Интеллект карты- гениальный метод для запоминания информации. Основные принципы работы интеллект-карт

Ольга Павлова

Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей и активизируется мышление.

Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к

изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Полезные свойства интеллект-карт

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями

оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,

ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-

карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.

Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно

излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,

формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь

становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых

занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:

1 вариант:

1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-

действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют

предложения.

Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.


Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".





В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».



Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!

Интеллект-карты (которые также называют картами памяти, картами мышления и ассоциативными картами) — это способ представить идеи наглядно, и продемонстрировать связь между ними при помощи схем.

Техника создания такой диаграммы связей возникла задолго до того, как появились перечисленные в этой статье онлайн-инструменты.

Сейчас существуют десятки сервисов, которые позволяют создавать интеллект-карты, включающие в себя не только текст, но и другие элементы, такие как изображения, ссылки и видео. Вы также можете работать над картами с другими пользователями, делиться картами в соцсетях, и встраивать их в сайты.

Как преподаватель может использовать интеллект-карты в своей работе?

  • При объяснении нового материала, чтобы организовать и наглядно представить материал.
  • Для проведения мозгового штурма - как при обсуждении нового материала, так и для решения организационных вопросов.

Как учащиеся могут использовать интеллект-карты в обучении?

  • Для написания черновика письменной работы, чтобы организовать свои идеи.
  • При изучении сложной темы, чтобы лучше усвоить материал.
  • В качестве самостоятельного задания, как как альтернатива презентации, постеру или докладу.

В этой статье перечислены 3 бесплатных и простых в использовании инструмента — Bubbl.us, Coggle и Popplet. Если Вы никогда раньше не создавали интеллект-карты, то начать целесообразно именно с них. Если Вам понадобятся более продвинутые функции, то стоит обратить внимание на платные программы, такие как Lucidchart, Mind42, MindMeister, SpiderScribe и Stormboard.

Bubbl.us

Bubbl.us — очень простой онлайн-инструмент. Хорошо подойдет для тех, кому для создания карты памяти достаточно только текста, и кому не нужны такие элементы, как изображения или прикрепленные файлы (в платной версии можно добавлять изображения, в бесплатной версии доступен только текст).

Coggle — бесплатный сервис, позволяющий создавать красивые онлайн-карты. Здесь можно создавать любое количество веток, искривлять их, менять цвета, и перемещать элементы.

Для использования Coggle необходима учетная запись в Gmail. Хороший вариант для учебных заведений, где уже активно используются .

На первый взгляд, Popplet кажется очень простым инструментом, но на самом деле здесь есть ряд интересных возможностей, которые позволяют создавать красивые мультимедийные интеллект-карты.

Карты Popplet могут состоять из множества элементов, содержащих текст, загруженные изображения, рисунки или видео. Элементы можно выделять различными цветами, менять их размер и перемещать. Можно приблизить тот или иной элемент, чтобы рассмотреть его в деталях, или уменьшить масштаб, чтобы увидеть всю карту целиком.

Над картой можно работать совместно с другими пользователями, которые как могут добавлять комментарии к элементам карты, так и создавать собственные элементы. Готовую карту можно распечатать, поделится ей в Facebook или Twitter, экспортировать в формате PDF или PNG. Интерфейс англоязычный. Есть онлайн-версия и приложения для iPhone и iPad. Бесплатно можно создать не более 5 карт. За 3$ в месяц можно создавать неограниченное количество карт. Предусмотрены групповые скидки для школ.

Обсуждение: 9 комментариев

    Интеллект-карты можно использовать по-разному — это зависит от опыта работы с ними и творческих способностей учителя и учеников. У меня, например, студенты рисовали систему времен французского языка. Самое главное — что интеллект-карты хороший мотиватор учебы.

    1. Я тоже использовала подобные задания, только у меня была не система времен французского языка, а способы выражения будущего времени в английском языке и различные значения модальных глаголов.

      В Сети также можно найти много готовых интеллект-карт, посвященных изучению английского языка, что довольно удобно и для учащихся, и для преподавателя.

      Я сама часто строю интеллект-карты, но не по работе, а что называется, для себя, чтобы структурировать собственные идеи.

      1. А мне кажется, что эти карты могут и должны делать учащиеся. При составлении они рефлексируют новый материал.

        1. Но преподавателям тоже иногда бывает необходимо сделать интеллект-карту — не для учащихся, для себя.

          1. Есно могут делать разные люди с разными целями, я просто поделился своим взглядом на место карт в процессе обучения.

    Для создания майнд карт рекомендую mindmeister.net . Как по мне, это лучший софт для майндмэппинга. Есть все что нужно — облачное хранение, шеринг карт, мобильные приложения под Android и iOS, а также много других фишечек.

    Есть ещё mind42 com — давно им пользуюсь

    Coggle симпатично смотрится, мне нравится. Скажите насколько он удобен?

