей становится намного больше. Ребенок может упасть с лестницы, горки, балкона. Порой, чтобы получить ЧМТ, малышу достаточно упасть с высоты собственного роста. Детки постарше, получают травмы, осваивая различные виды спорта (велосипед, ролики, коньки, лыжи). Чем непоседливее и беспокойнее ребенок, тем тщательнее за ним нужно следить.

Иногда родителям очень сложно понять, что у малыша ЧМТ, особенно если пострадал новорожденный. Вообще клиническая картина у маленьких деток при получении ЧМТ сильно отличается от взрослой. У младенцев, при получении ЧМТ, обычно появляется тошнота, рвота, обильные срыгивания при кормлении. Кожные покровы бледнеют, появляется испарина, кроха капризничает, отказывается от еды.

У деток постарше ко всему выше перечисленному могут добавиться обмороки. Если малыш уже способен излагать свои мысли, он может жаловаться на головную боль. Важный симптом ЧМТ – посттравматическая слепота. Такая слепота возникает непосредственно после травмы, или через 1-2 часа и проходит самостоятельно в течение дня. Тяжело предположить ЧМТ в случаях, когда возникает так называемый «светлый промежуток». Так обозначают случаи, когда ребенок поначалу чувствует себя хорошо, а затем состояние резко ухудшается. Поэтому, если у вас возникли даже небольшие опасения, что кроха мог получить ЧМТ, незамедлительно везите его в больницу.

В больнице малыша осмотрит травматолог, а при наличии такого специалиста и нейрохирург. При подозрении на ЧМТ назначаются различные диагностические мероприятия. Самый простой и распространенный – рентген черепной коробки, он позволяет выяснить не сломаны ли кости черепа, но о состоянии мозга данных не дает. Для исследования мозга назначаются другие процедуры: электроэнцефалография, нейросонография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, люмбальная пункция.

Главным принципом в лечении ЧМТ является физический и психологический покой. Поэтому малышу лучше лечь в стационар, где за его состоянием будут следить опытные медицинские работники. Ребенку назначат мочегонные средства, чтобы предотвратить или снять отек головного мозга, успокоительные препараты, чтобы обеспечить покой. При головных болях крохе дадут обезболивающие, а при частой рвоте – противорвотные. Позднее малышу назначат витамины и препараты обеспечивающие дополнительное питание мозга. При хорошем и своевременном лечении ребенок довольно быстро восстанавливается после ЧМТ.

По данным ВОЗ в мире 50 млн. слепых на один глаз и 9 млн. на оба. Из них, ослепших в детском возрасте 50%.

Слепота - это полное отсутствие каких либо световых восприятии - это научное определение. Слепота житейская, практическая, гражданская - способность ориенти­роваться в пространстве - зрение при этом 0,02-0,05 с коррекцией или при её отсутствии.

Различают слепоту неизлечимую - увечье и слепоту излечимую болезнь. Слепота и количество слепых определит санитарное состояние местности и материальное благополучие населения. Исчисляется на 10 млн. населения, от 7-10 человек слепых - это удовлетворительное состояние, от 10 до 15 неудовлетворительно и от 20 до 25 - плохое.

По социальному статусу бедных ослепших - 86%, богатых - 0,6%. Примеры неустранимой слепоты - это врожденные уродства, дефекты развития глазных яблок ­- киста, анофтальм, гидрофтальм. Посттравматическая слепота и после заболевания глаз, кончающихся их атрофией. Слепота - после терминальной глаукомы, атрофии зрительных нервов, различной патологии глазного дна.

Примеры устранимой слепоты: врожденная катаракта, аномалия рефракции, исходы повреждений глазного яблока, наследственные заболевания, глаукома, заболевания связанные с общей патологией - гипертонической болезнью, сахарным диабетом, патологией почек, печени, атеросклерозом.

Для устранения слепоты нужна профилактика её при рождении, ранняя её диагностика и своевременное лечение, часто вместе с интернистами. Всё это зависит от санитарно-просветительной работы всей врачебной сети и врачей общей практики. Необходимо отметить, что врожденной слепотой не может полностью понять и оценить свой дефект.

Слепота приобретенная - величайшее несчастье человека.

Обучение и трудоустройство слепых или реабилитация слепых и слабовидя­щих. Интерес к слепоте и трудоустройству слепых возник в конце 19 века. Были открыты приюты и специальные учебные заведения для слепых. Впервые в Париже Валентин Гюаи, очень состоятельный человек, открыл в 1786г. так называемый институт слепых и слабовидящих детей, где жил и его слепой сын. Там обучали детей различным ремеслам, не требующим зрения. Способных к музыке, обучали игре на музыкальных инструментах. Впоследствии этим детям помогли с трудоустройством.

