Занятие по домоводству "секреты домоводства". Разработка открытого урока по домоводству на тему: "Наши помощники в доме" для учащихся по основной адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта Уроки по домоводству в школе 8

(старшая группа)

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский.

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древнейших времён. Во все времена матери и отцы учили, учат, и будут учить своих детей тому, что, на их взгляд, пригодится им в жизни, и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности - к ее целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.

Между тем, именно участие детей в жизни взрослых дает им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнаёт об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определённый период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых, и опираясь на свой практический опыт, я пришла к выводу, что нужно организовать кружок "Смак".

Целью этого кружка является:

1. Поддержание и развитие у детей интереса к труду взрослых.

2. Научить детей обслуживать себя самостоятельно в приготовлении несложных блюд.

3. Помочь детям в изучении электробытовой техники.

Задачи кружка по домоводству «Смак»:

Календарно – тематический план работы кружка домоводства «Смак»

Кол – во занятий

Дата проведения

Экскурсия на кухню.

Правила поведения за столом.

Приготовление чая.

Знакомство с чайным сервизом.

Кисель «Загадка».

Бутерброд. Что это такое?

Изготовление бутерброда «Хитрый».

Разноцветный винегрет.

Изготовление бутерброда «Фруктовый»

Кораблик «ВАРЯГ».

Разноцветные колобки.

Печенье «Валентинки».

Завтрак великана.

Коктейль «Снегурочка».

Игрушки из солёного теста.

Печенье «Чудные фигурки».

Салат «Заячья радость».

Блинчики.

Пирожное «Паучок».

Фруктовый торт – желе.

Угощение для мам – Шарлотка «Василиса Премудрая».

Угощение для своих друзей - «Медвежьи ушки».

Занятие №1.

Тема: Знакомство с профессией повара в детском саду.

Цель: Познакомить детей с профессией повара в детском саду. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, повара в детском саду, которые заботятся о детях.

Беседа с детьми о значении профессии повара в нашей жизни.

1. Ребята, кто такой повар?

2. Как вы думаете трудно работать поваром?

3. Чем повар занимается в детском саду?

4. В каких общественных местах можно встретить повара?

5. Кто для вас пищу готовит дома?

6. Чем отличается «повар» дома и в детском саду?

Рассматривание картины «Повар».

Дид. Игра «Что необходимо повару?».

Занятие № 2.

Тема: Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?»

Цель: Познакомить детей через произведение о том, как и когда, начали готовить пищу. Учить детей сравнивать (как готовили пищу раньше и как сейчас). Воспитывать бережное отношение к приготовленной пище.

Чтение рассказа «Когда начали готовить пищу?».

Беседа о прочитанном.

Словесная игра «Что сначала, что сейчас?

Занятие № 3.

Тема: Экскурсия на кухню.

Цель: Продолжить знакомство детей с профессией повара, как работает повар в детском саду: труд повара очень тяжёлый, он старается приготовить для детей вкусную еду. Воспитывать в детях чувство уважения к труду повара детского сада, который заботиться о детях.

Воспитатель знакомит детей с поварами, называет их имена и отчества, предлагает самостоятельно рассмотреть помещение кухни, а потом слово предоставляет поварам.

Рассказ повара с показом действий.

Воспитатель подводит итог: Сегодня вы познакомились с трудом повара детского сада. Как вы думаете, трудно работать поваром? Почему?

Что интересного увидели на кухне?

Рассматривание фотографий «Кто работает на кухне?».

Занятие № 4.

Тема: Ознакомление с кухонной утварью.

Цель: Познакомить детей с кухонной утварью, электрическими приборами, их назначением и правилами эксплуатации.

Рассматривание кухонной утвари.

Чтение стиха «Электроприборы не шутка, ...».

Беседа: «Кто, на кухне, всех важнее?».

Занятие № 5.

Тема: Знакомство со столовыми принадлежностями.

Цель: Познакомить детей со столовыми принадлежностями. Дать детям представления о том, как правильно накрывать на стол. Воспитание самостоятельности.

Беседа с детьми «Что такое столовые принадлежности, и как они возникли?». (стр. 84 – 85).

Чтение рассказа «Бунт на кухне» (стр.5).

Практическая деятельность – «Накрой стол красиво, и еда покажется ещё вкусней» (стр.86).

Дид. Игра «Что, чем едят?».

Занятие № 6.

Тема: Правила поведения за столом.

Цель: Воспитывать у детей нравственные качества. Через игровые ситуации познакомить с правилами поведения за столом.

Беседа с детьми: «Что значит, правильно вести себя за столом?».

Игра «Запомни правила»

Разбор игровых ситуаций «Мы в гостях».

Занятие № 7.

Тема: Приготовление чая.

Цель: Познакомить детей с процессом приготовления чая, дать представление об основных видах чая, рассказать о том, что человек в заваривание чая вкладывает душу и любовь.

Беседа «Откуда чай пришёл?».

Рассматривание коробочек и баночек с разными сортами чая.

Игровое упражнение «Сравнение зелёного и чёрного чая».

Практическая деятельность «Учимся заваривать чай».

Занятие № 8.

