Особенности, виды и характерные признаки нарушения мышления. Какие бывают нарушения мышления? Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация Нарушение мышления и восприятия

Мышление - высший этап познавательной деятельности, в основе которого лежит переработка полученной информации (ощущения и восприятия), их анализ и синтез. 2 вида нарушений мыслительного процесса: количественное и качественное .

Количественные расстройства мышления проявляются в форме ограничения умственной деятельности или его недоразвития при задержке психического развития (ЗПР ) или умственной отсталости (олигофрении ). У подростков и взрослых распад психической деятельностидеменция , наблюдается при хронически текущих психических процессах.

Качественные расстройства мыслительной деятельности наблюдаются при различных неврозах и психозах и проявляются в расстройстве темпа мыслительной деятельности, навязчивости и бреде.

Нарушение темпа мыслительной деятельности обусловлено преобладанием возбуждения или торможения в коре головного мозга.

Ускоренное течение мыслей вплоть до разорванности мышления. В этих случаях образование и смена ассоциаций ускорена, один образ сменяется другим, возникает наплыв мыслей. Нарушается последовательность, нарастает утрата логических связей между частями предложений. Процесс мышления характеризуется беспорядочностью, а высказывания становятся непонятными, абсурдными. Ускоренный темп мышления сочетается с возбужденным поведением, что укладывается в определенный маниакальный синдром .

Замедленное течение мыслительного процесса наблюдается при преобладании торможения в коре головного мозга. Больные жалуются на отсутствие мысли, «в голове какая то пустота». Замедление темпа мыслительной деятельности наблюдается при депрессивных состояниях.

Другой формой расстройств является обстоятельность мышления – детализация , при которой больной уходит от заданной темы, подробно говорит, повторяется и не может переключиться к продолжению основной темы. Излишне обстоятельное мышление, застреваемость и плохая переключаемость, вязкость мышления свойственны детям и взрослым с органическими поражениями центральной нервной системы (эпилепсии, психоорганическом дефекте).

Одной из форм нарушения мышления является резонерство , при котором больной на заданный вопрос не отвечает, а начинает рассуждать, поучать собеседника. Словесная продукция больного при этом бывает пространной и отдаленной от сути вопроса. Такие особенности речевого высказывания могут наблюдаться при психозах, при гидроцефалии.

Одной из форм расстройства мыслительной деятельности могут быть персеверации и стереотипии , которые характеризуются повторением ответа на первый заданный вопрос. При этом имеют место длительное доминирование какой либо одной мысли, одного представления, в основе которых лежит застревание ассоциаций. Такие состояния заторможенности наблюдаются у больных при кровоизлияниях в мозг или опухолях мозга.


Бессвязное, разорванное мышление характерно для ряда инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой, а также у больных шизофренией. При этом мысли не объединяются между собой, а представляют отдельные фрагменты, в которых отсутствует анализ и синтез, отсутствует способность к обобщению, речь бессмысленная.

Аутистическое мышление характеризуется отгороженностью субъекта от внешнего мира, его замкнутостью, погруженностью в собственные переживания, недостаточно соответствующие реальности.

К расстройствам мышления относятся навязчивые мысли (обсессивный синдром). Это мысли, от которых больной не может освободиться, хотя и понимает их ненужность. Навязчивые мысли могут возникнуть у практически здоровых людей, у невротиков и у психически больных. Навязчивые мысли у невротиков носят более сложный и стойкий характер. Это тоже очаг застойного возбуждения, но более глубокий. Больной критически относится к своему состоянию, но освободиться от своих переживаний не может. Навязчивые мысли у невротиков могут иметь различный характер и проявляться в виде непреодолимых желаний, влечений и страхов.

Навязчивые страхи, или фобии , разнообразны и трудно преодолимы. Может возникнуть мысль, а с нею и страх, перед выполнением какого то задания или действия, особенно в обстановке волнения, напряжения. У детей появляется страх наказания за плохо выполненные домашние задания или полученную в школе неудовлетворительную оценку. Такие же мысли, а с ними и страхи, могут появиться у подростка или взрослого, выполняющего сложное задание в неблагоприятной обстановке. Иногда логофобия (страх речи) проявляется в присутствии одного человека, строгого воспитателя или учителя в школе, в то время как в присутствии другого человека, который спокойно и доброжелательно относится к ребенку, этих мыслей и страха нет.

