Фонология как функциональная фонетика. Значение слова фонология

Фонология как функциональная фонетика.

Понятие фонемы возникает во второй половине ХIХ века. Однако, еще Аристотель заметил, что «наряду со звуком есть еще «элементы», из которых складываются осмысленные слова».

Появление фонологи как науки (начало ХХ века) связано с теоретическими работами И.А. Бодуэна де Куртене, Ф. Де Соссюра, Н.с. Трубецкого и Л.В. Щербы.

Впервые вплотную теорией фонемы занялся И.А. Бодуэн де Куртене. Ученый в 70-е годы прошлого столетия приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука. Н.С. Трубецкой разработал основы фонологии, отделив от последней фонетику. Л.В. Щерба развил и обогатил теорию фонемы, рассматривая ее (фонему) как двустороннюю единицу языка – со своим планом выражения (звуковые оттенки) и планом содержания (способность различать смысл морфем и слов).

Фонология (от греч. phone «звук» и logos «слово, учение») – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология как дисциплина отличается от собственно фонетики , изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте. Фонология исследует социальный аспект функционирования звуковых единиц, их различия и тождество. Внутренняя связанность (неавтономность) этих дисциплин отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине).

2. Фонема как звуковая единица языка.

Говорящий сознает, что речевой поток складывается из ограниченного числа отдельных звуковых элементов. Анализ речевого потока говорящего не вполне совпадает с его естественным фонетическим членением. Этот анализ направляется системой языка, закрепленной в памяти человека. Благодаря организующей деятельности системы в речевом потоке выделяют кратчайшие единицы звучания – фонемы , соотносимые со звуками речи.

В сознании человека есть как бы звукопредставление, которое накладывается на звучащую цепь:

Водá – вóды

[A] [о]

<о>

Выделение фонем в речи целиком определяется особенностями конкретной языковой системы, то есть универсальных фонем не бывает – есть только фонемы того или иного конкретного языка. Поэтому люди, владеющие разными языками воспринимают услышанное по-разному. Например, носовые звуки есть и в русском, и во французском языках: в русском носовые согласные, во французском – носовые гласные:

[F] [O] [Q]

e носовое eu носовое o носовое a носовое

Но в русском эти звуки не воспринимаются, то есть в сознании русского носителя нет представления о носовых гласных, и наоборот, в сознании француза – есть.

Ср.: рус. мама [ма н мъ] – для француза

фр. maman

tant “столько”

Следовательно, фонема есть некое звукопредставление, акустический образ, модель звука.

Функция фонем должна соответствовать основной функции языка – быть средством общения, передавать некоторый смысл. Но звуковые единицы сами по себе смысла передавать не могут. Они могут лишь содействовать этому, участвуя в построении значимых единиц языка – морфем и слов – и в различении их.

Таким образом, фонема – это минимальная звуковая единица языка, которая не обладает значением, но служит для складывания и различения значимых единиц – морфем и слов.

Основные признаки фонемы:

1. Фонема не может быть разделена на более мелкие единицы.

2. Фонема не является минимальной единицей фонологической системы языка.

3. Фонема обладает смыслоразличительной (сигнификативной) функцией.

Фонемы выполняют в языке 3 функции:

1. конститутивную (лат. constitutio «составлять») – функция складывания;

2. сигнификативную (лат. significatum «обозначаемое») – функция смысла различения;

3. перцептивную (лат. paerceptium «опознание») – функция доведения до восприятия.

Вторая и третья функции выполняются в тексте. Фонема входит в состав морфем в качестве минимального сегментного компонента, а через них и для опознавания и различения слов.

Фонема и звук.

3. Фонологическое содержание фонемы.

Выполняя перцептивную и сигнификативную функции в тексте, фонемы в системе языка находятся в отношениях противопоставления друг к другу и выявляется в составе фонологической оппозиции (ФО). ФО – это такая звуковая оппозиция, которая может различать (дифференцировать) означающее минимум у двух слов данного языка.Например:

<пруды> <д> <сам> <а>
<пруты> <т> <сом> <о>

Для характеристики фонемы важны лишь те признаки, которые служат для смыслоразличения. Такие признаки называются различительными или дифференциальными (ДП ). Иными словами, ДП – это такие признаки которые различают смысл в ФО. Для фонемы <д> таковыми будут:

звонкость: д ом – т ом (противопоставлена глухости)

твердость: под атель – д ятел (противопоставление мягкости)

смычность: д ал – з ал (противопоставлена щелинности)

назальность: д ам – н ам (противопоставлена неназальности)

переднеязычность: д от – г од (противопоставлена заднеязычности) и т.д.