    1. Сложно сказать, удобство — вещь субъективная:).

      Мне кажется, что Coogle — простой и интуитивно понятный инструмент. Но если Вам необходимы продвинутые функции, то стоит выбрать другое решение.

Приветствую всех читателей сайт. С вами как всегда Екатерина Калмыкова. И сразу у меня к вам вопрос: систематизируете ли вы свои мысли и если да – то как? Есть ли у вас какой-то способ наводить порядок в голове? У меня есть - я использую ментальные карты. И в этой статье я поделюсь с вами своим опытом по их составлению и покажу свои примеры интеллект карты.

Понятие ментальной карты


Нарисованный мной пример достаточно прост и нагляден. Обычно схема выглядит гораздо разветвленнее, так как может фиксировать огромное количество связей между предметами.

Благодаря использованию таких карт человек лучше и легче воспринимает большой объем информации, потому что нашему мозгу тяжело воспринимать информацию в виде простыни текста или кучи таблиц. Намного проще если та же самая информация будет представлена в визуальной форме, которая разбавляется цветом, дополняется рисунками и основана на ассоциациях.

Преимущества использования ментальных карт

1. Отличные помощники в освоении нового материала. Процесс происходит намного быстрее, веселее и эффективнее.

2. Супер планировщики. С ними очень легко составить план на день, написать список задач, выделить самые важные пункты и т.д.

3. Хранилище мыслей. Записывайте все, что приходит вам в голову при работе с картой. Как правило, ваш мозг посылает вам интересную и полезную информацию касательно той задачи или идеи, которую вы визуализируете.

4. Замечательная напоминалка. Здесь нельзя не вспомнить русскую пословицу «что написано пером, того не вырубишь топором». Что внесено на карту, то сложно будет проигнорировать. Значит вероятность исполнения задачи намного выше.

5. Интеллект-карты подходят для больших проектов, за которые первоначально страшно браться. Но как только вы начинаете визуализировать, все раскладывается по полочкам. Весь мега проект как клубок постепенно разматывается, и перед вами возникает упорядоченная карта последовательных действий.

Как создать ментальные карты

Я бы выделила два способа создания ментальных карт (mind maps): ручной и программный.

Для ручного способа вам достаточно взять бумажный лист, лучше альбомный, ручки, карандаши, фломастеры.

Программный способ — это использование компьютерных программ. Рассматривая оба способа, можно заметить, что у них есть как свои плюсы, так и минусы. Используя определенную программу, вы с легкостью можете исправить свою mind map, что-то в ней изменить и вам не придется перерисовывать ее полностью.

Также гораздо удобнее носить ментальную карту на электронном носителе нежели альбомный лист. Минусом работы в программе является ее шаблонность, ограничения в рисовании и визуальном выражении своих мыслей.

Программы для создания ментальных карт

Программы перечисленные ниже с легкостью можно найти в Интернете, при этом обратите внимание они бывают как платными, так и бесплатными. Поэтому выбирайте себе помощника по нраву.

Я выделю следующие:

— Mindmeister. Как работать в этой программе и примеры карт можно посмотреть .

— FreeMind. Я достаточно часто использую именно эту программу. В ней просто и быстро можно создать карту памяти. Подробнее о работе в программе читайте в статье.

Правила создания ментальных карт

При создании ментальных карт необходимо придерживаться нескольких простых правил.

  1. Используйте одну ментальную карту для выражения мыслей или идей по одной тематике.
  2. Лучше всего располагать лист горизонтально (будь то бумажный лист или лист на мониторе компьютера), так как глаз человека именно так лучше всего воспринимает информацию. Вспомните как располагается информация в телевизоре, на классной доске в школе или на мониторе.
  3. В центр, как правило, помещается главный предмет (задача, идея), который постепенно обрастает логическими связями и взаимосвязанными веточками. Это могут быть цели, подцели, пункты, подпункты и т.д.
  4. Все связи желательно выделять разными цветами, использовать значки, символы, картинки. Таким образом вы оформляете все визуально, используя свои ассоциации. Все графические элементы помогают изобразить понятную ментальную карту. Здесь важно не перестараться. Карта должна упростить восприятие представленной информации, а не наоборот. Ментальная карта должна получиться яркой и выразительной, но в то же время простой.

Где можно использовать с помощью интеллект-карты

На мой взгляд, интеллект-карты можно использовать в разных областях деятельности. Майндмэппинг полезен многим категориям: руководителям, сотрудникам любой компании, учителям, журналистам и т.д. Помимо этого, его можно использовать и в нашей повседневной жизни для решения бытовых задач.

Можно выделить следующие области применения:

1. Разноплановые задания на работе. Проекты, целью которых является разработка, внедрение чего-либо. Различные организационные мероприятия.