Навязчивые мысли у психически больных людей стойкие, больные к ним не критичны и не ищут помощи. По своей клинической картине навязчивые мысли у психически больных близки к бредовым идеям и не поддаются разубеждению.

Сверхценные идеи наблюдаются в подростковом возрасте и характеризуются определенными особенностями. Если в сознании человека преобладают эмоционально ярко окрашенные мысли, то говорят о наличии сверхценных идей. Эти мысли не носят нелепого характера, но больной придает им такое большое значение, которого они объективно не имеют. Сверхценные идеи не сопровождаются тягостным чувством навязывания и желанием освободиться от неправильного образа мышления.

Бред и бредовые идеи возникают в результате болезни головного мозга. Бред может возникнуть на фоне расстроенного сознания при инфекции или интоксикации, на высоте болезненного состояния (высокой температуры или алкогольного отравления), когда больные произносят отдельные слова или короткие фразы, не относящиеся к окружающей обстановке.

Бредовые идеи – это неправильные, не соответствующие действительности суждения, умозаключения, неподдающиеся разубеждению. Больные находятся под влиянием возникших у них мыслей, идей, изменяющих их поведение. Бредовые идеи систематизированы, произносятся на фоне сохранного сознания, сопровождают психическое расстройство, могут наблюдаться в течение длительного времени. Бредовые идеи могут сочетаться с галлюцинациями.

Бредовые идеи различаются по содержанию : идеи отношения, преследования, отравления, ревности, величия и обогащения, изобретательства, реформаторства, сутяжничества и другие.

Наиболее часто встречающиеся формы бредовых высказываний : идеи отношения и идеи преследования. При бредовых идеях обогащения больные рассказывают о своих несметных богатствах. При бредовых идеях величия они называют себя именами великих людей. При бредовых идеях изобретательства больные конструируют различные приборы. При бредовых идеях сутяжничества больные пишут в различные организации жалобы, бесконечно судятся за какие то права. Один из видов бредовых идей характеризуется заниженной оценкой своей личности, больной убежден в своей никчемности и ненужности, неполноценности (бредовые идеи самоунижения). У больных в этих случаях возникает депрессивное состояние, при котором они считают себя плохими, ничтожными. Ипохондрический бред характеризуется необоснованными убеждениями и высказываниями больного в том, что у него неизлечимая болезнь и он должен скоро умереть.

Наряду с первичным бредом возможно выделение чувственного (образного) бреда, который характеризуется расстройством чувственного познания, развивается на фоне других нарушений психики, носит наглядный характер с множеством образов, воспринимаемых фрагментарно, складывающихся в образы, догадки, фантазии, чем объясняется его бессвязность и нелепость. Выделяют различные формы чувственного бреда .

Бред самообвинения проявляется в том, что больной приписывает себе различные ошибки, проступки, бывшие в действительности или значительно увеличенные, вплоть до преступления. Такие состояния возникают у подростков, перенесших травму черепа или энцефалит. При бреде воздействия больной считает, что его мысли, действия, поступки обусловлены посторонним воздействием гипноза, радиоволн, электрического тока. Бред преследования заключается в том, что больной считает себя окруженным врагами, стремящимися уничтожить его или причинить ему вред, и поэтому принимает различные меры предосторожности, чтобы этого не случилось. Среди форм чувственного бреда описываются также бред самоуничижения , ущерба, нигилистический, экспансивный, фантастический, религиозный, эротический, ревности, космического воздействия и др. Несистематизированный бред , именуемый параноидным, носит бессвязный характер, основан на догадках и предположениях.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

  1. Нарушения операциональной стороны мышления:
    • снижение уровня обобщения;
    • искажение уровня обобщения.
  2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
    • разноплановость мышления;
    • резонерство.
  3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
    • лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
    • откликаемость.
  4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
    • нарушение критичности мышления;
    • нарушение регулирующей функции мышления;
    • разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются как снижение уровня обобщения , когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления , или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность , или «вязкость мышления» , - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал:

«Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом . Противоположное расстройство мышления - шперрунг , т.е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления . Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления - бред , или «интеллектуальная мономания» . Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.


