Какие игры на масленицу. Подвижные и веселые игры и забавы на масленицу

Игры и забавы на Масленицу.

"Три ноги"

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Парана "трёх ногах" добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой

Грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек

Ноги. По команде игрок

- "тачка" ложится на землю, делая упор на руках, а "водитель" берет своего партнера за ноги, чтобы корпус "тачки" был параллелен земле. "Тачка", двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая "тачка".

"Русская метла"

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

"Кто быстрее на метле"

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

"Метла на лбу"

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу.

"Русская красавица"

Девушки проходят сначала хороводом, показывая свои костюмы. Затем проходят с коромыслом и полными ведрами воды, показать свою стать, походку.

"Русская баня"

Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник.

Концертные конкурсы :

Частушки (Хочешь победить подружку, Спой веселую частушку).;

Ложечники (Попробовать играть на ложках под аккомпанемент баяниста);

Перепляс ("Барыня", "Цыганочка", "Яблочко", "Семеновна").

Аукцион пословиц о блинах, масленице.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих

- "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.

Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Игра начинается с переклички водящего с игроками :

Динь, динь, динь!

Кто там?

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

"Подари платочек симпатии"

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

"Петушки"

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих

Вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

"Малечена-калечина"

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена

Калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет.

Ведущий может давать разные задания : играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Игра "Вишенка"

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное

Вовремя затормозить, а то пролетишь.

Игра в "оплеухи"

Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже

Он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

"Бой мешками"

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

"Снежный лабиринт"

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям,

Стены. Они не должны быть высокими (до 1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов

80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

"Снежный тир"

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор.

Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

"Снежная горка"

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате

Не менее 1 м, а ширина санной колеи

1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины.

Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

"Ледяная карусель"

Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень (например, лом), вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота

70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90 см) или скрепить вместе двое саней.

Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.

"Ледяной столб"

На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой, и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз.

"Катание по шестам"

Эта народная забава когда-то была широко распространена в лесистых губерниях России. Устраивали ее и некоторые другие народы. На склоне горы или бугра, иногда специально награбленного из снега и плотно утрамбованного, кладется под уклон параллельно друг другу на расстоянии около 1 метра два ровных, гладко обструганных шеста (жерди) длиной 15-20 м. Бывает и так, что искусные мастера "приращивают" к каждому шесту еще один или несколько, доводя длину до 50 и более метров.

Но соединения должны быть очень прочными и гладкими, чтобы, проводя рукой, не ощутить заметного уступа или зазора. Получаются как бы два гладких рельса, по которым можно скатиться с горы. Шесты неоднократно поливают водой, чтобы они прочно вымерзли и стали скользкими. Заливают и хорошенько раскатывают так же площадку, по которой будут катиться съехавшие по шестам.

Желающий прокатиться по шестам подбирает себе напарника примерно одинаково по росту и весу. Желательно, чтобы обувь у обоих была с каблуками, которые помогают устойчивее держаться на шесте и не соскальзывать с него. Напарники встают на шесты лицом друг к другу, поддерживая один другого руками за плечи или талию. Впрочем, способы могут быть самые разные, лишь бы устоять при быстром скольжении вниз.

Согласованность действий, умение удерживать равновесие, изобретательность, смелость позволяют некоторым прокатиться в самых удалых и комических позах. Это прекрасное народное зрелище для зимнего праздника. Особенно увлекает катание по шестам молодежь и подростков.

"Перетягивание каната"

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка

Как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу. Игры и забавы на Масленицу. Игры на Масленицу. Конкурсы на Масленицу "Три ноги" "Тачка" "Русская метла" "Кто быстрее на метле" "Метла на лбу" "Русская красавица" "Русская баня" Концертные конкурсы: Аукцион пословиц о блинах, масленице. "Почта" "Подари платочек симпатии" "Петушки" "Малечена-калечина" Игра "Вишенка" Игра в "оплеухи" "Бой мешками" "Снежный лабиринт" "Снежный тир" "Снежная горка" "Ледяная карусель" "Ледяной столб" "Катание по шестам" "Перетягивание каната"

Сценарий для детей 12-16 лет на МАСЛЕНИЦУ


Сценарий праздника проводов зимы для учащихся среднего и старшего школьного возраста и студентов колледжа

Описание : Предлагается сценарий праздника проводов зимы, который можно использовать в школе, колледже. Публикация представляет интерес для классных руководителей, организаторов, воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Цель : формирование интереса к национальным традициям.

