Виды и функции воображения. Понятие о воображении

Воображение – это психический познавательный процесс, направленный на моделирование нового образа или идеи. Воображение сильно связано с другими процессами: памятью, мышлением, речью и вниманием. Ведь для того, чтобы четко себе что – то представить, необходимо обладать полной информацией об интересующем предмете, уметь анализировать и сопоставлять.

В повседневной жизни мы часто прибегаем к необходимости представить что – то в своей голове. Скажем, абстрактные понятия или художественные образы, так или иначе, нуждаются в том, чтобы вообразить их, так они легче запоминаются. Воображение помогает сделать внутренний мир человека ярче и насыщеннее. Данный процесс позволяет личности вовремя провести прогнозирование какой – то ситуации, выстроить имеющиеся перспективы и внутренне приготовиться к последствиям своего выбора. Иногда люди с чрезвычайно развитым воображением страдают тем, что начинают создавать такие образы, которые не имеют никакого отношения к действительности, тем самым вводя себя и окружающих в заблуждение. Воображение человека помогает творческим натурам создавать уникальные авторские произведения. Сущность его как процесса заключается в том, чтобы конструировать из имеющихся образов новые — неповторимые и уникальные.

Виды воображения

В современной психологической науке принято различать произвольное (преднамеренное) воображение и непроизвольное. Во втором случае сам процесс проявляет себя в сновидениях, которые видит человек. То есть, пережитые за день события и переживания трансформируются в индивидуальные образы, которые личность продолжает «прокручивать» во сне.

Преднамеренное воображение активизируется только при участии воли человека и включает в себя несколько подвидов: воссоздающее, творческое, мечта. Воссоздающее воображение работает на основе имеющихся представлений о том или ином предмете. Так, при чтении художественной литературы, мы бессознательно выстраиваем у себя в голове абстрактные картины, дополняем их собственными представлениями, смыслами и значениями. Нередко получается так, что одно и то же произведение рождает у людей различные (и даже противоположные) образы.

Творческое воображение формируется посредством преобразования имеющихся представлений о мире в неповторимые структуры. Творческий процесс рождает новый продукт, который обязательно отражает индивидуальное видение мира его создателя. Особым видом воображения является мечта . Этот тип воображения отличается тем, что в нем всегда создается образ желаемого, нет особенной нацеленности на результат, чтобы получить его здесь и сейчас. Устремленность в будущее и эфемерность рождающегося образа иногда приводит к уходу от реальности, к пребыванию в мире грез и фантазий. Если человек строит активные планы на реализацию задуманного, то мечта превращается в цель, которой воплотиться в реальности гораздо легче.

Функции воображения

Воображение как психический познавательный процесс выполняет основную задачу отражения объективной реальности. Человеческий мозг способен полноценно воспринимать информацию только тогда, когда она ему по – настоящему интересна. Среди основных функций принято выделять следующие:

  • Целеполагание и планирование. Прежде, чем взяться за какое – то дело, человеку необходимо представлять его конечный результат. В отдельных случаях от способности прогнозировать и выстраивать последовательность шагов зависит успешность предприятия. Воображение здесь выступает связующим звеном между желаемой целью и конечным продуктом деятельности. В данном случае оно конкретно, не имеет ничего общего с фантазиями. Мечта может вести человека к новым свершениям, но только в том случае, когда он готов действовать, предпринимать практические шаги в желаемом направлении.
  • Познавательная функция. Никакая деятельность невозможна без постоянной работы над собой. Чем бы ни был занят человек, для успешного становления ему всегда требуется продуктивная деятельность. Потребность узнавать новое, совершенствовать свои навыки и умения приводит к процессу активизации познавательной активности.
  • Приспособительная функция. Данная функция заключается в необходимости объяснить себе непонятные явления. Так в древности люди создавали легенды и сказки, используя воображение, чтобы минимизировать собственный страх перед неизвестным.
  • Психотерапевтическая функция. Воображение может успешно использоваться человеком в качестве психологической защиты, когда он «придумывает» несуществующие реалии таким образом, чтобы они соответствовали его внутренней готовности воспринимать окружающий мир. Терапевтическая направленность находит выражение в сублимированных образах, обозначении и признании собственных чувств.

