Причины, симптомы и методы лечения синдрома аспергера. Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей

В современной психотерапии синдром Аспергера (Аспи) считается одним из самых любопытных и неизученных состояний человеческой психики. Часто говорят про синдром Аспергера, что это такое проявление аутизма. Действительно, данное расстройство относится к аутическому спектру.

Но, в отличие от аутизма, патология Аспи не сопровождается умственным расстройством (при аутизме такие отклонения наблюдаются в 90% случаев). Современные медики склоняются к мнению, что синдром Аспергера – это не заболевание, а своеобразная особенность мозговой функции. Чаще она развивается у мужчин (85% случаев).

Люди с синдромом Аспергера не могут чувствовать эмоции окружающих

Расстройство обязано своим названием австрийскому специалисту по психиатрии Хансу Аспергеру. Ученый много времени посвятил изучению и наблюдению за детьми возраста 6-18 лет, страдающих от данного расстройства. Сам психиатр называл такое состояние «аутистической психопатией». По статистике от Аспи страдают 4-5 % населения земного шара.

При синдроме Аспергера не наблюдается нарушений интеллекта. Даже, наоборот, интеллектуальные способности детей намного превышают усредненные показатели у сверстников.

Если суметь заинтересовать ребенка с Аспи подходящей деятельностью, он добьется прекрасных успехов и может даже пополнить ряды гениев. Такой синдром наблюдался у:

  • Дэна Экройда (талантливого комического актера);
  • Стивена Спилберга (гениального кинорежиссера);
  • Мэри Тэмпл Грандины (женщина-профессор животноводства, биолог);
  • Верноны Смит (обладательница Нобелевской премии в сфере экономики);
  • Боба Дилана (киноактер, писатель, поэт, исполнитель собственных песен).

Некоторые исследователи, изучая биографии выдающихся индивидуумов, сделали вывод, что Ньютон, Ван Гог, Сократ, Эйнштейн, Кэрол Льюис также относились к асперам.

Суть патологии

Болезнь Аспергера – врожденное расстройство, характеризующееся специфичными проблемами в социальном отношении с окружающими личностями. Люди с Аспи не умеют сопереживать . Проще говоря, в сознании асперов место, где формируется предположение о мыслях и чувствах окружающих, закрыто «белым непроницаемым пятном».

Больные синдромом Аспергера не понимают эмоции, для них подобные проявления чувств – побочный и ненужный продукт мышления. У таких личностей все предельно просто: нужно стремиться к получению приятного, а неприятного следует избегать.

Но жизнь безжалостно вносит в это восприятие свои коррективы, и жизнь асперов приобретает мучительную тревожность. Такие люди имеют огромные коммуникативные проблемы (не способны устанавливать, развивать и поддерживать дружеские взаимоотношения).


Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Суть патологии сводится к ярким проявлениям дефицита взаимоотношений, проблемах нормальной адаптации и восприятия окружающей действительности. Такой синдром проявляется резким ограничением принятия социума. Болезнь Аспергера относят к «скрытым» расстройствам. По внешнему виду человека определить проблему практически невозможно.

Как определить синдром Аспергера

Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

Трудности социально-коммуникативного плана

Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

  • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
  • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
  • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
  • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
  • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

  • непонимание «личного пространства»;
  • холодность в отношениях любого плана;
  • некорректность в поведении и разговоре;
  • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
  • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

  • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
  • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
  • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
  • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
  • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

Создание определенного порядка . Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство .

Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.


Проблемные стороны личности с синдромом Аспергера

Особенные увлечения . Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

Трудности с сенсорикой . Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • обоняние.

Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время .

Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

Признаки синдрома Аспергера у детей

Отличительные симптомы синдрома Аспергера у детей начинают выявляться после 4-5 лет. Еще в детском садике такие личности заметно отличаются от сверстников. Детки с Аспи часто становятся изгоями в детсадовском социуме. Неумение дружить и заводить приятельские отношения «выталкивают» таких деток на обочину шумной детской жизни.


Дети с синдромом Аспергера становятся изгоями среди сверстников

Маленькие изгои ничего не имеют против, они охотно обживаются в собственном мире. Их трудно понять, ведь бедная мимика и скупые эмоции не проявляют внутреннее состояние ребенка. Малыши асперы склонны проявлять однотипность в поведении и проявлении своих чувств. Такие дети:

  1. Раздражаются от громкой музыки и песен.
  2. Не желают участвовать в шумных коллективных играх.
  3. Сильно привязаны к родным и привычной домашней обстановке.
  4. Остро реагируют (вплоть до истерики) на появление незнакомых людей.
  5. Не любят забавных, смешных мультфильмов из-за неспособности оценить шутки.

Дети с синдромом Аспергера больше любят заниматься конструктором, складывать пазлы, увлекаются тихими логическими системными играми.

Внимание мамам . Хоть явные признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте детсада, стоит обратить внимание на несвойственную симптоматику, видную и в более раннем возрасте. Тревожными сигналами могут стать следующие признаки:

  • внезапные слезы, вызываемые звуками, светом, запахом;
  • неуклюжая походка по сравнению с другими сверстниками, отмечается некая шаткость, валкость, неловкость;
  • неприятные ощущения от гладких предметов, малыш объясняет, что они колючие, шершавые и неприятные.

Эти ранние признаки не говорят о наличии расстройства Аспергера, но должны стать причиной дополнительной консультации с неврологом.

Взрослея, дети с синдромом Аспергера проявляют некое высокомерие, даже заносчивость, отличаются равнодушием к окружающим людям . Но это всего лишь защитная реакция, попытка спрятаться и защитить себя от хаотичного, неприятного мира.

Эмоции, наглухо загнанные и спрятанные внутри, порождают высокий уровень тревожности, которая требует разрядки и выхода. Проявляется это приступами агрессии и многими соматическими проявлениями:

  • температура;
  • скачки давления;
  • проблемы с ЖКТ;
  • спазмы пищевода;
  • сердечно-сосудистые заболевания.

Своевременная диагностика (при работе с детьми психологи прибегают к специфичному тестированию пациентов) и диагностировании синдрома Аспергера на ранней стадии, позволяют провести грамотную коррекцию и значительно улучшить восприятие реальности у таких малышей.

Признаки расстройства у взрослых

Если в раннем возрасте не выявить патологию и не провести необходимую психологическую коррекцию, заболевание провоцирует появление стойкой, острой социальной самоизоляции. Симптомы синдрома Аспергера у взрослых выражаются следующим образом:

  1. Асперы совершенно не понимают, что такое юмор.
  2. Больные не способны понять, где ложь, а где правда.
  3. Отсутствуют друзья и приятели. Аспер не может найти одни интересы с окружающими.
  4. Возникают проблемы в личной жизни. Человек не умеет поддерживать близкие отношения.

Люди с Аспи не способны занимать руководящие должности, где ценится умение управлять и организовывать подчиненных. Даже досконально владея информацией о родной фирме, прекрасно ориентируясь в расчетах и бухгалтерии, такие личности предпочитают заниматься рутинными, однообразными обязанностями . Карьера их не волнует совершенно.


Людей с синдромом Аспергера не волнуют вопросы карьеры

Больных синдромом Аспергера не особо любят коллеги из-за странности в поведении и кажущейся невежливости. Ведь асперы:

  • не понимают, что чувствует собеседник;
  • говорить все в глаза, что надо и не надо;
  • делают нетактичные публичные замечания;
  • не видят смысла поддерживать принятый офисом этикет;
  • не думают о том, чтобы произвести приятное впечатление;
  • могут оборвать беседу и уйти из-за внезапно нахлынувших собственных мыслей.

