Патология памяти. Качественные нарушения памяти – парамнезия

Расстройство памяти - нарушение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию.

Классификация расстройств памяти представлена в табл. 2.3.

Гииермнезия - непроизвольное оживление памяти, повышение способности воспроизведения, воспоминания о давно забытых событиях прошлого, незначительных и малоактуальных для человека в настоящем.

Усиление вспоминания часто сочетается с ослаблением запоминания текущей информации, особенно произвольного. Гипер- мнезия возникает при облегченном, порой беспорядочном течении простых мыслительных ассоциаций, связана с усилением механической памяти, сопровождается, однако, значительным ухудшением логико-смысловой памяти, затруднениями в воспроизведении сложных абстрактных ассоциаций.

Гипермнезия встречается при маниакальных и гипоманиакаль- ных состояниях (в рамках аффективных синдромов), при опьянении некоторыми наркотическими веществами, помрачениях сознания инфекционного и психогенного генеза, при некоторых вариантах особых состояний сознания.

Гипомнезия - частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений. Это нарушение способности запоминать, удерживать, воспроизводить некоторые события и факты или отдельные их части.

Таблица 23

Классификация нарушений памяти (диемнезий)

Гинермнезия

Гипомнезия

  • По генезу:
    • - органические;
    • - психогенные.
  • По временному отношению к периоду болезни:
  • - ретро градные;
  • - антероградные;
  • - фиксационные

Парамнезии

  • Псевдореминисценции.
  • Криптомнсзии.
  • Конфабуляции

Гипомнезия чаще всего наблюдается при сосудистых, дегенеративных и других органических заболеваниях головного мозга, при последствиях черепно-мозговых травм и др.

При прогрессирующем патологическом процессе, в частности нейродегенеративных заболеваниях (болезни Пика и Альцгеймера), при расстройствах старческого возраста и т.д., гипомнезия может переходить в более тяжелое нарушение памяти - амнезию.

Амнезия - полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений, имеющих место в определенный временной период, или же выпадение из памяти той или иной ситуации.

В случае неуклонного ухудшения продуктивности памяти вследствие патологических процессов в головном мозге говорят о прогрессирующей амнезии. При прогрессирующей амнезии распад памяти происходит в соответствии с законом Рибо. Ход этого процесса идет в порядке, обратном формированию памяти. Вначале исчезает память о наиболее поздно запечатленных событиях и фактах, а более ранние исчезают в последнюю очередь.

Прогрессирующая амнезия имеет ряд этапов. Самые первые проявления - забывчивость, трудности запоминания и припоминания дат, имен, повседневно-бытовой информации, запланированных мероприятий и т.п. В последующем из памяти начинает выпадать все большее число текущих событий и фактов. Затем процесс постепенно начинает распространяться и на память о прошлом, захватывая вначале близкий период, а потом все более и более отдаленные отрезки времени.

В первую очередь страдает «память времени» при сохранении «памяти содержания». Больные помнят отдельные события и факты, однако испытывают затруднения при определении их во времени и последовательности. Лишь затем постепенно тускнеет «память содержания».

По мере выпадения из памяти периодов недавнего или менее отдаленного прошлого в памяти довольно ярко всплывают воспоминания о давних событиях (детство, юность). Зачастую эти воспоминания становятся основным содержанием сознания больных.

При дальнейшем прогрессировании амнезии из памяти исчезает все больший объем сведений. В первую очередь исчезают наиболее зрелые, но вместе с тем менее организованные знания (научные, знание иностранных языков и т.п.). То, что приобреталось в юности, многократно повторялось в жизни, стало более устойчивым, автоматическим, исчезает в последнюю очередь. Может возникнуть почти полное выпадение «памяти фактов», но еще длительно сохранится так называемая «память аффективного тона отношений», или «память эмоциональных и морально-этических реакций», которая закладывается в раннем детстве и поэтому характеризуется высокой стойкостью. В дальнейшем постепенно ослабевает и исчезает и этот вид памяти, но еще остается «память простейших навыков» - праксис, исчезающий в последнюю очередь с формированием апраксий.

Следует отметить, что амнезия не всегда имеет прогрессирующий характер и в ряде случаев (в зависимости от генеза и тяжести вызвавшего амнезию нарушения) может быть обратима.

Варианты амнезий но генезу:

  • органические - нарушения, при которых выпадение из памяти событий, фактов и явлений связано с повреждением головного мозга (вследствие травм, органических заболеваний центральной нервной системы, интоксикаций и т.п.);
  • психогенные - нарушения (преимущественно обратимые), при которых выпадение из памяти событий, фактов и явлений связано с воздействием психотравмирующих факторов. Пробелы памяти возникают психогенно, по механизму вытеснения аффективно насыщенных индивидуально неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий. При сильных душевных потрясениях возможно также вытеснение всех событий (даже индифферентных), совпавших во времени с психической травмой. Вариант психогенной амнезии - истерическая амнезия , при которой из памяти избирательно выпадают отдельные неприятные события и факты, субъективно неприемлемые для больного, выставляющие его в невыгодном свете (например, не удовлетворяющие больного факты автобиографии или особенности социального статуса). Сочетающаяся с этим склонность к переоценке собственной личности, эффективность и эгоцентризм нередко приводят к тому, что пробелы памяти замещаются вымышленными событиями и фактами с оттенком гротескности, утрированности, фантастичности.