Формы воображения

  • Агглютинация. Представляет собой своеобразное слияние образов различных свойств предметов. На этом приеме основаны все мифические существа: кентавр, русалка и т.д. Агглютинация появляется в результате комбинирования отдельных характеристик и формирования смешанного образа.
  • Акцентирование. Проявляется в намеренном преувеличении, заострении внимания на какой – либо отдельной черте литературного или мифического персонажа. Например, мальчик с пальчик был таким крошечным, что рост можно было сравнить с мизинцем.
  • Гиперболизация. Увеличение или уменьшение объекта до предельного размера воображением, тем самым достигается эффект абсурдности. Гиперболизация часто подчеркивает характер какого – то персонажа, заставляет читателя выстраивать собственные предположения, почему так произошло.
  • Типизация. Даже самый творческий образ создается по определенному типу. Схематизация облегчает процесс создания картины объекта воображением и упрощает ее восприятие. За основу берутся существенные признаки, и на их сути выстраивается целостный образ.
  • Схематизация. Помогает построить новый образ на основе имеющихся представлений того или иного предмета. Общая схема строится путем выделения схожих черт и перенос их на другие объекты.
  • Обострение. Заключается в намеренном акцентировании отдельных признаков объектов.
  • Перенос признаков. Может проявляться в создании несуществующих объектов, мифических и фантастических существ, неодушевленных предметов и наделении их признаками живого.
  • Приемы воображения влияют на моделирование индивидуальной реальности, создание качественных образов, ранее не существовавших. Весь эффект достигается с помощью воображения.

Особенности воображения

Посредством данного психического процесса каждый индивид имеет уникальную возможность создавать и моделировать собственную реальность. Особо значимые потребности, такие как самореализация и личностный рост находят прямое отражение с помощью воображения. Так, например, художник способен отобразить в произведении те вопросы, которые наиболее сильно волнуют его самого, тем самым уменьшив количество собственных переживаний по этому поводу. Воображение прекрасно помогает процессу сублимации. Роль воображения в любом виде деятельности чрезвычайно высока.

Развитие воображения

Воображение как процесс, помогающий познавать окружающий мир, можно и нужно совершенствовать. Для решения этой задачи как нельзя лучше подойдут специальные упражнения и занятия, направленные на его развитие. Надо сказать, что воображение невозможно развивать отдельно от внимания, памяти и мышления. Именно поэтому представленные ниже задания способствуют заметному прогрессу всех познавательных процессов, ведущим из которых является воображение.

  • Прогнозирование будущей ситуации. Развитие воображения начинается с формирования навыка четко представлять себе предмет или явление. Прежде чем приступить к какому – либо делу, постарайтесь заранее продумать, что из этого выйдет. Ответьте себе на вопрос, чего хотите получить в результате, какой видите конечную цель. Доказано, что умение представлять, мыслить конструктивно в направлении заданной цели формирует уверенность в себе, дает дополнительные силы, прибавляет решимости, уменьшает сомнения.
  • Создание художественного образа. Подойдет написание сказки, рассказа, создание портрета или пейзажа. Сюда можно включить и вышивание, главное, чтобы вам нравился сам процесс. Для начала постройте у себя в голове образ, который хотите изобразить. Постарайтесь, чтобы он был ярким, привлекающим внимание, помогающим раскрыться вашим стремлениям и талантам. Не обязательно создавать «Войну и мир», можно ограничиться небольшим стихотворением или зарисовкой, главное условие – творчество должно вдохновлять на новые идеи. Хорошо, если в процессе воображения начнут возникать свежие образы и задумки. Упражнение направлено на формирование умения развивать образ, давать ему раскрыться во всей полноте и многообразии.
  • Дорисовывание фигуры. Упражнение заключается в формировании навыка создавать картину в воображении из ничего, прекрасно тренирует внимание к мелочам, учит понимать, что из самых незначительных деталей можно смоделировать новый образ. В центре на листе бумаги, как правило, изображен фрагмент фигуры, которую требуется дорисовать. Если раздать такие листы участникам небольшой группы и попросить их выполнить задание, у каждого в результате получится свой неповторимый рисунок. Процесс воображения у каждого человека работает сугубо индивидуально.
  • «Я – успешный человек». Если вы давно мечтаете о самореализации, то выполнение данного упражнения принесет вам большую радость и колоссальный подъем энергии. Представьте себе, что вам необходимо для того, чтобы считать себя состоявшейся личностью. Основная задача заключается в том, чтобы как можно конкретнее осознать и удержать в сознании то занятие, которое приносит максимальное удовлетворение, помогает развиваться вашей личности. Когда этот образ будет найден, продолжайте рисовать в своем воображении картину идеального успеха, отмечайте, какие события должны произойти в дальнейшем. Упражнение уникально тем, что позволяет не только тренировать воображение, но и нацеливает человека на положительный результат, помогает развить веру в собственные силы и возможности.