Становясь старше, асперы развивают у себя повышенную подозрительность, доходящую до фобии. Из-за этого такие личности считаются окружающими бестактными, наглыми и мелочными неприятными занудами.

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Лечение синдрома Аспергера

Основная задача родителей – стараться прививать малышу социально-коммуникативные навыки . Учить приспосабливаться и принимать переменчивость обыденной жизни.

Главные методы терапии синдрома Аспергера сводятся к психологическим тренингам, курсам, направленным на повышение адаптационных качеств у людей к социуму. Лечение проходит под постоянным наблюдением психиатра.

Помимо психологического лечения, больным назначается медикаментозный курс, состоящий из седативных препаратов. В некоторых случаях уместен прием антидепрессантов. Полностью избавиться от такой проблемы невозможно. Но при грамотной терапии человека с Аспи можно адаптировать, скорректировав его восприятие реальности.

Тогда человек с синдромом Аспергера будет и самостоятельно стремиться преодолеть трудности в общении, стараясь работать с социальными проблемами самостоятельно.

Аспергеров синдром относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). К этой группе сложных расстройств развития головного мозга также относится и . В общем, у людей с РАС наблюдаются трудности в сфере коммуникации, социального взаимодействия, ограниченный круг занятий и интересов.

Синдром Аспергера – это расстройство, характеризующееся нарушениями социального поведения ребенка (как при детском аутизме и РАС в целом), которые сочетаются с повторяющимися, стереотипными действиями, причем речь и когнитивное развитие нормальны.

Люди с синдромом Аспергера как бы «оторваны» от внешнего реального мира, у них наблюдается отгороженность от сверстников, а также причудливой парадоксальностью эмоциональной жизни и поведения.

Несмотря на характерную аутистичную оторванность от внешнего мира у детей с синдромом Аспергера, все же употребление термина «аутизм Аспергера» является неточным и неверным. Хотя синдром Аспергера и аутизм имеют между собой немало общего и вместе входят в группу РАС, они не являются идентичными состояниями.

Причины развития синдрома Аспергера

На сегодняшний день точные причины синдрома Аспергера пока остаются неизвестными. Существует предположение, что данное расстройство может возникать в результате повреждения головного мозга плода вследствие развития аутоиммунной реакции в организме матери.

Кроме того, возможными факторами риска развития данной патологии исследователи называют генетическую предрасположенность, действие токсических веществ на мозг плода в первом триместре беременности, а также постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции (токсоплазмоз, , и другие).

Ранее существовало мнение, что одной из причин развития РАС в целом является введение , содержащих в качестве консерванта тиомерсал (ртутьсодержащее вещество). Однако исследования, проведенные ВОЗ, не подтвердили этого. Поэтому в настоящее время возникновение РАС (в том числе, синдрома Аспергера) не связывают с введением каких-либо современных вакцин.

Симптомы синдрома Аспергера у детей и взрослых

До 3 лет признаки синдрома Аспергера обычно не наблюдаются, характерным является период вполне нормального развития. В дальнейшем по мере взросления ребенка возникают характерные симптомы.

Синдром Аспергера у детей проявляется нарушениями в коммуникации и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми (в том числе и с близкими). При данном состоянии дети держатся обособлено, отстраненно; практически все свое время они посвящают узкому кругу интересов. При этом отмечается выраженная привязанность к дому, но не к родителям.

Поведение у детей и у взрослых с синдромом Аспергера импульсивное. Такие люди заметно неуклюжи, их движения стереотипные и неритмичные.

К характерным признакам относится неустойчивость внимания. Логическое мышление у такого ребенка может быть неплохо развито, однако его знания очень неравномерны.

Речь человека, который страдает данным нарушением, своеобразна по ритму, мелодике, темпу. Она обычно монотонна, голос то тихий, то резкий.

Обращает на себя внимание скудная мимика, «отрешенное» выражение лица. Взгляд при этом будто обращен в пустоту, практически отсутствует его фиксация на лицах.

Большинство людей с синдромом Аспергера имеют нормальный интеллект.

Данное состояние у женщин встречается существенно реже, нежели у мужчин.

Во взрослом возрасте все симптомы зачастую сохраняются. Синдром Аспергера у взрослых, как правило, не приводит к стойкой нетрудоспособности – большинство людей с этим расстройством способны работать, но только в сферах, не требующих общения с клиентами. Однако у людей с синдромом Аспергера обычно не складываются взаимоотношения и с сотрудниками.

В целом, при данном нарушении становится проблематичной коммуникация с другими людьми, поэтому редко кто из страдающих синдромом Аспергера вступает в брак.

Таким образом, синдром Аспергера, являясь общим расстройством развития, характеризуется не одним признаком, а их сочетанием. Итак, типичны следующие симптомы:

    стереотипные, ограниченные шаблоны поведения, интересы и действия;

    качественное нарушение социального взаимодействия;

    отсутствие клинически значимой задержки в развитии речи и в когнитивном развитии;

    интенсивная сосредоточенность на узкой тематике;

    бедность интонации и ритма речи;

    односторонняя говорливость;

    неуклюжесть.

Диагноз основывается на наличии нарушений социального взаимодействия, общения, стереотипного и ограниченного поведения, занятий и интересов, а также отсутствии общей задержки когнитивного развития и речи.

Симптомы данного нарушения у ребенка могут быть выявлены его родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, логопедами и детскими психологами, а также врачами разных специальностей, которые контролируют развитие детей (в частности, педиатром, семейным врачом, детским неврологом). Тем не менее, окончательно подтверждает диагноз детский или подростковый психиатр.

В диагностике данного нарушения широко применяются методы интервьюирования педагогов и родителей, анкетирования, наблюдения за ребенком, а также тест на синдром Аспергера (различные нейропсихологические тесты). Исследования позволяют провести оценку способности пациента к разным видам социальных контактов.

Также с целью исключения органических патологий головного мозга может потребоваться выполнение электроэнцефалографии, МРТ и т. п.

Лечение синдрома Аспергера предусматривает проведение психолого-педагогических мероприятий, семейной и поведенческой психотерапии. Кроме того, пациенту может назначаться медикаментозная терапия, однако она носит исключительно вспомогательный характер.

Психолого-педагогические мероприятия должны составляться на основе уровня интеллекта конкретного пациента. Наиболее эффективными являются индивидуальная когнитивная терапия, а также групповые тренинги отдельных двигательных и социальных навыков. Тренировка профессиональных навыков является основой последующей социальной адаптации.

Медикаментозное лечение может включать применение таких препаратов, как антидепрессанты (при обсессивных и тревожно-депрессивных расстройствах), стимуляторы (при нарушении концентрации). Все лекарственные средства должны применяться в дозировках, соответствующих возрасту пациента.

Известные люди с синдромом Аспергера

Нарушение, называемое в настоящее время синдромом Аспергера, существовало всегда, однако ранее оно попросту не диагностировалось. Только в последние десятилетия это состояние стало широко известным среди психиатров, что позволяет его своевременно выявлять и проводить соответствующее лечение.

Типичные черты, характерные для синдрома Аспергера, прослеживаются в биографиях некоторых знаменитостей, живших в прошлом. Так, существуют предположения, что синдром Аспергера мог быть у гениального изобретателя Николы Теслы. Однако каких-либо задокументированных доказательств этому нет, хотя бы потому, что ученый не дожил до первого описания данного состояния Гансом Аспергером.