Одним из его учеников был Луи Брайль, который в 1829г. изобрел 6-ти точечную систему письма, состоящую из 63 знаков, но реально она была введена в обучение слепых во всем мире только через 50 лет. В 70-х годах 18 столетия в Англии Мунн предложил для обучения выпуклый шрифт, но он не получил распространения в связи с плохим почерком людей.

У нас в Узбекистане трудоустройство слепых и слабовидящих начинается со школы - в интернатах слепых и слабовидящих. При приёме в эти школы должна учитываться острота зрения. В школу слепых принимают детей с остротой зрения от "0" до 0.05 требующих и не Требующих коррекции, соответственно рефракции. В школы слабовидящих - с остротой зрения от 0.05 до 0.2. Где их обучают чтению не только по Брайлю, но и обычному шрифту.

Считается, что слепой может овладеть 405 специальностями. В начале, после потери зрения, многие люди теряют веру к жизни, но затем они понимают, что и слепой человек может приносить большую пользу обществу. В школе слепых обучают по Брайлю различным предметам, а затем они по способностям поступают в институты, училища и ведут активный образ жизни. Они учатся в университете - на историческом, филологическом, математическом факультетах, в консерватории - на певческом и струнном факультетах.

Существуют не только слепые, но и слепо-глухо-немые. Примером может служить Ольга Скороходова,- кандидат педагогических наук, по образному выражению Горького - чудо разума. Она написала книгу, "как я воспринимаю и представляю окружающий меня мир". Она была одна из организаторов школы слепо-немо-глухих в г.Сергиевом Пасаде (Зеленогорске), Московской области. Один, из его выпускников, Карныгин, не только говорит на русском, но и на английском, французском и немецком языках, печатает на машинке по Брайлю со зрячей печатью. Пример (как обучают слепоглухонемых).

В г. Ташкенте слепые работают в качестве рабочих на комбинате слепых и в типографии. Они выпускают журнал "в одном строю" не только для слепых, но и для зрячих. Всё это говорит о том, что слепой это не только нищий, стоящий у мечетей, церквей и базаров, а активный член нашего общества.

Профилактика слепоты - это ваша задача - врачей общей практики. Это профилактика и лечение больных не только с глазными, но и различными общими заболеваниями приводящими к слепоте. Выявление врожденных заболеваний, недо­пущение родственных браков, борьба с алкоголизмом, профилактика отравлений и профессиональных заболеваний, борьба с нарушителями экологии.

Сотрясение мозга является одной из наиболее распространённых травм у взрослых и детей. Из-за падения или удара происходит незначительное повреждение черепа или мягких тканей головного мозга, вследствие чего наблюдается нарушение функций нервных тканей. Но этот процесс обычно не приводит к необратимым последствиям. Как протекает болезнь по этапам, сказать сложно. Многие врачи уверены в том, что при сотрясении происходят нарушения функций клеток нервной системы. Возможно смещение тканей, нарушение связей между мозговыми центрами, недостаточность питания нервных клеток. Вследствие сотрясения возможны незначительные осложнения, которые сложно обнаружить с помощью МРТ. Иногда при сотрясении мозга человек теряет сознание, но не всегда это может заметить. Потеря сознания может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.

Причины

Получить травму головного мозга ребёнок может в любом месте: на улице, дома, в детских учреждениях или транспорте.

  • Младенцы по невнимательности родителей могут упасть с пеленального стола, кровати, из коляски.
  • Дети постарше учатся двигаться, поэтому падения для них распространённое явление.
  • Дошкольники и школьники младшего возраста любят лазить по деревьям, лестницам и горкам на детских площадках. Поэтому также не исключены черепно-мозговые травмы.
  • Головной мозг младенца может пострадать от сильных укачиваний.

