Слуховое внимание. Фонематический слух

Взрослые, у которых хорошо развит слух, отличаются стойким восприятием, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Способность запоминать звуки развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.


Развивать слуховое внимание очень важно с раннего детства, а не надеяться, что с возрастом всё появится само собой.

По мнению психологов, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у малыша. Это не означает, что нужно круглосуточно слушать музыку, но и идеальной тишины быть не должно .


Каждый звук головной мозг воспринимает в виде импульсов. И чем больше будет таких импульсов , тем активнее пр оисходят мыслительные процессы нашего крохи.

Если малыш в раннем возрасте не получает достаточно информации извне, его нервные клетки не работают, и происходит их физиологическая гибель.


Очень многое зависит от матери и от взрослых, которые окружают ребёнка, т.к. самую первую тактильную, зрительную и слуховую информацию кроха получает именно от них.


При общении с мамой, малыш оживляется, и действительно, эмоциональная подпитка, исходящая от матери позволяет нашей крохе быстро развиваться.


Первым шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. Уже в3 месяцамалютка поворачивает голову на голос мамы или любого взрослого и начинает улыбаться. Это проявляется так называемый «комплекс оживления».


Сейчас самое время купить погремушки с разными мелодичными и не очень мелодичными звуками. Они помогут не только закрепить новое умение, но и развить слуховое внимание.

Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка . Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками.

Одна из самых известных рекомендаций по развитию слухового восприят ия у ребенка - как можно больше с ним разговаривать.


Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, смотрит, как общаются взрослые, у него создается речевая карта.

Постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. Поэтому нужно совершенствовать восприятие речи. И помогут вам в этом игры .


Упражнения на развитие слухового внимания
§ Погремите, привлекая внимание, и, продолжая греметь, медленно передвигайте погремушку в поле зрения малыша. Ребёнок должен следить за ней взглядом.


§ Встаньте так, чтобы малыш мог вас увидеть, только повернув голову. Погремите игрушкой. На звук ребёнок должен повернуть голову.


§ Окликайте малыша из разных мест комнаты по имени, чтобы ребёнок переводил взгляд за звуком. Выполняйте это упражнение на разном расстоянии, чтобы малыш учился на слух соотносить звук с местоположением его источника.
Упражнения должны проводиться несколько раз в день, регулярно.


Упражнения для детей от девяти месяцев.



Колокольчики на дверях.


Если вы на разные двери повесите колокольчики с разным звучанием, они без слов расскажут малышу, что вы из коридора вошли в ванную комнату, а теперь возвращаетесь в салон, и он вас вскоре увидит.


Такое ожидание события и вслед за ним его реализация помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий. Разное звучание колокольчиков развивает слуховое дифференцирование.


Возраст 1,5–2 года


Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.


Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.


Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить. Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.

Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.


Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.


Используя своё слуховое внимание, малыш улавливает звуковые события и пытается настроить свой слуховой аппарат к конкретной звуковой ситуации.


Постоянно развивая свою слуховую память, можно достичь больших результатов – быстро запоминать услышанные мелодии, сказанную речь на любом языке.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важно для развития речи на двух языках.

Кушелева Марина
Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих , что является одной из причин недоразвития речевого общения . В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие речи окружающих.

Слуховое внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. Работая с умственно отсталыми детьми, использую самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте , который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно использую речевые приемы в сочетании с яркими предметами и их изображениями, краткие эмоционально – выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п.

Проявления основных свойств слухового внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям. Эти дети крайне импульсивны и несосредоточены.

Дети – олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными , но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.

Сниженное слуховое внимание (или невнимательность , как мы называем) детей – олигофренов всех возрастов в определенной мере обусловлено слабостью их волевой сферы.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие и тренировку слухового внимания .

Упражнения и игры для развития слухового внимания .

1. «Будь внимателен » .

Цель : развить слуховое внимание , научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

2. «Алфавит» .

Цель : развить внимание .

Задание : если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

3. «Исправь ошибки» .

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме :

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук) .

