Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье младшего школьника. Старт в науке

В компьютерные игры сегодня регулярно играют от 60 до 90% подростков. Многие родители в растерянности, ведь они уверены, что активная виртуальная жизнь мешает учебе, тормозит развитие социальных навыков и, главное, что игры с элементами насилия заражают подростка своей жестокостью.

«Исследования опровергают эту зависимость, - объясняет возрастной психолог Тимур Мурсалиев. - Большинство школьников, погружаясь в виртуальный мир, забывают о реальности. Азартно расстреливая 50 противников в минуту, подросток отдает себе отчет в том, что его враги - пиксели, они нарисованы. Невозможно научиться убивать человека, расстреливая пиксели. Подростку может быть интересно провести виртуальную операцию и посмотреть, что у человека внутри. Но так же увлеченно он разбирал в детстве машинку, желая понять, как она сделана...

Ролевые игры развивают социальные навыки, игры-стратегии тренируют способности к анализу

По-настоящему агрессивное поведение подростка в реальной жизни - это симптом его внутреннего неблагополучия, а «стрелялки» и прочие «экшны» привлекают его как раз тем, что позволяют расслабиться, выплеснуть агрессию социально приемлемым способом. Злые выходки - повод не выключить компьютер, а задуматься о том, что происходит у него в душе, в его отношениях со сверстниками и в вашей семейной жизни».

Влияние компьютерных игр может быть вполне позитивным. Многие игры - если им посвящать ограниченное время - полезны для формирования разных умений. Так, ролевые игры (например, Baldur’s Gate) развивают социальные навыки, игры-стратегии (Heroes 3 или Warcraft) тренируют способности к анализу, а «стрелялки» (Quake или Counter-Strike) отрабатывают навык работы в команде, тактические решения и реакцию. Игры-симуляторы (гонки, полеты на самолетах, как «Ил-2» или NFS) расширяют кругозор и помогают разобраться в технике, логические игры развивают пространственное мышление.

Узнайте больше

На сайте Фонда развития интернет родители могут найти самую полную подборку научных исследований по теме «Дети и интернет», комментарии ведущих российских психологов, а также записаться на консультацию к специалистам.

«Контролировать отношения подростка с интернетом сложно, - признает Тимур Мурсалиев. - Тем более не стоит ставить пароли на компьютер, запрет только повышает его притягательность. Старайтесь договариваться - как о времени, проводимом за игрой, так и о выборе игр с соблюдением возрастных ограничений (сегодня они указаны на всех лицензионных версиях).


- Христиане-Квэйкеры это нормально?
- Как влияют компьютерные игры на человека?
- Можно ли позволять нашим детям играть в комп. игры?
- Влияют ли компьютерные игры на психику людей?
- Что думают о компьютерных играх специалисты?

Влияние игр, мнение создателя

Игры становятся настолько реалистичными, что, похоже, скоро нам придется признать их влияние на нашу психику. Старый добрый DOOM захватывал наш дух своей искусно созданной атмосферой. В то же время не было никакого сомнения что DOOM - всего лишь игра: ощущение нереальности создавалось плохой графикой и несовершенными технологиями того времени. В отличие от него новая версия выглядит почти реальной. От такого реализма прямо бросает в дрожь; хотя вы и знаете, что монстры - всего лишь игровые персонажи, однако когда вы погружаетесь в такое реалистичное пространство, вы об этом забываете.
Демонстрация новой версии игры выглядит совсем, как фильм.
Действительно, это так, и любая игрушка, которая так реалистично выглядит, непременно будет оказывать сильное влияние на игрока, значительно большее влияние, потому что вы находитесь внутри игры.
Сейчас технология ушла настолько вперед, что мы даже начали борьбу с некоторым играми, как пропагандой насилия.
Сотрудник компании 3DActionPlanet, GameSpy Industries

Влияние игр, мнение специалиста
Во время игры на компьютере происходит, в общем, то же, что при
просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница.
Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов.

Что же именно происходит?
Во-первых, формируется положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру злых духов - миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Quake" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.
Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где
"побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" ли "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в религиозной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.

Доктор медицинских наук Анатолий Берестов

К настоящему моменту более 1000 исследований, проведенных ведущими институтами и специалистами в области психиатрии, собрали неоспоримые свидетельства тому, что причинно-следственная связь между насилием на экране и агрессивным поведением определенной группы детей существует.
Заключение сообщества врачей, полученное в результате более чем
30-летнего научного поиска, состоит в том, что просмотр сцен насилия может привести к развитию агрессивных чувств, реакций и поведения детей. Более того, продолжительное наблюдение жестоких сцен ведет к тому, что человек становится бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни.
http://kolpashvo.vov.ru/games/

Влияние игр, мнение психологов

В какие игры играют люди? Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это все "бродилки", "мочилки", "леталки", "гонки" и т.п.) и Logic ("аркады", "квесты", "стратегии" и т.п.). Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми.
http://school.iatp.by/roditel/eigra/psigames.htm

В этом исследовании мы намеренно рассмотрим только два жанра игр, тем самым посеяв основные принципы правильного отношения христианина к компьютерным играм.
Этими жанрами будут стратегия и ролевая игра. Самыми популярными на данный момент примерами рассматриваемых жанров являются игры WarCraft III и Quake, соответственно.