Симптомы

  • Определить наличие сотрясения у грудных малышей несложно: возможны срыгивания после еды, бледный кожный покров, тошнота и рвота, а также капризное и беспокойное поведение ребёнка с сильными приступами плача.
  • У детей старшего возраста возникает сильная боль в голове и головокружение, изменяется пульс.
  • Ребёнок не может сконцентрировать взгляд и теряется в пространстве.
  • Сразу после падения или удара ребёнок может потерять сознание. Но потеря сознания чаще наблюдается у детей старше одного года. Как распознать ещё - одним симптомом сотрясения мозга у детей является посттравматическая слепота. Она может длиться от нескольких минут до нескольких часов, после чего исчезает без последствий.
  • Некоторые признаки травмы с повреждением головного мозга проявляются лишь через несколько часов после падения или удара.
  • При сотрясении мозга у детей может резко ухудшиться самочувствие, появляется тошнота и рвота, повышается температура.
  • Родителям необходимо знать, что не всегда симптомы сотрясения проявляются сразу после травмы. Поэтому необходимо как можно раньше доставить ребёнка на осмотр к врачу.

Диагностика сотрясения у ребёнка

Как понять, что это сотрясение мозга - у детей это делается таким образом: для постановки диагноза необходим осмотр ребёнка врачом, а также составление анамнеза. Осматривать малыша будет травматолог и невропатолог. Точный диагноз будет поставлен после применения одного из методов обследований. Существует несколько способов оценить вероятность повреждения головного мозга, но обычно врач выбирает один из методов. В этих целях используется компьютерная томография или МРТ, а у детей до 1,5 лет проводится УЗИ. Компьютерная томография позволяет быстро и легко оценить состояние головного мозга после падения или удара. МРТ также помогает выявить сотрясение, но процесс обследования более длительный. И к недостаткам МРТ в качестве метода исследования детского головного мозга относится введение наркоза малышу. Для малышей, у которых окончательно не зажил родничок, проводится УЗИ.

Это поможет вам больше узнать о сотрясении мозга у детей и оказать первую помощь.

Осложнения

Обычно сотрясение мозга проходит без последствий. При своевременной диагностике и лечении, ребёнок быстро поправится. Осложнения обычно возникают в случаях неправильного или несвоевременного лечения.

  • Лёгкая степень сотрясения в дальнейшем может проявляться в виде головных болей.
  • Более серьёзная форма сотрясения может вызвать тяжёлые осложнения, из-за которых может возникнуть эпилепсия.
  • Головные боли могут возникать из-за смены погодных условий.
  • Бессонница, раздражительность, резкая смена настроения - все эти последствия иногда проявляются из-за сотрясения мозга у ребёнка.
  • Возможно возникновение «эффекта повтора». Это означает, что малыш будет испытывать те же симптомы, что и во время травмы.

При возникновении осложнений и резкого ухудшения самочувствия ребёнка, следует немедленно обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

Лечение

Что можете сделать вы

  • Если ребёнок получил черепно-мозговую травму, необходимо оказать первую помощь и отправить малыша на осмотр к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше шансов избежать последствий и осложнений.
  • До приезда врачей необходимо расположить ребёнка в удобной позе, но не допускать его сна.
  • При открытой ране на голове, следует её продезинфицировать.
  • Если малыш потерял сознание, его необходимо повернуть на бок.
  • При подозрении на сотрясение мозга у ребёнка нельзя давать обезболивающие, а также ограничить активность малыша.
  • Если ребёнок после падения или удара чувствует себя хорошо, но через несколько часов его состояние резко ухудшилось, следует немедленно вызывать «скорую помощь».

Что делает врач

Лёгкое сотрясение мозга лечится обычно дома. В стационаре детей с черепно-мозговыми травмами оставляют в тяжёлых случаях или при подозрении на осложнения. Контроль врачей необходим, чтобы вовремя предотвратить приступы эпилепсии, развитие гематом и отёк головного мозга. По этой причине ребёнок может находиться в стационаре в течение недели. Если после проведения компьютерной или магнитно-резонансной томографии не были обнаружены отклонения или нарушения, ребёнок находится в больнице около 3 дней. Лечение сотрясения у ребёнка заключается в ограничении двигательной активности, назначении мочегонных препаратов и медикаментов с повышенным количеством калия. В некоторых случаях малышу могут назначить успокоительные средства, а также лекарства против аллергии. После проведённого лечения ребёнок нуждается в витаминных комплексах, а также ему необходимо проходить регулярные обследования для предотвращения патологий.

Профилактика

Предотвратить сотрясение мозга у детей не всегда представляется возможным. За младенцами следует внимательно смотреть, не оставлять их одних в комнате, на кровати и пеленальном столе. За детьми постарше следить становиться сложнее. Поэтому необходимо объяснять детям правила безопасного поведения не только дома, но и на улице, в детских садах и школах. И запомните, любое сотрясение мозга у детей требует обращения к врачу - ведь легкого сотрясения не бывает!

Как все мы знаем, детский организм очень подвижен.

