Существует ли естественный отбор у человека кратко. Естественный отбор в человеческой среде

Применима ли дарвиновская теория отбора к исторической эволюции?, - задается вопросом Александр Майсурян. Конечно, не в том фашистском виде, в каком её протаскивают современные либеральчики — "правильные гены", "гены рабства" и прочая нацистско-элитарная муть. В истории отбор идёт не на уровне биологических генов, а на уровне классовых и социальных моделей поведения. И они вовсе не обязательно наследуются потомством и даже сохраняются всю жизнь — человек, в отличие от животного, может перейти из одного класса в другой, хотя даётся ему это и нелегко, и чаще всего он умирает в составе того же класса, в котором и родился.

Но с этими очевидными поправками — применима ли?
Автор этих строк в течение, наверное, уже двух десятков лет доказывал, и печатно, и иными способами, включая интернет, что да, конечно, применима. Правда, меня всегда несколько смущало то, что классики марксизма, при всех их горячих симпатиях к дарвиновской теории эволюции и при всей близости этой простой (и даже, по-моему, очевидной) мысли к марксизму, никогда её вроде бы не высказывали.
Но, оказывается, это не они не высказывали, а просто я был недостаточно знаком с их наследием. Сравнительно недавно прочитал в публицистике Л. Д. Троцкого, ещё 1909 года, такие соображения, которые меня в этом смысле очень порадовали:

"Теория естественного отбора учит, что в борьбе побеждает наиболее приспособленный. Это не значит: ни лучший, ни сильнейший, ни совершеннейший, — только приспособленный.
Вот шеренга нищих на церковной паперти. Среди них безрукий слепец, с вывороченными веками, с гноящимися босыми ногами: жалкий, отвратительный остаток человека. Но безучастно проходят купчихи и чиновницы мимо других нищих, а безобразному калеке подают медный пятак. В его калечестве и уродстве — его преимущество. И в той борьбе за существование, какая ведётся на церковной паперти, он побеждает оружием своей слабости.
Из двух голодных безработных девушек — при прочих равных условиях — легче и скорее вступит на путь проституции та, у которой слабее развиты чувство личности и сознание человеческого достоинства. А другая, может быть, выпьет карболовой кислоты в конторе для найма прислуги. Выживет более приспособленная. Её индивидуальная слабость, её духовная Minder-werthigkeit (неполноценность) превратится для неё в социальное преимущество.
В современном обществе борьба за существование принимает форму конкуренции. Буржуазное гражданское право создает обстановку неограниченной конкуренции в сфере экономической; демократия, — в сфере политической. На семи решетах демократия просеивает и сортирует человеческий материал, чтобы нужные ей элементы поставить затем на надлежащее место. Наивно думать, будто демократия отбирает наиболее "просвещённых" или наиболее "добродетельных". Эту работу выполняют экзаменационные комиссии или те высокие жюри, которые занимаются присуждением монтионовских премий. Демократия отбирает нужных ей, тех, что умеют наиболее громко, шумно, выразительно прокричать о её потребностях."

Основное предназначение человека - это с помощью нашего Воображения дальнейшее расширение Вселенной, проводя в неё соответствующие, наработанные нами, вибрации или энергию.

Предназначение и едино для каждой души и различно. Разница в том, каким именно образом Воображение реализуется в мире: кто-то рисует, кто-то конструирует, кто-то строит, поёт, готовит пищу, обучает детей, ухаживает за животными и т.д. Основная цель человека - это быть нужным людям! Смысл жизни каждого из нас - превратить всю свою жизнь, каждое её мгновение в своеобразный акт творчества! Ведь в каждом из нас есть частичка самого Творца, поэтому мы по своей сути сотворцы, а не рабы божьи.

Надо наполнить каждый свой день Воображением - будь то уборка по дому, мытьё посуды, чистка картошки, поездка в транспорте, разговор с окружающими и др., через всё это можно приумножать и расширять Божественную сущность. Главное - всё творить с душой и в любом деле идти надо от созидания, а не от разрушения!

Любое действие человека должно быть одухотворено, т.е., в её основе должны быть заложены духовно-нравственные начала, а не зло! Самая большая цель жизни - это каждое мгновение проживать не на автомате, в полусне, а с Воображением, с любовью к тому, что ты делаешь!

Таким образом, мы станем возвращать свой долг миру. Ведь сколько от жизни взяли, столько же и должны вернуть в виде физического или интеллектуального труда, иначе наше поведение станет подвергаться коррекции через различные заболевания, неприятности и несчастья.

