Формирование новой российской государственности. Становление новой российской государственности и ее институтов

Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса, всеобщего социального недовольства и, наконец, отсутствия реальной российской государственности. Таким образом, необходимо было действовать одновременно в нескольких направлениях. Чтобы добиться успеха, необходимо было определить как цели преобразований, так и приоритеты в их достижении, что делало крайне насущным выработку определенной программы реформ. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либерально-рыночного государства с ориентацией на западные страны. Именно эту идею и попытались осуществить пришедшие к власти руководящие круги.
Первоначальные шаги должны были быть сделаны в сфере экономики. Авторами и одновременно исполнителями экономических преобразований стал коллектив реформаторов под руководством Е.Т. Гайдара, который в основу своей деятельности положил концепцию разгосударствления экономики, устранения государства от непосредственного участия в управлении народным хозяйством. В принципе, основные направления реформ к моменту их осуществления в России были уже испытаны в ряде государств Восточной Европы (Польша, Чехия и др.). Для повышения эффективности использования производственных мощностей необходимо было разрешение проблем собственности, что вызывало потребность в приватизации; создание конкурентной среды обеспечивалось демонополизацией, а определение рыночной эффективности проведенной реорганизации достигалось с помощью свободных от регулирования цен. Однако чрезвычайная ситуация в экономике России, по мнению Гайдара, требовала срочных мер, в то время как осуществление приватизации и демонополизации - процесс длительный. Отсюда единственно возможным шагом по реформированию экономики становилась либерализация цен. Средством же ограничения чрезмерного роста цен в монополизированном российском народном хозяйстве должна была стать жесткая денежная политика, определяемая как "монетаризм". Такая экономическая политика означала, что основная масса тягот от перехода к рынку должна была лечь на население, однако предполагалось, что они будут компенсированы сравнительно быстрым наполнением прилавков потребительскими товарами и помощью со стороны государства ("шокотерапия"). Действительно, первые результаты отпуска цен, произведенного в январе 1992 г., оказались весьма болезненны, что вызвало резкий протест со стороны ряда политических сил, хотя само население проявляло заметно меньшую активность. И все же опасения роста социальной нестабильности и недостаточная поддержка со стороны политического руководства вынудили реформаторов отступить от первоначальной линии. К тому же непоследовательность в осуществлении реформ объяснялась и растущим противоборством экономических концепций в подходе к рынку в России: должен ли он быть исключительно либеральным или его следует регулировать с помощью государства. Все это вместе взятое привело к тому, что жесткая финансовая политика фактически проводилась не более двух месяцев, после чего государство начало активно накачивать российскую экономику "пустыми" деньгами. Не достигла желаемых результатов и чековая приватизация. В результате, радикальные реформы в значительной степени остались только на бумаге. Победу же одержала линия на регулируемый переход к рынку, воплощением которого занялся новый премьер-министр В.С. Черномырдин. Несмотря на значительные издержки осуществления экономической политики, механизм рынка, хотя и со скрипом, был запущен, что к 1995 г. дало основания российскому руководству делать заявления о начале стабилизации в стране.
Наряду с экономическими преобразованиями важнейшей задачей России являлось формирование системы государственной власти. Несовершенство ее механизма, доставшееся в наследство от СССР, привело к тому, что выработка основ политической системы России происходила в упорнейшей политической борьбе, развернувшейся между исполнительной и законодательной ветвями власти, вызванной отсутствием четкого разграничения полномочий президента и Верховного Совета. Политическое противостояние, продолжавшееся в течение второй половины 1992 - 1993 гг., прошедшее через попытки проведения импичмента президенту и объявление чрезвычайного положения, референдум о доверии и Конституционное совещание, в конечном итоге логически завершилось вооруженным конфликтом властей в Москве в октябре 1993 г. В силовом поединке победу одержала исполнительная власть, получившая, тем самым, возможность начать реформирование государственного механизма.
Главным направлением этой деятельности явилась борьба за проведение выборов в законодательные органы и одновременно референдума по принятию новой Конституции РФ. Согласно предложенной президентской стороной Конституции Российская Федерация должна была стать президентской республикой с двухпалатным парламентом (Федеральным собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной думы). Большинство на референдуме высказалось за принятие новой модели высшей государственной власти в России, однако на выборах проявилось и общее недовольство осуществлением реформ, что выразилось в относительном успехе Либерально-демократической партии В.В. Жириновского с ее демагогическими обещаниями быстрых и силовых решений. Оценка выборов как поражения демократов способствовала пересмотру курса исполнительной власти, в частности, ее отходу от либеральных идей в сторону активного государственного вмешательства в экономику. В то же время новая система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями даже при условии их взаимного недовольства друг другом исключала возможность перерастания политической борьбы в вооруженную конфронтацию.
Сложным вопросом организации власти в течение 1991 - 1995 гг. оставался и вопрос о формировании новой системы взаимоотношений между российским центром и субъектами федерации. Такие национальные республики, как Татария, Чечня, Башкирия и другие, настаивали на их особом статусе в рамках Российской Федерации. В целом, после длительного процесса противостояния удалось найти относительно приемлемые формы разграничения полномочий и заключить договора с большинством республик, однако многие проблемы остались нерешенными. Наиболее остро они проявились в чеченском кризисе, обернувшемся настоящей войной в декабре 1994 - июне 1995 гг. Впрочем, даже прекращение полномасштабных военных действий не завершило конфликта, переросшего в затяжной кризис во взаимоотношениях между Чечней и российским центром. Не сложилось и прочной системы взаимоотношений с областями и краями РФ, недовольными своим неравноправным положением в Федерации по сравнению с национальными республиками.
Таким образом, в течение 1992 - 1995 гг. процесс формирования новой российской государственности приобрел большую динамику в его высшем звене, тогда как формирование взаимоотношений по линии "центр - регионы" заметно отстало.
Отсутствие ясности во внутреннем положении сказывалось и на внешней политике России. Неопределенность положения после развала СССР, инерция противоборства с союзным центром и нечеткость внутренних целей затруднили определение национальных государственных интересов страны. Поэтому на первых порах во внешней политике прослеживается стремление проводить линию на тесное сближение со странами Запада. Лишь постепенно начинает осознаваться необходимость формирования самостоятельной внешней политики, опирающейся на ясное понимание места в мире, занимаемого Россией. Все более отчетливой становится противоположность интересов России и НАТО, все яснее осознается значимость восстановления активных и прочных связей с республиками бывшего СССР. В то же время, процесс самоопределения России в мире не получил окончательного завершения.
Таким образом, российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. С другой стороны, по-видимому, происшедшие с момента начала перестройки преобразования столь глубоки, что приобрели необратимый характер. Тем самым, в конце ХХ в. Россия вступила в новый этап развития государственности.

