Экологическая игра «Счастливый случай»
Ларионова И.М., учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ»
Калининский район Тверская область
Эффективность экологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Среди них прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам её охраны играет использование, наряду, с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе внеурочной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, экологические вечера, классные часы, «заочные путешествия» и т. д. позволяют успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны для старшеклассников игры экологического содержания, построенные на основе популярных телевизионных программ - «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», а также ролевые и имитационные игры. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Такие игры можно проводить и при изучении программного материала, и в качестве самостоятельных воспитательных мероприятий. Как правило, к участию в них привлекается значительное количество школьников. В процессе учебной работы игры могут быть использованы фрагментарно. В нашей школе мною была разработана экологическая игра «Счастливый случай», которая проводилась во внеурочное время для учащихся X-XI классов. Сценарий игры. Цел ь: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Форма проведени я: викторина «Счастливый случай» Участники: ведущий, 2 команды по 4-8 человек. Одорудование: секундомер или песочные часы; магнитофон, запись музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай». Правила игры Вопросы викторины охватывают три области знаний:
- Взаимосвязь природы и общества. Биотические отношения. Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
- « И здесь нет зверей?» - спросила Таис. - Можно не опасаться за коня?
"Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов
Петрякова Ольга Борисовна методист МБУ ДО "Дом детского творчества" г. Краснослободск Республика Мордовия.Описание работы: Предлагаю вашему вниманию сценарий по станционной экологической игры. На каждой станции дети отвечают на вопросы, получают по одному баллу, за правильный ответ. На каждой станции своё жюри, они ставят баллы в маршрутные листы. В конце игры жюри, по маршрутным листам подсчитывают общее количество баллов у каждой команды. Побеждает команда набравшая большее количество баллов, за все выполненные задания. Данная разработка может быть использована учителями биологии, педагогами дополнительного образования, методистами учреждений дополнительного образования детей. Сценарий праздника предназначен для детей старшего школьного возраста.
Тема: "Экологический серпантин" сценарий по станционной игры для школьников старших классов.
Цель: Сформировать у детей основы экологической культуры, правильное отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
-научить решать экологические задачи и проблемы;
Оборудование: таблички с названиями станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, ручки, ноутбук.
Подготовительный этап: Команды заранее готовят визитную карточку и домашнее задание.
Ход мероприятия.
Ведущая:
Добрый день, уважаемые друзья! Мы рады приветствовать вас в Доме детского творчества на игре "Экологический серпантин".
Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества.
Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку... Поэтому, сохранить природу значить сохранить жизнь.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.
Всего несколько строк из стихотворения Роберта Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди XXI века, почти незаметно для себя оказались не просто свидетелями, но виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети, потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием... А заводы и фабрики, огромные мегаполисы, отравляющие воздух, почву и воду...
Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас.
А пока что от вас требуется? Главное, что бы все были объединены одной целью - сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.
А теперь приступим к игре. Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
Вся ваша работа будет оцениваться компетентным жюри. (Представление жюри)
Теперь настала пора нам познакомиться с вашими командами. Объявляю конкурс "Визитная карточка". На представление каждой команде отводится не более 3 минут. Максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс "Визитная карточка".
(представление команд)
Ведущая: Я вижу, что все команды готовы к выполнению заданий. Сейчас мы отправляемся в путешествие по станциям, согласно вашим маршрутным листам. А в конце собираемся в этом зале, для проведения конкурса домашнего задания и подведения итогов. (Каждая команда получает маршрутный лист).
Станция "Орнитологическая"
1. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек)
2.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
3.Этих птиц называют "северные попугайчики". Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
4.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
5."Меня называют "смотритель леса". Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?" (Поползень)
Станция "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет
, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб
, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта
, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа
, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд
, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка
- впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза
, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона
, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей
, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко
- это лекарственные растения.
Станция "Эрудит"
1. Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
2. Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
3. Из какого дерева делают спички? (Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
5. Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
6. Растёт ли дерево зимой? (Нет).
7. Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
8. Косой ли заяц? (Нет).
9. Что делает зимой ёж? (Спит).
10. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
11. Самый быстрый зверь? (Гепард).
12. Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
13. Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
14. У кого рот на брюхе? (У акулы).
15. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
16. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит)
Станция "Золотые россыпи помоек"
Нужно подчеркнуть правильный ответ.
I. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
1. Пластмасса
2. Стекло.
3. Металл.
II. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
III. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить.
