Система развивающего обучения эльконина – давыдова. Развивающее обучение Эльконина-Давыдова: цель, психологические основы и особенности

Развивающее обучение. Особенности системы Эльконина-Давыдова

В течение длительного времени концепции развивающего обучения отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера и др.) назывались и определялись только в учебниках по педагогике. В последние годы ситуация изменилась: теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют практическим проблемам развивающего обучения. Им посвящаются научные труды. Вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников становятся все актуальнее. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В. В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику. Сегодня его употребление столь разнообразно, что требуется специальное исследование для уяснения его современного значения. Крупные отечественные ученые (Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков и др.) еще в 50-е гг. XX в. выявили и описали следующий факт: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Со всей остротой была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников. Затем в 1960-е гг. было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения дает определенный положительный эффект в развитии детей.

Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе, любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления и основ личности (например, традиционное начальное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление). Мы рассматриваем такой тип обучения, который соотносится с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления , на развитие у них творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения можно сопоставить с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у школьников перечисленных качеств.

Если психическое развитие, в принципе, может осуществляться лишь в формах обучения и воспитания, то, следовательно, эти формы всегда имеют развивающий характер. Действительно, в общетеоретическом плане дело обстоит именно таким образом, и любое обучение и воспитание можно назвать «развивающим». Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что некоторые виды обучения и воспитания могут тормозить психическое развитие человека (тогда происходит его регрессия, которая также входит в философское понятие «развития»). Термин «развивающее обучение» остается «пустым» до тех пор, пока не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например: каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде; какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований; каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно); каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности; с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований; каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности. Лишь по мере наполнения конкретным содержанием этих показателей (или хотя бы некоторых из них) исследователь, психолог или педагог-практик постепенно переходит к оперированию собственно понятием развивающего обучения применительно к вполне определенному возрастному периоду и к тем реальным средствам обучения детей данного возраста, с помощью которых можно осуществлять организацию их ведущей деятельности, приводящую к развитию необходимого уровня соответствующих психологических новообразований. Отношение обучения и развития представляет, по словам Л.С. Выготского, «...самый центральный и основной вопрос, без которого проблемы педагогической психологии... не могут быть не только правильно решены, но даже поставлены» 1 .

Это положение дел 70 лет назад, когда были написаны эти слова, сохраняется и по сей день. Многие теоретические и практические аспекты педагогической психологии и психологической педагогики могут быть поняты лишь в зависимости от того, насколько серьезно и глубоко будут исследоваться проблемы развивающего обучения.

К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития. Они и были описаны Л.С. Выготским. Эти теории с некоторыми модификациями существуют в современной психологии, имея под собой обоснования экспериментального и практического характера. Каждая из них (особенно первая и третья) имеют своих сторонников, но по внутреннему смыслу они делят своих приверженцев на два лагеря. К первому относятся те, кто не признает влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения (это сторонники первой теории). Второй лагерь составляют те, кто признает наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано (это сторонники второй и, главным образом, третьей теории).

Л.С. Выготский решал вопрос о соотношении обучения и развития, опираясь на общий закон генезиса психических функций ребенка, обнаруживающегося в зонах ближайшего развития, которые создаются в процессе его обучения, в общении с взрослыми и товарищами. Нечто новое он сможет самостоятельно сделать после того, как осуществит это в сотрудничестве с другими. Новая психическая функция появляется в качестве своеобразного «индивидуального продолжения» ее выполнения в коллективной деятельности, организация которой и есть обучение. «...Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития» . Вне такого обучения в психической жизни ребенка невозможны такие процессы, которые связаны с его развитием. Обучение - внутренне необходимый и всеобщий момент развития. В работах Л.С. Выготского нет развернутого описания конкретно-предметных проявлений именно так понимаемого развивающего обучения. Многие годы это оставалось только гипотезой, хотя его ученики стремились ее конкретизировать и обосновать определенным предметным содержанием.

Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности:

  • 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Развивающее обучение отличается от обучения объяснительно-сообщающего типа характером преподавания и учения. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции. Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности учащийся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
  • 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
  • 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся уже способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа (идеи) и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе «добывания» (создания) новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
  • 4. Ребенок - полноценный субъект учебной деятельности. Основой учения в структуре развивающего обучения выступает связь «цель - средство - контроль», а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывают в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью, которая (в поведении ученика) выступает временно как побуждение и как цель. Мотив учения выражен либо непосредственно в практической потребности, ситуативном интересе, либо опосредованно - субъективно - и скрыт от ученика. Усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре развивающего обучения как процесс и результат деятельности ученика.
  • 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей совокупности качеств личности.
  • 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Работа с опорой на зону ближайшего развития учащегося помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям. Она воспитывает у него веру в свои силы.

Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Суть развивающего обучения состоит в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но овладевает способами действий. В учении различают: учебную деятельность, в процессе которой происходит усвоение, и собственно усвоение как основное содержание учебной деятельности. Специфичным для учения является его ориентация на овладение школьниками способами деятельности еще в процессе ее конструирования. Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действия

(системы действий). Таким образом, учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели, орудия и инструменты познания вне деятельности (вне системы действий) теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре развивающего обучения является не усвоение как таковое, а собственноучебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты (результаты) этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, входе которой происходит его развитие.

В теории развивающего обучения в деятельности различают рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образования : предметный план деятельности образуют действия и операции с объектами - знаками или вещами, материальными или идеальными; рефлексивно-личностный план определяет отношение индивида к совершаемой деятельности. Развитие деятельности осуществляется в основном за счет рефлексивно-личностных образований. Для обоснования и развития теории развивающего обучения важно следующее: во внешнем плане деятельность выступает в основном своей предметной стороной, однако включает и смысловые образования.

В 1960-е гг. в нашей стране был создан научный коллектив, который занимался изучением значения младшего школьного возраста в психическом развитии человека под руководством известных психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением. Ученые стремились точно следовать существенным моментам гипотезы Л.С. Выготского и на широком фактическом материале превратить ее в развернутую теорию развивающего обучения. Это потребовало разработки нескольких вспомогательных теорий, которые конкретизировали и углубили основные моменты гипотезы Л.С. Выготского.

  • 1) теория периодизации детского психического развития (Д.Б. Эльконин);
  • 2) теория основных типов мышления человека (В.В. Давыдов);
  • 3) теория учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.);
  • 4) теория связи требований учебной деятельности и построения учебно-методических пособий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В. В. Реп- кин и др.);
  • 5) теория диагностики развивающих эффектов учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др.).

Прежде всего, здесь были выявлены основные психологические новообразования младшего школьного возраста: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением. Было обнаружено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создает в работе с детьми необходимых зон их ближайшего развития, а тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.). Необходимо было организовать (сначала в экспериментальном порядке) такое обучение младших школьников, которое могло бы создавать у них «нужные» зоны ближайшего развития, превращающиеся со временем в требуемые новообразования.

На основе соответствующих предпосылок разработана и вспомогательная теория, раскрывающая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии. Осуществление детьми этой деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе ее становления, когда ребенок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя.

К началу 70-х гг. XX в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было экспериментально доказано, что установившиеся в традиционной возрастной психологии представления о «нормах» интеллектуального развития мышления школьников справедливы лишь для определенной модели обучения и что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации (формирования) действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности, развертывающейся в процессе обучения. Тем самым было положено начало разработке теории учебной деятельности и теории содержательного (теоретического) обобщения, которые впоследствии легли в основание теоретической концепции развивающего обучения. Вместе с тем был определен и метод решения поставленных проблем - генетико-моделирующий эксперимент в форме систематического школьного обучения 1 .

В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу: во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития;

во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием;

в-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способ деятельности. Этот принцип послужил основой для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся;

в-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В. В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место .

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями. Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

  • 1) усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы;
  • 2) знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;
  • 3) при выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;
  • 4) это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;
  • 5) учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно;
  • 6) учащиеся должны уметь переходить от выполнения действия в умственном плане к выполнению его во внешнем плане и обратно 1 .

Развивающее обучение представляет собой действительно управляемое учителем психическое развитие ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами внедрения в практику обучения. Развивающее обучение по системе Эльконина - Давыдова (СРО), внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах А.К. Марковой, В. В. Реп- кина, Л.В. Занкова и др.