Таким образом, для выделения фонемы необходим хотя бы один ДП. Выделение ДП основано на артикуляционно-акустических характеристиках, поскольку именно ДП отличают одну фонему от другой. ДП фонем связаны с социальной стороной языка. У звуков речи их нет.

Некоторые лингвисты считают, что при характеристике фонем следует учитывать только их ДП. В таком случае фонему можно представить как набор ДП (см. пример выше). Отсюда – возможность представлять и описывать фонологические системы разных языков с помощью заранее заданного набора ДП. В этом случае фонологические системы можно рассматривать не как системы фонем, а как системы ДП.

Другие ученые считают, что при характеристике фонемы следует учитывать и те признаки, которые не служат для смыслоразличения. Такие признаки называются интегральными или дополняющими. Но все же основными для характеристик фонем остаются ДП, которые в совокупности образуют их фонологическое содержание. Именно ДП определяют индивидуальность каждой фонемы.


Фонология – часть науки фонетики. Появилась30 годы прошлого века. Одним из первых на необходимость отдельного изучения смыслоразличительных свойств звуков указал представительКазанской лингвистическойшколы (младограмматического направления)Бодуэн де Куртене . Он пользовался термином «фонема », хотя вкладывал в него несколько отличное от современного значение. Подлиннымсоздателем фонологии считается представительПражской лингвистическойшколы (структурализм)– Н.С.Трубецкой. Как все структуралисты, Трубецкой основывался на идеях Соссюра, и в основу своих рассуждений он положил дихотомию языка и речи. В работе «Основы фонологии» (1939) он указывает, что если естьнаука о звуках речи (фонетика) , то должна быть инаука о звуках языка . Он предложил назвать её фонологией.

Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц – фонем. И.А. Бодуен-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему , как психический эквивалент звука.

Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, апо общности функциональной , т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну т ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить). В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

    Фонема – набор различительных признаков , набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

    Фонема – минимальная единица плана выражения , которая представляет собойрезультат деления текста на более мелкие части.

    Фонема – абстрактная единица , котораяреализуется в речи в виде класса аллофонов .

    Фонема – этомельчайшая единица звуковой системы языка , которая являетсяэлементом звуковой оболочки слов и морфем , которая служит ихразличению .

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны ). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, чтоозначающим фонемы являетсясмыслоразличительная функция.

1. смыслоразличительная функция – основная. 2. сигнальная – появление фонемы в какой-либо позиции может о чем-либо сигнализировать.

Фонемы могут вступать в - парадигматические и синтагматические отношения - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Основным понятием, от которого отталкивался Трубецкой, было понятие ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ.

ФО – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение двух слов данного языка. Члены ФО называются фонологическими единицами.

Типы оппозиции:

    привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет – немаркированным)

    градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени )

    эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своимнабором признаков , часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)

Трубецкой – 3 принципа классификации.

IПо отношению к системе оппозиции в целом

    одномерные (общие признаки не свойственны ни одной, ни другой оппозиции данного языка: «д», «т» – согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.) и многомерные ФО(общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторяться в оппозиции «п», «г»)

    пропорциональные и изолированные

IIПо отношению между членами оппозиции.

    привативные

    ступенчатые (градуальные)

    равнозначные (эквивалентные)

IIIПо объёму смыслоразличительной силы

    Постоянные («м», «л»),

    Нейтрализуемые («д», «т»)

Трубецкой сформулировал основной принцип выделения и анализа фонемы: Если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяют различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам.

По своему фонологическому составу языки мира, больше 200 из которых проанализировал в своей работе Трубецкой, подразделяются по трём характеристикам:

    по общему числу фонем в языке

    по наличию частных фонологических систем или классов фонем и их способности сочетаться друг с другом

    по системам ДП, т.е. по правилам нейтрализации.

Фонология – это лингвистическая дисциплина, в которой до сих пор не достигнуто единство по принципиальным теоретическим вопросам. Расхождение мнений особенно велико при определении фонемы. Существуют различные фонологические школы:

    московская

(не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)

    ленинградская

(исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

    лондонская

    копенгагенская

    пражская

Две крайние точки зрения на фонему: аллофон – вариант фонемы и фонема – класс аллофонов.

К о р р е л я т и в н ы е оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последовательной системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

П е р ц е п т и в н а я функция – возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.

Фонемный состав языка. Модель дистрибуции . Разработали их американцы , когда начали изучать языки индейцев. На момент колонизации были несколько 1000, а сейчас и на момент изучения - несколько десятков. В полевых условиях стали изучать их языки. Слушали и записывали звучающую речь. Письменности у них не было. Этот звучащий поток они должны были разделить на минимальные, далее неделимые единицы. Чтобы выяснить, самостоятельные единицы или нет, стали употреблять метод субституции (подстановки ), и выработали понятие дисрибуции (окружения ). Для любой модели дистрибуции является важным окружение.