IV. Первоочередная забота при выборе свалки:
1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2. Ограждение места свалки.
3. Укомплектование соответствующей техникой.
V. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
VI. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения.
VII. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1. Газы.
2. Жидкости.
3. Твердые вещества.
VIII. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
IX. Поступление в среду обитания вредных веществ приводит к нарушению функционирования экологических систем, называют:
1. Загрязнением.
2. Экологическим кризисом.
3. Интродукцией.
X. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
1. 1-2 года.
2. 5-8 лет.
3. 20 и более.
XI. Гарбология это...
1. наука о доме;
2. наука о почве;
3. наука о мусоре.
XII. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов).
Станция "Лесные загадки"
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи:
- Обучающие. Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.
- Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
- Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.
Форма организации – урок-игра.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация игры (Приложение) . На слайдах имеются управляющие кнопки, при помощи которых возможен переход к ответу и возврат на главный слайд с темами и баллами. Выбранные баллы исчезают с экрана.
Участники: 2 команды одного класса или сборные команды.
Правила игры:
- Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
- Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
- Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.
- Игра идет до последнего вопроса.
- На финальный вопрос игроки обеих команд сами назначают баллы, которые не должны быть больше суммы набранной в игре. Так как, если игроки отвечают неправильно – баллы вычитаются из суммы, набранной в ходе игры.
Ход игры.
Слайд 1. Своя игра.
Учитель представляет жюри, объясняет правила игры.
Слайд 2. Первый раунд – представление команд. Учитель проводит жеребьевку, чтобы определить, какая команда будет первой выбирать тему.
Слайд 3. Второй раунд. Темы и баллы вопросов.
- Народные приметы. От 10–50 баллов.
- Экология растений. От 10–50 баллов.
- Экология животных. От 10–50 баллов.
- Экология человека. От 10–50 баллов.
- Общая экология. От 10–50 баллов.
- Международные экологические акции.
Команда, победившая в жеребьевке, начинает игру.
Слайд 4–63. Вопросы и ответы игры.
Народные приметы 10.
Вопрос: Птица хохлится к …….......
Ответ: к непогоде
Народные приметы 20.
В: Кроты и мыши делают большие запасы к ………….
О: к суровой и многоснежной зиме
Народные приметы 30.
В: Лошади спят стоя – к …………,
ложатся – к …………..
О: Лошади спят стоя -к холоду, ложатся – к теплу.
Народные приметы 40.
В: Из березы течет много сока – к …….
О: к дождливому лету.
Народные приметы 50.
В: Если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном
– ……
О: очень скоро начнется дождь.
Экология растений 10.
В: Что такое воздушное питание растений?
О: Фотосинтез
Экология растений 20.
В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?
О: Фитонциды
Экология растений 30.
В: Что такое зоохория?
О: Распространение плодов и семян животными.
Экология растений 40.
В: Что такое корабельная роща?
О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют
одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во
времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и
делали мачты.
Экология растений 50.
В: Что лесоводы называют торчками?
О: Торчки – угнетенные невысокие (до 30–40 см высотой) растения древесных пород,
у которых ежегодно отрастает из спящих почек по 1-2 побега длиной всего 2–3 см.
Экология животных 10.
В: Что такое серпентарий?
О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них
яда.
Экология животных 20.
В: Что такое феромоны?
О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для
привлечения особей противоположного пола.
Экология животных 30.
В: Что такое этология?
О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.
Экология животных 40.
В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны
природы? В чем особенность первого издания книги?
О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны
природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не
брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.
Экология животных 50.
В: Сформулируйте правило Аллена.
О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала,
выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у
представителей того же вида из более теплых мест.
Экология человека 10.
В: Что такое смог?
О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.
Экология человека 20.
В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.
О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле, пруд, сад, парк
и т.п.
Экология человека 30.
В: Кто такие организмы-синантропы?
О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком,
его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.
Экология человека 40.
В: В чем измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и
предельно допустимый уровень шума?
О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ). Допустимый уровень –
до 70 дБ.
Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.
Экология человека 50.
В: Продолжите мысль античного автора “Кодекса здоровья” Арнольда диВилланова: “
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
трое: веселый характер,…… и
……………”.
О: Античный автор “Кодекса здоровья” Арнольд диВилланова наставлял:
“Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер,
покой и умеренность в пище.”
Общая экология 10.
В: Кто ввел в науку термин “экология”?
О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.
Общая экология 20.