Варианты амнезий по временному отношению к периоду болезни:

  • ретроградная - выпадение из памяти впечатлений, предшествовавших острому периоду болезни. При этом длительность промежутка времени, охватываемого амнезией, различна: от нескольких минут до нескольких дней, недель. Ретроградная амнезия встречается при тяжелых интоксикациях и гипоксиях, травмах головного мозга;
  • антероградная - утрата воспоминаний о событиях, переживаниях, фактах, соответствующих периоду вслед за острым этапом болезни. При этом, как правило, страдают функции запоминания и сохранения информации. Нередко в основе данного расстройства лежат остающиеся после острого периода болезни нарушения сознания в легкой степени. При антероградной амнезии поведение больных упорядоченное, правильное, они критически оценивают ситуацию, что свидетельствует о сохранности кратковременной памяти. Может наблюдаться при тяжелом алкоголизме, вследствие черепномозговых травм, тяжелых инфекционных заболеваниях и др.;
  • фиксационная - резкое ослабление или утрата способности запоминать (фиксировать) текущие события, при сохранной способности полного вспоминания приобретенного ранее опыта и фактов. Невозможность запечатлевать в памяти текущие события и факты приводит к трудностям ориентировки в месте и во времени. При фиксационной амнезии существенно страдает способность адаптироваться к условиям повседневности, ориентироваться в окружающем мире (на улице, в квартире), событиях, людях. Больные с этим вариантом амнезии, сохраняя ясную память на события прошлой жизни, не утрачивая профессиональных знаний и навыков, не способны запомнить новую информацию: новых людей, новую обстановку, события, происходящие в течение дня, поручения и т.д. Фиксационная амнезия развивается чаще всего как осложнение на фоне тяжелого алкоголизма.

Парамнезия - нарушение памяти, проявляющееся в ложных воспоминаниях.

Основные виды парамнезий:

  • псевдоремиписценции - «иллюзии памяти», ошибочные воспоминания. Воспоминания о действительно имевших место событиях относятся больным в иной временной отрезок. Перепое событий осуществляется обычно из прошлого в настоящее, в котором замещает провалы памяти, возникающие в результате фиксационной или прогрессирующей амнезии. Псевдореминисценции обычно довольно стабильны по содержанию, повторно излагаются больными, имеют обыденное содержание. Их разновидностью являются экмнезии - сдвиг ситуации в прошлое («жизнь в прошлом»), когда стирается временная грань между прошлым и настоящим, и давние события переносятся в настоящее. Такому переносу подвергаются не отдельные факты или события, а целые, часто довольно значительные, периоды жизни. Псевдореминисценции могут наблюдаться при органических заболеваниях головного мозга, старческом слабоумии;
  • криптомнезии - искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний:
    • - ассоциированные воспоминания - болезненное присвоение личному опыту некогда услышанного или увиденного, при этом прочитанное, увиденное во сне, в кино, на сцене вспоминается больным как имевшее место в действительности, как пережитое или придуманное (изобретенное). К этому варианту относится истинная криитомнезия (патологический плагиат) - патология памяти, которая приводит пациента к присвоению себе авторства различных научных идей, произведений искусства и т.п.;
    • - ложные ассоциированные воспоминания - болезненное отчуждение личного опыта, при котором реальные события из жизни в воспоминаниях предстают больному как имевшие место с кем-то другим, как услышанное, прочитанное, увиденное во сне, в кино или на сцене;
  • конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») - яркие, образные ложные воспоминания, сочетающиеся с патологической убежденностью человека в их истинности. Больной вспоминает события и факты, которые якобы имели место в его жизни, тогда как в действительности их не было. Основные варианты конфабуляций:
  • - замещающие - ложные воспоминания, которые заполняют пробелы в памяти. Характеризуются обыденным содержанием, чаще всего имеют профессионалыю-бытовой характер, неустойчивы но фабуле. Возникают, как правило, в процессе беседы с больным, причем по мере расспроса фабула нередко обрастает все новыми деталями, «припоминаемыми» больным. Замещающие конфабуляции могут наблюдаться при тяжелом алкоголизме, органических заболеваниях головного мозга, старческом слабоумии;
  • - фантастические - ложные воспоминания о невероятных фантастических событиях, якобы имевших место в отдаленном или недавнем прошлом (например, нелепые любовные сюжеты, встречи с великими людьми). Содержание их обычно довольно стабильно, сочетается с монотематическим бредом величия, эротическим бредом, бредом иного (высокого) происхождения и т.п. Могут выявляться при тяжелых бредовых расстройствах.

Память - особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.

Возможности памяти безграничны. Известно, что феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь, Сенека, Александр Македонский. Различают механическую и смысловую память. Механическая, память - это способность запоминать тот или иной материал независимо от его содержания. Смысловая, или ассоциативная, память характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно, т. е. вступают во внутренние связи с прежней или бывшей ранее информацией.

При изучении памяти выделяют также короткую (кратковременную) память, связанную с гиппокампом, и долговременную память, связанную с определенными зонами коры больших полушарий.

Под короткой памятью понимается способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению информации через сравнительно короткое время после ее поступления. При отсутствии закрепления эта информация исчезает. При постоянном поддержании информации и ее эмоциональной или интеллектуальной значимости формируется долговременная память. Это, кстати, демонстрируется в известном школьном тезисе: повторение - мать учения.

Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии.

Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые достаточно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчайших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы когда-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненного состояния гипермнезия проходит.

Гипомнезия - снижение памяти - удел всех людей в пожилом возрасте. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексона (обратный ход памяти), когда накопленная за всю жизнь информация постепенно теряется в порядке, обратно пропорциональном приобретению ее, т. е. от настоящего к прошлому. В первую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события.

Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травматических и атрофических процессов головного мозга.

Амнезия - отсутствие памяти - занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в клинике психических заболеваний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, переводчик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил; его же любимый корейский язык совершенно не пострадал; в данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии). Амнезии могут подвергнуться также приобретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидностей амнезии.

Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период до начала заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы.

Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев.

Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее длительный период выпадения памяти до и после, например, травмы черепа.

Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адекватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация поступающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом.

Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому.

Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не помнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной травме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях (при выраженных стрессовых ситуациях).

Палимпсест - выпадение из памяти отдельных событий в состоянии алкогольного опьянения.

Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личностей. Если провалы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия называется скотомизацией.

Парамнезия - это обман, провал памяти, который заполняется различной информацией, определяющей вид парамнезий. Выделяют четыре вида этой патологии: конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии и эхомнезии.

Самым распространенным вариантом парамнезии являются конфабуляции - это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно.

Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти информацией и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещенными во времени. Например, больной со старческим слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, утверждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в X классе. Иногда в литературе вместо этого термина используют понятие «замещающие конфабуляции».

Криптомнезии (присвоенные воспоминания) - провалы памяти, заполняемые информацией, источник которой больной забывает: он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.

К криптомнезиям относится и так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает не как реальные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в сновидениях.

Некоторые исследователи относят к парамнезиям и эхомнезии (редублицирующие воспоминания). Это особый вид обмана памяти, при котором события, происходящие в настоящее время, кажутся уже происходившими раньше.

С известной долей условности в эту группу расстройств относят и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее. При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. Концентрированное комплексное нарушение памяти особенно выражено при так называемом Корсаковском синдроме.

Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фиксационную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень многих психических заболеваниях, кроме шизофрении.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Память является функцией отражения прошлого опыта, заклю­чающейся в запоминании, сохранении, последующем воспроизве­дении н узнавании того, что было воспринято, пережито или сдела­но в прошлом. Физиологической основой, закономерностью этого процесса является образование временных связей. Он характеризу­ется, во-первых, способностью одних очагов возбуждения вступать в связь с другими очагами, во-вторых, способностью клеток коры большого мозга сохранять следы бывших раздражений и, в-третьих, способностью условных связей оживляться под влиянием новых различных раздражений. Энграмма, возникающая в центральной нервной системе, не является простым отпечатком условных свя­зен, пли ассоциаций, по смежности, сходству, контрасту, смысло­вому принципу, а обусловлена интересами и потребностями чело­века.

Запоминание представляет собой психический процесс запечат- ления в памяти образов предметов, явлений. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным (непреднамеренным и целе­направленным). Основную роль при этом играет произвольное за­поминание, когда процесс происходит целенаправленно. Чем более выражены мотивы запоминания, потребности в нем, тем оно совер­шеннее.

Непроизвольное запоминание осуществляется непреднамеренно, превалирует в начальном периоде усвоения материала.

Сохранение нельзя рассматривать как механическую локализа­цию запомнившегося в неизмененном виде. Оно представляет собой синтез запомнившегося, его репродукцию и удержание в памяти главного, способствующего дифференциации отношений к окружа­ющему. Упрочению сохранения способствует повторение сочетаний раздражений, при котором улучшается отражение и устанавлива-

ются четкие внутренние связи между явлениями действительности. Несомненно, процесс сохранения является более совершенным при наличии заинтересованности, стремления прочнее удержать в па­мяти усвоенный материал. Таким образом, процесс сохранения тесно связан с мышлением, которое обеспечивает анализ и система­тизацию полученных сведений, отделение второстепенного и мало­значительного от главного, основного и обобщение запечатленного в памяти. Прочность сохранения в памяти у разных лиц неодина­кова. В тех случаях, когда возникшие однажды связи время от вре­мени подкрепляются, они становятся прочными.

Воспроизведение - возникновение в сознании образа какого- либо объекта, воспринимавшегося ранее и отсутствующего в данный момент, а также прежних переживаний, мыслей и т. д. При этом человек из сохраняемого памятью материала извлекает необходи­мое ему в данный момент. Под воспроизведением, таким образом, понимают процесс восстановления главного в ранее воспринятом.

Воспроизведение, как и запоминание, может быть произволь­ным и непроизвольным. Основное значение в жизни человека имеет произвольное воспроизведение, соответствующее требованиям кон­кретной ситуации, а участие речи и мышления способствует наи­лучшему отражению запечатленного в прошлом.

Процесс воспроизведения, требующий усилий, носит название припоминания , а объединение различных признаков непосредствен­но воспринимаемого с опытом, приобретенным ранее, представляет собой узнавание. Детальное словесное описание образа, явления способствует узнаванию ранее запечатленного в сознании также с помощью слов.

В норме развитие памяти у детей начинается с возникновения условных связей. На 5-6-м месяце жизни ребенка образуются ус­ловные связи между всеми анализаторами: ребенок узнает окружа­ющих, знакомые предметы, улыбается. К концу первого года жизни появляются первые признаки воспоминания об отсутствующих ли­цах и предметах. В раннем детстве память преимущественно непро­извольная, преднамеренное запоминание развивается к концу пер­вого критического периода, характеризующегося расширением свя­зей второй сигнальной системы. Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Но это вовсе не означает, что у детей раннего возраста отсутствует словесно-логи­ческая память. Осмысленное запоминание возникает при появлении речи.

И. М. Сеченов сравнивал память здорового человека с хорошей библиотекой, где каждый литературный источник зарегистрирован по теме, алфавиту, автору, году издания. По его мнению, в течение всей жизни человека происходит постоянная перегруппировка ин­формационных материалов памяти, а сохранение, как и полнота воспроизведения, зависит от установления связей в памяти в мо­мент запечатления. Память ребенка раннего возраста И. М. Сече­нов сравнивал с плохим книжным складом, где отыскать книгу - дело весьма сложное. Следует подчеркнуть, что высказывания

И. М. Сеченова о памяти - это лучшее чти со» » тп М „.. л.. этой проблеме.