  1. Контрастное (только она дает нам самостоятельные единицы).Если в одном и том же окружении замена одного элемента другим приводит к изменению значения , то мы имеем дело с самостоятельными единицами , которые находятся в контрастной дистрибуции.

    Свободного варьирования.Если замена одного элемента другим не приносит нового значения , то это свободное варьирование .

    Дополнительная. Если два элемента никогда не встречаются в одном и том же окружения , то они – комбинаторные варианты одной и той же фонемы .Варианты одной фонемы.

Ы и И. И – невозможна после твёрдого знака. А Ы только после него может быть.

Москвичи считают, что это комбинаторные варианты одной фонемы, а петербургские считают, что это разные фонемы. Петербуржцы считают, что если мы можем подобрать какие-то специфические характеристики звуку, звук будет представителем самостоятельной фонемы. Фонему изолированно не рассматривают москвичи, только в окружении, и если это окружение совпадает, то эти звуки – разные фонемы. А если не существуют в одном окружении, то – это одна фонема. Вся путаница из-за того, что в русском языке два значка.

Каждую фонему описали в виде признаков. Вывели два вида признаки:

Например, «а» - не назально. Есть и другие не назальные.

    Дифференциальные , различительны признаки. Суммой дифференциальных признаков отличается одна фонема от другой. Существует даже такое определение для фонемы (Фонема – это пучок дифференциальных признаков (подчёркивается их роль).

Трубецкой выделил понятие оппозиции . Суть его заключается в том, что любая фонема это набор как общих, так и отличительных, дифференциальных признаков . Если бы их не было, фонема не смогла бы разграничивать смыслы слов – это одна из основных функций фонемы:

(1.Смыслоразличение.У фонемы нет значения, но она ориентирована на различение значений смысла. 2. Сигнальная функция. Стык двух разных фонем означает слогораздел.)

Типы оппозиции:

    Эквиполетная

    • Несколько членов оппозиции , абсолютно равноправные , есть общие признаки , но при этом есть и свои собственные признаки , поэтому иерархию нельзя построить . Большинство членов оппозиции, которые встречаются в речи относятся к этому типу.

    Градуальная

    • Несколько членов оппозиции , каждый из которых обладает интересующими нас признаками. Но все обладают признаком в разной степени . (Например, открытость гласных. А Э Е И (по уменьшению признака).

    Привативная

2 члена оппозиции:

      Обладает искомым признаком. М аркированный член оппозиции

      Лишен его. Н е маркированный член оппозиции

Пример: П - Б, если нас интересует звонкость, то маркирован б , а не маркирован п .

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т. е звуки речи, слоги ударение, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  • 1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.
  • 2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е работу производимую человеком при произношении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию. фонетика звук речь морфемика

Среди лингвистических наук фонетика занимает особое место. Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного значения.

Различают общую и частную фонетику, или фонетику отдельных языков. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека (например, различаются губные, переднеязычные, заднеязычные согласные, если имеется в виду произносительный орган, определяющий основные черты согласного, или смычные, щелевые, если имеется в виду способ образования преграды для проходящей из лёгких струи воздуха, необходимой для образования согласного), а также анализирует акустические характеристики звуковых единиц, например наличие или отсутствие голоса при произнесении разных типов согласных. Строятся универсальные классификации звуков (гласных и согласных), которые основаны отчасти на артикуляционных, отчасти на акустических признаках. Общая Фонетика изучает также закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие (разного вида аккомодация илиассимиляция), коартикуляцию; природу слога, законы сочетания звуков в слоги и факторы, обусловливающие слогоделение; фонетическую организацию слова, в частности ударение. Она изучает средства, которые используются для интонации; высоту основного тона голоса, силу (интенсивность), длительность отдельных частей предложения, паузы.

Фоноломгия -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции ) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

Фонемма -- минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию , акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ . Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой , Роман Осипович Якобсон , Лев Владимирович Щерба , Ноам Хомский , Моррис Халле .

Важнейшие понятия фонологии

Фонемы, аллофоны и оппозиции

Основное понятие фонологии - фонема , минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи - фон , конкретный отрезок звучащей речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами .

Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления (оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары , то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском : том - дом - ком - ром - сом - ном - лом ). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона находятся в дополнительном распределении , то есть не встречаются в одном и том же контексте, - это необходимое (но не достаточное) условие для отнесения их к одной фонеме. Так, в русском языке никогда не встречаются в одном контексте [a] (как в слове мат ) и [а̂] (как в слове мять ): первый звук произносится только между твердыми согласными (и/или гласными), второй - только между двумя мягкими согласными. Таким образом, они могут относиться к одной фонеме (при выполнении других необходимых условий). Напротив, в немецком языке похожие звуки являются единственными различителями слов: Ähre - [’ὲ:rә] (колос ) и Ehre - [’é:rә] (честь ) , и поэтому они относятся к разным фонемам.