В: Назовите 3 группы экологических факторов.
О: Группы экологических факторов:
Абиотические
Биотические
Антропогенные
Общая экология 30.
В: Как называется все разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между
организмами в биоценозе?
О: Пищевые или трофические сети
Общая экология 40.
В: Кто такие космополиты и эндемики?
О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах.
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях.
Общая экология 50.
В: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом
уровне уменьшается в …….. раз.
О: В пирамиде энергии – количество энергии на каждом более высоком трофическом
уровне уменьшается в 10 раз.
Международные экологические акции 10.
В: Назовите день и месяц, когда отмечается – День защиты детей.
О: 1 июня.
Международные экологические акции 20
В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за болезнь и как она
передается?
О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.
Международные экологические акции 30.
В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности
отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?
О: Курение
Международные экологические акции 40.
В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?
О: День здоровья.
Международные экологические акции 50.
В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с
греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале
решили сократить выпуск фреона на 50%.
О: День борьбы в защиту озонового слоя.
С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.
34 страны.
Слайд 64–65. Финал. Открывается вопрос. (Что такое хоминг?)
Команды делают ставку. Отвечают на вопрос в письменном виде. Листок с ответом передают жюри.
Слайд 66. Ответ на финальный вопрос.
Хоминг – (англ. homing, от home – возвращаться домой) (инстинкт дома), способность животного возвращаться со значительного расстояния на свой участок обитания, к гнезду, логову и т. д. Наиболее ярко хоминг выражен у видов с дальними сезонными миграциями (угри, морские черепахи, многие проходные рыбы и перелетные птицы). Выработанный путем искусственного отбора, хоминг в высокой степени развит у почтовых голубей.
Слайд 67. Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература.
- Бабенко В.Г . и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
- Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
- Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
- Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
- Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.
Место проживания : г. Темрюк, Краснодарский край
Образовательное учреждение : государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Темрюка Краснодарского края
Дисциплина: воспитатель
Тема: Экологическая викторина «Звездный час» для старших классов.
Класс : 8-9 классы.
Продолжительность урока: 40 мин.
План проведения:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово ведущего.
Представление команд и жюри.
Первый тур «Секрет русских лесов».
Вопросы для болельщиков.
Второй тур «Растения».
Игра «Золушка» для болельщиков.
Третий тур « Овощи».
Вопросы для обсуждения.
3.Подведения итогов игры. Награждение победителей.
Использованные информационные технологии : игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, цифровые.
«Звёздный час»
Экологическая игра - викторина для старших классов.
Цель: повышать экологическую грамотность учащихся.
Задачи:
образовательная : расширять знания учащихся об экологии, продолжать формировать личностное отношение к экологическим проблемам;
коррекционная : развивать логического мышления, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся;
воспитательная : воспитывать любовь и уважения к окружающей среде, понимание единства человека и природы, их взаимосвязь.
Ресурсы: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
Слайд 1- на экран проецируется картинка природы.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ведущий.
Первый тур «Секрет русских лесов».
Слайд 2 – на экран проецируется картинки деревьев:1 - сосна,2 - вишня, 3 - рябина, 4 - клён,5 - осина,6 - берёза,7 - дуб,8 - ель.
Вопросы:
1. Какое дерево лишнее? (вишня плодоносящее)
2. Какие деревья самые жаркие? (берёза, дуб)
3. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (рябина, клён, осина)
4. Определите по описанию названия деревьев.
Это дерево символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять.
(берёза)
5. Это мощное лесное дерево, живёт 300-400 лет, высотой до 40 метров, при обхвате 6-7 метров. Листья легко узнать. Листовая пластинка крупная, продолговатая, с глубокими выемками. Древесина твёрдая, прочная, ценная. Из неё делают мебель, паркет и многое другое.
(дуб)
6. Это дерево символ счастья и мира семье, потому его всегда старались посадить возле дома. О нём слагались песни, стихи, загадки. Чаще всего в народном представлении – это тонкая и нежная девушка. Плоды употребляют для укрепления желудка, благодаря высокому содержанию витаминов, из плодов варят варенье, корой лечат заболевание печени.
(рябина)
7. Интересны биологические особенности этого дерева. Оно имеет белый млечный сок, в котором содержится каучук. Если весной стоят тёплые, солнечные дни, семена его начинают прорастать уже на поверхности тающего снега, при температуре около 0 градусов. Прямо на снегу у них появляются и затем начинают расти корешки. Как называется это дерево?
