Почему бог допускает страдания детей в африке? Почему Бог допускает страдания, смерть детей и теракты.

Этим вопросом задавался каждый, ведь в нашем мире происходит столько зла, несправедливости и безнаказанности. Как же Господь может такое допускать, если Он есть и любит нас? Свой ответ на этот вопрос дает автор недавно вышедшей священник Владимир Архипов.

Людям дан страшный и могущественный дар свободы, которого никто их не может лишить. Он может привести к спасению, а может и к гибели. Этот дар дается человеку вместе с жизнью, и отнять его равносильно лишению жизни. Бог не может лишить человека свободы, потому что это единственный путь к любви и Богу. За этот дар человеку Своими страданиями и смертью заплатил Сын Человеческий, искупая его из рабства греху.

Принимая смерть и побеждая ее Воскресением, Христос Спаситель открывает путь к новому бытию, свидетельствует о любви Божией к человеку, о ценности его свободы.

Человек хотел бы большего уже сейчас - окончательного уничтожения смерти, а значит, греха, болезни, страдания, зла. Но грех и все его последствия - выбор человека.

Бог пребывает с нами в страдании, используя любые обстоятельства нашей жизни достучаться до нас.

Кроме Господа Иисуса Христа, прошедшего в земной Своей жизни через одиночество, предательство, страдания, пустыню богооставленности и смерть, никто не может со всей полнотой понять боль и страдание другого. Никому не дано проникнуть в глубину страданий, а тем более предсмертных, даже самого близкого человека.

Мы можем бесконечно сострадать, быть готовыми взять чужую боль на себя, но человек остается один в своем страдании. Только Бог может оказаться рядом с нами в эти дни и часы и Своим утешающим и животворящим присутствием привнести свет во тьму наступающей смерти.

Ибо, как истинный Человек, Он испытал на Себе боль и одиночество в страдании, ужас богооставленности.

Он прошел через опыт встречи со злом, обретя укрепление в послушании воле Отца. Любящий и сострадающий Бог, Он один знает, как превратить зло страдания во благо для души. И это благо дается тем душам, которые открыты к Нему.

Как говорит протоиерей Александр Шмеман:

Не остался Бог безучастным к нашему страданию, но вошел в него и принял его. И потому так часто именно страждущие находят Бога, встречают Его и верят в Него.

Точная мысль, отражающая суть и внутреннюю логику встречи человека с Богом через испытания плоти и духа. Пока жизнь человека относительно благополучна физически и душевно, неверующий горячо упрекает Бога за зло, болезни, жестокость человеческого рода, а верующий учит других, как им надо радоваться и благодарить за страдания. И только когда жестокая болезнь или душевная боль приблизятся к человеку, он начинает молить Бога о помощи, и в нем начинает пробуждаться совесть и открывается новое видение пролетевшей жизни и своих поступков.

Если человек не лишал себя радости думать и искать ответы на вопросы, то страдание ведет его через покаяние к абсолютно новому мироощущению. Тогда он сам приходит к выводу, что только благодаря страданию ему открывается неведомый доселе духовный мир, по-новому звучит Евангелие, которое ранее воспринималось только как литературный памятник. Если раньше для человека абстрактное страдание было доказательством отсутствия Бога, то теперь реальное собственное страдание явилось доказательством присутствия в нем Бога.

Если мы будем настойчиво Его искать, воскресшего и живого, в своей жизни и не превращать нашу веру в нравственную или религиозную схему для самоуспокоения или наставления других, то сможем обрести Его в испытаниях. В трудные минуты евангельские слова оживают и звучат в душе как собственное открытие. И тьма начинает рассеиваться, когда к нам прикасается Тот, Кто сказал.

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» - сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества - это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно - ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан - всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено.

Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змия-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную им Богом. Когда они съели некий запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорёжена. Первородители потеряли связь с Богом, стали грешными и были изгнаны из рая. Земной мир был создан Творцом для людей и взаимосвязан с ними. Когда хозяева природы потеряли величие и бессмертие, изменилась и вся среда их обитания. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить, и все живые существа, так или иначе, обречены на страдания.

Многие недоумевают: если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод?! Это ведь всё равно, что в комнате с малыми детьми повесить оголённый провод и требовать, чтобы они к нему не прикасались, а когда их всё-таки стукнет током - ещё и жестоко наказать за любопытство! Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал надвигающейся катастрофе? Попробуем разобраться.

Согласно учению Церкви, первозданный человек обладал полнотой ведения и глубочайшим знанием сотворенного мира. Бога он знал лично, так близко и очевидно, как ни единому святому не удавалось впоследствии узнать. Уже поэтому сравнение Адама с маленьким ребенком не может быть объективно.

Лишь в одном аспекте ведение прародителей было неполным. Они не знали на практике, что такое зло, не имели реального опыта соприкосновения с ним и плохо себе представляли, что такое бытие без Бога, и в какое ничтожество превращается человек, отпав от Создателя. Предостережение Бога «смертию умрешь» было для них лишь теоретическим знанием. Не подкрепленная практикой теория не смогла удержать от нарушения рокового табу. Но вряд ли стоит винить Адама и Еву в этой глупости. Окажись любой из нас на их месте - наверняка и мы поступили бы точно так же.

Шутка Марка Твена: «Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» очень близка к истине. Ведь самая первая заповедь была установлена Богом, чтобы человек мог непринуждённо реализовать свою любовь к Нему, либо - так же свободно отказаться от этой любви. В древнееврейском языке словосочетание «древо познания добра и зла» является устойчивой идиомой, означающей абсолютную полноту познания, делающую человека равным Богу и независимым от Него. Посему запретный плод нельзя воспринимать примитивно и буквально. Прародителей погубило не само его употребление, а - мотивация их действий и состояние их душ в момент, когда они усомнились в благости и правде Божией, поверили сатане и решили стать «как Бог», самодостаточными и великими. Нарушив заповедь, человек, по сути, предал Господа, растоптал любовь к Нему и заразил смертью собственную душу.

Дальнейшие печальные последствия были не наказанием, а естественным следствием отпадения от Источника всего бытия. Чтобы образно понять суть этой катастрофы, представьте себе отломанную от дерева ветку, которая хотя и будет некоторое время зеленеть в вазе, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Или вообразите разумный компьютер, который по локалке был соединен с мощнейшим сервером, а потом вдруг решил, что он вполне самодостаточен и порвал с ним связь, став беззащитным перед сетевыми вирусами, хакерами и программными ошибками. Так уж устроено, что полнота бытия человека осуществима лишь в его союзе с Богом. Разрыв с Ним неизбежно влечет за собой деградацию, разрушение и прочие тяжкие последствия.

Искорёжив свои души и собственную природу, Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Их тяготило общение с Богом и чувство собственной нераскаянной вины. Дальнейшее пребывание в Едемском саду становилось мучительным. Эта тягота присутствием Божиим и желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории.

Все разговоры о том, что Бог кого-либо наказывает и карает - не более чем фигура речи, которую примитивным людям понять проще, чем рассуждения о Боге-Любви. На самом деле никакого наказания со стороны Отца Небесного не было. Главная сущность зла кроется в отходе от Бога и разрыве с Ним. Адам и Ева сами себя наказали, вступив на путь зла и попав во власть закона смерти и страдания. Все заманчивые обещания дьявола оказались гибельной ложью.