Проблемой развивающего обучения в области начального образования занимался также Ш.А. Амонашвили . Его исследования в основном были направлены на детальное раскрытие и описание закономерностей зон ближайшего развития у младших школьников. При реальном развитии этих зон большую роль играет духовная общность учителя с учащимися, а также постоянное общение учащихся между собой, в основе чего предполагаются споры, умение ставить вопросы, оценивать старание и результаты работы друг друга. Благодаря такому сотрудничеству и взаимопомощи у детей развивается своеобразная социально-зависимая самостоятельность. Изучение процессов становления этой самостоятельности школьников позволило Ш.А. Амонашвили разрабатывать проблемы педагогики сотрудничества. Педагогика сотрудничества - направление в современной педагогике, в основе которого лежит ориентация педагога на сотрудничество учителя и ученика, оказание ребенку помощи в преодолении трудностей, формирования у него чувства личностной значимости в учебной деятельности, отсутствие педагогического диктата. Ш.А. Амонашвили выявил также развивающее значение такого обучения младших школьников, которое строится на содержательно-оценочной основе, заменяющей традиционные школьные отметки.

В 1980-е гг. применительно к проблемам образования начались теоретические и экспериментальные исследования в области диалога культур. Этими исследованиями руководил В.С. Библер . Он выдвинул тезис - человеческие культуры находятся в постоянном общении. Поскольку каждая существующая в истории культура весьма своеобразна и непохожа на другие, то их общение является диалогом. Содержание школы диалога культур - диалог античной, средневековой и современной культур. С этой позиции школьник может понять слово, число, предмет природы, художественное произведение только тогда, когда они последовательно и одновременно рассматриваются с точки зрения различных культур - в их диалоге. Согласно этому подходу, в первых-вторых классах школы у детей могут завязываться те начальные узелки понимания перечисленных основных предметов (слова, числа и т.п.), которые в последующих классах будут осваиваться в диалоге культур, в их разноречии. Так, в третьем-четвертом классах школьники могут осваивать их понимание с точки зрения античной культуры, в пятом-шестом - средневековой культуры, в седьмом-восьмом - культуры нового времени, в девятом-десятом - культуры современности. В первых двух классах у детей возникают «точки удивления», загадки в отношении вечных проблем, связанных со словом, числом и предметами природы. В дальнейшем они будут искать ответы на имеющиеся у них вопросы в процессе диалога культур. Например, курс античной культуры в третьих-четвертых классах осваивается в постоянном диалоге с культурой средневековья или нового времени, носителями которых являются «десанты» учащихся старших классов и их преподавателей на уроки третьих-четвертых классов. Этот диалог различных форм понимания существует одновременно. Если в обучении детей придерживаться принципа одновременности различных форм понимания, присущих исторически различным культурам, то это предполагает введение в обучение особого содержания и особых методов. Усвоение же этого содержания приводит к своеобразному психическому развитию детей , значительно отличающемуся от обычного развития современных школьников. В настоящее время уже создаются экспериментальные программы школы диалога культур, делаются попытки их реализации в различных классах; особенно активно такая работа проводится в начальных классах.

Вопросы и задания

  • 1. Подготовьте сообщения об истории развивающего обучения в нашей стране и за рубежом.
  • 2. Подготовьте доклады о системах развивающего обучения Эльконина-Давыдова и Занкова.
  • 3. Расскажите о педагогике сотрудничества Ш.А. Амонашвили.
  • 4. Что такое диалог культур в применении к педагогике и психологии?
  • 5. Конкретизируйте основные идеи и проблемы концепции развивающего обучения.
  • 6. Что такое рефлексивно-личностное и предметно-операциональное образования?
  • 7. Подготовьте краткие сообщения о вспомогательных теориях.
  • 8. Дайте представление о новых принципах обучения по В. В. Давыдову.
  • Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986; Эльконин Д. Б. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2001. Библер Владимир Соломонович (1918-2000) - российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ поистории европейской мысли, логике культурного развития, теории научногопознания.

