Проблемы семьи имеющей ребенка ограниченными возможностями. Проблемы семей, имеющих инвалидов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. Семья как основной фактор адаптации в условиях рыночной экономики. Проблемы адаптации при получении образования.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2008

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Государственная система социальной поддержки детей в КБР. Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Социальная работа с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная поддержка детей–инвалидов.

    реферат , добавлен 20.11.2007

    Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2007

    Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2011

    Понятие нормы развития и ее нарушений, общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-педагогический анализ особенностей социальных проблем, условий и факторов, влияющих на процессы социальной реабилитации и адаптации детей.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, семей, имеющих инвалидов, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих, на другом - 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3-5% очень богатых людей; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и за пределы государства (в России сегодня около 3 млн. беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных); в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества семей, имеющих инвалидов; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье; социальном сиротстве и во многом другом. П.Д. Павленок, Основы социальной работы, М., ИНФРА-М, 1999 С. 147

Инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами (Приложение Г ). Однако изменение социального статуса инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Существует ряд неразрешенных проблем инвалидов с ограниченными возможностями и их семей. К ним можно отнести:

1. Социально-медицинские:

проведение амбулаторного лечения;

проведение медицинских экспертиз;

устройство в специализированные медико-реабилитационные центры;

медикаментозно-лечебное обеспечение;

здоровье;

социальный патронаж;

дефицит узких специалистов (невропатологи, психологи, дефектологи).

2. Социально-психологические:

самореализация;

психические расстройства;

депрессивное состояние;

не востребованность обществом;

комплекс неполноценности;

замкнутость;

адаптация к окружающему миру;

потребность в общении.

3. Социально-педагогические:

обучение;

изоляция в домах-интернатах, специализированных учебных заведениях;

ограниченный круг общения;

проблема межличностных отношении;

формирование самооценки;

чувство внутреннего дискомфорта.

4. Социально-правовые:

правовая неграмотность;

получение льгот, пенсий;

оформление инвалидности;

плохая законодательная база;

не знание о службах, оказывающих юридическую помощь.

5. Социально-экономические:

материальное обеспечение;

низкий уровень жизни.

6. Социально-бытовые:

жилищные условия (этажность, не благоустроенность жилья);

недоступность архитектурной среды;

телефонной связи;

доставка продуктов, медикаментов;

организация досуга;

нуждаемость в уборке квартиры, ремонте;

нехватка технических средств.

7. Трудоустройство.

8. Социального обслуживания.

Причины возникновения социальных проблем инвалида и их семей. Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового общества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, не конкурентоспособности по сравнению с другими людьми Коноплена Л.Л. “Жить инвалидом, но не быть им”. - Екатеринбург, УрГУ, 2000.С. 41. .

Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая предлагает лечение, трудотерапию, создание специализированных служб.

Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция человека с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческой ориентации.

Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Низкая амбулаторная медицинская помощь. На низком уровне находится осмотр инвалида узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми препаратами, протезами, ортопедической обувью.

Остаются нерешенными многие социально-медико-психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью.

Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро -, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом.

Комплекс этих проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех инвалидов. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М., 1996.С. 10. .

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта. Мало мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделии на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу, с работы и т.д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п Пособие для работодателей: трудоустройство инвалидов. Комитет общественных связей города Москвы. М., 2004.С. 39.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т.п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с раннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую в ред. Федерального закона от 04.01.1999 5-ФЗ) , 15 Законы Российской Федерации "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства. 1995. .

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признанными недействительными в судебном порядке.

Основными нормативными документами для проектирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности являются строительные нормы и правила (СНиПы), а также ведомственные строительные нормы и правила (ВСН). Устранение градостроительных барьеров для инвалидов создает условия для облегчения их передвижения. Эти условия включают оборудование пешеходных путей, их покрытий, установку пандусов и специальных лестниц, выделение мест для личных автотранспортных средств инвалидов.

Законодательной базой создания доступной для инвалида адекватной среды обитания является Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1156 Правительство России приняло постановление от 25 марта 1993 г. № 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". В целях усиления контроля за выполнением Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и во исполнение постановления Совета Министров - Правительства РФ от 25 марта 1993 г. № 245 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" принято постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 927 "Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

Данным постановлением предусматривалось внесение до 1 октября 1994г. в ведомственные нормативные акты в отрасли строительства требований по проведению обязательной экспертизы проектно-сметной документации на застройку городов и других поселений, строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступности их для инвалидов, а также внесение необходимых изменений в Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

В 1993 г. одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 24 ноября 1992 г. (№ 35) Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения РФ, нуждающихся в государственной поддержке.