Змий и его команда

Доктор С. был великолепно образован, пользовался уважением и подавал большие надежды. Но однажды он захотел стать самым главным доктором на свете. Однако все его интриги и попытки добиться руководящего поста закончились крахом. С. сошёл с ума, был уволен и стал опасным шарлатаном, создав собственный «центр», где пациентов только обдуривают и калечат, к тому же обдирая как липку. Пока что его ещё терпят, предупреждая людей об опасности лечения у сего безумца. Но рано или поздно горе-доктору придётся дать ответ за всё, что он за эти годы натворил…

Нечто похожее на эту образную историю произошло и в небесных сферах. Первыми в мироздании, ещё до сотворения материального мира, пали сотворённые Богом ангелы. Один из главных помощников Бога - Денница, он же Люцифер, однажды от безмерной гордыни повредился рассудком. Божье создание захотело стать Богом и занять Его место, и примерно треть небесных духов поддержали его. Столь неадекватная оценка Люцифером своего могущества и совершенства вылилась в войну, в результате которой бунтари были побеждены и низвергнуты.

Падение возгордившихся ангелов создало не само зло, а его бесплотных носителей, бытие которых превратилось в унылый безысходный ад. Когда же Господь создал человека, одаренного свободой и имеющего плоть, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через них вносить в земной мир дисгармонию, злобу и страдания.

Завидуя Богу, но, не имея ни малейшей возможности причинить Ему вред, демоны всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творения. Их злоба настолько велика и безгранична, что они ненавидят даже друг друга. Сам факт собственного бытия является для них весьма мучительным, хуже, чем у любой бешеной собаки. Смыслом существования для них стало стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли приложить свои «грязные лапы».

Любовь Божия беспредельна, и в случае покаяния демоны могли бы вернуться в ангельский чин. Но их чудовищная неистребимая гордость и злобность навеки закрыла для них путь к спасению. Они способны лишь неуклонно развиваться во зле и зависти.

Почему Бог терпит зло?

Но почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей на зло? Однозначного ответа на этот вопрос в земной жизни мы вряд ли получим, но кое-что в общих чертах можем понять.

Очень вероятно, что не будь дьявола - человек пал бы и без его помощи. Люди имеют дурную привычку погрязать в грехах, безверии и не приносящей пользу душе пустой суете, забывая о Боге. Многие сами себя отдают во власть сатаны. А ведь смысл жизни заключается отнюдь не в земных удовольствиях и благах. Истинная цель всей нашей земной жизни - подготовка к Вечности. Каждому из нас необходимо познать добро и зло, научиться их различению и сделать добровольный выбор. Наша участь после смерти напрямую зависит от того, насколько мы чисты и готовы соединиться с Господом. Неподготовленной грязной душе в загробном мире будет, мягко говоря, весьма неуютно и тяжко. Тот же, кто прожил жизнь не зря - обретёт вечную радость и счастье, и уже никогда не наступит на Адамовы грабли.

Если оказаться в помещении, наполненном природным газом, на котором мы готовим себе еду - можно смертельно отравиться или взорваться. В чистом виде газ не имеет запаха. Чтобы вовремя заметить и устранить его утечки, в него добавляют зловонный химический одорант, запах которого знаком каждому.

Людские страдания и боль тоже являются своего рода «одорантом», сигнализирующим, что наши тела и души - в опасности, и что ими завладели вредные разрушительные процессы. Например, любители самоотравляться алкоголем вынуждены мириться с тяжким похмельем и депрессиями. А человек, причиняющий своим ближним обиды и вред, или разлагающий душу безнравственными мыслями и поступками - мучается угрызениями совести.

Понятно, что можно глушить похмелье лекарствами и новыми дозами яда, а совесть злодеев со временем окаменевает и атрофируется, переставая причинять беспокойство и дискомфорт. Но результаты такой жизни довольно скоро приводят к необратимым последствиям. Представьте себе потерявшего чувствительность человека. Он пьёт кипяток, суёт руки в огонь, не чувствует боли от ожогов и ран. Разумеется, он вскоре неизбежно погибает.

«Я никому не делаю зла, не имею вредных привычек, и всё равно страдаю - за что мне это?!» - возмущаются иные люди. Но если тщательно разобраться, у любого из нас найдутся недостатки и грехи, мешающие прийти к совершенству, необходимому для спасения в Вечности. Без потрясений и страданий люди пребывают в мире иллюзий и самообольщения. Кто из нас полностью свободен даже от мыслей осуждения и гнева, от притворства и лжи в любых её проявлениях, от страстей и запретных желаний? Внешне мы можем казаться добрыми и праведными, но если хорошо и честно покопаемся в своей душе - то можем найти в ней такие язвы и чёрные пятна, о которых даже думать не хочется, и в которых мы подчас самим себе боимся признаться. А копаться в себе и признаваться в горькой правде ой как не хочется! Проще придумать отговорку, что некоторые Божьи заповеди «устарели» и уже неактуальны. Как сказал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам».

В душе человека всю жизнь идет борьба добра и зла. Попуская нам скорби, Господь лечит наши внутренние «болячки». Зачастую, только после серьёзных падений люди приходят в себя и начинают борьбу со своим злым «вторым я», которое, кстати, притягивает к нам и нашим близким беды и страдания. Утешением же для нас может служить тот факт, что Бог, в отличие от неумолимой автоматической «кармы», в которую верят представители восточных учений, зачастую укрывает человека от последствий его грехов, отводя от него те вполне заслуженные «кары», которые он мог бы и не вынести. Попуская нам страдания только в той мере, которая способствует нашему исцелению. Именно поэтому не ведающий, что творит, хулиган и безобразник может долгое время казаться неуязвимым баловнем судьбы. А на без пяти минут праведника неудачи и скорби порой сыплются как из рога изобилия, даже за самые, казалось бы, пустяковые помыслы, делая его ещё крепче и закалённее.

Весьма поучителен «Предсмертный дневник» Иоанна Кронштадтского. Умирая от рака, он страдал сильнейшими болями. Есть запись, в которой он кается и сокрушается в том, что при очередном невыносимом приступе - сорвался и хулил Бога и Божию Матерь, за то, что он так страдает. Даже такой великий святой, исцеливший своими молитвами тысячи больных, способен через боль обнаружить в своей светлой душе тёмные пятна! Но он прекрасно понял суть своей столь болезненной реакции на страдание, и благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность увидеть - каково истинное состояние души, и какие ещё «болячки» надо залечить и очистить покаянием.

Как бы не мечтали демоны всё испортить, они отнюдь не свободны в своих действиях, и могут творить только то, что им попустит Бог. Укус ядовитой змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из её яда лекарство. Так и Господь, обращающий любые злые замыслы к благу, использует носителей зла как средство для исцеления человеческих душ. Сатана, бесы, а также творящие зло люди - на поверку оказываются своего рода «скальпелем» в руке милостивого Бога, старающегося каждую человеческую душу довести до ума и совершенства, исцелить и спасти, пусть даже ценой весьма болезненных «операций».

