Многочленные структуры сложноподчиненного предложения. Лекция «Многочленные сложные предложения

Цель лекции: раскрыть структурно-семантические особенности многочленных сложных предложений, в зависимости от этого охарактеризовать все виды многочленов.

1. Общая характеристика многочленных сложных предложений (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативных частей и др.).

2. Уровни членения в многочленных сложных предложениях: логико-синтаксический и структурно-синтаксический. Компонентная структура уровней членения.

3. Структурные типы многочленных сложных предложениях, особенности их терминирования в специальной и учебной литературе.

4. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений (МЧ ССП). Многочленные бессоюзные сложные предложения (МЧ БСП).

5. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности (МЧ СПП): с последовательным подчинением, параллельным соподчинением (однородным и неоднородным, одночленным и разночленным).

1. Общая характеристика многочленных сложных предложений (стечение союзов, их пропуск, неполнота предикативных частей и др.)

Осложненным может быть не только простое предложение, но и сложное. Различают понятия: сложное предложение минимальной структуры (состоит из двух предикативных частей) и сложное предложение максимальной структуры (состоит из трех и более предикативных частей). В синтаксисе сложного предложения в теоретических исследованиях рассматривают в основном сложные предложения минимальной конструкции, так как именно в них проявляется грамматическая природа конкретного вида сложного предложения.

Многочленное сложное предложение представляет собой синтаксическую единицу, имеющую своеобразную, многомерную структуру.

Конститутивным признаком многочлена является полипредикаивность. Однако многочленные сложные предложения отличаются от двучленных (в других терминах - элементарных сложных предложений, сложных предложений минимальной структуры) количеством предикативных частей и особым характером их связи.

Структурно-семантические признаки многочленных сложных предложений:

Й. Структурные признаки МЧ СП:

1. Полипредикативность.

Основным дифференциальным признаком многочленного предложения является наличие в его составе не менее трех предикативных частей.

Н-р, Надо было бы здесь стать на бивак, но я уступил просьбам своих товарищей, и мы пошли дальше.

2. Прослеживается определенная специфика сочетаемости предикативных частей в МЧ СП.

В этих предложениях происходят структурное преобразование предикативных частей и изменение их функций под влиянием структуры целого, а именно: а) в этих конструкциях наблюдаются известные ограничения сочетаемости предикативных частей; так, придаточные уступительные не употребляются в составе сложных предложений с сочинением и подчинением, если сочиняемые части связаны противительно-уступительными отношениями;

б) предикативные части многочленных конструкций могут отличаться структурной неполнотой; в) в многочленном сложном предложении могут устраняться тождественные средства связи.

3. В зависимости от возможности/невозможности группировки предикативных частей и образования структурно-семантических компонентов (блоков) различаются многочленные предложения сгруппированной и несгруппированной структуры.

В предложениях сгруппированной структуры предикативные части, объединяясь по смыслу, образуют структурно-семантические блоки, которые соединяются между собой различными видами связи и образуют уровни членения. Многочленные предложения несгруппированной структуры характеризуются отсутствием компонентов (блоков) и, соответственно, уровней членения. К ним относятся многочленные сложносочиненные и бессоюзные предложения однородного состава.

4. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированным (закрепленным) и нефиксированным (свободным).

5. Возможная координация видо-временных форм глаголов-сказуемых в предикативных частях.

6. Наличие общих второстепенных членов предложения (в многочленных сложносочиненных предложениях), общей главной части (в многочленных сложноподчиненных предложениях), общей придаточной части (в многочленных сложных предложениях с различными видами связи) и т.д.

7. Общий интонационный рисунок.

8. Наличие элементов зависимости между предикативными частями: указательных слов, союзов, которые могут быть пропущены в силу структурных особенностей многочленных сложных предложений или можно наблюдать стечение союзов (н-р, в многочленных сложноподчиненных предложениях с однородными придаточными возможен пропуск подчинительного союза или союзного слова при второй и последующих придаточных частях, а в в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных возможно стечение союзов при интерпозиции второй придаточной части по отношению к первой); частиц и т. д.

9. В некоторых случаях прослеживается параллелизм построения предикативных частей.

10. Возможная структурная неполнота предикативных частей, незамещенность синтаксической позиции, чаще во второй и последующих предикативных частях.

11. Наличие функциональных эквивалентов чаще во второй и последующих предикативных частях.

ЙЙ. Семантические признаки многочленных сложных предложений:

1. Структурные признаки влекут и семантические особенности многочленных сложных предложений, ср.: полипропозитивность.

2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.

Предикативные части логически совместимы, что подтверждается наличием синонимов, антонимов, однокоренных слов, анафорических местоимений, слов одной лексико-тематической группы и т.д.

3. Между предикативными частями складывается определенный тип грамматических отношений. Другими словами, каждое многочленное сложное предложение обладает определенными типами грамматических значений, иногда значения носят сквозной однотипный характер (н-р, в многочленном сложносочиненном предложении открытой структуры с отношениями перечисления). Иногда между предикативными частями многочленного сложного предложения складываются разнотипные грамматические отношения в зависимости от характера синтаксической связи и лексического наполнения предикативных частей (это в большей степени характерно для многочленных сложных предложений с различными видами связи).

2. Уровни членения в многочленных сложных предложений: логико-синтаксический и структурно-синтаксический. Компонентная структура уровней членения.

Уровни членения многочленных сложных предложений понимаются по-разному. Так, Н.С.Валгина выделяет два уровня членения многочленных сложных предложений:

1. Структурно-синтаксический.

Согласно этому уровню членения в многочленных сложных предложениях выделяются предикативные части и характеризуется характер синтаксической связи между ними.

Н-р, [В полночь мгла сгустилась до того], (что ее можно было видеть в непосредственной близости от себя), и [это не был дым]. (Это многочленное сложное предложение с различными видами связи: между первой и второй частями – подчинительная, между первой и третьей – сочинительная).

2. Логико-синтаксический.

Согласно этому уровню членения в многочленных сложных предложениях выделяются смысловые блоки, которые по структуре могут представлять собой простые и сложные предложения. Между блоками возможны только сочинительная и бессоюзная связь. Подчинительная связь – внутриблочная, так как указывает на более тесную связь между предикативными частями.

Н-р,[[В полночь мгла сгустилась до того], (что ее можно было видетьв непосредственной близости от себя) ], и [это не был дым]. (Это многочленное сложносочиненное предложение состоит из двух смысловых блоков: первый по структуре – сложноподчиненное предложение, второй – простое предложение).

Н. А. Николина под уровнем членения многочленного сложного предложения понимает установление ступенчатости (последовательности) членения этой структуры до минимальных предикативных самостоятельных частей.

Группировка предикативных частей в многочленном сложном предложении обусловливает выделение в нем уровней членения, что создает определенную иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии уровней членения. Первый уровень членения (основное членение) только один.

Он характерен для всей конструкции в целом и определяется доминирующими смысловыми отношениями между ее компонентами - предикативными частями (или их группами) и доминирующей структурной схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

Н-р, Палевая трава сохнет, лес пустеет2, и тогда далеко видно3, как среди бледно-желтой травы и серого мха горят среди леса огромные зеленые факелы стланика (В. Шаламов).

На первом уровне членения выделяются два компонента, соединенные сочинительной связью при помощи соединительного союза и интонации. Отношения между ними – соединительно-результативные.

