Мантра ОМ: значение. Глубокие смыслы мантры шивайя

Помогает установить связь со своей глубинной сущностью.

OM - священный, «вечный слог», потребляемый в индуизме и буддизме во время религиозных церемоний, при чтении молитв, в начале текстов религиозного содержания.

OM является символом наибольшей святости, Брахмана - Абсолюта индийской философии и Бога индуистской религии.

Символ OM имеет две формы выражения - комбинация звуков и графический знак.

Графический символ OM состоит из трёх букв (одна буква на санскрите), над которыми изображён полумесяц с точкой наверху.

По мнению Шри Виноба Бхаве, латинское слово «Omne» и санскритское слово «АУМ» образованы от одного корня, означающего «всё», и оба слова выражают понятия всеведения, вездесущности и всемогущества.

Кроме того, можно перевести слог OM как «истинно», «да будет так».

Слово «АУМ» проистекает от санскритского корня «ава», который имеет до девятнадцати разных значений. исследуя эти значения в совокупности, можно истолковать «АУМ» как символ Силы, которая

Обладает универсальным знанием;
- управляет всей Вселенной;
- одна защищает от несчатий жизни;
- осуществляет желания верующих и карает неверующих;

Дает просветление.

Фактически OM подключает в себя три независимых звука (буквы).

Каждая из них по отдельности имеет личное значение.

Некоторые толкования знака ОМ

Буква А символизирует «начало», «рождение» (адиматва); У символизирует «развитие», «трансформацию», «движение» (уткарша); М - «распад» (мити).

В едином олицетворяет энергию, управляющую процессами творения, совершенствования и распада Вселенной, или самого Бога.

Слово АУМ ассоциируется с индуистской триадой богов.

А соотносится с Брахмой, Богом Вселенной; У - с Вишну, её Хранителем; М - с Шивой, Разрушителем. Весь же символ считается обозначением Брахмана, из кото - рого Вселенная эманирует, через которого вырастает и созревает, и с которым в итоге сливается.

Буква А символизирует состояние бодрствования (джаграта - авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна - авастха), а буква М обозначает состояние сна без сновидений (сушупта - авастха).

Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвёртое состояние (турья - авастха), которое объединяет в себе три иных и трансформирует их в состояние самадхи.

Буква А символизирует речь (вак), У - разум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ обозначает живой дух, который является лишь частью священного духа.

Три буквы толкуются также как обозначения трёх измерений: длины, ширины и вышины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм.

Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает прекрасного человека (стхита - праджа), чья жизнь утверждена в Боге.

Три буквы символизирут три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Богом.

Три буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в едином - гунатита (человек, преодолевший ограниченность гун).

Три буквы обозначают три времени: прошедшее, действительное и грядущее, а весь символ - Бога, превосходящего ограничения времени.

Они означают также преподавание, преподанное соответственно мамой, папой и гуру, а символ в едином представляет Брахма Видью - познание Я, вечное преподавание.

Буквы А, У и М обозначают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару, а весь символ воплощает самадхи - цель, к которой ведут эти три ступени.

Три буквы представляют собой мантру «Тат твам аси» («То есть ты»), или осознание божественности внутри себя. Весь символ воплощает это осознание, освобождающее человеческий дух от ограниченности тела, ума, интеллекта и эго.

Одной из семи основных религий является индуизм. Он занимает 3-е место по своей масштабности. По верованию индуистов, существует 330 богов, главным из которых является Брахма. Самая известная мантра Ом Намах Шивайя - поклонение божеству-разрушителю Шиве. Шивайя читается перед значимыми событиями и может быть использована как ежедневная практика духовного развития. Рассмотрим, что значат слова мантры и для чего она предназначена.

Мантра Шивайя читается перед значительными событиями

Основные обозначения

Мантра представляет собой аналог западной молитвы и заклинания одновременно. В индуистских учениях человек является неотъемлемой частью Вселенной. Посредством духовного развития производится контроль над телесной оболочкой. Любой классический текст мантры взят из Вед – священного писания. Каждая из мантр имеет свое значение.