Увы, прожить на этой земле без страданий - невозможно. Но мы можем относиться к ним не как к неизбежному злу, а как к школе самопознания и личного воспитания, обучающей нас братской любви, смирению и мудрости, и отрешенности от всего мелочного и суетного. Искренне верующий христианин даже в самых ужасных и нечеловеческих условиях жизни может стать праведным и совершенным, и получить опыт райского бытия уже на Земле.

Священная свобода

Доводилось слышать недоуменные вопросы: «Почему всеведущий Господь, предвидевший, к чему приведут искушения добром и злом, не создал людей такими, чтобы грех и зло вообще не могли возникнуть в их душах?» Всё дело в том, что искусственно запрограммированные на послушание, лишенные свободы выбора существа уже не были бы людьми. Это были бы биороботы, зомби или если хотите - рабы. А Богу интересны и любы именно свободные личности , имеющие возможность искренне любить и выбирать добро без принуждения, по личному свободному выбору.

На эту тему существует старая философская загадка: «Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?». Казалось бы, если не может сотворить, значит - не всемогущ, а если сотворит, но не подымет - то всё равно не всемогущ. На самом деле, Господь уже создал такой «камень». Камень этот - человек, сотворённый для счастья и блаженства. В подчиняющемся своему Творцу огромном мире есть территория, над которой Он не имеет власти. Это - сердце человека, наделённого священной свободой любить или не любить своего Создателя и выбирать пути своей жизни. Именно на этой, неподвластной Богу территории так часто рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком.

Господь любит нас, и хочет, чтобы все мы были счастливы и спаслись. А все беды и несчастья мы накликиваем сами. Главное зло - это мрак, живущий в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией Любви. Если бы Бог насильно изгнал этот мрак - то ни о какой подлинной любви уже не могло бы быть и речи, ибо «роботы» не могут любить! Человеку позволено всё, и только ему самому решать - в каком направлении двигаться, к Свету или тьме.

Многим хотелось бы, чтобы Бог вовремя останавливал всех злодеев и нейтрализовывал всяких Гитлеров и Чикатило ещё до того, как они становились опасными для общества. Но в таком случае Ему опять придётся грубо попирать человеческую свободу.

Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом, даже не подозревая, сколько их еще не поймано, и как много вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе имеющих тьму злых помыслов. Слишком многих из нас пришлось бы «заковывать в наручники» начиная с младенческого возраста. Нет, и не было на земле человека, который хотя бы однажды не причинил боли и зла другим людям. Бог же смотрит на всё происходящее с точки зрения Вечности, предоставляя каждому наиболее благоприятные условия для исцеления его души, в зависимости от его состояния. Он не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах и долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру. И уничтожает зло только тогда, когда это действительно необходимо. Любое зло имеет свой предел. А любой злодей отвечает за содеянное не только перед Божьим Судом. Даже если его не покарает земной суд или людская месть - жизнь погрязшего во зле уже на этой земле превращается в настоящий ад.

Кем посылаются болезни и катастрофы?

Но как быть с природными стихиями, сносящими с лица земли целые города и континенты? Тут вполне может срабатывать метафизическая взаимосвязь между погрязшим в грехах обществом и ответными реакциями со стороны природы. Бог до последнего оттягивает роковой исход и ждёт людского покаяния и исправления, но рано или поздно чаша терпения переполняется, и случаются катаклизмы.

Куда больше досаждают нам рукотворные беды и катастрофы. Вспомним, сколько зла цивилизованный человек натворил только за последнее столетие, как он непоправимо загадил землю и воздух химическими отходами и радиацией, надругался над природой и её гармонией грубым недальновидным вмешательством.

Не менее болезненный вопрос - откуда берутся патогенные вирусы и микробы, и почему Бог их не уничтожит? Некоторые люди полагают, что эту пакость насылает на людей дьявол, вызывающий патогенные мутации. Но более вероятна другая версия. Изначально человек был неуязвим перед любыми созданными Богом микробами и вирусами. Но после грехопадения мир перестал воспринимать человека как своего владыку. Наше естество изменилось, и некоторые микроорганизмы стали для нас вредными и опасными. Нас защищает иммунитет, но и он не всегда может с ними совладать. В пользу этой версии можно привести пример аллергий на самые безобидные вещества, когда человек может даже умереть, понюхав обычные полевые цветы или, скажем, съев фрукт, являющийся для него аллергеном.

Некоторые болезни вроде онкологических возникают при повреждении и мутациях клеток человеческого организма. Но зачастую люди сами порождают эти мутации собственными мыслями и словами.

Знакомый врач рассказывал мне о пациентке О., болевшей раком груди. До поры до времени она была абсолютно здоровой и крепкой, но однажды сильно разозлилась на одного человека и пожелала ему, чтобы он сдох от рака. Вскоре её пожелание бумерангом ударило по ней же самой. До болезни О. мало кто любил, она слыла злой и легкомысленной безбожной особой. Но стремительно прогрессирующая смертельная болезнь привела её к вере и благодатно изменила её душу. Когда подруга цитировала ей её же собственные высказывания из недалёкого безоблачного прошлого, О. искренне недоумевала и не верила, что это были её собственные мысли и слова. Болезнь, способная погубить только тело, привела её к полному нравственному выздоровлению и помогла обрести блаженную Вечность.

С другой стороны, молитвы людей порой вытаскивают их родных со смертного одра. Во времена начала «лихих 90-х», когда в провинции не хватало элементарных лекарств, жена моего друга Александра буквально вымолила своего сына, умиравшего от тяжелейшей пневмонии. В какой-то момент она почувствовала, что её молитва услышана. И буквально сразу малыш выкашлял, вытошнил целый комок зеленой слизи. Не проходившая много дней температура на глазах начала падать, и уже спустя пару дней ребёнок был здоров.

Другой удивительный случай поведала в одном из интернет-форумов Вера Данилова. У её друзей в лучшей московской больнице умирала 1,5-годовалая дочка. Из ее крови один за другим исчезали нужные для жизни химические элементы. Врачи сказали, что шансов на выздоровление - нет. И тогда, по совету знакомого, отчаявшийся отец, прежде не замеченный в религиозности, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и несколько часов провел на коленях у мощей святого Сергия Радонежского, умоляя спасти жизнь дочери. И случилось чудо - его дочка пошла на поправку, и через месяц врачи признали её полностью выздоровевшей. После этого вся семья - отец, мать и двое их детей крестились и стали искренне верующими людьми.

Почему страдают невинные?

Знаю семью, потерявшую маленького ребёнка. Трагедия привела зацикленных на материальных благах родителей к вере и духовному перерождению. Они родили дочку, а покойного сына считают ангелом-хранителем своей семьи. С другой стороны, не всем удаётся пережить подобное горе. Не так давно, не вынеся душевных мук, выбросился из окна онкоцентра отец смертельно больной девочки.

Но почему, за что страдают в мире невинные дети?