Задачи :
- закреплять и расширять знание национальных традиций;
- развивать творческий потенциал и способности детей;
- воспитывать активную личность.


Скоморох 1
С вами «Масленица – шоу»!
Вариант наш не дешёвый:
Вам улыбки тратить нужно,
Петь, плясать, смеяться дружно,
И активность проявить,

Скоморох 2
Начинаем, так и быть!

Скоморох 3
Люди добрые, смотрите
Да о том не говорите,
Что не слышали сейчас:
Всё, зима покинет нас!

(появляется Зима)


Зима
Эй, ребята! Погодите,
Разрешения спросите –
Ведь хозяйка я пока,
Власть моя ещё крепка!

Скоморох 4
Ты, Зима, не забывайся,
Поскорее убирайся,
Срок тебе уж подошёл,
Знаешь это хорошо!

Зима
Что ж, быть может, соглашусь,
Коль на праздник напрошусь,
Вы, ребята, попотейте,
Проводить меня сумейте.

Скоморох 1
Пусть уходят злые вьюги
И метели, их подруги,

Скоморох 2
Зиму проводить с почётом
Непростецкая работа!

Скоморох 3
Зиму-матушку проводим
Мы в весёлом хороводе,
Становись-ка в круг, народ,
Пусть Весна скорей прийдёт!

(хоровод поёт «Провожальную» Зиме)


Уходи-ка ты, Зима, скорей,
Солнышко нас согревай теплей,
Пропоём Весне мы здравицу,
В гости ждём её красавицу.

И тебе, Зима, поклон земной,
Срок закончен твой очередной,
Проводить тебя хотим добром,
Заждался тебя твой снежный дом.

Скоморох 4
Прощай, Зима, сопливая,
Холодная, строптивая,

Скоморох 1
Иди Весна к нам красная,
Цветущая, прекрасная!

Скоморох 2
И лето за собой веди,
Оставив Зиму позади,
Зелёное, ленивое,

Скоморох 3
Весёлое, счастливое!

Скоморох 4
Уходи, Зима, приятельница,

Скоморох 2
Ведь в разгаре нынче Масленица!

Скоморох 3
Масленица объедуха,
Вашим деньгам прибируха –
В старину таков был сказ,
Он добрался и до нас.

Скоморох 4
Это деды так считали,
Но и мы скупы не стали,
Веселись, народ, гуляй,
Масленицу прославляй!

Конкурсы


Скоморох 1
Конкурс первый объявляем:
Валенки ей вслед кидаем

Скоморох 2
Чтоб уже не возвратилась
Как бы сильно не бесилась!

1-й конкурс
Участвуют 2 парня: нужно метко бросить валенок в пару уже стоящему. Чей упадёт ближе, тот выиграл (можно менять пары, можно установить определённое количество бросков).

Скоморох3
Добры молодцы, вы где?
Сила ведь не в бороде,
А в сноровке да в смекалке,

Скоморох 4
Вот, соколики, скакалка:
Кто сумеет победить,
Приз получит, так и быть!

Конкурс 2-й
Двое крутят скакалку, через неё прыгает максимально возможное количество участников. Выиграет тот, кто останется последним.


Скоморох 1
Где ещё богатыри?
Выходи на раз, два, три!
Силушку свою явите,
Гири эти поднимите.

Скоморох 2 (к зрителям)
Громко надобно считать,
Чтобы силушку питать,
Начинайте, не ленитесь!

Скоморох 1
Силачи, а вы держитесь!

Конкурс 3-й
Парни соревнуются в поднятии гири. Один из скоморохов поднимает «гирю» из воздушного шара, требует приз. Зрители считают.

Скоморох 3
Где пригожие девицы?
Яснооки, белолицы,

Скоморох 4
Да к тому ж ещё умны
Те, что ждут приход Весны?

Скоморох 3
Явят пусть себя парням,

Скоморох 4
Заодно, конечно, нам,

Выбирают девушек для участия в конкурсе

Скоморох 3
Пусть споют нам всем частушки,
Начинайте же, подружки!

Скоморох 4
Ну, невесты, запевай,
В ноты точно попадай!

Скоморох 3
Кто смелее, кто начнёт?
Слышать хочет вас народ!

4-й конкурс
Конкурс частушек: девушки по очереди поют частушки,победительницу определяют аплодисментами по окончании конкурса.