Этим документом устанавливается важность создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре при предоставлении права Министерству социальной защиты населения РФ и закрепления этого права в соответствующих законодательных и нормативных актах.

Вопросы доступной для инвалидов среды жизнедеятельности прописаны в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст.15, 16).

Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м 2 полезной площади на одного члена семьи, редко -- отдельная комната или специальные приспособления для ребенка.

В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта, дач, садовых участков, телефона. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 2005 г.

Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.

Анализ показал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ограниченными возможностями прибавляются проблемы неполной семьи. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч. 2. -- М., 2002 г.

Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002. с. 99-105

В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком -- единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно -- это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ограниченными возможностями. Ребенок с ограниченными возможностями: кн. для родителей. - М.: Педагогика-Пресс, Маллер А. Р. - 2005. - 99 с.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -- М., 2002. с.115

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах. Социально-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова, Е. В. Родькина // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. - 2005. - № 3. - С. 64-71.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рожде-ния на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. -- М., 2002. с.115

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. №1

Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские, психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное -- научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно работать. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 2005 г.

Нет достоверного специального учета детей с ограниченными возможностями ни в государственных органах социального обеспечения, ни в обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль-ной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ребенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду со специализированным лечением.

Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавливается на 1 или 2 -- 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития). Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. -- М., 2002. с. 99-105

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) -- стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преимущественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она оказывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, протезами, ортопедической обувью. Формы организации коррекционно-пед. работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. - Мишина Г. А. - 2001. - № 1. - С. 60-64.

Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ограниченными возможностями.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева Социальная реабилитации: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М., 2004.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями до недавнего времени носили разрозненный, малоэффективный характер и не учитывали семей в комплексе.

Однако, в последние годы социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг стало уделяться особое внимание. К началу 2004 года, по данным, приведенным в статье А.И. Антонова, в системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое реабилитационное оборудование и автотранспорт. Но всё это, по мнению автора, мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Ребёнок - инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь. Однако, как уже было упомянуто выше, семья, занимающаяся воспитанием ребенка инвалида, находится в достаточно уязвимом социально-психологическом положении.

Рождение ребенка с патологией является огромным стрессом для членов семьи. Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. В семьях с детьми-инвалидами огромный процент разводов, неполных семей, в которых вся нагрузка, как социальная, так и эмоциональная ложится на мать, которая не в состоянии в полной мере способствовать социализации ребенка. В этом случае происходит еще большее увеличение тревоги, семья становится уязвимой и мало функциональной.

Все это создает необходимость проведения мероприятий, направленных на оказание социально-психологической поддержки таким семьям. А.И. Сидоренко выделяет среди них следующие:оказание медико- психологического сопровождения семей с детьми- инвалидами - проведение консультаций специалистов врачей и психологов, индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми, семейное консультирование, проведение просветительских лекций и тренингов для родителей;проведение мероприятий, направленных на объединение семей, имеющих детей инвалидов, в совместной деятельности - проведение встреч, круглых столов, тематических вечеров.

Все перечисленные меры, по мнению автора, должны проводиться во взаимодействии с учреждениями социальной защиты населения, центров социального обслуживания, а также с специализированными учреждениями социальной помощи семьям и детям, общественными объединениями, поддерживающими и помогающими семьям детей-инвалидов.

Д.М. Павленок считает, что важнейшим направлением развития работ по оказанию психолого-социальной помощи детям-инвалидам является проведение информационной работы. Как правило, информация, имеющаяся в лечебно-профилактических учреждениях, носит медицинский характер и не затрагивает социально-психологических аспектов жизни этих детей. Имея ограничения жизнедеятельности, связанные с текущим заболеванием, эти дети при современных условиях могут адаптироваться к социальной среде, учиться, используя дистанционные системы образования, а также быть профессионально востребованными. Соглашаясь с приведенным мнением, стоит отметить еще одно важное направление, такое как развитие помощи семьям детей - инвалидов, создание доброжелательной среды, психологическая поддержка родителей, индивидуальное сопровождение семей в сложных жизненных ситуациях, вовлечение семей детей-инвалидов в коллективные формы взаимодействия: совместные творческие мероприятия, обмен опытом, моральная поддержка.

1. Введение 3
2. Проблемы семей, имеющих инвалидов 3
3. Консультативная помощь семейной сестры пациенту и семьям, имеющим инвалидов 7
4. Заключение 9

Список литературы10

Введение

Законодательство Российской Федерации в области социальной защиты населения, как в прочем и в других областях жизнедеятельности, во многом носит декларативный, формальный характер.