Данные упражнения на воображение способствуют формированию индивидуального видения жизни, выстраиванию перспектив для личностного и профессионального продвижения. Задания можно выполнять каждый день, они подходят представителям любых профессий и званий. Конечно, гораздо легче их будет выполнить творческим людям, имеющим отношение к живописи, литературе, музыке, дизайнерскому делу и т.д.

Таким образом, роль воображения в жизни человека чрезвычайно значима и глубока. Ведь каждому из нас в любой деятельности требуется владеть абстрактным мышлением, уметь представлять себе желаемый эффект. Старайтесь читать больше книг, участвовать в культурной и общественной жизни города, постоянно совершенствуйте свой потенциал. Развитое воображение является неотъемлемой составляющей успешной личности.

Воображение (фантазия)* – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

* В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» рассматриваются как синонимы.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Воображение - необходимое условие поисковой творческой деятельности. Это способствует концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания. Поэтому говорят о познавательной функции воображения. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура – продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Регуляторная функция воображения заключается в том, что оно создает определенный настрой личности на то, что должно произойти, и ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует хотя бы частичному удовлетворению многих потребностей, снятию порождаемой ими напряженности.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью. Воображение выступает как нужный элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение играет огромную роль и в преобразовании окружающей нас действительности, выполняя важнейшую контрольно-корректирующую функцию. На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его высказывание на собеседника, и то, что скажет и сделает собеседник. В случае необходимости деятельность воображения может быть направлена на умение заметить ошибки и их исправление.

И, наконец, нельзя не отметить эмоциональную функцию воображения. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. При помощи воображения человек может хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять напряженность. Особенно это проявляется в работе людей творческих профессий - артистов, художников. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сказанное свидетельствует о том, что деятельность воображения очень близка к мышлению. Эти процессы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Но это разные психические процессы. Задача воображения – преобразовывать прошлое в новое. Задача мышления – обобщенное и опосредованное познание, основанное на установлении связей между предметами и явлениями. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании его образов имеет мировоззрение, общая направленность личности их предметному воплощению. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно приобретает побудительное значение, способствуя активизации деятельности.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение . Возможность воображения ʼʼзабегатьʼʼ вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта .

При этом в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме , в виде ярких представлений . В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами .

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределœенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение - ϶ᴛᴏ психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Вот еще одно определœение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределœенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их базе создаются новые образы . Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение ʼʼоживляетʼʼ то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности . Воображение всœегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что нужно делать и как он будет делать. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от ʼʼдеятельностиʼʼ животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединœение в новые системы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всœех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на базе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Функции воображения .

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие ʼʼпредставлениеʼʼ , а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее базе новых представлений, употребляют понятие ʼʼвоображениеʼʼ ;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на базе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования ʼʼоздоровительных легендʼʼ в интересах клиентов на базе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.;·психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога;·видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения . Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого ʼʼсклеиваниеʼʼ). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. К примеру: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит по сути в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, к примеру, изменяясь по величинœе и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета͵ их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, в случае если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединœения, благодаря чему появляется определœенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определœенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определœенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное .

Учитывая зависимость отволевых усилий пассивное воображение должна быть либо преднамеренным , либо непреднамеренным .

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями , грезами. Οʜᴎявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения , осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение - ϶ᴛᴏ самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации , при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения , в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей базе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, к примеру перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата͵ методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое , творческое , критическое , воссоздающее и др.
Размещено на реф.рф
Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определœенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В корне такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение , продуктивное (творческое) воображение и мечту .