Частушки


Я весёлая девчонка,
Захотите, я спляшу,
Я и петь умею звонко,
Я и грамотно пишу.

Я девчонка – говорушка
Сочинять могу частушки,
Ни к кому не пристаю,
Что увижу, то спою.

Я девчоночка лихая,
Всё умею делать я,
А сейчас всё размышляю,
Кого выберу в мужья.

Я девчонка заводная,
Только тронь, я завелась,
Я, как маменька родная,
В час счастливый родилась.

Я умею всё по дому,
Сшить умею и связать,
Женишку я дорогому
Буду в самый раз под стать.

Ну а я скажу, девчата,
Всё равно я удалей,
Я сама дороже злата
И загадка для парней.

Пироги умею печь
Да вести красиво речь,
Хороша, как маков цвет,
Поглядите, краше нет.

Я с компьютером знакома,
В Интернете я своя,
Хоть не вижу я знакомых,
В курсе всех событий я.

Ну а я была в Париже,
Всех модней и круче я,
Подходите, не обижу,
Коль годитесь вы в друзья.

Я спортсменка, активистка,
Дома некогда сидеть,
Да к тому ж ещё артистка,
Приходите поглядеть.

Я на роликах каталась,
Всё намёки делала,
Только вот какая жалость,
Очень я несмелая.

Я на фитнес записалась,
Вес хотела быстро сбить,
Только в обруч не вписалась,
Чтоб на талии крутить.

На занятия ходила,
Слушала внимательно,
Хорошо запомни, милый,
Я ведь любознательна

Скоморох 1
Ну, народ определяй
Сам певунью выбирай
Ту, что по душе пришлась,

Скоморох 2
Вот она! Уже нашлась!

Лучшей исполнительнице вручается приз

Скоморох 1
Вновь зову богатырей,
Выходите поскорей,
Да народу покажите,
Кто из вас из всех быстрей.

Скоморох 2
Кто шустрей всех и ловчей,
Кто здесь среди вас бойчей?
Девиц целовать спешите -

Скоморох 1
Первым кто успеет к ней?

5-й конкурс
Поцелуев: (на скорость): Участвуют две команды парней по 3-4 человека и две девушки, которые стоят на расстоянии от команд. Парни должны надеть вышитую рубашку, съесть яблоко, свистнуть и побежать поцеловать девушку, вернуться, передать рубашку, стать последним. Побеждает команда, которая закончит раньше.


Скоморох 3
Что душою-то кривить:
Дружбой надо дорожить -

Скоморох 4
Это с детства каждый знает,
Как же клич не подхватить!

Скоморох 3
Эй, смотрите веселей!
Выбираем мы друзей!

Скоморох 4
Выходите в тесный круг
И посмотрим, кто нам друг!

6-й конкурс
Участники становятся в плотный круг, нужно по команде согнуть ноги в коленях, сесть друг другу на колени, вытянуть руки в стороны (падают), кто удержался – друзья.

Скоморох 1
Гей вы, добры молодцы!
Есть средь вас удальцы?

Скоморох 2
Поскорее выходите,
Силушку свою явите
И упорство, и сноровку –
Мы посмотрим, кто здесь ловкий!

Скоморох 1
Мы считаем: раз, два, три…

Скоморох 2
Где же вы, богатыри?

7-й конкурс
«Стенка на стенку»
На полу проводят две параллельные линии на расстоянии 25 – 30 см. На них становятся две команды парней (друг другу в затылок, плотно, от 5 до 10 человек) так, чтобы соприкасаться плечами, и стараются вытеснить друг друга с линии. Ребята могут обнять впереди стоящего, чтобы получилась стенка.

Скоморох 1
Силушку уж проверяли:
Кто сильнее доказали,

Скоморох 2
А теперь проверим ум:
Кто из вас не тугодум?

Скоморох 1
Кто мозгами здесь богат
И кому кричать «виват»?
А удачу кто поймает?

Скоморох 2
Тот, кто сушки угадает!

8-й конкурс
На верёвке нанизаны сушки, кто угадает количество или наиболее близкое к правильному число, тот выиграл и получает сушки.


Скоморох 3
Как, народ, не подустал?
Уж достаточно играл!

Скоморох 4
Коль не кончилась сноровка,
Испытай-ка свою ловкость.