Тема: Знакомство с чайным сервизом.

Цель: Познакомить детей с набором чайного сервиза, что в него входит, как им пользоваться. Объяснить детям смысл выражения: «Красиво оформлено – приятно пить».

Рассматривание чайного сервиза.

Дид. Игра «Напоим друзей чаем».

Практическая деятельность - оформление стола к чаепитию.

Занятие № 9.

Тема: Приготовление морса «Фантазия».

Цель: Познакомить детей с технологией приготовления морса, учить определять по вкусу основную составную часть (варенье) морса; учить использовать бытовые приборы; Удовлетворять потребность ребёнка быть творцом, как взрослый. Воспитывать аккуратность.

Беседа «Что такое морс и чем он полезен?».

Словесная игра «Назови правильно».

Практическая деятельность «Приготовим морс и угостим своих товарищей».

Занятие №10.

Тема: Кисель «Загадка».

Цель: Продолжать учить детей готовить различные напитки; познакомить с процессом приготовления киселя; воспитывать аккуратность.

Рассматривание книги «Плоды и ягоды».

Беседа «Чем полезен кисель?»

Игровое упражнение «Что нужно для киселя?»

Приготовление киселя.

Занятие № 11.

Тема: Бутерброд. Что это такое?

Цель: Познакомить детей с образованием слова «бутерброд», учить самостоятельно делать бутерброды; удовлетворять потребность детей в проявлении самостоятельности, фантазии; развивать мелкую моторику рук.

Беседа с детьми «Что такое бутерброд, кто придумал первый бутерброд?» (Всё обо всём т.11 стр350).

Игровое упражнение «Секреты бутерброда».

Практическая деятельность – Изготовление бутерброда для чая.

Занятие № 12.

Тема: Изготовление бутерброда «Хитрый» .

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно делать бутерброд «хитрый»; развивать мелкую моторику рук; удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые; учить использовать кухонное оборудование; развивать фантазию.

Беседа о бутербродах.

Заучивание стиха о бутерброде. (стр.39 озн. дошк. с секр кухни).

Изготовление бутерброда «хитрый».

Занятие № 13.

Тема: Разноцветный винегрет.

Цель: Продолжать учить детей умению правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками; воспитывать аккуратность.

Беседа о винегрете «Почему его называют король – салат?».

Загадывание загадок об овощах входящих в винегрет.

Дидактическая игра «Вершки – корешки».

Изготовление винегрета.

Украшение веточками укропа, лука, петрушки.

Занятие № 14.

Тема: Изготовление бутерброда «Фруктовый».

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно делать бутерброд «фруктовый»; развивать мелкую моторику рук; удовлетворять потребность детей в ощущении себя умелыми, как взрослые; учить использовать кухонное оборудование; развивать фантазию.

Беседа о бутербродах.

Повторение стиха о бутерброде. (стр.39 озн. дошк. с секр кухни).

Изготовление бутерброда «фруктовый».

Придумывание своего названия бутерброда.

Занятие № 15.

Тема: Кораблик «Варяг».

Цель: Закрепить умение детей варить яйца; использовать полученные ранее представления на практике; упражнять в работе с ножом; развивать фантазию и творчество.

Рассматривание яйца. Загадывание загадки. (стр41).

Сравнение сырого и варёного яйца.

Варка яиц.

Слов. игра «Где используются яйца?».

Практическая деятельность - изготовление корабликов, дать им название.

Занятие № 16.

Тема: Фруктовый салат «Дары солнца».

Цель: Закрепить название фруктов; продолжать знакомить детей с разнообразием салатов и заправкой; развивать любознательность; воспитывать аккуратность.

Загадывание загадок.

Дидактическая игра «Угадай на вкус».

Беседа «Чем полезны фрукты?».

Рассматривание технологической карты изготовления салата.

Изготовление фруктового салата.

Занятие №17.

Тема: Разноцветные колобки.

Цель: Побуждать детей проявлять творчество при работе с тестом; показать роль электрической мясорубки в экономии времени; развивать желание доставлять радость себе и другим.

Чтение сказки «Колобок».

Техника безопасности при работе с электрической мясорубкой.

Рассмотреть продукты, необходимые для приготовления колобков.

Изготовление колобков.

Занятие №18.

Тема: Печенье «Валентинки».

Цель: Продолжать закреплять умение работать с миксером; упражнять в замешивании теста, умении раскатывать его; дать возможность ребёнку сделать приятное для любимых людей (подарок).

Беседа с детьми о празднике «День влюблённых».

Рисование валентинок.

Изготовление валентинок.

Чаепитие.

Занятие №19.

Тема: Завтрак Великана.

Цель: Продолжать учить детей работать с технологической картой; учить взбивать яйца вилкой или веничком, учить украшать блюдо перед подачей на стол; развивать творчество, фантазию.

Беседа «Хлеб – всему голова».

Дид. Игра «Путь хлеба».

Изготовление гренок.

Чаепитие с гренками.

Занятие №20.

Тема: Коктейль «Снегурочка».

Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием напитков; развивать понимание роли бытовых приборов в приготовлении коктейлей; знакомить с работой бытовых приборов.