Различительные признаки

Каждый член-корр. любого противопоставления отличается от другого благодаря различным фонологическим признакам. Так, начальный звук слова дом отличается от начального звука слова том тем, что в его образовании участвует голос, то есть он является звонким . Точно так же последний звук слова мох отличается от последнего звука слова мок (от мокнуть ) тем, что первый является щелевым , а второй - взрывным . Все языковые оппозиции можно представить таким образом: конечно, существуют и такие оппозиции, члены которых различаются более чем одним признаком: ср. пров ёл - проч ёл.

Признаки, по которым противопоставляются в данном языке фоны разных фонем, называются различительными , или дифференциальными . Набор различительных признаков зависит от устройства фонологической системы данного языка. Так, в английском или тайском различительным является признак наличия придыхания у согласных: первые звуки англ. pin и bin различаются именно наличием либо отсутствием придыхания. Напротив, в русском или итальянском языке придыхание не является различительным признаком: если произнести русское слово пил с придыханием после первого согласного, его значение не изменится. Напротив, в русском или ирландском языках противопоставлены твёрдые (непалатализованные) и мягкие (палатализованные) согласные, ср. русское вол - вёл . Напротив, в английском веляризованное и невеляризованное [l] являются аллофонами: pill произносится с веляризованным [ɫ] , а lip - с обычным [l] (распределение зависит от позиции звука в слоге).

Типы оппозиций

Фонологическая типология

О фонологической типологии см. подробнее Вокалические системы, Консонантные системы

В задачи фонологии, помимо частноязыковых описаний, входит описание различных систем гласных и согласных фонем. Структура этих систем определяется набором и типом формирующих эти системы оппозиций, что, в свою очередь, требует предварительного выделения набора релевантных для данного языка фонологических признаков и приписывания этих признаков каждой фонеме: даже для структурно и генетически близких языков иногда нужно принимать разные решения. Например, в части диалектов ирландского языка противопоставляются глухие придыхательные и звонкие непридыхательные согласные, причём смыслоразличительным является признак глухости-звонкости, а придыхание является предсказуемым. Напротив, в других диалектах звонкость не имеет фонологического значения, автоматически сопровождая дистинктивную непридыхательность. При этом существенно, что и в тех, и в других диалектах фрикативные противопоставлены по звонкости-глухости; соответственно, структура консонантной системы в целом в этих двух группах диалектах различается весьма сильно.

В типологии вокалических систем принято разделение на очень редкие линейные (абхазский , аранда), прямоугольные и треугольные системы. В треугольных системах (характерных, например, для большинства европейских языков или языков банту) важнейшим парадигматическим отношением является оппозиция по подъёму, гласные фонемы сосредоточены в «крайних точках» вокалического треугольника (редки гласные центрального ряда). В прямоугольных системах (зачастую связанных с развитием гармонии гласных) весьма существенной является оппозиция ряда, но и подъёма, для таких языков весьма характерны чередования, связанные именно с рядом (как, например, тюркская гармония гласных).

Универсальные фонологические классификации

В работе Трубецкого было предложено, помимо прочего, исчисление дистинктивных признаков, встречающихся в разных вокалических и консонантных системах. Тем не менее он не делал чёткого различия между признаками, связанными с артикуляторными свойствами (например, «место образования»), и акустическими признаками, такими как «корреляция помутнения» (примерно соответствует напряжённости-ненапряжённости гласных). В работе Р. О. Якобсона, М. Халле и Г. Фанта была предложена универсальная классификация сегментов по дистинктивным признакам, связанным с акустическими характеристиками речевого сигнала. Позже большое распространение получила универсальная фонологическая классификация Хомского - Халле , предложенная в работе Н. Хомского и М. Халле , основанная скорее на артикуляторных признаках сегментов. В некоторых современных теориях понятие признака играет даже бо́льшую роль, чем собственно понятие фонемы; иногда место традиционных признаков занимают другие единицы, например артикуляторный жест . Существуют и такие теории, которые рассматривают сегменты не просто как пучки, но как иерархически организованные множества признаков, что позволяет ограничить набор возможных операций над сегментами.