Родителям о программе Эльконина-Давыдова

Образовательнаяпрограмма

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом- какую модель обучения выбрать и какправильно выбрать. Начнут ли их первоклассникиучитьсяпо традиционной моделиилипоразвивающей?Конечно, особенноважновыбратьподходящуюшколу ипрограмму, посколькуучебный процессссамого первого классаопределитв дальнейшемотношение ученикакобучениюв школе. По мнениюмногих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю важностьтолько лишьнапрограмму обучения. Так жеочень важно выяснить,насколько школа финансируется, какие учителя там работают. Обязательнопослушайтеотзывыродителейучеников, которые уже поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даютсяли твердые базовыезнания. Ивсеравно, учительвысокогоуровняв хорошей, комфортной школеобучит ученика всему, чтонужно по программе, ау плохого учителя даже лучшая модель образованиямногого детямнедаст.

Существуют два типа моделей обучения - традиционныйиразвивающий. Традиционныепрограммы -

«Перспектива»,

«Начальнаяшкола ХХI века»,

«Планета знаний»,

«Перспективная начальнаяшкола»,

«ШколаРоссии», «Школа 2100»,«Гармония»,

«Классическая начальная школа».

Термин «развивающегообучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается оттрадиционного обучения объяснительно - сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения- система психологов Даниила БорисовичаЭльконинаи Василия Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, иродители) называют ее гениальной, поскольку она согласована (внутри системы)и непротиворечива.Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшемуразвитию ученика,поскольку ученик трудитсяне на результат (оценку), а на свой личныйрост и достижениевысоких результатов в образовании, и, чтоочень важно, оценивает себя сам.

В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы.

Плюсы:

1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия длястремлений учащегося к обучению, к его росту, достижению больших успеховв учебе, к развитиюумений, навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит, ноон определеннодолжен знать, гдеи каксамостоятельно найти ту необходимую информацию, чтобывспомнить. Иеще, учащиеся по этой системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,2умножить на 5) получаемименно столько (будет 10, а не 16).

2) Много внимания уделяют теорииилогическомупостроению.

3) СистемаЭльконина и Давыдовабудет интереснародителям, которые хотят развивать ихребенка ина способность анализировать, и, болеетого, на умение глубокомыслить, необычно от сверстников.

4) Вучебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки уребенка – посредством своей самооценкиученикужев начальных классахначинает познаватьиреагироватьнаокружающих,внешниймирвокругнего,потом выбирает тех (например,друзей-одноклассников), которые равны ему, исходяиз егосамооценки, его умений и

возможностей. Так жепрограммаучит критически оценивать собственные действия (самокритика)и действия своихсверстников, одноклассников. К примеру,в 1-мкласседетиучатся выбирать критерии, спомощью которыхонисами будут оценивать свои выполненныезадания.Некоторыеизкритериев:насколькоаккуратнонаписанозадание, какправильнонаписаны буквыв соединениис другими буквамив слове,какправильно написаныцифры ит.п.Далееужев 3-мклассеученикиболее самостоятельноопределяюткритерии,покоторым будутоцениватьсвоиработы.

5) Вэтой программеввыполненных работахученика оценивается каждое его усилие.

6) Оценивают преимущественно шкалами.

Например, урокрусского языка -ученикам заданоподчеркнутьвсе гласные буквы, которые смягчаютилипридают твердостьсогласным буквам,а затем оценивают своиработы таким образом:втетрадяхна полях страницы чертят линию (наподобиешкалы) иставятна нейгалочкуиликрестик, который, по их мнению, обозначает, какони справилисьсзаданием.Наихшкале, чем выше поставлен крестик, темлучшеониоценивают своивыполненные работы. Апотомучитель тут женаихшкале проставляетсвоиоценки-галочки,иученикивместе с учителем делают анализ поставленныхзнаковна шкалах.

7) Личная самооценка ученикадолжна предшествовать оценке учителя. Оценка учителя преждевсегопомогает ему создатьсвою собственную нормальнуюсамооценку, не заниженнуюине завышенную.

8) Еслипрограмма преподносится ученикам так, как это былозаложено авторами-психологами, дети,у которыхвначалебыл даже небольшоймотивкучебе,начинают ходитьвшколус интересом, на урокахвсе понимать, хотявозможноине сразу.

Минусы:

1) Уровень преподаваемых предметоввпрограмме Эльконина и Давыдова– очень высокий и сложный.