Беседа «Что такое коктейль?

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Приготовление коктейля.

Придумывание название коктейлю.

Техника безопасности в кружке «СМАК».

Надеть фартук и косынку.

Убрать волосы под косынку.

Ножи должны иметь тупые, округленные концы.

Следить за тем, чтоб нож не падал на пол.

Не подносить нож к лицу, не играть им.

Использовать нож по назначению.

Не отвлекаться во время работы с ножом.

После окончания работы прибрать рабочее место, вымыть руки.

Не включать электроприборы без взрослого.

Не пробовать на вкус продукты без разрешения взрослого.

Методические приёмы:

1. Беседа;

2. Дидактическая игра;

3. Словесные игры;

4. Исследовательская деятельность;

5. Рассматривание картин, предметов, электроприборов;

6. Чтение познавательной литературы.

7. Практическая деятельность.

Литература:

1. Энциклопедия «Всё обо всём».

2. Энциклопедия для маленьких принцесс. Санкт – Петербург. Диамант 2002 г.

3. Домоводство.

4. Рецепты печенья.

5. «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О.В. Дыбина «Сфера» М.2003 г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение VIII вида города Кирова

Специальная (коррекционная) образовательная школа №50

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Дата: 27.11.13г.

Класс: 5 «а»

Учитель: Булдакова Ирина Фагимовна, I квалификационная категория;

Предмет: домоводство

Дидактическая тема : «Праздник в доме»

Тема урока: «Когда случаются праздники».Защита проектной работы

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Общедидактическая цель : Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Праздник в доме»

Образовательная цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме

Коррекционно-развивающая цель:

Создавать условия для развития устной речи учащихся через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации;

Создавать условия для развития словесно-логического мышления через заполнение таблицы;

Создавать условия для развития познавательной деятельности учащихся через межпредметные связи;

Воспитательная цель:

Воспитывать умение………………….;

Прививать толерантность и воспитывать интерес к предмету;

Структура урока:

    Организация начала урока:

мотивация и целеполагание;

    Подготовка к основному этапу;

    Основной:

обобщение знаний и систематизация знаний через защиту проектной работы;

    Рефлексия;

    Подведение итогов урока;

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная;

Средства обучения:

ПК, мультимедийный проектор, экран;

Презентации подготовленные учащимися;

Календарь;

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый;

Вступление в урок

Одним из перспективных и результативных методов обучения учеников нашей школы является использование элементов метода проектов. Это способствует выработке умения у учащихся ставить цели, самостоятельно планировать работу, применять необходимые знания и умения, а так же переносить их в новые измененные условия. У учеников развиваются навыки самостоятельности в мыслительной и практической сфере, воспитывается целеустремленность, толерантность, индивидуализм, ответственность, инициативность, креативный подход к работе.

Характеристика класса:

В классе 11 учащихся. По возможностям обучения учащиеся делятся на две группы по классификации В.В.Воронковой. Большинство - 8 человек - относятся к первой группе: они понимают фронтальное объяснение, легко запоминают, хорошо воспроизводят, приводят примеры из личного опыта. В работе им нужна активизирующая помощь (Бяков Вадим, Черненко Андрей, Соловьев Слава, Салтыков Максим, Рассохин Дмитрий, Кодолова Вика, Огородникова Маша, Бовыкина Настя)

2 человека относятся ко второй группе. Они в основном понимают фронтальное обучение учителя, запоминают, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не могут. Им оказывается стимулирующая и направляющая помощь. (Мальцев Евгений, Белозеров Максим).

Изучая тему «Праздник в доме» детям была предложена творческая работа. Я ставила для себя задачу – научить ребят планировать предстоящий праздник, сформировать у них представление о разнообразии праздников и их особенностях, развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности. Каждый ученик самостоятельно выбирал праздник, который для него наиболее значим и интересен, и у него остались приятные впечатления о нем. Ограничений не было заявлено, поэтому кто–то выбрал один конкретный праздник, а кто-то – объединил несколько в одной работе. По выбранной теме ученики поработали с различными информационными источниками (от литературных до интернет - ресурсов), это было домашним заданием. Затем в компьютерном классе ученики по указанному плану выполнили проектную работу в форме презентации. С учетом возможностей учащихся и технических возможностей компьютерного класса, дети работали индивидуально и в парах. Цель их работы – защитить проект, так, чтобы через рассказ о конкретном празднике, его особенностях, истории появления, традициях и других интересных фактах, всем этим смогли заинтересовать остальных.

Ход урока

мотивация целеполагание

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Что такое праздник?
Это улыбки! Это подарки! Это хорошее настроение!
Это счастливые воспоминания!
Праздник украшает нашу жизнь, делает ее более светлой и яркой.
Праздник дарит нам незабываемые мгновения радости и веселья. Согласны со мной?

Сегодня мы поговорим о праздниках. Что это такое?

Приветствие

Торжество в честь какого-либо события

    Подготовка к основному этапу:

На этом уроке мы отправимся в путешествие по календарю и вы сами его проведете.