Расстройства мышления по темпу

Ускорение - увеличение количества ассоциаций в единицу времени.
Максимальное ускорение мышления - «скачка идей».
Замедление - уменьшение количества ассоциаций в единицу времени.
Ментизм - «вихрь идей», ускорение мышление возникающее приступообразно.
Шперрунг - «закупорка мыслей», внезапная остановка ассоциативного процесса.


Расстройства мышления по стройности

Разорванность - нарушение логической связи в предложении при сохранении грамматической (в речи проявляется шизофазией).
Легкая степень разорванности - соскальзывание.
Бессвязность - нарушение логической и грамматической связи в предложении (в речи - паралогии и парафазии).
Инкогеренция - нарушение связи между слогами в словах.
Вербигерация - стереотипное повторение отдельных слов или слогов.


Расстройства мышления по целенаправленности

Разноплановость - формирование суждений, исходя из разных принципов.
Обстоятельность - затруднение образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.
Персеверация - затруднение образования новых ассоциаций вследствие доминирования одной мысли.
Резонерство - «бесплодное мудрствование».


Расстройства мышления по продуктивности

Навязчивые мысли (обсессии) - насильственно возникающие мысли, осознаваемые как болезненные (навязчивые сомнения, счет, воспоминания, страхи, влечения). Возникают приступообразно.
Навязчивые действия (компульсии) - непроизвольно совершаемые автоматические стереотипные движения, усилием воли человек задерживает их.

Сверхценные идеи - суждения, возникающие на основе реальных фактов, значение которых резко преувеличено, при отсутствии критики.
Встречаются при паранояльной психопатии.

Бредовые идеи (бред) - ошибочные суждения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием больного, не поддающиеся коррекции и с отсутствием критики.

Классификация бреда
А. По содержанию:
1. Бредовые идеи преследования (бред отношения, особого значения, околдовывания, воздействия, отравления, материального ущерба, обвинения, ревности).
2. Бредовые идеи величия (бред изобретательства, высокого происхождения, богатства, эротический бред, собственно бред величия).
3. Депрессивный бред (бред самоуничижения, самообвинения, ипохондрический бред, бред отрицания, гибели мира, индуцированный бред, конформный бред).

Б. По структуре:

Паранойяльный Параноидный Парафренный
1) Бред первичный, интерпретативный,
вследствие логически неправильного умозаключения.
2) Бытовое содержание бреда, нет явной нелепости.
3) Монотематичность бреда.
1) Бред вторичный, чувственно-образный, основанный на галлюцинациях, депрессии или маниакального состояния.
2) Политематичность бреда.
3) Явная нелепость бреда.
4) Количественные расстройства сознания.
1) Бред воображения.
2) Бред систематизированный.
3) Фантастический характер бреда (чаще бред величия).
4) Конфабуляции.
Пример:
Синдром Отелло - бред супружеской измены.
Пример:
Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма):
1. Псевдогаллюцинации.
2. Бред воздействия.
3. Явления психического автоматизма (идеаторного, сенсорного, моторного)
«Голоса наводят в голову прямо транзисторами»
Встречается при шизофрении.
Пример:
Синдром Котара - глубокая депрессия в сочетании с ипохондрическим бредом или бредом злого могущества (разновидность парафренного синдрома).

Дисморфофобия - переживания, содержанием которых является косметический дефект, физическое уродство, дурной запах, якобы исходящий от больного, словом - отталкивающий внешний облик. По существу - это один из вариантов ипохондрии.
В структуре психопатологии этот синдром характеризуется триадой Коркина:
1. Идея физического недостатка.
2. Бреда отношения.
3. Пониженного настроения, иногда вплоть до депрессии.
В отличии от метаморфопсии нет нарушения восприятия.
Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа, реже - сверхценных идей или навязчивого состояния.