2) Эта программане сочетается с другими программами обучения и существует мнение, что впоследствиивболее старших классах переводить ребёнка в другую школу с другой программой нерекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этойпрограммой обычно не обучают),выбирайте эту систему обученияс 1-гопо 11-ый классы.

3) Может пугать отсутствиеклассической системы оценивания - пятибалльной системы. Однакомногиеспециалистыговорят, что обучение контролируется. Учитель дает нужные рекомендацииродителям и собирает своего рода портфолио, «дело»творческих работ ученика.Вместоклассического дневника это портфолио служит показателемуровня успеховребенкав обучении.

4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как и откуда произошличисла ит. п.Понимать причиныопределенно поможетпри заучивании правил, и все же,необходимоли этознать детям с такоговозраста, вопрос, пожалуй, спорный,и каждый родитель пусть решает сам.

5) Особое внимание уделяют развитию работыв команде, навыковобщения.Например, ученикисами проводят своиисследованиячего-либо, разделившись на группыпо5 - 7 человек,далеевместес учителем обсуждают то,к какимвыводамони пришли,изатемделают общийвывод. Нотакие женавыкиработыотрабатываютсяипри обучениипо другим системам.

Кслову.

Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы:

«Шкалыпри оценивании нужно постоянно менять, они должныодновременноопределять успехии«пробелы» учениковв обучении.Ивсе же шкальная система хороша при оцениваниив самом началеобучениявначальной школе,кконцуначальной школы дети хотят уже другими способами оценивать себя, своиработы.Потому мы всвоей школестали такжевводитьи балльную,ноне пятибалльнуюсистему. Ставим разное количество баллов. К примеру, на уроке математикив3-мклассеученикив течение 15 минут решаютуравнения, договорившись с учителем заранее, сколько балловбудет использоватьсяпри оценивании этойработы.Решив 6 уравнений, ученикставитсебе12баллов».

«Наш многолетнийопыт обучениядетей этим«безотметочным обучением»всамом деле дает нампричинызаявлять, что приумеломипрофессиональномпреподаванииэтой технологией уучеников уже к концу обученияв начальной школе появляются твердаяспособность достаточно (адекватно) оцениватьсвои знанияи возможности,навыкисамоконтроля, а так жепри обученииотделять ужеизвестноеучеником отещенеизвестного.Удетейсохраняетсяинтерескучебе,чтопредельно важно.Мы утверждаем, что обучениепо ЭльконинуиДавыдовуприносит хорошиерезультатыипосле начальнойшколы (в основной школе),поэтомумыиспользуемэту программуобычно до 7- го класса».

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Центр, проблема исследований Эльконина – природа детства и глубинные законы психического развития ребенка. Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. При экспериментальном изучении этой проблемы Эльконин – Давыдов опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Исходя из представления о созидательности и изначальной общественности форм жизни ребенка, Эльконин – Давыдов полагали, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательной учреждений, а наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

– формировать теоретическое сознание и мышление;

– формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

– воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский План презентации: 1. Об авторах методики Эльконина-Давыдова 2. История развития системы Эльконина-Давыдова 3. Цели и задачи системы Эльконина-Давыдова 4. Особенности авторской методики Эльконина- Давыдова 5. Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова 6. Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова

3 слайд

Описание слайда:

Введение Система образования, созданная и апробированная Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, сегодня является популярной и эффективной во многих учебных учреждениях. Особенностью данной прогрессивной системы является формирование у ребенка ряда научных понятий, а также самостоятельности и высокого уровня инициативности. Важно, что знания ученикам подаются не в виде конкретной информации об изучаемых объектах, а как средства их доказательства и открытия. Школьник самостоятельно определяет алгоритм своих действий и способы решения поставленных целей и задач. Обучение проводится в рамках стандартной школьной программы, но на новом качественном уровне.

4 слайд

Описание слайда:

Об авторах методики Эльконина-Давыдова. Даниил Борисович Эльконин Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – известный доктор психологических наук, профессор, популярный отечественный психолог. Даниил Борисович – один из ярких специалистов детской психологии, автор прогрессивной теории возрастной периодизации психического развития. Эльконин относится к группе советских психологов, составляющих основу выдающейся научной школы под руководством Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин является автором большого количества монографий и научных статей, раскрывающих вопросы теории и истории детской психологии, изучающих психологию учебной и игровой деятельности ребенка. Также много времени автор посвятил исследованию развития речи детей и вопросам обучения чтению.