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В.С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.

Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.

Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п.



Около года проработало это прав-во. Страну удалось повернуть в сторону рынка, но какой ценой. Напряж. борьба в пол-ке переплеталась с борьбой за выбор экон. курса преобразований. Для успешного развития реформ, необх. б. выработать научно обоснов. концепцию развития, но времени для этого не было. Руководство вынуждено б. составлять ее в спешке, допуская при этом ошибки. Реформа стала проводиться без поддержки масс, что осложнило ее проведение. Нужны б. хорошо подготовленные реформистские кадры. Отсюда частые смены руководства страны. Измен-я в составе Прав-ва РФ иногда прин.и затяжной характер и приводили к негат. экон. последствиям. Так произошло при очередной смене прав-ва 23 марта 1998 г., когда впервые оно было отправлено в отставку в полном составе во главе с председателем В. С. Черномырдиным. В апреле 1998 г. новым председателем Прав-ва б. избран молодой реформатор С. В. Кириенко. Это прав-во работало недолго. 25 августа 1998г. указом президента оно было отправлено в отставку. Это было вызвано решением правительства о замораживании ГКО (одновременном дефолте) и девальвации. Это привел к катастрофическим последствиям. За месяц экономика была отброшена на уровень начала 90-х гг. некоторое время была парализована вся фин. система России. Экон. кризис усугубился и полит. кризисом, кот. б. связан с созданием нового прав-ва РФ. Премьер-министром б. избран Е. М. Примаков, человек, кот. в сентябре 1998 г. поддержали практ. все фракции в Гос. Думе. Началось формирование нового кабинета. Но самые серьезные последствия осеннего кризиса 1998 г., заключающиеся в отторжении власти от людей, в потере руководством страны доверия народа, преодолены будут еще не скоро.



Процесс трансформации экон. сис-мы оказ. куда более мучительным, долгим и сложным, чем предст. ранее. Механизмы рынка нах. на примитивном уровне, фин. сектор по международным стандартам еще слаб, пром-ть и с/х переживают многолетний спад. Это происходит из-за неблагопр. обст-в, как внеш., так и внутр. характера. Прежде всего для успешного проведения реформ России не хватает ср-в. Небывалый экон. кризис привел к многократному сниж. доходов федерального прав-ва. Гос. бюджет составил в 1997 г. около 80 млрд. долл. В рез-те не б. вып. даже уменьшенный план расходов гос-ва. Российское прав-во живет в долг: в 1995-1997 гг. размеры гос. внутр.о долга выросли с 14,7 до 25, 4 % ВВП. Заметно сокр. налогооблагаемая база, т.к. продолж. спад промышл. произв-ва.

Бюджетный дефицит растет. А это озн. поиск новых средств за рубежом. Усиливается завис-ть России от внеш. кредиторов. Россия унаслед. от СССР около 70 млрд. долл. внешнего долга, с тех пор он удвоился. Только в 1995-1996 гг. внеш. долг увел. на 12 млрд. долл. Одной рукой прав-во платит по новым счетам, др. - набирает все новые и новые кредиты.

После распада социалистической системы России практ. заново приходиться интегрироваться в мир. экономику. И это происх. в усл., когда конкурентоспособность российской экономики крайне низка. Внеш. торговля России напоминает слаборазвитые страны: в экспорте доминируют нефть и газ, др. полезные ископаемые. Возможности у России еще есть – в авиации, спецметаллургии, машиностроении, энергетике, биотехнологии и в др. сферах.

Научно-техн. развитие страны стремительно идет на убыль.

· снижение инфляции и валютный “коридор” привели не к распр-ю зоны действия рубля, а к ее сокращ.

· Жесткая налоговая пол-ка и в отн-и мелких и ср. предпринимателей, и в отн-и граждан, привела к обратному рез-ту: налоги стали собир. еще хуже.

· Низкая инфляция д. была сокр. цены на предоставление кредитов и займов, но ничего подобного не произ.

· Прав-во попыталось оживить пром. произ-во путем выработки стратегич. направления, проведения конкурса проектов, в дальнейшем привлечении средств гос-ва и иностр. инвесторов. Но не нашлось необх. средств, и программа промышл. пол-ки так и не была утв. К концу 20 века Россия оказ. в сложном пол-и. Но еще не все потеряно. У России еще есть шанс выбраться из затянувшегося кризиса.

Есть три пути развития:

1. утрата интеллектуального и культурного потенциала развития страны, превращение ее в сырьевую базу и источник дешевой рабочей силы.

2. Реализация идеалов потребительского общ-ва и формирование высокого уровня потребления.

3. Поиск движения к информационному обществу, выработка новой стратегии реформ, смену идеалов потребительского общ-ва на систему ценностей, утверждающую престиж духовной и интеллектуальной сферы, развитие культуры, науки, технологическую револ-ю и т. д.