Редко дети развиваются не получая ударов и ушибов с ссадинами.

Среди всех видов травм первое место занимает сотрясение головного мозга. Это обусловлено высоко активностью детей.

У малышей голова тяжелее, поэтому подвергается травмам чаще.

Причины сотрясения мозга у детей

Причины, приводящие к травматизму головы, могут быть разными в зависимости от возраста человека.

Грудные дети чаще травмируются из-за недосмотра родителей , падают с пеленального столика, например.

В младенчестве ребенок еще несовершенно владеет координацией движений и поэтому пытается, как только так сразу ползти куда-то и что-то изведывать.

Но, поскольку, в руках еще не развито достаточное количество сил, малыш падает и ударяется головкой.

Детки в возрасте от 4 до 5 лет ходят в садик, где находятся под присмотром няни, которая из-за своей невнимательности может также допустить травмирование и скрыть произошедшее от родителей.

Особенно неусидчивы дети младшего школьного возраста. У них пока еще отсутствует страх падения с высоты. Так и получается, что сотрясение возникает при ударах или неудачных приземлениях.

Наверняка многие родители слышали о синдроме «встряхнутого ребенка» . Объясняется всё очень просто: повреждение возникает при резком старте или при торможении.

Симптомы и признаки травмы у детей

Зачастую, сама травма сотрясение головного мозга не несет в себе каких-либо грубых или необратимых изменений и, поскольку, встречается она довольно часто, то специалисты уже научились справляться с таким недугом.

С точки физиологии и анатомии человека можно сказать, что мозг младенца, ребенка и взрослого человека отличается. Это связано, прежде всего, с возрастными изменениями в коре больших полушарий и в самом развитии мозга.

Поэтому признаки сотрясения мозга у ребенка отличаются от признаков травмы у взрослых.

Если мы говорим о взрослом человеке, то можно сказать, что потеря сознания составляет до 15 минут, при этом наблюдаются рвотные рефлексы и головная боль.

Иногда сотрясение может быть настолько сильным, что наступает амнезия и нарушается координация движений. Но у детей при такой травме наблюдается совершенно иная клиническая картина.

Дети, возрастом до 1 года не могут рассказать о своем плохом самочувствии, да и симптомы сотрясения мозга у младенца в таком возрасте мало заметны.

Но опытные педиатры легко устанавливают диагноз по анамнезу. Признаки сотрясения мозга у младенца таковы: частая рвота, срыгивание при каждом кормлении, кожа становится бледной, ребенок постоянно хочет спать, плохо кушает.

Ребята дошкольного возраста более разговорчивы и поэтому факт сотрясения можно установить легко.

Отмечается потеря сознания, пульс может как учащаться, так и замедляться, артериальное давление не стабильно, кожа бледнеет и проявляется повышенная потливость. Часто сон становится беспокойным.

Для сотрясения головного мозга именно у детей характерен еще один симптом – посттравматическая слепота.

Она может возникать как сразу после получения травмы, так и спустя некоторое время.

Наблюдения показали, что слепота длится от нескольких минут до нескольких часов, но в любом случае исчезает. Причина возникновения такого симптома до конца не ясна.

Характерно, что многие дети не замечают появления каких-либо симптомо в, что может вызвать некоторые осложнения в лечении.

Даже если после получения травмы прошло уже более часа и ребенок чувствует себя хорошо, то через 5 минут боли могут быть уже очень сильными.

Выводы

Чтобы не произошло ничего подобного из вышеописанного, нужно просто уделять ребенку достаточно времени.

Но если так случилось, что травма все же произошла, то нужно как можно быстрее обращаться к специалистам, чтобы не только исключить осложнения, но и назначить правильный курс лечения.

Видео: Сотрясение головного мозга

В ролике рассказывается о такой травме, как сотрясение головного мозга. Диагностика и лечебные процедуры при получении данной травмы.

Сотрясение головного мозга является одним из наиболее частых диагнозов в детской травматологии. Это объясняется высокой физической активностью детей, которая сочетается с пониженным чувством опасности и несовершенством координации их движений. Таким образом, около 90% случаев черепно-мозговых травм приходится на сотрясение головного мозга, которое может иметь довольно тяжелые последствия. Рассмотрим, какие симптомы сотрясения мозга у ребенка, его последствия и основные методы диагностики.

Причины

Сотрясение головного мозга представляет собой спонтанное нарушение его функционирования, которое, как правило, возникает сразу после травмы головы. Симптомы сотрясения у ребенка существенно отличаются от проявлений данного состояния у взрослых. Эти отличия особенно характерны для маленьких деток.