Всего выделяют 5 разновидностей священных песнопений:

  1. Дхьяна-мантры предназначены для медитации. Смысл этого песнопения в формировании образа божества в подсознании практикующего с целью попросить его о чем-то.
  2. Биджа-мантра - основа, положенная во все песнопения, взятые из Вед.
  3. Стотры - молитвы-прославления божествам, читаемые в храмах.
  4. Пранама-мантра - молитва-поклонение божеству, духовному наставнику.
  5. Гаятри-мантра. Овладеть священным песнопением этого типа могут только избранные ученики, получившие его в дар от своего наставника с целью перехода на новый уровень духовности.

Если разбираться в переводе самого слова «мантра», то с санскритского оно означает «освобождение ума». Стандартная мантра представляет из себя один или несколько звуков, которые являются выражением бесконечности, поэтому правильно произнесенные слова могут подарить освобождение души.

Мантру нужно расценивать как ведический или буддийский гимн. В мантрах, написанных на санскрите, каждый звук и даже намек на звучание является символом, несущим глубоко религиозную нагрузку, скрывающим сакральный смысл.

Человек является частью Вселенной, которая прекрасно слышит и чувствует состояние каждого. Обращаются к Вселенной посредством мантр, представляющих собой вибрации Вселенной. Их прочтение является сложной задачей, звуки нельзя искажать или произносить, как вздумается, иначе Вселенная вас неправильно поймет.

Понятие о Шиве

Ом Намах Шивайя является молитвой Шиве. Его называют великим разрушителем, потому как он может создать Вселенную и разрушить ее. Шива - это божество, которое будет существовать вечно, даже если Вселенной не будет. Мир в один прекрасный момент найдет свой конец, а Шива поможет обрести этому концу логическое разрешение. На изображениях божества, выше уровня его глаз располагается 3 черты. Это означает, что каждому придется разрушить в своей жизни 3 порока.

  1. Эгоизм.
  2. Карму.
  3. Иллюзию.

Хотя главенствующим богом в пантеоне является Брахма, Шива превосходит его по силе и энергии. Несмотря на фатальность образа, в индуизме разрушение является началом нового, зарождением следующего жизненного цикла.

Мантра Шивайя на санскрите

История возникновения йоги

В широком смысле слова йога означает комплекс мероприятий, духовных и физических, предназначенных управлять психофизиологическими состояниями с целью познать себя и возвыситься над бренными вещами, которые отвлекают от истинной цели. Учение возникло настолько давно, что до сих пор неизвестны имена людей, которые развивали его в древности.

Мифы и легенды утверждают, что йога зародилась в Арктиде, одном из самых старых государств, которое располагалось на материке, соединяющем нынешнюю Америку и Евразию. Огромное цунами поглотило империю, а уцелевшие жители стали распространять свое учение среди других народов.

На протяжении всего периода развития йога была и остается по большей части духовной практикой. Некоторые методы воздействия физическим путем в нее включены, но каждая из них имеет своей целью очистить сознание, вывести его за пределы телесной оболочки.

В средневековье зародилась хатха-йога, которая является наиболее близкой к современной йоге. Практики сосредотачивались больше на очищении организма.

В хатха-йоге было увеличено количество сидячих поз, а также были добавлены несколько асан на укрепление тела.

К европейцам йога пришла в 19 веке. С течением времени она прошла трансформацию от духовной практики к физической. Современная йога является точкой соприкосновения учений Запада и Востока, новейшей трактовкой философии древних индуистов.

Йога представляет собой комплекс духовных и физических упражнений

Значение мантры

Наиболее точно значение мантры Шивайя отображает перевод: «весь, мир, все живое и мертвое не принадлежит мне, все это предназначается для Шивы». Каждая школа индуизма преподносит значение Ом Намах Шивайя по-своему. В индуистской практике опытный йог-наставник передает своим ученикам знания и мантры не посредством слов, а посредством духовного учения. Более важным в мантрах Шивайя является не смысл слов, хотя точной интерпретации отводится огромное значение, а совокупность сочетания звуковых колебаний.

По мнению великих практиков, Ом Намах Шивайя наделена разрушительной силой, способной не просто уничтожить, но и воссоздать новое, чистое из пепла.