В стране продолжается реформирование полит. системы. Дальнейшие изменения в полит. жизни идут в направлении утв. государственности.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция. Она закрепила перемены, произошедшие в стране. В ней указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Новый закон ограничил полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов. Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года.

Выборы в стране стали постоянным явлением.

39. Российская Федерация в 90-е гг. 20 века – начале 21 века: территория, эволюция государственного строя. Взаимоотношения с субъектами. Внешнеполитическая концепция.

В 1991 г. в результате распада СССР на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику.

Федерация - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодатель­ные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.

К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были в некоторой степени урегулированы. Федеративный договор, подписанный в Москве 31 марта 1992 г., определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов.

В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось ис­пользовать армию для решения конфликта.

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Так, вопреки статье 72 Консти­туции РФ о совместном ведении РФ и ее субъектами вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами эти вопросы были отнесены к исключительному ведению Татарстана. В 1993 г. Татарстану было предоставлено право экспортировать продукцию военных заводов, а в начале 1994 г. - распоряжаться добываемыми здесь нефтью и газом. Таким образом, остальные субъекты Федерации (края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа) были поставлены в неравное положение, а граждане, проживающие в этих неравноправных субъектах, ущемлены в правах.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального правительства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Д. М. Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Джохар Дудаев разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетии во главе с утра­тившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия.

Внутри самих чеченцев (между тейпами - группами родственников) началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994 г. в подобие гражданской войны. 11 декабря 1994 г. началась операция федеральных войск, превратившая внутричеченский конфликт в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных.

12 мая 1997 г. между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Дого­вор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладывали решение главного вопроса - независимости Чечни - на будущее.

12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период «перестройки», привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей на исполнительную (в лице избранного в июне 1991 г. Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР).

В соответствии с изменениями от 9 и 10 декабря 1992 г., внесенными в Конституцию Российской Федерации, система государственной власти ос­новывалась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и пред­ставительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.

По прежней Конституции Президент Российской Федерации являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.

Представительная, или законодательная власть - Федеральное Собрание (парламент) - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Она принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им - Президенту для подписания.

Исполнительная власть - Правительство, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебная - Конституционный Суд (разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов и нормативных актов), Верховный Суд РФ (высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам), Высший Арбитражный Суд РФ (разрешает экономические споры). Судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только Конституции и Федеральному конституционному закону.

Таким образом, в 90-е гг. XX в. в России сложилась особая форма государственного управления - президентская республика. Однако трудности экономического развития, нестабильность политической власти вели к кризисному состоянию общественного развития, которое усугублялось субъектив­ным фактором - плохим состоянием здоровья Президента и объективным - фактической криминализацией системы государственной власти.

40. Социально-экономические реформы 90х гг 20 века – начала 21 века в России: между кризисом и стабилизацией.

Главным и общим направлением всех преобразований в этой сфере в 90-е годы ХХ – начале ХХI в. является формирование рыночной экономики со всеми вытекающими социальными последствиями. В постсоциалистических преобразованиях экономической жизни России можно выделить три основных этапа: а) форсированные темпы радикальных реформ с тяжелейшими социальными результатами (1992–1993 г.); б) эволюционное развитие рыночных институтов и попытки смягчения социальных противоречий (1994–1999 г.); в) начало экономической стабилизации и системных социальных реформ (2000–2002 г.).
Пришедшие в 1991г. к власти в России «демократы» не имели сколько-нибудь обоснованной программы социально-экономических преобразований. В то же время они исходили из постулата о том, что рыночные отношения сразу оздоровят экономику, что рыночная свобода универсальна и благодатна для всех. Доминировала иллюзия, что благодать рынка может утвердиться быстро, без ухудшения положения большинства населения, которое оформится в новый «средний класс». В столкновении вариантов и моделей перехода России к рынку победили радикалы-западники и был избран жесткий вариант экономического реформирования. Официально этот курс сформулировал президент Б.Ельцин на V Съезде народных депутатов в конце октября 1991г. Он пообещал, что трудности и лишения будут длиться лишь 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г. страна получит реальные результаты, начнется «стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
С 1 января 1992 г. начался форсированный переход России к рынку методом «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, от планового руководства экономикой, от бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению и др. Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Россия лишилась всех своих сбережений, цены за 1992 г. выросли в 36 раз, развивалась гиперинфляция.
Сочетание роста цен с открытием границ, ввозом продовольствия и товаров повседневного спроса из-за рубежа способствовало насыщению потребительского рынка, изъятию у населения денежной массы и стабилизации рынка. Однако низкая конкурентоспособность отечественной продукции стала одной из главных причин сокращения сбыта, а потому и производства продукции российских предприятий. В особенно критическом положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. В 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ак1994 г.– на 50. Таких катастрофических темпов страна не знала даже в годы Великой Отечественной войны. Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства, где производство резко сократилось, а страна все более зависела от импорта продовольствия. В тяжелейшем положении оказались социальная сфера, наука, культура, образование, здравоохранение. Стремительно росла явная и скрытая безработица. Против проводимого социально-экономического курса выступили и все значимые общественно-политические силы страны.

