Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте. Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Елена Перевалова
Дидактические игры по обучению грамоте

Дидактические игры

Перевалова Е. Н.

Дидактическая игра «Нужные знаки»

Цель :

Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию. Развивать воображение детей, умение составлять различные предложения. Уметь составлять схему предложения, уметь читать готовую схему предложения.

1 вариант игры .

Детям раздается по три разных знака.! ? .) Воспитатель (водящий) озвучивает предложение с определенной интонацией, дети должны отгадать какое по интонации это предложение и поднять соответствующий знак. Например, воспитатель говорит :

Ребята, какая сегодня погода на улице (дети должны поднять знак)

Когда дети усвоили правила игры , водящим может быть любой ребенок, тем самым развивая интонационную речь и мышление.

2 вариант игры

Водящий (воспитатель) предлагает схему предложения и ставит в конце предложения знак. Ребенок должен придумать предложение по данной схеме с тем знаком, который стоит в конце предложения. Или водящий произносит предложение, а ребенок составляет схему к данному предложению и отгадать знак который нужно поставить в конце предложения.

Дидактическая игра по развитию слогового анализа

«Телеграмма »

Цель : Находить по слоговым схемам нужные слова. Закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры : Каждому ребенку подгруппы приходит «телеграмма » , на которой напечатан определенный слог (он может быть любым по счету в слове) и точками указано количество слогов в слове. На столах разложены карточки с картинками. Ребенок по слоговой схеме должен найти нужное слово (расшифровать телеграмму , соотнося содержание «телеграммы » с картинками.

Дидактическая игра «Веселый поезд»

Цель : Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал : У каждого ребенка на руках предметная картинка «билет на поезд»

Ход игры : Детям предлагается определить количество слогов в слове на своей картинке (билете) и посадить картинку в тот вагон, в котором цифра соответствует количеству слогов в слове. (какая цифра на вагончике столько должно быть слогов в слове)

Дидактическая игра «Кто-кто в домике живет?»

Цель : Упражняться в подборе слов с определенным звуком (мягким или твердым) Уметь расселить слова по домам.

Ход игры:

1 вариант игры

Дети делятся на две группы и раздаются домики, куда они должны расселить жильцов, например в домик зеленый селим жильцов с мягким звуком Н, а в синий домик жильцов с твердым звуком З

2 вариант игры

В зеленый дом селим всех жильцов, название которых начинается на мягкий согласный, а в синий дом жильцов название которых, начинается на твердый согласный или гласный звук.

Дидактическая игра

«Сложи картинку - узнай сказку»

Цель : Развиваем мышление детей, память, умение складывать несколько частей в единое целое. Развиваем связную речь детей, умение составлять предложения.

Ход игры : Детям предлагаются разрезные картинки с сюжетами знакомых сказок. Необходимо собрать картинку (пазл, отгадать из какой сказки данный сюжет, по возможности попросить ребенка рассказать данную

Дидактическая игра «Заселим дом»

Цель : Закреплять умение делить слова на слоги. Закреплять умение составлять цепочки примеров, формировать навык счета в пределах первого десятка закреплять умение решать простейшие примеры на (+) и (-)

Ход игры:

Предлагается распределить слова по своим квартирам. На первом этаже поселяются слова, которые имеют один звук, на второй этаж поселяем слова, которые состоят из 2-х слогов, на третий этаж слова из 3-х слогов, и на четвертый этаж слова их 4-х слогов.

Примеры составлять начинаем с первого этажа, ответ первого примера будет началом второго примера, который расположится на втором этаже дома и т. д.

Публикации по теме:

Презентация дидактической игры для закрепления материала по обучению грамоте «Играем вместе» Дидактическая игра для закрепления материала по обучению грамоте «Играем вместе» Игра для закрепления материала по обучению грамоте. Цель.

Дидактические игры по грамоте для детей старшего дошкольного возраста изготовлены в докомпьютерный период, когда буквы писали по трафарету.

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «Речевые олимпийские игры» КОНСПЕКТ Итогового занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте «РЕЧЕВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» Подготовила – провела.

Перспективное планирование «Дидактические игры по подготовке к обучению грамоте детей 5–6 лет» ОКТЯБРЬ 1 неделя «Передай ритм» «Четвёртый лишний» развивать ритмический слух, слуховую память; упражнять в выделении первого звука в слове.