Причины могут быть самые разные. Одна из них - взаимосвязь родителей и их детей. Грехи отцов и матерей частенько заставляют страдать самых невинных - их любимых деток. Подобные случаи могут попускаться Богом, чтобы подтолкнуть погибающих грешных родителей к исправлению. Мой друг А. поведал мне о случаях, когда его разнузданная жизнь непосредственно влияла на здоровье его любимой дочери. Когда он напивался водки и страдал похмельем - его маленькая крошка в унисон с ним страдала упадком жизненных сил, желудочными болями и тошнотой. А стоило ему совершить серьёзный проступок, который он вполне мог бы и не делать - как дочка тяжело заболела и попала в больницу. Поняв эту взаимосвязь, ради здоровья любимого ребёнка он бросил пить и покончил со многими грехами.

С точки зрения Вечной Жизни, ни одно детское страдание не проходит безследно и безполезно. Так уж устроен лежащий во зле мир, что очень часто самые хорошие и чистые люди вынуждены страдать и даже погибать «за други своя». Души таких героев, вольно или невольно приносящих себя в жертву, соединяются с Богом и обретают вечное счастье и умиротворение. Мученическая смерть, согласно канонам христианства - является вершиной праведности и максимумом потенциально возможного стяжания духовных благ. А окружающие мучеников люди получают шансы начать новую жизнь и стать лучше, чище и добрее. Важно только сделать правильные выводы и никогда не отчаиваться.

Рано или поздно земная история закончится, и человечество перейдёт в иную форму бытия. Все души от Адама до последнего человека Земли, желающие спастись и соединиться с Богом, обретут новые, вечные тела. В новом мире уже не будет ни зла, ни страданий, а только вечная любовь, радость и безграничное счастье. Чтобы стать жителями того, будущего мира - надо всего лишь здесь и сейчас стараться жить по совести, никого не обижать и творить добро ради любви к самому добру. Тогда даже этот, земной мир, станет чище и лучше, а сами мы ещё при жизни ощутим, что доброе райское состояние души - не миф, а вполне осязаемая реальность.

1. Уважаемые читатели, зная обо всех ужасах, которые происходили и происходят на протяжении всей истории человечества, видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый (как об этом говорит Библия ), то почему он допускает несправедливость и страдание людей»? Как-бы противоречиво (на первый взгляд ) это не звучало, но, Бог все эти ужасы допускает потому, что он, является любящим и справедливым .Но каковы же причины того, почему любящий Бог допускает весь тот ужас который происходит на земле?

2. А - когда наши прародители (Адам и Ева ) нарушили основной закон жизни (признание главенства своего Творца ), в их организме произошла «поломка» (на генном уровне ), которую они передали всем своим потомкам по наследству (генетическая наследственность ). Следствие этой «поломки» - старение и смерть. Поэтому, все люди (хотя и не виновны в грехе Адама и Евы ), рождаются «поломанными» и нуждаются в серьёзном «ремонте» (Римлянам 5:12). Для такого ремонта необходимо создать подходящие условия, а на это, как мы понимаем, нужно определённое время.

3.Б - Сатана (противник Бога ), утверждал (и продолжает утверждать ), что люди без Бога, «будучи сами как боги», под его (Сатаны ) «чутким руководством», смогут быть успешны в своей жизни (Бытие 3:5). Эта мысль была посеяна не только в сознании людей, но

и ангелов. Прав ли Сатана? На то, чтобы получить ответ на этот вопрос, тоже необходимо определённое время.

4.В - Сатана поставил под сомнение то, что люди любят своего Создателя, и преданны ему из любви, а не из корысти. Он утверждал, что все люди (если Создатель предоставит их самим себе и перестанет их благословлять ) проклянут Бога и не будут ему послушны (сравните Иов 1:9-11). Сегодня у каждого из нас есть прекрасная возможность доказать то, что Сатана (в нашем случае ) является лжецом. Каждый из нас может показать, что любит Бога не потому, что «жизнь удалась», а по тому, что Бог подарил нам эту жизнь, и прекрасный мир который нас окружает. Вдумайтесь, будет ли величина нашей любви к родителям, оцениваться, исходя из их возможностей делать нам подарки? Или мы любим их потому, что они дали нам жизнь и являются нашими родителями? Для того чтобы люди ответили на этот вопрос, и показали свою суть, необходимо время.



5.Г - Всеми своими действиями, Сатана поставил под сомнение право и правильность Божьего правления над людьми, тем самым утверждая, что он с этим справится лучше, и, что под его правлением, люди смогут жить лучше. Для того чтобы был виден результат правления Сатаны, опять же таки нужно было время. Развитие (или деградация ) человечества, должны были это доказать (или опровергнуть ). Сегодня (говоря с иронией ), стал неоспоримо очевидным тот факт, что как говорил И.В. Сталин: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Настолько «веселей», что«вся тварь (творение, люди ) совокупно стенает и мучится доныне » (Римлянам 8:22). Но, для того чтобы результат был всем очевиден, нужно было время.

6.Д - Во всех перечисленных выше обстоятельствах, намерение Бога, населить землю людьми, должно было исполняться. Поэтому в истории человечества всё происходит так, как происходит, до необходимого времени, когда в этом деле, можно будет поставить точку. Бог «назначил день, в который (будут даны все ответы на все вопросы поднятые Сатаной ) будет праведно судить вселенную (обитаемую землю )» (Деяния 17:31). По сути, этот «день » очень скоро придёт!

7. Часто, в адрес Бога, можно услышать следующую претензию. Люди говорят: «Если он нас любит, то, видя то, как нам тяжело, мог бы, хоть где-то, хоть в чем-то, нам помогать». Для того чтобы ещё лучше понять, почему Бог не вмешивается в дела человечества, давайте обратим наше внимание на один важный момент земной жизни Иисуса Христа. Видя прекрасные качества и уникальные способности Иисуса, народ решил сделать его своим царём. Как в этой ситуации поступил Иисус? Узнав об этом, Иисус скрылся, не позволив людям этого сделать (Иоанна 6:15). Не смотря на это, противники истины обвинили Иисуса Христа в том, что он хочет иметь политическую власть и стать царём. Именно по этому, Понтий Пилат, на суде, спросил его: «Ты Царь Иудейский? » . Что на это ответил Иисус? «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители мои подвязались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям » (Иоанна 18:33,36. 19:12).

8. Почему, любя людей и заботясь о них, Иисус не хотел быть царём в этом мире? Имея царскую власть и полномочия, он (для людей ), мог бы сделать гораздо больше добра. Ответ на этот вопрос, находится в предложении, которое Сатана сделал Иисусу в начале его земного служения: «И сказал

Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сиими царствами, ибо она (власть )предана мне, и я, кому хочу, даю её » (Луки 4:6). Посути, Сатана предложил Иисусу возможность заботиться о благополучии всех людей на земле (делать добро во всемирном масштабе ), ведь именно в этом заключается «воля Бога ». Естественно, как и в выше описанном случае, Иисус отказался от такого предложения. Почему? Потому, что он не хотел работать на Сатану. Стал бы Иисус, помогать Сатане, доказывать Богу то, что Сатана (без Бога ) в состоянии решать проблемы людей, что его правление лучше правления Создателя?

