Формы и виды психического отражения. Психическое отражение

Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира », это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Согласно позициям советской психологии уже на уровне животных психически отражается не столько сама по себе стимуляция, инициирующая акты отражения и вызывающая субъективные впечатления различной модальности, сколько опыт индивида в отношении воспринимаемой ситуации, открывающий то, как эта стимуляция - способна измениться и какими действиями ее можно изменить. Именно этот опыт, существующий в виде навыков, умений, ожиданий, когнитивных схем и т. п., а не актуализирующие его внешние и внутренние воздействия, является главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности. Каким богатым ни был бы индивидуальный, а также видовой, передаваемый генетически опыт биологического индивида, он ни в каком отношении не может сравниться с беспрерывно накапливающимся опытом всего человечества, являющимся источником и основой развития процессов психического отражения в условиях общества. Присвоение этого опыта отдельным человеком, продолжающееся на протяжении всей жизни, вооружает его уже не только комплексом чувственных представлений о ближайшей среде и возможностях ее непосредственного преобразования, но взаимосвязанной и обобщенной системой знаний о всем мире, скрытых его свойствах, происходящих в нем взаимодействиях и т. п. В советской психологической литературе эта система присваиваемых представлений, в которой неизбежно локализируется и содержательно обогащается все отражаемое, в последние годы стала обобщенно называться «образом мира». Общий тезис, разрабатываемый в этих работах, утверждает, что

«главный вклад в процесс построения образа предмета или ситуации вносят не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом» (Смирнов, 1981. С. 24).

Важнейшую роль в процессе присвоения человеком опыта социального происхождения, постепенно складывающегося во все более сложный «образ мира», играет язык. Сам язык-его морфология, отражающая принципиальное строение и всеобщие формы объективных взаимоотношений, система взаимосвязанных понятий, обозначающих в действительности иерархию явлений и отношений между ними различной степени обобщенности и др. представляет собой концентрированный продукт общественно-исторического опыта, накапливающий наиболее существенные и отстоявшиеся в широком практическом применении его элементы (см. Выготский, 1982; Леонтьев, 1963; Лурия, 1979). Усвоенный язык-это уже расширенный, целостный и упорядоченный «образ мира», в котором при помощи понятийной идентификации узнаются непосредственно-чувственно отражаемые явления и ситуации. Разумеется, язык не является единственным источником формирования человеческого «образа мира», задавая только своего рода каркас, остов такого образа, который постепен но наполняется более дифференцированным и отточенным содержанием на основе присвоения специаль ных знаний (при помощи того же языка и других знаковых систем), опыта, овеществленного в создан ных человеком предметах и формах действий с ними, передаваемого средствами искусства, и др.

Психическое отражение в результате опосредствования присвоенным социальным опытом приобретает ряд новых качеств. А. Н. Леонтьев по этому поводу писал: «Животные, человек живут в предметном мире, который с самого начала выступает как четырехмерный: он существует в трехмерном пространстве и во времени (движении). ...Возвращаясь к человеку, к сознанию человека, я должен ввести «еще одно понятие - понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир. Это-«смысловое поле», система значений». Речь идет о том, что явления, отражаемые человеком, как правило, категоризуются, называются, т. е. идентифицируются не только по чувственным параметрам, но и в системе значений. Это автоматически локализует их в «образе мира», открывая все множество свойственных им особенностей: происхождение, функциональные качества, скрытые связи, дальнейшую судьбу и т. п. Отвечая на вопросы ребенка «Зачем это в каждую черешню кладут косточку?», «Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в санках?» (Чуковский, 1966. С. 124), взрослый в развернутой форме объясняет то, что при восприятии этих явлений ему открывается сразу как само собой разумеющееся: откуда снег, как он попадает на крыши и др. «Образ мира» ребенка такой информации еще не содержит, тем не менее он уже существует, активно проявляется и наделяет воспринимаемые явления развлекающими взрослого качествами: снег специально для того, чтобы кататься, черешня - чтобы есть и т. п. Таким образом, опосредствованность отражения системой присваиваемых знаний предельно расширяет границы отражаемого содержания, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации и отодвигая до границ общечеловеческого познания, вернее, до пределов того, что из этого познания известно конкретному человеку. Одно из последствий наличия «квазиизмерения » значений состоит в том, что оно практически снимает ограничения с отражения пространственно-временных измерений действительности. Знакомясь с историей, человек легко переносится в мыслях через века и в любое изображаемое место, с астрономией через чувственно невообразимые отрезки времени и пространства.