2. WarCraft III: Reign of Chaos (или Age of Mythology)
Жанр: стратегия - один из самых безопасных жанров.
Согласно проведённому опросу игроков этой игры на прохождение одного уровня игры, без использования чит кодов, требуется от нескольких часов, до нескольких дней.

Что говорит Библия?
"Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа
временем, потому что дни лукавы".
(Ефесянам 5:15-16)

Притча о талантах предупреждает неправильно использующих своё время об опасности подвергнуться участи "…лукавого раба и ленивого". (Матфея 25:14)

3. Quake (CounterStrike)
Жанр: action, ролевая игра, аркадная, бродилка, стрелялка.

Исследование социально-психологический факультет кафедры психологии
Кемеровского ГУ.

"Что понимается в психологическом смысле под ролевыми компьютерными играми. Ролевые компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя.
Выделение ролевых компьютерных игр из всего многообразия игр делается потому, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс "вхождения" человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях - процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, нежели неролевые компьютерные игры или любые виды неигровой компьютерной деятельности. Мы не отрицаем возможности формирования сихологической зависимости от неролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как программирование или работа с Интернет. Однако мы делаем совершенно очевидное предположение о том, что психологиеская зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего. Исходя из этого есть основание предположить большую опасность пагубного влияния ролевых компьютерных игр в случае злоупотребления игрой, и, наоборот, возможность их применения в качестве терапевтического метода в психокоррекционной работе".

Минусы ролевых игр:
а). присутствие в игре элементов магии.
В большинстве ролевых игр, за исключением игр с правдоподобным сценарием (CounterStrike, DeltaForce) игрок вынужден использовать магию в своих интересах.

Цитата из ОнЛайн Обзора игр

"Жанр RPG (role play game) в 85 проц. случаев использует широкое
"применение магии", что делают этот жанр необычайно привлекательным".

Что говорит Библия?
"Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш". (Левит 19:31)
"...обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых... мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим". (Второзаконие
18:11-13)

Б). наличие сатанинской символики (это относится и к фильмам).
Огромное количество ролевых игр, за исключением игр с правдоподобным сценарием (CounterStrike, DeltaForce) содержат многочисленные изображения сатанинской символики (первёрнутый крест, пентаграмма, т.п.).
Что говорит Библия?
"Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?". (Матфея 6:22-23)

В). наличие насилия.

Выборка новостей связанных с вопросом влияния компьютерных игр на человека.

"Трое верующих школьников были убиты и пятеро ранены в школе
американского города West Paducah (штат Кентукки) в 1997 году. Вы можете послушать свидетельства очевидца Бэна Хэдди .
Нападавшему Майклу Керниэлу было всего 14 лет. Как стало известно, опыт общения с оружием юноша почерпнул не иначе как из компьютерных игр DOOM, Quake и Mortal Combat, которыми он увлекался. На заседании конгресса США, посвященном проблемам жестокости и насилия в компьютерных играх, мать одной из жертв заявила, что этот инцидент был спровоцирован фильмами, которые смотрел Керниэл, играми, в которые он играл, и Internet-сайтами, которые он посещал. Семьи убитых школьников подали иск на 33 млн. долл. против 25 компаний, включая Nintendo, Sega и Sony Computer Entertainment. Обвинение основывалось, в частности, на том, что видеоигры "тренировали Керниэла прицеливаться и стрелять без каких-либо моральных ограничений, превращая его таким образом в настоящего убийцу".
"Спустя два года, в 1999 г., двое старшеклассников Эрик Харрис и Виллан Клеболд убили 12 учеников [некоторые из которых (Cassie Bernall, Rachel Scott, etc.) были христианами] и учителя школы города Литлтон (штат Колорадо), после чего покончили жизнь самоубийством. Как показало расследование, они были заядлыми игроками в DOOM и Duke Nukem 3D и часто играли друг против друга по сети в так называемый "матч смерти" (deathmatch).
"Обеспокоенность подобными событиями возникла во всем мире. С прилавков французских магазинов были убраны игры Resident Evil II, Unreal,
Sanitarium, Wild 9, Grand Theft Auto и Carmageddon II в связи с их "низкой социальной значимостью" и "крайне тлетворным влиянием в то время, когда насилие среди молодежи становится одной из важнейших проблем общества", как выразилась лоббистская группа Familles de France".
"Шесть видеоигр, которые содержали сцены насилия, были запрещены в Бразилии под тем предлогом, что они провоцируют насилие в реальной жизни.
Под страхом штрафа в 10 тыс. долл. продавцы убрали с прилавков DOOM, Postal, Mortal Kombat, Requiem, Blood и Duke Nukem 3D. Основанием для столь жестких мер стало нападение на зрителей кинотеатра, в результате которого погибли три человека. Оно было совершено студентом медицинского университета во время просмотра кинофильма "Бойцовский клуб" (Fight Club) якобы под впечатлением игры Duke Nukem 3D. И этот случай был не первым, когда компьютерные игры подвергались гонениям в Бразилии. Carmageddon была запрещена ранее в связи с тем, что в этой игре имелась возможность сбивать прохожих, в том числе детей и пожилых людей".
"В начале 2000 года в связи с жалобами родителей на то, что их дети
слишком много уделяют времени Half-Life, сингапурские власти запретили (впрочем, ненадолго) продажу этой игры. Ранее подобные меры были предприняты по отношению к играм Redneck Rampage и Kingpin под тем предлогом, что в них содержались грубая речь и множество кровавых сцен".