Смысл этих слов таков, что человек должен узреть свое естество, осознать, кем он является во Вселенной, увидеть свои пороки и убить их, перейдя на новый уровень духовности.

Ученикам следует осознать, что весь окружающий мир, это просто иллюзорная картинка, от которой следует отказаться. Все терзания, боль, желания не будут досаждать душе в реальном мире Света и Духа.

Ом Намах Шивайя - это комбинация звуков, которые олицетворяют Шиву, Дживу, Шакти. Они являются представителями единой, неразделимой Изначальной семьи.

Сакральный символизм

Ом Намах Шивайя - шестислоговое священное песнопение. Каждый слог имеет свой сакральный смысл, который усматривается в буквальном переводе.

  1. Ом – преклонение перед Благим.
  2. На – земля.
  3. Мах – вода.
  4. Ши – пламя.
  5. Ва – воздушное пространство.
  6. Йа – эфир.

Каждый из этих пяти элементов олицетворяет состояние ликов Шивы: сотворение, поддержание, уничтожение, сокрытие, избавление. Эти слова являют собой образы и смысл мироздания в целом.

Мантра Ом, известная как Пранава мантра является источником всех священных песнопений. Если ссылаться на тексты, написанные йогами, Ом символизирует третий глаз. Главный бог - Брахма, и его первоначальное проявление выражается в Ом. Это и является причиной того, что Ом используется в качестве префиксально-суффиксального дополнения во всех остальных мантрах.

В мистических писаниях, связываемых с Ведантами, Ом упоминается в значении мистического слога, символической абстракции духовных понятий. Существует предположение, что слог читается, как АУМ, где каждая из трех букв отвечает одному из этапов творения космоса.

Правила прочтения

Искренняя вера творит чудеса. Индуисты свято верят в то, что прочтение Ом Намах Шивайя помогает избавить сознание от греховных помыслов, отказаться от вредных привычек, открывает перед человеком новые горизонты.

Особых рекомендаций и критериев выполнения Ом Намах Шивайя не существует. Практика может совершаться в любое время суток и в любом месте. Стоит учитывать уровень подготовки. Начинающие практики читают мантры только дома вслух или повторяют за диктором запись. Сложно прогнать все мысли из головы и монотонно повторять одни и те же слова. С первого раза может не получиться. Не забывайте стабилизировать свое дыхание. Более продвинутые практики читают слова шепотом или про себя.

Одно правило должно выполняться обязательно: один круг повторений составляет 108 раз. Практик должен повторить мантру 108 раз за сутки. Таких кругов можно сделать неограниченное количество.

Заключительная часть

Ом Намах Шивайя - одно из самых старых молитвенных песнопений индуистов, дошедших до наших дней. Его глубокий смысл раскрывается в самых разных ипостасях. Читается мантра регулярно, в любое время дня и ночи. Оптимальным временем для практики является 4 часа утра. В этот момент начинает просыпаться солнце, запускаются все процессы во Вселенной. Мантра помогает очистить разум от негативных мыслей и сосредоточить его на достижении важных целей, отбросив ненужные терзания. Ученик, который сможет познать весь смысл погружения в себя, сможет достичь высот в саморазвитии.

Намасте, Друзья! Сегодня статья о Звуке Мантры «ОМ», ее значение в йоге и медитации, правильное пение и эффект от слушания. Я продолжаю свое путешествие по Индии и пишу только о своем личном опыте, конечно же подкрепляя его выдержками из авторитетных писаний.

Итак начнем:

Сакральный звук мантры ОМ

Звук «ОМ», по другому его называют «АУМ», и еще «АОУМ» — это древний сакральный звук, священная мантра. Также Звук «Ом» называют «Омкара" и «Пранава» и этим звуком начинаются многие , которые широко практикуются в Индии во многих духовных традициях. Рекомендую Вам прочитать эту статью, так как она является дополнением к данной публикации.

С Санскрита звук «ОМ» означает Высший Абсолют и он содержит в себе три составляющих: «А», «У», «М»:

  • «А» — непосредственно проявления Высшей Истины;
  • «У» — безграничные энергии Абсолюта;
  • «М» — живые существа .

Таким образом звук мантры ОМ, включает в себя все творение: Высшую Истину(Бога), Его энергии и его частички, души (живые существа).