Развитие фонологии

Бодуэн де Куртенэ

«Основы фонологии» и пражский кружок

Американский структурализм

Критерии, используемые Трубецким, были весьма близки тем основанным на дистрибуции методам, которые в то время активно разрабатывались в американском дескриптивизме , в работах Леонарда Блумфилда , Морриса Сводеша и других. К структуралистам был отчасти близок по своим взглядам Эдвард Сепир . В частности, в известной работе «Sound patterns in language» он подчеркивал, что лингвистическая значимость артикуляционных событий обусловлена не их физическй природой, а тем, как они соотносятся с другими событиями в системе данного языка: так, звук, производимый при задувании свечи, с акустической точки зрения похож на звук, фигурирующий в ряде разновидностей английского языка в словах which или white ([ʍ] ), однако лингвистическая их значимость совершенно разная.

В американской структуралистской фонологии было разработано понятие о двух уровнях репрезентации. Эти два уровня вводились для анализа фактов наподобие оглушения конечных звонких в языках типа немецкого или русского. Так, для Трубецкого звуковая последовательность анализировалась в фонологических терминах как /raT/, с архифонемой (единицей с неполным набором признаковых спецификаций) в конечной позиции (где произошла нейтрализация). Фонологическая репрезентация /raT/ при этом соотносится с двумя лексическими единицами, орфографически Rad "колесо" и Rat "совет". В процессуальной трактовке, предлагаемой американскими структуралистами, эти две единицы имеют разный фонемный состав, соответственно /rad/ и /rat/ (ср. формы родительного падежа Rates и Rades ); постулируется правило, переводящее /d/ в /t/ в позиции конца слова. При этом в ранних версиях американского структурализма число уровней не превышает двух, даже если это требует крайне нетривиальных правил перехода между ними.

Европейские школы структурализма

Использование чисто формальных, дистрибутивных критериев получило наибольшее распространение в оригинальной концепции работавших в Дании учёных, в первую очередь Л. Ельмслева , получившей название глоссематики . В области изучения звуковых систем Ельмслев настаивал, в частности, на разделении субстанции (чисто формальных отношений между создающими значимость языковыми единицами) и формы (тех признаков языковых единиц, которые имеют отношение к физическим свойствам их проявлений).

Оригинальную концепцию фонологического строя языков предложили также британский исследователь Дж. Р. Фёрс и его лондонская школа структурализма. В модели Фёрса значительную роль играло понятие просодии, понимаемое как создающая значимость единица, охватывающая более одного сегмента (фона); тем самым роль уменьшалась классического фонемного анализа и в то же время давался достаточно простой анализ таких явлений, как, к примеру, ассимиляция .

Идеи структурализма развивались и в СССР , в частности в рамках Московской (Р. И. Аванесов) и Ленинградской (Л. В. Щерба) фонологических школ.

Универсальные классификации и порождающая фонология

Значительные успехи в развитии инструментальной фонетики привели к тому, что многие обобщения относительно звукового строя языков мира получили прочную фонетическую основу. Первой значительной работой, где ставилась цель создания универсальной классификации возможных звуков естественного языка, стала книга Р. О. Якобсона , Гуннара Фанта и Морриса Халле «Предварительные положения анализа речи» . В этой работе предпринятая попытка представить универсальную классификацию различительных сегментов на основе их акустических коррелятов.

Развитие порождающей фонологии принято связывать с работой Морриса Халле «Звуковой строй русского языка» . Халле заметил, что многие феномены, с фонетической точки зрения являющиеся очень похожими, в рамках традиционных фонологических моделей описываются совершенно по-разному. В качестве примера он приводил ассимиляцию по звонкости (сандхи в русском языке): в традиционном описании озвончение в синтагме (соответствует орфографическому мок бы ) может описываться как чередование двух фонем (так как /k/ и /g/ в русском языке несомненно являются разными фонемами, ср. кора и гора ). В то же время совершенно аналогичный процесс озвончения в синтагме [ʒe bɨ] (жечь бы ) описывается в иных терминах (аллофонического варьирования). Халле утверждал, что описание в терминах универсальной классификации звуков (согласно которой признак звонкости является различительным как для /g/ , так и для /dʒ/ ), является более адекватным реальному функционированию языковой системы.

Наиболее весомый вклад в утверждение генеративной фонологии внесла работа Н.Хомского и М.Халле «Звуковой строй английского языка» («The Sound Pattern of English», SPE). В ней впервые были сформулированы положения о том, что грамматика языка (её фонологический аспект) представляет собой набор звуков/сегментов и правил их преобразования (phonological rules). Правила могут применяться как произвольно, так и в определенном порядке. Понятие фонемы, аллофона и слога были исключены из терминологического арсенала. Согласно принципам SPE, сегмент подвергаеся трансформации в определенном окружении; причем последнее может характеризоваться как сегмент, обладаюший определенными характеристиками, либо как последовательность из определенного количества сегментов. Система представления фонологических правил включает набор дифференциальных признаков, имеющих значение «+/-». Только наиболее существенные признаки используются в формуле представления правила. Например, оглушение звонких согласных на конце слова в русском языке в системе правил генеративной фонологии записывается как

