В каком году 27 съезд кпсс. Xxviii съезд кпсс: история последнего съезда партии

XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза — первый съезд после смертей Брежнева, Ю. В. Андропова и К. У. Черненко (генеральным секретарём ЦК партии был уже М. С. Горбачёв) и предпоследний в истории КПСС. Проходил в Москве с 25 февраля по 6 марта 1986. На съезде годы руководства Брежнева были названы периодом застоя.

Смотрю я на трех старых друзей родом из детства:

И лезут почему-то 3 другие фамилии: Кургинян, Спесивцев, Шатров. И вспоминается представление Кургиняна, ставшее уже визитной карточкой на всех телеканалах, - "любимое дитя 27 съезда КПСС". Именно так называл Кургиняна писатель Шатров. Наверное, не зря называл, знал, о чем говорит. Правда, Кургинян в последнее время сильно морщится, когда об этом упоминают. Так кто такой Шатров, кто смог в далеком 1986 году так восторженно оценить будущую звезду интриги?

Ну, во-первых, Шатров - никакой не Шатров, а Маршак. Родом из детства. Помните Самуила Яковлевича Маршака, так это его родственник. Михаил Филиппович Маршак.
Папа - инженер Филипп Семёнович Маршак. Расстрелян в 1938 году.
Мама - Цецилия Александровна Маршак. Арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году. Судя по всему, по делу ЕАК .
Тётя Михаила Шатрова — Нина Семёновна Маршак — первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким,
вторым браком — за советским государственным деятелем А. И. Рыковым.

Осип Аронович Пятницкий
(также Иосиф Орионович, настоящая фамилия Таршис)

Арестован 27 июля 1937 года. 28 июля 1938 года приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. Расстрелян 29 июля 1938 года. Посмертно реабилитирован в январе 1956 года.
Жена — Юлия Иосифовна Соколова-Пятницкая — репрессирована в 1938, умерла в лагере, реабилитирована в 1956 г.
Сын — Владимир Иосифович Пятницкий — руководитель Петербургского общества «Мемориал».

Рыков, Алексей Иванович
народный комиссар внутренних дел РСФСР (1917), председатель СНК СССР (1924—1930) и одновременно СНК РСФСР (1924—1929)

На пленуме в феврале 1937 исключён из партии и 27 февраля 1937 арестован. Содержался в Лубянской тюрьме. На допросах признал себя виновным. В качестве одного из главных обвиняемых привлечён к открытому процессу (Третий Московский процесс) по делу «Правотроцкистского антисоветского блока». В последнем слове заявил: «Я хочу, чтобы те, кто ещё не разоблачен и не разоружился, чтобы они немедленно и открыто это сделали… помочь правительству разоблачить и ликвидировать остатки охвостья контрреволюционной организации». 13 марта 1938 был приговорён к смертной казни и 15 марта расстрелян на Коммунарском полигоне. В 1957 подавалась заявка на реабилитацию Рыкова, но её отклонили. Рыков был полностью реабилитирован Главной Военной прокуратурой СССР в 1988. В том же году восстановлен в КПСС.
Дочь — Наталья Алексеевна Перли-Рыкова (родилась 22 августа 1916), в 1939, 1946 и 1950 годах была осуждена ОСО. 18 лет провела в лагерях. Реабилитирована в 1956 г.

Так что можете себе представить, каково было Шатрову-Маршаку. Тем не менее, он сделал блестящую карьеру.

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным ). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса — «Чистые руки».Лауреат Государственной премии СССР (1983 ), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982 ) и ордена Дружбы народов (1984 ).
Его пьесы ставят в театрах. Но, похоже, биография родственников дает о себе знать.