Скоморох 3
Веселиться есть желанье?
Ну, тогда соревнованье!

Скоморох 4
Кто попить, поесть успеет,
Тот о том не пожалеет!

9-й конкурс
Две команды по 5-6 человек. На расстоянии перед каждой командой ставится бутылка напитка, одноразовые стаканчики, блины. 1-й бежит наливает и возвращается, становится последним, 2-й бежит выпивает и возвращается, становится последним, 3-й бежит ест блин, возвращается, становится последним. Игра продолжается, пока не закончится еда. Выигрывает, та команда, которая раньше справится с заданием.


Скоморох 1
Ломятся столы от снеди,
Принесли всего соседи:
И блины тут, и печенье,
И сметана, и варенье,
И кусочек колбасы,
И квасок смочить усы,
Есть вареники, ватрушки,
Вот на самоваре сушки!

Скоморох 2
Без утайки, без оглядки
Запеваем мы колядки,
Со столов хотим оброк,

Скоморох 1
Дайте мне большой мешок!

Скоморох 2
Кто у нас тут всех главнее,
Кто солидней и важнее,
Кто с нас спрашивает строго?

Скоморох 1
Ну, конечно, наши Боги!

Скоморох 2
Мы поклонимся им в ноги:
Пусть же подведут итоги!

Скоморох 1
Уж волнуется народ,
Пусть Жюри идёт в обход,
Скажет, чей богаче стол,
И к кому успех пришёл!


9-й конкурс
Жюри обходит столы в сопровождении подготовленной группы, которая поёт колядки и просит гостинец с каждого стола. хозяева проводят краткую презентацию блюд (лучше шуточную) и угощают колядников.

Колядки


Пропоём мы вам колядочки,
Чтоб вы дали нам подарочки,
Угостили со всей щедростью,
И тогда проститесь с бедностью.

Вы хозяева хорошие,
Подарите нам по грошику,
Да по прянику, по бублику,
Чтоб водились в доме рублики.

Посмотрите, пуст у нас мешок,
Положите вкусный пирожок,
Да блинков, да со сметанкою,
Будет благость вашему жилью.

Так как настала приятная пора оттепели, все выходят на улицу, у всех появляется больше жизненной энергии. Соответственно, её нужно направить в приятное русло, поэтому и устраиваются игры для детей и конкурсы на Масленицу, вот несколько из них:

  • «Платочек» - подвязанные на разной высоте платочки срываются с прыжка мальчиками, после чего они дарят их приглянувшимся девочкам.
  • «Петушки» - в начерченном кругу парни, стоя на одной ноге, пытаются вытолкнуть друг друга за его пределы без использования рук.

Метание валенка

Суть игры заключена в названии.
Мол, прощай, валенок!
Метание на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.
Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, для улицы.

Бег с препятствиями

В эстафете участвуют двое парней.
Этапы:

  • Надеть русскую рубаху
  • Подпоясаться кушаком
  • Съесть банан
  • Свистнуть
  • Поцеловать красавицу

Красавица одна. Ее целует тот, кто первым прошел предыдущие этапы.

Вариант:
Такого рода эстафету можно проводить и летом, скажем, в лагере.
На пляже парням надо на бегу к воде: снять бейсболку, куртку, рубашку, кроссовки, брюки, нырнуть в воду. Кто первый?

«Горелки»

Игpающие встают паpами дpуг за дpугом. Впеpеди всех на pасстоянии двух шагов стоит водящий – гоpелка. Игpающие наpаспев говоpят слова:

«Гоpи, гоpи ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подолее,
Гляди в поле,
Едут там тpубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды гоpят,
Жуpавли кpичат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воpонь,
А беги, как огонь!»
После последних слов дети, стоящие в последней паpе, бегут с двух стоpон вдоль колонны. Гоpелка стаpается запятнать одного из них. Если бегущие игpоки успели взять дpуг дpуга за pуки, пpежде чем гоpелка запятнает одного из них, то они встают впеpеди пеpвой паpы, а гоpелка вновь гоpит.
Игpа повтоpяется.
Если гоpелке удается запятнать одного из бегущих в паpе, то он встает с ним впеpеди всей колонны, а тот, кто остался без паpы, гоpит.
Пpавила игpы:
Гоpелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игpоков сpазу же, как только они пpобегут мимо него.