Современные знаменитости с синдромом Аспергера

Нередко селебрити специально приписывают себе загадочные нарушения или заболевания, например, с целью увеличения своей популярности. Но, все же, характерные признаки синдрома Аспергера действительно наблюдаются у некоторых современных известных людей. Так, зарубежные СМИ неоднократно сообщали о том, что у американской актрисы Дэрил Ханны, известной по фильмам «Убить Билла» и «Всплеск», в детстве врачи диагностировали аутизм. Позднее диагноз был пересмотрен и изменен на «синдром Аспергера». Также предполагается, что музыкант Дэвид Бирн (основатель группы "Talking Heads") имеет это расстройство.

Среди известных людей с этим нарушением можно встретить не только актеров и музыкантов. В частности, наличие синдрома Аспергера предполагается у японского геймдизайнера Сатоси Тадзири – создателя сериала и цикла компьютерных игр «Покемон». Сатоси Тадзири считается одним из наилучших геймдизайнеров современности.

синдром аспергера,

Дата создания: 23.07.2015
Дата обновления: 23.07.2015

"Трудно уложить нечто в линейно-шкальную систему, не имея определённых параметров измерения и сравнения. Точно так же сложно сформировать удобные и однозначные признаки аутизма: аутисты, как и шизоиды, все разные. И сейчас получается, что в корзинку с надписью "аутизм" бросают всё, что ни попадя..."

Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Разговор о таких современных и даже в какой-то степени "модных" диагнозах, как аутизм и синдром Аспергера предлагаю начать, как ни странно, с диагноза более древнего, хотя когда-то тоже довольно распространённого: с шизофрении. А точнее, с того, что даже изобретатель этого термина доктор Блейлер не мог бы сказать точно и однозначно, что это такое. Собственно, сам Блейлер писал: "Тот или иной специалист исключительно по своему собственному усмотрению создал не только названия, но и целые концепции, в зависимости от того, какой из симптомов показался ему наиболее серьёзным". И до недавнего времени шизофрения была диагнозом, которым наделяли в том числе всех неугодных, нестандартных, непонятных, "желающих странного" и т.п. Но, собственно, разговоры о том, чтобы исключить шизофрению из МКБ как болезнь, ведутся давно, так как болезнь обычно имеет источник (возбудитель, причину), течение (в том числе латентный период), синдром малых признаков (когда признаки похожи на всё, что угодно), манифестацию (вчера человек считался здоровым, а сегодня вдруг!), клиническое течение (симптомы начинают складываться в клиническую картину, причём у каждого заболевания развитие симптомов происходит по определённой последовательности) и два варианта развития: с лечением и без лечения.

И шизофрения в эту структуру никак не вписывается. Единственное, что безусловно именно при этом заболевании – наличие некоторого "дефекта" (социальная декомпенсация, потеря/сложность обретения бытовых навыков и т.п.), плюс – при некоторых видах - бред и специфические системные галлюцинации (как иллюстрация – фильм "Игры разума"). Однако выраженный, зашкаливающий шизоид в состоянии декомпенсации тоже может частично удовлетворять этим требованиям – и при том будет совершенно психически здоров. То есть граница между болезнью и здоровьем здесь очень зыбкая, и ее можно при желании двигать в ту или иную сторону.

Но на всё имеется некая мода, даже на диагнозы. И сейчас шизофрению постепенно вытесняют диагнозы современные: аутизм и синдром Аспергера как мягкая форма аутизма.

Сегодня аутистом запросто называют любого человека, который не хочет активно общаться. Например, ребёнка, которого ставят в угол в наказание, а он стоит там с удовольствием, да ещё и не спешит выходить. А то и умышленно хулиганит, чтобы снова очутиться в углу. Редко кто пытается понять природу таких потребностей, особенно в социуме, где "нормальным" считается все время пребывать "с моим здоровым коллективом" (с). Не стремишься пребывать с коллективом – готов диагноз: аутист. А у такого поведения могут быть самые разные причины, часто не имеющие ничего общего с болезнями.

В бытовом понимании встречаются убеждения, будто у аутистов интеллект выше, чем у тех, у кого этого заболевания нет. Однако не наоборот ли тут все происходит? Человек с интеллектом выше среднего, интересующийся такими вещами, которые обыденной личности и в голову не придут, закономерно может испытывать проблемы в общении с окружающими (особенно если окружили они его по своей воле, а не по его желанию). Он просто не может найти общего языка ни с кем из фактически круга своего общения (или не хочет его искать, зная, что эти поиски не будут взаимными). И ему тут же предлагается диагноз: аутист. Или – носитель синдрома Аспергера, если в мягкой форме.

Но аутизм по сути - это синдром социально-нестандартных восприятий и реакций. Человек, страдающий аутизмом, с трудом воспринимает эмоциональную подоплёку межличностных трансакций. Надо сказать, что такое понимание бывает вообще трудно для всех маленький детей: как адекватно воспринимать эмоциональное состояние собеседника, так и самому выражать свои эмоции "на стандартном понятном языке".

По мере взросления обычно человек обучается дифференцировать свои эмоциональные реакции, да и чужие тоже. Он приобретает опыт, в котором прописывается, что смех обычно означает радость, положительные эмоции, а плач – отрицательные. И только после этого можно будет разбираться в том, что такое "смех сквозь слезы", "слезы радости" или "смех обречённого", а также другие довольно сложные, многогранные эмоциональные проявления. А вот у аутистов, и как вариант – у личностей с синдромом Аспергера с этим возникают сложности практически с детства и не проходят к моменту взросления и далее.

Главная проблема аутиста – фактическая сложность эмоциональной и вообще любой невербальной коммуникации. Как правило, у него довольно специфическая мимика и вообще вся система обмена эмоциями не на словах – построена совершенно иначе, если не сказать – сломана. У него совершенно по другим принципам идёт невербальное общение как таковое, по-другому используются жесты, мимика, прочие коммуникации, не подразумевающие слов. Во многом именно поэтому общение с реальным аутистом затруднено в первую очередь для других, а также для него самого.

Все наши эмоциональные реакции идут из бессознательного, и фактически у них две основных задачи: первая – позволять человеку замечать и распознавать эмоциональное состояние других людей (и соответственно выстраивать наиболее эффективное общение с ними), и вторая – окружающим ответно распознавать эмоции конкретного человека и в свою очередь выстраивать наиболее эффективную стратегию общения с ним. Эволюция и социализация за много лет сделали многие эмоциональные реакции унифицированными и таким образом общепринято понятными: по крайней мере, многие способны отличить радостного человека от грустного. Часто приходится слышать, что выражение человеческих эмоций – это способ практически напрямую общаться с бессознательным.

Если кому-то случайно сделать больно – скорее всего, этот человек вскрикнет, да даже если выругается – можно сказать, что его поведение изменится определённым образом, подразумевающим практически однозначное прочтение. И чем сильнее боль, тем менее работают сдерживающие механизмы цензуры, тем больше в этой реакции будет чистого бессознательного. То есть будет дан однозначный сигнал: это действие человеку неприятно, и его желательно срочно прекратить. Умение понимать и выдавать общепринятые реакции в ответ на определённые раздражители обычно называется нейротипичным реагированием (в отличие от реагирования аутистического).