Всем здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию «Звукоград» и "Буквоград". Первый год веду подготовку к грамоте с дошкольниками. Занятия.

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры со звуками и словами» ПРОЕКТ ПО ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ЛОГОПЕД: БОЛОТОВА И. М ВОСПИТАТЕЛИ: СМИРНОВА С. А ШАРЫГИНА Л. Е ДЕТИ РОДИТЕЛИ.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук?").
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
Ра на
По ра
Ко ра
Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра "Кто быстрее, кто больше?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
Труд, работа;
День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
Лисичка гриб, лисичка животное.
Игра "Сложи словечко".
Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".
"Звуковые" игры
("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
http://www.razumniki.ru/

Учителя начальных классов, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но тем не менее содержательные формы.

Учитель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова М.ОБОЖИНА предлагает свои дидактические игры по обучению грамоте. Материал соответствует программному содержанию первых двух разделов "Букваря" В.В. Репкина и др.

Формирование первоначальных представлений в слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

Слово, называющее предмет.

Слово, называющее действие.

Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет (выборочный слуховой диктант)

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на... .

Человек находится в... .

Мы играли на... .

Дети пошли утром... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Гнезде пищат птенцы.

Платок лежит... кармане.

Вазу поставили... стол.

Чайник кипит... плите.

Рыба живет... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в... лесу

под... деревом

на... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась... температура.

Лодка отплыла от... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

Звуковой анализ

1. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

2. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга гора сумка
бокс гуси пес

веник пол
свет клумба

3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

4. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

– твердый, звонкий согласный звук.

– мягкий, глухой согласный звук.

5. Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а"] – [а] – [у] – [а"] – [и]

6. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

7. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

  1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук?").
  2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Ра ма
    Ра на
    По ра
    Ко ра
  3. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
  4. Игра "Живые буквы". Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог (по опорной согласной или гласной).
  5. Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).
Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием "слово". Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.
  1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
  2. Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
  3. Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).
  4. Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а - а - а - о - о - о - о - а
рак - ра - ма - мо - ло - ко - о - са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную). Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра "Кто быстрее, кто больше?".

Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?".

Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

  1. Труд, работа;
  2. День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
  3. Лисичка гриб, лисичка животное.

Игра "Сложи словечко".

Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет). Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, воспитатель может выбрать необходимые для урока упражнение. Такие как: "На что похожа буква", "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им по фантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж(жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в "Поставь буквы правильно".

"Звуковые" игры

("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа "Доскажите словечко" малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх "Том - Тим" (или "Камень-Вата") дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру "Перекличка", предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, к поэзии, русской речи, языку.

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатыk4;ает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.

Очень любят дошкольники слушать сказки приключения букв, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Винни Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечики: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 2 »

Дидактическое пособие

Выполнил:учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2» Иваненко Ирина Александровна

Тулун 2014г. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития. Л.Д. Рубинштейн

Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам.

Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Всякая деятельность, связанная с условностями – это игра, имеющая весьма разнообразное значение в нашей жизни. В играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Они заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы, стимулирующие развитие детей.

Игра – древнейшее средство воспитания и обучения детей. Особое значение приобрели игры для учебной деятельности. Они дополняют традиционные формы обучения, способствуют его активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приёмами игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.

Игры, предложенные ниже я включаю в уроки обучения грамоте. Моим обучающимся очень нравится!

1) Наши гости М ышка и М ишка. Они помогут нам выделить новые звуки и обозначить их буквами.


2) Наши гости очень любят кататься на… . Раскрасив детали с буквой М, вы узнаете вид транспорта. (Раскрасить детали с буквой М).

3) Составим машину из геометрических фигур и наши друзья смогут продолжить путешествие.

Второй урок по теме. (звук моря) С нами будет путешествовать Бегемотик. Но, чтобы нам не остаться на берегу, мы повторим, что узнали вчера на уроке. 2) На горизонте появились облака, давайте их разгоним, прочитав слова.
- Какое слово «лишнее»? Почему? Отправляемся в плавание. (музыка) мы должны выполнить…

4 ) Прямо по курсу остров, состоящий только из букв. Показать карточки с одинаковыми буквами.