В зависимости от того, какие анализаторы осуществляют вос­приятие и анализ информации, различают экстероцептивную (слу­ховую, зрительную, вкусовую, обонятельную) и интероцептивную намять. Одни люди запоминают лучше, когда видят запоминаемое (зрительный вид памяти), другие - при восприятии с помощью слуха, вкуса и др. Смешанный вид памяти встречается чаще всего. Человеку присущи следующие типы памяти.

Наглядно-образная память проявляется прежде всего в запоми­нании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и дви­гательных образов. Дети начальных классов пользуются памятью преимущественно этого типа, они легче и лучше усваивают мате­риал, если условные связи у них опираются не только на слова учителя, по и на наглядное восприятие. Люди с образной памятью, воспроизводя, например, содержание прочитанной книги, мысленно видят перед своим взором действующих лиц, картины природы, от­дельные сцены и др. Наглядно-образный тип памяти обусловлен преобладанием первой сигнальной системы. Поскольку у основной массы людей обе сигнальные системы находятся в гармоническом взаимодействии, то их память относится к среднему типу, т. е. яв­ляется наглядно-образной.

Эмоциональная память проявляется тем, что яркие эмоциональ­ные переживания прочнее запоминаются, более длительно сохра­няются и легче воспроизводятся. Этим объясняется то, что инте­ресный информационный материал легко запоминается. Эмоцио­нальный тип памяти самый древний. При некоторых психических заболеваниях с глубокими нарушениями памяти дольше всего со­храняется именно ее эмоциональный тип.

Механическая память, также являясь онтогенетически древней, основана на законах ассоциации по сходству и по смежности. Ас­социации представляют собой образовавшиеся между двумя функ­циональным!! пунктами коры большого мозга временные связи. Сущность их заключается в том, что всякое новое представление связывается с каким-то другим. Мы идем по улице и воспринимаем идущую нам навстречу колонну школьников, которая вызывает у нас представление об аналогичной колонне, виденной нами прежде. На ранних этапах становления личности память носит преимущест­венно механический характер, позже - избирательный и осмыс­ленный. Ребенок младшего школьного возраста заучивает стихо­творение автоматически, по внешнему сходству рифмованных слов, старшего - по внутренним ассоциациям, чувству и смыслу.

Логически-смысловая память основана на понятийном анализе и синтезе, наличии связей второй сигнальной системы с отделением главного от второстепенного. Она оперирует обобщениями и сра­внениями и поэтому наиболее продуктивна. Опосредованное пони­мание и воспроизведение - проявления высших форм смысловой памяти, имеющей активную направленность и обусловленной ин­тересами и потребностями человека, необходимыми в трудовой дея­

тельности. Воспроизведение смыслового запечатления тесно связа­но с мыслительными операциями, пониманием воспринятого, того, что в нем наиболее важно и значимо, поэтому этот вид памяти со­вершенствуется и в зрелом возрасте.

В норме память у разных людей неодинакова. Наиболее высо­кого развития она достигает к 25-летнему возрасту и держится па этом уровне до 55-60 лет, а затем постепенно снижается. Экспери­ментальные исследования показывают, что механическая память с возрастом снижается, ухудшается, а логически-смысловая по мере обогащения опытом совершенствуется. Абстрактно-смысловой тип памяти сохраняется дольше, ибо абстрактное мышление, представ­ляющее собой проявление смысловой памяти, характеризуется на­личием временных связей. Поэтому смысловая память такого типа более прочная, чем механическая и наглядно-образная. Последняя является более локализованной и поэтому менее прочной.

Процесс забывания, обусловленный торможением временных связей, свойствен каждому человеку. Он выражается либо в невоз­можности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Более быстро забывается механически запечатленное; при осмысленном запоминании процесс забывания протекает зна­чительно медленнее. Предупреждение забывания заключается в неоднократном повторении, т. е. в оживлении следовых связей. Процесс забывания имеет свои особенности, установленные фран­цузским психологом Р. Рибо и русским психиатром С. С. Корса­ковым. Он идет от недавно к давно воспринятому, т. е. быстрее забывается недавно воспринятая информация.

ФОРМАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ

По словам И. М. Сеченова, «память является краеугольным камнем психического развития» 1 . Не являясь изолированной ло­кальной функцией психики, память, как и все другие психические процессы, динамична благодаря пластичности мозга. Пластичность мозга, в зависимости от его функций и их тренировки, общего культурного уровня и кругозора, может повышаться или понижа­ться.

Активное познание реальной действительности стимулирует деятельность мозга и функции памяти, являющейся неотъемлемой частью всей нашей психической деятельности. Без памяти немыс­лимы знания. Чем больше знаний и умений хранится в памяти человека, тем больше пользы он приносит обществу. Память слу­жит огромным «складом» навыков, обеспечивающих человеку ори­ентировку в постоянно изменяющихся условиях жизни и деятель­ности.

При глубоких расстройствах памяти человек становится беспо­мощным. При соматических заболеваниях, функциональных рас- стройсгвах психики, и особенно в случаях деструктивного пораже­ния мозга, могут наблюдаться различные нарушения памяти. Воз­можны как формальные расстройства, так и грубая патологическая продукция памяти, при этом страдают отдельные компоненты па­мяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). По течению нарушения памяти могут быть кратковременными, прогрессирую­щими, обратимыми или стабильно необратимыми.

В психопатологии различают память на ближайшие события (кратковременную) и на отдаленное прошлое (долговременную). Первая представляет собой процесс относительно небольшой дли­тельности, обеспечивающий отдельные звенья и операции деятель­ности человека. Вторая обеспечивает более сложные интеллекту­альные и практические операции, например, в учебе и исследова­тельской работе.