Формы и методы экономической реформы были реально скорректированы в сторону большей социальной защищенности населения лишь с рубежа 1993-1994 г., что было связано с именем нового главы правительства В.С.Черномырдина. Спад экономики прекратился лишь в конце века, а с 2000 г. наблюдаются некоторый экономический рост и определенная социальная стабильность.
Основными преобразованиями всего переходного периода в экономике России являются:
а) изменение роли государства в экономической жизни. Ликвидированы плановая система и жесткая вертикальная структура управления предприятий со стороны государства. Введено свободное ценообразование;
б) макроэкономическая стабилизация. Были предприняты четыре попытки финансовой стабилизации (1992, 1993–1994, 1996–1997, 2000–2001г.). Жесткая финансовая политика, хотя и непоследовательная, привела к постепенному снижению инфляции.;
в) приватизация с целью перестройки отношений собственности прошла три этапа: чековая (ваучерная) приватизация в 1992 – середине 1994 г.; денежная – во второй половине 1994 – 1996 г.; индивидуальные проекты приватизации – с1997 г.;
г) создание рыночной инфраструктуры. В 90-е годы появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, недвижимости.;

д) интеграция в мировое хозяйство. К сожалению, топливно-сырьевая модель международной специализации России приобрела в 90-е годы особенно выраженный характер.

Современные тенденции, проблемы и задачи экономического развития (2000–2001г.). Во-первых, необходим постепенный, но постоянный экономический рост для выхода из глубокого кризиса.
Во-вторых, федеральный бюджет 2001г. уже был бездефицитным.
В-третьих, введение в 2001г. единой ставки подоходного налога для всех субъектов хозяйствования резко увеличило собираемость налогов в целом и вследствие этого – наполняемость доходной части бюджета.
В-четвертых, отраслевая структура промышленности изменилась в худшую сторону. Резко сократились наукоемкие производства.
В-пятых, производительность труда постоянно снижалась, росло ее отставание от развитых стран.

В-шестых, неэффективное реформирование сельского хозяйства. Фермерские хозяйства без должной государственной помощи не могут работать производительно.
В-седьмых, проблема выплат по внешнему долгу, который резко вырос за 90-е годы

90-е годы начались для России с радикального пересмотра идеологии международной деятельности, т.к. двуполюсное и двублоковое мироустройство сменилось одноблоковым и однополярным (НАТО – США).
Во внешней политике РФ с конца 1991г. можно выделить три основных этапа:
1) первая половина 90-х годов характеризовалась прозападным курсом в стратегических вопросах;
2) 1996–1999 годы– время попыток сформировать отличный от Запада внешнеполитический курс и собственное международное лицо, стремление хотя бы частично восстановить имидж великой державы,;
3) 2000 – 2002 годы отличаются резкой активизацией и глубокими качественными изменениями во всей внешнеполитической деятельности.

2 Принятие новой конституции РФ. Декларируемые цели

3 Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

4 Внешняя политика России в новой геополитической обстановке


Формирование новой Российской Государственности в 1990 – 2001 гг.

1 Распад СССР, экономические и политические последствия

Август-декабрь 1991 г.: хроника событий. Сразу же вслед за поражением путча практически во всех крупных городах прошли массовые манифестации, направленные против КПСС, что послужило удобным поводом для приостановки деятельности КПСС в стране. По указа­нию Президента РСФСР Б. Н. Ельцина были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архи­вов и др. С 23 августа 1991 г. КПСС перестала существо­вать как правящая государственная структура. Но влия­ние партийных работников на экономическую и полити­ческую жизнь не исчезло, так как активная их часть дав­но уже участвовала в новых сферах жизни России и других республик. Одновременно с прекращением де­ятельности КПСС по указу президента РСФСР был вре­менно закрыт ряд газет, прежде всего «Правда», «Труд», «Советская Россия» и некоторые другие. Но вскоре в ре­зультате протестов общественности они были вновь от­крыты.

После победы демократической революции процессы, которые шли в экономической, политической, идеологи­ческой и других сферах жизни общества, резко ускори­лись.

В сентябре все союзные республики, которые еще не заявили о своем полном суверенитете и независимости, сделали эти заявления. Высшими органами власти в су­веренных республиках стали республиканские Верховные Советы, реальная власть все больше стала концентриро­ваться в руках республиканских президентов. В России, например, в сентябре - ноябре все основные законода­тельные акты вводились не постановлениями парламента, а указами Президента.

После событий августа 1991 года значение Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов СССР сошло на нет. Очередной Съезд народных депутатов СССР, со­стоявшийся в конце августа - начале сентября 1991 г., был последним. Съезд заявил о самороспуске. Верховный Совет должен был быть собран в конце сентября в новом составе на основе фиксированного представительства от республик. Но каких-либо актов, имеющих законодатель­ную силу, принято не было, поэтому, когда 21 октября со­брался Верховный Совет СССР нового состава, он не имел никаких прав и полномочий. Высшим органом по согла­сованию между республиками стал Государственный Со­вет СССР, созданный в сентябре 1991 г. под руководством М. С. Горбачева.

В сентябре - ноябре 1991 г. были предприняты вялые попытки не допустить окончательного экономического и политического развала уже бывшего Советского Сою­за. Работа велась в двух направлениях: создание эконо­мического союза и формирование новых политических отношений.

Первые предварительные переговоры состоялись лишь во второй половине ноября, в них участвовали президенты семи республик. В резуль­тате переговоров президенты пришли к заключению о необходимости создать новое государство на конфеде­ративной основе (т. е. с максимально возможными пра­вами республик) и дать этому государству название Союз Суверенных Государств (ССГ).

Происходил процесс ужесточе­ния и централизации власти. Президент РСФСР попы­тался распространить институт префектов на всю Рос­сию, назначая на эти должности преданных себе людей, но данная политика вызывала резкое противодействие местных властей и успеха в 1991 г. не имела.

После провозглашения независимости обострились отношения между республиками по пограничным вопро­сам. Ряд народов Северного Кавказа, входящих в состав РСФСР, провозгласили независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными пре­тензиями как к РСФСР, так и к своим соседям. Наиболее ярко это проявилось в возникновении Чеченской республики, выделившейся из состава Чечено-Ингушской автономной Республики РСФСР. События в Чечне и ря­де других районов Северного Кавказа, неутихающая вой­на в Южной Осетии - все это поставило Кавказ к концу 1991 г. на грань всеобъемлющей гражданской войны.