На втором уровне членения рассматривается внутреннее строение каждого компонента. Первый компонент – двучленное бессоюзное сложное предложение однородного состава с перечислительными отношениями. Второй – двучленное сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры с изъяснительно-объектным придаточным.

Первый тип понимания уровней членения предложения представлен в школьных учебниках. При выполнении синтаксического анализа МЧ СП лучше опираться на принципы структурно-синтаксического уровня членения этой структуры.

3. Структурные типы многочленных сложных предложений, особенности их терминирования в специальной и учебной литературе

Сложное предложение максимальной структуры большинство синтаксистов называют многочленным.

Для обозначения сложных предложений максимальной структуры используются и другие термины:

1. Полипредикативные сложные предложения (Г.П.Уханов, Г.Ф. Калашникова);

2. Термин многочленные сложные предложения употребляют только по отношению к сложным предложениям максимальной структуры с однотипной связью (МЧ ССП, МЧ СПП, МЧ БСП), а по отношению к сложным предложениям максимальной структуры с различными видами связи употребляют термин сложная синтаксическая конструкция (Н. С. Валгина, Р. Н. Попов и др.).

3. Сложные предложения усложненного типа (В. А. Белошапкова).

4. В школе употребляют термины ССП, СПП, БСП, если однотипная связь между предикативными частями, и сложное предложение с различными видами связи при разнотипной связи между предикативными частями.

5. В учебном комплексе В. В. Бабайцевой для школы по русскому языку употребляется термин многокомпонентное сложное предложение с однотипной и разнотипной связью. При этом в многокомпонентных сложных предложениях с разнотипной связью В. В. Бабайцева предлагает различать ведущую связь между предикативными частями (сочинительную или бессоюзную).

4. Многочленные сложносочиненные предложения с различными видами сочинительной связи и отношений. Многочленные бессоюзные сложные предложения.

Анализ многочленных сложносочиненных предложения и многочленных сложных бессоюзных предложений имеет много общего в структурно-семантическом плане и проводится по единой схеме. При этом учитываются:

1) однородность/ неоднородность состава бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений, определяющая степень «спаянности», связанности предикативных частей в составе целого и возможность их группировки; 2) сгруппированность / несгруппированность структуры предложений; 3) наличие уровней членения в многочленных предложениях сгруппиванной структуры.

Многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложений однородного состава характеризуются открытостью структуры и равноправием их предикативных частей в семантическом плане. Это препятствует объединению их в структурно-семантические компоненты и исключает иерархический характер строения предложения. Предикативные части таких предложений отражают разные стороны одной и той же ситуации, сближение или объединение их говорящим носит объективный или субъективный характер. Т.о, многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложения однородного состава имеют несгруппированную структуру. Они обычно используются для описания лица, природы, субъективной оценки определенной ситуации

Однако, как правило, в многочленных сложносочиненных предложениях и многочленных бессоюзных сложных предложениях неоднородного состава появляется новое свойство, присущее всем сгруппированным предложениям многочленной структуры, а именно способность предикативных частей к объединению, связанному с образованием структурно-семантических компонентов. В результате этого в структуре таких предложений устанавливаются уровни членения.

Группировка предикативных частей облегчает восприятие многочленных предложений слушающим и отражает намерение автора подчеркнуть особенно тесную связь отражаемых в компонентах предложения ситуаций.

Компоненты предложений сгруппированной структуры могут связываться при помощи союзов разных групп, синтаксически специализированных элементов, анафорических местоимений, повторов, различных лексических средств.

При синтаксической характеристике многочленных сложносочиненных предложений необходимо отражать способ и средства синтаксической связи Н-р, [Стихия таланта, заложенного в человеке, должна найти свое единственно правильное русло], или, [может быть, сам человек усилиями воли, поисками, трудом должен прокопать это русло], и [ тогда жизнь принесет радость творческих удач, удовлетворение и мудрое спокойствие]. Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, состоит из трех предикативных частей, МЧ ССП, полисубъектное, средства связи – разделительный сочинительный союз или и соединительный союз и, открытой структуры, между первой и второй предикативными частями грамматическое значение – разделительные отношения (взаимоисключение), между второй и третьей частями – соединительные отношения (последовательность).

[ ___ ===== ], или [ ___ ===== ], и [ ____ ===== ].

Н-р, [Обязанности распределялись так]: [я тянул лошадь под уздцы],

[Коля правил], [Николай понукал кнутом].

Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, из четырех предикативных частей, полисубъектное, бессоюзное, МЧ БСП, причем

1) между первой и второй, третьей и четвертой предикативными частями имеют место разнотипные отношения, раскрытие содержание первой части, пояснение;

2) между второй, третьей и четвертой – однотипные отношения, перечисление, одновременности.

5. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности: с последовательным подчинением, параллельным соподчинением (однородным и неоднородным, одночленным и разночленным)

По характеру связи придаточных частей друг с другом и с единственной для них главной частью различают следующие виды подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении:

1. Многочленное сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей;

2. Многочленное сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных частей:

– с последовательным подчинением;

– с параллельным подчинением.

Однородные придаточные части в многочленном сложноподчиненном предложении имеют много общих черт с однородными членами предложения (неслучайно и совпадение в терминировании).

Многочленные сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Придаточные части однофункциональны, т.е. одного вида.

2. Чаще употребляются с одними и теми же средствами связи;

3. Односоотнесены с главной частью, т.е. одинаково относятся к одному и тому же слову или словосочетанию в главной части при их нерасчлененности или же ко всей главной части при их расчлененности;

4. Между придаточными частями – сочинительная связь, которая может быть выражена с помощью сочинительных союзов или интонационно.

При однородных придаточных частях в МЧ СПП действуют те же пунктуационные правила, что и при однородных членах предложения.

Ср.: Я верю тебе и друзьям.

[Я знаю], (что скоро сессия) и (нам предстоит сдавать синтаксис).

Ср.: Я прочитал «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку».

[ Я узнал], (что такое любовь), (что такое предательство).

5. Сочинительные союзы могут не повторяться (быть пропущены) при второй и последующих придаточных частях. Очень часто такие структуры путают с МЧ СП с различными видами связи.

Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Между главной и придаточными частями в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных частей – цепная зависимость: первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная часть – к первой и т.д.

Н-р, [ Я знаю], (что стерплю все), (если хватит сил).

2. Придаточные части чаще разнофункциональны, т.е. разного вида.

3. Пропуск подчинительных союзов и союзных слов невозможен.

4. Вторая придаточная часть может находиться в интерпозиции по отношению к первой придаточной части.

Н-р, [Бригадир сообщил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать).

[Бригадир сообщил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать).

Многочленные сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:

1. Главная часть в многочленном сложноподчиненном предложении с параллельным подчинением придаточных частей чаще находится между придаточными частями (не в интерпозиции).

2. Придаточные части могут быть разнофункциональны и однофункциональны, но при однофункциональности придаточные разносоотнесены с главной частью: относятся к разным словам, н-р, при однотипных нерасчлененных придаточных.

Н-р, [Мы там, (где нас ждут), и там], (где нам рады). (Если хочешь),

[приходи], (когда позовут).

Иногда в многочленных сложноподчиненных предложениях возможно

употребление нескольких видов подчинения придаточных частей одновре-

менно. Это комбинированное подчинение придаточных.

Н-р, (Если я знаю), (что знаю мало), [то добьюсь того], (чтобы знать больше).