В гимназии Эрфурта, Германия, была разыграна компьютерная игра.
Как пишет немецкая газета Frankfurter Allgemeine, Роберт Штайнхойзер - убийца учителей и учеников - играл в "Counterstrike" сутки напролет. Эта игра имитирует в реальном времени теракты и антитеррористическую войну - по данным производителя, на сайте в любое время суток присутствуют около 500 тыс. зарегистрированных игроков. Роберт Штайнхойзер, как говорят его школьные товарищи, "мог бесконечно играть в "Counterstrike". Поражает огромное количество совпадений. Как и в "Counterstrike", где у игрока имеется основное и вспомогательное оружие - ружье и пистолет, - 19-летний Штайнхойзер тоже запасся помповым ружьем, револьвером и огромным количеством боеприпасов. А свой маскировочный костюм он скопировал с игровых персонажей. "Убей же меня", - сказал один из учителей Штайнхойзеру, сорвав с него маску, и тем самым, поломав игру. И юноша, который только что убил 16 человек, ответил словами ребенка, выключающего
компьютер: "Мне больше не хочется". Напомним, что 26 апреля в гимназии им. Гутенберга Эрфурта бывший гимназист Роберт Штайнхойзер расстрелял 16 человек - 13 учителей, двух учеников и одного полицейского, а затем покончил жизнь самоубийством. Огнестрельные ранения также получили еще десять человек. Прежде, чем спустить курок в последний раз, юный суицидник подвел итог своей жизни: "Теперь я наигрался..."

Что говорит Библия?
"Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые (стремящиеся доказать своё превосходство), язык лживый и руки, проливающие кровь невинную (рубя и расстреливая всех подряд), сердце, кующее злые замыслы (сердце подстерегающего за углом на злое), ноги, быстро бегущие к злодейству (режим бега включается нажатием и удерживанием клавиши Shift)..." (Притчи 6:16,17)

4. Итог:
Совместное заявление о влиянии на детей насилия и жестокости в
компьютерных играх Саммит Конгресса США по вопросам здравоохранения, 26 июля 2000 года.

В индустрии развлечений бытует мнение, что, первое: насилие и жестокость в играх не представляют опасности, так как не существует ни одного научного труда, выявляющего их связь с агрессивным поведением детей; и второе: молодые люди осознают, что телевидение, игры и видеоигры являются всего лишь фикцией.
К сожалению, оба этих мнения неверны. К настоящему моменту более 1000 исследований, проведенных ведущими институтами и специалистами в области психиатрии, собрали неоспоримые свидетельства тому, что
причинно-следственная связь между насилием на экране и регрессивным поведением определенной группы детей существует. Заключение сообщества врачей, полученное в результате более чем
30-летнего научного поиска, состоит в том, что просмотр сцен насилия может привести к развитию агрессивных чувств, реакций и поведения детей. Более того, продолжительное наблюдение жестоких сцен ведет к тому, что человек становится бесчувственным по отношению к насилию в реальной жизни.
Мы ни в коем случае не хотим сказать, что эти факторы являются
единственными или самыми важными, что способствуют агрессивным и
антисоциальным настроениям молодежи. Распад семей, влияние верстников, доступность огнестрельного оружия и многие другие факторы также вносят вклад в эту проблему.
Продолжительность, сила и степень влияния насилия и жестокости в играх на детей могут варьироваться от индивидуума к индивидууму, однако в целом негативные последствия можно выявить и охарактеризовать достаточно четко.
Дети, которые часто сталкиваются с жестокостью в играх, с большой долей вероятности будут рассматривать насилие как эффективный способ решения конфликтов, а агрессивное поведение считать приемлемым.
Просмотр сцен насилия ведет к снижению эмоциональной чувствительности к жестокости вообще, вследствие чего уменьшается вероятность того, что будет оказана помощь и пострадавшим в реальных ситуациях.
Насилие в играх усиливает восприятие мира как места, где царит зло и
жестокость. Кроме того, усиливается страх стать жертвой насилия и в
результате утверждается психология самозащиты и недоверия к окружающим.
Просмотр сцен насилия может вести к насилию в реальной жизни. Дети, которые сталкиваются с жестокими компьютерными играми, имеют большую предрасположенность к насильственным и жестоким действиям, чем те, которые не имеют доступа к ним.

Подписано главами :
Американской академии педиатрии,
Американской ассоциации психологов,
Американской академии детской и подростковой психиатрии
Американской медицинской ассоциации".