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку крайне важно воссоздать представление объекта͵ как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение - ϶ᴛᴏ создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение - ϶ᴛᴏ такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (ʼʼкристаллизуютсяʼʼ) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всœех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата͵ а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей) , мечта всœегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения." 2017, 2018.

Воображение (фантазия)* – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам, возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

* В психологической литературе понятия «воображение» и «фантазия» рассматриваются как синонимы.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Благодаря воображению значительно расширяются его познавательные возможности. Воображение - необходимое условие поисковой творческой деятельности. Это способствует концентрации умственной сосредоточенности, повышает интенсивность внимания. Поэтому говорят о познавательной функции воображения. Воображение осуществляет также антиципирующую функцию в познании и деятельности. Это проявляется в предвосхищении результата какого-либо поступка. Почти вся человеческая материальная и духовная культура – продукт воображения. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Регуляторная функция воображения заключается в том, что оно создает определенный настрой личности на то, что должно произойти, и ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продукта труда, что и способствует хотя бы частичному удовлетворению многих потребностей, снятию порождаемой ими напряженности.

Воображение самым тесным образом связано с познавательными психическими процессами и личностью в целом. Его специфика состоит в переработке прошлого опыта, сохранившегося в виде представлений и понятий. И в этом отношении оно неразрывно связано с процессами памяти и преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от него. Включаясь в восприятие, оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Так, восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нем участвует воображение.

Воображение играет значительную роль в составлении плана и программы предстоящих действий. Функция планирования и программирования позволяет человеку творить, разумно направлять и управлять деятельностью. Воображение выступает как нужный элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда в тех случаях, когда ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение играет огромную роль и в преобразовании окружающей нас действительности, выполняя важнейшую контрольно-корректирующую функцию. На основе деятельности воображения человек может предвидеть ход тех или иных событий, изменение явлений, течение процесса, может ожидать результат своих действий, поступков, а в речевом общении – то, какое влияние будет оказывать его высказывание на собеседника, и то, что скажет и сделает собеседник. В случае необходимости деятельность воображения может быть направлена на умение заметить ошибки и их исправление.



И, наконец, нельзя не отметить эмоциональную функцию воображения. Оно усиливает эмоциональный тонус личности, повышает настроение, вызывает подъем. При помощи воображения человек может хотя бы частично удовлетворить многие потребности, снять напряженность. Особенно это проявляется в работе людей творческих профессий - артистов, художников. Для успешной педагогической деятельности эта функция воображения имеет первостепенное значение.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Сказанное свидетельствует о том, что деятельность воображения очень близка к мышлению. Эти процессы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Но это разные психические процессы. Задача воображения – преобразовывать прошлое в новое. Задача мышления – обобщенное и опосредованное познание, основанное на установлении связей между предметами и явлениями. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Особое значение в создании его образов имеет мировоззрение, общая направленность личности их предметному воплощению. Посредством воображения человек получает возможность управлять восприятием, памятью, высказыванием. Таким образом, оно приобретает побудительное значение, способствуя активизации деятельности.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.
Виды воображения:
1. Пассивное (непроизвольное) – это создание новых образов без какихлибо внешних побудителей, которые воплощаются в жизнь. Воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
2. Преднамеренное воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь, называемое грезами.
3. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии во сне и т.д., галлюцинация. Галлюцинация – проявление пассив. воображения, при котором человеком воспринимаются несуществующий объект, яркий образ, когда человек абсолютно убежден в его реальности.
4. Активное (произвольное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
5. Воссоздающее воображение (репродуктивное) – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место тогда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
6. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Писатели, художники, музыканты, стремились отобразить жизнь в образах. Образы объектов создаются вновь.
*Рубинштейн С. Л. различает
7. конкретное – различаются по модальности (зрительн. представление, слуховые, осязательные, обонятельные) и единичные, вещные, с деталями.
8. абстрактное – образы типизированные, обобщенные в схемы и символы.
9. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенность – построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда не могут осуществляться.

Похожие статьи