Причиной сотрясения мозга у младенцев бывает невнимательность их родителей, в результате которой дети могут падать с кроватки, пеленального столика, из коляски или даже из рук родителей. Обычно сотрясение у деток первого года жизни протекает бессимптомно или симптомы очень слабо проявляются. У малыша может наблюдаться плохой сон при постоянной сонливости, отсутствие аппетита, беспричинный плач, бледность кожи, срыгивания при кормлении, тошнота, рвота. Однако потери сознания, как правило, не бывает.

После того, как ребенок начинает ходить, основной причиной сотрясения головного мозга бывает падение с высоты собственного роста, горок, лестниц, окон, крыш, деревьев. В возрасте от года до 4-5 лет данное состояние может возникнуть из-за синдрома «встряхнутого ребенка», то есть, после воздействия на тело резкого торможения или ускорения.

Симптомы

Симптомами сотрясения мозга бывает потеря сознания, тошнота и рвота после травмы. Также у ребенка наблюдаются головные боли, потливость, бледность кожи, скачки артериального давления и пульса, нередко – нарушение сна, капризность и плаксивость. К симптомам сотрясения относится посттравматическая слепота, которая встречается в некоторых случаях. Она может появиться сразу же после травмы или немного позже, и самостоятельно исчезает через несколько минут или часов.

Еще одной особенностью проявления сотрясения является то, что симптоматика данной патологии возникает через некоторое время после падения и начинает стремительно нарастать.

Последствия сотрясения

Несмотря на то, что сотрясение головного мозга не приводит к структурным изменениям в нем, последствия могут быть весьма тяжелыми.

В первую очередь нужно отметить, что данная патология оставляет память о себе на всю жизнь и проявляется в виде чрезмерной ранимости и раздражительности человека. Он будет чаще других уставать, плакать, впадать в депрессию . Ему трудно переносить холод и жару, нередко может появляться бессонница .

Наиболее частыми последствиями сотрясения мозга бывают эмоциональные вспышки , нередко довольно агрессивные, склонность к судорожным состояниям, повышенная восприимчивость к вирусным и инфекционным заболеваниям. Кроме того, малыш может страдать от головных болей, ему будет трудно сконцентрироваться, что, конечно же, отобразится на школьной успеваемости.

К последствиям сотрясения у ребенка относятся неврозы , которые проявляются вазомоторной неустойчивостью, мигренью, бессонницей, чувством страха и тревоги, нервозностью. Иногда возможно развитие психозов, при которых появляются галлюцинации, бред и нарушения восприятия.

Тяжелым осложнением сотрясения головного мозга бывает посткоммоционный синдром , в случае развития которого через некоторое время после травмы у ребенка появляется постоянное головокружение, головные боли высокой интенсивности, бессонница, раздражительность, сильное беспокойство. Данное состояние требует немедленного лечения, хотя избавиться от него даже с помощью терапии очень сложно.

Как определить сотрясение у ребенка

Если малыш получил черепно-мозговую травму, необходимо вызвать скорую помощь, которая отвезет его в стационар для консультации у невропатолога или нейрохирурга. При необходимости врач проведет обследования пациента.

Диагностика начинается с осмотра специалиста. Далее при необходимости назначаются дополнительные обследования.

  • Для детей первого-второго года жизни предпочтение отдается такому методу обследования, как нейросонография – ультразвуковое исследование тканей головного мозга.
  • Детям старшего возраста обычно проводят рентген и эхо-энцефалографию (ультразвуковой метод). Наиболее точными аппаратными методиками обследования состояния головного мозга являются компьютерная томография (КТ) и магниторезонансная томография (МРТ).
  • По специальным показаниям может применяться электроэнцефалография, которая дает возможность определить биоэлектрическую активность структур головного мозга. Она проводится для оценки степени тяжести травмы и выявления возможных очагов эпилептической активности. В особо тяжелых случаях доктор может назначить ребенку люмбальную пункцию.

Первая помощь ребенку после получения травмы заключается в обеспечении полного покоя и обработке раны, если таковая присутствует. Дети раннего возраста подлежат обязательной госпитализации. Старшим деткам после осмотра врача и установления их удовлетворительного состояния назначается покой в домашних условиях. Обычно через 2-3 недели после получения сотрясения головного мозга их состояние приходит в норму. При любом его ухудшении ребенка необходимо немедленно показать врачу.

Похожие статьи