После всего вышесказанного, итог подводит Бог,
и тот, кто открыт к голосу Духа Святого услышит его. Помните:
"Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех". (Иакова 4:17)


Большинство компьютерных игр оказывает благоприятное воздействие на характер и поведение человека, развивая в нём множество важных качеств и предоставляя ему возможность отдохнуть от повседневной суеты. Однако, многие персоны не соглашаются с подобным суждением, так как, по их мнению, абсолютно все игры приносят сплошной вред как младшему, так и старшему поколению. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Предыстория

Несколько дней назад я случайно наткнулся на «интереснейшую» статью в интернете, повествующую о негативном влиянии компьютерных игр на психику молодёжи. После её прочтения я решил ознакомиться с другими материалами на аналогичную тему, чтобы узнать мнение остальных авторов касательно этой проблемы. И каково же было моё удивление, когда мне с большим трудом удалось найти статью с противоположной точкой зрения.

Как ни странно, но в наше время стало очень популярно во всех бедах винить компьютерные игры. Наиболее часто это можно заметить в сфере современного телевидения, где изредка появляются репортажи о том, как некие подростки под воздействием видеоигр начинают совершать преступные действие, нанося вред окружающим людям. Кроме того, похожую информацию можно найти и на многих новостных веб-сайтах, публикации которых, как правило, должны основываться только на проверенных фактах.

Лично я придерживаюсь другой позиции и считаю, что компьютерные игры не способны отрицательно повлиять на психику ребёнка или взрослого человека. А все обвинения, которые выдвигаются игровой индустрии — это лишь повод прикрыть по-настоящему актуальную проблему. Но давайте не будем спешить и для начала убедимся, что основная часть компьютерных игр оказывает хорошее влияние на человека, а уж затем и обсудим сущность этой «скрытой проблемы».

Почему видеоигры положительно влияют на людей?

Во-первых , большинство компьютерных игр помогает человеку расслабиться после тяжёлых трудовых будней. К сожалению, нынешняя жизнь многих людей придерживается строгого ритма «дом → работа → дом», поэтому у них просто не остаётся лишнего времени и сил, чтобы сходить, например, в кинотеатр. Именно по этой причине они и предпочитают играть в видеоигры, потому что этот вид отдыха не вынуждает их выходить куда-либо и способен преподнести им такие же эмоции, как и любой интересный фильм или сериал.

Во-вторых , некоторые разновидности игр, которые, по мнению большинства, вызывают у людей раздражительность, наоборот, помогают им избавиться от неё. Особенно это свойственно для таких жанров игровой индустрии, как шутеры и файтинги. Приведу пример: если в Вашей жизни произошла какая-нибудь неприятная ситуация, вызвавшая у Вас сильное чувство злости, то вместо того, чтобы срывать её на своих родных и близких, Вы можете зайти в любой шутер и пострелять там в вымышленных персонажей. Таким образом, у Вас получится избавиться от гнева и успокоиться.

В-третьих , благодаря видеоиграм у детей формируется богатое воображение. По сути, любая компьютерная игра — это сказочная вселенная, которую можно исследовать не выходя из дома. Очутившись в таком месте, ребёнок начинает принимать непосредственное участие в развитии этого мира, совершая добрые и героические поступки. Другими словами, во многих играх подростки могут стать отважными храбрецами, защищающими волшебную страну, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на их мышление и фантазию.

В-четвёртых , большинство компьютерных игр стремится донести до своих игроков глубокий смысл о добре, справедливости и других качествах, которыми должен обладать каждый из нас. В этом можно с лёгкостью убедиться, обратив внимание на значительную часть всех современных видеоигр, главный смысл которых заключается в спасении мира и борьбе со злом. Конечно, существуют исключения из этого правила, но такую же закономерность можно обнаружить, например, в кинематографе. Следовательно, в этом нет ничего необычного, так как негативные стороны можно найти у большинства произведений искусства.

В-пятых , большое количество игр формирует у людей полезные знания и навыки, а именно:

Шутеры развивают реакцию, хитрость и способность работать в команде.
Стратегии развивают тактичность, логику и умственную координацию.
РПГ развивает фантазию и способность принятия сложных решений.
Онлайн-игры развивают коммуникабельные способности.
Хорроры помогают преодолеть страх.

Помимо этого, при помощи компьютерных игр можно обзавестись новыми знакомствами, изучить иностранные языки и даже заработать денежные средства. И я до сих пор не понимаю, почему старшее поколение негативно относится к игровой индустрии, обвиняя её в отрицательном воздействии на характер и поведение молодёжи.

В чём же кроется суть данной проблемы?

Всё довольно просто: главной причиной повышенной агрессии у современных подростков является обычное отсутствие воспитания, а не какие-то там игры. Любой адекватный ребёнок, растущий в благополучной и любящей семье, не будет круглосуточно засиживаться перед компьютером, ухудшая своё зрение и осанку, и подвергаться негативному влиянию со стороны видеоигр и интернета. Кроме того, если у здорового подростка регулярно проявляются приступы агрессии, то в этом виноваты только его родители, потому что не удосужились заранее выявить и предотвратить эту проблему.

Я не понимаю людей, которые рожают детей, не убедившись в том, что они смогут выделить на их воспитание огромное количество времени и финансово обеспечить их до совершеннолетия. Очень часто я становлюсь свидетелем таких случаев, когда молодая пара, не имеющая нормального жилья и приличной зарплаты, задумываются о рождении ребёнка. Это неправильно, потому что они не смогут принимать непосредственное участие в жизни и развитии своего дитя в связи с недостатком времени, сил и других особо важных причин. И именно от таких семей сейчас можно услышать, что во всех бедах их ребёнка виноваты плохие игры, фильмы, песни и многое другое. В общем, виноваты все, только не они.