9. Иисус прекрасно понимал, что имея предложенную ему Сатаной политическую, экономическую и религиозную власть над миром, он не избавил бы человечество от корня всех его проблем (от власти Сатаны и состояния греха ), а наоборот усугубил бы их ещё больше . Иисус понимал, что только Царство (правительство ) Бога сможет решить все проблемы человечества . Именно поэтому он не вмешивался в политические дела этого мира, и именно поэтому, его ученики, сегодня поступают также (Иоанна 17:16).

10. Претензии людей к Богу, стары как мир. Свои претензии люди высказывали так же и в адрес Иисуса Христа. Если бы Иисус жил и служил в наши дни, то к претензиям в его адрес (которые были в прошлом ), добавились бы новые. Почему? Потому, что людям, не ценящим истину, угодить не возможно. Если таким людям сказать: «белое», то они скажут: «а должно быть чёрное», и наоборот. Иисус Христос описал эту ситуацию так: «Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьёт; и говорят: «в нём бес ». Пришёл Сын Человеческий (Иисус ), ест и пьёт; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам » (Луки 7:33,34). Сегодня, как мне часто приходилось слышать, Иисусу бы сказали: «Вместо того чтобы ходить и что-то говорить, лучше бы помогал людям физически и материально», как это делают другие.

11. В связи с этим давайте спросим себя: если бы Иисус занимался благотворительностью, то существовало бы сегодня христианство с учениями Иисуса Христа? Знали бы мы правду в отношении того, что происходит в мире и как можно спастись? Хотя Иисус (по мере своих возможностей ) и помогал людям (кормил их и исцелял ), но в первую очередь, все знали и знают его сегодня, как «учителя», который «истинно пути Божию учит » (Матфея 22:16), (Марка 10:17). Иисус всецело был занят делом проповеди и подготовки учеников. Почему? Потому, что он понимал, что его благотворительность не решила бы проблем людей, которые будут существовать, пока существует эта сатанинская система вещей. Все и всегда будут в чем-то нуждаться. Как говорят: «всех не обогреешь», на это не хватит, ни сил, ни средств, ни самой жизни (Матфея 26:6-11). Именно поэтому Иисус был сосредоточен на деле проповеди и подготовки учеников, и именно по этой причине, такое же задание он поручил выполнять и своим последователям (Луки 4:43), (Матфея 28:19,20).

12. Обучение, это основная задача, которую должны выполнять христиане, при этом, по возможности , помогая ближним физически и материально (Галатам 6:10). Самое большое добро, которое Иисус сделал людям, дал им возможность узнать истину, которая при условии её принятия, может освободить человека от всех проблем и страданий (Иоанна 8:32). Всем нам известна мудрость в отношении того, как лучше всего помочь нуждающемуся человеку. Конечно же (если у нас есть такая возможность ), мы можем дать ему рыбу, но, для решения проблемы, необходимо научить его, её ловить. Являясь великим учителем, Иисус Христос учил людей тому, как нужно жить, чтобы у нас было меньше проблем сейчас, и чтобы в конечном итоге, все проблемы исчезли полностью и навсегда (Матфея, главы с 5-7).

13. Уважаемые читатели, очень надеюсь на то, что помог вам найти ответ на вопрос поставленный в заголовке этой статьи, и вы поняли, что в том как Бог ведёт себя по отношению к проблемам человечества, проявляются его: любовь, сила, мудрость, и справедливость . Надеюсь, что помог вам понять и то, что претензии (относительно происходящего в мире ) необходимо предъявлять не к Богу, а только лишь к себе и Сатане, «избранному» правителю этого мира. Также надеюсь, что вы поняли, что всё происходящее на земле допущено (вынуждено ), как прецедент, чтобы раз и навсегда расставить все точки над «I», чтобы подобное, никогда, во всей вечности, больше не повторялось.

Содержимое

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны забывать, что Бог, сотворяя человека, сотворил его совершенным. Человек не был создан как исчадие зла. Однако он, как человеческое существо, был наделен способностью подчиняться или не подчиняться Богу. Если бы человек подчинился Богу, проблемы зла и страданий никогда бы не возникло. Он жил бы вечно в общении с Богом, наслаждаясь этим общением и всем Божьим творением. Именно такую судьбу предназначал человеку Бог, когда создавал его. Однако первый человек возмутился против Бога, и каждый из нас принял это возмущение за должное. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Мы никогда не должны забывать, что за грех ответственен человек, а не Бог.

Но многие спрашивают: «Почему Бог не создал такого человека, который был бы неспособен грешить?». Безусловно, Он мог создать такого человека. Но не забывайте: если бы Он это сделал, мы бы перестали быть человеческими существами, а стали бы машинами. Понравилось бы вам быть мужем говорящей куклы? Каждое утро и каждый вечер вы бы дергали шнурок и получали в ответ прекрасные слова: «Я люблю тебя». Вы никогда бы не обменивались с ней резкими словами, между вами никогда не возникало бы конфликтов, никогда бы не было сказано или сделано такого, что могло бы вас опечалить! Но кто бы этого захотел? В таком браке не было бы также и любви. Любовь – дело добровольное. Бог мог бы сделать нас послушными, как роботов, но тогда мы перестали бы быть людьми. Бог, очевидно, считал, что риск создать нас такими, какие мы есть, стоил того. В любом случае, Он это сделал, и мы вынуждены принимать действительность такой, какая она есть.

Мы также должны признать, что Бог мог бы искоренить зло, если бы захотел. Иеремия напоминает нам: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22). Приближается момент, когда Он искоренит зло в этом мире. Тем временем Божья любовь и благодать торжествуют, и Он предлагает милосердие и прощение всякому, кто пожелает его принять.

Если бы Бог решил искоренить зло сегодня, Он бы довел это дело до совершенства. Ему бы пришлось покончить с нашими обманами, нашими личными пороками, нашим недостатком любви, нашим неумением делать добро. Предположим, Бог издал бы декрет, что сегодня в полночь все зло будет удалено из вселенной… Кто бы из нас уцелел здесь после полуночи?

Но Бог сделал нечто с проблемой зла. Он сделал нечто наиболее драматическое, наиболее дорогостоящее и наиболее действенное – послал Своего Сына умереть за грехи людей. Человек может избежать неотвратимого Божьего суда над грехом и злом. Для человека стало возможным порвать с закрепощающей властью греха, вступив в личные отношения с Господом Иисусом Христом. Решение проблемы зла на личном уровне заключается в жертвенной смерти Иисуса Христа.

Догадки о происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа. Этот вопрос относится к категории «сокрытого», которое «принадлежит Господу» (Втор. 29:29).

Мы имеем дело с непреложным фактом существования реального зла, с которым нам приходится сражаться.

Частично наша проблема возникает от ограниченности нашего понимания значения слова добро и его применения к Богу. Хью Эван Хопкинс отмечает: «В своем знаменитом очерке «О природе» Джон Стюарт Милль ясно ставит перед читателями проблему, над которой бились мыслители всех веков: если бы законом всего творения была справедливость, а Творец его был всемогущим, тогда, в зависимости от количества страдания и счастья, распределенных в мире, доля каждого человека была бы прямо пропорциональна его добрым или злым делам. Ни один человек не был бы хуже другого, каждый бы получал то, что заслужил; несчастным случаям и привилегиям не было бы места в таком мире, и жизнь каждого человека разыгрывалась бы, как совершенная нравоучительная пьеса. Даже по самой искаженной и ограниченной теории добра, когда-либо сформированной религиозными или философскими фанатиками, в природе невозможны действия, отражающие одновременно доброе и всесильное.