Исследователи до сих пор не определились, что представляет собой мыслительный процесс. Считается, под ним следует понимать одну из высших психических функций, посредством которой человек воспринимает и обобщает информацию об окружающей его действительности.

Однако под воздействием внешних факторов люди могут частично или полностью потерять такую способность. Нарушения мышления носят как временный, так и постоянный характер, и могут быть следствием психических и иных расстройств.

О мышлении

Мышление является специфической особенностью, которой обладает человек. Посредством мыслительной деятельности люди устанавливают существующие взаимосвязи между различными внешними объектами и явлениями. Также этот процесс позволяет определить субъективное отношение человека к предметам и событиям реального мира. В результате за счет мышления формируется определенное восприятие окружающей действительности (точка зрения), выразить которое люди могут при помощи речи.

По сути, данный процесс позволяет человеку не только составить представление о реальном мире, но и понять его. Причем мыслительная деятельность связана не только с конкретными объектами, но и с абстрактными понятиями.

В последнем случае речь идет о процессе обобщения текущих реалий: стихийные бедствия, мебель и так далее. В ходе эволюционного развития у человека сформировалась способность объединять несколько объектов или явлений по определенному признаку. Такие умения носят название абстрактное мышление.

Формирование картин внутреннего и внешнего мира происходит за счет анализа причинно-следственных связей. При этом человек, опираясь на собственные способности, подвергает полученные в ходе мыслительного процесса результаты проверке, основываясь в своих суждениях на ранее приобретенном опыте. Например, если ребенок, приблизившись к краю кровати, упал, то в будущем, достигнув той же точки, он сможет представить дальнейшее развитие событий и принять соответствующее решение.

Нарушение мышления диагностируется при условии, если человек не соответствует следующим критериям:

Важно отметить, что приведенные критерии являются общими. То есть, не соответствие одному из них не может считаться отклонением в рамках принятых эмпирических, логических и иных оснований.

Например, установлено, что еда после 9 вечера вредит здоровью. Если большинство людей соблюдают это правило, а несколько человек отказываются, то поведение последних не считается признаком психических расстройств.

В медицинской практике принято выделять следующие виды нарушения мышления:

  • динамики мышления;
  • логического (личностного) мышления;
  • ассоциативного (операционного) мышления.

Ввиду того, что мышление представляет собой сложноорганизованный процесс, который подвергается изменениям под влиянием множества факторов, определить наличие нарушений не всегда удается даже опытному специалисту.

Особенности нарушений мыслительной динамики

Нарушение динамики мышления проявляет себя в виде следующих процессов.

Повышение скорости мыслительного процесса

Это нарушение мышления характеризуется скачками идей. Человек не может остановиться и постоянно продуцирует их посредством речи, выдавая в окружающий мир огромный поток ассоциаций. Причем сама речь остается бессвязной и скачкообразной. Любые выводы возникают неожиданно под воздействием какого-либо внешнего или внутреннего раздражителя. Суждения об объектах носят поверхностный характер. Из-за нескончаемого потока информации у человека с таким типом нарушений нередко садится голос.

Указанная симптоматика дополняется следующими симптомами:


Важной особенностью данного типа расстройства является то, что в высказываниях больного, несмотря на их поверхность, скрывается определенный смысл. Человек при нарушении динамического мышления осознает свои действия и понимает совершаемые ошибки. Он сохраняет способность по их устранению.

Инертность мышления

Нарушение мышления данного типа характеризуется следующими признаками:

  • замедленный процесс формирования ассоциаций;
  • наличие заторможенности;
  • отсутствие способности к формированию собственных мыслей.

Человек сохраняет способность говорить, однако ответы на вопросы будут краткими и односложными. Больной с серьезными затруднениями переходит на новую тему разговора.

Отсутствие последовательности в суждениях

При таком отклонении наблюдается неустойчивый характер суждений и ассоциаций. Однако больной может достаточно хорошо анализировать текущую ситуацию, воспринимать и обобщать полученную информацию. Нарушение мышления данного типа возникает на фоне психических расстройств, а также при патологиях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания).