Вам представится возможность рассказать о праздниках каждого месяца года. Ваша задача – так рассказать , чтобы заинтересовать всех присутствующих!

У всех есть настольные календари. Их мы будем заполнять после каждоговыступления.

    Основной:

обобщение и систематизация знаний через защиту проектной работы

Итак! Отправляемся в путешествие по календарю:

1 пункт нашего маршрута – месяц январь

Вы послушали рассказ о Новогоднем празднике. А теперь

2 пункт – месяц февраль.

Вы послушали рассказ о Дне Защитника Отечества

задание: заполнить столбики таблицы

3 пункт – месяц март.

Вы послушали рассказ о Международном женском дне.

задание: заполнить столбики таблицы

4 пункт – апрель.

Вы послушали рассказ о Дне смеха.

задание: заполнить столбики таблицы

5 пункт – май.

Вы послушали рассказ о Дне Победы.

задание: заполнить столбики таблицы

6 пункт – профессиональные праздники.

Вы послушали рассказ о Дне Учителя.

задание: заполнить столбики таблицы

Ответ ……….

Все заполняют второй столбик таблицы

Ответ ……….

Ответ ………

Ответ ………..

Ответ.Славы

Ответ ……..

    Рефлексия

Путешествие подошло к концу.

Вы все большие умники и умницы!

Вы замечательно потрудились!

Думаю, и гости согласятся со мной!

Мы узнали много нового, интересного и полезного.

Подводя итог, я прошу вас подумать, о каких праздниках вы узнали новое, чего ранее не знали. Знаком «+» отметьте этот праздник в последнем столбике таблицы.

Все заполняют 3-й столбик таблицы

    Подведение итогов урока

Сколько замечательных праздников есть в календаре. Их отмечают все, но в каждой семье есть еще и свои праздники – праздники семьи, семейные. И помните, что праздник – это не безделье и пустое время провождения, а смена вида деятельности. Отмечайте праздники и не забывайте поздравлять с праздниками своих близких и знакомых. А на следующем уроке мы с вами изготовим открытку к празднику. Всем большое спасибо за работу! Урок окончен.

Самоанализ

Используя метод проектов необходимо учитывать психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта. Для учащихся были созданы условия для активизации познавательной деятельности и выполнения работы от начального этапа до конечного результата. Работая над проектом учащиеся могли максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою индивидуальность, опираясь на знания, полученные и на других предметах и на свой жизненный опыт. Однако, овладение проектной деятельностью у некоторых учеников может вызывать определенные затруднения. Поэтому требуется стимулирующая, направляющая, обучающая помощь учителя. Данную работу учащиеся выполняли на протяжении нескольких предыдущих уроков.

На первом этапе была поставлена цель. Ученики были заинтересованы предстоящей работой.

На этапе подготовки дети получили возможность почувствовать себя не только учеником, а побывать в путешествии и предстать в роли гида. Дети получили маршрутные листы и четкую инструкцию как с ними работать. Каждый, готовя свою презентацию, знал о ней больше остальных и смог проявить себя «компетентным специалистом». Заинтересовать всех своей работой, - такая задача стояла перед каждым учеником.

Во время защиты дети строили монологические высказывания с опорой на слайды. По географической карте была возможность просматривать маршрут передвижения.

После каждого выступления учащиеся заполняли таблицу в маршрутном листе. На этапе рефлексии в маршрутном листе надо было отметить знаком плюс тот из пунктов, где больше всего понравилось. Затем эти листы сдали на проверку.

В результате ученики, через использование различных источников информации (от литературных до интернет - ресурсов), самостоятельно справились с заданием. Совместная работа вызвала интерес, объединила ребят. Урок дал толчок к творчеству. В результате у всех получились компьютерные презентации, вызвавшие неподдельный интерес. Кроме того, учитывая социальное положение основного контингента учащихся коррекционных школ, у детей появилась возможность виртуального путешествия. Не у всех детей появиться возможность куда-то поехать летом. Но помечтать об отдыхе может каждый, а научиться планировать отдых должны все.

В работе с презентациями осуществляется личностно ориентированный и дифференцированный подход к обучению, активнее идет процесс социализации и самоутверждения личности учащихся через создаваемые ситуации успеха.

Настольный календарь

ученика 7а класса _________________________________________________(Фамилия, имя)

Дата праздника

Название праздника

Традиции праздника

Маршрутный лист

Место отдыха

Что понравилось

Хочу побывать

Санкт-Петербург

Данный конспект урока по домоводству предназначен для 9 (коррекционного) класса. На данном уроке ребята учатся определять вид комнаты, материал из которой изготовлена мебель, планировать расстановку мебели в комнате в зависимости от её назначения, украшать комнату разными элементами интерьера.

Для получения знаний использовалась презентация «Расстановка мебели», игра «Какая это комната», загадки о предметах мебели, детская игрушечная мебели. Учащиеся на уроках домоводства готовятся к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь.

Конспект урока по домоводству в 9 классе

Цель: учить правильно расстанавливать мебель в комнате, соблюдая все правила и требования интерьера и дизайна.

