Сопротивление и психологическая защита. Что такое внутреннее психологическое сопротивление и что с ним делать

Что такое психологическое сопротивление? Это все силы в психике человека (клиента), которые противодействуют неприятной ситуации или психологической помощи, потому что она связана с неизбежностью болезненных ощущений (психологической боли).

Зачем нужны психологические защиты?
Мы уже упомянули выше, что защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для…скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое – психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с Вами. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни, увы, недостаточно. Ведь именно психологические за щиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах – на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут Вам мешать, а у окружающих вызывать недоумение (это в легком случае).

Так в каких случаях проявляются психологические защиты и сопротивления?

1. Прошлая психологическая травма (стресс)
2. Неприятные воспоминания
3. Страх перед любыми неудачами
4. Страх перед любыми изменениями
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Каковы же последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни или он становится очень специфичным.
2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) – говорит о скрытом чувстве вины.
2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».
3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).
4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно унктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.
5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку – как на более слабое существо (японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.
6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.
7. Подавление (фобии) - ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
8. Идентификация с агрессором (подражание) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно –компульсивный невроз) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
11. Изоляция аффекта (обсессивно – компульсивный невроз) – подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.
12. Регрессия – возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)
13. Сублимация – перевод одного вида энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.
14. Расщепление – разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена «+» и «-» оценок себя и других – нереалистичная и нетвёрдая оценка. «+» и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт «+», то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.
15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.
16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека.
17. Всемогущество – преувеличение собственной силы.
18. Проекция – наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.
19. Проективная идентификация – проекция на какого – то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
20. Репрессия – подавление желаний.
21. Эскапизм – избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.
22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

Ширяевы Игорь и Лариса

Экология сознания: Психология. Лень, отсутствие мотивации, несобранность, капризность - это сопротивление. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Сопротивление напоминает, что мы живые

Вам знакомо состояние, когда нужно сделать что-то такое хорошее и полезное, а вы все время это откладываете, или начинаете и бросаете. Или забываете? Или задумываясь об этом вы хотите пойти перекусить, перекурить или просто - тонете в ленте социальных сетей.

Все это называется внутренним сопротивлением .

Его иногда называют ленью, отсутствием мотивации, несобранностью, капризностью, но это сопротивление. Это признак того, что ваше намерение, его внедрение в жизнь изменит что-то в вашей актуальной жизни.

Решили начать бегать по утрам - значит надо раньше вставать, раньше вставать - раньше ложиться, а если вечер - это единственное время, когда вы можете побыть одной?

Или наоборот единственное время, которое вы можете провести с любимым человеком? Если ради пробежки придется отнять у себя что-то дорогое? Здравствуй, сопротивление.

Наша психика умнее нас, она видит всю систему нашей жизни целиком и ценит гомеостаз удовольствий и важных дел. Ценит расслабление и отдых. Ценит психологичеcкие защиты, которые помогают справляться с каким- то стрессом внутренним или внешним.

И вот если вы решили снизить вес, строго и резко ограничив питание, то скорее всего возникнет внутреннее сопротивление. Возможно не сразу, возможно не сильное. Но если оно есть, то не нужно пытаться делать вид, что его нет. Нужно подумать - откуда оно возникает? Где, кроме тарелки возникает дефицит, когда я урезаю себе все сладкое?

Какая часть моей жизни, моей личности страдает, когда я ввожу или пытаюсь ввести новые правила. По опыту скажу, что самое сложное - это регуляция эмоций, отдых, расслабление и чувство безопасности. Эти темы больше других оберегают переедание, т.к. оно помогает в решении именно этих вопросов.

Сопротивление нельзя продавить, оно просто изменит форму и снова возникнет. Частая форма - болезнь.

Когда тело начинает блокировать, когда психика не справилась. С сопротивлением лучше дружить и важно его учится понимать. Т.к. оно охраняет очень важные, жизненно важные вещи.

Мы сами порой готовы сделать из себя роботов, а сопротивление напоминает, что мы живые . Это не хорошо и не плохо, это факт реальности. А подружившись с сопротивлением мы можем найти способ давать себе что-то важное без участия еды. Это не самая простая задача, но ее можно решить.