Возможно еще и многочленное сложное предложение с различными видами связи. При синтаксическом разборе такого предложения характеризуется каждый вид связи, который встречается между предикативными частями.

6. Горизонтальные и вертикальные схемы, их отличительные особенности.

В последнее время в школе и вузе используются (составляются) при выполнении синтаксического разбора многочленного сложного предложения горизонтальные схемы. Они позволяют проследить и пронаблюдать позиции предикативных частей в многочленных сложных предложениях по отношению к друг другу, средства связи предикативных частей и соответственно пунктуацию при них, направление зависимости между предикативными частями и т.д. Иногда эти схемы не умещаются в одну линию, а перенос на другую строку влечет иногда потерю наглядности направления связи предикативных частей в многочленных сложных предложениях. Т.о., помощью горизонтальных схем структура много-членного сложного предложения, с одной стороны, более наглядна. Вертикальные структурные схемы удобны в плане отображения на бумаге и показа уровней (ступеней) зависимости между предикативными частями.

Литература

1. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М. 1991.

2. Современный русский язык // Под ред Л.Л.Дибровой. В 2-х ч.ч. Часть 2. Морфология. Синтаксис. М. 2001.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3-х ч.ч. – Ч.3.– М., 1987.

4. Новиков Л.А. Современный русский язык. – М., 2001.

5. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы. – М., 2000.

6. Бархударов С.Г. Русский язык. 9 класс. – М., 1990.

Контрольные вопросы

1. Какие термины встречаются и у кого для СП с несколькими предикативными частями? Чем они различаются? Запишите определение МЧ СПП, МЧ ССП, МЧ БСП, МЧ СП с различными видами связи.

2. Виды МЧ СПП в зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом. Составить конспекты-схемы по разным вузовским и школьным учебникам. Что общего и чем отличаются вертикальные и горизонтальные схемы МЧ СП? Какую дополнительную информацию могут отразить горизонтальные схемы? Какие схемы предлагаются школьными учебниками?

3. Что называют уровнем членения в МЧ СП? Что значит: МЧ СП подчинены двум уровням членения – логико-синтаксическому и структурно-синтаксическому. Какие виды связи между частями МЧ СП обнаруживаются на логико-синтаксическом уровне членения, а какие на структурно-синтаксическом? Как представлен логико-синтаксический уровень членения МЧ СП в школьных учебниках? Какую связь В.В.Бабайцева называет «ведущей»? Что для С.Г.Бархударова является частью СП с различными видами связи? Какие СП рассматриваются как контаминированные типы СП?

сложного предложения, особенно в теоретических исследованиях, обычно рассматриваются типовые конструкции с минимальным числом частей. Это вполне закономерно и объясняется тем, что именно эти конструкции дают материал для характеристики принципиальных явлений структуры и грамматических значений сложного предложения, то есть именно в этих конструкциях проявляется грамматическая природа сложного предложения как особой структурно-семантической единицы в языке. Однако в речевой действительности значительно шире, чем «минимальные» конструкции, распространены сложные предложения комбинированные. Поэтому рассмотрение этих построений вполне целесообразно, тем более что комбинации частей имеют свои семантико-структурные закономерности. Такие материалы стали появляться в учебниках и учебных пособиях вузовского типа, а также в некоторых трудах теоретического плана. Эти синтаксические единицы определяются как многочленные, как предложения усложненного типа, как сложные синтаксические конструкции, сложные предложения смешанной конструкции, сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения с разными видами связи.

Все эти предложения объединяются одним формальным моментом: они состоят более чем из двух частей, отсюда и термины - многокомпонентные, многочленные и т.д. Однако это лишь внешняя сторона явления, чисто количественная. Более существенны, безусловно, признаки структурно-грамматические: характер синтаксической связи (однотипная и неоднотипная связь) между частями; структурно-семантическая однородность и неоднородность их; уровень семантической расчлененности компонентов сложной конструкции; общая структурная схема предложения.

Сложные предложения, состоящие более чем из двух предикативных единиц, прежде всего, разграничиваются характером синтаксической связи между частями: предложения с однотипной синтаксической связью назовем многочленными сложными предложениями , предложения с разнотипной синтаксической связью - сложными синтаксическими конструкциями .

Многочленные сложные предложения

В многочленных сложных предложениях связь однотипная : только сочинительная, только подчинительная или только бессоюзная.

Предложения с сочинительной связью

1. Многочленное сложносочиненное предложение с одинаковыми союзами: И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна (Багр.); Осинник, зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да желтые поля (Сурк.); Давно ли я сделал эту калитку в заборе, а вот уже паук связал верхние концы решетки паутиной во много рядов, и мороз паутинное сито переделал в белое кружево (Пришв.). Все эти предложения отличаются от минимальных сложносочиненных предложений только количеством частей. И точно так же, как двучленные сложносочиненные предложения, они могут состоять из частей, связанных перечислительными отношениями (см. первые два примера), когда сложное предложение представляет собой незамкнутую цепь абсолютно однотипных предикативных единиц, и предложения с взаимно обусловленными частями, когда части группируются в более сложные компоненты и противополагаются друг другу в структурно-семантическом плане (см. последний пример). Графически это может быть изображено следующим образом: И ерзает руль , / и обшивка трещит , / и забраны в рифы полотна .

Давно ли я сделал эту калитку в заборе , / и вот уже паук, связал верхние концы решетки паутиной во много рядов , / и мороз паутинное сито переделал в белое кружево .

Предложения с перечислительной интонацией, с однотипными частями, не обнаруживающими семантико-структурной взаимозависимости, не без основания иногда считают сочетанием свободно соположенных предложений, а не сложным предложением. Однако такие конструкции все-таки обладают семантико-тематической объединенностью компонентов на основе ситуативного сближения и структурным единообразием, и именно это помогает их слиянию в нечто единое целое.

2. Многочленное сложносочиненное предложение с разными союзами: Мать ехала с отцом со станции Сиверской, а мы, дети, выехали им навстречу; и, вспоминая именно этот день, я с праздничной ясностью восстанавливаю родной, как собственное кровообращение, путь из нашей Выры в село Рождествено (Наб.).

С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась, и солнце блестело и на только что распустившейся листве, и на молодой девственной траве, и на всходах хлебов, и на ряби быстрой реки (Л. Т.).

Такие сложные предложения, как правило, распадаются на две составные части, в которых так или иначе группируются отдельные предикативные единицы по логико-семантическому принципу , который реализуется путем подбора и определенной расстановки соответствующих союзов.

Предложения с подчинительной связью

1. Многочленные сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными различаются своим построением.

Все придаточные могут быть одноименными (т.е. иметь одно значение) с одинаковым отношением: они относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей главной части в целом. Такие придаточные считаются однородными и соподчиненными :

Неоднородными являются придаточные, разные по значению (при одинаковой отнесенности к главной части), а также одинаковые по значению, но отнесенные к разным словам главной части. Возможны такие комбинации придаточных частей:

Однако часто однородные и неоднородные придаточные присутствуют в сложноподчиненном предложении одновременно: И может быть, именно потому, что дорога всегда радует солдата, а сборы всегда немного хлопотны, никто из нас - ни офицеры, ни часовые, ни мы, таскавшие к машинам технику, - не заметили того, что следовало заметить или хотя бы услышать (С. Бар.).