«Плетень»

Всех участников делят на две команды и выстраивают в две шеренги друг напротив друга.
Участники заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно.
Участники первой команды шагают навстречу другой команде, которая в это время стоит на месте, и говорят: «Машу все мы поздравляем и здоровья ей желаем!». Вторую половину фразы они говорят, шагая назад. То же делает потом другая команда. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».
Обычно после этого появляются «лишние» руки.

«Филин и Пташки»

Перед началом конкурса дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Метла на лбу»

А теперь попробуйте, как можно дольше поносить на лбу метлу.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

«Корчага»

Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в центр круга, образуемого участниками игры. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим названия: «птичка», «цветок» и т. п. Затем он встает возле корчаги и вызывает по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает с корчаги платок и спрашивает, кто его ударил. Если водящий отгадает, на его место садится ударивший, если нет, корчага остается в центре круга, и игра продолжается.

Великдень – чествование ЯРИЛЫ (Яруна, Яровита) – Бога весеннего Солнца, мужской силы, воинственности, яри, и храбрости.

Ярила несёт в себе и воинские качества, которые одновременно переплетаются с образом Бога-защитника. Следовательно, Великдень Дажбожий является чествованием рождения Ярого весеннего Солнца-Ярилы. В традицию проведения праздника обязательно входили молодецкие забавы для того, чтобы мужчины могли пробудить и увеличить количество Ярой силы, т.е. мужской, воинской силы, увеличить храбрость.

Традиционной молодецкой забавой на Великдень - Масленица были кулачные бои.

Кулачный бой, как боевое искусство (а временами и народная потеха), представлял собой бой голыми кулаками. На Руси кулачный бой имел не только развлекательных характер, но был, также, направлен на развитие у масс народного населения военных навыков, которые применялись для защиты своих земель и других ратных действий.

Кулачный бой вовсе не был побоищем без правил, это был целый обряд, традиция, которая почиталась в народе, а самые сильные бойцы пользовались всеобщей славой и уважением. «Кулачки», «Бойовище», «Навкулачки», «Бойка» - слова которые сегодня вышли из общего обихода, ранее означали именно кулачный бой.

Правила и виды кулачного боя.

Кулачные бои проводись в разных вариантах: «стенка на стенку», «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». В летний период бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Самый древний вид боя считается «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Он представлял собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».



Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них - неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые мужчины. Строго запрещалось бить лежачего или присевшего, а так же хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или, хотя бы, заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию, на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель - «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд, также, существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам».

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.
  • бить открытой ладонью.
  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.
  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться - выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы ». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха - ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость.

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода - эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется - чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.


Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников - от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы - показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца .

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.
  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города …

- А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

Забава под названием «Петушиться».

И.А. Морозов, И.С. Слепцова – «Мужские забавы и развлечения на Русском Севере" – выдержка из книги.

Желающие испытать себя парни садятся на широкую лавку лицом друг к другу, поджав ноги по-турецки, чтобы они не касались пола. Один из участников складывает ладони вместе и прижимает их к уху, а второй с размаху бьёт его по рукам ладонью или кулаком. Если первый парень удерживался на лавке, то следующий удар наносил он, а если же падал, то на его место садился другой желающий испытать удачи, а бить продолжал второй игрок.

По свидетельству очевидцев, желающих подобных состязаний находилось очень много, потому, что каждому хотелось узнать «у ково рука рязцяе (т.е. резче)», но часто дело доходило до серьезной драки из-за какого-нибудь нарушения правил игры.

Эта забава оставалась популярной и в 20-30-е годы 20-го века. Так развлекались парни и взрослые мужчины на посиделках и пированиях. Отличия касались только деталей. Например, в д. Маслово могли несколько иначе складывать руки: одной – ладонью к уху, а другую – ладонью наружу; то есть удар наносился по ладони второй руки.

В д. Пендуз соревнующиеся стояли на скамейке, а в пос. Леваш и д. Гавриловская – на полу или на земле; в с. Липин Бор, соперники, сев верхом на лавку и поджав ноги, пытались сбить друг друга на пол подушками, а в д. Будринская игроки садились верхом на толстую (12-15 см.) жердь, скрестив и поджав ноги. Концы жерди располагались на двух параллельно установленных лавках.

Боевой пляс в Русской Традиции.

Боевой пляс – это одиночная, парная или групповая форма самовыражения с ритмо-акцентным началом, определяющим вид и характер движения, в котором содержатся элементы боевой подготовки. Основных разновидности Русского боевого пляса существует две.