В Бхагавад Гите в древнем Ведическом писании в стихе 10.25 сам Кришна говорит:
«Из великих мудрецов Я Бхригу, а среди звуков Я трансцендентный звук Ом. Из жертвоприношений Я повторение святых имен [джапа], а из недвижимого - Гималайские горы.» .

Звук «ОМ» лежит в основе Ведического знания и именно поэтому Его произносят перед чтением любого Ведического гимна.

Звук Ом в различных духовных практиках

Поклонение Вишну, вайшнавизм

Например те кто поклоняются Вишну, или Нарайане, произносят мантры:

  • Ом Намо Бхагавате Васудевая;
  • Ом намо Нарайна.

Каждая из этих мантр имеет свою удивительную историю. Первая из вышеперечисленных мантр была открыта великим мудрецом Нарадой муни. Он дал ее своему ученику Дхруве махараджу, много тысяч лет назад.

Дхрува махарадж был сыном царя, но оскорбленный своей мачехой он отправился в лес медитировать и совершать аскезы, когда ему было всего 5 лет. На своем пути он встретил мудреца Нараду и тот дал ему мантру «Ом Намо Бхагавате Васудевая» и объяснил как ее правильно повторять и какую аскезу совершать.
Дхрува махарадж сосредоточенно произносил эту мантру и достиг совершенства в ее повторении, осознав Вишну в своем сердце и увидел Господа перед своими глазами.
Это очень интересная история, которую можно прочитать в древних текстах, санскритского манускрипта « Шримад Бхагаватам», который написал мудрец Вьясадева более 5000 лет назад.

Те кто поклоняются Шиве, произносят мантру обращенную к Шиве, но в начале эти мантры все равно содержат звук «ОМ», тем самым указывая на высшую власть Нарайаны, Вишну или Кришны.

Поклонение Шиве

Мантры Шивы звучат так:

  • Ом намах Шивая;
  • Ом Махадевая намаха.

Буддизм

В Буддизме так же основные мантры начинаются со звука Ом:

Ом Мани Падме Хум

Значение звука ОМ

Звук «Ом» — первый звук во Вселенной, который изошел непосредственно от Бога. Во всех религиозных и духовных традиция мира придается огромное значение звуку. И по сути «ОМ» — как я говорил выше и является звуковым воплощение Верховной Абсолютной Истины.

Изображают звук Ом вот таким знаком :


Одно из значение мантры «ОМ» — это «Сат, Чит, Ананда», т.е. вечность, знание и блаженство.
Изначально мантру «АУМ» практиковали в Ведической традиции, но после при возникновении Буддизма она распространилась в Тибете и стала ежедневной практикой многих тибетских монахов. Это слово, т.е. слог широко известен по всему миру среди людей практикующих йогу и стремящихся к самосовершенствованию и духовному развитию.

В Ведической традиции, с самых древних времен мантру получали от гуру, который бережно ее передавал по цепи преемственности от предшествующих учителей и эта традиция сохранилась до настоящих дней, таким образом это дает гораздо больший эффект практикующему.

Достоинства Омкары восхваляется во всех Ведических писаниях, и говорится, что это очень сильный звук и он может освободить живое существо из самсары, иллюзии, круговорота рождения и смерти. Поэтому многие йоги и мудрецы практикуют медитацию на звуки Ом Мантры.
.

Как петь мантру АУМ

Не будем более погружаться в эзотерическую сторону мантры ОМ и перейдем к практике ее пения.

Вначале поговорим о правильном произношении, а далее обсудим технические моменты.

Слог «ОМ» состоит из трех звуков, хотя и считается одним слогом.
Вначале произносят первый звук и он звучит как что то среднее между «А» и «О», «Ааааоооо».
Плавно переходят ко второму звуку, который звучит как «Оооооуууууу».
И третий звук «Ммммммммм», произносят уже с закрытым ртом, как бы через нос, создавая определенную вибрацию.