Проблема возникает главным образом из-за веры в то, что «добрый и справедливый» Бог должен вознаграждать каждого человека по заслугам, и что всесильный Бог может без труда это сделать. То, что награды и наказания в форме счастья и неприятностей распределены в жизни произвольно и беспорядочно, вызывает у многих людей сомнения либо в доброте Бога, либо в Его всемогуществе.

Но был бы Бог добрым, если бы Он поступал с каждым человеком точно по его делам? Подумайте, что бы это значило для вашей жизни! Главная идея Благой Евангельской Вести, раскрывающейся сначала в Ветхом, а затем в Новом Завете, состоит не только в Божьей справедливости, но также в Его любви, милосердии и доброте. Как мы все должны быть благодарны за то, что Он «не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:10-11).

Идея доброты Бога, которая побуждала бы Его обращаться с человеком в соответствии с тем, что он заслуживает, основана также на ложной предпосылке, что счастье – величайшее благо в жизни. Счастье обычно ассоциируется с приятными условиями жизни, с благополучием. Однако истинное, глубокое счастье – это нечто более серьезное, чем преходящие радости моментального наслаждения. И истинное счастье не может быть нарушено страданиями. В Своей безграничной мудрости Бог знает, что иногда определенные результаты в нашем характере могут быть достигнуты только через страдания. Оградить нас от этих страданий означало бы лишить нас более высокого добра. Петр намекает на это, когда говорит: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).»

Чтобы увидеть логические следствия этого «соответственного вознаграждения», составляющего сущность идеи Милля о справедливости в обращении Бога с человеком, достаточно взглянуть на индуизм. Закон кармы гласит, что все события сегодняшней жизни являются результатом действий жизни предыдущей. Слепота, нищета, голод, физическое уродство, все это – наказание за зло, совершенное человеком в предыдущей жизни. Из этого следует, что всякая попытка облегчить такую боль и страдания будет вмешательством в Божью справедливость. Эта идея является одной из причин, почему индусы на протяжении такого долгого периода так мало сделали для облегчения положения своих несчастных. Некоторые просвещенные индусы говорят сегодня о социальном прогрессе и переменах и пытаются что-то сделать, но им все еще не удалось примирить эту новую идею с четкой древней доктриной кармы, которая является основой индийской жизни и мысли.

Концепция кармы, однако, предлагает четкое, простое и ясное объяснение страданию: всякое страдание – это результат совершенного в прошлом зла.

Но разве в каком-то смысле и христианство также не утверждает, что страдание – это наказание от Бога?

Безусловно, по мнению многих это так. «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» – вот первый вопрос, который часто срывается с уст пострадавшего. И его друзья, вслух или про себя, говорят то же самое. Мы находим классический разбор этой проблемы страдания и зла в книге Иова, в которой показано, как это жестокое предположение было принято друзьями Иова. Это только усугубило его и без того уже невыносимую боль.

На основании учения Ветхого и Нового Заветов мы можем заключить, что страдание может быть Божьим наказанием, но что во многих случаях страдание совершенно не связано со злом, совершенным человеком. Нет никаких оснований автоматически делать заключение, что наказание свидетельствует о вине.

Нет сомнения, что Бог – не сентиментальный, поглаживающий свою бороду дедушка, сидящий на облаке, который считает, что «мальчишки останутся мальчишками». «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7) – это серьезное предостережение каждому. Бог поразил Мариам проказой за то, что она бросила вызов авторитету Моисея, своего брата, которого Бог поставил вождем народа Израиля. Бог отнял жизнь у ребенка Давида, рожденного от его прелюбодеяния с Вирсавией. И можно привести ряд других примеров. В Новом Завете мы находим потрясающий пример Анании и Сапфиры, пораженных смертью за ложь, обман и лицемерие. Во всех этих случаях связь между страданием и грехом очевидна, но далеко не всегда эта связь выступает настолько явно. По этому вопросу недвусмысленно высказался Сам Иисус. Ученики, очевидно, разделяли идею о заслуженном возмездии в теории страдания. Однажды, увидев человека, слепого от рождения, они пожелали узнать, чья вина была в том, что этот человек родился слепым – его самого или его родителей? Иисус прямо ответил, что в этом не были виноваты ни его родители, ни он сам, «но для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:1-3).

Когда речь зашла о галилеянах, безжалостно убитых Пилатом, Иисус ясно показал, что они вовсе не грешнее других галилеян, а затем подчеркнул, что восемнадцать убитых упавшей на них Силоамской башней, не были виновнее остальных жителей Иерусалима. И на основании этих двух примеров Он предостерегает: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:1-3).

Было бы большой самонадеянностью автоматически делать вывод относительно нас самих или кого-то другого, что всякая трагедия или страдание объясняется Божьим судом. Далее, как отмечает Хопкинс, из библейских примеров ясно, что если невзгоды человека являются справедливой карой за его проступки, страдающий никогда не остается в неведении относительно того, что его несчастье – это наказание.

Одна из глубочайших истин всего Писания заключается в том, что Божьему суду всегда предшествует предостережение. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим повторяющиеся увещевания Бога и Его предостережения о Суде. Только после того, как эти предостережения упорно игнорируются и отвергаются, приходит суд. Прекрасным примером этому служат слова Самого Бога: «…не хочу смерти грешника… Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Та же тема продолжается в Новом Завете. Невозможно представить более берущую за сердце картину Божьей любви, чем любовь Иисуса, рыдающего над Иерусалимом: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!» (Матф. 23:37). А вспомните слова Петра о том, что «Господь … долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Как может добрый Бог посылать людей в ад? – вопрос, задаваемый многими. Бог никого не посылает в ад. Каждый человек посылает туда себя сам. Бог сделал все необходимое для того, чтобы мы могли обрести прощение, искупление и очищение, чтобы сделать нас пригодными для жизни в раю. Все, что нам остается сделать – это принять Его дар. Если мы от него отказывается, у Бога не остается выбора, кроме как дать нам то, что мы избрали. Рай, для тех, кто не хочет туда попасть, окажется адом.

Хотя страдания бывают иногда наказанием от Бога, следует рассмотреть несколько других возможностей. Как мы видели ранее, человек повинен в том, что грех и смерть вошли во вселенную. Мы не должны забывать, что злые дела во многих случаях - источник страданий и несчастий. Небрежность при строительстве здания иногда приводила к тому, что оно рушилось под сильным ветром. В результате кто-то бывал ранен, а кто-то убит. Сколько жизней было загублено пьяными водителями! Обман, ложь, воровство и эгоизм – все, чем характеризуется наше общество сегодня, приносят всем горький урожай страданий. Но мы едва ли можем винить за это Бога! Подумайте обо всех несчастьях, ставших результатом неправедных действий человека – и вы поразитесь, какую огромную долю страданий можно отнести на их счет.