2. Проекты в своей личной жизни. С помощью интеллект-карт можно спланировать организацию банкета, планирование отпуска или выезд на дачу))

3. Списки задач.

4. Организационные структуры компаний и организаций.

5. Проектирование структуры сайтов, интерфейсов программ.

6. Структурирование текстов. Делать содержание, план выступления, повестку доклада.

7. Презентации в виде интеллект-карты.

8. Конспектирование лекции

Ошибки при использовании ментальных карт

Когда вы будете в первый раз создавать ментальную карту, обратите внимание на самые распространённые ошибки, возникающие при работе:

  1. Слишком сложная и сильноветвистая ментальная карта. Такая карта только запутает, а не разъяснит все.
  2. Одинаковые рисунки и цвета для различных ветвей.
  3. Отсутствие картинок и иконок
  4. Двусмысленность и хаотичность. Все элементы должны быть взаимосвязаны

На самом деле, я давно знакома с ментальными картами. Просто не знала про существование определенных программ и научного понятия. Всегда в институте на лекциях, чтобы все успеть записать и запомнить, я рисовала только мне понятные кружки, стрелки, фигуры. Это и были мои mind maps, которые помогли мне закончить институт с красным дипломом. Сейчас же будучи уже не студентом я активно использую ментальные карты в повседневной своей работе. Очень часто использую интеллект-карту перед написанием статьи на блог.

Наверняка, и вы используете нечто подобное?

Надеюсь после прочтения статьи вы сможете облегчить себе составление интеллект-карт: выбирайте наиболее удобную вам в работе программу и вперед!

И еще хочу познакомить вас с крутецкой книгой Х.Мюллер «Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей». Очень интересная и полезная книга. Скачивайте, изучайте и применяйте на практике! Скачать ЗДЕСЬ!

Не забывайте: лучшая благодарность мне — это репост статьи 🙂

С уважением, Екатерина Калмыкова

Интеллект-карта (mind map, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) - это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое.

Радиантное мышление

Тони Бьюзен: «Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления - а произошло это в середине 1960‑х годов - техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и нашла применение в самых разных областях - от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

Этапы создания интеллект-карты

У хорошей интеллект-карты три основные составляющие.

1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

Так, если интеллект-карта нужна вам для планирования проекта, в центр можно поместить изображение канцелярской папки. При этом от вас не требуется особых художественных навыков.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Итак…

Шаг 1

Разместите лист бумаги перед собой горизонтально (как если бы вы решили нарисовать пейзаж). В центре с помощью хотя бы трех разных цветов изобразите предмет, который вы хотите изучить. В нашем примере это пьесы Уильяма Шекспира. Если не хотите рисовать портрет великого поэта, нарисуйте перо с чернилами или любой другой символ. Центральный образ стимулирует воображение и вызовет ассоциации. Если в центр нужно поместить слово, пусть оно выглядит объемно и сопровождается изображением.

Шаг 2

Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка от ствола дерева. Придайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания информации на этой ветви. Закрасьте ветвь. Ее толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.

Шаг 3

Подпишите ветвь одним словом или заглавной буквой. В нашем примере интеллект-карта посвящена пьесам Шекспира, а значит, первую ветвь можно назвать «КОМЕДИЯ», «ТРАГЕДИЯ» или «ИСТОРИЯ». Вместо слова можно нарисовать маску комедианта, кинжал или корону.

Шаг 4

Нарисуйте второстепенные ветви, отходящие от главной. Затем ветви третьего уровня, отходящие от второго. Каждую ветвь подпишите одним словом, или символом, или комбинацией из того и другого. У каждого символа должна быть отдельная ветвь. Не торопитесь: оставьте несколько веток пустыми, это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

Шаг 5

Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. (Многим новичкам легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете действовать как вам удобно.) Как и раньше, нарисуйте ветви второго и третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько основных ветвей, чтобы в итоге их получилось пять или шесть.

Шаг 6

Теперь, когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по всей интеллект-карте с ветви на ветвь, заполнять пропуски и добавлять новые дополнительные ветви по мере возникновения ассоциаций.

Шаг 7

При желании можно добавить стрелки, соединительные линии и звенья между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними. Вуаля - вы создали свою первую интеллект-карту!

Идем дальше

Можно продолжить работать над приведенным примером и расширить интеллект-карту, чтобы она включала, например:

Все 37 пьес Шекспира,

Его сонеты и поэмы,

А также основные факты, относящиеся к его жизни и исторической эпохе.

Запомнив информацию, представленную на карте, вы будете знать множество фактов о жизни и творчестве великого поэта и при случае сможете блеснуть этими познаниями. Поскольку в процессе создания интеллект-карт задействованы оба полушария головного мозга, эта техника многофункциональна и применима ко всем когнитивным функциям, включая память, творческое мышление, обучение и все формы мышления. Это одна из причин, почему эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга».

Похожие статьи