Столь же свободно он способен представлять события, возможные в самом отдаленном будущем. Подобных отвлечении от наличной ситуации, хотя и не столь внушительных, требуют и повседневные дела, осуществляя которые человек обычно без заметных усилий контролирует как предшествовавшие приготовления к ним, так и будущие более или менее отдаленные последствия.

И в этом случае пространственно-временные параметры отражаемого содержания определяются не внешней стимуляцией, а «образом мира », вернее, той его частью, которая может быть названа «образом своей жизни». Наряду с изменением физических измерений содержание человеческой психики существенно расширяется также по линии отражения самых различных внутренних соотношений и взаимодействий, обнаруживающихся во всем диапазоне пространственно-временной протяженности. «Квази измерение » значений несомненно следует представлять многомерным, передающим принципиально различные характеристики. объективной действительности: классификационные, атрибутивные, вероятностные, функциональные и т. п. Для понимания изменений в мотивационной сфере человека особенно важен тот качественный скачок, который произошел в отражении причинно-следственных отношений . Основной феномен состоит здесь в том, что любое явление, отражаемое человеком, кроме других более или менее общих характеристик получает, как правило, еще и интерпретацию с точки зрения отношений детерминизма: все существующее отражается как следствие определенных причин, обычно целого разветвленного их комплекса, и в свою очередь как причины ожидаемых изменений.

Стремление к выяснению причинной обусловленности явлений настолько характерно человеку, что можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер - деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения. Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он можно говорить о присущей ему склонности видеть все в мире непременно детерминированным. Как писал А. И. Герцен,

«людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею».

Это проявляется как в утверждениях ребенка о том, что облака делаются паровозами, ветер-деревьями, так и в заполнении взрослыми белых пятен в познании причинных отношений такими объяснительными конструктами, как судьба, колдовство, космические влияния и т. п. Процессы отражения в условиях наличия упорядоченных представлений об окружающей действительности и своем месте в ней приобретают особенности человеческого сознания, представляющего собой высшую форму отражения.

Можно думать, что именно глобальная локализация отражаемых явлений в «образе мира», обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, где, когда, что и зачем он отражает и делает, составляет конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека. Осознавать-это значит отражать явление «прописанным» в главных системообразующих параметрах «образа мира» и иметь возможность в случае необходимости уточнить его более детальные свойства и связи. Описание и уточнение упомянутых и ряда других особенностей отражения в человеческой психике требуют обозначения процессов их формирования. Отметим наиболее важные в этом отношении положения. Знания и умения, отложившиеся в языке и других формах общественно-исторического опыта, не могут быть переданы человеку непосредственно; для их присвоения он должен быть вовлечен в специально направленную деятельность , определяемую другими людьми или овеществленными продуктами этого опыта и воспроизводящую такие способы преобразования предметного мира (или его знаковых эквивалентов), в результате которых выявляются новые и все более сложные его свойства. Именно деятельность, вступающая в практический контакт с внешней действительностью, деятельностью других людей и ее продуктами, снимает своей формой и составом первую копию с различных образующих предметного мира, которая впоследствии в результате многократного проигрывания, сворачивания и перехода во внутренний план становится основой для психического отражения этих образующих.

Не вдаваясь здесь в детальное обсуждение идеи о деятельностном происхождении человеческой психики, подчеркнем, что она вытекает из заложенной И. М. Сеченовым (1953) рефлекторной концепции психического, объясняющей субъективное отражение внутренним выполнением тех действий, которые сложились в практической деятельности с отражаемыми предметами. Качественные отличия между дочеловеческим и человеческим уровнями психического отражения объясняются не различиями в принципиальном способе формирования этих уровней (поскольку в обоих случаях отражение является свернутым продуктом сложившихся в практике форм активности), а различиями между формирующими эти уровни процессами - поведением животных, испытывающих внешний мир возможностями индивидуального организма, и деятельностью человека, испытывающего этот мир на основе опыта и средствами, накопленными многими поколениями людей. Ряд особенностей психики человека связан с тем, что при присвоении им нового опыта происходит постоянное сокращение изначально развернутых процессов деятельности во все более и более сжатые и автоматизирующиеся ее формы.