Теперь опишем технические детали медитации:

  • сядьте в удобную позу для медитации, например в ;
  • сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, наблюдая за своим дыханием;
  • посвятите несколько минут пранаяме (помогает успокоить Ум, выполняйте ее по желанию);
  • закройте глаза, либо прикройте их наполовину;
  • сосредоточьте ваше внимание в межбровье (Агни чакра);
  • руки поместите в гьяна мудру или другую по вашему выбору (читайте здесь )
  • сделайте глубокий вдох. но не напрягайте слишком свое тело, пытаясь вдохнуть как можно глубже;
  • на выдохе начинайте произносить мантру «ОМ»;
  • внимательно слушайте звук произносимой мантры;
  • после полного выдоха (выдох должен быть естественный, не делайте усилия чтобы выдохнуть как можно больше)
  • начните делать вдох;
  • на вдохе мысленно произнести звук «ОМ»;
  • концентрируйтесь на внутреннем звуке.

Практикуя повторение мантры, обычно используют , чтобы вести счет своим повторениям.

ОМ или АУМ, пожалуй, самый известный из священных индуистских символов, одно из значений ОМ - олицетворение звука, который создал все сущее. И этот духовный символ имеет не только большое ритуальное значение, но так же и высший метафизический смысл и даже находит отражение в различных сознаниях человека.

Сущность существ – земля. Сущность земли – . Сущность воды – . Сущность растений – человек. Cущность человека есть речь, Сущность речи Ригведа. Сущностью Ригведа является Самведа. Сущность Самведа является ॐ
Чхандогья Упанишад

Таким образом, ОМ представляется сущностью всего .
Визуально, священный звук отображается на деванагари, алфавите санскрита, как ​​графема (точнее лигатура) ॐ , состоящая из букв "А", "у", и анусвары, читаемой как М.

Аум (Ом) как символ

Попробуем посмотреть на символ ОМ как на мистический знак, это позволит нам немного проникнуть в смысл, который ему придают священные писания индуизма, и других восточных религий.
Если попытаться проникнуть в этот мистический символ оказывается, что он состоит из трех слогов, объединенных в один, но не как физическая смесь, но скорее как химическое соединение.

Знаменательно, что символ AUM состоит из трех кривых (кривые 1, 2 и 3), одного полукруга (кривая 4), и точки.

Большая нижняя кривая 1 символизирует бодрствующее состояние (jagrat), в этом состоянии сознания развернуто наружу через чувств. Больший размер означает, что это самое распространенное (у большинства) состояния человеческого сознания.

Верхняя кривая 2 обозначает состояние глубокого сна (сушупти) или бессознательное состояние. Это состояние, когда спящий не желает ничего и не видит снов.

Средняя кривая 3, которая находится между глубоким сном и бодрствованием, означает состояние сна Свапна. В этом состоянии индивида включено и направлено внутрь, он нечто из мира, расположенное за его глазами и недоступное из прямому видению. Это может проявляться как сон со сновидениями.

Это три основных состояния сознания человека, с точки зрения индийской мистической мысли предполагается, что вся реальность проявляется через эти сознания, эти три кривые, следовательно, представляют весь физический феномен.

Точка обозначает четвертое состояние сознания, известного на как Турья, изображаемое как анусвара. В этом состоянии сознания не погружается ни наружу, ни внутрь. Это совершенно тихое, мирное и блаженное состояние, которое является конечной целью всей духовной деятельности. Это абсолютное (не относительное) состояние освещает все другие 3 состояния.

Наконец, полукруг символизирует иллюзию Майя и отделяет точку от других трех кривых. Таким образом, наша иллюзия или Майя, мешает реализации этого высшего состояния блаженства.
Полукруг открыт в верхней части и не касается точки. Это означает, что это высшее состояние не зависит от Майя. Майя влияет только на проявленное, на феноменальный мир. Таким образом, форма знака ОМ представляет собой как непроявленное и манифест, ноумен и феномен.

ОМ как священный звук

Как священный звук также символ ОМ - АУМ так же представляет обширную область для анализа.

В алфавита АУМ рассматривается как первичный звук, пранада, независимо от культурного контекста.

Открытый рот движется к закрытию от А до М. Между ними проявляется U, которая формируется из открытости, но путем закрытия губ. Здесь следует напомнить, что в интерпретации связи трех кривых, три слога, составляющие АУМ подвержены той же метафорической дешифровке: состоянии сна (символизируется U), в пределах от бодрствования лежит (А) и состояние глубокого сна (М).