Экономическое положение России и других госу­дарств бывшего СССР осенью - зимой 1991 г. стреми­тельно ухудшалось. Резко возросли темпы инфляции, в октябре-ноябре они достигли 25-30 % в месяц, сокра­щалось промышленное и сельскохозяйственное произ­водство. Все это при увеличении выпуска новых денег привело к тому, что к концу 1991 г. на полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания. Возникли проблемы в снабжении на­селения самым необходимым: хлебом, молоком, картофе­лем. Для многих категорий населения, особенно для пен­сионеров, молодых людей, встала проблема выживания.

Во многом данная ситуация была вызвана действиями нового российского руководства, повторявшего ошибки бывшего союзного. Здесь сыграло свою роль и заявление Б. Н. Ельцина 28 октября о том, что с января 1992 г. це­ны практически на все товары будут отпущены, будет от­менен контроль за ростом заработной платы, что в 1992 году планируется провести массовую приватизацию пред­приятий промышленности, транспорта, торговли, в сельском хозяйстве должен произойти переход к фермерскомухозяйству. Это заявление вызвало скачок инфляции,резкое падение курса рубля к доллару США, к окончательному исчезновению товаров и продуктов из магази­нов.

Надежды на выход из кризиса возлагались на масси­рованную помощь Запада. Получение западных кредитов приводило к тому, что быстро возрастал долг республик бывшего Советского Союза, который к концу 1991 года превысил, по отдельным оценкам, 70 млрд. долларов США и имел явную тенденцию к увеличению.

Политическая активность широких масс населения после попытки августовского путча и последующих вы­ступлений против КПСС заметно пошла на убыль. Ка­ких-либо крупных манифестаций и митингов не проис­ходило. Невелико по сравнению с предыдущими годами было и число забастовок, так как значительная часть ра­ботников находилась под угрозой увольнения. Демокра­тические партии переживали серьезный кризис: анти­большевистский пафос, который их объединял, исчез, и они остались перед лицом грядущего всеобъемлющего кризиса общества, из которого не видели выхода. К об­щим соглашениям лидеры политических партий и дви­жений прийти не смогли, усилилась борьба за власть. Это происходило и на высшем республиканском уровне, и на местах как в России, так и в бывших союзных респуб­ликах.

Причины распада СССР . С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие стра­ны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стреми­лись проводить полностью независимый курс.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интег­рационные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Кру­шение коммунистической системы вызвало взрыв сепара­тистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном вари­анте, ситуация 1917 года, когда крах центральных политиче­ских институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров влас­ти, формировавшихся на окраинах империи на национа­листической основе. В 1991 г. для распада коммунисти­ческой «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими боль­шевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самооп­ределение вплоть до отделения; государственное устрой­ство основывалось на формально добровольном, но за­фиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя про­водилось волевыми решениями и не следовало строго на­циональному принципу, но имело в своей основе имен­но его; республиканские органы управления, мало отли­чавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели тем не менее все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы - Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушени­ем КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реаль­ными носителями государственной власти, которым под­чинялись все остальные институты государства, исчез по­литический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировав­шийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цемен­тирующей роли для Советского Союза, которую выпол­няла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов влас­ти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитиро­ванными как ходом перестройки и бесконечными прова­лами во всех сферах жизни, так и конкретной политиче­ской ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонст­рировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам. Мина замедленного - на десятилетия - действия, за­ложенная под российскую государственность при созда­нии СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас - безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетар­ским», «советским интернационализмом», - и несущая конструкция этой идеологии - властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в по­следние годы перестройки, был уже существенно запол­нен националистическими идеями, облекавшимися сна­чала в форму экономического суверенитета и перерастав­шими в лозунги государственной независимости.


После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России. Понимая, что необходимы перемены в сфере национальных отношений, президент Б. Н. Ельцин образно предложил субъектам Федерации «брать на себя суверенитета, сколько они могут унести». В марте 1992 г. подписан Федеративный договор о взаимоотношениях между входящими в состав РФ субъектами (республиками, краями областями, округами). Договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ. Не подписали договор Татарстан (присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия) и Чечня. Договор стал первым крупным шагом конституционной реформы России.

В 1992 г. правительством во главе с Е. Т. Гайдаром начала осуществляться экономическая реформа, основанная на либерализации (свободе) цен, приватизации и развитии предпринимательства. Эти меры привели к значительному ухудшению уровня жизни, обострили обстановку в стране. В результате в декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов выразил недоверие правительству Е. Т. Гайдара и сформировал новое правительство во главе с В. С. Черномырдиным.

События 1993 г.

Еще более обострилась обстановка на VIII съезде народных депутатов в марте 1993 г. В стране сложилось своеобразное двоевластие: в оппозиции к главе исполнительной ветви власти Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину выступили глава законодательной ветви власти председатель Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов и вице-президент А. В. Руцкой, поддержанные частью депутатов Верховного Совета. Летом Конституционной комиссией был разработан проект новой Конституции, но это не ослабило напряженность в стране.

К началу осени 1993 г. противоборство двух ветвей власти достигло кульминации. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Одновременной из-под пера президента вышел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Эти меры вызвали незамедлительную реакцию Верховного Совета. Своим постановлением от 22 сентября 1993 г. он признал указ президента недействительным, как противоречащий Конституции Российской Федерации. В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады, а 3 октября предпринята попытка овладеть Останкинским телецентром. В ответ на действия оппозиции президент объявил военное положение, и в город были введены войска. 4 октября войска стали прицельно расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сотен человек были убиты, многие ранены. Руководители оппозиции арестованы. Двоевластие ликвидировано, но социально-политическая и экономическая обстановка оставалась сложной.