Появление откликаемости

Под откликаемостью понимается нехарактерное для здорового человека поведения, при котором больной постоянно и бессвязно включает в свою речь видимые объекты. Кроме того, у пациентов наблюдается дезориентация в пространстве и времени, они могут забыть определенные даты, имена и события. Речь больного становится бессвязной.

В основном откликаемость диагностируется у людей с сосудистыми патологиями головного мозга.

Соскальзывание

Данный эффект проявляет себя в виде неожиданного ухода от текущей темы рассуждений. Причем человек соскальзывает к бессвязным ассоциациям. Со временем больной вновь возвращается к начальной теме. Соскальзывание происходит эпизодически и внезапно. Наиболее часто данный эффект отмечается при шизофренических расстройствах.

Нарушения личностного мышления

К нарушениям логического мышления относятся следующие явления.

Неспособность обобщать мысли

Разноплановость мышления характеризуется отсутствием целенаправленности в действиях больного. Последний попросту не в состоянии обобщить несколько объектов, выделив в них один или несколько признаков. При этом пациент сохраняет способность к классифицированию предметов, но осуществляет такие действия, основываясь на личностных предпочтениях: привычка, вкусовые ощущения и другое. В выводах больного отсутствует объективное суждение.

Резонерство

Характерным признаком резонерства является бессвязные и длительные рассуждения, которые ведутся без конкретной цели. Логика суждений в речи полностью или частично отсутствует. Слова и фразы не имеют видимой связи между собой. Человеку в момент, когда он произносит речь, не нужен слушатель. Ему не важно, откликается ли кто-то на высказываемые им мысли. Больному необходимо высказаться. Резонерство часто отмечается у людей, страдающих от шизофрении.

Бредовое состояние

Бредовое состояние представляет собой нарушение мыслительного процесса, при котором информация, высказываемая больным, носит абстрактный характер.

То есть, в произносимых словах и фразах отсутствует видимая связь с объективной реальностью и окружающей обстановкой. Причем сам человек полностью уверен в том, что его умозаключения являются истинными. Убедить его в обратном не удается. В качестве примера подобных явлений можно привести состояние анорексии. Человек «видит» излишки веса и стремится избавиться от него всеми возможными способами.

Отсутствие критичности мышления и навязчивость

Отсутствие критического восприятия приводит к тому, что в действиях пациента исчезает целенаправленность. Больной не способен регулировать свои поступки.

Характерным признаком навязчивого состояния являются фобии.

По мере своего развития данная проблема приводит к постепенному расстройству личности.

Нарушения ассоциативного мышления

Расстройства ассоциативного мышления проявляются в виде:


Выше уже было отмечено, что нарушения мыслительного процесса возникают по множеству причин. Более того, сегодня нет единого мнения по поводу взаимосвязи между отдельными заболеваниями и патологическими изменениями. Рассматриваемые нарушения возникают часто из-за следующих проблем:

  1. Расстройства когнитивного характера. Снижение интеллектуальных способностей происходит на фоне развития деменции, болезни Альцгеймера, шизофрении. При таких нарушениях человек не всегда и не полностью отдает себе отчет в происходящем, теряет способность контролировать своими действиями. В зависимости от области поражения головного мозга существует вероятность того, что больной начнет воспринимать окружающую действительность в искаженном виде.
  2. Психозы. Психозы негативно сказываются на мыслительных процессах человека, вследствие чего последний перестает адекватно реагировать и воспринимать окружающий мир. Его суждения часто не соответствуют общепринятой логике. Больной выражает бессвязные мысли.

Методики исследования нарушений

Исследованием нарушений мышления занимается психолог. При подозрении на наличие подобных патологических изменений изначально для их диагностирования применяются инструментальные методы:


Инструментальные методы исследования позволяют установить наличие очага поражения в головном мозгу и выявить патологии, способные привести к нарушению мышления. После завершения этого этапа диагностики работу с пациентом проводит психолог.

С целью установления характера изменений и формы патологических нарушений проводятся различные тесты. В частности, при расстройствах операционного мышления нарушениях применяются методики:

  • классификации;
  • исключения;
  • формирования аналогий;
  • определение понятий путем сравнения нескольких предметов;
  • выявление переносного смысла устоявшихся выражений (пословицы, метафоры);
  • рисование пиктограмм.