Плывем дальше. 5) Доскажи словечко. Зеленеет даль полей,Запевает соловей.В белый цвет оделся сад,Пчелы первые летят,Гром грохочет. Угадай,Что за месяц это? … (май)
Он всю зиму в шубе спал,Лапу бурую сосал,А проснувшись, стал реветь.Этот зверь – лесной … (медведь)
В подполье, в коморкеЖивет она в норке,Серая малышка.Кто же это? (мышка)
В черном поле заяц белыйПрыгал, прыгал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц? … (мел)
6) Возвращаемся назад к берегу. Целый день паслись у сосенДве подружки Ме и Му.Мяу грел бочок на солнце,Бе весь день мешал ему.Кря купался рядом в речке,Кукареку песни пел,Гав валялся на крылечке,Хрю под кустиком сопел.А теперь, дружок, напомни,Назови по именамВсех, кто в этот жаркий полденьНа глаза попался нам.(коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, поросенок)
-Что можете сказать о словах? (нет буквы М в словах) - Кто из героев мультфильмов путешествовал на необычном транспорте? (Мамонтенок)

2) Посмотрим в иллюминаторы. На небе облака, ничего не видно. Прочитаем слова
Второй урок по теме. Мы продолжаем космическое путешествие. Наша ракета всё дальше удаляется от Земли. (музыка) 1) Посмотрите в иллюминаторы. Мы видим звездный дождь, но необычный. Давайте прочитаем слоги, а из слогов составим слова.

2) У нас по курсу планета. На планете необычные дома – в форме букв. Найдите улицы с одинаковыми домами.
3 ) Самый трудный этап полёта – выход в открытый космос.

к Земле. Посмотрим в иллюминаторы, где мы совершим посадку. (Раскрасить детали с буками Р). - Кого мы поймали на месте приземления?
5) Доскажи словечко. Я в красной шапочке растуСреди корней осиновых.Меня увидишь за версту,Зовусь я … (подосиновик)
Я – хозяйка разных сновПро дельфинов, про слонов,Про дворцы хрустальныеИ про звезды дальние.Вы ложитесь, и на ушкоВам нашепчет сны… (подушка)Он круглы и сахарный,Как глаз светофора.Среди овощейНет сочней… (помидора)Он с бубенчиком в руке,В сине-красном колпаке.Он веселая игрушка,И зовут его… (Петрушка)
6) Наше путешествие подходит к концу. Но вернуться на Землю мы сможем в том случае, если правильно сконструируем ракету. (музыка)
Вот мы и совершили посадку.

Второй урок по теме.
1) (работа в группах) -Давайте отгадаем к кому сегодня мы отправляемся в гости. Из последних слогов двустиший составьте слово. Черный ворон на дубу С белой крапинкой на л… (бу) От дождя блестит кора, Вдалеке видна го… (ра) Нелегко туда пройти, Мост разрушен на пу… (ти) В замке светится окно А в горах уже тем… (но) Превосходная картина! Кто художник? (Буратино)
2) Расшифровка фразы. -Кто самый злой герой сказки?

Карабас-Барабас знал тайну, которую скрывал от всех. Давайте расшифруем и узнаем его тайну. (музыка) 33, 9,15,1,32, 20,1,11,15,21
12,13,32,10,12,1.

(Я знаю тайну ключика.) Мы с вами тоже должны узнать тайну ключика.
3) По пути Буратино встретил девочку с голубыми волосами. -Как ее зовут? Мальвина решила заняться обучением и воспитанием Буратино. –задания.
4) Дуремар узнал, где спрятан ключик, и со всех ног побежал к Карабасу-Барабасу рассказывать.– задания.
5) Буратино надоело учиться, и он убежал от Мальвины. По дороге встретил… (музыка) -Куда повели Буратино Лиса Алиса и Кот Базилио? -Прочитаем вывеску на воротах.

-Чтобы попасть в страну Дураков, надо составить слова. бкисраоеылтн

6) А чтобы вернуться из страны Дураков, надо составить танграм.

7) Раскрасить детали с буквой Б.

1) -Прочитайте слоги. ВОЗ ПА РО -Составьте слово. - На чем мы сегодня будем путешествовать?
2) Паровозик привез нас на станцию, где мы узнаем… 3) Паровозик привез нас на необычную станцию. На вокзале много вывесок, среди них есть одинаковые, которые нужно убрать. Показать одинаковые карточки цветом.