Принятие Конституции 1993 г.

Основным политическим итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж системы советской власти сверху донизу. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание и одновременно референдум по принятию новой Конституции, которая была одобрена большинством населения страны. Конституция существенно увеличивала полномочия президента, Россия становилась президентско-парламентской (смешанной) республикой. Президент получил право формировать правительство, вносить законодательные инициативы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом выступал двухпалатный парламент – Федеральное собрание. Оно состояло из Совета Федерации, представлявшего субъекты Федерации, и Государственной Думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам. Судебная ветвь власти согласно Конституции представлена Конституционным судом и судами общей инстанции. В компетенцию Конституционного суда входит толкование Конституции и осуществление контроля за ее исполнением.

Переход к рыночной экономике

К 1992 г. необходимость перехода к рыночной экономике стала очевидной. Повседневными явлениями стали дефицит (нехватка) товаров, пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Руководство России во главе с Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию – достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Идеологом и основным проводником стал Е. Т. Гайдар. В «команду» Гайдара входили так называемые «молодые реформаторы» – А. Шохин, А. Чубайс, а также Г. Бурбулис, один из лидеров партии «Демократическая Россия». Новый экономический курс получил название «шоковая терапия». Ее суть состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ в Польше. С января 1992 г. цены освобождались от государственного регулирования (либерализация цен), уменьшалась расходная часть бюджета, отменялось государственное дотирование (финансирование) убыточных отраслей и регионов, предприятия переводились на полное самообеспечение.

В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика освобождения внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (обмена рубля на валюту других стран). Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты занятым в государственном секторе экономики. При дефиците товаров и кризисном состоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции (гиперинфляция).

Другим направлением экономической реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель комитета по управлению имуществом А. Б. Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом – 1992–1993 гг. – объявлялось о безвозмездной передаче всем гражданам России части государственной собственности путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Однако на деле в условиях обнищания и экономической безграмотности населения ваучеризация привела к распродаже за бесценок предприятий и целых отраслей. Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. В наибольшей мере спад производства затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные формы. Также произошел глубокий социальный раскол общества. Лишь 5 % населения получили собственность и экономическую власть.

Заслугой нового правительства во главе с В. С. Черномырдиным стало постепенное подавление гиперинфляции. Однако достигнуто это было в значительной мере за счет постоянных задержек выплаты заработной платы трудящимся и военнослужащим.

Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России

Политическое развитие. С конца 1994 г. общественно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба партий и блоков за голоса избирателей на выборах в Государственную Думу. Они состоялись в декабре 1995 г. Пятипроцентный барьер, необходимый для получения мест в Думе, преодолели КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (лидер В. В. Жириновский), новый правительственный блок «Наш дом – Россия» (лидер В. С. Черномырдин), «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский). Согласно Конституции РФ выборы в верхнюю палату Федерального собрания – Совет Федерации – не проводились. Ее депутатами стали главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

В мае 1996 г. началась новая политическая кампания – выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгановым. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали около 55 % общего числа избирателей. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.

На заключительном этапе президентства Ельцина вновь обострились политическая и экономическая обстановка. В июне 1998 г. в отставку было отправлено правительство В. С. Черномырдина. Новым премьер-министром стал С. В. Кириенко. Правительство приступило к подготовке антикризисной программы, но это не спасло положения. 17 августа 1998 г. премьер-министр объявил о дефолте, т. е. правительство признавалось в неспособности рассчитываться по обязательствам государства как перед западными кредиторами, так и гражданами России. Счета частных банков замораживались, рубль девальвировался (обесценивался). Кризис привел к новому спаду промышленного производства, резкому росту инфляции, очередному падению уровня жизни населения. Кризис также отрицательно повлиял на демографическую ситуацию в стране: к середине 1999 г. численность населения упала до 146 млн человек, сократившись за десятилетие на 2 млн человек.

Кризис политической власти проявлялся в частой смене председателей правительства: после Кириенко этот пост занимали Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Однако смена лидеров не меняла положение в стране.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В них участвовали 26 партий, движений и избирательных блоков самого широкого политического спектра. В результате выборов в Думу прошли КПРФ, блок «Единство» (лидер – глава Министерства по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу), «Отечество – Вся Россия» (лидеры экс-премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (СПС) (лидеры С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада), «Блок Жириновского», «Яблоко». Остальные партии и блоки не преодолели пятипроцентного барьера.

31 декабря 1999 г. о своем досрочном (срок президентских полномочий в России составлял 4 года) уходе в отставку объявил Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ (на первый срок). В 2000 г. для совершенствования механизма управления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). В каждый из округов президентом был назначен его представитель, который призван был согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.) Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили свое существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Эта партия в дальнейшем стала главной опорой в продолжении политических и экономических преобразований.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Подавляющая часть депутатских мест принадлежала представителям партии «Единая Россия» (350). Также места получили КПРФ, ЛДПР, блок «Родина». Представители правых оппозиционных партий («Яблоко», СПС) в Думу не прошли, так как не набрали необходимого числа голосов избирателей и не преодолели пятипроцентный барьер. Председателем Думы стал лидер партии «Единая Россия» Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации, председателем Совета Федерации – С. М. Миронов.

В марте 2004 г. состоялись очередные выборы Президента страны. Набрав около 71 % голосов, В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. Новым главой правительства, еще до выборов, был утвержден М. Е. Фрадков. Было продолжено укрепление вертикали власти. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их парламентами субъектов Федерации по представлению президента. Также был принят закон о выборах в Государственную Думу, изменявший избирательную систему, по которой должно было проводиться голосование в Думу в 2007 г. Состоялся переход от смешанной избирательной системы (половина состава Думы формировалась по партийным спискам, половина – от избирательных округов) к пропорциональной системе – все депутаты избираются по партийным спискам. Одновременно до 7 % был увеличен порог, «перешагнув» который партия получала право на места в Госдуме. В 2005 г. произошло создание Общественной палаты – совещательного органа, призванного содействовать диалогу власти и общества.