Любое событие, происходящее с нами - есть знак! Поэтому всегда надо остановиться и постараться осмыслить происходящее с нами, ведь случайностей в жизни не бывает.

Основным тестом нашего неправильного поведения или действия является наблюдаемое торможение в реализации наших целей и планов. В это время сама Природа как бы даёт нам паузу на осмысление, что идём мы не туда и делаем не так, как надо!

Требуется понять и осознать возможные причины своих неудач. Если и дальше это будет продолжаться, то включаются природные принципы естественного отбора биологических видов, и, в силу различных обстоятельств, человек оказывается на обочине дороги жизни, заканчивая её опустившимся бомжом, пьяницей, наркоманом, хроническим неудачником и суицидом!

Человек в своей жизни проходит три стадии своего развития:

Стадию животного;

Стадию разумного животного, когда в своей жизни он руководствуется природными инстинктами;

И стадию собственно человека, когда он осознанно продолжает своё развитие.

Человек не мотивированный на развитие подлежит медленному угасанию! Он становится неспособен выполнить свою миссию на Земле, поэтому и уходит за ненадобностью.

Смена ценностной ориентации после развала СССР привела к тому, что главенствующую роль в жизни людей стали играть деньги, а не духовно-нравственные начала, представляющие собой основу развития всей человеческой цивилизации на Земле. Сегодня у нас нет ни одного закона, определяющего принципы духовно-нравственного развития человека и общества. Все законы направлены только на удовлетворение потребностей тела и нет ни одного закона, касающегося души человека. А это не может формировать у нашей молодёжи должного уважения к своим родителям и людям пожилого возраста. Есть ведь хорошая народная мудрость: «Кто родителей и старших не почитает, тот в добре не ходит!». Так как молодые люди не могут себя представить в пожилом возрасте, они автоматически программируют себя на краткосрочную жизнь, поэтому то и не доживают до старости, а уходят из жизни молодыми. Здесь есть о чём задуматься!

Сегодня большинство нашего населения живёт только инстинктами самосохранения, застряв в своём развитии на стадии «разумного животного», не дотягиваясь собственно до человека. Так чего же мы хотим друг от друга - каких чувств, какой справедливости, какой любви и каких человеческих отношений? Ведь при капитализме «Человек человеку -волк!». Нас этому учили в советской школе!

У человека в жизни обязательно должна быть долговременная цель, разбитая на этапы, стремясь к достижению которой он должен себя полнее реализовать и быть востребован людьми. Поскольку по цели идёт энергетическое её закрепление «свыше», человеку для этого даются и определённые силы и возможности для последующей её реализации. Для успешной поэтапной реализации цели, человек определяет, что ему для этого не хватает: каких знаний, умений, навыков, профессионализма и т.д., стремясь всё это приобрести и освоить. Вселенная всегда ему поможет в этом, надо только, чтобы помыслы у человека были чистыми.

В настоящее время в стране, да и в мире в целом сложилась неблагополучная экономическая ситуация. Люди теряют разум, работу, начинают вести себя неадекватно, пространство насыщено человеческой агрессией, проявляемой в различных формах. Наблюдается формирование резонанса социального зла из-за социальной неустроенности людей. Люди, которые в силу различных обстоятельств выкинуты сегодня на задворки общества являются готовым материалом для протестных выступлений.

Чтобы выжить в таких условиях, надо стараться развивать в себе волевые качества, способность гибко подстраиваться к быстро меняющейся среде обитания, а этому, сидя за компьютером, не научишься. Надо набираться жизненного опыта, а также практики реального, а не виртуального общения с людьми, не чураться любой работы, а рассматривать всё это как своеобразную тренировку своей выдержки и приобретения опыта. Относиться ко всякой работе надо с душой, развивать свои личные и деловые качества, иначе попадёте под жернова естественного отбора. Надо учиться структурировать себя изнутри и приучать к порядку во всём! Ведь «Бог помогает тому, кто стремится к порядку!» - так гласит народная мудрость.

Давно пора бы понять, что наши проблемы никто, кроме нас самих, за нас не решит! Если нет своих мозгов, то чужих добавить нельзя! У подобных людей просто нет внутреннего стержня, и они со временем, если не станут над собой работать, попадут под природную выбраковку.

И хорошо, если у таких людей есть свой угол и те, кто может содержать их в старости? Иначе дорога одна - туда, где отдыхают души.

Сегодня лениться не надо! Просто задумайтесь сейчас - на что вы будете жить в старости? Берите себя в руки и вперёд! Приобретайте новые специальности, следите за своим здоровьем, поскольку в наших больницах вы никому не нужны! Ищите и обрящете! И воздастся каждому по делам его - так, кажется, написано в Евангелие.