Необратимые изменения памяти возникают при повреждении клеток коры большого мозга. Если нарушение памяти наступает вследствие истощения функций коры головного мозга, структура которой не нарушена, то при нормализации корковых процессов память восстанавливается. Поскольку память тесно связана с ре­чью, мышлением, восприятием, эмоциональными переживаниями и произвольными действиями, то ее нарушение свидетельствует о на­личии процессуального психического заболевания, различных вари­антов слабоумия, умственной отсталости.

Нарушения памяти бывают настолько характерными, что могут служить важнейшим диагностическим критерием в распознавании некоторых острых и хронических психических заболеваний. У де­тей, страдающих врожденным или приобретенным слабоумием, отмечаются ослабление памяти, диссоциация ее на механическую и логически-смысловую и распад функции памяти.

Умственно отсталым детям свойственно неумение целенаправ­ленно как запоминать, т. е. заучивать, так и воспроизводить. Если учащийся массовой школы, слушающий два рассказа, равнознач­ных но своей сложности и трудности, предупрежден, что один из рассказов ему придется воспроизвести, то лучше он запоминает тот, па котором умышленно фиксировали его восприятие. Такие же условия в применении к слабоумному дадут противоположные ре­зультаты: преднамеренное запоминание будет для него более слож­ным, чем обычное. Такой парадокс объясняется общей закономер­ностью течения корковых процессов у умственно отсталого, заклю­чающейся в том, что он лучше запоминает внешние признаки и их образы, чем внутренние логические связи. При преднамеренном запоминании одного из рассказов у умственно отсталого усилива­ется фиксация внешних признаков - слов и фраз, и вследствие этого хуже запоминается логическое содержание рассказа.

Клиническая и педагогическая практика показывают, что про­цесс сохранения у умственно отсталых совершается крайне медлен­но, с большими трудностями, даже после неоднократного повторе­ния. Особенности течения корковых процессов у умственно отста­лых детей проявляются не только в слабости, но и неполноценности активного внутреннего торможения и, следовательно, в недостаточ­ной концентрации очагов возбуждения. Этим объясняется недоста­точная дифференциация воспроизведения у умственно отсталых, а в приложении к учебной практике вспомогательной школы - не­точное воспроизведение ими пройденного материала.

Патология памяти у умственно отсталых объясняется прежде всего недоразвитием или неправильным развитием коры большого мозга. Именно это обусловливает нарушение не только памяти, но и других звеньев познания. Образование связей второй сигнальной системы у умственно отсталых резко затруднено, а уже возникшие связи непрочные, поэтому память у них характеризуется весьма узким диапазоном, слабым или неадекватным запечатленном внеш­них раздражителей, бледностью образов, а трудность удержания воспринятого ведет к дефектам воспроизведения. У некоторых ум­ственно отсталых выражена механическая памятг, избирательного характера.

Гипомнезия - снижение памяти илн отдельных ее компонентов (запоминания, воспроизведения, сохранения) - является одним из распространенных расстройств памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодичной, например, после тяжелой соматической болезни, значительного переутомления, истощения, чрезмерного эмоционального напряжения и других неблагоприятных условий среды, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Гипомне­зия является ведущим признаком у умственно отсталых с наруше­ниями всех функций. У людей пожилого возраста, вследствие сни­жения степени выраженности процессов возбуждения и торможения, их инертности, тоже нередко наблюдается гипомнезия. Снижение памяти очень часто отмечается при ряде психических заболеваний, причем сначала страдает память на события недавнего прошлого, что выявляют при проверке процесса запоминания, а затем и на давно прошедшие события личной и общественной жизни.

Гипермнезия - это болезненное усиление, обострение памяти, наблюдаемое при состояниях повышенного настроения (вызванных приемом алкоголя, наркотиков и др.), иногда во время лихорадоч­ных состояний. При этом воспроизведение давнишних переживаний обостряется до малейших деталей и подробностей. Гипермнезия наблюдается при некоторых психических заболеваниях (мани­акальных, эпилептических, сумеречных состояниях, отдельных слу­чаях шизофрении, психопатии и др.). При этом «усиление памяти» нужно понимать условно, ибо речь идет лишь об усилении механи­ческой памяти за счет ослабления логически-смысловой. Именно в связи с гипермнезией гипоманиакальиыс больные и некоторые пси­хопаты нередко кажутся неспециалисту более способными и талант­ливыми, чем они являются в действительности. Усиление воспроиз­ведения в гипоманиакальном эйфорическом состоянии объясняется характерным для него повышением тонуса процесса возбуждения. Прием кофеина, фенамина приводит к искусственному повышению тонуса процесса возбуждения и тем самым к усилению процесса воспроизведения.

Гипермнезия у некоторых олигофренов объясняется функцио­нальной несостоятельностью ткани головного мозга, где наряду с очагами деструкции существуют нормально функционирующие участки. В некоторых случаях при этом могут отмечаться специ­альные виды гипермнезии - легкое воспроизведение дат, событий, чисел, музыкальных мелодий. Такие избирательные гипермнезии наблюдаются на фоне глубоких нарушений познавательной дея­тельности. Кроме упомянутых расстройств памяти, ее ослабления и усиления могут наблюдаться также выпадения и извращения па­мяти, называемые амнезией и парамнезией.

Амнезия - потеря памяти на определенный отрезок жизни чело­века или избирательно на какие-либо события. Примером простей­шего вида амнезии являются выпадения памяти на период эпилеп­тического судорожного припадка. Амнезия, таким образом, пред­ставляет собой отсутствие памяти, ее провал, беспамятство. Она может быть полной, т. е. распространяющейся на период всей жиз­ни или значительную ее часть, либо частичной, касающейся из­бирательного процесса воспроизведения. Сюда относится утрата способности воспроизводить слова, собственные имя и фамилию, названия предметов, цифр, событий: больной ждет, пока ему под­скажут нужное слово. Амнезия иногда связана с расстройством сознания или аффектом; при выздоровлении от некоторых психи­ческих и соматических заболеваний с выходом в астению больные совершенно не помнят периода болезни.