Сегодня многих людей интересует влияние компьютерных игр на человека, особенно это касается родителей несовершеннолетних детей. В современном обществе эта проблема стала очень актуальна так же, как наркомания или алкоголизм. Такое увлечение захватывает всё больше и больше людей, погружая их в иллюзии, и уводя от реальной жизни. Любая игра способна вызвать быстрое привыкание. И избавится от этой болезни очень сложно. Без помощи специалиста и правильного психологического подхода здесь не обойтись.

Возможный вред от компьютерных игр

В результате зависимости возможны такие серьезные последствия, как:

  • ухудшение зрения;
  • искривление позвоночника;
  • геморрой;
  • истощение организма.
  • психологическая зависимость.
  • психозы

Особенно сильно отражается зависимость на поведении молодых людей. Теряются такие важные социальные качества, как открытость, дружелюбие, сострадание. Человек становится чёрствым, так как, кроме компьютерных забав его ничего больше не интересует. В результате появляется агрессивность к окружающим и поведение, не соответствующее социальным нормам.

Психика ребенка может нарушиться. Именно в этом возрасте у него формируются понятия справедливости, добра и зла. Но зависимость коверкает эти представления. Развивается замкнутость, инфантилизм, отсутствует контроль над своим поведением и поступками. Но вред от компьютерной игры можно предотвратить, и поможет в этом профилактика.

Компьютерная зависимость – проблема современного человечества

Людей, которые не могут жить без игр, называют компьютерные наркоманы. В основном под эту категорию попадают молодые, в возрасте до 20 лет личности. Случаи, когда этой зависимости подвергаются боле взрослые люди, очень редки. Развитие зависимости происходит постепенно, и со временем она становится всё сильнее и сильнее. В конечном счете достигается состояние, когда человеку становится невозможно оторваться от компьютера.

Такие увлечения действуют на мозг человека, как и наркотики. Выделяется гормон удовольствия, и человек быстро привыкает к нему. Появляется следующая симптоматика:

  • увеличение времени за ПК;
  • денежные расходы на обновления;
  • ухудшение настроения, если человек не играет;
  • агрессия к отвлекающим факторам;
  • приоритет ПК над всем другим;
  • потеря времени;
  • отказ от общения;
  • пренебрежение своим физическим состоянием.

Если все эти последствия компьютерной зависимости выявлены, то срочно требуется пройти курс лечения.

К сведению:

Дети быстро привыкают к подобным забавам. В итоге они путают виртуальность с реальностью, становятся жестокими, агрессивными.

Как можно избавиться от зависимости?

Нельзя проводить жёсткое лечение, оно должно быть максимально мягким. Поэтому всё должно тщательно продумываться. Нельзя действовать методом запрета. Больного человека, а в особенности ребёнка, нельзя упрекать или делать ему замечания — это только усугубит положение. Если на ребенка оказывать давление, он просто замкнется в себе. Если это случится, то даже психотерапия будет безрезультатной.

Последствия компьютерных игр могут быть самыми тяжёлыми, если к лечению подойти неправильно. В некоторых случаях были попытки суицида. Чтобы этого избежать, надо обратиться к опытному психологу. Другие методы в данном случае малоэффективны. Немалое значение имеет и помощь окружающих людей, психологическая поддержка, настрой на позитив.

Профилактика игровой зависимости

Развитие зависимости можно предотвратить, исключая необходимость последующего серьезного лечения. Для этого достаточно ряда профилактических мер. В первую очередь надо узнать, почему человек предпочитает виртуальный мир реальному. Ведь компьютерные игры затягивают в основном тех, кто неудовлетворён жизнью. Если чего-то не хватает – это может дать виртуальный мир. Поэтому, поняв это, справиться с проблемой будет легче.

Зная последствия компьютерной игры, становится понятно, что лучше не лечиться от зависимости, а предотвратить её. Недопустима резкая критика в отношении игромана. Общаться с ним надо мягко. Не помешает и своевременная консультация с психологом. Контакт с больным установить несложно, достаточно понять суть любимой игры, и тогда можно завоевать его доверие. Это поможет управлять им, снизить потребность в постоянном времяпрепровождении за компьютером.

Кто подвержен зависимости?

Есть группа риска, то есть те люди, которых наиболее часто одолевает компьютерная страсть. В первую очередь к ней относятся подростки возрастом от 10 до 18 лет. И сегодня это наиболее актуально – компьютер есть в каждом доме так же, как и доступ в интернет. Количество компьютерных игр практически безгранично, и каждый без труда найдет ту, которая окажется самой интересной. В результате очень легко поддаться искушению, и стать зависимым от компьютерных игр.

Чаще всего свое влияние компьютерные игры на человека оказывают, когда у него нет интересов в жизни. Поэтому рекомендуется больше проводить времени со своим ребенком, заполнить пустоту в его жизни. Больше всего зависимости поддаются представители сильного пола. Связанно это с сильно развитой конкурентностью. Они более азартны, и всегда хотят быть первыми, что и позволяет им получить любимая игра. Нередки случаи, когда болезнь начинается и в более раннем возрасте: до 10 лет психика детей еще не сформирована, и им проще поддаться влиянию игры.