1. познакомить с правилами расстановки мебели в комнате, требованиями к подбору деталей интерьера

2. корректировать речь, внимание, мышление, глазомер, пространственную ориентировку учащихся, словарный запас учащихся

3. развивать словарный запас учащихся, зрительное и слуховое восприятие

4. воспитывать аккуратность, инициативность, бережное отношение к оборудованию, трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Наглядное пособие: презентация, тест, загадки, игрушечная мебель.

1. Организационный момент:

Подготовка к уроку

Проверка посещаемости

2. Актуализация знаний:

Что такое интерьер?

Требования предъявляемые к интерьеру?

Какие основные цвета используются в интерьере?

Какие цвета используются для гостиной, детской?

Какие осветительные приборы применяют в интерьере?

(тест для учащихся)

3.Сообщение темы и цели урока:

Тема нашего урока: рациональная расстановка мебели в квартире. На уроке вы узнаете, из каких материалов изготавливают мебель, правила расстановки мебели, об элементах интерьера. На практической работе будете учиться подбирать и расставлять в соответствии с правилами интерьера.

Удобство и уют в квартире создаёт мебель и другие элементы интерьера, которые имеются в квартире. Элементы интерьера - ковры, посуда, цветы, картины, осветительные приборы, бытовая техника, предметы искусства. Есть мебель, без которой не может обойтись ни одна семья.

Какая это мебель? (загадывание загадок учащимся)

Он чудак или невежда?

Под крышей четыре ножки,

На любого посмотри:

а на крыше суп да ложки.(стол)

Сверху носится одежда.

У него ж она внутри (гардероб)

На четырёх ногах стою,

Ходить я вовсе не могу.

А по ночам Андрюшка.(кровать)

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Я удобный, очень мягкий

На него садятся, но не стул

Вам не трудно угадать, -

С подлокотниками, но не диван.

Любят бабушки и внуки

С подушками, но не кровать. (кресло)

Посидеть и полежать. (диван)

Правила расстановки мебели: (запись в тетрадь)

1. Мебель не должна занимать всё пространство комнаты

2. Правильно расставленная мебельможет делать зоны в одной комнате.

3. Мебель не должна загораживать окно

4. Каждый источник света должен выполнять своё функциональное назначение

5. В комнате должно быть много света и воздуха.

Из какого материала изготавливается мебель?

Что значит многофункциональная мебель? Где она может применяться?

Как расставляется мебель в комнате?

Очень большое место в интерьере отводится шторам.

Окно - это рамы, через которые мы видим внешний мир, и если оно красиво оформлено, то это может быть главным украшением в доме. Цвет ткани штор определяет декоративный стиль комнат. При помощи штор можно сузить или расширить окно, увеличить высоту окна можно повесив над ним рюш, а если у окна красивый вид, то его можно оставить открытым, закрыв шторой лишь его раму.

Украшают интерьер и ковры – это мощное, красивое, богатое декоративное цветовое пятно. Иногда ковёр становится центральной частью интерьера. Ковры осуществляют зонирование интерьера, обозначая в помещении некоторые зоны, например, обеденную или зону отдыха. Но в современном интерьере они встречаются всё реже и реже, т.к. их вытесняют разные новые половые покрытия. Ни одну комнату в современном мире нельзя представить без осветительных приборов, каждый из которых занимает своё достойное место: над диваном, кроватью или креслом - это бра или торшер.

Главный, центральный осветительный прибор в комнате - это люстра, но и, конечно, не забываем о светильниках и настольных лампах. Именно они занимают значительное место в оформлении интерьера и способны полностью изменить его. Поэтому выбирайте светильники нужно в соответствии с его функциональным назначением. Очень важное место в обстановке комнаты занимают картины, цветы. Они делают комнату богаче, уютнее, здоровее.

Цвета могут применяться разные в зависимости от месторасположения, освещения, размеров, дизайна комнаты. Поэтому, планируя оформление квартиры надо позаботиться, чтобы все детали сочетались друг с другом, создавая ваш индивидуальный мир. И здесь без помощи дизайнера нам не обойтись. Дизайнер – специалист по украшению интерьера.

презентация к уроку домоводства 5 класс (8й вид)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по домоводству в 5 классе Маханькова Л»

Конспект урока по домоводству в 5Е классе (обучающихся по основной общеобразовательной адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями)

Разработал учитель-олигофренопедагогМаханькова Людмила Андреевна

Тема урока: «Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос.»

Цель: формирование у учащихся понятия о повседневной уборке помещения; правилах и последовательности уборки, правилах пользования пылесосом.

Задачи:

1.Образовательные:

- формировать понятие сухой и влажной уборки, ее последовательности, учить выбирать средства для уборки квартиры.

2.Коррекционно - развивающие:

- развивать мышление через использование коррекционных заданий и упражнений, развитие речи через расширение словарного запаса, введение новых слов, построение грамматически правильных предложений при устных ответах.

3.Воспитательные:

- привитие социально- бытовых умений и навыков.

Оборудование: компьютер, проектор, пылесос, таблица для д/з.

Словарь: пылесос, повседневная уборка, сухая, влажная уборка.

Ход урока

1.Организация учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку, рапорт дежурного.