Различают ретроградную и антероградную амнезии. В тех слу­чаях, когда из памяти выпадают события какого-то периода време­ни, предшествовавшие началу болезни, говорят о ретроградной ам­незии. Например, после травмы черепа учащийся не может вспом­нить не только события, во время которых произошла травма, но и предшествующие им. Иногда такие провалы могут охватывать не­сколько лет жизни, предшествовавшие травме или иному заболе­ванию.

В тех случаях, когда из памяти выпадают события, возникшие после развития болезни, говорят об антероградной амнезии. Напри­мер, человек не помнит того, что с ним было во время травмы че­репа, или же из его памяти выпадает период времени после травмы.

Аффектогенная амнезия (психогенная, системная, вытеснение по Жане) - это провалы памяти не на определенные периоды жиз­ни, а на определенные детали, связанные с психической травмой, при сохранности памяти на общую психогенную травмировавшую ситуацию. Вытесняются, забываются при этом неприятные воспо­минания, детали конфликта, тесно связанные с тяжелыми пережи­ваниями.

Парамнезии представляют собой расстройства (обманы) памяти, относящиеся не только к воспроизведению, но и к запоминанию. Они могут наблюдаться и у здорового человека как эпизодическое явление при аффектах, когда воспроизведение не соответствует действительности, а искажено. Парамнезии подразделяются на коифлбуляции, псевдореминисценции и фантазмы.

Состояния нарушения памяти, при которых вымышленные пси­хически больным события принимают форму воспоминаний, назы­ваются конфабуляциями. Например, подросток, неподвижно нахо­дящийся в постели после закрытой травмы черепа, утверждает, что он только что возвратился из театра, магазина, и при этом описы­вает свои переживания, связанные с этими вымышленными событи­ями. Конфабуляции наблюдаются при травматических, инфекцион­ных, интоксикационных и реактивных психозах.

Псевдореминисценции, которые не всегда легко отличить от кон- фабуляций, представляют собой ложные воспоминания при рас­стройстве запоминания. Наиболее часто наблюдаются при травма­тическом, корсаковском психозе, иногда у олигофренов. При этом пробелы памяти заполняются воспроизведениями событий, действи­тельно имевших место в жизни больного, но относящихся к другой ситуации: подросток, получивший травму черепа при падении с дерева, объясняет причину этой травмы своим участием в бою с вражеским танком.

Фантазмы - сцепоподобные образные представлении, возника­ющие без реального раздражителя. Они делятся па паралитичес­кие и истерические. Первые наблюдаются при глубоких формах слабоумия и характеризуются нелепым содержанием. Вторые ча­ще характерны для истерических психогений, псевдологии (лгунов и фантастов). При этом субъекты, у которых отмечаются истери­ческие фантазмы, считают себя участниками чрезвычайных проис­шествий, которых в действительности не было, стремятся находить­ся в центре внимания окружающих. У истерических психопатов, особенно патологических лгунов и фантастов, может наблюдаться патологический обман памяти. При обмане памяти больной с чув­ственной живостью переживает свое ложное восприятие как нечто достоверное, он верит в истинность своих неправильных воспоми­наний. Патологическая ложь явно нецелесообразна, лишена ло­гики и здравого смысла, человек понимает всю ее бесплодность, но не может противостоять потребности лгать. Обычная же ложь, в отличие от патологической, всегда преследует личную корыстную цель, несет компенсаторную функцию по избежанию наказания, попытку представить себя в глазах окружающих в выгодном для себя свете.

Обманы памяти могут наблюдаться и у формально здоровых людей при значительном переутомлении, состоянии астении после перенесенного соматического заболевания, когда, например, чужая мысль, услышанная от других или прочитанная в книге, восприни­мается как своя собственная. Речь идет о ложном, мимоаольном отнесении человеком к себе событий жизни, н которых он якобы участвовал, но которые в действительности ему известны из рас­сказов близких или из книг. Такое явление называется криптомне- зией.

плтоп;ш;:{ 1ги\\шипт памяти

Патогенез расстройств памяти в настоящее время полностью не выяснен. Стремления локализационистов свести патологию памя­ти к поражению конкретных участков головного мозга оказались бесплодными. Длительное время расстройства памяти объяснялись с позиций психоморфологизма, крайним выразителем которого был А. Гарпер, утверждавший, что память является функцией гипота­ламуса. Исследования отечественных психиатров показали, что та­кое упрощенное представление о сложной психической функции памяти в норме и патологии является неправильным.

Типы памяти, обусловленные взаимодействием обеих сигналь­ных систем,- механическая, наглядно-образная (при преоблада­нии первой сигнальной системы) и логически-смысловая (при пре­обладании второй сигнальной системы) свидетельствуют о том, что патогенез расстройств памяти обусловлен нарушением функции мозга в целом, а не только лобных, теменных или других долей полушарий большого мозга, в том числе гипоталамуса. Та­ким образом, следует считать, что патофизиологической основой нарушений памяти является ослабление, снижение функциональ­ной возбудимости (реактивности) коры большого мозга.

По мнению физиологов И. М. Сеченова и Й. П. Павлова, в ос­нове процессов памяти лежат рефлекторные механизмы, обеспечи­вающие отражение окружающей действительности, закрепление, сохранение и воспроизведение полученной информации. След от воспринятой информации лучше сохраняется тогда, когда раздра­жители имеют оптимальную силу, а реактивность мозга достаточ­но выражена, ибо физиологической основой памяти является фор­мирование в мозгу временных связей. Запоминание основывается на закреплении этих связей и взаимодействии их со следами преж­них раздражений, воспроизведение - на их актуализации, а забы­вание- на торможении, угасании временных связей.