К сведению:

Согласно исследованиям немецких ученых, компьютерная игромания – это зависимость, психологические симптомы которой схожи с алкоголизмом и наркоманией.

Какие игры наиболее опасны для детей?

В раннем возрасте влияние компьютерных игр на человека наиболее сильное, чем в зрелом. У ребенка может сформироваться аддитивное поведение. При этом он полностью погружается в виртуальный мир и живет им, отторгая реальность. Все реальные проблемы становятся неважны, их полностью замещает игра. Наибольшую опасность представляют ролевые игры. Чаще всего именно они вызывают привязанность, и не только у детей, но и у взрослых людей.

Большая часть ролевых игр рассчитана на подростков. Поэтому нередко они становятся основополагающим фактором при формировании психики несовершеннолетнего. Человек начинает воспринимать окружающий его мир не своими глазами, а со стороны главного персонажа любимой игры. Со временем реальность полностью уходит, и становится абсолютно неинтересной для такого человека, наступает зависимость. И главный смысл в жизни только один – пройти компьютерную игру до конца.

Но наиболее сильное влияние оказывает другой вид игр – сетевые. В такой игре человек играет с реальными людьми. С теми, кто его понимает и живет такой же жизнью. Его вера в виртуальную реальность усиливается так же, как и убеждение, что это важнее, чем всё, что происходит вокруг.

Как своевременно выявить компьютерную зависимость?

Есть ряд признаков:

  1. Потеря интереса к социальной жизни.
  2. Неопрятный внешний вид.
  3. Потеря контроля над временем.

Игромана можно узнать по раздражённому поведению, когда его отвлекают от игры. У него появляется нарушение сна, он отказывается от выполнения своих основных обязанностей или откладывает их на потом. Если такая симптоматика обнаружена у ребенка, необходимо срочно сводить его к психологу.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Борисова Алёна, Мошкина Валерия, Соколова Екатерина

Выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Цель: Определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению, львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома

Актуальность проекта

2013 год

Участники:

Руководитель:

Борисова А. 11 «А» кл.

Мошкина В. 11 «А» кл.

Соколова Е. 11 «А» кл.

Нуриева И. А.

Исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитии компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Объектом данной исследовательской работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.

Цель

Определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

Задачи

  1. изучить теоретическое обоснование влияния компьютерных игр на учеников;
  2. установить, какие проблемы физического и психологического плана возникают после игры на компьютерах?
  3. выявить связь между компьютерными играми и развитием познавательных процессов и коммуникативных качеств личности ребёнка.

В процессе работы использованы следующие методы:

  1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы)
  2. Эмпирические (наблюдение)
  3. Методы статистической обработки результатов

Гипотеза

Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.

Введение

В наш бурный век, пожалуй, не найдется ни одного ребенка, который не знал бы, что такое компьютерные игры. Компьютеры есть почти в каждой семье, а потому обращаться с ними дети учатся едва ли не раньше, чем произносят свое первое слово. И все бы ничего, если бы компьютеры использовались с исключительно с благой целью – научить, например, ребенка читать или решать математические задачи… К сожалению, львиную долю времени, проводимого за экранами мониторов, дети посвящают компьютерным играм.

Многие родители стали замечать, как дети, играя стали чаще употреблять слова: «меня убили», «я убит» и т.д. Многие матери стали замечать это после того, как дети поиграют в «стрелялки» на компьютере, а ведь ни для кого уже не секрет, что в основной массе компьютерных игр, главное действие – это убийство. Компьютерная индустрия идет вперед огромными шагами, игры становятся все более реалистичными, убийство в игре сделано реалистично, убитые люди падают, для этого работают над физикой поведения человека, он ходит, стреляет, падает и умирает, как настоящий человек. Разработчики компьютерных игр знают, что игры влияют на детей, для этого они вводят в игры своего рода ограничения, как например не показывать кровь во время убийства, но это мало что меняет. Во многих странах, например уже не раз проходили слушанья о запрете некоторых компьютерных игр, например таких как «Counter Strike» (стрелялка от первого лица, где террористы воют с полицией). Но запреты не останавливают разработчиков, и каждый год выходят новые хиты.

Многие из вас в детстве бегали и играли в «войнушку», но давайте не забывать про виртуальную реальность, которая с каждым годом становится всё реальней. Возьмите журнал с описанием компьютерных игр, там при описании новой игры пишется, что она еще реалистичней и даже есть оценка игры по таким параметрам как: реалистичность, графика, звуковое сопровождение. Чем реалистичней игра, тем больше балл. Разработчики учитывают всё (звук, физику, графику), чтобы погрузить человека в виртуальную реальность, чтобы был еще больше эффект присутствия. Кстати возьмите журнал по компьютерным играм, если он есть в вашей семье, и посмотрите, как описывают очередной хит сезона. Там и подробные прохождения игр есть, отвечающие на такие вопросы: где? как? когда? и кого? убить.