Особенно важно, что наряду с исчезновением из деятельности многочисленных повторений, поисковых, пробных или уточняющих действий происходит постепенное сокращение внешне-исполнительных ее элементов, и в итоге субъект получает возможность ее совершения исключительно во внутреннем плане, мысленно. Этот интимнейший в формировании психического и во многих аспектах таинственный феномен «вращивания » содержания деятельности во внутренний план получил название интериоризации: «Интериоризацией называют, как известно, переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации-обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности».

Именно сокращение и интериоризация изначально развернутой деятельности создают возможность присвоения человеком практически неограниченного объема знаний. В более конкретном описании это обеспечивается тем, что нечто, требовавшее на первых этапах овладения полной отдачи и продолжительных усилий субъекта, впоследствии отражается легко и бегло в виде понятий, идей, умений, понимания и других форм человеческого отражения, которым свойственна минимальная выраженность изначально-процессуального и максимальная-результативно-содержательного моментов. В таком итоговом выражении новосформированные элементы опыта могут сравниваться, обобщаться, всевозможно «испытываться» друг другом, т. е. использоваться в дальнейшей активности присвоения уже в качестве ее объекта или средства. Это создает возможность формирования более сложных, обобщенных и опосредствованных «единиц» опыта, которые тоже переходят (после соответствующей отработки и интериоризации) в результативную форму спонтанно понимаемых значений, принципов, идей, используемых в свою очередь для формирования обобщений еще более высокого уровня, и так далее.

Своего рода накопителем для таких многоступенчатых переходов из развернутой в свернутую, из внеш ней во внутреннюю форму деятельности и является индивидуальный «образ мира», представляющий собой конечный упорядоченный продукт присвоения человеком знаний об объективной действительности и себе. Как отмечалось выше, локализованность отражаемых явлений в «образе мира » составляет один из главных признаков сознательного отражения действительности. Данные о развитии способности осознания в онтогенезе свидетельствуют о том, что изначально она тоже проходит стадию развернутого процесса, направляемого взрослым (или затем самим человеком) при помощи вопросов типа: «Что это значит?», «Зачем ты это говоришь?», «К чему это может привести?». Решение таких вопросов, способствующее рефлексии явлений во все более широком контексте отчета о происходящем, как и всякие другие действия при повторении в сходных условиях, сокращается и автоматизируется, и, став своего рода операцией узнавания явлений в системе «образа мира», обеспечивает возникновение феноменов сознательного отражения. Таким образом, деятельностная интерпретация позволяет охарактеризовать сознание с конкретно-психологической стороны как свернутую форму когда-то освоенных действий по локализации отражаемых явлений в «образе мира», как навык идентификации этих явлений в упорядоченной системе знаний. Спонтанность и мгновенность осознания хорошо знакомых явлений создают впечатление полной автоматизированности этого процесса, его независимости от активности субъекта.

Однако это не совсем так. Как известно, не все человеком отражается с одинаково полной развернутостью содержания, характеризующего воспринимаемое явление. Наиболее детально и отчетливо отражается то, что оказывается в «фиксационной точке», «фокусе» психического образа, что воспринимается в качестве «фигуры» на составляющем «периферию» сознания «фоне», иначе говоря, на что направлено внимание субъекта. Способность внимания улучшать качество отражаемого содержания часто рассматривалась наиболее существенной его чертой и выносилась в определения, характеризующие его как «состояние, которое сопровождает более ясное восприятие какого-нибудь психического содержания», «обеспечивает нашему умственному труду лучшие результаты». С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал:

«Внимание обычно феноменологически характеризуют избирательной направленностью сознания на определенный предмет, который при этом осознается с особенной ясностью и отчетливостью» (1946. С. 442).