При олигофрении в ткани мозга появляются очаги деструкции, что ведет к нарушению всей психической деятельности, особенно подвижности нервных процессов, вследствие чего временные связи становятся инертными, а образование новых связей затруднено. При этом вследствие невозможности образования сложной систе­мы связей способность к абстрагированию и обобщению является неполноценной. В пожилом возрасте в связи с возрастными атро­фическими изменениями в ткани мозга подвижность корковых про­цессов также снижается. При этом вследствие снижения реактив­ности коры большого мозга, ослабления процесса возбуждения затрудняется как установление новых временных связей, так и вос­произведение старых, вплоть до полной невозможности формиро­вания этих связей, т. е. невозможности что-либо запомнить.

Восстановление памяти при ретроградной амнезии в тех случа­ях, когда механическая травма мозга не сопровождается выражен­ной деструкцией его ткани, патофизиологически объясняется устра­нением торможения. Интерес представляют исследования по

выяснению химических механизмов, роли белкового обмена и рибо­нуклеиновой кислоты в образовании следов памяти, использование данных кибернетики о счетных устройствах, объеме машинной, про­граммированной памяти.

Патологические состояния мозга очень часто сопровождаются нарушением памяти; однако до последнего времени очень мало известно было о том, какими психологическими особенностями отличаются нарушения памяти при различных по локализации мозговых поражениях и какие физиологические механизмы лежат в их основе.

Широко известны факты, говорящие о том, что в результате острых травм или интоксикаций могут наступать явления ретроградной и антероградной амнезии. В этих случаях больные, сохраняя воспоминания о давно прошедших событиях, обнаруживают значительные нарушения памяти па текущие события, по существу исчерпывали те знания, которыми располагали психиатры и невропатологи, описывавшие изменения памяти при органических поражениях мозга. К этим данным присоединяются факты, указывающие, что поражения глубоких отделов мозга могут привести к глубоким нарушениям способности фиксировать следы и воспроизводить запоминаемое, но природа этих нарушений остается неясной.

Данные, полученные многочисленными исследователями за последние десятилетия, существенно обогатили наши знания о характере нарушения памяти при различных по локализации поражениях и позволили уточнить как основные данные о роли отдельных мозговых структур в процессах памяти, так и физиологические механизмы, лежащие в основе ее нарушений.

Поражения глубоких отделов мозга – области гиппокампа и системы, известной под названием «круга Пейпеца» (гиппокамп, ядра зрительного бугра, мамил-лярные тела, миндалевидное тело), приводят, как правило, к массивным нарушениям памяти, не ограниченным какой-либо одной модальностью. Больные этой группы, сохраняя воспоминания о дальних событиях (давно консолидировавшиеся в мозгу), оказываются, однако, не в состоянии запечатлеть следы текущих воздействий; в менее выраженных случаях они жалуются на плохую память, указывают, что они принуждены все записывать, чтобы не забыть. Массивные поражения этой области вызывают грубую амнезию на текущие события, иногда приводящую к тому, что человек теряет отчетливое представление о том, где он находится, и начинает испытывать значительные затруднения в ориентировке во времени, оказываясь не в состоянии назвать год, месяц, число, день недели, а иногда и время дня.

Характерно, что нарушения памяти в этих случаях не носят избирательного характера и в равной степени проявляются в трудности удержания зрительного и слухового, наглядного и словесного материала. В случаях, когда поражение захватывает оба гиппокампа, эти нарушения памяти оказываются особенно отчетливыми.

Детальные нейропсихологические исследования позволили дать дальнейшую характеристику как психологической структуры этих дефектов памяти, так и подойти к анализу физиологических механизмов, лежащих в основе ее нарушений.

Было показано, что в случаях относительно не резко выраженных поражений указанных областей мозга нарушения ограничиваются дефектами элементарной, непосредственной памяти, оставляя возможность компенсации этих дефектов путем смысловой организации материала. Больные, которые не могут запомнить серии изолированных слов, картинок или действий, оказываются в состоянии значительно лучше выполнить эту задачу, прибегая к вспомогательным средствам и организуя запоминаемый материал в известные смысловые структуры. Нарушение непосредственной памяти у этих больных не сопровождается никаким выраженным нарушением интеллекта, и эти больные не проявляют, как правило, признаков деменции.

Существенные факты были получены при анализе возможных физиологических нарушений памяти в этих случаях.

Как показали эти исследования, больные с поражениями глубоких отделов мозга могут удерживать относительно длинные ряды слов или действий и воспроизводить их после промежутка в 1-1,5 мин. Однако достаточно небольшого отвлечения любой интерферирующей деятельностью, чтобы воспроизведение только что заученной серии элементов стало невозможным. Физиологической основой нарушения памяти в этих случаях оказывается не столько слабость следов, сколько повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями. Эти механизмы нарушения памяти в описанных случаях легко объясняются тем, что стойкое сохранение доминирующих очагов и избирательных ориентировочных рефлексов легко нарушается в связи со снижением тонуса коры и выделением из нормальной работы тех первичных аппаратов сличения следов, которое, как было указано выше, является непосредственной функцией гиппокампа и связанных с ним образований.

Картина нарушений памяти существенно меняется, когда к поражению глубоких отделов мозга присоединяется поражение лобных долей (и особенно их медиальных и базальных отделов).

В этих случаях больной перестает критически относиться к недостаткам своей памяти, оказывается не в состоянии компенсировать ее дефекты и теряет возможность различать подлинное выполнение от бесконтрольно всплывающих ассоциаций. Конфабуляции и ошибки памяти («псевдореминисценции»), появляющиеся у этих больных, присоединяются к грубым расстройствам памяти («корсаковскому синдрому») и приводят к тем явлениям спутанности, которые стоят на границах нарушений памяти и нарушений сознания.