О его политических взглядах, мы можем судить по следующим фактам биографии:

В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель».
«Апрель» — всесоюзная ассоциация писателей в поддержку Перестройки . Организация, объединившая советских писателей, литературных критиков, публицистов и журналистов, выступающих в поддержку политических и экономических реформ М. С. Горбачева. Название организации демонстрирует отсыл к апрельскому пленуму ЦК КПСС 1985 года, на котором был объявлен курс на Перестройку.
Участники организации активно выступали с публицистическими статьями в литературных и общественно-политических журналах демократической направленности, в частности таких, как «Огонёк», «Знамя», «Нева», «Юность» и др.
С 1989 ассоциация писателей «Апрель» совместно с советско-британским издательством «Интер-Версо» издавала литературно-художественный и общественно-политический альманах «Апрель». В нём печатались Фазиль Искандер, Булат Окуджава, Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Андрей Вознесенский, Анатолий Приставкин, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц, Евгения Ясина, Лидия Чуковская, Людмила Петрушевская, Даниил Гранин, Лев Разгон, Татьяна Бек, Борис Чичибабин, Алла Гербер, Галина Дробот, Григорий Померанц и многие другие известные писатели и общественные деятели.

Потом неожиданно в середине 1990-х Шатров оказывается президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва — Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы (34-этажная гостиница в центре Москвы, расположенная на острове между Москвой-рекой и Водоотводным каналом. Отель является одним из самых высоких зданий в Москве. Принадлежит швейцарской группе «Swissôtel Hotels & Resorts», насчитывающей 28 отелей высшего класса, расположенных в крупнейших городах мира. Открытие гостиницы состоялось в июле 2005 года.). По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой. Прям, как Кургинян.

9 декабря 2000 года вошел в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии Горбачева.

Кстати, вторая жена — актриса Ирина Мирошниченко. Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского.

У них даже жены переходящие.

Ну, а для того, чтобы вы поняли, какую роль сыграл Шатров в годы Перестройки, приведу цитату Нины Андреевой из её знаменитого письма:

Не могу поступаться принципами

Наверное, не одной мне бросилось в глаза, что призывы партийных руководителей повернуть внимание "разоблачителей" еще и к фактам реальных достижений на разных этапах социалистического строительства, словно бы по команде, вызывают новые и новые вспышки "разоблачений". Заметное явление на этой, увы, неплодоносящей ниве - пьесы М. Шатрова. В день открытия XXVI съезда партии (1981г) мне довелось быть на спектакле "Синие кони на красной траве". Помню взвинченную реакцию молодежи в эпизоде, когда секретарь Ленина пытается поливать из чайника его голову, перепутав с незаконченной глиняной скульптурной моделью. Между прочим какая-то часть молодых людей пришла с заранее подготовленными транспарантами, смысл которых сводится к тому, чтобы смешать с грязью наше прошлое и настоящее... В "Брестском мире" Ленин по воле драматурга и постановщика преклоняет перед Троцким колени. Этакое символическое воплощение авторской концепции. Дальнейшее развитие она получает в пьесе "Дальше... дальше... дальше!" Конечно, пьеса - не исторический трактат. Но ведь и в художественном произведении правда обеспечивается не чем иным, как позицией автора. Особенно, если речь идет о политическом театре.

Позиция драматурга Шатрова обстоятельно и аргументированно проанализирована в рецензиях ученых - историков, опубликованных в газетах "Правда" и "Советская Россия". Хочу высказать и свое мнение. В частности, нельзя не согласиться с тем, что Шатров существенно отходит от принятых принципов социалистического реализма. Освещая ответственнейший период в истории нашей страны, он абсолютизирует субъективный фактор общественного развития, явно игнорирует объективные законы истории, проявляющиеся в деятельности классов и масс. Роль пролетарских масс, партии большевиков низведена здесь до "фона", на котором развертываются действия безответственных политиканов.