Согласный -сонорный

В большинстве случаев, порядок применения правил оказывается необходимым условием для адекватного описания фонологических преобразований. Некоторые правила могут применяться несколько раз (циклически) на разных этапах морфолонической деривации. Так, правило удаления сверхкратких (ь, ъ) в русском языке применяется каждый раз при добавлении к основе морфем, содержащих эти сегменты. Положения SPE о цикличности в процессе деривации были в дальнейшем развиты в теории лексической фонологии (П.Кипарский, Г. Е. Буи, Е.Рубах). Другим направлением развития генеративной фонологии стали автосегментная фонология (Дж. Голдсмит) и теория геометрии признаков (Дж. Клементс).

См. также

Современные фонологические теории

Ленинградская фонологическая школа

Наши фонемы речевосприятия оказываются идентичны тому понятию фонем, которое развивает Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ). {Позвольте, пожалуйста, мне не переименовывать её в Санкт-Петербургскую. Вовсе не из особой любви к тов. В.И. Ленину, а потому, что она сформировалась под именно этим именем}. Основатель этой школы – академик Лев Владимирович Щерба работал в первой половине XX века в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Он и его ученики ориентировались на задачу преподавания иностранных языков, постановке правильного произношения. Большинство учебников иностранных языков в своей фонетической части использует понятия и терминологию, развитую Щербой. Сама фонологическая теория Щербы лучше всего была представлена в его учебнике «Фонетика французского языка». В дальнейшем эти же концепции были поддержаны исследователями, занимающимися инструментальным изучением звуковой речи и конструированием систем автоматического распознавания речи.

Московская фонологическая школа

Концепция фонем речепроизводства оказывается совпадающей с фонологической системой согласно теории Московской фонологической школы (МФШ). Ярким представителем этой школы является Александр Александрович Реформатский. Главные работы, в которых сформулированы взгляды этого направления, посвящены описанию родного (русского) языка. Первоначально каждая фонологическая школа рассматривала свои построения как единственно верное учение о звуковом строе языка. С течением времени, однако, преимущественно в недрах Московской школы, возобладала тенденция всестороннего обсуждения проблем и синтеза фонологических теорий. Первую попытку такого синтеза предпринял один из основателей МФШ Рубен Иванович Аванесов. Он выдвинул концепцию «слабых фонем», которые наряду с «сильными» входят в состав языковых знаков. Если фонема речевосприятия – это множество не различаемых звуков, определяемых позицией в речи, фонема речепроизводства – это программа выбора того или иного звука в зависимости от позиции, то слабая фонема Аванесова – это набор дифференциальных признаков (тех и только тех), которые необходимо указать для определения звука в данной позиции. С точки зрения устройства языкового механизма фонемы Аванесова действительно занимают промежуточное положение между фонемами речепроизводства и речевосприятия. Они ассоциируются с командами на исполнительные органы речи, выработанными программами реализации знаков с целью создания того или иного акустического эффекта, соответствующего необходимой фонеме речевосприятия.

Пражская фонологическая школа

Другую фонологическую теорию, промежуточную между теориями ЛФШ и МФШ, разработала, так называемая, Пражская фонологическая школа (ПФШ), возникшая в Праге одновременно с МФШ и ЛФШ трудами российских лингвистов, эмигрировавших от революции. Именно эта школа стала наиболее известно на Западе, и её виднейший представитель Николай Сергеевич Трубецкой считается основателем и классиком мировой фонологии. Аналогично Аванесову Трубецкой различает в составе слова два рода звуковых единиц – фонемы и архифонемы. Архифонемы выступают в тех случаях, когда условия речевой цепи не дают возможности распознать, какая именно фонема речепризводства явилась основанием для появления данного звука. Понятие архифонемы, по существу, совпадает с понятием слабой фонемы Аванесова. Другое истолкование явлению нейтрализации различий фонем в речевой цепи дал московский фонолог Пётр Савич Кузнецов в концепции гиперфонемы. Гиперфонема представляет собой множество всех фонем, которые могут дать данный звук. Такая единица с точки зрения устройства языкового механизма соответствует выработке системы гипотез относительно сопоставления воспринятой слухом цепочки фонем речевосприятия тому или иному знаку (слову), представленному в памяти цепочкой фонем речепроизводства.