Не смотря на то, что Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в РФ» является законом прямого действия, многие его положения практически нельзя в полной мере применить в интересах людей с ограниченными возможностями.

Это касается и статьи 17 федерального закона, согласно которой - "Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг...."

В соответствии с практикой, которая уже много лет существует в России, скидка в полном объеме (50% со всей площади жилья и объема предоставленной коммунальной услуги) предоставляется только семьям имеющих детей инвалидов и взрослым инвалидам проживающих отдельно. К сожалению до настоящего времени не находит своего решения проблема предоставления скидок по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, проживающим в семьях.

Проблемы семей, имеющих инвалидов

Основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи инвалидов после вступления в силу Федеральных законов "о разграничении полномочий власти". Проблем много, но есть "болевые точки", без решения которых о реабилитации ребенка-инвалида или инвалида с детства в семье говорить бессмысленно. Это проблемы:

  • образования детей-инвалидов и компенсаций затрат родителей на эти цели;
  • размеров компенсационных выплат и пенсий неработающим родителям и опекунам, осуществляющим уход за инвалидами;
  • транспортного обслуживания инвалидов и порядка обеспечения их техническими средствами реабилитации (ТСР);
  • проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и разработки индивидуальных программ реабилитации (ИПР).

Чтобы их решить, необходимо:

1) Установить минимальный гарантированный стандарт размера компенсаций затрат родителей на цели воспитания и обучения детей-инвалидов (в т.ч. и на дому), опираясь на которые в регионах можно разрабатывать нормативные правовые акты и устанавливать порядок финансирования этих обязательств из бюджетов субъектов, гарантируя равенство прав детей-инвалидов, независимо от места их проживания.

2) В целях улучшения материального положения семей с инвалидами и инвалидами с детства необходимо:

Увеличить размер компенсационных выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

Увеличить размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи;

Пересмотреть порядок установления права на досрочное назначение трудовой пенсии родителям инвалидов с детства.

3) В связи с отменой ст. 30 "Транспортное обслуживание инвалидов" в 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - рекомендовать Правительству РФ и субъектам РФ разработать соответствующие нормативные и правовые акты о компенсации страховых премий по договору "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и льготном транспортном налоге для: семей, имеющих инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и инвалидов с детства 1 группы, владельцев автотранспортных средств, приобретенных за собственный счет.

4) Упростить порядок обеспечения инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета (определяемый постановлением Правительства РФ от 31.12.2005)

5) Уделить особое внимание разработке нормативной базы по процедуре защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, порядку обжалования и возмещения ущерба в судебных инстанциях при проведении медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатывающих ИПР для инвалидов и детей-инвалидов.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов (в т.ч. и на дому), а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ. Это требует оперативной разработки нормативных правовых актов и установления порядка финансирования этих обязательств из бюджетов субъектов. Очевидно, что утверждаемые регионами порядки обучения и размеры компенсаций будут существенно отличаться. Но т.к. государство гарантирует равенство прав граждан независимо от места их проживания, то необходимо установить минимальный гарантированный стандарт размера таких компенсаций с целью реализации прав детей-инвалидов на воспитание и образование.

Размер компенсационных выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства необходимо увеличить как минимуму вдвое, поскольку до 50 лет неработающие матери детей-инвалидов вынуждены жить на пенсию ребенка-инвалида и компенсационные выплаты, что составляет в среднем 2-3 тыс.рублей в месяц. Поскольку это - средства, выделяемые из Федерального бюджета, большинство регионов отказалось выделять из своих бюджетов средства на пособия по уходу за ребенком-инвалидом (только 5 регионов сохранили эту меру социальной поддержки).

У матерей инвалидов с детства, пенсия которым была назначена до 2002 года, период ухода за ребенком-инвалидом исключен, вопреки Постановлению Минтруда от 17.10.03. которым внесены изменения в Указ Президента от 17 марта1994 г. N 551 "О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами".

Согласно Постановлению Минтруда России "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03): при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

В нарушение правил подсчета общего трудового стажа (для матерей детей-инвалидов, пенсия которым назначалась до 01.01.2002) на основании ранее действующего законодательства 173-ФЗ не включает в трудовую деятельность до 01.01.2002 годы ухода за ребенком-инвалидом - п.4 ст.30.