4) Едем дальше. Посмотрите в окно. -Что видите? -Внимательно рассмотрите картинку. (убрать, показать вторую) -Что изменилось?
-Назвать, какие предметы на картинке начинаются на букву П. 5) По радио передают вот такое задание. Доскажи словечко. За лугами, над водойХлынул дождик проливной,А потом повислоВ небе коромысло.Ребятишек радуетЦветная … (радуга)
В реке большая драка:Поссорились два… (рака)
Лесники ее котятВзять домой не захотят.Ей не скажешь: «Кошка, брысь,»Потому что это… (рысь)
Слон шагает по дороге.Вот так хобот! Вот так ноги!Под слоном прогнулся мост.У слона огромный… (рост)6) Раскрасьте детали с буквой П и узнаете, какой вид транспорта встретился Паровозику на пути.

1) Сегодня мы опять мы будем путешествовать, а на каком виде транспорта узнаете, отгадав загадку.

Без разгона в высь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет Наш российский… (вертолет) -Почему полетим на вертолете? 2) Прежде, чем взлететь, мы должны проверить, все ли в порядке. Составим из деталей вертолет.

3) На борт вертолета поступило вот такое сообщение. Доскажи словечко. Как зовут меня, скажи,Часто прячусь я во ржи,Скромный полевой цветок,Синеглазый… (василек)
-Не пойму, ребята, кто вы?Птицеловы? Рыболовы?Что за невод во дворе?- Не мешал бы ты игре,Ты бы лучше отошел,Мы играем в …(волейбол)

Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая-Известная персона.Это … (ворона)
4) Наш вертолет чуть не потерпел крушение. Посмотрите, на сколько деталей он мог разрушиться. Раскрасьте детали с буквой В.
5) Наше путешествие подходит к концу. Пора приземляться. А куда? Мы узнаем, выполнив следующее задание. Наш вертолет может приземлиться на карточки, где одинаково написаны буквы.


1) -Как вы думаете, куда сегодня мы с вами отправимся в путешествие (в названии есть буква Ф)?

Что вы знаете об этом континенте?
2) Обезьянка – очень любопытный житель Африки. Она хочет все знать. -Что вы ожжете рассказать ей про букву Ф? 3) (работа в паре) Нас встречает еще один коренной житель Африки. Он умеет не только работать со змеями, но и заколдовывать буквы. Найдите, среди букв, и прочитайте, кто с нами играет в прятки. Кто играет в прятки? КНОТИГР ЯАЖОМЕДВЕДЬ ЦЯЮХДЯТЕЛИСА АНИ ЁСЛЕНОТУШКАНЧ ИКМФЭЬВОЛК УЛДГУСИНДЮК ИТЫЪЩЕГОЛ СЙВБЗАЙКА БАНИРШЛОШАДЬ АЛУ МОРЖКОЗА ПОЧАЖУКЕНГУРУ БИРШЛОСЬ ЩСИРУ ПЧЕЛА СКАКТЖИРАФ ЬФУЛЕВОРОН ДЕИНИЦАПЛЯ ЯГУШКАСЛУ

Что значит «ловить ворон»? -_Кто из этих животных живет в Африке?
4) Почтальон принес нам письмо. Оно пришло из далека, из Америки. Жители этого континента хотят, чтобы это растение росло и в Африке. -
Составить из букв название растения.

Что знаете про кактусы?
5) -Какие еще птицы живут в Африке? Страус так торопился к нам на урок, что Перепутал все буквы. Показать цветом Карточки с одинаковыми буквами.

1) -Посмотрите на слова и скажите, какую букву сегодня мы будем учить? *олова кру*и ? сапо*и дру* *лаза берло*а

2) Давайте выберем маршрут путешествия, прочитав стихотворение. Доброй летнею порой Бродим по лесу с сестрой. Хоть устали от ходьбы- В кузовках у нас грибы. -Куда сегодня отправимся? А поможет нам гриб- боровик в путешествии по сказочной грибную слободке. 3) -Давайте попробуем сделать букву Г из бумаги.
4) Гриб – боровик принес нам необычные буквы и просит составить слово из этих букв.

5) Чтение слогов. -На лесной поляне выросли необычные грибы. На них написаны слоги. Давайте прочитаем.