Американская фонология

В те же годы – в начале XX века – в соединённых Штатах развивалась школа дескриптивной фонологии, которая решала задачи описания языков американских индейцев. Их концепция была близка взглядам Ленинградской фонологической школы, В частности, американские дикриптивисты наиболее чётко сформулировали процедуру членения речевого потока на фонемы речевосприятия. В поствоенные годы под влиянием успехов компьютерной техники американские лингвисты впервые прямо поставили вопрос о техническом моделировании языковой способности. Пионером этих работ был так же выходец из пределов России (вернее из Польши) Наум Хомский (американцы произносят это имя как Нóум Чóмски). Его работы основали направление, называемое генеративной лингвистикой. Её задача была поставлена, как задача построения формальной модели (автомата) производства (генерации) правильных высказываний на конкретном языке. Фонологическая часть генеративной теории возникла благодаря работам ещё одного россиянина Романа Осиповича Якобсона, который в связи со Второй мировой войной эмигрировал из Праги (где он был видным членом Пражской школы) в Америку. Описывая генерацию (производство) речи, генеративная фонология естественным образом пришла к концепции, близкой Московской фонологической школе. Правда, нужно сказать, что вначале генеративисты пытались слишком абстрактно трактовать производство речи как действие некого формального исчисления, вроде алгебры, что впрочем привело к возникновению в рамках математики теории формальных языков, которая к языкознанию уже имеет косвенное отношение. Общая схема фонетического речепроизводства в генеративной фонологии состоит в том, что языковые знаки путём последовательных преобразования по языковым правилам трансформируются из внутреннего (глубинного) представления в фонемах речепроизводства в поверхностное представление речевыми звукотипами. Принимая терминологию генеративистов можно назвать фонемы речепроизводства – глубинными фонемами, а фонемы речевосприятия – поверхностными фонемами.

Примечания

ФОНОЛОГИЯ

ФОНОЛОГИЯ

Раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в их функциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следует путать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическом звучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоят русские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба. Основателями структурной Ф. являются русские лингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистического кружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон (см. СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА). В основе Ф. лежит понятие фонемы как "совокупности существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию" (определение Н. С. Трубецкого). Таким образом, фонема - это ненаблюдаемая абстрактная сущность (см. АТОМАРНЫЙ ФАКТ), в этом родство Ф. с логическим позитивизмом, с одной стороны, и квантовой механикой – с другой (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ), которые также постулируют ненаблюдаемые объекты. Фонема имеет три основные функции - различать смысл, разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русскомязыке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемы является смыслоразличительная, или сигнификативная. Допустим, если имеются два слова "дом" и "ком", то они отличаются только одной фонемой. Д произносится между зубами и с участием голоса, К - задним небом и без участия голоса. Таким образом, можно сказать, что фонемы д и к отличаются друг от друга двумя дифференциальными признаками - местом образования и звонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальных признаков. Трубецкой классифицировал дифференциальные признаки выделив три группы: 1. Привативные - когда наличие признака противопоставляется отсутствию признака, например звонкость (работа голосовых связок при артикуляции) - это наличие признака, а глухость (голосовые связки не работают) – это отсутствие признака. 2. Градуальные, или ступенчатые, - в русской Ф. их почти нет. В морфологии ступенчато различаются положительная, сравнительная и превосходная степень прилагательных (большой, больше, наибольший). 3. Эквиполентные, или равнозначные, признаки, когда один признак в одном члене противопоставления заменяется другим в другом члене. Так, у фонем к и д привативным является противопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным - по месту образования. В русской фонологической системе 5 гласных фонем и 32 согласных (гласность и согласность, или, как говорят, вокализм и консонантизм,- это первый дифференциальный признак для фонемы: мы обычно сразу можем определить, гласная она или согласная). Гласные образуют слог. Практически в любом языке согласных больше, чем гласных, но не во всех языках так мало гласных, как в русском. В немецком их 12, в эстонском - 14. Русский же язык является ярким консонантным, согласным языком. Основные дифференциальные признаки русских согласных фонем суть следующие: 1. Звонкость-глухость: таких фонем пять пар - б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш. 2. Твердость-мягкость: почти все русские фонемы могут быть как твердыми, так и мягкими за исключением ш и ц, которые всегда твердые, и ч, щ и j, которые всегда мягкие. 3. Способ образования: щель-смычка. В первом случае между органами речи образуется щель, как в звуках в, ф, ж, ш, з, с - они называются щелевыми. Во втором случае органы речи смыкаются и воздух, образующий звук, как бы взрывает эту смычку - так образуются звуки б, и, д, т, н, м, г, к. 4. Место образования - в этом плане звуки делятся на губные (б, п, в, ф, м), зубные (д, т, н), язычные (з, с, ш, щ, ц, ч) и небные (г, к, х). Для того чтобы понять, как фонемы изменяют смысл, используется метод минимальных пар, то есть берут пары таких слов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь одним дифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол-кол. Только один дифференциальный признак различается у этих слов (звонкость-глухость фонем г и к), а слова получаются совсем разные. Охарактеризуем две какие-нибудь согласные фонемы, например б и т, как они встречаются в словах "банк" и "танк". Обе этих фонемы твердые (в отличие, например, от фонем б и т в словах "белый" и "тело" - здесь они обе мягкие). Звук б - звонкий, звук т - глухой. По месту образования б - губной, а т - зубной. По способу образования б и т - смычные. Таким образом, фонемы б и т в словах "банк" и "танк" различаются двумя дифференциальными признаками - звонкостью-глухостью и местом образования (губной-зубной). Охарактеризуем теперь все фонемы в слове "словарь". С - согласная, глухая, твердая, щелевая, язычная фонема. Л - так называемая плавная согласная, твердая, звонкая, зубная. О - стоит в предударной слабой позиции, где она редуцируется и совпадает со эвуком а, то есть звучит так же, как в слове "славарь", если бы было такое слово. В фонетической транскрипции такой звук обозначается знаком Ф. В - звонкий, твердый, губно-зубной, щелевой. А - стоит в сильной позиции под ударением - это гласный среднего ряда и заднего подъема языка. Р - звонкий, мягкий, по способу образования "дрожащий" (средний между щелевыми и смычными), язычный. Мягкий знак не означает никакой фонемы, а служит знаком мягкости предшествующей фонемы р, что обозначается как р". Фонетическая запись всего слова "словарь" будет такая: (С Л Ф В А Р") В 1950-е гг. Р. О. Якобсон с соавторстве с американскими лингвистами создал совершенно новую Ф., построенную не на артикуляционных дифференциальных признаках, как у Трубецкого, а на акустических, используя акустическую аппаратуру. Его классификация в отличие от классификации Трубецкого была универсальной - в ней 12 дифференциальных признаков, при помощи которых можно было описать фонологические системы всех языков мира. Это уже начиналась эра генеративной Ф. (см. ГЕНЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА). Ф. чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. как методологическая база. Та легкость и убедительность, с которой фонологическая система строится при помощи дифференциальных признаков, бинарных оппозиций (см. БИНАРНАЯ ОППОЗИЦИЯ) позволила Ф. стать образцом для других дисциплин, связанных со структурной лингвистикой и семиотикой, - то есть для морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики, структурной антропологии, культурологии, стрктурной поэтики.