Но человек на этой планете не один. Бог говорит нам о присутствии врага. Он является в различных формах, в соответствии с обстоятельствами. Он может явиться как ангел света или как рыкающий лев – в зависимости от обстановки и преследуемых им целей. Его имя – сатана. Это он, с позволения Бога, причинял страдания Иову. Иисус, в притче о добром зерне и плевелах, объясняя, почему был загублен урожай земледельца, сказал: «Враг человек сделал это» (Матф. 13:28). Для сатаны это огромное удовольствие – разрушать Божье творение и причинять несчастья и страдания. Бог дал ему ограниченную власть, и он не может коснуться тех, кто находится в близких отношениях с Богом. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7) – заверяет нас Слово Божье. Тем не менее, мы можем отнести на счет сатаны многие болезни и страдания в мире сегодня.

Чтобы ответить на вопрос, почему Бог дает сатане власть приносить страдания, нам было бы полезно почерпнуть немного мудрости из диалога Робинзона Крузо с Пятницей. «Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий; разве у Него нет столько мощи и сил, как у дьявола?» – спросил Пятница. «Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола». «Но, – возразил он, – раз Бог больше и сильней дьявола, почему Он не убил дьявола, чтобы не было зла?» Поразмыслив, Робинзон Крузо ответил: «А ты лучше спроси, почему Бог не убьет тебя и меня, ведь мы тоже грешим и оскорбляем Его, но Он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены.»

При размышлениях о боли и страданиях, будь они физические или душевные, следует не выпускать из виду еще одно очень важное соображение. Бог не далекий, холодный, недоступный властелин, безразличный к Своему народу и его страданиям. Он не только знает о наших страданиях – Он их чувствует. Мы никогда не испытывали боли и страданий, которые не прошли бы сначала через сердце и руки Бога. Как бы мучительно мы ни страдали, нам всегда полезно помнить, что Сам Бог – великий страдалец. Утешением звучат слова пророка Исаии, предсказывающего страдания Христа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Автор Послания к Евреям напоминает нам: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). И там же далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Проблема зла и страдания является одной из серьезнейших проблем современности. Особенно острой она стала в наше время с появлением ядерного оружия. Это все непростые вопросы, и контроль за ситуацией нам не принадлежит. Однако есть несколько указаний к разгадке этой проблемы.

Во-первых, как представил это Дж. Б. Филлипс: «Зло порождено рискованным даром свободной воли».

Бог мог сделать нас машинами, но тогда бы мы были лишены драгоценной свободы выбора и перестали бы быть человеческими существами. Человек, во время своего, так называемого «падения», воспользовался свободой выбора в пользу зла, что и является основной причиной существования зла и страдания в мире. Так что за это несет ответственность не Бог, а человек. Бог мог бы остановить все это, но тогда все мы были бы уничтожены. Следует отметить, что «сущность настоящего христианства заключается не во вмешательстве Бога в процесс выбора, но в создании в самом человеке желания избирать добро вместо зла». Пока вселенная имеет смысл, действия каждого отдельного человека отражаются на других. Никто не изолирован от мира, как остров от материка. Иначе наша жизнь была бы подобна игре в шахматы, где правила меняются после каждого хода. Такая жизнь была бы бессмысленной.

Во-вторых, большинство страданий в мире происходит оттого, что люди избирают зло вместо добра. Это очевидно, когда грабитель убивает кого-либо. Иногда это менее очевидно, как, например, когда принимаются нечестные решения в правительстве или бизнесе, которые могут привести к потерям, или когда результаты стихийных бедствий усугубляются человеческой виной, потому что люди отказались прислушаться к предостережениям о надвигающемся тайфуне, об извержении вулкана, о потопе и т. п..

В-третьих, – и это еще далеко не все – страдания допускаются Богом как суд и наказание. Эту возможность никогда не следует упускать из виду. Бог обычно допускает такого рода страдания с целью восстановления и формирования характера человека, и те, кто страдает в результате совершенного ими зла, обычно знают об этом.

В-четвертых, у Бога есть непримиримый враг в лице сатаны, которому дозволено совершать зло до последнего Божьего суда. Тот факт, что в мире есть сила зла, которая сильнее, чем сам человек, ясно виден из Божьего откровения и из нашего жизненного опыта.

В-пятых, Бог Сам – великий страдалец, и Он сделал все, что нужно было сделать с проблемой зла, – принес величайшую для Него жертву, отдав на смерть Своего единородного Сына, Иисуса Христа. Последствия, которые зло могло бы оказать на вечность, были ликвидированы, грех прощен, мы получаем новую жизнь и силу избирать то, что праведно, когда мы принимаем Господа Иисуса Христа.

Возможно, для веры труднее всего признать, что Бог добр. Многие факты, взятые в отдельности, указывают на обратное. Хельмут Тилеке из Гамбурга говорит, что, если смотреть на кусочек ткани через увеличительное стекло, рисунок в центре будет выглядеть четким, а по краям – расплывчатым. Но мы знаем, что рисунок по краям на самом деле такой же четкий, как и в центре. Жизнь, говорит он, подобна этому кусочку ткани. Многие ее края выглядят расплывчатыми, многие обстоятельства и события мы не в состоянии понять. Но о них надо судить на основании четкости и ясности, которую мы видим в ее центре – кресте Иисуса. У нас нет необходимости строить догадки о доброте Бога по обрывочным знаниям. Бог дал ясное откровение о Своем характере и драматически продемонстрировал его на Кресте. «Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Бог не просит нас понимать это. Все, что от нас требуется – это верить Ему, точно так же, как мы просим нашего ребенка просто верить, что мы его любим, когда ведем его к врачу, хотя он, возможно, не может ни понять, ни оценить этого.

Мир наступает, когда мы начинаем понимать, что нам дано видеть только несколько нитей в великом полотне жизни и Божьей воли и что у нас нет перед собой целиком всей картины.

И тогда с облегчением и радостью мы сможем подтвердить, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Временами от нашей реакции на страдание зависит, принесет ли оно благословение или причинит нам вред. От одного и того же солнца масло тает, а глина затвердевает.

Когда, с Божьей помощью, мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18).


Отвечает Василий Юнак, 01.02.2013


Анна пишет: "Почему Бог допускает такое, как смерть прекрасных. здоровых, красивых молодых людей, как авикатастрофы, войны и т.д.? Почему умирают молодые, почему страдают дети, ведь Бог любит всех? Почему одни ездят на автомашинах с бамперами из чистого золота, а дети в Африке пухнут от голода? Ведь Бог справедлив. Где же Он, Бог? Где его любовь и справедливость. Что плохого сделал ему и чем согрешил 3-х летний ребенок, которому фашисты вспороли живот штыком. Как мне любить и верить в такого Господа, допускающего ТАКОЕ? А если не верить, зачем жить?"

Это очень важный вопрос, который задают многие, хотя и в разной форме. Почему Бог допустил зло однажды и допускает его до сих пор? Я мог бы сейчас процитировать десятки библейских текстов по этому поводу, но пожалуй, я лучше скажу все своими словами. Думаю, что так будет доступнее и конкретнее; при этом я заверяю, вас, что любую мысль из своего пояснения могу подтвердить Словом Божьим, то есть, мои слова - это не выдумка, а отображение библейского учения.