Таким образом, хотя отражение многократно и разносторонне обыгранного и в результате этого прочно освоенного материала в значительной мере автоматизировано и не требует выраженных усилий субъекта, некоторую минимальную активность (в виде направления внимания) он при этом должен обнаружить. Естественно, что в тех случаях, когда степень освоенности знаний недостаточно высока, субъект для их актуализации должен приложить специальные усилия: выяснение того, что профессионалом отражается сразу (например, возможность устранения неполадок в технической системе), от начинающего может потребовать многих часов интенсивной умственной работы.

Вследствие разной степени освоенности опыт социального происхождения в индивидуальной психике представлен неоднородно и наряду со знаниями, актуализирующимися при направлении внимания на некоторое содержание автоматически, существуют менее освоенные знания, извлекаемые в результате произвольных попыток субъекта нечто «вспомнить», проверить, тот ли перед ним случай, и т. п. Это значит, что содержание, реально отражаемое в некоторый момент человеком, зависит не только от освоенного им опыта, касающегося данного содержания, но и от специфики стоящей перед ним задачи, которая определяет, какой именно аспект этого опыта будет им активно извлекаться и отражаться.

Способность человека произвольно управлять процессами отражения, актуализировать и просматривать те аспекты «образа мира », которые необходимы с точки зрения стоящих перед ним задач, представляет собой важнейшую особенность социально развитой психики, благодаря которой он получает возможность полного отвлечения от реально воспринимаемой ситуации и отражения любых необходимых элементов и составляющих присвоенного опыта. Проявляясь во внутренней деятельности, способность произвольной регуляции существенно изменяет протекание «натуральных» психических процессов, составляя одну из самых характерных особенностей так называемых высших психических функций. Мышление как своего рода сводный продукт развития этих функций, как «интегратор интеллекта» осуществляется при помощи, в частности, высших (произвольных) форм внимания, памяти, воображения и состоит в процессе произвольного поиска, актуализации и проигрывания во внутреннем плане опыта, необходимого для решения стоящих перед человеком задач.

Возникновение способности к произвольной регуляции связано с тем обстоятельством, что не только содержание, но и форма деятельности человека определяется ее социальным происхождением-тем, что она осуществляется либо под прямым или опосредствованным (например, письменным текстом) руководством других людей, либо в сотрудничестве с ними с неизбежным учетом их интересов и возможностей, результатов их труда и т. п. Общение как одна из наиболее характерных форм активности человека пронизывает практически всякий род его деятельности, служа не только удовлетворению соответствующей потребности, но и универсальным средством-катализатором формирования психических новообразований. Поэтому взрослый передает свой опыт ребенку не по типу одностороннего перекачивания через деятельность в его «образ мира» все новой информации, а скорее в режиме диалога с этим образом с постоянной экстериоризацией из него в деятельность уже усвоенных знаний и их использованием для формирования более сложных новообразований. Понятно, что необходимые для этого системность и преемственность между отдельными актами формирующей деятельности, вся ее организация могут быть заданы только в общении с другими людьми, предлагающими ребенку на доступном ему языке и в определенном порядке нечто сделать, сопоставить, повторить, «подумать» и т. д. В результате взаимосвязанность и системность приобретает и формирующийся в деятельности «образ мира».

Внешние, заложенные другими людьми способы организации деятельности постепенно осваиваются самим человеком и, став в результате интериоризации внутренними средствами ее регуляции, наделяют новыми качествами формирующееся в ней психическое отражение. Особенно в этом отношении важны последствия того разрыва между мотивацией и действием, который образуется при выполнении деятельности под руководством взрослого вследствие того, что действия направляются не возникающими в ситуации побуждениями, а взрослым, которому мотивация (сотрудничества с ним, игровая, познавательная) как бы передает эту функцию. Освоение навыков, позволяющих действовать независимо от непосредственных побуждений, становится основой для способности человека произвольно регулировать внутреннюю и внешнюю деятельность. Об этом свидетельствуют специальные исследования, показавшие, что способность к произвольной регуляции активности в онтогенезе формируется постепенно: сначала как умение ребенка действовать, подчиняясь речевым командам взрослого, затем-выполняя собственные развернутые команды, и, наконец-согласно свернутым распоряжениям самому себе на уровне внутренней речи. Отметим, что формирование этой особенности психики человека тоже опосредствовано языком-именно речь служит универсальным средством, при помощи которого человек овладевает собственными психическими процессами и поведением.