Первая – это пляска вприсядку , раздел обыкновенной, традиционной Русской мужской пляски. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лёжа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Говорят, что прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Упавший с коня всадник, используя технику боя вприсядку, мог уйти от сабельного удара, выбить из седла противника и завладеть его конём, проскочить под брюхом идущей лошади подрезая ей паховину. В пешем бою применялся для боя в толкучке и в случае падения на землю.

Другая его разновидность – это «ломание» или «буза». Этот вид боевого пляса содержит элементы рукопашного боя стоя. Ломание совсем не напоминает другие комплексы боевых движений. Движения в ломании не являются исполнением приёмов без партнера. Так же это не связки атак и защит.

Боевые элементы ломания – это скорее «зародыши» движений, являющиеся одновременно материнской – потенциальной биомеханической моделью, из которой в бою вырастают, в зависимости от ситуации, и удары, и защиты, и броски. Эти элементы называются «коленца» окончательное их число неизвестно, вероятно, что оно никогда и не было установлено, приблизительно их от 7-и – до 15-и. Элементы эти соединяются в пляске спонтанно, нанизываясь на общую динамическую танцевальную канву.

Однако, наиболее отличающим ломание от простой пляски является не это. Ломание бузы, это ломание ритма, в котором движется окружающий мир. Бузящийся боец сознательно пляшет, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, поёт припевки под-драку, не в такт и не в лад. Таким образом, он выпадает из общего окружающего ритма мира, разрушая рамки своего привычного восприятия, и начинает видеть всё иначе, как бы со стороны.

В этой пляске, также, лучше всего тренируется «плын» – особое бузовское состояние восприятия. На фоне озорного настроения, создаваемого музыкой и песнями, изменив восприятие, боец тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит ещё одна ценность ломания в бузе – достигается цельность.

Хочется подчеркнуть, что ломание бузы не является трансовым состоянием сознания потому, что пляшущий находится в этом реальном мире, «здесь и сейчас», не уходит в «другие миры», не общается с духами, подобно шаманам и не изменяет сознание, преображается только его восприятие окружающего мира. Ломаться можно как с оружием, так и без него.

Вкратце, в старину обряд ломания проходил примерно так: артель (человек 50) собиралась где-нибудь на перекрёстке дорог, на мосту, на холме, обычно ночью. Ночью потому, что днём было некогда. Там встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку. Бывало, что одновременно играло несколько инструментов.

После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному, потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал.

Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Бойцы меняли друг друга, уходили из круга и выходили ломаться вновь. Вся эта процедура длилась часами (три-четыре). Несмотря на безсонную ночь, проведённую в пляске и драках, утром все чувствовали прилив сил и, поспав пару часиков, шли на работу.

Буза - боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также, бой с оружием.

татьяна петрищева
Развлечение с детьми на улице «Весело играй, масленицу встречай»

Цель : проведение занятия на воздухе, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, знакомить с русскими праздниками, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы .

Задачи :

Познакомить детей со старыми русскими народными играми ;

Объединять детей в совместной деятельности, предоставлять им возможность для самовыражения;

- развивать у детей смекалку , выносливость, двигательные навыки.

Оборудование :

Кегли, санки, сосульки,лыжные палки, лента, шапка или ободок с изображением солнышка, метла – 2 шт,канат.

Подготовительная работа :

1. Договориться о катании на санях.

2. Настряпать блинов, накрыть праздничный стол (для этого привлечь повара детского сада) .

Ход занятия:

Ребята одеваются, выходят на прогулки, там у дверей их встречает масленица .

Масленица :

Здравствуйте, милые ребятишки!

Девчушки симпатичные

Озорные мальчишки.

Давайте весело зиму провожать

Научу вас в старые игры играть .

Воспитатель :

Ребята, давайте дружно поздороваемся с Масленицей .

Дети здороваются.

Воспитатель : Масленица , а игры то интересные?

Масленица :

Игры интересные, самые чудесные.

Давайте не будем на месте стоять.

Пора в них уже нам дружно играть .

Воспитатель :

Как ты складно говоришь, на ходу стишки сочиняешь.

Нам очень не терпится с тобой поиграть ! Правда, ребята?

Ответы детей

Масленица :

Ну что ж, вот для вас первая игра .

С приходом весны солнышко светит ярче, да и греет жарче. И эта игра посвящена нашему солнышку.