Аутизм, если упрощённо говорить, диагностируется тогда, когда человек не имеет подобной бессознательно-эмпатической способности. Он не разделяет сигналов боли и сигналов радости (ни своих, ни чужих), он не воспринимает и не прочитывает вообще никаких эмоциональных маркеров со стороны и точно так же не способен дать своих: например, ребёнок-аутист легко может дать соседу по песочнице совочком по голове не со злобы, а искренне не понимая, что это больно. И не осознавая, что таким действием наносит тот или иной ущерб.

Для аутиста характерны странные неуместные жесты, диспластичная походка и т.п. Это всё по той же причине: не построенная или поломанная связь и в принципе раскоординация между бессознательными ощущениями и мышечными движениями. По той же причине аутисты с трудом обучаются так называемым моторным навыкам: письмо, езда на велосипеде, даже пользование столовыми приборами.

Всё это, безусловно, выводит ребёнка из социального общения, так что необщительность для аутиста – не причина, а скорее следствие особенностей его психики. Но на этих признаках часто строится и гипердиагностика аутизма: например, мама одного ребёнка рассказывала, что ее сын, когда его выводят на улицу, начинает "беспорядочно размахивать ручками". И на этой основе считала, что её ребёнок страдает аутизмом: забывая о том, что само по себе такое беспорядочное махание и вообще повышение двигательной активности при появлении в поле зрения новых объектов для исследования (целая улица!) вполне закономерно для любого здорового и активного ребёнка. Если ребёнок долго не выходит в незнакомый социум, то по выходу он закономерно испытывает сильные впечатления: и ручками опять же машет, и вздрагивает, и так далее. На основании чего нередко ребёнка обозначают как аутиста и – что существенно, на этом основании сгребают в охапку и изымают из нового социума назад, в знакомую ограниченную обстановку. Чем только усугубляют дезадаптацию в дальнейшем.

Ещё из распространённых признаков аутизма - чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители. Но понятия "чрезмерно сильные или слабые" требуют определённой стандартизированной шкалы измерений, одинаковой для всех. Иначе как определить силу или слабость реакции или раздражителя? Для одного ребёнка, например, хлопок петарды за окном будет сильным негативным раздражителем (особенно если он напряжён или испуган в принципе), для другого – сильным позитивным (если эти звуки ассоциируются с праздником), для третьего – слабым (если он слышал их много раз и видел, что родители на них совсем не реагируют). Для одного ребёнка, каждый день бывающего на улице по нескольку раз, очередное гуляние будет незначительным изменением среды, для другого, который в силу каких-то причин долго просидел дома – значительным. Или, например, поездка в другой город: ребёнок, который много путешествует, может отнестись к поезду или самолёту совершенно равнодушно, а кто летит/едет впервые – будет крайне возбуждён, иногда до негатива (передозирование впечатлений). В любом случае, говоря о сильных или слабых изменениях или реакциях, следует отсчитывать эту силу или слабость от ребёнка, а не от взрослого, который проводит внешние наблюдения.

Также ещё нередко говорят про "реакцию оживления": якобы здоровый ребёнок должен проявлять эту реакцию при виде взрослого, а те дети, которые оживляются не при появлении взрослого, а при изучении подвешенной к кровати игрушки – есть способ заподозрить расстройство аутистического спектра. Но почему маленьким детям отказывается в собственном выборе объектов исследования? Вполне может быть, что ему не интересен этот взрослый, а интересна игрушка. Особенно если она новая и ещё до конца не изучена.

Известно много случаев, когда родитель(ница) активно содействует постановке ребёнка на психиатрический учёт и/или требует для своего дитяти официального диагноза. Причин тому довольно много: например, родители могут стыдиться своего "бракованного" ребёнка, поведение которого не соответствует общепринятым в данном социуме стандартам, и тащат его в этот стандартный социум хотя бы как "больного" – чтобы общество не изгнало оттуда самих родителей. Но есть и такой момент: кто-то искренне полагает, что ребёнок с диагнозом будет более защищён. К нему не будут предъявлять выраженных претензий и высокий требований: что с него взять, он же больной. Будет ли это полезно самому ребёнку – вопрос часто не рассматривается. Достаточно того, что так считают родители.

С одного из тех форумов, которые принято называть "мамскими":

"Поздравляем аутят с днем аутиста! А как их поздравлять, если они себя аутистами не признают. Сегодня, второго апреля, всемирный день аутистов! Не знаю, как вы, а я своего поздравлять не буду. Он себя таковым не признаёт. Тогда, мамочки, давайте мы хоть друг друга поздравим с нашим "профессиональным" праздником - всемирным днём воспитательниц аутяток!!! УРА!"

Во-первых, прекрасная иллюстрация к тому, что аутизм становится модным диагнозом, и этим словом называют в том числе тех, кто не вписывается в "мейнстрим активного общения". Во-вторых, существуют мамы, которым для избегания предположительного общественного прессинга "ты родила и воспитала некачественного, необщительного ребёнка" проще назвать своё дитя "аутёнком", а самой получить виртуальную медаль "Мать-героиня, стоически воспитывающая ребёнка с такими проблемами".

На самом деле термин "аутята" очень говорящий. Аутёнок – не просто аутист, а аутист-дитя! - это вечный ребёнок, которому всегда нужен опекун-родитель. Таким образом, многие родители могут избавляться от еще одного страха: "Вот ребёнок вырастет, и мама (папа) станет ему не нужна (не нужен)".

А ребёнок, который уже может сам не признавать себя аутистом - это уже довольно большой ребёнок. И это скорее всего как раз довод против наличия у него аутизма.

Поле для гипердиагностики в этой области действительно огромно: в разных источниках можно лицезреть так называемую "аутистическую триаду", на основании которой часто ставится диагноз. Судите сами:

Недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

А теперь взглянем:
- кто определяет "недостаточность" социальных взаимодействий? Для кого это недостаток, по какой шкале?
- в каком смысле, по каким критериям определяется нарушенность взаимной коммуникации? Если вы что-то говорите человеку, а он вас не понимает – вы аутист?..
- ограниченность интересов – в каких границах это определяется, кто это решает? Например, в детском саду ребёнок читает Энциклопедию юного астронома, тогда как все идут слушать сказку про курочку Рябу. Ему эта курочка уже совершенно неинтересна, однако все должны ее слушать – и он тоже: он не хочет и отказывается раз за разом – делается вывод, что интересы ограничены, взаимодействие нарушено, репертуар повторяется, всё - аутист. И теоретически под эту триаду опять же можно подвести любую психически здоровую, но нестандартную личность.

В принципе любая нестандартность личности как таковая представляет выраженную угрозу для иерархического социума . Как минимум, нестандартной личностью сложно управлять (стандартные драйвера не подходят (с)), такая личность плохо манипулируема (как минимум, на неё сложно давить по принципу "у тебя всё не как у людей", такой человек обычно не испытывает выраженной необходимости делать как все). А если его заставлять (в том числе с точки зрения внутренней цензуры) – это становится поводом для невроза , так как бессознательное все равно будет сопротивляться.

Синдром Аспергера называют "мягкой формой аутизма". Но опять же, какими приборами измерить мягкость или жёсткость в данной ситуации? И вообще трудно уложить нечто в линейно-шкальную систему, не имея определённых параметров измерения и сравнения. Точно так же сложно сформировать удобные и однозначные признаки аутизма: аутисты, как и шизоиды, все разные. И сейчас получается, что в корзинку с надписью "аутизм" бросают всё, что ни попадя. У меня в своё время был один знакомый главный редактор, который говорил так: "Всё, что непонятно лично мне, идёт в нашей газете в рубрику "Психоанализ". Точно так же всё, что бывает непонятно конкретному специалисту, подчас идёт у него в рубрику "Аутизм".