Закричал охотник : «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери) .

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска) .

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета) .

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку) .

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей) .

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками) .

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб) .

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу) .

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке) .

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь) .

Фруктов в корзине не счесть :

Яблоки, груши, бараны есть (бананы) .

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку) .

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак) .

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок) .

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот) .

Рогатый дол

По дороге шел (вол) .

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку) .

4. «Что мы слышим?»

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела – ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Ответ : это пила. Повторяется звук з.

Ежедневно,

В шесть утра,

Я трещу :

«Вставать поррра!»

Ответ : это будильник. Повторяется звук р.

5. «Кто заметит больше небылиц?»

Цель : развить внимание , умение замечать нелогичные ситуации.

Задание : отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев) .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

7. «Да и нет не говорить» .

Цель : развить внимание .

Задание : ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет» .

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

8. «Где стучали?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

9. «Что звучало?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют , что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

10. «Слушай и делай» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды : «Подойди к окну и подними руку» , «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

11. «Послушай и повтори» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их .

12. «Испорченный телефон» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его : «Какие ты услышал слова?» , если он скажет верно, значит, телефон исправен.

13. «Дятел» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

14. «Определи на слух самое короткое слово» .

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

15. «Цепочка слов» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

16. «Назови звук» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей : «Какой звук есть во всех этих словах?»

17. «Кто лучше слушает?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш : шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

18. «Найди картинку» .

Цель : развитие слухового внимания и восприятия .

Задание : логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются.

19. «Хлопки»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры .

20. «Кто летит» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит) . Но иногда он будет ошибаться (например : собака летит) . Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

21. «Запомни слова» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

С самого рождения человека окружает множество звуков: стук капель по оконному стеклу, раскаты грома, шуршание листьев под ногами, пение птиц, шелест падающих листьев, шум дождя, жужжание жука, шелест травы, журчание ручейка, плеск воды, хруст снега, музыка, речь людей….. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Способность сосредотачиваться на звуках необходимо для развития умения слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше вслушиваются в обращенную речь, различают и воспроизводят ее отдельные, доступные для ребенка элементы. Удерживают в памяти воспринятый на слух материал, учатся слышать ошибки в чужой и собственной речи. Роль речи, как объекта внимания детей, особенно повышается, когда они сталкиваются с потребностью общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание активного произвольного внимания к речи является одним из обязательных условий формирования внятной, правильной, четкой речи.

Развитие слухового внимания предполагает ряд направлений работы:

Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

Мир полон звуков- живых и неживых. Предложите ребенку прислушаться и сказать, какие звуки окружающего мира он слышит. Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки. Покажите малышу музыкальные инструменты, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.

Дифференциация неречевых звуков

Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, телефон звонит и т.п. Манят и удивляют голоса природы и в самом деле: бекас может петь хвостом, скворец умеет передразнивать лошадь, овцу, петуха, может выучить человеческие слова, дельфины разговаривают … ноздрей, летучие мыши умеют кричать так, что нам их…не слышно, рыбы переговариваются…плавательным пузырем, а пение солончакового крохотного сверчка разносится на километры!

Разве не удивительно!

Дифференциация тихих и громких звуков

Привлекайте внимание детей к громким ударам грома, к тихому шелесту листьев под ногами, к громкой речи, учите говорить шепотом, громко читать стихи, например:

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

С. Маршак

Произнося тихо, шепотом, загадочно, можно предложить вниманию детей следующие стихи:

В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к Шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Ты куда?

К тебе лечу.

Дай на ушко прошепчу:

Шу-шу-шу да ши-ши-ши.

Тише, Шорох, не шурши.

Навостри- ка уши-

Тишину послушай!

Слышишь?

Что ты слышишь?

Шеборшатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат-

Дружно шишку шелушат……

В. Суслов

Развитие умения определять направление и источник звука

Эти навыки помогут развить, простые доступные игры: «Где звучит?», «Найди колокольчик», «Где спрятался гномик?» и многие другие.

Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

В игре «Сосчитай хлопки», предложите ребенку сосчитать количество хлопков с закрытыми глазами, а так же с открытыми глазами. В работе с детьми 5-6 лет подойдут игры: «Сколько звуков в «А» в слове?» (Картина, барабан), «Придумай слово» (с заданным количеством того или иного звука), «Угадай слово по схеме» _О_И, _А_У_А, _А_И_А., предложив картинки (кони, радуга, малина).

Дифференциация звукоподражаний

Шумный БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья-порх!

Шебуршонок в норку –шорх!

Тихо-тихо все сидят!

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

Какие короткие слова- звукоподражания запомнились ребенку? Предложите их повторить.

Развитие умения локализовать и узнавать голос.

Эту задачу помогут решить игры: «Угадай, кто позвал?», «Чей это голос?».

Расскажите сказку «Три медведя», выразительно проговаривая слова каждого персонажа, тем самым, показывая ребенку, что по голосу можно различать героев произведения, близких, знакомых, друзей, которые живут рядом. Какое это интересное занятие узнавать окружающих по голосу!

Развития умения ориентироваться на смысл сказанного

Пойте короткие ритмичные песенки, декламируйте стихи, рассказывайте сказки, объясняя смысл незнакомых слов. Приучайте ребенка слушать произведения художественной литературы в звукозаписи, подбирая материал в соответствии с возрастом.

Развитие речевой памяти

Множество игр и упражнений способствуют развитию речевой памяти у детей: «Запомни и повтори» (Внимания ребенку предлагается несколько картинок, которые он должен запомнить. Картинки убираются и ребенок называет предметы, которые были изображены на этих картинках). «Что перепутал Незнайка?» (Знакомая сказка предлагается в неверном варианте. Ребенок исправляет ошибки).

Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова

Слово называет предмет и явления окружающего мира, свойства и качество предметов, действия и состояния.

Предмет и слово, его называющее, - это не одно и то же.

Возьмите в руки мяч или какую- ни будь другую игрушку. Мяч можно сдавить руками, он упругий. Его можно рассмотреть. Он шарообразный, гладкий, красный, с полосками. Его можно подбрасывать и ловить. Ударять им об пол, при этом мы слышим звенящий звук удара.

Мяч подпрыгнул несколько раз на полу и куда- то укатился. Его нет. Осталось только слово. Мы произнесли его несколько раз: «Мяч. Мяч. Мяч».

Мы не можем произвести со словом все те действия, которые проделывали с предметом. А что можно сделать со словом?

Слово можно услышать, произнести, выложить из букв или написать, прочитать.

Понимание речи зависит, как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите, делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, умозаключениями, но, не навязывая своего мнения. Общайтесь с ребенком, уважая его личность, жизненный опыт и накопленные знания.

Следует помнить о том, что полноценное формирование правильной речи ребенка возможно только при систематической работе по развитию слухового внимания.

Ребенок после однократного прослуши­вания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их вы­полнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.

Прикрой ладонями глаза.

Прикрой ладонями уши.

Подними правое плечо.

Подними левую руку.

Согни левую ногу.

Правой рукой коснись правого плеча.

Правую ногу подними и отведи в сторону.

Левой ладонью прикрой правый глаз.

Правой ладонью прикрой левое ухо.

Правой рукой возьмись за левый ло­коть.

Левой рукой возьмись за правую пятку.

Правую ладонь положи на левое плечо.

Левую руку вверх, правую на пояс.

Левую ладонь положи на правое колено.

Правую руку к плечу, левую вперед.

Левую руку вытяни вперед, правую вверх.

Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

Левую руку на голову, правую па колено.

Указательным пальцем левой руки кос­нись правого локтя.

Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.

Указательным пальцем левой руки до­тронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

Взрослый кладет перед ребенком несколь­ко листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушива­ния ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 ку­бика.

Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

Нарисуй справа 2 синие палочки, а сле­ва 4 зеленых шарика.

Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.


Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

Б левом верхнем углу нарисуй 3 ма­шинки, а в правом нижнем углу 4 чело­вечков.

В верхнем правом углу нарисуй 2 крас­ных мяча, а в левом нижнем углу 3 жел­тых цветка.

В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

Ребенок после однократного прослушива­ния выполняет задания взрослого.

Подойди к двери и открой ее.

Расстегни вторую снизу пуговицу на ру­башке.

Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

Подойди к правому подоконнику, возь­ми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.

2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеле­ные конфеты положи на красное блюдце.

Возьми с полки робота с зеленой голо­вой и поставь между грузовиком и га­ражом.

Возьми из-под кровати две красные ма­шинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.

Медведя отнеси в спальню и посади воз­ле телевизора, а тигренка отнеси на кух­ню и положи на табурет.


Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самоле­тик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

Ребенок слушает описание действий, кото­рые можно выполнить с предметом, а за­тем выбирает его среди окружающих предме­тов или предметов, изображенных на картин­ке. Отгадав загадку-описание, ребенок не толь­ко показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).


Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро­нишь, его можно разбить. (Ваза)

Этот предмет кладут на стол. В него мож­но набрать жидкость. Им можно стук­нуть по столу. Если уронишь, он не ра­зобьется. (Ложка)

Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, пото­му что он постоянно находится внизу. (Туфелька)

Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют ча­сто и с удовольствием. (Мяч)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо вклю­чать в розетку. (Телевизор)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив­ляемся, иногда пугаемся. Его не вклю­чишь в розетку. (Книга)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля­емся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)

Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложне­ния задания слово «ПРОСЬБА» можно заме­нить близкими по значению и звучанию сло­вами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен толь­ко на ключевое слово «ПРОСЬБА».

Просьба, подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба, руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба, встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба, покружись.

Просьба, похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба, топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклоны головой вправо и влево.

Просьба, присядь.

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Остановись!


Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрос­лым, только тогда, когда услышит слово-коман­ду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориенти­роваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на на­личие слова-команды (Приложение 2).

Покажи все зеленые квадраты.

А где синие треугольники?

Покажи красный овал.

А синий прямоугольник?

Где желтый круг?

Покажи желтый круг и красный квадрат.

А где фигуры без углов?

Покажи все прямоугольники.

Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

Где 2 большие красные фигуры и 3 зе­леные маленькие?

Ребенок выполняет названные взрослым за­дания только тогда, когда они будут сказа­ны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

Покружись.

Повернись ко мне спиной.

Присядь три раза.

Поставь руки перед грудью.

Хлопни в ладоши 4 раза.

Топни правой ногой 2 раза.

Подпрыгни 3 раза.

Поставь руки на пояс и наклонись впе­ред 5 раз.

Поставь руки за голову.

Сделай наклоны вправо и влево.

Попрыгай на одной ноге.

Правую руку вверх, а левую на пояс.

Левую руку к плечу, а правую в сторо­ну и пр.

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жиз­ни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.

Корова летает.

Лошадь выступает в цирке.

Рыба бежит к реке.

Лягушка громко разговаривает.

Курица дает молоко.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Слон залез в нору.

Лошадь спит в берлоге.

Воробей чирикает.

Кукушка ловит кошку.

Мама моложе дочки. -Папа старше сына.

Собака ведет мальчика на поводке.

В холодильнике жарится яичница.

На плите стоит миска.

Мальчик учит детей в школе.

У кошки родились утята.

Мальчики играют в футбол. -Жираф ударил тигра своим рогом.

Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечис­ляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправ­ляет неточности и дает правильные ответы.

Вариант игры. Взрослый перечисляет раз­меры каждого животного (неправильные вари­анты даются от имени любого сказочного пер­сонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточ­ности и дает правильные ответы.

Собака больше лошади.

Рыба меньше комара, но больше кошки.

Комар больше лошади и т. д. Вариант игры. Взрослый называет пищу

каждого животного (правильные и неправиль­ные варианты). Ребенок исправляет неточно­сти и дает правильные ответы.