5 слайд

Описание слайда:

Василий Васильевич Давыдов Василий Васильевич Давыдов (1930 – 1998) – выдающийся психолог и педагог, академик и вице-президент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор. Давыдов учился в школе рабочей молодежи и после ее окончания поступил в МГУ на факультет психологии и философии. После завершения данного ВУЗа Василий Васильевич преподает в Институте психологии, тесно сотрудничая с Д. Б. Элькониным и П.Я. Гальпериным, следуя учению Л.С. Выготского. Василий Васильевич Давыдов опубликовал более 250 статей и создал образец прогрессивной школы мышления с развивающим обучением, которая успешно используется в наше время. Также Давыдов является автором теории учебной деятельности и ее диагностики развивающих эффектов, теории различных типов мышления и т.д. Василий Васильевич Давыдов признан одним из выдающихся теоретиков и практиков современной педагогики, который создал первое общественное движение учителей и организовал Ассоциацию «Развивающее обучение».

6 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова известна в педагогической системе более 50 лет. Еще в далеком 1958 году Эльконин открыл на базе учебного учреждения № 19 экспериментально-исследовательскую лабораторию под названием «Психология младшего школьника». В 1976 году данное учреждение приняло запрос от Минпросвещения РСФСР, который предполагал разработку содержания совершенно новой начальной системы образования.

7 слайд

Описание слайда:

История развития системы Эльконина-Давыдова В широкую педагогическую практику система Эльконина-Давыдова была введена в 1991 году. Через три года по инициативе В.В. Давыдова была организована Международная ассоциация «Развивающее обучение», объединяющая педагогов единомышленников, специалистов по развивающему обучению и руководителей школ нового типа. В 1996 году система Эльконина-Давыдова получила статус государственной системы. Теперь данная система стала на один уровень с классической системой образования и системой Л.В. Занкова.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи системы Эльконина-Давыдова Организовать класс в единое учебное сообщество, деятельность которого направлена на совместное формирование целей и задач, а также нахождения способов и средств их решения в процессе групповой деятельности. Внедрить в учебный процесс технологию оценивания без фиксирования конкретных оценок. Данная разработка создает условия для формирования и развития у младшего школьника понятия самооценки и самоконтроля своей деятельности. Обозначить у младшего школьника его возрастные периоды, позволяющие сформировывать и применять необходимую для определенного этапа педагогическую методику для увеличения эффективности образовательного процесса. Сформировать содержание предметных дисциплин через систему постановки определенных целей и решения учебных задач. Перейти на новый тип взаимодействия между педагогом и классом, учителем и учеником, а также между учащимися.

9 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова базируется на трех главных принципах: Ведущими предметами исследования в процессе обучения являются способы и методы решения задач. С этих позиций осуществляется изучение любой учебной дисциплины. Каждый последующий раздел конкретизируется и дополняется освоенными методами действия. Любая учебная деятельность характеризуется предметно-практическим направлением. Работа школьника на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения ребенка трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у ребенка теоретическое мышление. Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе. В итоге дети преобразуются в маленьких ученых и исследователей, которые сотрудничают со своим научным руководителем – педагогом. При этом учителю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности авторской методики Эльконина-Давыдова Методика Эльконина-Давыдова использует на уроках подводящий или побуждающий вид диалога. Данные виды диалога позволяют детям выдвигать множество собственных вариантов решения поставленной задачи или проблемы. Педагог, в свою очередь, фиксирует самые неординарные варианты и предлагает учащимся доказывать свои гипотезы, а также создает на уроке ситуацию успеха. В конце занятия школьники подводят итоги своей деятельности. Для того чтобы в процессе обсуждения проблемы принимали активное участие все ученики, рекомендуется разделить класс на мини группы и предложить каждой из них выдвинуть гипотезу или версию решения поставленной задачи.