Бог создал всю вселенную и наш мир совершенными, без греха и зла. Все было весьма хорошо, и везде царил закон совершенной любви. Но по причине того, что любовь подразумевала добровольное подчинение всего творения своему Творцу, Бог создал разумных существ со свободной волей. В этом был определенный риск, так как в какой-то момент кто-либо мог избрать неповиновение и непослушание. Но Творец желал общения со свободным творением, а не с роботами, запрограмированными на послушание. В то же самое время, Бог в Своей мудрости предвидел, что рано или поздно такое отступление произойдет. Потому Он предусмотрел выход из возможной ситуации.

Бог - свят и совершенен. Ничто несовершенное не может существовать в присутствии святости. Подобно тому, как напроказничавший малыш чувствует себя неуютно перед другими, или нарушитель перед поступающими правильно, так грешник не может жить в присутствии святости. Потому, грешник погибает от славы Божьей; возмездие за грех - смерть. Бог является не только источником жизни, но Он также и поддерживает жизнь, так как никто и ничто во вселенной не имеет бессмертия, кроме Самого Бога. Грех производит разделение человека с Богом, а потому, не имеющий жизни в себе самом, человек постепенно стареет и умирает.

И вот однажды грех проявился. Один из высших ангелов, херувим, осеняющий престол Божий, от красоты своей и от возвышенного положения своего возгордился и пожелал более высоких почестей. Его грех привел к восстанию на небе, когда он увлек за собой в открытое противление Божьему правлению любви третью часть ангелов. Нельзя сказать, что это был каждый третий ангел, но все небожители разделились на три группы - те, кто остались верными Богу; те, кто последовали за восставшим ангелом; и те, кто остались в глубоком смятении, не зная, кто же прав - Бог или Люцифер, утверждавший, что его правление было бы лучшим.

Господь мог бы по справедливости уничтожить восставшего ангела, который стал сатаной и дьяволом. Бог даже мог бы изгладить из памяти всех небожителей эту мрачную сцену. Но подобное действие Бога не разрешило бы проблемы греха, так как на протяжении бесконечной вечности подобные случаи возникали бы опять и опять. Более того, Кто-то из сомневавшихся мог бы сделать вывод, что Бог уничтожил сатану только потому, чтобы избавиться от конкурента, который действительно имел хорошие намерения. Тогда, вместо истребления греха, это породило бы новую, более обширную волну восстания против Бога. И потому Господь решил пойти по другому пути. Этот путь требовал больших жертв поначалу, но давал более гарантированный результат. При этом, не требовалось поступать несправедливо, удалять из памяти небожителей воспоминания о восстании, отнимая при этом их свободу выбора. И хотя Божий путь был не без жертв и потерь, но все эти жертвы были ограничены и во времени и в численности.

Что же Бог предпринял? Он поступил так, как поступил бы всякий мудрый начальник, против которого выступил бы его подчиненный. Представим себе директора завода, один из инженеров которого начал проводить кампанию против своего начальника говоря, что у него есть лучший метод управления заводом. Если бы директор тут же уволил инженера за клевету и разложение дисциплины, то кое-кто посчитал бы, что "правда глаза колет" директору. Но мудрый директор призовет такого инженера, и предложит ему один цех и определенный срок для того, чтобы тот проявил себя не на словах только, но и на деле. И тогда пусть все станут судьями: если у инженера действительно получится лучше, то директор готов ему уступить свое кресло. А если нет? Ну, тогда такому инженеру нет места на этом заводе... То же самое сделал и Господь с сатаной. Волей случая этим "цехом" стала наша земля.

Адам и Ева были предупреждены об опасности, и они могли вполне отказать сатане и не поддаться на его уловку. Но Ева более поверила словам змея, нежели словам Бога. Тем самым человечество признало падшего ангела своим "богом" и уступило ему право владычества на земле. Сатана, в своей злобе давно уничтожил бы нашу землю, если бы Господь не сдерживал Его. Но земля и человек были Божьим творением, потому Бог продолжал контролировать события, происходящие на мятежной планете. Справедливость Божья не позволяла Ему препятствовать сатане действовать, если эти действия были добровольно разрешены человеком. Бог уважает волю человека. В то же самое время, для тех людей, которые пожелают выйти из подчинения сатане и греху, Бог предусмотрел искупление в лице Своего Сына. Обетование Искупителя было дано Адаму после его грехопадения, и смерть жертвенного ягненка, из которого Господь сделал человеку кожанные одежды для укрытия его наготы, символизировала смерть Сына Божьего, чья одежда праведности покрывает грехи раскаивающегося грешника.

Под влиянием греха сатана ведет наш мир к саморазрушению. Если бы Бог не дал смерть грешнику, то адские мучения были бы невыносимыми. Но в своей милости к человеку Бог ограничил дни жизни человека на земле смертью. Сатана же пытается и эту смерть сделать для человека наиболее мучительной. Почему же Бог до сих пор ждет, и не положит конец правлению сатаны? Неужели история горя и страданий на земле еще не достаточно показали характер сатаны? Вначале Бог дал достаточно времени сатане развить свое правление и показать свои истинный характер, чтобы и та третья часть небожителей, которые оставались в недоумении относительно притязаний Люцифера, также смогла признать любвеобильный характер Божий. Затем Спаситель мира пришел на землю, жил как человек, чтобы показать всем нам образец благочестивой жизни, и затем умер нашей смертью, чтобы мы могли жить Его жизнью. Своей смертью на Голгофе Христос совершил победу над грехом и сатаной. Казалось бы, зачем еще ждать? Вселенная уже знает, кто есть кто. Может быть стоит покончить с сатаной навсегда? Но теперь Бог ждет уже людей. Он не желает, чтобы кто-либо погиб, не имея возможности узнать о спасении и избрать жизнь. И как только благая весть о спасении будет возвещена по всему миру, тогда Христос прийдет во второй раз, чтобы положить конец злу и сатане, и дать вечную жизнь тем, кто пожелал следовать истине. Сатана также знает, что он проиграл, но подобно тому воину, который попав в окружение держит наготове последнюю гранату, чтобы взорвать себя вместе с наибольшим количеством врагов, когда они подойдут поближе к нему, так и сатана сейчас прилагает все усилия для того, чтобы увести с собой в погибель как можно больше людей прежде, чем они узнают о предлагаемом им спасении, или соблазнить грехом даже тех, кто уже принял Спасителя верой.

Вот, почему сейчас, в последнее время, так много страданий. И вот почему те, кто живут нечестно, сегодня пользуются всеми благами мира - сатана использует их для обольщения других и для проявления своей власти. Но Господь обещал нам, что мы, страдая в этом мире и терпя лишения ради Него, получим несравненно большую награду в вечности, так что все эти кратковременные страдания наши будут казаться нам весьма малой жертвой с нашей стороны ради приобретения вечного спасения.

Как я уже отметил в начале, я мог бы процитировать десятки текстов из Священного писания в подтверждение каждой фразы в этом объяснении. И если какой-либо момент в этом ответе кажется вам непонятным или не соответствующим библейскому учению, спрашивайте. Я готов обосновать все, что я написал.

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

Похожие статьи