И тогда ваши планы о полезном и прекрасном будут вполне выполнимы, а сопротивление будет восприниматься уже не как досадная неприятность, а как сигнал, что что-то вы про себя забыли. И возможно даже с благодарностью отнесетесь к своей лени, которая оберегает и помогает искать лучшие формы. опубликовано

Великая роль Фрейда в психологической науке заключается в том, что он первым заговорил о роли бессознательного в человеческой психике. До него мысль о том, что человек может чего-то о себе не знать, казалась странной ересью, – сейчас это краеугольный камень психотерапии. Но вот оценка этой роли со времён Фрейда шагнула далеко вперёд. Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего.

Иногда, конечно, случается, что открылся, – а тут вместо близости тебе в душу снаряд прилетает. Тогда, конечно, больно. Однако ж опять ничего смертельного, психика человека мобильна и способна к восстановлению: если осколки снаряда человек из своей души выкинет, то заживёт его душевная рана, и станет снова у него душа целенькая и весёленькая. Но это – если выкинет.

Вот это вот "выкидывание остатков снаряда" по-научному называется отреагированием психологически травмирующей ситуации. В моей метафоре это выглядит как взрыв – душе больно, и человек взрывается: кричит, плачет, отчаянно возмущается, топает ногами и кидается чашками в стену… И, как только все последствия травмы отреагированы, – сам собой начинается целительный процесс заживления. Это биологически нормальный процесс.

Но мы ж существа не только биологические! Мы существа социальные. Много вы видели граждан, проламывающих стены чашками? То-то. Метафорически говоря, наши "латы" часто схлопываются раньше, чем успевает произойти взрыв. И все осколки снаряда остаются внутри. А что случается, когда осколок бродит внутри? – воспаление. Там внутри по-прежнему больно, – но мы этого не ощущаем, потому что нас от этой внутренней боли защищают всё те же стальные латы. В академической психологии, кстати, этот процесс называется очень похоже: контейнирование. Спрятали и забыли. Не ощущаем.

Но если б там был только один осколок! А их за всю жизнь набирается – мама не горюй… И приходится всё наращивать и наращивать слой стали на защитах, чтоб этой страшной боли не чувствовать, отчего они двигаются всё хуже и хуже, и в какой-то момент перестают открываться вовсе – и человек теряет острое ощущение прекрасного, перестаёт испытывать сочувствие, нежность, любовь и детскую радость бытия… в общем, "черствеет душой". А воспаление внутри всё нарастает и нарастает, и в какой-то момент уже и максимальная мощность защит не спасает – проникает в сознание некая тупая боль: непонятно про что, непонятно почему, просто как-то всё серо, уныло, и хочется удавиться. Здравствуй, болезнь депрессия!


Некоторые, правда, наслаивают сверху другие ещё защиты – уже не стальные, стальные некуда, а другие какие-нибудь. Фобии там какие-нить, навязчивости, панические атаки, ритуалы всякие – ну хоть что-нибудь, чтоб от этой непонятной душевной боли отвлечься. А иногда и душевной боли особенной нету никакой, просто психосоматика рассветает пышным цветом: то горло прихватит, то сердце, то язва желудка разбушуется…

В принципе, это всё свидетельствует об одном: психологический контейнер переполнился, пора его освободить. Если вы человек исключительной осознанности, то вы сможете сделать это сами, проанализировав свои реакции, исследовав собственное бессознательное, и позволив выплеснуться подавляемым чувствам где-нибудь в безопасном месте. В остальных случаях при подобных проблемах ваш выбор – психотерапия.

В чём заключается психотерапия?

Говоря, опять же, метафорически, во время психотерапии нужно вскрыть эти заржавевшие латы и выплеснуть все те осколки старых снарядов, которые бродят в вашей душе. И, разумеется, пересмотреть привычные паттерны поведения – возможно, стоит что-то в них поменять, чтобы в дальнейшем осколки не застревали неотреагированными?

Это процесс не моментальный.

На формирование нового поведения после проработки травм уходит некоторое время (до 18 месяцев). К счастью, нет необходимости всё это время общаться с психотерапевтом, работать над собой можно и самостоятельно: психотерапевт нужен прежде всего для того, чтобы помочь нащупать те места в душе, где застряли осколки травмы, иными словами – те области бессознательного, где имеет место внутренний конфликт, – и вытащить эту боль оттуда "за ушко да на солнышко"; выплеснуть её вовне. Зарастает потом оно всё равно само, в свойственном ему темпе, и даже девять терапевтов не ускорят процесс, точно так же, как девять женщин не в состоянии выносить ребёнка за один месяц.