В 2007 г., в преддверии выборов в V Государственную Думу, после объединения Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины» возникла левоцентристская партия «Справедливая Россия», возглавляемая С. М. Мироновым. Она выступает за усиление социальной направленности экономической политики. На выборах 2007 г. в Государственную Думу наибольшее число голосов вновь получила партия «Единая Россия». Кроме нее места в парламенте получили КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».

На выборах Президента РФ в 2008 г. большинство голосов получил Д. А. Медведев. Пост председателя правительства занял В. В. Путин, ставший лидером партии «Единая Россия».

В конце 2008 г. внесены поправки в Конституцию РФ об изменении срока полномочий Президента РФ (до 6 лет) и Госдумы (5 лет).

Экономическое развитие. В 1992–1995 гг. происходило падение уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. К 1996 г. общий объем производства сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддерживать экономику и социальную устойчивость в стране. Финансовый кризис августа 1998 г. (дефолт) имел разрушительные последствия для экономики, но в то же время и некоторые положительные последствия. Сократился из-за дороговизны ввоз зарубежных промышленных и продовольственных товаров, что способствовало развитию отечественного производства. Дополнительным благоприятным фактором в конце 1990-х гг. стали установившиеся в этот период высокие цены на нефть. Начался медленный подъем производства.

Главными экономическими задачами, начиная с 2000 г., стали быстрое повышение темпов экономического развития и на этой основе повышение уровня жизни населения. Удалось погасить большую часть внешней задолженности СССР и России. Подчеркивалась необходимость активизации усилий государства для создания (с привлечением капиталов частного бизнеса) технопарков (технополисов), где будет концентрироваться разработка высоких технологий. Особое внимание решено уделить развитию нанотехнологий. Возникло понимание того, что Россия не должна зависеть от перепадов цен на невосполняемые природные ресурсы – энергоносители и сырье, пока являющиеся основным продуктом ее экспорта.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. В настоящее время серьезной социально-экономической проблемой остается 10-15-кратный разрыв в уровне доходов между бедными и богатыми. Значительная часть россиян живут ниже уровня бедности. Средняя продолжительность жизни в России по-прежнему меньше, чем в развитых странах. Численность населения России продолжает сокращаться, однако темпы сокращения в 2007–2008 гг. несколько замедлились.

В 2005 г. начато осуществление четырех национальных проектов в социально значимых областях: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство».

Национальное развитие. После распада СССР один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики. С руководством самопровозглашенной республикой Ичкерия (Чечня), которое не подписало Федеративный договор, у федерального руководства сложились специфические отношения. Ичкерия настойчиво стремилась к выходу из состава России. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало первому этапу войны в Чечне, завершившемуся в конце 1996 г. подписанием в г. Хасавюрте (Чечня) соглашения о мире. Соглашение предусматривало вывод федеральных Вооруженных сил из Чечни и проведение в Республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских устремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась напряженной и взрывоопасной.

Осень 1999 г. ознаменовалась новым обострением положения вокруг Чечни. Начался второй этап чеченской войны. В сентябре 1999 г. в ряде городов России, в том числе и Москве, были совершены террористические акты, унесшие жизни нескольких сот человек. Ответные меры правительства носили жесткий и решительный характер. В конце января 2000 г. была взята столица Чечни город Грозный, после чего военные действия перенеслись в горы. К концу 2000 г. под контролем федеральных сил находились все населенные пункты Чеченской Республики. Успех и решительность боевых действий привели к росту популярности президента Путина. В Чеченской Республике была создана гражданская администрация, возглавляемая А. А. Кадыровым, бывшим муфтием (духовным лидером) Чечни. В марте 2003 г. на референдуме в Чеченской Республике была принята новая Конституция, согласно которой Чечня является неотъемлемой частью Российской Федерации. Президентом Чеченской Республики стал А. А. Кадыров (с 2007 г. – Р. А. Кадыров).

Культурное развитие. Социально-экономические изменения вызвали перемены в области образования. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи, институты. Сеть негосударственных вузов составила около 28 % от общего числа вузов. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Недостаточность финансирования, нехватка квалифицированных кадров в образовательных учреждениях приводили к падению качества учебной подготовки.

Значительные трудности переживала отечественная наука. Возникла острая нехватка финансов, ослабла материально-техническая база научных учреждений, что заставило многих ученых покинуть страну и продолжать работу за рубежом («утечка мозгов»). Однако отечественные научные исследования не прекратились, в частности в области космоса.

С конца 1990-х гг. положение дел в науке стало меняться к лучшему. Началась модернизация материально-технической базы исследований, увеличились государственные ассигнования на нужды всех отраслей науки. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали Ж. С. Алферов (2000 г. – за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи), А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург (2003 г. – за работы в области квантовой физики).

В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. В условиях рыночной экономики динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, часто не лучшего художественного качества. Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Появились отечественные сериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы, детективная литература, рекламные ролики. Частное предпринимательство занимало прочные позиции в сфере досуга, развлечений, производстве и тиражировании аудивизуальной и печатной продукции.

Ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. В 1997 г. по инициативе выдающегося российского ученого Д. С. Лихачева был создан телеканал «Культура». Повысилось внимание к культуре и традициям различных религиозных конфессий. Верующим возвращались православные храмы и многие мечети.