Каждый из этих методов позволяет оценить способности человека к обобщению поступающей информации, формированию представления о них и другие важные факторы, на основании которых ставится конечный диагноз.

Нарушения мыслительных способностей человека возникают в основном при психических расстройствах и заболеваниях, поражающих структуру головного мозга. Подобные расстройства проявляются в виде бессвязного выражения собственных мыслей, неправильных суждениях о объектах и процессах реального мира. Для постановки точного диагноза и выявления истинного характера нарушений мышления потребуется проведение психологического тестирования пациента.

Мышление - это в первую очередь некая деятельность, которая опирается на систему понятий, имеет направленность на решение каких-либо задач, подчиняется целям, учитывая условия, в которых та или иная задача осуществляется.

Расстройства мышления отличаются от любых других нарушений сложностью и огромнейшим разнообразием. Исследование мышления в большинстве случаев сводится к анализу письменной и устной речи, так как мыслительный процесс очень тесно связан именно с речью. Также оценивается адекватность выполнения специальных тестов и поведение человека в той или иной ситуации.

Все расстройства мышления можно условно разделить на большие три группы:

1. Нарушения, связанные с операционной стороной мышления (расстройства процесса обобщения);

2. Нарушения, связанные с динамикой мышления (расстройства логического хода мысли);

3. Нарушения со стороны мотивационного компонента (расстройства целенаправленности мышления).

Расстройства мышления: нарушения операционной системы

Уровень процесса обобщения искажается или снижается. В суждениях больного могут преобладать непосредственные представления о явлениях и процессах. Оперирование обобщающими признаками может заменяться установлением сугубо личным, конкретным отношением к предметам. Такой больной при выполнении тестового задания не сможет из предложенных признаков выбрать те, что являются самыми обобщающими и существенными. Уровень обобщения настолько снижается что, к примеру, он не понимает, какая разница между вороной и собакой, между тарелкой и столом.

В случае искажения процесса обобщения, суждения будут отражать лишь случайную сторону явления. При выполнении тестового задания больной может выделить частные свойства и признаки, не отражающие ни смысловых отношений между явлениями, ни содержания между ними. В большинстве случаев подобные нарушения мышления отмечаются у больных шизофренией, но иногда могут возникать и при других заболеваниях.

Расстройства мышления: нарушения динамики мышления

У людей впоследствии тяжелой черепно-мозговой травмы, а также у больных эпилепсией, зачастую выявляются нарушения мыслительной деятельности, связанные непосредственно с динамикой умственных процессов. В психиатрии данные нарушения обозначают термином «вязкость». Больной не может изменить ход своих суждений и переключиться на какой-либо другой К тому же, такому больному свойственна замедленность всех интеллектуальных процессов.

При маниакально-депрессивном психозе у людей наблюдается другое нарушение динамики мышления - лабильность. Характеризуется этот тип нарушения неустойчивостью всех интеллектуальных процессов. Больной не может последовательно рассуждать длительное время, несмотря на то, что у него не снижен уровень обобщения. При всем при этом любая возникшая ассоциация, представление отражается в его речи. Происходит нарушение логичности рассуждения, проявляющееся в виде неких скачков идей - человек постоянно перескакивает на другую мысль.

У шизофреников замедление или ускорение мышления зачастую сочетается с ощущением навязанности мысли извне либо наоборот, насильственным отнятием мыслей.

Расстройства мышления: нарушения мотивационного компонента

Это нарушения связанные с регулирующей и критичностью, к которым относят:

1. Разорванность мышления - нарушение связей между разными суждениями, понятиями, в результате чего при сохранном грамматическом строе речь теряет свой смысл.

2. Резонерство - пустые рассуждения, не подкрепленные реальными фактами.

3. Патологическая обстоятельность - замедленный переход от одной мысли к другой, застревание на неважных деталях и полная потеря конечной цели всего разговора.

При подобных нарушениях у человека теряется объективность, по причине чего появляется свое собственное представление о мире в виде сверхценных идей, и разнообразных видов бреда.

Похожие статьи