Поэтому диагностика аутизма много сложнее, чем "ребёнок не играет со сверстниками и не имеет много друзей".

Как болезнь аутизм не укладывается ни в какие нозологические нормы (как и шизофрения). И одна из главных проблем аутиста в обществе – это социальная декомпенсация.

Вообще ребёнка-шизоида, ребёнка-"аспергера" и ребёнка-аутиста важно прежде всего понять. Не влезть ему в душу, не заставить его быть как все, а реально суметь увидеть мир и общество его глазами. Но увы, далеко не у каждого взрослого – родителя, педагога, психолога/психотерапевта – есть такие собственные задатки и возможности. Поэтому, простите за возможную грубость формулировки, но в процессе адаптационной терапии крайне важно буквально не подпускать к шизоидам, аспергерам и аутистам тех людей, которые мыслят категориями "ну здесь же и так всё понятно и очевидно". И ещё именно поэтому для всех перечисленных категорий бывает так важна анимал-терапия: дельфины, лошади, собаки, любые социальные животные: они не ставят оценок, они общаются с человеком вне зависимости от степени его адаптации в человеческом социуме и иерархического ранга, на эмоциональном уровне.

Довольно часто аутистов путают с интровертами. Здесь в терминологии тоже есть своя неопределённость: Юнг называл интровертами и экстравертами людей с "направленностью эмоций" внутрь или вовне, а Леонгард говорил о некоторой сосредоточенности или рассредоточенности потребностей в общении и их реализации. В любом случае, говоря об интроверсии, часто путают причину и следствие: того же шизоида, который избегает широкого общения в силу тех или иных трудностей социальной адаптации, называют интровертом.

Кстати, широта общения ещё не говорит о психическом здоровье. Но опять же есть стандарт: люди, мол – социальные животные, поэтому каждый человек должен стремиться к общению с себе подобными, если не стремится или стремится избирательно – то он аутист. Но все нестандартные личности имеют сложности в общении с обыденным большинством. Потому что просто не находят общего языка: плюс ещё то, что в стандартном обществе обычно наличествует и определённая стандартизация интересов по полу, возрасту и социуму. Условно говоря, девочки должны говорить о принцах, мальчики – о машинках, девушки – о Доме-2, юноши - о пиве, мужчины – о футболе, женщины – о косметике, женщины с детьми – о колясках и молочке, и так далее. И упаси боже сойти с этих рельсов. Сразу объявят ненормальным(ой). Потому что – "какие нужно иметь свихнутые мозги", чтобы вообще задумываться о чем-то ином: нестандартном, незнакомом и собеседнику неинтересном.

А ещё обычно идёт восприятие следующего плана: "Нормальный – это как я. Все, кто не похож на меня – ненормальные". И самое грустное, что подобный критерий применяется в том числе и некоторыми врачами и психологами.

К слову – вспомнилось не так давно читанное про печально известный "рубашкогейт", когда учёный вышел в люди, не соблюдя дресскод. Кто-то говорил, что-де он специально хотел женщин обидеть! Кто-то другой вмешался и сказал, что он на эти картинки на его рубашке вообще мог внимания не обратить. Ему, мол, вообще могло быть без разницы, что нарисовано на том, что на нем надето.

Реакция сменилась на иную: "Как это – все равно, что на тебе нарисовано? Да он ненормальный! Всем нормальным людям не все равно!"
То есть куда ни кинь – везде клин.

Но если опять говорить о стандартах – то стандартный мозг обычно занят только тем, что происходит здесь и сейчас. И люди с таким мышлением понимают друг друга только потому, что фактически смотрят в режиме реального времени один и тот же фильм с одного и того же места. И им в голову не придёт, как можно по доброй воле задуматься о чем-нибудь, что происходит не сейчас и не здесь.

Едва ли не самое сложное в работе с проблематикой аутистического спектра – то, что эта проблематика, как было упомянуто выше, практически не поддаётся простой направленной коррекции. Иными словами, человека с подобными проблемами невозможно научить "быть как все". Сделать из него обычную стандартную личность – утопия.

Но с другой стороны, вариант "так и оставить" – тоже мало приемлем в первую очередь для самого человека, который в силу своей социальной декомпенсации подчас как сам имеет множество проблем и сложностей, так и создаёт определённые проблемы своему окружению, вследствие чего получает новую порцию проблем для себя, и так по кругу. Людям с подобными сложностями в общении нужна грамотная адресная помощь, в первую очередь – в вопросах их личной, индивидуальной социальной адаптации. Урегулирование создавшегося конфликта на уровне "человек-среда". Помощь в настройке и отладке личных взаимоотношений с окружающим социумом: а нередко бывает так, что и личность дезадаптирована, и среда агрессивна вплоть до моббинга.

Какие конкретные шаги могут быть сделаны в рамках такой помощи?

Прежде всего – тщательное исследование конкретной личности, специфики ее нестандартности, возможных особенностей, структуры и акцентуаций.
Затем – определение ресурсов и возможностей этой личности, в том числе в вопросах контакта с окружающей средой. Далее – анализ собственно той социальной среды, которая окружает человека, ее структуры, специфики и т.п. (так называемый социально-матричный анализ). И в процессе всего этого – помощь в доведении результатов этих исследований до сознания клиента, иногда через препятствия внутренней цензуры. Но вообще сознание, логика, собственное аналитическое мышление – это одна из наиболее сильных сторон данной группы клиентов, и это важно использовать в терапии. Но даже при том, что я употребляю термин "группа клиентов" – у каждого конкретного клиента всё будет очень индивидуально.

И одна из важных задач адаптационной терапии в подобных случаях – содействие клиенту в том, чтобы он пошёл по жизни самостоятельно. Чтобы сам, если хотите, мог своей жизнью управлять, и не оказался зависимым от психотерапевта. Последний может оказывать какие-то консультационное сопровождение (коучинг) на первых этапах терапии, но с течением времени оно закономерно будет становиться все менее интенсивным, пока не закончится совсем. Но для этого результата крайне значимым становится умение помогающего специалиста видеть всю специфичность и индивидуальность клиента, и умение не все-таки не загонять его в общепринятые стандартные рамки.

Иногда говорят, что нестандартно мыслящим людям нужно всего лишь "научиться общаться". Почему-то многие понимают под этим термином что-то вроде "общаться так, чтобы быть приятным для всех в общении". Чтобы говорить не о том, что интересно самому человеку, а исключительно о том, что занимает его собеседника. Но в моём тезаурусе "научиться общаться" обычно значит несколько другое: научиться прогнозировать реакции собеседника, в том числе реакции стандартные, даже не будучи стандартно мыслящим человеком. А уж что потом делать с этими реакциями – как говорится, возможны варианты, из которых вы сами будете выбирать в зависимости от ваших целей, выгод и задач.