Игра с Солнцем .

В центре круга – «солнце» (девочке на голову надевают шапочку с изображением солнца) . Дети хором произносят :

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу» , сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце-девочка» догоняет детей.

Игра проходит несколько раз.

М,: молодцы, какие вы шустрые и внимательные, а еще, когда я была молодая, любила игру с красивым названием «Заря» .

М.: Вы хотите в нее поиграть ?

Ответы детей

Масленица объясняет правила игры.

Вот правила этой игры Заря.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих – «заря» ходит сзади с лентой и говорит :

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих , который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей» . Игра повторяется . Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются , пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Масленица :Давайте сначала выучим слова этой игры.

Дети повторяют вместе с Масленицой .

М.:: А теперь поиграем !

Проходит игра , повторяясь несколько раз на усмотрение воспитателя.

М.: Вот молодцы дети, как быстро вы все усвоили.

Масленица :

А сейчас, я хочу посмотреть какие вы ловкие да быстрые. Для этого давайте разделимся на две команды и посоревнуемся.

(Масленица вместе с воспитателем делят детей на 2 равносильные команды)

М.: Я объявляю веселые состязания , ведь на праздничной площади во время праздника всегда их устраивали. Вот и мы с вами померяемся силами. Какая команда окажется проворнее?

Итак, первое состязание :

1. Три ноги

Играющие разбиваются на пары , каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого) . Пара на «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

2. Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой, не той тачкой, о которой вы смотрите мультики, а грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. На таком транспорте в старину груз перевозили. Роль колёсика будут играть руки , а ручек - ноги. По команде игрок - «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка» , двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка» .

4.«Карельские гонки»

- (игра на санках ) .Соперники садятся в санки, упираются ногами в полозья, и разгоняются, отталкиваясь руками или лыжными палками. Кто быстрее проедет определенное расстояние, тот выиграл .

5. Перетягивание каната

Все знают это традиционную русскую забаву. Пусть на Масленицу она будет не совсем традиционной. Подготовка - как в обычном Перетягивание каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу По сигналу воспитателя начинаем тянуть.

Масленица :

Ай, да ребята!

Ай, да молодцы!

Во время нашей прошлой встречи , и сегодня, вы меня очень порадовали!

М.:Пора нам провожать зиму и встречать весну , посмотрите на горе стоит "Чучело" масленицы , чтобы весна пришла быстрее нам её нужно сжечь.

Вместе с воспитателем и масленицей дети поют песни и зажигают масленицу .

Мы блинов давно не ели

И блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои.

Ребята, наш замечательный повар испёк для нас вкусные блины. И сейчас, после таких веселых игр , мы с вами пойдем в группу, где для нас уже накрыты столы с блина и горячим чаем. Давайте позовем с нами и тётушку-масленицу .

Дети заходят вместе с масленицей . Раздеваются и усаживаются за столы, заранее приготовленные поваром и нянечкой. На столах чай, блины, варенье, мед и другие угощения.

Проходит праздничное чаепитие.

М.: Накормили вы меня, напоили, пора и честь знать. Спасибо вам ребятки, за теплый прием, за развлечения , ну а мне пора идти домой.

В.: Масленица , нам с тобой было очень интересно! Правда, ребята?

ответы детей.

В.: Ты нас не забывай, и в следующем годуприходи в гости.

М : Спасибо за приглашение. Обязательно приду и ещё что-нибудь вам интересное расскажу и покажу. А сейчас до свидания.

Дети прощаются с Масленицей и занимаются делами в группе.

Публикации по теме:

Музыкально-спортивное развлечение «Игры и забавы на Масленицу» Музыкально-спортивное развлечение «Игры и забавы на Масленицу» Ведущий Масленица славится не только своей историей, рецептами вкусных блинов,.

Конспект НОД «Путешествие с детьми старшей группы в Играй-город» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове. 2. Закреплять.

Конспект тематической прогулки в средней группе «Шагаа встречай, играй и не скучай!» Цель: Познакомить детей с традиционным национальным праздником тувинцев – встречей буддийского Нового года, традициями, знакомить с народными.

Развлечение на улице с детьми «Природа Севера и ее обитатели» В январе в нашей группе тема недели "Природа Севера и ее обитатели". В связи с этим, мы решили провести день здоровья, связав с темой недели.

Похожие статьи