Рецензенты, опираясь на марксистско-ленинскую методологию исследования конкретных исторических процессов, убедительно показали, что Шатров искажает историю социализма в нашей стране. Предмет неприятия - государство диктатуры пролетариата, без исторического вклада которого нам сегодня и перестраивать-то было бы нечего. Далее автор обвиняет Сталина в убийствах Троцкого и Кирова, в "блокировании" больного Ленина. Но разве мыслимо бросаться тенденциозными обвинениями по адресу исторических деятелей, не утруждая себя доказательствами...

К сожалению, рецензентам не удалось показать, что при всех своих авторских претензиях драматург не оригинален. Мне показалось, что по логике оценок и аргументов он очень близок к мотивам книги Б. Суварича, изданной в 1935 году в Париже. В пьесе Шатров вложил в уста действующих лиц то, что утверждалось противниками ленинизма относительно хода революции, роли Ленина в ней, взаимоотношений членов ЦК на различных этапах внутрипартийной борьбы... Такова суть "нового прочтения" Ленина Шатровым. Добавлю, что и автор "Детей Арбата" А. Рыбаков откровенно признал, что отдельные сюжеты заимствованы им из эмигрантских публикаций.

Вскоре после февральского Пленума в "Правде" опубликовано было письмо "По новому кругу?", подписанное восемью нашими ведущими театральными деятелями. Они предостерегают против возможных, по их мнению, задержек в постановке последней пьесы М. Шатрова. Этот вывод делается из появившихся в газетах критических оценок пьесы. Авторы письма почему-то выводят авторов критических рецензий за скобки тех, "кому дорого Отечество". Как же это сочетается с их же желанием "бурно и страстно" обсуждать проблемы нашей давней и недавней истории? Выходит, свое мнение позволительно иметь только им?

Короче, Шатров - последовательный сторонник Горбачева. Был и от своих убеждений не отказался до смерти. Вот он и назвал восторженно Кургиняна "любимым дитя 27 съезда КПСС".

P.S.

Надеюсь, что вы по достоинству оцените и дискуссию, развернувшуюся по этим ссылкам - доставило:
http://roman-romets.livejournal.com/102114.html
http://roman-romets.livejournal.com/102595.html
Похоже, друзьям, родом из детства, надо срочно продавать недвижимость на Рублевке, пока когнитарии сами о ней не рассказали.

2 июля исполняется 20 лет с того дня, как начал работу XXVIII съезд КПСС. Это был последний в истории партии.

Из-за внутренних разногласий Съезд не смог принять новую программу, ограничившись программным заявлением. Тем не менее, в своей заключительной речи при закрытии съезда Горбачев еще раз подчеркнул, что партия "должна решительно и без опоздания перестраивать всю свою работу и все структуры на базе нового устава и программного заявления съезда с тем, чтобы в новых условиях эффективно выполнять свою роль партии авангарда".

ХХVIII съезд после острой дискуссии утвердил партийную "платформу", фактически отменявшую программу 1986 г. и декларировавшую постепенный переход КПСС на позиции "демократического социализма" .

В новый устав был включен параграф 22, который, несмотря на слабые оговорки, практически узаконил федерализацию партии, провозгласив самостоятельность республиканских партийных организаций и предоставив им право разрабатывать собственные программные и нормативные документы, то есть иметь собственные программы и уставы. Принятие этого параграфа означало ликвидацию КПСС как единой политической партии и одновременно устраняло последние слабые преграды на пути к разделу СССР.

Новый устав устанавливал выборность генерального секретаря ЦК на съезде. Учреждалась также выборная на съезде должность заместителя Генерального секретаря.

Состоявшийся по окончании XXVIII съезда пленум ЦК КПСС (13-14 июля 1990 г.) избрал политбюро ЦК КПСС, впервые без кандидатов в члены. Произошло полное обновление Политбюро, за исключением Генерального секретаря. В состав политбюро впервые в истории не вошли руководители правительства и главных политических ведомств.

Так закончился XXVIII партийный съезд, оказавшийся в истории партии последним. Внутри КПСС оформилось несколько противостоящих друг другу течений. А вскоре началось создание новых партий социал-демократической и либеральной ориентации.