Часто спрашивают, возможна ли в принципе адаптация человека с такой проблематикой в реальном социуме. И всегда хочется ответить цитатой из старого известного фильма: "Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!" Вообще, когда я в рамках текущего курса скайп-конференций начал рассказывать об аутизме и синдроме Аспергера, у меня в голове постоянно крутился ещё один парафраз из кино: "Пер аспергера – ад астра". То есть через все преграды и трудности подобного состояния вполне возможно пройти "к звёздам", а точнее – к своим собственным целям, причём без острых конфликтов с окружающей социальной средой.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу быть оптимистом
Я хочу быть разумным
Я хочу добиться гармонии
Я хочу наладить ситуацию
Я хочу позволить себе быть самостоятельным
Я хочу позволить себе быть счастливым Темы: аутизм и синдром Аспергера , здравый смысл , шизоидность .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Аннотация

В статье разобраны ключевые вопросы, связанные с корректным проведением самодиагностики расстройств аутистического спектра, в частности синдрома Аспергера: правильным использованием скрининговых тестов, интерпретацией уже имеющихся диагнозов, выявлением ключевых симптомов расстройства спектра аутизма во взрослом возрасте, а также тому, как не перепутать аутистические расстройства с другими особенностями психики. Материал может быть полезен в условиях отсутствия возможностей официальной диагностики, а также для прочтения перед обращением к психотерапевту или походу в группу поддержки для людей с синдромом Аспергера и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Введение

Идея написания статьи о самодиагностике синдрома Аспергера (СА) возникла у нас, ведущих московской группы поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в ходе бесед с потенциальными участниками группы и вновь приходящими пользователями форума . Оказалось, что из-за малодоступности в России официальной диагностики СА у взрослых в сочетании с незнанием многими людьми симптоматики РАС, мы столкнулись с необходимостью отвечать на ряд достаточно однотипных и повторяющихся вопросов. Вместе с тем, формат FAQ не позволил бы отразить многих важных вещей, и поэтому было решено написать полноценную статью, посвящённую советам по корректной самодиагностике РАС у взрослых людей.

  • существенно облегчить поиск психотерапевта, который специализируется именно на Вашей проблеме
  • способствовать лучшему пониманию самого себя и ускорять решение ряда проблем (коммуникативных, сенсорных и т.п.)

Внимание! Данная статья не является научной, а информация в ней не может рассматриваться как медицинские советы и не заменяет консультацию специалиста!

Анализ имеющихся диагнозов

Хотя подавляющее большинство людей, родившихся в СССР, не могло получить диагноза "синдром Аспергера", может иметь смысл узнать о том, были ли Вы в детстве объектом внимания психиатра, невропатолога или логопеда.
Если оказалось, что да, то обратите внимание на следующее:

  1. Если у Вас есть диагноз "ранний детский аутизм", то Вы на самом деле являетесь официально диагностированным, т.к. синдром Аспергера является разновидностью аутизма.
  2. Диагнозы "черты аутичной личности", "черты аутизма", "аутоподобное поведение", "аутистическая психопатия", "шизоидное расстройство детского возраста" приблизительно соответствуют синдрому Аспергера.
  3. Записи в медицинской карте о:
    • бурной реакции на громкие, резкие, "металлические" звуки
    • неадекватных ответах на вопросы врача, в частности, повторения вопроса вместо ответа (т.е. эхолалии)
    • навязчивых движениях (иногда они могут быть отражены как тики или повышенная моторная возбудимость)
    • навязчивых интересах
    • повышенной нервной возбудимости, невротических реакциях и т.п.

    могут косвенно указывать на наличие РАС.

Прохождение скрининговых тестов и их интерпретация

Прохождение скрининговых тестов на аутичные черты является важной частью самодиагностики, т.к. позволяет более объективно (по сравнению с простым самостоятельным сопоставлением себя с критериями МКБ-10) оценить их наличие или отсутствие. Опыт общения на очной группе поддержки и форумах позволяет условно разделить их на несколько групп:

1. Тесты на аутичные черты

К этой группе относятся тесты
, Aspie Quiz , RAADS-R ; они предназначены для предварительной оценки наличия аутичных черт и степени их выраженности. Практика ведения группы поддержки показала, что наиболее предпочтительным является тест AQ, т.к.:

  • самый короткий и простой из них
  • изначально предназначен для самостоятельного использования в качестве скринингового теста
  • опубликован в рецензируемом научном журнале и его чувствительность и селективность подтверждены статистически

Тест Aspie Quiz во многом похож на AQ, но содержит в три раза больше вопросов и при этом сопоставим с ним по чувствительности и селективности (The AQ test vs Aspie Quiz).
Тест RAADS-R предназначен для применения в условиях клиники и может давать завышенные результаты при самостоятельном использовании (Ritvo R.A., Ritvo E.R., et al. // J. Autism Dev. Disorders. 2011 V.41. N.8. P.1076-1089).

Повышенные (>=26) и особенно высокие (>=32) баллы по тесту AQ свидетельствуют о наличии выраженных аутичных черт, но не говорят об их природе (т.е. обусловлены ли они РАС), а в случае наличия РАС, как правило, не отражают степень его тяжести или легкости.

2. Тесты на алекситимию

К этой группе тестов относится Торонтская шкала алекситимии (TAS), существующая в двух вариантах на и вопросов.
По возможности следует использовать более новый и короткий вариант TAS-20 из 20 вопросов.
Алекситимия (трудности с идентификацией и словесным описанием своих эмоций) встречается у 85% людей с аутистическими расстройствами (Berthoz S., Hill E.L. // European Psychiatry. 2005. V. 20, P. 291-298. , Hill E., Berthoz S., Frith U. // J. Aut. Dev. Disorders. 2004. V.34(2). P. 229-235.)

Для синдрома Аспергера характерен повышенный или высокий результат в тесте TAS. Если же результат свидетельствует об отсутствии алекситимии, то с высокой вероятностью Вы столкнулись не с РАС, а с чем-то иным.

3. Тест SPQ (на шизотипические черты)

6. Тесты на особенности поведения в детстве

При самодиагностике синдрома Аспергера необходимо уделить внимание тому, как Вы вели себя в детстве: многие его симптомы особенно ярко и специфично проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что позволяет отличить его от ряда других проблем (прежде всего социофобии, особенностей характера и расстройств шизофренического спектра).

Для оценки степени выраженности аутичных черт в детстве можно использовать тест ASSQ и шкалу оценки детского аутизма . Преимуществами теста ASSQ являются его простота и краткость, проверенность на реальных выборках детей, а также наличие публикации в рецензируемом журнале. Сильной стороной теста "шкала оценки детского аутизма" является подробное описание разных степеней выраженности симптомов РАС в детстве, что может быть полезным при самодиагностике.
Эти тесты следует заполнять на основании воспоминаний о Вашем поведении в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Настоятельно рекомендуется дать заполнить их одному из Ваших родителей (или иному человеку, который хорошо помнит Ваше поведение в детстве) и учесть полученные результаты при самодиагностике.

Настоятельно рекомендуется совместить заполнение этих тестов с беседой с одним из родителей о Вашем поведении в детстве и его сходстве с синдромом Аспергера. "Взгляд со стороны" делает самодиагностику более объективной. Если родитель не знает, что такое синдром Аспергера, то можно дать почитать ему(ей) статьи:
"что такое синдром Аспергера?" ,
"диагностические критерии синдрома Аспергера ,
"дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера? , "ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о РАС .

Резюме

Для качественной самодиагностики необходимо прохождение тестов AQ, TAS, SPQ и HS1944. Также желательно пройти тест EQ и один из тестов на особенности поведения в детстве ("шкала оценки детского аутизма" или тест ASSQ).
Характерные в случае наличия РАС результаты:

  • - высокий или повышенный
  • TAS-20 - высокий или повышенный
  • SPQ - нормальный
  • HS1944 - ослабленная склонность к антропоморфизации
  • - низкий
  • тест ASSQ и Шкала оценки детского аутизма - высокие

На что обращать внимание?