От всех вариантов описанной выше картины существенно отличаются нарушения памяти, возникающие при локальных поражениях внешней (конвекситальной) поверхности мозга.

Подобные поражения никогда не сопровождаются общим нарушением памяти и никогда не приводят к возникновению «корсаковского синдрома» и тем более нарушений сознания с распадом ориентировки в пространстве и во времени.

Больные с локальными поражениями конвекситальных отделов мозга могут проявить частное нарушение мнестической деятельности, обычно носящее модально-специфический характер, иначе говоря, проявляющиеся в одной какой-нибудь сфере.

Так, больные с поражением левой височной области обнаруживают признаки нарушения слухоречевой памяти, не могут удержать сколько-нибудь длинных рядов слогов или слов. Однако они могут не проявлять никаких дефектов зрительной памяти и в ряде случаев, опираясь на последнюю, могут компенсировать свои дефекты путем логической организации закрепляемого материала.

Больные с локальными поражениями левой теменно-затылочной области могут обнаруживать нарушениезрительно-пространственпой памяти, но, как правило, в значительно большей степени сохраняют слухоречевую память.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнестическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью раз возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминаемой системы на другое; попытки активно запомнить предложенный им материал осложняются также выраженной инактивностью таких больных, и всякое запоминание длинного ряда элементов, требующее напряженной работы над запоминаемым материалом, превращается у них в пассивное повторение тех звеньев ряда, которые запоминаются сразу, без всяких усилий. Поэтому «кривая памяти», которая в норме носит отчетливый поступательный характер, перестает у них возрастать, продолжая держаться на одном и том же уровне, и начинает носить характер «плато», отражающего инактивность их мнестической деятельности. Характерно, что локальные поражения правого (субдоминантного) полушария могут протекать без заметных нарушений мнестической деятельности.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности.

Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга (а это может иметь место при различных сосудистых поражениях, внутренней гидроцефалии и мозговых гипертензиях), нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями; они приводят к резкой истощаемости больного, в результате которой заучивание сильно затрудняется и «кривая заучивания» начинает не возрастать, а при последующих повторениях даже снижается.

Анализ «кривой заучивания» может иметь большое диагностическое значение, позволяя различать неодинаковые синдромы изменения психических процессов при разных но своему характеру поражениях мозга.

Характерными особенностями отличаются нарушения памяти при органической деменции (болезнь Пика, Альцгеймера) и в случаях олигофрении.

Центральным для таких поражений обычно является нарушение высших форм памяти, и прежде всего логической памяти. Такие больные оказывается не в состоянии применить нужные приемы смысловой организации запоминаемого материала и обнаруживают особенно выраженные дефекты в опытах с опосредованным запоминанием.

Характерно, что в случаях умственной отсталости (олигофрении) эти нарушения логической памяти могут выступать иногда на фоне хорошо сохранной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.

Исследование памяти имеет очень большое значение для уточнения симптомов мозговых заболеваний и их диагностики.

Гипомнезия (дисмнезия) - снижение памяти. Как правило, снижаются все три функции. Нарушается процесс запоминания, уменьшаются запасы памяти, и ухудшается воспроизведение. Наблюдается при любых органических заболеваниях головного мозга.

Амнезия - утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
Ограниченные амнезии - полное отсутствие памяти на какой-то период событий, амнезия всегда ограничена каким-либо интервалом.

Ретроградная амнезия - забываются события, предшествовавшие ее причине. Может захватывать промежутки времени от нескольких минут до нескольких дней. Память на утраченные события частично или даже полностью восстанавливается.

Антероградная амнезия - выпадают из памяти события, следующие за воздействием причины
Антероретроградная амнезия представляет собой сочетание двух предыдущих видов амнезии.
Конградная амнезия возникает на период психического расстройства. Обычно распространяется на состояния, связанные с расстройствами сознания. Иногда в памяти остаются отдельные фрагменты психоза, что может быть причиной образования резидуального бреда.

Ретардированная амнезия - в отличие от конградной возникает не сразу, а спустя какой-то срок (от одного дня до недели). Больной после выхода из психоза способен рассказать о том, что с ним происходило, но спустя некоторое время зыбывает даже о том, что он уже рассказывал.

Палимпсест - запамятование отдельных событий и деталей своего поведения, возникающее в период алкогольного опьянения. Общий ход событий сохраняется в памяти. Генерализованные формы амнезий. Фиксационная амнезия - нарушается функция запоминания (фиксация), больные не удерживают в памяти события, которые происходили с ними только что. При этой форме амнезии наблюдается дезориентировка в месте, времени, окружающих лицах. Является ведущим симптомом синдрома Корсакова.

Прогрессирующая амнезия . Отмечается постепенное и необратимое опустошение запасов памяти. Забывание происходит в обратном порядке: сначала из памяти утрачиваются недавно при обретенные знания, а затем более старые и прочно закрепленные (закон Рибо). Давно минувшие события оживают в памяти больного, становятся очень яркими, в то время как на текущие события память утрачивается.

Происходит так называемый «сдвиг ситуации в прошлое», т. е. то, что случилось много лет назад, больными воспринимается как случившееся только что, они искренне переживают утрату близких или радуются приятным событиям, считают себя намного моложе (характерно для старческого слабоумия).

Псевдореминисценции . Прошедшие события воспроизводятся, но нарушается их временной порядок (иллюзии памяти). В воспоминаниях больного прошлое переплетается с настоящим. Содержание псевдореминисценций, как правило, обыденного характера.

Похожие статьи