(клён)
8. Ствол этого дерева верхней части имеет красивую серовато – зелённую окраску. Летом хорошо заметна характерная особенность – чрезвычайная подвижность листьев. Небольшое дуновение ветра – и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. У дерева есть ещё одна изюминка – осенний «ветвепад». Из древесины производят спички.
(осина)
А теперь, пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы поиграем с болельщиками.
Вопросы для болельщиков:
Вам необходимо как можно быстрее собрать пословицы и поговорки.
Слайды 2 –14 на экран проецируются пословицы экологического содержания, которые разделены на две части и перемешаны.
Враг природы тот …(кто лес не бережёт).
Лес и вода …(родные брат и сестра).
Много леса – не губи, мало леса …(береги, нет леса – посади).
Без корня и … (трава не растёт).
Без хозяина земля … (круглая сирота).
Одно дерево погубил …(посади сорок).
Подкорми птиц зимой … (они отплатят тебе зимой).
Роща да леса … (родного края краса).
Где один грибок … (там целый венок).
Посадившего дерево поблагодарят и внуки, … (погубившего – проклянут и дети).
Увидел скворца - …(весна у крыльца).
Зимний денёк - … (с комариный носок).
Мороз не велик, - …(да стоять не велит).
Весна красна цветами, а - … (осень плодами).
Жюри объявляет итоги первого тура «Секрет русских лесов».
Второй тур «Растения».
Слайд 15 – на экран проецируется картинки растений: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей.
Ведущий.
Перед вами растения: 1- мать и мачеха, 2- цикорий, 3- василёк полевой, 4- зверобой, 5- льнянка, 6- тысячелистник, 7- пижма, 8- кипрей. Вам необходимо по описанию отгадать растение.
Вопросы:
1. У этого растения каждый лист как пёрышко птицы, собран из множества небольших листиков – пушинок. Чай из листьев повышает аппетит, листья прикладывают к ранкам, чтобы остановить кровь. Кроме этого это любимая еда кроликов, они ими лечатся. Люди долго относились к нему как сорняку, но как- то заметили, что он отпугивает насекомых от овощей. Поэтому листья заваривают и опрыскивают овощи.
(тысячелистник)
2. Это растение цветёт всё лето до самой осени. Сладкого сока – нектара у него нет, но зато он щедро делится своей пыльцой с насекомыми. Отцветут цветы и на их месте появляются коробочки с семенами. Когда-то считали, что он опасен для домашних животных, но оказалось, что наоборот, он помогает от многих недугов. Целебные свойства знали давным - давно жители степей казахи и называли его «джирабай» - целитель ран, лечит ожоги, снимает боль.
(зверобой)
3. Как только сойдёт снег в лесу, появляются первые цветы – подснежники. Но есть свои подснежники и у поля. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Цветы собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, после цветения превращаются в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой – парашютом, который помогает ему улететь.
(мать и мачеха)
4. Очень неприхотливый и упорный цветок, может жить, где редко выживают другие растения. Имеет целебные силы, им лечат разные болезни, из корней делают напиток, по вкусу похожий на кофе. Растение многолетнее, его цветы напоминает звёздочки.
(цикорий)
5. Это растение возвращает жизнь лесу после пожара. Он первым заселяет пепелище лилово - розовым цветом, а за ним постепенно возвращаются другие растения. Иногда его называют Иван – чаем за то, что листья и цветы можно заваривать и пить чай. После цветения появляются пушистые султанчики – семена с парашютиками.
(кипрей)
6. Семена этого растения прячутся среди семян хлебных зёрен и если не очистить рожь, то на следующий год поле закроется голубым цветом. В Европе издавна цветок считали одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из голубых цветов входит в изображение государственного герба. После цветения появляются семена, по форме они напоминают зёрна ржи, но есть одно отличие: семена украшены маленьким хохолком из тонких белых волосков.
(василёк полевой)
7. Это растение растёт у края дороги, имеет жёлтые кисти цветов. Возле них всегда вьются насекомые в поисках нектара, но добраться могут только шмели. Сильные шмели раздвигают створки цветка, напоминающие пасть собачек и пьют нектар. Но есть среди насекомых хитрецы – когда им не удаётся добраться обычным путём, они прогрызают сбоку дырочку. Пока растение не цветёт, оно похоже на лён.