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Синонимы :
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕКСТА
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА

Смотреть что такое "ФОНОЛОГИЯ" в других словарях:

    ФОНОЛОГИЯ - (греч., от phone звук, и logos слово). Учение о звуках голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНОЛОГИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

    фонология - психофонетика Словарь русских синонимов. фонология сущ., кол во синонимов: 3 лингвистика (73) … Словарь синонимов

    фонология - и, ж. phonologie f. лингв. Учение о звуковой материи языка с точки зрения ее функции. БАС 1. В основе своей эта разновидность функциональной фонологии, которая взросла на почве Сорбонны. ВЯ 1996 4 123. Лекс. Михельсон 1866: фонология; Даль 3:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ФОНОЛОГИЯ - (от греческого phone звук и...логия), раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка … Современная энциклопедия

    ФОНОЛОГИЯ - (от греч. phone звук и...логия) раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка … Большой Энциклопедический словарь

    ФОНОЛОГИЯ - ФОНОЛОГИЯ, фонологии, мн. нет, жен. (от греч. phone звук и logos учение) (линг.). Отдел языкознания, изучающий систему фонем языка и их изменения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ФОНОЛОГИЯ - ФОНОЛОГИЯ, и, жен. 1. Раздел языкознания учение о фонемах. Специалист по фонологии. 2. Система фонем языка. Ф. русского языка. | прил. фонологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Фонология - (от греч. jwnh = голос, звук и logoV = слово, речь, учение) учение о звуках человеческой речи, тоже, что фонетика … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    фонология - ФОНОЛОГИЯ раздел лингвистики, изучающий звуки речи, их функциональные роли и место в системе языка. Основание Ф. было положено в конце 19 в. в работах И. А. Бодуэна де Куртене. Наиболее существенное развитие эта дисциплина получила затем… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    фонология - наука о звуках языка, выполняющих смыслоразличительную функцию; наука о фонемах. фонема. аллофон. просодема. эпентеза. элизия. апокопа. транскрипция. транскрибировать. звукосочетание. дифтонг. трифтонг. монофтонгизация. полногласие. дивергенты.… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Фонология современного калмыцкого языка , Сусеева Данара. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге впервые представлено описание фонологии как составной части грамматической системы…

Похожие статьи