Придаточные могут образовывать последовательную цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй и т.д. Такое подчинение считается последовательным , а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д. Например:

Последовательно подчиненные придаточные и придаточные однородные и неоднородные могут совмещаться в пределах одного сложного предложения:

2. Многочленное сложноподчиненное предложение может иметь две (или несколько) главные части с общей (или общими) придаточной. Как правило, это предложения с придаточной частью, отнесенной ко всей главной в целом (в данном случае одновременно к двум или даже трем). Это придаточные с обстоятельственными значениями, чаще временными и условными.

Реже встречаются конструкции с присловной зависимостью, например местоименно-союзного соотносительного типа: Ляля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.) - и предложения присубстантивно-определительного типа: Там было море и там была степь, которых Петя еще никогда не видел наяву (Кат.).

Предложения с бессоюзной связью

Многочленные предложения с бессоюзной связью могут представлять собой различные структурно-смысловые объединения отдельных предикативных единиц. Это могут быть части, связанные перечислительными отношениями: Столб дыма, огня и пыли взметнулся от Ильинского сквера, раздались отчаянные крики, полетели стекла и оконные рамы (С. Бар.); Ночь мчалась галопом; вечер стремительно убегал; его разноцветный плащ, порванный на бегу, сквозил позади скал красными, обшитыми голубым, клочьями. Серебристый хлопок тумана колыхался у берегов, вода темнела, огненное крыло Запада роняло ковры тканей, земля стала задумчивой; птицы умолкли (Грин).

Перечислительные отношения могут быть определены конкретным индивидуально-авторским осмыслением (вопреки логико-смысловым взаимоотношениям между частями): Сквозь пленку табачного дыма проглянуло лицо Сидора, губы по-заячьи ежились в улыбку, глаза суетились под белесыми бровями, обрадованно и тревожно (Шол.). Ср., с возможным иным осмыслением и, следовательно, иным распределением частей в составе сложного предложения: Сквозь пленку табачного дыма проглянуло лицо Сидора; губы по-заячьи ежились в улыбку, глаза суетились под белесыми бровями обрадованно и тревожно .

В других случаях части многочленных бессоюзных предложений могут группироваться в более сложные объединения, в которых на первом уровне деления выделяются два противополагаемых компонента. Вот примеры возможных комбинаций частей в таких предложениях: А погода была скверная : / сыпался мелкий, холодный дождь, грязная земля была плотно окутана тьмой (М. Г.). Здесь вся конструкция распадается на два компонента с пояснительными отношениями, причем второй объединяет две предикативные единицы. В предложении Волнение усиливалось : / (Грин) тоже два основных компонента, так как первая часть волнение усиливалось противополагается сумме двух других частей, объединенных единством восприятия. Более отчетливо это противоположение выступает при ином знаке: Волнение усиливалось : / отлогие темные валы с ровным, воздушным гулом катились в пространство, белое кружево вспыхивало на их верхушках и гасло в растущей тьме . В таком случае вторая и третья части, связанные перечислительными отношениями, вместе взятые, противополагаются первой, с которой находятся в отношениях пояснения.

Бинарное построение свойственно и другим многочленным бессоюзным предложениям, в которых отдельные части структурно и по смыслу объединяются в группы. Например: Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Месяц взошел наконец, я его не тотчас заметил; так он был мал и узок (Т.); Ольга Матвеевна стала кричать, побежала в райсовет и в военкомат - не помогло, везде ее только стыдили (Пан.).


Анализ многочленных сложносочиненных предложения и многочленных сложных бессоюзных предложений имеет много общего в структурносемантическом плане и проводится по единой схеме. При этом учитываются:
  1. однородность/ неоднородность состава бессоюзных сложных и сложносочиненных предложений, определяющая степень «спаянности», связанности предикативных частей в составе целого и возможность их группировки; 2) сгруппированность / несгруппированность структуры предложений; 3) наличие уровней членения в многочленных предложениях сгруппиванной структуры.
Многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложений однородного состава характеризуются открытостью структуры и равноправием их предикативных частей в семантическом плане. Это препятствует объединению их в структурносемантические компоненты и исключает иерархический характер строения предложения. Предикативные части таких предложений отражают разные стороны одной и той же ситуации, сближение или объединение их говорящим носит объективный или субъективный характер. Т.о, многочленные сложносочиненные предложения и многочленные сложные бессоюзные предложения однородного состава имеют несгруппированную структуру. Они обычно используются для описания лица, природы, субъективной оценки определенной ситуации.
Однако, как правило, в многочленных сложносочиненных предложениях и многочленных бессоюзных сложных предложениях неоднородного состава появляется новое свойство, присущее всем сгруппированным предложениям многочленной структуры, а именно способность предикативных частей к объединению, связанному с образованием структурно-семантических компонентов. В результате этого в структуре таких предложений устанавливаются уровни членения.
Группировка предикативных частей облегчает восприятие многочленных предложений слушающим и отражает намерение автора подчеркнуть особенно тесную связь отражаемых в компонентах предложения ситуаций.
Компоненты предложений сгруппированной структуры могут связываться при помощи союзов разных групп, синтаксически специализированных элементов, анафорических местоимений, повторов, различных лексических средств.
При синтаксической характеристике многочленных сложносочиненных предложений необходимо отражать способ и средства синтаксической связи
Н-р, [Стихия таланта, заложенного в человеке, должна найти свое единственно правильное русло], или, [может быть, сам человек усилиями воли, поисками, трудом должен прокопать это русло], и [ тогда жизнь принесет радость творческих удач, удовлетворение и мудрое спокойствие]
Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, состоит из трех предикативных частей, МЧ ССП, по- лисубъектное, средства связи - разделительный сочинительный союз или и соединительный союз и, открытой структуры, между первой и второй предикативными частями грамматическое значение - разделительные отношения (взаимоисключение), между второй и третьей частями - соединительные отношения (последовательность).
Схема
[ ===== к или [ ===== ] и [ ===== ].
Н -р, [Обязанности распределялись так]: [я тянул лошадь под уздцы], [Коля правил], [Николай понукал кнутом].
Характеристика: повествовательное, невосклицательное, сложное, максимальной структуры, из четырех предикативных частей, полисубъектное, бессоюзное, МЧ БСП, причем
  1. между первой и второй, третьей и четвертой предикативными частями имеют место разнотипные отношения, раскрытие содержание первой части, пояснение;
  2. между второй, третьей и четвертой - однотипные отношения, перечисление, одновременности.
Схема:
[====]: [====]gt; [_ =],[_ ===]¦
  1. Многочленные сложноподчиненные предложения, их разновидности: с последовательным подчинением, параллельным соподчинением
(однородным и неоднородным, одночленным и разночленным)
По характеру связи придаточных частей друг с другом и с единственной для них главной частью различают следующие виды подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении:
  1. Многочленное сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных частей;
  2. Многочленное сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением придаточных частей:
  • с последовательным подчинением;
  • с параллельным подчинением.
Однородные придаточные части в многочленном сложноподчиненном предложении имеют много общих черт с однородными членами предложения (неслучайно и совпадение в терминировании).
Многочленные сложноподчиненные предложения с однородным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Придаточные части однофункциональны, т.е. одного вида.
  2. Чаще употребляются с одними и теми же средствами связи;
  3. Односоотнесены с главной частью, т.е. одинаково относятся к одному и тому же слову или словосочетанию в главной части при их нерасчле- ненности или же ко всей главной части при их расчлененности;
  4. Между придаточными частями - сочинительная связь, которая может быть выражена с помощью сочинительных союзов или интонационно. При однородных придаточных частях в МЧ СПП действуют те же пунктуационные правила, что и при однородных членах предложения.
Ср.: Я верю тебе и друзьям.
[Язнаю], (что скоро сессия) и (нам предстоит сдавать синтаксис).
Ср.: Я прочитал «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку».
[ Я узнал], (что такое любовь), (что такое предательство).
  1. Сочинительные союзы могут не повторяться (быть пропущены) при второй и последующих придаточных частях.
Очень часто такие структуры путают с МЧ СП с различными видами
связи.
Многочленные сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Между главной и придаточными частями в многочленных сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением придаточных частей - цепная зависимость: первая придаточная часть относится к главной части, вторая придаточная часть - к первой и т.д.
Н-р, [ Я знаю], (что стерплю все), (если хватит сил).
  1. Придаточные части чаще разнофункциональны, т.е. разного вида.
  2. Пропуск подчинительных союзов и союзных слов невозможен.
  3. Вторая придаточная часть может находиться в интерпозиции по отношению к первой придаточной части.
Н-р, [Бригадир сообщил], (что (если погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать).
[Бригадир сообщил], (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать).
Многочленные сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением придаточных частей характеризуются следующим:
  1. Главная часть в многочленном сложноподчиненном предложении с параллельным подчинением придаточных частей чаще находится между придаточными частями (не в интерпозиции).
  2. Придаточные части могут быть разнофункциональны и однофункциональны, но при однофункциональности придаточные разносоотнесены с главной частью: относятся к разным словам, н-р, при однотипных нерасчле- ненных придаточных.
Н-р, [Мы там, (где нас ждут), и там], (где нам рады). (Если хочешь), [приходи], (когда позовут).
Иногда в многочленных сложноподчиненных предложениях возможно употребление нескольких видов подчинения придаточных частей одновременно. Это комбинированное подчинение придаточных.
Н-р, (Если я знаю), (что знаю мало), [то добьюсь того], (чтобы знать больше).
Возможно еще и многочленное сложное предложение с различными видами связи. При синтаксическом разборе такого предложения характеризуется каждый вид связи, который встречается между предикативными частями.