Но тут есть важная оговорка – "после проработки травм". Сколько времени пройдёт до того момента, как травма будет даже не проработана, а всего-навсего обнаружена – зависит как раз от прочности тех самых защит. От того, насколько клиент готов вглядеться в своё бессознательное, и ощутить эту боль… А он, обычно, не очень готов: у него ж защиты! Бессознательное избегание это самой боли. Вот вам нравится, когда вам в старый осколок пальцами тыкают? – ну то-то… вот и он отстраняется. Непроизвольно. Все мы люди.

В классической психотерапии такие защиты уже называются сопротивлением, и расцениваются весьма негативно: ну типа саботажник же, не хочет встречаться с собственной болью, хотя психотерапевт вот тут стоит, ножкой бьёт, топорик в руке, перевязочный материал наготове…

Мне эта позиция не близка, более того, кажется следствием собственных личностных проблем терапевта, запутавшегося в треугольнике Карпмана: желание загнать человека к счастью железной рукой воспринимается мной как признак невроза. Я, как те буддисты, считаю, что "всё в мире уже совершенно" и стараюсь не поддаваться азарту быстренько исправить всё-всё-всё, что всю жизнь копилось, – хотя, конечно, иногда не поддаться азарту бывает трудно, ибо я тоже живой человек. Сопротивление клиента в этом смысле фактор полезный, поскольку отрезвляет: значит, это его такой процесс, который ему зачем-то нужен. Пусть будет: может, там у него внутри травмы такой глубины и интенсивности, которых я и представить себе не могу? Чего ж туда с топором-то лезть? Придёт время – клиент сам туда залезет и всё отреагирует.

В конце концов, сильное сопротивление – признак сильных защит; а иметь сильные защиты – это хорошо, а вовсе не плохо. Психотерапия, не будем забывать, только краткий этап в жизни любого человека – а жить ему дальше с теми защитами, какие есть; и пусть лучше они будут посильнее… а сопротивление рано или поздно рассосётся, так или иначе: никто ещё не сопротивлялся вечно.

Из всех модальностей психотерапии мой подход поддерживает только процессуально-ориентированная.

И хотя любим мы её не за это (с) – такое совпадение с моими собственными мыслями не может не радовать.

«Люди, они как ёжики – тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.

В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).

Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого. Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают “бояться” идти к психологу.

Психологическая помощь – это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого “чудо” не произойдет даже у самого “великого” специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая трудность на пути к освобождению от проблемы – это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты – это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет “здесь и сейчас”, а результат помощи и решения проблемы “неизвестно когда и потом”. Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить “в латах”: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.

Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» – быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).

В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет “в латах”, часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти “латы” психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель – научиться жить и радоваться свободной жизни без “лат”, но сохранять свою защищенность.

Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только “дурной привычкой” и “педагогической запущенностью” у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне “забывают” об этом происшествии.

3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», “не срочно”, “отложу на потом” и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа “Унесенные ветром” Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).

5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример – перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) – ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. “С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …”

15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.

17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: “Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!”

19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески – человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев “латы” психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.

Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2012-01-11

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.

Факты свидетельствуют о том, что «профессионалы уступчивости» используют принцип дефицита, являющийся одним из орудий влияния, чрезвычайно часто и в самых разных ситуациях. Все орудия влияния имеют большую власть над людьми. Власть принципа дефицита обусловлена двумя основными моментами. Первый момент нам уже знаком. Действие принципа дефицита, как и действие других орудий влияния, основывается на извлечении выгоды из нашей склонности идти кратчайшим путем. Эта слабость, как и раньше, является результатом информированности. Мы знаем, что вещи, которыми трудно завладеть, как правило, лучше тех вещей, которыми завладеть легко (Lynn, 1989). Поэтому мы часто судим о качестве предмета по его доступности. Таким образом, одна из причин могущества принципа дефицита заключается в том, что, действуя в соответствии с ним, мы обычно действительно оказываемся правыми. [Не желая преуменьшать преимущества или преувеличивать опасности, связанные с подобного рода рациональным методом, я должен заметить, что эти преимущества и опасности в большинстве своем те же самые, что мы рассматривали в предыдущих главах. Соответственно, я не буду концентрировать внимание читателей на данной теме в оставшейся части этой главы, скажу только, что необходимо научиться отличать «честный» дефицит, который возникает естественно, и дефицит, специально сфабрикованный «профессионалами уступчивости».] Вторую причину могущества принципа дефицита следует искать внутри самого этого принципа. По мере того как нечто становится менее доступным, степень нашей свободы уменьшается; а мы ненавидим терять ту свободу, которая у нас есть. Стремление сохранить имеющиеся прерогативы является центральным моментом в теории психологического реактивного сопротивления , разработанной психологом Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля (J. W. Brehm, 1966; S. S. Brehm amp; J. W. Brehm, 1981). Согласно этой теории, всякий раз, когда что-то ограничивает наш выбор или лишает нас возможности выбора, потребность сохранить наши свободы заставляет нас желать их (а также товары и услуги, связанные с ними) значительно сильнее, чем прежде. Поэтому когда дефицит – или что-либо иное – затрудняет наш доступ к какому-либо предмету, мы стремимся противостоять вмешательству, желая овладеть этим предметом больше, чем прежде, и предпринимая соответствующие попытки. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось в теории, это явление пустило корни глубоко во все слои общества. Теория психологического реактивного сопротивления объясняет развитие множества различных форм человеческого поведения. Однако, прежде чем приступить к освещению этого вопроса, следует выяснить, в каком возрасте у людей впервые появляется желание бороться против ограничения их свободы.