Психологическая минутка: «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Ребята, для того чтобы на сегодняшнем уроке мы говорили правильно и красиво, предлагаю сделать артикуляционную гимнастику для наших язычков! (Слайд 1) – учащиеся выполняют артикуляционные упражнения: «маляр», «грибочек», «киска», «заборчик», «качели».

2.Повторение ранее изученного .

Какую тему проходили на предыдущем уроке?

От чего загрязняется воздух в комнате?

Как надо проветривать комнату?

Каким должен быть уголок школьника?

3.Сообщение нового материала

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Жилище», вы познакомитесь с понятием «повседневная уборка» помещения; с ее видами, с правилами и последовательностью уборки, с правилами пользования пылесосом (слайд 2).

А сейчас запишем дату и тему нашего урока.

Но для того, чтобы мы писали ровно и аккуратно, сделаем пальчиковую гимнастику (слайд 3).

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.

Запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Словарь: повседневная уборка- уборка, наведение порядка каждый день (ежедневная).

Она может быть: сухая и влажная (слайд 4).

Сухая - убрать и сложить вещи на место, пропылесосить.

Влажная – используют воду, влажную ветошь (тряпку, губку) (слайд 5).

Что же необходимо для проведения уборки? Ответить на этот вопрос вам поможет задание на желтых карточках.

Задание для работы в группах:

Уч-ся делятся на две группы и составляют слова из карточек со слогами.

1-я группа (тряп ка вед рове ник)

2-я группа (шваб ра пылесос со вок)

А сейчас проверим, правильно ли вы составили слова. Посмотрим на слайд и найдём изображения слов, которые вы составили! (слайд 7).

Задание разрезные картинки:

Молодцы ребята, правильно назвали весь инвентарь, который необходим над для уборки.

Не забывайте, что после уборки необходимо вымыть уборочный инвентарь.

А теперь немного отвлечёмся и позаботимся о наших глазках. Физминутка для глаз (слайд 10-11). А теперь закрыли наши глазки, мысленно посчитали до десяти и медленно открываем глаза.

Пылесос. Устройство. Правила пользования.

Отгадайте загадку и узнаете название ещё одно помощника в уборке!

Загадка. Угадай, о чем речь:

Он с хоботом резиновым, С желудком парусиновым

Загудит его мотор, Он глотает пыль и сор.

Есть у меня в квартире робот. У него огромный хобот.
Любит робот чистоту, и гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает!

Словарь: Пылесос - электрический бытовой прибор, предназначенный для чистки полов и паласов.

Пылесосы бывают универсальные (для уборки помещений) и специальные (для выполнения одного вида работы – коврочист, автомобильный и т.д.)

Памятка

Подготовка пылесоса и порядок работы:

    Вверните шланг во втулку нижнего корпуса.

    Нарастите шланг трубами.

    Соедините трубу с насадкой.

    Включите штепсельную вилку в розетку сети.

    Включите пылесос и приступайте к работе.

    Выключите пылесос через час работы на 10-15 минут (слайд 12).

Рассмотреть.

Из каких частей состоит пылесос. Подписать на картинке его составляющие.


(слайд 13).

Эксплуатация. Правила для записи в тетрадь.

Очищать пылесборник.

Не оставлять пылесос с наглухо прижатой к полу или стене насадкой.

После 15-ти минутной работы надо на 10-15 минут делать перерыв для остывания.

Нельзя тянуть пылесос за шнур, пользоваться шнуром с повреждённой изоляцией (слайд 14).

5.Закрепление знаний учащихся

Как проводить ежедневную уборку квартиры?

В чём отличие сухой уборки от влажной?

Для чего используют пылесос?

Каковы правила обращения с пылесосом?

Индивидуальная работа (2- 3 учащихся)

Дополните предложения

    Повседневную уборку выполняют (как часто?)… .

    Она бывает 2 видов … и …. .

    Инвентарь для влажной уборки:…

(слайд 15).

6.Итог занятия

Что нового узнали на занятии?

Чему научились сегодня?

7. Рефлексия.

Посмотрите, на доске паровозик с вагонами, посадите свой смайлик в тот вагон, который посчитаете нужным. («мне понравился урок», «у меня на уроке были трудности», «материал урока мне был полезен»).

7.Оценивание, д/з.

Проследить и отметить знаком плюс сделанные дома дела.

Виды уборки

Пятн.

Субб.

Воскр.

Спальное место

Подм./пропыл.

Уборка своих вещей

Вымыть пол

Спасибо за урок! До свидания.

Просмотр содержимого презентации
«домоводство Маханькова Л.А»


артикуляционная гимнастика

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить нёбо

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести «а-а-а» и прикусть кончик языка

Грибочек

  • улыбнуться
  • присосать широкий язык к нёбу

Поймаем мышку

Киска

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • поцокать «узким» языком
  • губы в улыбке
  • рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык «горкой»

Поймаем мышку

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы»

Повседневная уборка квартиры

сухая и влажная

Разработал учитель-олигофренопедагог Маханькова Людмила Андреевна


пальчиковая гимнастика

Шагаем пальцами

Вышли мыши как-то раз

по столу

Посмотреть который час.