Итак, Вы прошли скрининговые тесты и они показали положительный результат. Возможно даже, что Ваши родители заполнили тесты "шкала оценки детского аутизма и тест ASSQ , а также признали сходство Вашего поведения в детстве с критериями синдрома Аспергера, а в медицинских картах остались какие-то косвенные доказательства наличия РАС. На что же теперь следует обратить внимание при попытках разобраться в происхождении Ваших аутичных черт? Далее мы рассмотрим несколько групп симптомов, которые характерны для синдрома Аспергера во взрослом возрасте.

1. Врождённость синдрома Аспергера

В случае РАС симптомы проявляются в 2-3 года и очевидны к 6-7 годам.
С возрастом они не проходят, но их выраженность зачастую постепенно снижается.

2. Специфические проблемы с общением с раннего детства:

Основными проблемами в общении при синдроме Аспергера являются не застенчивость или замкнутость, а сложности с интуитивным и быстрым пониманием чужих эмоций, состояний, неписаных правил поведения в социальных ситуациях.
Характерные примеры таких сложностей во взрослом возрасте:

  • интуитивное понимание по взгляду и мимике только базовых и достаточно выраженных эмоций вроде радости, страха или гнева. Проблемы с "чтением" слабых и сложных эмоций: например, может быть трудно понять, спокоен ли человек, устал ли, расстроен, раздражён или обижен.
  • использование "контакта глазами" скорее как навыка для соблюдения правил приличия, чем для лучшего понимания собеседника; напротив, аутичного человека необходимость смотреть в глаза может отвлечь от восприятия речи и мешать пониманию предмета разговора
  • ориентирование в социальных ситуациях скорее за счёт жизненного опыта и запоминания готовых и детальных шаблонов поведения. Тревога в ситуациях, где уже имеющийся опыт неприемлем и нужна интуиция.
  • слабое "заражение" чужими эмоциями и пониженная спонтанная чувствительность к чужой физической боли
  • алекситимия и проблемы с регулированием собственного эмоционального состояния (например, склонность к повышенной тревожности и/или вспышкам плохо контролируемой ярости (т.н. "мелтдауны").
  • склонность к репликам, "воспринимаемым окружающими как излишняя прямолинейность, категоричность, грубость или хамство, причём не из-за каких-то сознательных побуждений, а из-за непонимания тонкостей людских взаимоотношений и неформальной иерархии

3. Сенсорные трудности

При синдроме Аспергера очень часто можно встретить повышенную чувствительность к каким-либо сенсорным раздражителям: звукам, прикосновениям, свету. Примеры:

  • звуки: резкие, высокие, "металлические", а также шум сложного характера в торговых центрах, шумных компаниях, гулкой аудитории и т.п. Часто ведёт к невозможности разобрать чужую речь даже на фоне довольно тихих шумов, в отдельных случаях - к дезориентации, фрагментации восприятия, дереализации, дурноте и даже обморокам.
  • визуальные стимулы: мерцание ламп дневного света, старых мониторов, большое количество предметов в поле зрения, особенно движущихся и/или мерцающих.
  • тактильные стимулы: повышенная чувствительность к прикосновениям, очень неприятные ощущения от некоторых тканей (например, грубой шерсти), бирок на одежде, некоторых видов пищи из-за её консистенции
  • повышенная или пониженная чувствительность к боли. Необычное восприятие некоторых видов боли

В ходе самодиагностики рекомендуется посмотреть следующие ролики , в которых показана резко выраженная сенсорная перегрузка (т.е. попытки воссоздать ощущения аутичного человека).

Помните о том, что человек не всегда может осознавать наличие сенсорных перегрузок и "списывать" их проявления на дурноту, переутомление, тревожность, вегето-сосудистую дистонию и т.п. Но при этом не следует путать сенсорные перегрузки с паническими атаками.

4. Специнтересы

Навязчивые интересы - очень частое проявление РАС. От обычных хобби их отличает навязчивость (отчасти напоминающая влюблённость), природная склонность сводить разговор к ним, часто - узкая направленность, необычность, отсутствие прикладного значения. Особенно ярко специнтересы проявляются в детстве, по мере взросления они могут становиться более абстрактными и практичными, и напоминать хобби и/или увлеченность профессией.

5. Стимминг, т.е. моторные стереотипии, навязчивые движения

Стереотипии нередко сохраняются и во взрослом возрасте. Часто они представляют собой повторяющиеся движения кистями рук, раскачивание, качание ногой и т.п. От похожих движений нейротипичных людей их отличает бо льшая степень навязчивости, нередко - их неосознанность.

6. Неуклюжесть (проблемы с координацией движений)

Моторная неловкость - частое, но не обязательное проявление синдрома Аспергера.
Обычно проявляется с раннего детства и может создавать проблемы с обучением чистописанию, пользованием столовыми приборами, завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, вдеванию нитки в иголку, катанию на велосипеде, роликах, бегу, гимнастическим упражнениям, танцам и т.п.

7. Бедная и/или своеобразная мимика, а также просодия (интонация) речи , а также "язык тела" в целом.

Со стороны невербальное общение аутичного человека может производить впечатление "чудаковатости" и/или отстранённости.
Интонация может восприниматься окружающими как "роботоподобная" или "скандирующая". Выраженность этого признака сильно варьируется от человека к человеку. Также без опыта общения с заведомо аутичными людьми может быть сложно оценить, о каких именно особенностях невербальной коммуникации идёт речь

Что можно ошибочно принять за синдром Аспергера и расстройства аутистического спектра?

При самодиагностике расстройств аутистического спектра некоторую проблему представляет их внешнее сходство с другими психическими и неврологическими расстройствами и/или особенностями характера, особенно для человека, мало изучившего их симптоматику и не имеющего опыта общения с аутичными людьми "в реале". Далее будут рассмотрены некоторые особенности психики, наиболее часто принимаемые за РАС.

1. Социофобия

Социофобия представляет собой сильный и плохо контролируемый страх каких-либо конкретных социальных ситуаций (публичных выступлений, романтических знакомств, разговора с продавцом в магазине и т.п.) или же страх перед общением в целом. Нередко её появление связано с каким-то прошлым негативным опытом общения и/или страхом произвести негативное впечатление на окружающих. Может приводить (не всегда) к повышенным баллам в тесте AQ и иногда - TAS.

Социофобия нередко встречается среди аутичных людей, но сама по себе аутичностью не является, т.к. в её симптоматику не входят нарушения эмпатии и социального интеллекта, сенсорные перегрузки, специнтересы, склонность к рутине, характерные для РАС особенности мимики и просодии и т.п.

2. Интроверсия, шизоидная акцентуация характера, шизоидное расстройство личности

Нередко с РАС путают варианты нормального характера или расстройства личности, которые проявляются замкнутостью, желанием пребывать в своём внутреннем мире, избирательностью в общении, обострённым восприятием нарушения личностных границ и т.п. На первый взгляд, глубокий интроверт очень похож на аутичного человека (и даже скрининговое тестирование может дать ложноположительный результат), но на самом деле существует несколько важных различий:

  • РАС проявляется с 2-3 лет и очень заметен к моменту поступления в школу, характер же формируется скорее в подростковом возрасте
  • социальный интеллект и эмпатия при обычной интроверсии или шизоидности, как правило, нормальны, хотя коммуникативные навыки могут быть слабо развиты из-за малого опыта общения
  • для интроверсии и шизоидности не характерны стимминг (стереотипные движения), сенсорные перегрузки, специнтересы
  • интроверсия - склонность к замкнутости вне зависимости от коммуникативных способностей, синдром Аспергера - серьёзные проблемы с интуитивным пониманием других людей вне зависимости от желания общаться (более того, аутичный человек может быть экстравертом)
  • для синдрома Аспергера не характерна склонность к сильно метафорическому мышлению, сложным аллегориям, "метафизической интоксикации" и т.п.