Начиная с 01.01.2002 - по достижении 50 лет матери детей-инвалидов (воспитавшие их до 8 лет), имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии, сталкиваются с другой проблемой - включения в страховой стаж периодов ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет - которые включаются в страховой стаж только тогда, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы (при выполнении которых он подлежит обязательному пенсионному страхованию, то есть за него в ПФР поступают страховые взносы). Но т.к. каждая вторая мать ребенка инвалида не работает, то в ее страховой стаж включают только период ухода за ребенком (не более 3 лет). В результате, большинству матерей, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначают:

  • либо минимальную трудовую пенсию (с базовой частью трудовой пенсии по старости - 1200 руб., если на их иждивении находится нетрудоспособный инвалид 1 группы),
  • либо социальную пенсию (954 руб.).

И тогда суммарный доход такой семьи составляет в среднем от 3 до 5 тыс. рублей на двоих - это часто "подталкивает" мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение соцзащиты.

Очевидно, что ст.14, пп.1 п.1.ст.28, п.4 ст.30 действующего 173-ФЗ требуют соответствующих дополнений - уже есть определение Конституционного суда от 27.06.2005 N 231-О (об отцах детей-инвалидов).

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря2005 г. N 2347-р Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в 2006 "расширен" на 10 единиц.

Но сам порядок обеспечения инвалидов ТСР за счет средств федерального бюджета (с обязательным переосвидетельствованием во МСЭ, ежегодного предоставления ИПР, подачей документов в Фонд Социального Страхования и получений многочисленных подтверждений) настолько сложен, что требует от родителей огромных затрат здоровья и времени. Этот порядок необходимо пересмотреть, ограничившись, например, рекомендациями специалиста-ортопеда (как в случае направления на санаторно-курортное лечение с предоставлением путевок тем же Фондом социального страхования на основании справки лечащего врача).

Федеральным законом 122-ФЗ из закона "О социальной защите инвалидов в РФ" исключена статья 30 "Транспортное обслуживание инвалидов", а из Федерального перечня исключен "спецавтотранспорт": "вне" действующего законодательства оказалась самая тяжелая категория инвалидов-опорников.

В настоящее время инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, в случае приобретения автомобиля за собственный счет, не компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией автотранспортных средств, а с введением в действие части 2 статьи 358 Налогового кодекса ("Транспортный налог") они обязаны уплачивать и транспортный налог и осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО).

С учетом возросших налоговых ставок на автотранспорт (во всех регионах) и размера страховых выплат, дополнительные ежегодные расходы в семьях инвалидов возросли в среднем на 10-15 тысяч рублей - непомерное бремя для неполных семей с инвалидами с детства и детьми-инвалидами.

Но автотранспорт для инвалидов и детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, является единственным средством передвижения, а значит, и единственным средством для реализации своих прав на получение образования, работы, активную социализацию. Для решения данной проблемы необходимо:

1) Восстановить в 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" статью 30 "Транспортное обслуживание инвалидов", с обязательным включением в нее части первой (о проезде в общественном транспорте). Частично этот вопрос решен: на заседании Правительства 24.11.2005г. был рассмотрен вопрос по организации льготного проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения лиц, сопровождающих инвалидов и детей-инвалидов: в субъекты РФ направлено разъяснительное письмо Минздравсоцразвития и Минфина о том, что проезд лиц, сопровождающих инвалидов с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности и детей-инвалидов на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения обеспечивается путем выдачи единого проездного билета на 2 лица. Источником финансирования являются средства, выделенные Правительством РФ в виде дотаций на обеспечение равной доступности транспортных услуг льготных категорий граждан. Однако в большинстве субъектов РФ такой проездной билет продается по льготной цене.

2) Предложить субъектам РФ выступить с законодательной инициативой:

О внесении поправок в соответствующие статьи законов "О транспортном налоге" в субъектах РФ, дополнив их подпунктом о налоговых льготах (до 50% от местных налоговых ставок) для: инвалидов с детства 1 группы, владельцев автотранспортных средств, приобретенных за собственный счет, и семей, имеющих детей инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Об установлении льготных ставок при оплате страхового полиса по закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (40-ФЗ от 25.04.2002 ОСАГО) - 1) не только в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 17 184-ФЗ 5 , 2) но и в соответствии с? 181-ФЗ, дающим право субъектам РФ принимать свои меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Новые Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития №535 от 22.08.05, могут стать своеобразным механизмом дискриминации детей-инвалидов и молодых инвалидов первой группы, т.к. она определяется при установлении III степени ограничения различных способностей, вернее - неспособностей: к трудовой деятельности (с формулировкой "неспособность к трудовой деятельности"), к обучению, ориентации, общению и т.д. Реально такие инвалиды лишаются и права на санаторно-курортное лечение, т.к. повсеместно бюро МСЭ в картах индивидуальной программы реабилитации (ИПРИ) инвалидов с детства в соответствующих графах ставится прочерк

Поэтому необходимо уделять особое внимание разработке нормативной базы по процедуре защиты прав детей и их родителей, порядку обжалования и возмещения ущерба в судебных инстанциях при проведении медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии, разрабатывающих ИПР для инвалидов и детей-инвалидов.