11 слайд

Описание слайда:

Как формировать мышление у ребенка по методике Эльконина-Давыдова У ребенка школьного возраста теоретическое мышление развивается благодаря решению им учебных заданий. Главным показателем формирования логического мышления у учащегося является способность осуществлять предметно-умственные операции. Например, при неправильном решении поставленной задачи школьник останавливается и начинает рассуждать о том, почему он решает задачу именно таким способом. В случае верного решения задачи ученик может искать вспомогательные способы ее решения. Теоретическое мышление постепенно формируется и развивается у школьников, при переходе из одного класса в другой. Также важными показателями формирования теоретического мышления у ребенка является его умение планировать действия, и выполнять мыслительный анализ: что является на данный момент важным, а что второстепенным действием. Следовательно, по методике Эльконина-Давыдова для формирования логического мышления у ребенка нужно обращать внимание на уровень развития рефлексии, умение планировать и выполнять анализ поставленных задач.

12 слайд

Описание слайда:

Плюсы и минусы системы Эльконина-Давыдова Система Эльконина-Давыдова применяется во многих школах. Данная система обладает рядом преимуществ, в сравнении с традиционным обучением. Рассмотрим некоторые из них более детально. Система Эльконина-Давыдова направляет учебную деятельность школьника не на получения хорошей оценки, а на личностный рост и саморазвитие. Ребенок начинает стремиться к новым достижениям и получению актуальных знаний и навыков. На уроке большое количество времени посвящается приобретению теоретических знаний и развитию логического мышления. Система Эльконина-Давыдова формирует у ребенка творческий потенциал, навыки анализа полученной информации, а также способность мыслить масштабно.

Системы обучения, прошедшие проверку временем, вызывают доверие и уважение. Именно к таким образовательным методикам относится развивающая технология Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Сорокалетний «стаж» программы говорит о востребованности в начальной школе.

Суть развивающей системы обучения

Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.

1995–1996 учебный год стал временем признания системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова наравне с традиционной формой обучения и методикой Л.В. Занкова.

Особенностями педагогической технологии является следующее:

Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.

Программа внедрена в школах России, Казахстана, Беларуси, Латвии, Украины. Страны дальнего зарубежья также заинтересованы подобной системой: Норвегия - страна, в которой учат детей с использованием принципов развивающего обучения не только в начальной школе, но и в средних, старших классах, колледжах и некоторых ВУЗах.

Преимущества и недостатки теории

Все участники учебного процесса получают определённые преимущества, связанные с особенностями преподавания и обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Для школьников это заключается в следующем:


Для учителей, работающих по этой системе, открывается возможность организации увлекательных уроков для школьников, наблюдения за процессом становления индивидуального роста учеников и формирования их как самостоятельных личностей, а также более лёгкого получения высшей категории в результате успешного преподавания по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Родители, мечтающие вырастить умного и развитого ребёнка, могут не сомневаться, что система поможет им в воспитании мыслящего и равного собеседника, который не растеряется в критической или нестандартной ситуации и примет правильное решение.

Недостатками системы могут быть такие моменты:

  • невозможность продолжения обучения по технологии в будущем (в среднем, старшем звене);
  • сложность понимания основ системы для родителей, учившихся по традиционным методикам;
  • низкий уровень владения учителем приёмами образовательной программы может привести к обратному результату - нежеланию учащихся посещать школу, невозможности получения должного эффекта.

Отсутствие балльной системы отметок может стать отталкивающим фактором для некоторых родителей, так как многие просто не понимают, как происходит оценивание знаний, действий и выступлений ребёнка.

Построение урока по технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Уроки строятся на основе учебных пособий для учащихся по основным дисциплинам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. В федеральном перечне учебников, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, есть все издания развивающей системы Эльконина-Давыдова, кроме окружающего мира.

Разнообразные формы дискуссии, включённые в канву учебного процесса - одно из условий эффективного обучения по рассматриваемой технологии. Учащиеся во время «мирных» споров получают основные знания по предметам.

Главные особенности построения урока:


Камнем преткновения для многих в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стало отсутствие оценок в их традиционном понимании. Пятёрки, четвёрки, тройки, двойки не ставятся детям ни при каких обстоятельствах. Вместо этого ребёнок должен получить характеристику своих действий и знаний, выбора метода или способа решения поставленной проблемы или задачи. Учитель, оценивая сделанное задание по русскому языку, например, подробно пишет о том, где и какая буква пропущена, есть ли ошибки в словах. Очень часто преподаватель не указывает место ошибки, а предлагает ученику самостоятельно найти его.