В зарубежных новостях не раз рассказывалось о том, как подростки расстреляли в школе детей. Почему это произошло? Да как раз потому, что «стрелялки» позволяют сделать убийство психологически более приемлемым. Существуют определенные компьютерные программы для военных (тоже «стрелялки»), которые как раз и учат убивать врага.

Во время второй мировой войны выяснилось, что американские солдаты, хорошо попадающие в мишени на учениях, не могли убить противника, это произошло как раз из-за того, что они стреляли только по мишеням, а на войне живые люди, сработал психологический барьер, вот и начали с помощью компьютера прививать эти навыки.

Американцы пришли к выводу, что методики, используемые для обучения военных убивать, свободно растиражированы для детской аудитории.

История

Первая компьютерная игра SpaceWar родилась в далеком 1961 г. в Массачусетском Технологическом Институте, однако играли в эту игру одни программисты, поскольку компьютеров тогда ни у кого не было.

В 1971 году Нолан Башнелл создал и начал продавать первую коммерческую игру Computer Space , но больше всего шума наделала другая игра (выпущенная в 1972 г.), которая называлась Pong . В ней две тарелочки отбивали мячик, стараясь удержать его на игровом поле.

Победное шествие компьютерных игр по всему миру началось с начала восьмидесятых, когда все стали покупать игровые приставки.

В 1981-м произошло событие, перевернувшее мир: IBM впервые представила публике IBM PC. А выпуск в 1989 году карманной компьютерной игры Gameboy заложил фундамент того, что мы сегодня зовем индустрией компьютерных игр.

Сегодня увлечение некоторых людей, а особенно, детей, компьютерными играми достигает уровня зависимости, называемой специалистами игроманией, или гемблингом. Как развивается это заболевание? Завзятого игромана вы узнаете сразу: он погружен в себя и в виртуальный мир, игнорирует внешние события, не адоптирован к жизни в реальности. Первая стадия зависимости - это еще легкообратимое расстройство. Сначала ребенок просто увлечен «новой игрушкой» в ущерб другим делам и учебе. Постепенно он отдаляется от родственников и друзей. Как правило, скрывает от родителей, сколько времени он проводит за компьютером. Вторая стадия – это уже лавинообразное нарастание симптомов. Если ребенка насильственно «оторвать» от компьютера, он испытывает чувство, похожее на «ломку» наркомана. Ребенок может воровать деньги на оплату времени, проведенного в Интернет-клубе. Здесь характерно снижение работоспособности, нарушение внимания, появление навязчивых мыслей, головных болей, рези в глазах, бессонницы… Третья стадия – это уже социальная дезадаптация. Ребенок полностью «уходит» в виртуальный мир, возникает состояние депрессии.

Почему дети предпочитают не невинные логические «игрушки», а те, в которых в избытке и неприкрытом виде имеются насилие, жестокость, убийства и другие активности, связанные с разрушением, деструкцией? Дело в том, что такие игры дают ребенку почувствовать себя всемогущим. Чувства превосходства, всемогущества – это то, что, как правило, не дано ощутить ребенку в реальном мире, где все сильнее его: родители, учителя, другие дети… А погружение в мир игры, в которой ты выступаешь в роли всесильного героя – прекрасная возможность «взять реванш».

За последние 30 лет ведущими институтами и специалистами в области психиатрии проведено уже более 1000 исследований, в которых было установлено, что существует связь между насилием на телеэкране или мониторе и агрессивным поведением детей. Это значит, что просмотр сцен насилия вполне может привести к появлению агрессивных чувств, реакций и неадекватного поведения детей. А, кроме того, ребенок, злоупотребляющий наблюдением жестоких сцен, становится бесчувственным к насилию в реальной жизни.

Выводы ученых и реальные факты

В 1997 г. были убиты 3-е детей в школе города West Paducah (США). Нападавшему Майклу Керниэлу было 14 лет. Как потом стало известно, юноша увлекался такими играми как DOOM, Quake и Mortal Combat.

В 1999 г. старшеклассники Эрик Харрис и Виллан Клеболд убили 12 учеников школы города Литлтон (США), а потом покончили жизнь самоубийством. Они постоянно играли в DOOM и Duke Nukem 3D, а также в сетевой «матч смерти» (deathmatch).

В 2002 году в одной из популярных украинских газет была опубликована статья о 18-летнем маньяке, который в городе Черновцы нападал на людей, следуя правилам своей любимой компьютерной игры.

А в 2007 г. гимназист Р. Штайнхойзер убил 16 человек: 13 учителей, 2-х учеников и 1-го полицейского, а после этого выстрелил в себя, произнеся перед этим фразу «теперь я наигрался». И это только часть подобного рода случаев.

Негативное влияние компьютерных игр

Волна убийств, мотивированных обилием насилия в компьютерных играх, вызвала всеобщую обеспокоенность. Так, например, из французских магазинов исчезли игры Unreal, Grand Theft Auto, Resident Evil II, Wild 9, Sanitarium и Carmageddon II. 6 игр были запрещены в Бразилии, так как там посчитали, что они провоцируют реальное насилие (штраф в 10 тысяч долларов грозил тем продавцам, которые будут реализовывать DOOM, Mortal Kombat, Blood, Postal, Requiem и Duke Nukem 3D). Этот список можно продолжать и дальше: во многих странах идет борьба с играми, которые, как считается, инициируют вспышки насилия.