План: 1. Понятие о многочленном сложном предложении

2. Многочленные СПП.

3. Многочленные ССП и БСП

1. В русском языке, особенно в языке художественной литературы, широко распространены сложные предложения комбинированных типов: а) включающие в себя несколько частей, из которых одни связаны союзной сочинительной связью, а другие - союзной под­чинительной; б) одни - бессоюзной связью, другие - союзной подчинительной; в) одни с союзной сочинительной, другие - бес­союзной; наконец, встречаются конструкции, представляющие собой еще более сложные комбинации различных типов связи. Отношения между отдельными предложениями в таких конструкциях в боль­шинстве случаев не представляют собой чего-то принципиально нового по сравнению с описанными выше типами сложноподчинен­ных, сложносочиненных и бессоюзных предложений. Однако для правильного понимания смысла таких многочленных комбини­рованных сложных предложений важно уметь устанавливать соот­ношения между входящими в их состав предикативными частями. МСП состоит из трех и более предикативных частей.

2. Многочленные СПП. Выше рассматривались только двучленные сложноподчиненные предложе­ния. Такая форма является наиболее распространенной. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке худо­жественной литературы, часто встречаются и многочленные пред­ложения. Большинство их по сравнению с двучленными не пред­ставляет принципиально отличных конструкций. Части в них свя­зываются по тем же формальным правилам, что и в двучленных, и имеют те же значения. В зависимости от того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяются два типа много­членных сложноподчиненных предложений.

I. Среди многочленных предложений с союзной подчинительной связью выделяются две группы: с последовательным подчинением и соподчинением.

1) Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, идет еще много наших. Здесь последовательное подчинение трех придаточных, когда одно следует за другим, а первая часть - главная. В таких предло­жениях главная часть является главной только для одной из придаточных, которая в свою очередь является главной для следующей придаточной части и т. д. Схематически этот способ можно пред­ставить так:



Скажи ему, чтобы держался до тех пор, пока не дам приказа отступать...

Если придаточная часть 2-й степени стоит сразу после союза придаточной 1-й степени (для нее главной), то образуется стечение союзов, например: 1) Уля сказала, что, если отец и мать еще раз попрекнут ее куском, она уйдет из дому 2) Уля сказала, что если попрекнут ее куском, то она уйдет из дому. Во втором предло­жении придаточные 1-й и 2-й степени связываются двойным сою­зом если...то , что обусловливает отсутствие запятой между сою­зами.

Многочленные предложения с придаточными, относящимися к одной главной части (соподчинение придаточных). Здесь раз­личаются два подтипа: а) предложения с однородным соподчине­нием; б) предложения с неоднородным соподчинением.

При однородном соподчинении придаточные относятся к одному и тому же слову главной части или ко всей глав­ной части и принадлежат к одному структурно-семантическому типу. Схематически в самом общем виде такие предложения можно изобразить так:

Например: Отец рассказывал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса . Здесь 4 придаточных изъяснительных, структура нерасчлененная. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки . Здесь первая и третья части – придаточные времени и сравнения, структура расчлененная, главная часть находится между двумя придаточными. Примеры: Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет конца. 2) Был тот предночный час, когда стираются очер­тания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись, с ночным.

Соподчинение неоднородное, когда придаточные части относятся к разным словам главной или смешивается расчлененная и нерасчлененная структуры, т.е., при неоднородном соподчинении прида­точные относятся: 1) к разным словам главного предложения или од­на часть ко всему главному, а другая - к одному из его слов; 2) к одному слову или всему главному - все придаточные, различ­ные по своим структурно-семантическим типам.

Общую схему таких предложений можно представить так:

Например: Чтобы не голодать, я ходил на Волгу к пристаням, где можно было заработать 15-20 копеек. Здесь придаточная цели и определительная неоднородны. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня. – Придаточная условия в препозиции и определительная в постпозиции также неоднородны.

Примеры: 1) Те из молодогвардейцев, которых водили на пытки послед­ними, видели, что в тюрьму приехал обер-бургомистр Стеценко. 2) Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

Образец синтаксического разбора многочленного сложноподчиненного предложения

И, наконец, пришла та последняя решительная минута, когда большинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимаю­щегося кольца немцевс. (Фад.)

1. Это повествовательное предложение.

2. Сложное; состоит из четырех предикативных частей.

3. Предикативные части соединены подчинительными средствами связи; значит, это СПП. Первая часть главная, к ней относится вторая, ко второй - третья, к третьей - четвертая; значит, это МСП с последовательным подчинением трех придаточных.

4. Первая придаточная часть присоединяется относительным словом когда к сочетанию та последняя решительная минута (к а к а я?) - придаточная часть атрибутивно-выделительная; вто­рая часть присоединяется союзом потому что ко всей второй части (почему?)- придаточная часть причины; третья придаточная часть присоединяется союзом-частицей ли к глаголу решали (что?) придаточная часть изъяснительно-объектная с косвенно-вопро­сительным значением.