АУМ таким образом, также включает в себя полный алфавит, так как его звук исходит из задней полости рта (А), путешествуя между ними (U), наконец достигает губ (М).
Последняя часть звука АУМ (М), известный как Макар, когда произносится сближает губы. Это как бы запирание двери во внешний мир, и вибрация продолжает жить глубоко внутри нас самих, в поисках истины в последней инстанции.

Но сверх того ОМ как священный звук - звук невидимого четвертого измерения, которые не могут быть пойманы нашими органами чувств, ограниченными поскольку они созданы природой для материальных наблюдений.
Это четвертое состояние невыразимой, беззвучной тишины, это состояние символизируется точкой в ​​традиционной иконографии АУМ.

Тройной символизм ОМ более понятен наиболее "обычным" из нас, людей, реализуемый на интуитивном и объективном уровне. То, что этот символ распространяется на весь спектр проявленной вселенной, делает ОМ настоящим кладезем духовности. Некоторые из этих символических эквивалентов:

Проявление слова: Голос (вак), разум (манас), дыхание (прана).
Гуны (качества) : энергии (раджас), чистота (саттва), и невежество (тамас).
Божества: Брахма, .
Действие: создание, сохранение и разрушение.
Человек: , и дух.
Время: прошлое, настоящее и будущее.
Стадий существования: рождение, и .
Буддизма: , Сангха и (три драгоценности буддизма).
и так далее

Проявление ОМ

Согласно индийским духовным наукам, сначала создал звук, и из этих звуковых вибраций произошел весь феноменальный мир. Наше существование состоит из этих первичных звуков, которые приводят в действие к мантры.
Сама материя, как говорят, исходила из звука ОМ, к который поэтому считается самым священным из всех звуков.
Это слог, который предшествовал вселенной и из которого были созданы в том числе и боги.
Ом - это "корневой" слог, космическая вибрация, которая скрепляет атомы мира и небес. В самом деле Упанишады говорят, что АУМ - это бог в форме звука. Таким образом, ОМ всегда является первой частью наиболее важных мантр как в буддизме, так и в индуизме, например, для ОМ Ganeshaya Namaha и Ом Мани Падме Хум.

В дальнейшем развивая мистическую концепцию AUM, древний текст сравнивает АУМ со стрелой, лежащей в носовой части человеческого тела как дыхание, которая после проникновения в тьму невежества находит свой путь, а именно освещенную область Истинного Знания. Подобно тому, как паук взбирается на его поток по нити своей паутины и получает свободу, так йогин поднимается к освобождению через слог ОМ.


«Дословно» эту мантру переводят как «Поклоняюсь» (नमः – намах) «Шиве» (शिवाय – Шивайа). Или, если использовать более привычные нам формулы, «Да здравствует Шива!». Не знаю как вы, а я, когда первый раз услышала такой перевод, подумала: «Всего-то? Так просто? И почему же говорят, что эта мантра такая великая?» Оказалось, что знающие люди видят в этой мантре бездну смысла.

Существуют различные философские школы, относящиеся к шиваизму, поэтому и великую мантру Шивы толкуют разными способами. Эти толкования не противоречат друг другу, а лишь отражают философские предпочтения различных людей. К тому же все они сходятся в том, что в отличие от других мантр, дающих человеку преходящие ценности (благосостояние, таланты, богатство, любовь) эта мантра дает знание того, что вечно.

Эту мантру часто рассматривают без первого слога ॐ («ом»). В таком случае говорят, что ॐ усиливает воздействие мантры. А в пяти слогах «на-ма-ши-ва-йа» заложено единство души и Бога, дживы и Шивы. Дело в том, что каждое слово (в любом языке) является лишь символом, который ассоциируется с неким объектом, вызывает в уме некие представления об этой объекте. В этой мантре слово «намах» (नमः) ассоциируется с человеком – частичкой. Слово «шива» (शिव) означает Господа – целое, дает способность представить Его себе. Слово «айа» (अय) обозначает взаимосвязь человека и Бога, части и целого. Таким образом эта мантра дает знание того, что такое человек, Бог, и каковы их отношения.