Найти и прочитать на карточках слоги с буквой Г. КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИЁСЛЕНОТУШКАНЧИКМФЭЬВОЛКУЛДГУ СИНДЮКИТЫЪЩЕГО ЛСЙВБЗАЙКАБАНИРШЛОШАДЬАЛУМОРЖКОЗАПОЧАЖУКЕНГУ РУБИРШЛОСЬЩСИРУ ПЧЕЛАСКАКТЖИРАФЬФУЛЕВОРОНДЕИНИЦАПЛЯЯГУ ШКАСЛУ

6 ) Гриб-боровик привел нас в грибную слободку и просит раскрасить его портрет.


Наш гость Дельфин.

1) Давайте раскрасим нашего портрет нашего гостя. (детали с буквой Д)

2) Наш гость заблудился в океане. Давайте поможем найти ему нужный курс. Для этого нужно найти и показать карточки с одинаковыми буквами.

3) По курсу неизвестный объект. Давайте поможем его разгадать. Доскажи словечко. У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама. Потому что, кто придет, Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я, поверь, Я – приветливая… (дверь)
Ежик вырос в десять раз, Получился… (дикобраз)
В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись… (дятел)


Второй урок по теме.

1) -Отгадайте загадку.

Такое лишь в сказке волшебной случается:

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, славно перышко,

Со сказочным принцем знакомится….. (Золушка)

-К кому мы сегодня отправляемся в гости?

2) Чтобы Золушка смогла поехать на бал, мы должны выполнить следующее задание. Показать цветом карточки с одинаковым показом.

3) Доскажи словечко. Для бала еще нужно красивое платье. Выполнив следующее задание, крестная подарит Золушке бальное платье. Мчится без оглядки,Лишь сверкают пятки.Мчится что есть духу,Хвост короче уха.Живо угадай-ка,Кто же это?... (зайка)
Просыпаться утром раноВместе с солнышком румяным,Заправляю сам кроватку,Быстро делаю… (зарядку)

Ясными ночкамиГуляет мама с дочками.Дочкам не твердит она:«Спать ложитесь, поздно!»,Потому что мать-луна,А дочурки-… (звезды)

Я сижу, едва не плача:Очень трудная… (задача)
Вот Золушка в красивом бальном платье и готова ехать на бал (музыка).


Наш гость сегодня Ёжик.

1) - С чем сравнивают часто Ёжика? (с ёлкой) Ёжику пришло письмо, в котором лежат странные буквы. Составьте из этих букв слово.

Наша гостья Баба Яга.

1) Баба Яга, пролетая над школой, заколдовала буквы. Покажите карточки с одинаковым показом.

2) Баба Яга продолжает творить плохие превращения. На этот раз она заколдовала слова. Давайте их расколдуем и прочитаем.

3) Баба Яга решила сделать доброе дело и оживила букву Я. Посмотрите, какая она получилась: веселая, румяная, добрая.
4) Буква Я решила отблагодарить Бабу Ягу и угостить ее ягодами, но на поляне растут вместо ягод буквы. Прочитав слово, ягоды будут расти снова.

5) В благодарность ягоды решили подарить вам самое отличное слово для вас. Прочитайте его.




У нас сегодня в гостях цыплята Цып и Цыпа.


1) Цыплята учатся читать по слогам.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней цыплятки – малые ребятки.

- Цып – цып – цып! Сюда! Сюда!

Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, пропищали дети… (ЦА)

Прибежал задорный О, пропищали дети… (ЦО)

Прибежал упрямый У, прочитали дети… (ЦУ)

Прибежал зазнайка И, прочитали дети…(ЦИ)

2) Цыплята решили выбрать себе одинаковые карточки с одинаковыми буквами, чтобы никому не было обидно.

3) Цыплята решили сделать подарок своей маме и подарить ей букет цветов. Но на поляне растут интересные цветы. Посмотрите и прочитайте слово.



4) Такие цветы маме Цыплята решили не дарить,

а раскрасить цветок и подарить на память.

5) А мама подарила детям печенье из

геометрических фигур. Давайте составим

много цветов.

Литература.

1.В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя»

2. С.Л. Морозов «Занимательная грамматика»

3.журнал «Начальная школа»

4.газета «Начальная школа»

5. «Мишуткина пропись» художник И.Н. Приходько

6.Раскраски «Веселые прописи» художник О. Святкова

7.Раскраски «Посмотри и раскрась» художник О.Святкова

21

Похожие статьи