Собака жует траву.

Лошадь ест овес.

Рыба ест кошек.

Кошка ест рыбу и т. д.

Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и не­правильные варианты). Ребенок исправляет не­точности и дает правильные ответы.

Лошадь живет в будке.

Комар живет в конюшне.

Рыба спит на диване.

Крокодил живет в реках Африки.

Если сочетания слов, названные взрослым, реальны"(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.

Синий помидор.

Красное яблоко.

Сладкая селедка.

Квадратное яйцо.

Твердая вода.

Металлическая тарелка.

Тяжелая сковородка.

Пластмассовая кастрюля.

Бумажная сковородка.

Красный банан.

Шоколадный медведь.

Высокий жираф.

Жидкая сосулька.

Полосатый котенок.


Мягкий утюг.

Холодный суп.

Глубокая лужа.

Горячее мороженое.

Соленый компот.

Мелкая тарелка.

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также поря­док называния предметов с опорой на их изо­бражения (Приложение 4).

1. а Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик* в это время мирно

плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно

плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно

плавал в океане.

2. а Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко

лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко

лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко

лаял у соседки.

Ребенок слушает каждую рифмовку и исправ­ляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они пе­речислены в рифмовке {Приложение 5).

1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.

2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.

* Взрослый поясняет ребенку, что ялик - это ши­рокая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин - это собака определенной породы.

3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.

4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет малень­кий объект, ребенок соединяет ладони вме­сте. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

Слуховое восприятие

Слух - важнейшее из человеческих чувств. Несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения.

Слух – самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в десять в десятой степени (!) раз меньше, чем аналогичная интенсивность света.

Слух – самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника.

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми.

Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Лепет ребенка - активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка.

В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Эти умения, отчетливо выговаривать слова и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух, понадобятся ребенку при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма - «как слышим, так и пишем».

    «Послушай тишину»

В начале работы над развитием слухового восприятия лучше прислушиваться к звукам, которые непосредственно нас окружают. Вот, например, какие вопросы предлагаются детям:

- Кто прошел по коридору (ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек и др.)?

- Какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает, и т. д.?

- Определить и рассказать, что делает человек (слышен хруст откусываемого яблока, шелест ткани, бумаги, клеенки и т. д.).

    «Шумящие коробочки».

Взять набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Предложить ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

    «Хлопни в ладоши». Воспитатель называет слова. Дети должны хлопнуть тогда, когда услышат определенное слово. Например слово стол или домашнее животное и т.д.

    Игра "Отгадай загадки", где ответ будет в рифму:
    Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
    Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха гуляет… (черепаха).
    Можно в рифмы играть и вот так: взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трех предложенных слов:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные…(перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь - от меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
Отругала мама зайку -
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ (суп)

    Упражнение на повторение за взрослым пары слов. Ребенок должен определить, похожи ли они по звучанию: пень-день, топот-кубик, майка-байка, фантик-бантик, лифт-банан и т.д.

    «Великаны и карлики». Дети должны показывать по команде воспитателя карликов (присесть) или великанов (поднять руки вверх и стать на носочки). Воспитатель начинает путать детей: говорит, например карлики, а показывает великанов. Дети должны выполнять только то, что слышат.

    «Цепочка слов».

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего

    «Лови - не лови».
    Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
    Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

    Игра «Сделай правильно».
    Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
    Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.

    Игра «Послушай и сделай как я».
    Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
    Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

    Задание №4«Запомни и нарисуй»:

солнышко, цветок, мячик, карандаш, треугольник.

Снежинка, кукла, листик, круг, облако, мяч.

Слова, говорятся один раз.

12. Задание №5 «Нарисуй, чего не стало».

Читается два варианта набора слов. Во втором варианте какое-то слово отсутствует. Ребёнок должен его определить и нарисовать.

*кошка, дом, трава, луна, треугольник.

*кошка, дом, трава, треугольник.

Рисунок: луна.

Похожие статьи