Составил Б.Ратников

Синтез физиологического, генетического и популяционного аспектов исследований привел к обновлению методологической базы антропологии, к отказу от многих концепций и традиционных взглядов, к новым фундаментальным обобщениям, например к изменению во взглядах на роль естественного отбора в человеческом обществе. Проблема эта пережила много стадий в своем решении, обсуждалась с крайней остротой, привлекая внимание людей, далеких от науки. Исключительная прогрессивность основного труда Ч. Дарвина о происхождении человека состояла в том, что он показал ограниченную роль естественного отбора в человеческом обществе и полагал, что основную роль сыграл здесь половой отбор.

Труд Ч. Дарвина выгодно отличался от вышедших ранее книг Т. Гексли и К. Фогта, в которых защищалось животное происхождение человека на основе дарвинизма, но не обнаружена специфика процессов антропогенеза. Однако осторожный подход Ч. Дарвина не был подхвачен его последователями, в первую очередь Э. Геккелем, верившим в непогрешимость и всеобщность дарвиновского учения, но не учитывавшим ограничений, накладываемых на человека обществом. В докладах, статьях, книгах он рассматривал происхождение многих сугубо человеческих институтов сквозь призму установленных Ч. Дарвином закономерностей, и в первую очередь сквозь призму естественного отбора. Неповинный в создании концепций, абсолютизировавших роль естественного отбора в человеческом обществе. Геккель породил, однако, целую плеяду последователей, создавших и пропагандировавших социал-дарвинизм.

Увлечение социал-дарвинизмом могло бы быть приостановлено, если бы труд Ф. Энгельса «Диалектика природы», в частности статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанная в 1873-1876 гг., был сразу опубликован. Изложенная в этой главе трудовая теория антропогенеза как раз и базировалась на ограничении биологических и подчеркивании социальных закономерностей в эволюции человека, прежде всего трудовой деятельности. Естественный отбор ставился на подчиненное место и в процессе антропогенеза, и в человеческом обществе вообще.

К сожалению, работа Энгельса увидела свет через 50 лет после написания и поэтому не смогла повлиять на последователей социал-дарвинизма. Это учение отпугивало многих откровенно шовинистической, антигуманистической направленностью, но в той или иной мере разделялось почти всеми крупными антропологами в конце XIX - начале XX в. Казалось естественным, что человек - порождение животного мира - подчиняется всем закономерностям, господствующим в этом мире. Правда, человек породил культуру, которой у животных нет, культура как будто развивается по своим законам, не имеющим отношения к естественному отбору, но такие оговорки носили половинчатый характер и ничего всерьез не меняли.

Вульгарный социал-дарвинистский подход не удовлетворял ученых, и на его фоне сформировалась концепция, согласно которой роль естественного отбора должна быть ограничена лишь действием его на физические особенности человека. Раз человек - в основе своей животное, то морфология и физиология его определяются естественноисторическими закономерностями, из которых отбор является главнейшей. Эта концепция отличается научной строгостью и последовательностью и не имеет ничего общего с социал-дарвинизмом. Она разделяется в настоящее время всеми или почти всеми прогрессивными американскими и западноевропейскими учеными. Естественно, что признание действия отбора автоматически предопределяет ответ на вопрос о настоящей и будущей эволюции человека: да, она идет сейчас, будет идти и в дальнейшем, и современный вид человека уступит место другому, более прогрессивному виду, сформирующемуся на его основе.

В советской антропологической литературе отмечено, что многие социальные факторы смягчают действие естественного отбора. На этом основании сформулирована концепция, согласно которой отбор действует в человеческом обществе в ослабленном виде и потерял свою формообразующую роль. Человек, пройдя через макроэволюцию, формирование нового вида, вступил в период микроэволюции, когда изменения кардинального характера проявляются только на уровне популяций. К сожалению, эта концепция, разделяемая многими советскими антропологами и философами, вульгаризирована в отдельных философских статьях, в которых при прямом пренебрежении фактами вообще отрицался естественный отбор в человеческом обществе.