Цель безотметочной системы состоит не в устранении двоек и троек как факта, а в прививании детям с начальной школы умения самостоятельно и объективно оценивать свою деятельность. Ученик вместе с учителем, одноклассниками или родителями (дома) должен научиться давать характеристику своих действий на уроке, оценивать те шаги, какие он предпринял для поиска верного решения, делать выводы и извлекать необходимое для неповторения ошибок.

Не стоит понимать отсутствие отметок буквально, заменяя балльную систему на выдачу наклеек, солнышек, флажков, открыток и тому подобных знаков.

Урок математики

Вот как может быть проведён урок математики в начальной школе по теме «Повторение измерения величин с помощью мерки и описание его стрелочной схемой», целью которого является анализ условий для построения числовой прямой. Занятие проводится в форме игры с применением методов наблюдения, поиска, общеклассной дискуссии.


Для снятия умственного напряжения на том или ином этапе урока проводится физкультминутка.

Пример занятия по русскому языку

Урок по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции» проводится для контроля и оценки знаний учащихся.

  1. В начале занятия учитель предлагает ученикам, взявшись за руки, поприветствовать друг друга искренними улыбками и пожеланиями успехов.
  2. Детям демонстрируются слайды с темой, планом и целями урока. Школьники могут работать самостоятельно, парами или группой. Им предлагается написать родственные слова к слову «гриб», затем поменяться местами с соседом по парте и проверить работу друг друга.
  3. Преподаватель подводит детей вопросами к актуальности использования родственных слов для проверки слабых позиций по сильным. Ученики в течение занятия выполняют соответствующие задания, выведенные на слайдах.
  4. Продолжение урока осуществляется в групповом режиме. Школьники из разных команд проверяют работу друг друга и оценивают её с помощью установленных заранее знаков.
  5. В конце занятия учащиеся обсуждают итоги работы и качество полученных знаний, благодарят тех, кто помог им справиться с заданиями.

Динамическая пауза может быть направлена на спортивные события того или иного временного периода, происходящие в стране или за рубежом. Чаще всего это имитационные упражнения или небольшие физкультминутки.

Не возбраняется парная работа на уроках и совместное обсуждение

Литературное чтение

Урок по теме «Капризное настроение» проводится по комбинированному принципу (в форме занятия-наблюдения).

  1. Учитель цитирует высказывания Жан-Жака Руссо о талантливых детях, призывая и своих учеников ощущать себя такими.
  2. Ребятам предлагается вспомнить сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Педагог активизирует учащихся, предложив им оценить настроение цветика-семицветика, изображение которого выводится на экран. Школьники отвечают: радостное, грустное, весёлое, скучное и так далее.
  3. Дети вместе с преподавателем обсуждают, как можно было догадаться об этом, и приходят к выводу, что при помощи цвета. Ученики (по заданию учителя) самостоятельно сопоставляют карточки разных оттенков и словесного обозначения настроения, затем все вместе смотрят на доску и сравнивают полученные результаты.
  4. Педагог при помощи записи плача ребёнка и чтения стихотворения Агнии Барто «Девочка-рёвушка» создаёт проблемную ситуацию, предлагая школьникам самим придумать название произведения. Ученики вспоминают правильное и называют другие известные стихи автора.
  5. Потом все открывают учебники и читают самостоятельно рассматриваемое стихотворение и выбирают непонятные термины и незнакомые слова. Учитель и ребята стараются разъяснить эти понятия для всех. Преподаватель по наводящим вопросам активизирует работу детей в направлении определения главного героя, её поведения, и призывает найти подтверждение этому в тексте. Восклицательный знак помогает учащимся понимать интонационные акценты настроения и требований капризной девочки.
  6. В заключении урока педагог предлагает школьникам оценить музыкальные произведения из мультфильмов, выделив подходящий фрагмент для капризного настроения, и подвести итог занятия, отвечая на вопросы преподавателя.

Во время урока можно предложить прочитать стихотворение по ролям, придумать изображения лица цветика-семицветика для отображения его капризного настроения. Можно создать мини-театры и инсценировать произведение, а затем дать оценку выступления каждой группы с аргументацией мнений.

Окружающий мир

Занятие, рассматривающее свойства воздуха, может быть построено так:


Похожие статьи