3. Компоненты многочленных сложносочиненных и бессоюзных сложных предложений предстают в виде простых предложений. Связь линейная, по горизонтали. – То вдруг встанет в памяти могучий и грозный Казир, то яростно взревет пурга, то ласково прошумит тайга, и сердце сожмется до боли. Здесь 4 части МСП с сочинительной связью, отношение чередования и следствия. Один пологий холм сменялся другим, поля тянулись за полями, кусты вставали вдруг из-под земли перед самым носом. – Многочленное БСП состоит из трех предикативных частей со значением перечисления одновременно происходящих событий.

Есть многочленные сложные предложения с разными видами связи, их называют предложениями смешанной конструкции.

В многочленных комбинированных предложениях с сочинением и подчинением, если придаточная часть стоит после сочинительного союза, наблюдается стечение сочинительного и подчинительного союзов, например: Они оба припали к земле, а когда Золотарев при­поднялся, он увидел, что политрук лежит, раскинув руки, а голова и лоб у него так обильно залиты кровью, что, наверное, это смертель­ная рана. Примеры: 1) Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто он не слыхал его слов. 2) Как и в прошлый раз, он сидел в профиль к ней, но в этом заключалось и некоторое преимущество: не мешали очки, не заслоняла книжка.

Широко распространены бессоюзные предложения, части ко­торых (или одна часть) представляют собой сложноподчиненные предложения, например: У Даши губы сами растягивались в улыбку: этот большой, красивый человек до того в себе не уверен, что готов спрятаться за горчичницу.

Реже встречаются различные комбинации предложений с союзной сочинительной и бессоюзной связью, например: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом.

Основная литература

1. Современный русский язык. / Под ред. Р.Н. Попова - М., 1986.

2. Розенталь Д.Э, Голуб И.Б., Теленкова М..А. . Современный русский язык.. М., 2006.

3. Валгина И.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М..И.. Современный русский язык. М., 2002.

4. Современный русский язык. / Под.ред.. Н.А.Леканта. м., 2000.

5. Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. М.,1980

Дополнительная литература

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,
1982.

7. Виды разбора на уроках русского языка. - М.- 1982.

8. Греков ВА.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 1986.

9. Домашенкина Г.П. и др. Грамматический разбор в вузе и школе. - М. 1987.

10.Добромыслов В.А., Розенталь Д. Трудные вопросы правописания.- М., 1960.

11.Кайдалова И., Калинина И.К. Современная русская орфография. - М., 1976.

12.Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.

13.Аванесов Р.А. Русское литературное произношение. - М., 1978.

14. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

15. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1981.

16.Крысин Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1971.

17. Русский язык: В 2 т./ Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.,1989. Т.1, Т.2.

18. Современный русский язык: В 3 т./Под ред. P.M. Шанского. - М., 1981.

19. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1992.

20.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.

21. Жаналина Л.К., Шеляховская Л.А., Никитина С.А. и др. Современный русский язык. Алматы, 2003.

22. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Словарь – справочник. М., 2005.

23. Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография. М., 2004.

24. Русский язык конца 20-го столетия. М., 2000.

25. Галынский М.С. Словарь крылатых слов и выражений. М., 2005.

26. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь. - М., 1964

27.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

28.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1996.

29. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1974.

30.Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. М., 2000.

31.Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М., 1978.

32.Фразеологический словарь/под ред. А.И. Молотова. - М., 1992.

33.Орфографический словарь русского языка. - М., 1984.

34.Словарь синонимов и антонимов /Сост. О.А.Михайлова. Екатиренбург, 2000.

35.Орфографический словарь русского языка /Под ред. С.Г.Бархударова. М., 2005.

36. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005.

Календарно-тематический план лекций

Семестр

Тема лекции по разделам Кол. часов Неделя Литература
1. Введение. Русский язык как предмет изучения. 1нед. 1, 2, 3
2. Предмет и задачи фонетики. Звуковой состав русского языка. Фонема. Сильные и слабые позиции. 2 нед. 2,18-25; 16,46-56;
3. Гласные и согласные фонемы. Фонетическая транскрипция. Знаки ФТ. 3 нед. 17, 8-24, 2,
4. Лексический уровень языка. Предмет и задачи. Лексическая семантика. 4нед. 1, 15, 19, 29
5. Типы значения слова. Лексика русского языка с различной точки зрения. 5 нед. 1, 15, 19, 29
6. Предмет и задачи словообразования. Морфемика. 6 нед. 15, 19, 29
7. Способы словообразования. 7нед. 1, 2, 3, 20, 26
8. Грамматический уровень языка. Именные части речи (существительное, прилагательное, числительное). 8-9 нед. 1, 1, 2, 21
9. Местоимение. 10 нед. 1, 1, 2, 21
10. Глагол как часть речи. Грамматические категории глагола. 11-12 нед. 1, 15, 19, 25, 28
11. Глагольные формы: причастие и деепричастие. 13 нед. 1, 15, 19, 25, 28
12. 14 нед. 1, 2, 7, 21
13. Переходные и служебные части речи. 15 нед. 1, 2, 7, 21
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис СРЯ. Предмет и задачи. Словосочетание. 1 нед 1, 2, 4, 9
2. Предложение как основная единица синтаксиса. Классификация. 2-3 1, 2, 4, 9
3. Двусоставное предложение. Односоставные предложения. 4-5 нед. 1, 2, 9, 17, 4, 18
4. Осложненное простое предложение. Типы. 6-7 1, 2, 9, 17,
5. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. 8-9 нед 1, 2, 4. 9
11. Сложноподчиненное предложение. 10-11 нед. 1, 2, 17, 18
12. Бессоюзное сложное предложение. Типы по структуре и значению. 12-13 нед. 1, 2, 3, 17
13. Многочленное сложное предложение. Структура. Семантика. 14-15 нед. 1, 2, 3, 18
Всего:

Календарно-тематический план практических занятий

Тема занятия и содержание Кол.час Неделя Форма проведения
1. Звуковой состав русского языка 1.Система гласных фонем. Треугольник Щербы. 2. Система согласных фонем. 1-2 нед. Работа в парах
2. Транскрибирование слов, предложений, текстов. 3-4 нед. Практикум Взаимоконтроль
3. Лексикология. Лексические омонимы, синонимы, антонимы и многозначные слова. 5-6 нед. Импровизированный экзамен. Письменное упр.
4. Типология морфем. Морфемный и словообразовательный анализ 7-8 нед. Индивидуальная Работа.
5. Морфология. Грамматический разбор именных частей речи. 9-11 нед. Защита проекта. Разработка органайзеров. Письменный разбор, Взаимопроверка.
6. Глагол: лексико-грамматические разряды, категории. Спряжение. Грамматический разбор глагола. 12-13 нед. Беседа по вопросам. Кластер. Письменные упражнения у доски.
7. Инфинитив, причастие и деепричастие как непредикативные формы глагола. 14 нед. Работа над построением диаграммы Венна, разбор
8. Наречие. Слова категории состояния. 15 нед. Сравнительная таблица – работа в парах
Всего:
2 семестр
1. Синтаксис. Разбор словосочетаний и простых предложений. 1-2 нед Практикум
2. Двусоставное и односоставное предложения. Разбор по членам предложения. 3-4 нед. Работа в парах, взаимоконтроль
3. Осложненное предложение. Синтаксический разбор. 5-6 нед. Упражнения. Схемы.
4. Диктант 7 нед. Диктант
5. Синтаксический разбор сложно- сочиненного предложения. Знаки препинания в ССП. 8 нед. Диктант, составление схем
6. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП. 9-10 нед. Схемы, органайзер
7. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в БСП. 11 нед. Схемы, органайзер
8. Диктант по пунктуации 12 нед. Диктант
12. Многочленное сложное предложение: структурно-семантический анализ многочленных сложных смешанной конструкции. 13-15нед. Построение и анализ схем МСП
Всего:

Календарно-тематический план СРСП (спец.ПиМНО)

Семестр

№ срсп Тема и задание по СРСП Кол.час Срок сдачи
1. Позиционная мена гласных и согласных. Охарактеризовать позиционную мену гласных в словах нос-носы-носовой, лес-лесной-лесовик. Дать характеристику согласных, указать процессы ассимиляции и аккомодации согласных в словах: здесь, птенчик, изделие, песня, банщик, багаж, косьба, выставка, просьба, сказка. 1-2 нед.
2. Фонетическая транскрипция Затранскрибировать слова и охарактеризовать позиции гласных (степени редукции): покой, золотой, в далекой, одолеть, коловорот, перемычка, задержать, недра, агроном, мятежный, застава. Затранскрибировать тексты стихотворных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.(не менее 8 строк). 3-4 нед.
3. Орфография. Проанализировать принципы русской орфографии в тексте Товарищ, верь: взойдет она. Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 5-6нед.
4. Типы лексических значений слов 1.Составить с каждым из данных слов по два предложения так, чтобы в одном из них слово употреблялось в прямом, в другом - в переносном значении. Бархатный, садиться, лиса, пояс, рукав, хвост. Написать сочинение - миниатюру на любую тему, используя в нем как можно больше синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. 7-8нед.
5. Основные фразеологические единицы русского языка 9-10нед.
6. Сущность и значение морфемного анализа 1. К данным словам подобрать исторически однокоренные слова, используя этимологический словарь. Наперсток, падчерица, запад, поднос, поздравить, подушка, отражение, человек, тунеядец. 2. Сделать морфемный анализ пяти слов с разным морфемным составом. 11-12нед.
7. Способы словообразования.1.Из любой газеты выбрать 10-12 аббревиатур, определить типы их образования. Оценить их с точки зрения целесообразности использования в речи. 2. Сделать словообразовательный анализ 3-4 слов с производной основой, построить словообразовательные цепочки. 13нед.
8. Именные части речи 1.Составить графические органайзеры по темам « Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное». 2. Составить конспект «Основные значения падежей». 14нед
9. Глагол. Категории глагола. Глагольные формы. 1.Сделать морфологический разбор слов: закричали, советуешь,собрались, нарушает, изготавливается (заводом); 2.Обобщить весь материал в таблице (схеме, органайзере). 3.Выписать из произведений художественной литературы несколько предложений с причастиями и деепричастиями, сделать их анализ по схеме морфологического разбора. 15нед
Всего:
1. 2 семестр Словосочетание. Простое предложение. 1.Выписать словосочетания, определите тип отношений и вид связи в каждом из них. 2.Составьте словосочетания со следующими глаголами. Основываться, опираться, указывать, говорить, рассуждать, свидетельствовать, протестовать, бороться, стоять. 1-2нед
2. 1.Сделать полный синтаксический анализ простых предложений. За долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. Осень пришла для меня сразу. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка или от случайной улыбки. Осень пришла внезапно и завладела землей. Все сразу стало осенним. 3нед.
3. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. 1.Выписать из художественных произведений 10 предложений, сделать разбор подлежащих и сказуемых. Распределить типы сказуемых в 3 графы: ПГС, СГС, СИС. 2.Сделайте синтаксический анализ этих предложений. 4-5нед
4. Односоставные предложения 1.Выписать 5 видов односоставных глагольных предложений и 3 вида односоставных именных предложений, разобрать. 6-7нед.
5. Сложное предложение. Типы ССП. 1. Выписать сложные предложения, распределить по типам и видам, сделать структурно-смысловой анализ (4 вида ССП). 8-9нед
6. Типы СПП. 1. Выписать ССП, распределить по 12 видов СПП, сделать структурно-смысловой анализ, схемы. 10-11нед.
7. Бессоюзное сложное предложение 1.Определить тип каждого бессоюзного предложения, расставить знаки препинания в предложениях: Шепот робкое дыханье трели соловья... Он весь в слезах голова поникла лицо бледно руки сложены на груди губы шепчут. Не мудрено голову срубить мудрено приставить. Денег нет снимай шубу. Не уверен не обгоняй. Я сильно прозяб холод успел пробраться под одежду. В тесноте надышали с окошек лило ручьями. Теперь им предстояло самое трудное они должны были покинуть товарища. Алексей решил довольно тянуть. Я поглядел вокруг торжественно и царственно стояла ночь. 2. Образовать и записать БСП разных типов. Я почувствовал... Всем понравилась ее новая квартира... Посеешь ветер... Справа была река... Из всего путешествия мне особенно запомнилось одно... Дома студента встретили торжественно... Будешь работать хорошо... Такая стоит тишина... 12-13нед
8. Многочленное сложное предложение 1.Выписать из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» 15 многочленных сложных предложений с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью, а также МСП смешанной конструкции, сделать полный синтаксический разбор, составить схемы. 14-15нед
Всего

Календарно-тематический план СРСП

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ
Рубрика (тематическая категория) Связь

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 8

План:

1. Понятие о многочленных сложных предложениях.

2. Многочленные сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные предложения.

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях. Основные типы ССК. Алгоритм разбора.

4. Понятие о сложном синтаксическом целом. Виды сложных синтаксических целых. Алгоритм разбора.

1. Белошапкова В.А. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолоᴦ. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др.
Размещено на реф.рф
Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др.
Размещено на реф.рф
Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др.
Размещено на реф.рф
Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

1 .Кроме сложных предложений с одним видом связи между ПЧ и минимальным количеством частей (2 ПЧ), в русском языке распространены предложения, состоящие из 3-4 и более ПЧ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, многочленным сложным предложением (сложным предложением усложнённого типа) принято называть такое предложение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит более чем с двух ПЧ (3-4 и более ПЧ). Многочленными бывают сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения и предложения с разнотипной связью - сложные синтаксические конструкции.

1.1. Многочленные сложносочинённые предложения бывают :

- с одинаковыми сочинительными союзами между ПЧ : И упали замки тяжёлые, и отворились ворота тесовые, и очутилась она на зелёном лугу пред крутою горою…

- с различными сочинительными союзами между ПЧ : Вот данный пронзительный крик и долетел тогда до посёлка, и Митраша это слышал и ответил, но порыв ветра тогда унёс крик в другую сторону.

1.2. Многочленное сложноподчинœенное предложение - ϶ᴛᴏ сложноподчинœенное предложение, включающее в свой состав более двух предикативных частей.

Многочленные сложноподчинённые предложения по своему строению делятся на такие типы:

1) сложноподчинённые предложения с последовательным подчинœениемПЧ - ϶ᴛᴏ такие СПП, в которых 1 ПЧ относится к главной, являясь придаточной первой степени, 2 ПЧ (второй степени) относится к придаточной первой степени как к своей главной части и т.д., образуя цепь зависимых друг от друга ПЧ; виды придаточных по значению бывают одинаковыми и разными:

Драматург ставит своих героев в такие обстоятельства (какие?), что сама жизнь выносит приговор, осуждает на одиночество и духовную изоляцию тех (каких?), кто живёт только для себя. (3 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная определительная 2-ой степени). Ему вспомнились стихи (какие?), в которых поэт говорит своей милой (о чём?), что они не будут клясться друг другу (почему? по какой причинœе?), потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. (4 ПЧ: 1 – главная, 2 – придаточная определительная 1-ой степени, 3 – придаточная изъяснительная 2-ой степени, 4 – придаточная причины 3-ей степени).