Протираем глазки

Загибаем по очереди пальцы

Раз-два-три-четыре,

Накрываем кулачек ладошкой и дергаем за веревочку

Мыши дёрнули за гири.

Тут раздался страшный звон -

Хлопаем в ладошки

Шагаем пальцами по столу

Разбежались мыши вон.


убор к а это

наведение порядка каждый день (ежедневная).


уборка влажная сухая


Влажная уборка - с использованием воды, влажной ветоши (тряпки, губки).

Сухая уборка - это

убрать и сложить вещи на место, пропылесосить.


Сухая уборка

Влажная уборка

  • проветривание комнаты
  • уборка кровати
  • уборка рабочего места
  • уборка вещей
  • вынос мусора
  • уборка комнаты пылесосом

Проветривание комнаты

Полив цветов

  • подметание пола
  • протирание пыли

Мытье пола





электрический бытовой прибор, предназначенный для чистки полов и паласов


ПАМЯТКА

Подготовка пылесоса и порядок работы:

  • Вверните шланг во втулку нижнего корпуса.
  • Нарастите шланг трубами.
  • Соедините трубу с насадкой.
  • Включите штепсельную вилку в розетку сети.
  • Включите пылесос и приступайте к работе.
  • Выключите пылесос через час работы на 10-15 минут.

Кнопка запуска

Шланг

Труба

Корпус

Колёсики

Щетка-насадка


ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

  • Очищать пылесборник.
  • Не оставлять пылесос с наглухо прижатой к полу или стене насадкой.
  • После 15-ти минутной работы надо на 10-15 минут делать перерыв для остывания.
  • Нельзя тянуть пылесос за шнур, пользоваться шнуром с повреждённой изоляцией.

индиви д у а льн а я работа

Дополните предложения

1.Повседневную уборку выполняют (как часто?)… . 2.Она бывает 2 видов … и …. .

3.Инвентарь для влажной уборки:…

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить знания детей по темам: «Посуда», «Одежда», «Уборка»
  • уточнить и активизировать словарь по данным темам;

· активизировать речевую деятельность

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и внимание, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, артикуляционную моторику путём использования упражнений на дыхание, гимнастики для глаз, упражнений, активизирующих мозговую деятельность.

Коррекционно-воспитательные:

· формировать навыки жизнеобеспечения,

· развивать личностные качества: взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, взаимодействие в игре и на занятии.

· Приучать помогать нуждающимся в помощи, взрослым, родителям в быту.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, магнитная доска, конверты с разрезными картинками, изображения посуды, одежды, тарелочки со смесью фасоли и макарон по числу детей + по две тарелочки, веник, мусорная корзина, бумажный шарик, дидактическая игра: «Варежки», носки по 4 пары на каждого.

Предварительная работа:

  • плановая работа по домоводству, по темам «Посуда», «Одежда», «Уборка»
  • разучивание комплексов дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
  • чтение и просмотр сказки Ш.Перро «Золушка», беседа по содержанию сказки, беседы по вопросам нравственного воспитания.

Ход занятия

Слайд 1

Оргмомент.

Физминутка:

За окошком - посмотри (хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири. (хлопают руками погруди)

Распустили пёрышки - (крутят вытянутыми руками, пальцы раскрытые)

Греются на солнышке.

Головой вертят, (вертят головой)

Улететь хотят.

Полетели, полетели, (хлопают «крыльями», как будто летят)

За метелью, за метелью!

И на место тихо сели.

Проверить как сели дети: Сядьте как ученики. Как мы сидим на занятии? Что мы делаем, когда хотим ответить на вопрос?

Слайд 2

ü Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) правильно, сегодня 6 февраля, а февраль - третий месяц зимы. Давайте вспомним все месяцы зимы (считают на пальцах: декабрь, январь, февраль −1,2.3)

ü А что же происходит зимой в природе, на улице? (Совместно, по мере возможностей), составить рассказ о зиме: На улице холодно. На земле лежит снег. Деревья стоят голые. Солнце светит, но не греет. Дети катаются с горки, на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков.

ü Сегодня 6 февраля, день недели - среда, а в среду у нас с вами занятия по домоводству. Что такое домоводство? Умение содержать дом в чистоте и порядке.

ü Чем мы занимаемся с вами на занятиях по домоводству? (моем парты, посуду, игрушки, стираем одежду, убираемся в классе, учимся ухаживать за одеждой. обувью, правильно кушать… то есть учимся чистоте и порядку)

ü Сегодня у нас занятие не обычное, а сказочное! Сегодня мы совершим путешествие в Сказку. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная Сказка не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям. А вот теперь можно отправляться в путешествие. (Закрыли глазки)

Тише, тише, тишина:

Сказка к нам идет сама.

Слайд3

Кто же это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Итак, в какую сказку мы попали? В сказку «Золушка».

Кто расскажет нам про эту сказку?

Слайд 4

Сегодня мачеха и сестры едут на бал во дворец. Золушке хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но она не может. Мачеха задала очень много работы!