Хотя многие аутичные люди - интроверты, часть из них всё же являются экстравертами (так называемая "активная группа по Гиллбергу").
Более подробно о разнице между аутичностью и интроверсией/шизоидностью можно прочитать в заметке
Даниэлы Тейт: "Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм").

3. Вторичная аутизация

Причины вторичной аутизации заключаются не в расстройстве аутистического спектра, а в неблагоприятных условиях в детстве:
- недостаток общения (из-за физической инвалидности, например, ДЦП, и/или частого нахождения в больницах, замкнутом образе жизни семьи, исключительно надомном обучении ребёнка),
- психологические травмы (насилие в семье, воспитание в детском доме, смерть близких людей, травля со стороны сверстников и т.п.).
Иногда она может появиться также из-за транссексуальности или гомосексуальности по причине необходимости скрывать свою подлинную природу в обществе, не очень терпимо относящемся к подобным особенностям психики.

Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, "модели психического", социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, и специфического для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.

4. Шизотипическое расстройство и шизофрения

Хотя эта группа расстройств характеризуется замкнутостью, она имеет мало общего с синдромом Аспергера. На скрининговом тестировании могут проявляться высокими показателями в тестах AQ и TAS, а также SPQ. Важные различия:

  • Синдром Аспергера всегда начинает проявляться в раннем детстве, а шизофрения - как правило, начинается в подростковом или юношеском возрасте
  • для синдрома Аспергера не характерна психотическая симптоматика (галлюцинации, бред, "голоса"), а также негативная симптоматика (нарушения мышления и т.п.)
  • СА не прогрессирует, но при этом не поддаётся лечению психотропными препаратами и у него не бывает обострений и ремиссий
  • про шизотипическое расстройство - см. выше подробнее описание теста SPQ.

Внимание! При подозрении на шизофрению или шизотипическое расстройство необходимо обращение к врачу-психотерапевту! Самодиагностика и тем более самолечение недопустимы: опасно!

5. Иные психические расстройства

Иногда с РАС путают генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессию и т.п. Следует помнить, что

  • ни одно из этих расстройств не даёт всего набора симптомов РАС, а их картина в целом существенно иная
  • как правило, они не начинаются в раннем детстве
  • любое из них может быть как у нейротипичного, так и аутичного человека

6. Расширенный фенотип аутизма (РФА)

РФА представляет собой вариант нормальной психики, с качественной точки зрения крайне сходной с синдромом Аспергера, но по выраженности проблем "не дотягивающей" до психиатрического или неврологического диагноза. Во взрослом возрасте РФА может быть сложно отличить от лёгких вариантов СА даже специалистам.
При самодиагностике помните о том, что синдром Аспергера - скорее лёгкая форма аутизма (но во многом пограничная с нормой), чем особенности характера.

Заключение

Таким образом, корректная самодиагностика синдрома Аспергера (и вообще расстройств аутистического спектра)
включает в себя следующие шаги:

  1. Сбор информации об уже поставленных в раннем детстве диагнозах, прямо или косвенно связанных с РАС
  2. Прохождение скрининговых тестов AQ, TAS, SPQ, HS1944 в обязательном порядке, а также по возможности тестов EQ и "Шкала оценки детского аутизма".
  3. По возможности беседа с родителями (или иными людьми, хорошо знавшими Вас в раннем детстве) о детстве и показ информации о синдроме Аспергера; заполнение одним из них "шкалы оценки детского аутизма"
  4. Поиск у себя ключевых симптомов РАС (см. выше).
  5. Сопоставление своих проблем с другими особенностями психики, внешне похожими на РАС, для снижения вероятности ошибочной самодиагностики

Авторы статьи выражают благодарность всем участниками и посетителям группы поддержки в Москве, а также пользователям форума asdforum.ru за приобретенный нами ценный опыт общения и выявления аутичных черт у других людей.

Синдром Аспергера представляет собой форму аутизма, которая является пожизненной дисфункцией. Ее влияние действует на восприятие мира человеком, то, как он относится к окружающим, использует различную информацию. Специалисты нередко дают определение аутизму как целому спектру расстройств, потому что в данное состояние люди вовлечены не одинаково, и степень их влияния также различна.

Синдром Аспергера в большинстве случаев представляет собой «скрытую функцию». Это значит, что внешность человека никак не способствует определению наличия данного синдрома. Существуют определенные области, в которых люди с подобным отклонением подвержены особенным трудностям. Это область социальной коммуникации, социального воображения, и социального взаимодействия. Этот перечень имеет название «триада нарушений».

Не смотря на то, что при данном нарушении имеется определенная схожесть с аутизмом классическим, немало и отличий. Например, при речь не столь проблематична, а интеллект пациентов нередко приравнивается к среднему, или даже выше среднего. У таких больных не наблюдается неспособность к обучению, имеющая отношение к аутизму. Тем не менее, в процессе любого обучения они имеют определенные трудности.

Можно выделить , дислексию, и ряд других расстройств, например, нередко наблюдается синдром дефицита внимания, гиперактивности, а также . Если проводится правильное стимулирование и требуемая в данной ситуации поддержка, то больные с таким синдромом ведут независимый и полноценный образ жизни.

Особенности поведения людей с синдромом Аспергера

Обычно, при встрече с человеком можно сформировать о нем определенное мнение. Оно основывается на многих признаках. Это тон голоса, выражение лица, мимика, движения. Основываясь на определенных наблюдениях, можно сделать выводы о том, счастлив ли человек, находится ли он в состоянии печали или радости. На основании этого мы делаем выводы, и проявляем соответствующую реакцию.

Цель этого видео - показать мир глазами аутиста.
Сначала показана спокойная поездка в английском пригороде глазами обычного человека. Затем показано, как этот же самый эпизод может быть воспринят аутистом - это может оказаться пугающим.
Часто люди с аутизмом используют определенные методы, чтобы спастись от стресса и страха перед миром. К таким методам относится концентрация на определенном предмете, в данном случае на часах. Или же сосредоточение на определенной теме в попытке уйти от внешних воздействий.

Что касается людей, имеющих , то у них возникают сложности с интерпретацией самых простых знаков, таких как жесты, интонация. То есть то, что для большей части человеческого общества является обычным делом. Это доказывает, что контакты таких людей с окружающими оказываются затруднительными. Такая ситуация заставляет их беспокоится и переживать, они чувствуют себя растерянными.

Нередко люди с подобным синдромом стараются сделать свою жизнь проще, и могут пытаться установить свои правила, которые кажутся им подходящими. Например, в детском возрасте ребенок хочет ходить в школу, используя один путь, и отказываясь следовать новым маршрутом. Если в школьном расписании произошло изменение, они всегда расстраиваются. Взрослые индивидуумы также не любят менять сложившийся распорядок дня. Если они привыкли работать днем, то перевод в вечернюю смену вызывает огромную тревогу и смятение.

Как лечат синдром Аспергера?

При данном заболевании не существует никакой терапии, и нет лекарств. Если у ребенка синдром Аспергера, то через соответствующее время он становится взрослым человеком данным нарушением. Но с учетом того, что происходит понимание данного расстройства, и возникают соответствующие сервисы, помогающие развитию такой личности, то у людей с синдромом Аспергера появляется все больше шансов реализовать свои возможности.

Похожие статьи