Физиологические и генетические наблюдения позволили внести в эту концепцию существенные добавления: были вскрыты процессы селекции, идущие в человеческом обществе, и на конкретных примерах показана их интенсивность. Процессы идут по группам крови системы АВО, носители которых устойчивы или, наоборот, склонны к разным заболеваниям - инфекционным (чума, оспа), раку желудка и двенадцатиперстной кишки. Возможно, и другие группы крови также отражают резистентность к различным заболеваниям. Наличие аномальных гемоглобинов в тропической зоне, в частности так называемого гемоглобина S, приводит в гомозиготной форме к тяжелой анемии со смертельным исходом в раннем детстве. При такой ситуации ген аномального гемоглобина должен был бы быстро исчезнуть, но он поддерживается на довольно высоком уровне в своей концентрации из-за того, что гетерозигота, по-видимому, более устойчива к широко распространенной в тропических районах малярии, чем носитель нормального гемоглобина

Это свидетельствует об активности процессов отбора в человеческом обществе, о том, что отбор во многих случаях действует не менее интенсивно, чем в мире животных. Однако отбор у человека действует в иной форме. Человек практически единственный из космополитических видов, заселяющих всю планету. Естественное разнообразие среды его жизни дополняется искусственным - сложностью социальной среды, которую создает общество. В этих условиях магистральное направление естественного отбора, в котором осуществляется его действие по отношению ко всем видам растений и животных, распадается на несколько направлений. Это означает, что какая-то морфофизиологическая особенность, полезная в одних случаях, становится безразличной или даже вредной в других. Отбор выступает у человека не в виде катализатора развития, а в виде дробителя. Стабилизирующая форма отбора, установленная И. И. Шмальгаузеном, сменяется рассеивающей. Интенсивно идущий отбор в человеческом обществе обеспечивает и усиливает не достигнутое в ходе предшествующей эволюции биологическое единство человеческого вида, а его разнообразие. А так как среда жизни людей чрезвычайно нестабильна, подвижна, и направления действия отбора быстро меняются, он не стимулирует единого эволюционного развития человека, не приводит к видовой перестройке и, следовательно, к макроэволюции.

Велика также роль биологической адаптации у человека . В изучении этой проблемы современная антропология тесно смыкается с медицинской географией. Адаптивные приспособления проявляются ко многим элементам среды: к элементам мертвой природы, к географической оболочке в узком смысле слова и к биосфере. Климатическая и природная зональность находит отражение в вариациях размеров и пропорций тела, в пигментации, ширине носа. В тропическом поясе сосредоточены популяции с такими особенностями, как темная пигментация, широкий нос, долихоморфные (удлиненные) пропорции тела, в умеренном и холодном поясах - с противоположными. При сопоставлении антропологических особенностей эскимосов и огнеземельцев предпринималась попытка доказать существование биполярных рас, таких локальных расовых комбинаций, которые сходны и образовались под влиянием приспособления к одинаковым условиям одного пояса в северном и южном полушариях .

Адаптивные связи человечества с биосферой можно подразделить на два канала - непосредственное влияние на человека и одновременно частичная передача через нее влияния косной природы. Последний канал назван трансмиссивной функцией биосферы. Непосредственное формообразующее влияние биосферы на человеческий организм видно во многих физиологических адаптациях, в разной иммунологической резистентности расовых типов, в образовании многих их морфологических свойств хотя бы частично в результате приспособления к пищевому режиму. Трансмиссивная функция биосферы яснее всего выявляется в передаче через биотический фактор недостатка или избытка микроэлементов, а также в концентрации их в нормальных пределах. Минеральная насыщенность скелета определяется путем рентгенофотометрии, находится в тесной связи с соответствующими концентрациями микро- и макроэлементов в природной среде. Через биотический пищевой фактор эти концентрации отражаются и в формообразовании, влияя на рост и размеры головы.

Эти связи демонстрируют зависимость человеческого организма от среды его жизни, сложность и разнообразие адаптивных приспособлений к ней, роль этих приспособлений в расообразовании и дифференциации популяций. Освоение ойкумены человеком и расселение его не были безболезненным процессом, они сопровождались мучительной перестройкой организма при соприкосновении с новыми, пепривычными условиями.

Медицинская география, прогнозирующая вкупе с антропологией перспективность заселения новых и слабо освоенных районов, базируется на прошлом опыте биологической адаптации человечества, предотвращает слишком сильный урон, который мог бы быть нанесен человеческому организму незнакомыми условиями среды.

В этот день:

  • 0079 Извержения Везувия уничтожило римские города Помпеи и Геркуланум .
  • Дни смерти
  • 1942 Погиб Михаил Васильевич Талицкий , советский археолог, первооткрыватель стоянки имени М. В. Талицкого.
  • 1978 Умерла Кэтлин Кеньон , английский специалист по библейской археологии, исследовательница Иерихона.
  • 1993 Умер Василий Филиппович Каховский - советский и российский историк и археолог, исследователь Чувашии.

Похожие статьи