Вооружение человеческой психики «образом мира» и особенно способность к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания способствовали видоизменению и развитию особого внутреннего структурного образования-субъекта. Это образование представляет собой онтологически трудноуловимую, но функционально отчетливо проявляющуюся регулирующую инстанцию, которой в образе открываются, с одной стороны, мотивация в виде побуждений к целям, с другой-условия достижения этих целей, в том числе собственные возможности действия, и самое общее назначена которой состоит в организации их достижения. Речь идет об инстанции, которая У. Джемсом называлась «Я» как «познающим элементом в личности» (1911 С. 164), 3. Фрейдом-«Я», или «это».

– субъективное представление о мире с личностной позиции. Переосмысливая действительность, образовывается свое мировоззрение из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности;
  • действий, которые должны произойти.

Накопившийся опыт, воспроизведение усвоенных знаний оседает прочно в прошлом. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии личности. Будущее направлено на реализацию целей, задач, намерений, отображающихся в снах, фантазиях.

Суть мировоззрения, проходящего через психику

1. Активация.

Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.

2. Нацеленность.

Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.

3. Подстройка.

Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.

4. Неповторимость.

Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.

5. Опережение.

Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.

6. Оценка со стороны объекта.

Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.

Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:

  1. Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
  2. Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
  3. Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
  4. Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.

Ступени отражения психики

  • Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
  • Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
  • Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
  • Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.

Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.

Предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики. Объектом психологии выступает психика. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие явления. С помощью таких явлений как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание).

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение

Задачи психологии:

1. Качественное изучение всех психических явлений.

2. Анализ всех психических явлений.

3. Изучение психологических механизмов психических явлений.

4. Внедрение психологических знаний в жизнь и деятельность людей.

Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии связано с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы.

Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании психических функций человека важнейшую роль сыграли главные исторические достижения - орудия труда и знаковые системы.

Человек - биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим психология связана и с социологией.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе индивидуального развития, в процессе воспитания и образования. Поэтому психология связана также с педагогикой.



Выделяют следующие отрасли психологии:

1)Общая психология- изучает познавательную и практическую деятельность.

2)Социальная психология- изучает взаимодействия личности и социума

3)Возрастная психология- исследует развитие психики от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

4)Психология труда -рассматривает психику в условиях трудовой деятельности.

5)Психолингвистика -занимается изучением речи как вида психики.

6)Специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

7)Дифференциальная психология -исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. 8)Психометрия -постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

9)Психофизиология -изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Методы психологии.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Самонаблюдение – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

Также существуют различные тесты.Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

4. Понятие о психике и ее функциях .

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

Можно выделить 3 основные функции психики:

Отражение воздействий окружающего мира

Осознание человеком своего места в окружающем мире

Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию человека в мире.С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в отношениях, Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Регуляция поведения и деятельности

Блаодаря этой функции человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования.

5. Структура психики (психические процессы, состояния, свойства и новообразования).

Психика - это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией

Обычно в стр-ре психики выделяются следующие основные компоненты: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.

Психические процессы - это компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и различными желаниями,разнообразными потребностями.

Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, представления, внимание, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие решений и их исполнение.

Результатом психических процессов является формирование в структуре личности психических образований.

Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки.

Психические состояния - это явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают из-за различных факторов,таких как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми.

На основе психических процессов и психических состояний постепенно формируются свойства (качества) личности.

Характеристика психического отражения.

Психическое отражение-это правильное,верное отражение.

Особенности психического отражения:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Носит опережающий характер

Разное для каждого человека

Психическое отражение имеет ряд свойств:

– Активность.Психическое отражение это активный процесс.

Субъективность. Это выражается в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

Объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира.

Динамичность. То есть психич отражение имеет свойство изменяться.

Опережающий характер. Это позволяет принимать решения с определенным опережением будущего

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный . Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений . Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень . Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем , с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой , он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация . Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка . Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов . Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка . Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

Похожие статьи