Крот решил жениться на Дюймовочке - 1, потому что узнал - 2, что она мало ест - 3. (К первой, главной части, присоединяется придаточное причины (второе), а к нему третье – изъяснительное. Более сложным окажется случай, когда одна из связанных последовательным подчинœением придаточных частей расположена внутри другой: Мышь решила - 1, что- 2, раз Дюймовочка убежала - 3, нужно самой выйти замуж за крота - 2. Внутри второй части расположено относящееся к ней придаточное условное).

(Внимание! При последовательном подчинœение главной части подчиняется лишь первая придаточная, в то время как каждая последующая часть связывается с предшествующей придаточной: Было такое впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной чудесной стране, где и алые лилии, и красная рябина, и трава переливаются огнями).

2) сложноподчинённые предложения с придаточными, относящимися непосредственно к главной части :

- CПП с однородным соподчинœением (однородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные относятся друг к другу, как однородные члены в простом предложении: имеют одинаковое значение и грамматически одинаково зависят от одного слова (словосочетания) или от всœей главной ПЧ:

Рита знала (о чем?), что рана ёё смертельна и (о чем?), что умирать она будет долго и трудно. (3 ПЧ: 1 – главная; 2, 3 – придаточные изъяснительные, относятся к слову знала главной части). Поэты говорят (о чём?), что вынести они могут многое, но что им нужнобно пропеть своё горе…

Ласточка поняла - 1, что Дюймовочка очень несчастна - 2 и что её никто не любит - 3. (Первая часть – главная, к ней относится вторая и третья – однородные придаточные изъяснительные. Однородность частей устанавливается просто: между ними стоит союз и , при этом в обеих частях повторяется союз что) . При соподчинœении всœе придаточные части относятся непосредственно к главной (или же к одной и той же придаточной).

(Внимание! В случае если одинаковые по значению придаточные части подчинœены одному и тому же члену главной части (или всœей главной части в целом), соподчинœение принято называть однородным : Я не могу передать боль и радость этой любви, когда ждешь неизбежных потрясений, когда утро гремит сотнями корабельных гудков и исполинское солнце пролетает над зимними днями. Давно уж минули счастливые годы, когда он, любимец цветущей природы, алмазные брызги кругом рассыпал, когда его путник отрадою звал, когда дерева близ него вырастали и листья зелœеные тихо шептали.).

- CПП с неоднородным соподчинœением (неоднородными придаточными) - ϶ᴛᴏ такие CПП, в которых придаточные части могут относится: 1) к разным словам главной части, 2) одна часть к одному слову главной части, другая ко всœей главной части, 3) ко всœей главной части, но разные по значению:

1). Он как будто чувствовал (что?), что ему нужно влюбиться в одну из сестёр; только не мог разобрать (что?), в какую именно. 2). В случае если бы мне иметь сто жизней (при каком условии?) , они не насытили бы всœей жажды познания (какой?), которая сжигает меня. 3). Когда я оторвался от газеты, девочка подошла ко мне и попросила ножик (с какой целью?), для того чтобы обровнять стебли букета.

Когда Дюймовочка увидела крота - 1, она поняла - 2, что не сможет стать его женой никогда - 3. (Главная часть – вторая, первая – придаточное времени, третье – придаточное изъяснительное. Между придаточными связи нет).

(Внимание! В случае если разные по значению придаточные части подчинœены главной части или же придаточные одного и того же вида относятся к разным членам главной части, соподчинœение принято называть неоднородным : Природа создала Ломоносова не для того , чтобы узнать что-то конкретное, а для того , чтобы вообще узнавать неопознанное. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее видит он позицию земли там , где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

3) сложноподчинённые предложения мешаного типа, в которых имеет место последовательное подчинœение, однородное или неоднородное подчинœение: И лишь тогда он своему сознанию позволил оборваться (когда?), когда окликнули их и (когда?), когда он понял (что?), что на встречу идут свои.

1.3. Многочленные бессоюзные предложения бывают :

- с одинаковым видом связи и одинаковой интонацией между ПЧ:

Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребер.
Размещено на реф.рф
(БСП с перечислительными отношениями между ПЧ, интонация перечисления).

- с разным видом связи и с разной интонацией между ПЧ : Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. (БСП, в котором объединяются пояснительные и перечислительные отношения между ПЧ, интонация пояснения и перечисления).

3. Понятие о сложных синтаксических конструкциях.

Сложное предложение с различными видами связи - это разновидность сложного предложения, предикативные части которого (три и более) связаны различными средствами: союзами (сочинительными и подчинительными), союзными словами, интонацией и различными их комбинациями.

В лингвистической литературе такие предложения называются сложными предложениями смешанной (комбинированной) структуры, многокомпонентными сложными предложениями, усложнёнными сложными предложениями, многопредикативными усложнёнными предложениями, сложными синтаксическими конструкциями и др.

Сложные синтаксические конструкции - ϶ᴛᴏ многочленные сложные предложения с разнотипной связью между предикативными частями (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) не менее чем двух уровней членения.

На первом уровне членения выделяются блоки многочленного предложения, на втором – компоненты (ПЧ внутри блоков).

В таких предложениях наиболее часто сочетаются следующие виды связи:

1. Сочинительная и подчинительная : сочинительная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Быстро мчался поезд, убегая от процветающего города и направляясь к станции Тихорецкой (1 блок), но я расставался с ним далеко не с тем удовольствием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ощущал несколько часов назад, при приближении минуты отъезда (2 блок). Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется и нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

2. Бессоюзная и подчинительная : бессоюзная между блоками, а подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Не думай, что, если ты молод и полон сил, тебе всё по плечу (1 блок); есть вещи, посильные только старости, потому что в ней - мудрость многих поколений (2 блок). Но природа найдёт для меня ущелье в горах, где я смогу укрыться (1 блок); она осыплет ночь звёздами, чтобы , не падая, мог я блуждать во мраке, и ветром завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня.

3. Бессоюзная и сочинительная : бессоюзная между блоками, а сочинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Несколько дней спустя после своего приезда молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения (1 блок); у Андрея Гавриловича не было поверенного (2 блок). К счастью, по причинœе неудачной охоты, наши кони не были измучены (1 блок): они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе.

4. Сочинительная, бессоюзная и подчинительная : сочинительная между блоками, а бессоюзная и подчинительная между компонентами (ПЧ) в серединœе блоков:

Небо всœе ниже нависает над нами; слабо брезжит синœевато-свинцовый свет угасающего дня (1 блок), и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки, которые всœегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи (2 блок). Общество ʼʼЗелœеная лампаʼʼ политической цели не имело; члены съезжались для того , чтобы читать друг другу новые литературные произведения, свои и чужие, и обязывались сохранять в тайне всё, что на их собраниях происходило (1 блок), и нередко случалось, что там слушали и разбирали стихи и прозу, написанную в сатирическом или вольнолюбивом духе.

Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: МНОГОЧЛЕННЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ССК. ССЦ. АБЗАЦ" 2017, 2018.

Похожие статьи