(льнянка)
8. Это растение красуется на краю поля, возле дороги. Высоко поднятые жёлтые головки этого растения видны издалека. Зацветёт, загорится огнём, знайте – лето в разгаре. Приносят её домой, повесят на стене, чтобы не водились мухи, паучки и разные жучки, которые не любят её запаха. Посмотришь, на стене висят желтые головки и покажется тебе, что это ягоды рябины, только ещё не зрелые. Вот за это сходство с рябиной и дали люди ещё одно название – дикая рябина.
(пижма)
Пока подводятся итоги второго тура, болельщики могут принять участие в игре «Золушка» - с завязанными глазами нужно разобрать овощи (яблоки, помидоры, картофель) и разложить их на кучки.
Третий тур « Овощи».
Слайд 16. На экран проецируются картинки овощей: 1 – яблоко, 2 – капуста, 3 – тыква. 4 – огурец, 5 – перец, 6 – баклажан,7 - картофель.
Ведущий.
Овощные растения выращивают в огороде, в поле. Многие растения требуют не только полива, но и особого внимание к ним. Овощи незаменимый продукт питания, в них содержится много витаминов.
Внимание! Вопрос:
Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки относятся к овощам?
(Нет. Яблоки – фрукты)
Все овощи к осени засыхают и поэтому относятся к однолетним овощным растениям?
(Капуста – двухлетняя)
Узнай овощ по описанию. Это одно из древнейших культур. Семена – настоящее лакомство для людей. Плоды могут храниться до самой весны. Это однолетнее травянистое растение, цветки жёлтые, крупные, стебель стелющийся. Засухоустойчивое растение, менее требовательное к теплу и свету.
(тыква)
Это растение – витаминный чемпион. Когда - то это растение выращивалось как лекарственное растение и только в южных районах. Кроме сладких плодов есть и горькие. Цветёт белыми, жёлтыми или фиолетовыми цветками до глубокой осени. Плод кожистый, малосочный, внутри полый. Плоды разнообразные по форме и окраске.
(перец)
Это обычное растение наших огородов, принадлежит к семейству тыквенных. Родина его – Индия. Но в Европу завезли давно. Цветки жёлтые, крупные. Стебель стелется по земле, шершевато – волосистый, с усиками.
(огурец)
Это травянистое овощное, однолетнее растение. Цветки крупные, разнообразные по форме. Перезревшие плоды горькие, мякоть грубая, кожица серовато – зелёная. В тропиках, например, на острове Тайвань, это растение многолетнее дерево выше человеческого роста.
(баклажан)
Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чёртово яблоко». Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идёт речь.
(картофель)
Жюри подводит итоги третьего тура.
Ведущий.
А сейчас мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны наши участники с точки зрения экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Поэтому давайте рассмотрим с вами знаки и составим правила поведения человека в природе.
Слайд 17. На экран проецируются знаки « Правила поведения в природе».
Вопросы:
О чём говорят знаки слева?
Что мы видим справа?
Что нужно делать с мусором?
Почему не нужно срезать и ломать ветки?
Как помочь раненому деревцу?
Можно ли срывать цветы?
Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище?
А что можно сделать полезного для охраны природы?
Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.
Ведущий.
Спасибо всем за участие! Ещё раз напоминаю, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Использованная литература.
Алоева М. А. Классные часы в 5-7-х класса. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Последний звонок: Газета. 2002 №12, 2006 №12,2008 №4, 2008 №7.
Педсовет: Газета. 2002 №5, 2003 №7, 2006 №5.
Шин С. А. Оригинальные праздники, игры, конкурсы для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»
Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.
Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.
Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Предварительная подготовка.
Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд
).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри
).
Итак, начинаем игру.
Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий.
Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу
).
Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.
Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий.
Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.
1.
Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень
)
2.
Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина
)
3.
Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник
)
4.
В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб
)
Подведем итоги.
Ведущий.
Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.
Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий.
Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.
Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1.
Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода
).
2.
Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода
).
3.
Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу
).
4.
Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя
).
5.
Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде
).
Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1.
Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь
).
2.
Ночью был иней, ... (снега не будет
).
3.
Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу
).
4.
Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам
).
5.
Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели
).
Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1.
Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю
).
2.
Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде
).
3.
Клен «плачет» -- ... (к дождю
).
4.
Зимой туман -- ... (к оттепели
).
5.
Зимой луна бледная -- ... (к метели
).
Если сегодня:
1.
Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью
).
2.
Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю
).
3.
Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде
).
4.
Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю
).
5.
Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде
).
Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий.
Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.
А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.
Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1.
Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты
)
2.
Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось
)
3.
Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж
)
4.
Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра
)
5.
Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони
)
6.
Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля
)
7.
Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка
)
8.
Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра
)
9.
Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот
)
10.
Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь
)
11.
С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат
)
12.
Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот
)
13.
Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон
)
14.
Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус
)
15.
На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан
)
16.
Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок
)
Давайте подведем итоги.
Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.
Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий.
Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.
Вопросы для первой команды:
1.
Оно всегда зеленое или голубое.
2.
Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3.
Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4.
Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель
)
Вопросы для второй команды:
1.
У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2.
Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3.
Оно быстрее всех заселяет гари.
4.
Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина
)
Вопросы для третьей команды:
1.
С его цветков получается самый лучший мед.
2.
Из него делали ложки и лапти.
3.
Цветет летом и очень душистое.
4.
Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа
)
Вопросы для четвертой команды:
1.
Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2.
Из него самые лучшие дрова.
3.
В апреле из него получают сок.
4.
Это самое любимое русское дерево. (Береза
)
Итак, жюри может подвести итоги.
Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.
Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».
Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.
Вопросы для первой команды:
1.
Дикая полосатая лошадь? (Зебра
)
2.
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов
)
3.
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука
)
4.
Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода
)
5.
Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д.
)
6.
Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее
)
7.
Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии
)
8.
Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь
)
9.
Растет ли дерево зимой? (Нет
)
10.
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек
)
11.
Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод
)
12.
Самое крупное млекопитающее? (Синий кит
)
13.
Дышит ли цыпленок в яйце? (Да
)
14.
У какого животного дикий образ? (У дикобраза
)
15.
В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки
)
16.
Родина помидоров? (Америка
)
17.
Сколько ног у мухи? (Шесть
)
18.
Черный барс? (Пума
)
19.
Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон
)
20.
Как называется колючее пустынное растение? (Кактус
)
Вопросы для второй команды:
1.
Самое крупное наземное животное? (Слон
)
2.
Сколько ног у паука? (Восемь
)
3.
«Царица» цветов? (Роза
)
4.
Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины
)
5.
У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково
)
6.
Что ест зимой еж? (Ничего, спит
)
7.
Ископаемый слон? (Мамонт
)
8.
Хищная пресноводная рыба? (Щука
)
9.
Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка
)
10.
Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь
)
11.
Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка
)
12.
Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек
)
13.
"Короткохвостый" рак? (Краб
)
14.
Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец
)
15.
На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива
)
16.
Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра
)
17.
Кто первый землю пашет? (Червяк
)
18.
Кто родился с бородой? (Козел
.)
19.
В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя
)
20.
Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву
)
Вопросы для третьей команды:
1.
Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову
)
2.
Хобот слона – это его …? (Нос
)
3.
Основная еда гиен? (Падаль
)
4.
Как называют лист лука? (Перо
)
5.
Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница
)
6.
Ловчая сеть паука? (Паутина
)
7.
Какую траву любят кошки? (Валериану
)
8.
На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик
)
9.
Самая маленькая птица? (Колибри
)
10.
Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное
)
11.
Косой ли заяц? (Нет
)
12.
Весной или летом цветет сирень? (Весной
)
13.
Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус
)
14.
Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты
)
15.
Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица
)
16.
Животное, которое строит дом на реке? (Бобр
)
17.
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи
)
18.
Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние
)
19.
Самая высокая трава? (Бамбук
)
20.
Какая птица носит название танца? (Чечётка
)
Вопросы для четвертой команды:
1.
Как называется жилище бобра? (Хатка
)
2.
Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка
)
3.
Какая птица кричит как кошка? (Иволга
)
4.
На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель
)
5.
Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый
)
6.
Не кузнец, а с клещами? (Рак
)
7.
"Подкованное" насекомое? (Блоха
)
8.
Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки
)
9.
Какой гриб растет на
березах? (Чага
)
10.
Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли
)
11.
Самая крупная обезьяна? (Горилла
)
12.
Сушеный абрикос? (Урюк
)
13.
Кто на себе лес носит? (Олень
)
14.
Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень
)
15.
Цветок солнца? (Подсолнух
)
16.
У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана
)
17.
Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин
)
18.
Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар
)
19.
Бабочка из платяного шкафа? (Моль
)
20.
"Волосатый червяк"? (Гусеница
)
Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).
Ведущий.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...
(Н. Старшинов
).
Похожие статьи