Детские психологи утверждают, что родители, как правило, впервые сталкиваются с трудностями при общении с детьми, когда тем исполняется два года – этот возраст известен как «ужасные два года». Большинство родителей отмечают, что в возрасте двух лет дети начинают вести себя противоречиво. Двухлетние малыши всячески сопротивляются внешнему давлению, особенно оказываемому на них родителями. Прикажите им что-то сделать, они сделают все наоборот; дайте им одну игрушку, они потребуют другую; возьмите их на руки, они станут вырываться и требовать, чтобы их поставили на пол; поставьте их на пол, они начнут хвататься за вас и просить, чтобы их снова взяли на руки.

Интересное исследование было проведено в Вирджинии (S. S. Brehm amp; Weitraub, 1977). Двухлетних мальчиков в сопровождении их матерей отводили в комнату, в которой находились две одинаково привлекательные игрушки. Игрушки располагались таким образом, что одна из них стояла впереди прозрачного плексигласового барьера, а другая – позади него. В половине случаев высота загородки была всего один фут, так что практически ничто не мешало мальчикам взять игрушку, которая находилась за этой загородкой. В другой же половине случаев высота загородки была два фута, так что, для того чтобы завладеть «дальней» игрушкой, мальчикам приходилось обходить барьер. Исследователи хотели узнать, какой из двух игрушек дети, уже достаточно хорошо умеющие ходить, отдадут предпочтение при данных обстоятельствах. Были получены следующие результаты. Когда барьер был слишком низким, чтобы помешать детям добраться до игрушки, находившейся за ним, мальчики не показывали никакого особого предпочтения в отношении той или иной игрушки; в среднем, к игрушке, стоявшей впереди барьера, они подходили так же часто, как к той игрушке, которая находилась позади него. Однако когда загородка была достаточно высокой, чтобы затруднить доступ к стоящей за ней игрушке, мальчики в три раза чаще отдавали предпочтение труднодоступной игрушке, чем той игрушке, которая была под рукой. Таким образом, было установлено, что двухлетние дети реагируют на ограничение их свободы демонстративным неповиновением. [Следует отметить, что двухлетние девочки в данном исследовании реагировали на высокий барьер не так, как мальчики. По всей видимости, причина этого не в том, что девочки не возражают против попыток ограничить их свободу. Видимо, они прежде всего реагируют на ограничения, которые исходят от других людей, а не на физические преграды (Brehm, 1983).]

Обманутый

Питер Керр (Нью-Йорк Таймс)

Нью-Йорк. Дэниэл Гульбан не помнит, как исчезли его сбережения. Он помнит вкрадчивый голос позвонившего ему агента. Он помнит свои мечты о богатстве. Но 81-летний бывший работник коммунальной службы так и не понял, как мошенники убедили его расстаться с 18 тысячами долларов.

«Я просто хотел пожить на широкую ногу в последние отведенные мне дни или годы, – говорит Гульбан, житель Холдера, штат Флорида. – Когда же я обнаружил чудовищный обман, я не мог какое-то время ни есть, ни спать. Я потерял 30 фунтов. Я до сих пор не могу поверить, что мог сделать что-либо подобное».