В литературе расширилось многообразие направлений и жанров. Продолжателями реалистических традиций оставались Б. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Ч. Т. Айтматов, Ю. М. Поляков и др. Массовыми тиражами издавались произведения А. И. Солженицына, в 1994 г. вернувшегося в Россию. В русле постмодернизма создавали свои произведения В. Пелевин, В. Пьяцух, Вен. Ерофеев. Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л. Е. Улицкой.

На современную драматургию и классический репертуар ориентировались известные театральные режиссеры Г. Б. Волчек (московский театр «Современник»), М. А. Захаров (московский театр «Ленком»), О. П. Табаков (МХТ им. А. П. Чехова и «Табакерка»). Современные авангардные течения получили распространение в театральном искусстве (режиссеры П. Н. Фоменко, Р. Г. Виктюк, Л. П. Додин, А. А. Житинкин) и в музыке (композиторы Э. В. Денисов, А. П. Шнитке, С. А. Губайдуллина). Популярностью у любителей театра пользовались постановки по пьесам Г. Горина, Н. Коляды, Е. Гришковца. Получили мировую известность музыканты Ю. А. Башмет, М. В. Плетнев, Е. Кисин, Д. Мацуев. В России и за рубежом работали лучшие отечественные дирижеры – Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, В. А. Гергиев, Ю. Х. Темирканов, В. И. Федосеев, В. Спиваков.

На рубеже столетий динамично развивается кинематограф. Успехом у зрителя пользуются фильмы «Остров» (режиссер П. С. Лунгин), «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (режиссер Н. С. Михалков), «Брат» и «Брат-2» (в главной роли – С. Бодров-мл.), «Возвращение» (режиссер – С. Звягинцев). Известность получили разные по жанрам работы режиссера А. В. Рогожкина – фильмы «Особенности национальной рыбалки», «Блокпост», «Кукушка».

В художественном творчестве широкую известность получили произведения скульпторов З. К. Церетели, О. К. Комова, В. М. Клыкова и др., живописцев И. С. Глазунова, А. М. Шилова.

Художественному творчеству представителей новых направлений в искусстве (постмодернистам) присущи особенности: смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Россия в системе современных международных отношений

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Основными направлениями внешней политики были:

– преодоление разногласий и развитие отношений со странами СНГ и «ближнего зарубежья»;

– продолжение начатого при М. С. Горбачеве процесса налаживания отношений со странами «дальнего зарубежья», согласованного сокращения вооружений, установления партнерских отношений с НАТО.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные отношения с бывшими республиками СССР в рамках СНГ. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество не представляло собой единой оформленной организации. На периодически проводимых встречах президентов государств-участников СНГ решались вопросы экономического и политического сотрудничества.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызвала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Россия столкнулась с необходимостью проведения миротворческих операций в Таджикистане, Грузии (Абхазии) и Молдавии (Приднестровье).

Во второй половине 1990-х гг. СНГ фактически стало превращаться в содружество «разных дистанций»: внутри СНГ формировались союзы отдельных государств. Сложился ГУУАМ – Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова, которых объединяли опасения, что Россия будет играть слишком большую роль в Содружестве. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В 1997 г. между ними был подписан договор о союзе.

В 2000–2008 гг. в соответствии с двухсторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономического обмена со странами-участниками Содружества, росли поставки туда российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. Осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в составе России, Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Граждане этого союза могут свободно передвигаться, учиться в вузах союзных государств и т. д.

Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с политическими разногласиями возникли глубокие внутренние конфликты. В августе 2008 г. националистически настроенное руководство Грузии организовало вооруженное нападение на территорию Южной Осетии, что еще более осложнило взаимоотношения между Россией и Грузией.

Переход к рыночной экономике подразумевал необходимость встраивания России в систему международных хозяйственных связей. В качестве приоритета в первые постсоветские годы рассматривалось сближение России со странами Запада и преодоление наследия «холодной войны». Россия стала членом Международного валютного фонда, шли переговоры о предоставлении ей кредитов на десятки миллионов долларов.

О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского сообщества (ЕС). В 1994 г. правительство Российской Федерации присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Делегацию России стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы мирового развития. В итоге «Большая семерка» стала «Большой восьмеркой». Особенно успешно развивались отношения с Германией и Францией.

Однако в отношениях со странами Запада возникли и серьезные проблемы, нашедшие выражение в расширении НАТО в сторону границы с Россией (в состав НАТО были приняты Венгрия, Польша, Чехия, страны Балтии, Румыния, Болгария, Словакия). Как агрессию восприняло российское общественное мнение предпринятую против Сербии без санкции ООН операцию НАТО по бомбардировке Белграда (1999 г.). Такие действия подорвали доверие к заявлениям руководителей Северо-Атлантического альянса о чисто оборонительном характере ее деятельности.

С 1996 г., когда главой российского дипломатического ведомства был назначен Е. М. Примаков (в 1998 г. его на этом посту сменил И. С. Иванов), Россия стала уделять значительно большее внимание отношениям с Китаем, Индией, Ираном, Египтом, а также с бывшими союзниками по соцлагерю – Кубой, Северной Кореей, Вьетнамом.

В начале XXI в. внешняя политика России активизировалась. На встречах Президента РФ В. В. Путина с главами ведущих стран мира обсуждались конкретные вопросы экономического, политического, культурного сотрудничества. После нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. Однако в 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на наращивание военной мощи и продолжение строительства военных баз на приграничных с Россией территориях. В настоящее время Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдет адекватные ответы. В то же время она всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно. Например, совместно с Германией осуществляется строительство нефтегазопровода по дну Балтийского моря.

В последние годы успешно реализуются крупные международные проекты, в частности, в области освоения космического пространства. Россия взяла на себя обеспечение функционирования Международной космической станции. Российские носители выводят на орбиту космические аппараты европейских стран.

Большое значение имеет решение Международного олимпийского комитета о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в российском городе Сочи.

Похожие статьи