Если использовать другую терминологию (характерную для адвайта-веданты), то слово «намах» (नमः) обозначает ограниченную человеческую душу (дживу, जिव). Слово «шива» (शिव) обозначает Мировой Дух (Параматман). Слово «айа» (अय) обозначает идентичность. То есть мантра говорит о том, что человеческая душа и Высший Дух одинаковы, имеют одну природу. Вспоминается еще одна великая мантра – «тат твам аси» («ты есть То»). Разными словами, но мантры говорят об одном и том же.

Мантру «ом намах шивая» (ॐ नमः शिवाय) называют также обращением к Шиве. То есть человек, который хочет призвать Шиву, должен произносить это выражение. Это примерно как если вы хотите позвать человека, который приносит в ресторане еду, то стоит обратиться «Официант!». На «Эй, ты!» человек может и не придти. А если позвать «Василий, идите сюда!», то человек может не понять, что обращаются к нему, даже если его и действительно зовут Василием. Вобщем, как всегда – если хочешь что-то получить, то нужно знать не только кто может это дать, но и как правильно это обратиться, чтобы твое желание исполнили. Только тот, к кому обращаются этой мантрой, приносит не еду, а нечто другое – радость (ананду). Кстати, санскритское слово «шива» означает «счастливый, удачливый, процветающий». Поэтому говорят, что мантрой «аум намах шивайа» призывают не Бога-разрушителя из индуистской троицы, а сущность, которую описывают как «вечность-сознание-блаженство» (сат-чит-ананда), то есть Пара-Брахман.

Шиваитские школы, ставящие во главу угла преданность Шиве (бхакти), используют другой вариант толкования мантры. Слог ॐ означает «весь мир, живой и неживой». Слово «намах» (नमः) – это сокращение от «на мама» (न मम) – «не мой», «не для меня». Слово «шивайа» (शिवाय) означает «для Шивы». Мантра в целом переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы. Шива творит, Шива играет в этом мире. Я ничего не делаю, это Шива совершает все поступки. А я – лишь инструмент, при помощи которого Шива наслаждается миром. Так при помощи мантры происходит посвящение окружающего мира Богу. Произнося «ом намах шивайа», человек преподносит Господу все, что видит, слышит, все запахи, вкусы, прикосновения, а также все чувства и настроения. Повторение мантры становится тренировкой в посвящении себя Богу, что в конце концов приводит к духовному освобождению. Такое толкование довольно близко к христианскому «…да будет воля Твоя… ибо Твое есть Царство и сила и слава…» Не так уж они и различны – христианство и индуизм.

Пранава, священный звук ॐ означает неописуемый Высший Дух, с точки зрения которого не существует различий, нет мира, состоящего из разных признаков и названий. А пять слогов «на-ма-ши-ва-йа» обозначают Дух, проявленный в мире. Он принимает разные формы, откликается на разные имена. Таким образом мантра «ом намах шивайа» пробуждает в человеке знание обоих аспектов Божественного: неописуемого Высшего Духа и мира, как его вещественного выражения.

Великая мантра Шивы вездесуща, она неотделима от тела человека, повторяющего ее. Спросите, как? С пятью слогами «на-ма-ши-ва-йа» связаны пять элементов (земля, вода, огонь, воздух и эфир), пять чакр от муладхары до вишуддхи, пять чувств (обоняние, вкус, зрение, осязание и слух), пять органов восприятия и пять органов действия. ॐ связан с мыслительной деятельностью и умом. Слог ॐ совершенен, он неотделим от тела и присутствует во всей коже. Слог «на» (न) – в крови, «ма» (म) – в мышечных тканях, «ши» (शि) – в жире, «ва» (वा) – в костях, «йа» (य) – в костном мозге. А вся шестислоговая мантра – в сперме. В муладхара-чакре обитает энергия (шакти), которая выражается слогом «на» (न). В анахате живет энергия слога «ва» (व), в вишуддха-чакре – энергия слога «йа» (य). Энергия великого слога ॐ обитает в аджня-чакре.

Написано на основе текстов «Сиддханта Шикхамани» и «Анубхава Сутра».

Похожие статьи