Считается, что особую проблему представляют ролевые компьютерные игры, то есть игры, в которых игрок выступает в роли, предписанной по сюжету определенному компьютерному герою. Исследование, проведенное на кафедре психологии Кемеровского ГУ показало, что при игре в ролевые компьютерные игры происходит процесс «вхождения» ребенка в игру, а в клинических случаях – процесс утраты индивидуальности в результате отождествления себя с компьютерным персонажем. Сотрудники кафедры доказали, что такого рода компьютерные игры вызывают качественно иной уровень психологической зависимости в отличие от неролевых игр или любого вида неигровой компьютерной деятельности. Эта зависимость – самая мощная по степени своего влияния на личность играющего.

Негативные последствия увлечений теми компьютерными играми, в которых явно стимулируется агрессивность и насаждается культ жестокости выявляются достаточно четко. Дети, которые часто играют в игры, содержащие элементы насилия, так же часто рассматривают насилие как самый эффективный способ разрешения конфликтов. Просмотр сцен жестокости ведет к снижению способности к адекватному эмоциональному ответу и к жестокости вообще. Жестокость в компьютерных играх заставляет воспринимать мир как место, где царит зло. Помимо этого, появляется страх стать жертвой насилия, в результате чего возникает недоверие к окружающим.

Психологи заметили, что чем больше проблем у ребенка в жизненной реальности, тем он охотнее погружается в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков. Уход в виртуальную реальность присущ людям с тонкой ранимой психикой. В жизни у них, возможно, проблемы с друзьями и т.п., а придя домой и включив любимую игру, они погружается в виртуальный мир, где он становится королем, ему надо только умело наводить курсор и вовремя нажимать кнопки. Такие дети привыкают к тому, что в игре у них на прохождение есть несколько жизней и все легко дается, а в настоящей жизни ни чего подобного нет, и чтобы достичь чего-то, надо многое преодолеть. Игра наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Такой вот примитивности становится все больше, дети отвыкают от книг и много смотрят мультфильмы, где насилия кстати, не меньше.

Врачи давно уже отметили, что частые световые мелькания отрицательно сказываются на ритмах головного мозга. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие дети ни чем другим не интересуются. Компьютерные игры (стрелялки, бродилки) ведут к тому, что ребенок начинает мыслить технологически, а не творчески.

Результаты многочисленных тестов, которые проводили психологи с детьми, играющими подолгу в жестокие компьютерные игры, таков: компьютерные игры блокируют процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.

Игры, признанные вредными для психики ребёнка:

DOOM, Quake, Duke Nukem 3D, Unreal, Grand Theft Auto, Resident Evil II, Wild 9, Sanitarium, Carmageddon II, Mortal Kombat, Blood, Postal, Requiem.

Плюсы компьютерных игр

Впрочем, ученые воздерживаются от того, чтобы корень всех проблем искать во влиянии на детскую психику именно компьютерных игр. Да, в общем-то, и игры бывают разные. Есть вполне невинные и добрые «игрушки», которые не причинят ребенку вреда. Многие игры даже полезны, поскольку развивают в детях полезные умения и навыки и учат находить решение в сложных ситуациях. В принципе, любое прохождение игры от начала до конца является самой настоящей победой, ощущение которой необходимо для нормального развития ребёнка. А в том, что дети ведут себя агрессивно, виноваты могут быть не только компьютерные игры, но и такие факторы, как неблагополучная обстановка в семье, влияние сверстников, доступность огнестрельного оружия и др.

Было бы неправильным зарывать, как страус, голову в песок, запрещая ребенку даже приближаться к компьютеру. Мы живем в эпоху, когда трудно себе представить осуществление каких-либо действий без помощи компьютера. Компьютер – это не монстр, пожирающий вашего ребенка, а большой помощник в вашей и его повседневной жизни. А такие специальности как программисты и настройщики компьютеров – одни из самых востребованных и высокооплачиваемых. Нужно лишь постараться сделать так, чтобы компьютер не заменял ребенку родителей. Родителям нужно уделять ему внимание, интересоваться его жизнью, проводить с ним больше времени, предлагать ему альтернативные способы времяпрепровождения (кружки, секции и т.п.). А если избежать того, чтобы ребенок проводил время за компьютерными играми, не получится, необходимо разобраться в этом вопросе, узнать больше об интересных развивающих играх и играть в них вместе с ним.

Не все компьютерные игры оказывают негативное влияние, есть и развивающие игры, вот такие игры и надо покупать ребенку, но не забывать про время, которое ребенок должен тратить на игру, для детей 4 лет это не более 15-20 минут.

Age of Empires3, Disciples Word, Medieval 2: Total War, Settlers 2, Sid Meier`s Civilization 4, Need for Speed, Richard Barns Rally и другие стратегии, гонки, квесты и симуляторы.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.

Проект подготовили

Ученицы 11 «А» класса

МОУ СОШ №3

Г. Талдома

  1. Борисова Алёна
  2. Соколова Екатерина
  3. Мошкина Валерия

Руководитель проекта

Учитель информатики

  1. Нуриева Инна Александровна

Похожие статьи