Гульбан стал жертвой организации, которую официальные юридические лица называют «конторой, занимающейся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону». Эта «контора» представляет собой битком набитую маленькую комнату, в которой дюжина мошенников звонят тысячам людей каждый день. Согласно данным, полученным комиссией, которая была специально создана при Сенате с целью расследования, подобные компании ежегодно выманивают сотни миллионов долларов у ничего не подозревающих клиентов.

«Они используют адрес престижного офиса на Уолл-стрит и обманным путем заставляют людей вкладывать деньги в различные фантастические проекты с чарующе звучащими названиями, – говорит Роберт Абрамс, главный прокурор штата Нью-Йорк, который за последние четыре года участвовал в рассмотрении более дюжины случаев, связанных с жульничеством "контор, занимающихся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону". – Иногда мошенникам удается убедить людей вложить в сомнительное дело сбережения всей жизни».

Орестес Дж. Майхэли, помощник главного прокурора Нью-Йорка, возглавляющий комитет по защите инвесторов и ценных бумаг, говорит, что в действиях мошенников можно выделить три основных момента. Сначала делается «ознакомительный звонок». Мошенник представляется агентом компании, имеющей эффектно звучащее название и соответствующий адрес. Он всего лишь предлагает потенциальному клиенту ознакомиться с проспектами, в которых рассказывается о деятельности компании.

Звоня второй раз, мошенник сначала описывает громадные прибыли, которые может принести предлагаемая им сделка, а затем говорит клиенту, что пока вклады временно не принимаются. Через некоторое время мошенник звонит в третий раз и сообщает, что у клиента появилась возможность чрезвычайно выгодно вложить свои деньги.

«Идея заключается в том, чтобы помахать морковкой перед лицом покупателя, а потом быстро убрать ее, – говорит Майхэли. – Цель операции – вызвать у человека желание купить "ценные" бумаги быстро, не раздумывая слишком долго. Иногда, звоня какому-либо человеку в третий раз, мошенник притворяется, что он сильно запыхался, и сообщает клиенту, что он "только что пришел из торгового зала"».

Данная тактика заставила Гульбана расстаться со сбережениями всей жизни. В 1979 году Гульбану неоднократно звонил незнакомец, который, в конце концов, убедил его перевести в Нью-Йорк 1756 долларов, чтобы приобрести серебро. После еще одной серии телефонных звонков агент уговорил Гульбана перевести еще 6 тысяч долларов, чтобы купить нефть. Затем мошенники выманили у Гульбана еще 9740 долларов, но прибыли незадачливый коммерсант так и не дождался.

«Мое сердце упало, – вспоминает Гульбан. – Я не был жадным. Я только хотел увидеть лучшие дни». Гульбан так и не вернул себе утраченное.

Рис. 7.2. Мошенническая проделка с использованием принципа дефицита. Обратите внимание на то, как применение принципа дефицита во время второго и третьего телефонного разговора вынудило мистера Гульбана принять решение не задумываясь. Щелк, зажужжало , сознание затемнилось

Почему же психологическое реактивное сопротивление возникает у детей в возрасте именно двух лет? Возможно, здесь имеет значение то, что в это время в психике ребенка происходят существенные изменения. В возрасте двух лет маленький человек начинает осознавать себя как индивида. Двухлетние дети рассматривают себя уже не просто как продолжение окружающей среды, а как нечто своеобразное, обособленное (Levine, 1983; Lewis amp; Brooks-Gunn, 1979; Mahler, Pine amp; Bergman, 1975). Появление у детей представления об автономии естественно ведет к возникновению у них представления о свободе. Независимое существо – это существо, имеющее свободу выбора; ребенок, осознавший, что он является таким существом, несомненно будет стремиться узнать, какова же степень его свободы. Следовательно, нам не следует ни удивляться, ни расстраиваться, когда мы видим, что наши двухлетние дети идут против нашей воли. Они просто начинают ощущать себя отдельными человеческими существами и в их маленьких головках появляются важные вопросы относительно воли, прав и контроля над ситуацией – вопросы, на которые они стремятся найти ответы. В процессе борьбы за свою свободу и противостояния всякому ее ограничению происходит получение важной информации. Выясняя пределы своей свободы (и, по совпадению, предел терпения своих родителей), дети узнают, когда их обычно контролируют, а когда они сами могут осуществлять контроль над ситуацией. Мудрые родители предоставляют своим детям адекватную информацию (об этом мы поговорим несколько позже).

Похожие статьи