Ребята, не зря же у нас необычное занятие, сейчас я вас превращу в маленьких помощников! Маленькие помощники- это человечки, которые умеют все делать. В сказках говорится, что они- мастера на все руки.

1-2-3- превращайтесь в маленьких помощников! (Дотронуться до каждого ребёнка «волшебной палочкой»- превратить его в помощника) ну вот, теперь мы с вами обязательно поможем Золушке выполнить задания!

ü Задание: «Рассортировать фасоль и макароны»

А теперь внимание задание. У вас на столе тарелочки. Что в тарелочках? (фасоль, макароны) Что делают из фасоли? Из макарон? А вместе их варят? Нет! Злая мачеха перемешала фасоль с макаронами, чтобы Золушка перебирала и не попала на бал!!! Давайте ей поможем! Взяли в руку фасоль- положили на одну тарелочку, в другую - макароны -положили на другую тарелочку. Теперь перебираем.

Вот молодцы, мы справились с первым заданием! (Клик- исчезает мешок)

Золушкины сестры такие неряшливые, всю одежду раскидали.

ü Задание: «Найди пару»

Задание - найти пару к своей варежке. Каждый ребёнок получает свою варежку, ищет вторую варежку на общем столе.

Нужно помочь Золушке положить в сундук одежду для зимы! Для этого нужно из картинок с изображением одежды выбрать картинки с зимней одеждой. а чтобы вспомнить, что это за одежда, мы с вами проведём физминутку!

ü Игра «Зимняя прогулка» - физкультурная минутка

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик

Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые,

Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки - рукавички

На ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки

На горочку пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь!

У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

Вспомнили? Ну теперь будем Золушке помогать!

ü Задание «Положи одежду для зимы в сундук» анализ выполненного задания.

ü Задание: «Разложи по парам» Задание разложить парами носки, по возможности, соединить (скатать рулончиком).

(Клик - исчезает одежда)

Спасибо, ребята! А теперь поможем на кухне навести порядок.

Ребята, на кухне накопилось очень много посуды. Давайте поможем Золушке её разложить.

ü Игра «Найди по названию»

Я буду называть посуду, а вы принесёте её на мой стол. (Дети по названию находят посуду, приносят воспитателю на стол: кастрюлю, дуршлаг, половник, кухонный чайник, заварочный чайник, чашку, нож, вилку, столовую ложку, тарелку, терку ).

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду разложили.

(Клик - исчезает посуда)

На столе - посуда горкой

Под столом - с водою таз

Генеральная уборка

Начинается у нас.

ü Задание: «Уборка» При помощи веника вести шарик из бумаги к мусорной корзине, переместить на совочек, оттуда в мусорное ведро.

Ай. Да молодцы. А теперь продолжим уборку:

ü Физминутка

Возьмем веники мы дружно (метем пол)

Золушке помочь нам нужно.

Мы подтянемся немножко, (руки вверх)

Вытрем пыль всю у окошка. (движения руками вправо-влево)

Подметем и тут и там (повороты туловища вправо-влево)

Не забудем про чулан.

А теперь сдуем паутину со всех углов.

ü Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко, (Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют).

Мы подуем низко, (Наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем далеко, (Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют)

Мы подуем близко. (Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки).

Молодцы! Давайте проверим, везде у нас теперь чистота?

ü Гимнастика для глаз.

Смотрим вверх-вниз (три раза), вправо-влево (три раза). Обводим глазами три круга по часовой стрелке и три круга против часовой стрелке.

Все убрали, навели порядок. Теперь Золушка может отправляться на бал.

(Клик - исчезает веник)

Слайд 5

Ребята, а в таком виде разве можно отправляться на бал? Конечно нельзя! А в какой одежде мы ходим на праздники? (в праздничной: мальчики в белых рубашках, галстуках, жилетках, брюках; девочки - в нарядных платьях!)

Давайте посмотрим, может быть, у нас получится подарить Золушке платье для бала.

ü Игра «Разрезные картинки»

(Дети собирают разрезные картинки с изображением Золушки в нарядном платье).

Обсудить с ребятами, кому дать «волшебную палочку», чтобы тот превратил платье Золушки в бальный наряд.

Ребята, посмотрите, старое платье Золушки превратилось в прекрасный бальный наряд, а деревянные башмаки - в хрустальные туфельки! Теперь наша Золушка готова ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.

Слайд 6

ü Ребята, наша Золушка благодаря вам, побывала на балу и прислала вам свои изображения (раскраски) на память. Давайте их потом красиво раскрасим и повесим в классе на память о нашем путешествии.

Ребята, в какой сказке мы побывали? Что делали? Чем помогли Золушке?

Понравилось вам быть помощниками? Вам понравилось делать добрые дела и помогать людям? Молодцы.

Кто из вас будет помогать в домашней работе дома? А кто будет помогать мне? А Учителю? А чем вы можете помогать нам? А если вы будете так помогать, тогда ваши родители и мы будем очень рады, что вы выросли и стали настоящими большими помощниками.

А я вам хочу подарить носовые платочки, что бы вы всегда были чистыми и опрятными! Куда мы их положим? (в кармашек)

Похожие статьи