Консультативная помощь семейной сестры пациенту и семьям, имеющим инвалидов

Семейная медицина - это медицина, в рамках которой врач и медицинская сестра обеспечивают первичную, непрерывную и всестороннюю медицинскую помощь не только пациенту, но и членам его семьи, таким образом, в поле зрения семейной медицины находятся лица всех возрастных групп. Хорошо зная своих пациентов, семейные врач и медицинская сестра видят такие изменения в состоянии их здоровья, на которые другие специалисты, как правило, могут не обратить внимания. Поэтому так велика роль в ПМСП «команды» в целом, т.е. врача и медицинской сестры. Главными отличиями работы медицинской сестры общей практики от деятельности участковой медицинской сестры являются: тесный контакт с семьями пациентов, профилактическая направленность действий, постоянная их оценка (на основании чего планируется работа), совершенствование практических умений и постоянное повышение уровня профессиональных знаний. Медицинская сестра врача общей практики осуществляет в том числе и следующие функции:

  • проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов. Например, «школы-пациентов» - (школа - бронхиальной астмы, сахарного диабета, артериальной гипертензии). Задачи медицинской сестры, ведущей занятия в указанных школах, - дать пациенту необходимые сведения о заболевании и возможных осложнениях, обозначить основные проблемы (физиологические, психологические, социальные), связанные с реакцией пациента на патологический процесс, наметить программу мероприятий и научить пациента принимать необходимые решения в конкретных ситуациях, обучить алгоритму самостоятельного осмотра например, у женщин с целью выявления ранней диагностики заболеваний молочной железы. Цель обучения - увеличение периодов ремиссии, уменьшение осложнений, стабилизация течения заболевания, а значит, уменьшение затрат на лечение и, соответственно, улучшение качества жизни.
  • оказывает консультативную помощь пациентам и членам их семей по вопросам сохранения и укрепления здоровья, медико-социальной помощи. Обучает пациентов самоконтролю и самопомощи при первых симптомах ухудшения здоровья, а членов семьи - приемам ухода за тяжелобольными.
  • организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения, профилактические мероприятия - иммунопрофилактика, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний и т.д.

Сегодня медицинской сестре общей практики нужны знания по возрастной, социальной и медицинской психологии, педагогике, менеджменту, праву. Необходимо знать современные методы профилактики, уметь правильно планировать мероприятия по укреплению здоровья, качественно выполнять основные медицинские процедуры, организовывать уход за пациентами с различными видами патологии на дому, а для этого требуется специальная профессиональная подготовка и повышение квалификации. Семейная сестра должна уметь:

Выявлять основные проблемы семьи на разных стадиях её жизненного цикла, связанных с сохранением и укреплением здоровья;

Выявлять основные социально-экономические, культурные и религиозные проблемы семьи, влияющие на состояние здоровья её членов;

Оказывать консультативную помощь семье на разных стадиях её развития по воспитанию потребности в здоровом образе жизни, по сохранению и укреплению здоровья, преодолению кризисных ситуаций;

Оценивать уровень здоровья семьи, планировать мероприятия по её оздоровлению;

Состояние здоровья населения во все времена являлось важной социальной проблемой. Ухудшение его показателей в нашей стране связано с непростой экономической ситуацией, значительным уменьшением средств, выделяемых органам здравоохранения, недостаточной эффективностью медицинских технологий, нерациональной структурой системы оказания медицинской помощи, распространенностью факторов риска, отсутствием действенной профилактики болезней и низким качеством первичной медико-санитарной помощи.

Список литературы

  1. 1. Винничук Н.Н. и др. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях М., 2003. - 200 с.
  2. 2. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации. Составители: проф.М.В. Коробов, доценты Ж.Г.Денева, Т.Н. Шеломанова. Санкт-Петербург 2004
  3. 3. Свистунова,Е. Г. Медико-социальная реабилитация инвалидов: профессиональные аспекты/ Мед.-соц. экспертиза и реабилитация. 2003. N 2. - С. 6-12
  4. 4. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. МЦФЭР, 2004 год. 649 с.

Похожие статьи