Противостояние реформаторских и консервативных сил привело к обострению кризисных явлений в партии и обществе. В июне 1991 г. на пленуме ЦК КПСС Михаил Горбачев подвергся резкой критике, в ответ на которую он заявил, что подает в отставку с поста Генерального секретаря. Отставка была отклонена, так как грозила развалом самой КПСС.

29 августа 1991 г. Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС на всей территории СССР. Полный запрет деятельности КПСС и Компартии РСФСР был осуществлен указом президента РСФСР Бориса Ельцина 6 ноября 1991 г.

В 1992 г. и последующие годы в России был создан ряд коммунистических партий и организаций, крупнейшей из которых является Коммунистическая партия Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

] Под редакцией Ем. Ярославского.
(Москва: Партийное издательство (Партиздат), 1933. - Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б). Протоколы съездов и конференций Всесоюзной Коммунистической партии (б). Пролетарии всех стран, соединяйтесь!)
Скан, OCR, обработка, формат Djv, Pdf: Сергей Минеев, 2019

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    От редакции (3).
    ПРОТОКОЛЫ СЪЕЗДА
    От редакционной комиссии (5).
    ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ (вечером 18 марта) (7-34).
    Открытие Лениным съезда - речь Ленина (7-9); выборы президиума (9-10); секретариата (10); мандатной комиссии (Ю); ревизионной комиссии (10-11) и редакционной комиссии (11); принятие регламента (11); обсуждение порядка дня съезда (11-12); речь Каменева по поводу годовщины Парижской коммуны (12-13); приветствие Красной армии (13); приветствие Радека (13); избрание почетных членов президиума (14); обсуждение первого пункта порядка дня - отчет ЦК - доклад Ленина (14-28); прения по отчету ЦК - выступления Александрова (28); Осинского (29-31); Варейкиса (31); Ломова (31-32); Крылова (32); обсуждение резолюции по отчету ЦК (33-34); принятие резолюции (34); принятие решения об организации на съезде трех секций (34).
    ЗАСЕДАНИЕ ВТОРОЕ (утром 19 марта) (35-76).
    Приветственная речь Лозовского от имени социал-демократов-интернационалистов (35-36); обсуждение второго пункта порядка дня - партийная программа (36-76); доклад Бухарина (36-49); доклад Ленина (50-66); принятие «Обращения» (67); прения по докладам о программе (67-76); речь Подбельского (67-69); Ломова (69-70); Рязанова (70-03); Красикова (73-74); Крыленко (74-76).
    ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ (вечером 19 марта) (77-118).
    Приветственная речь Альберта от имени иностранных делегатов I конгресса Коминтерна (77); продолжение прений по вопросу о программе (77-118); речь Юренева (77-79); Пятакова (79-83); Томского (83-86); Суницы (86-89); Германа (89-91); Осинского (91-96); Рыкова (96-100); заключительное, слово Ленина (101-109); Бухарина (109-116); принятие резолюции о проекте программы (116-117); выборы программной комиссии (117-118).
    ЗАСЕДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ (утром 20 марта) (119-161).
    Обсуждение третьего пункта порядка дня - отношение к Коммунистическому Интернационалу (119-145); доклад Зиновьева (119-141); прения по вопросу о Коминтерне (141-145); речь Торчинского (141-142); Милютина (143); заключительное слово Зиновьева (143-145); принятие резолюции (145); обсуждение п. 4 порядка дня - военное положение (145-160); доклад Сокольникова (146-155); содоклад В. Смирнова (155-160); предложение Сапронова (161).
    ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СЕКЦИИ (вечером 20 марта) (162-188).
    Доклад Зиновьева (162-164); содоклад Осинского (165-169); выступления Ногина (169-171); Сапронова (171-173); Сосновского (173-176); Скрыпника (176-177); Аванесова (177-179); Кагановича (179-181); Муранова (181); Игнатьева (182-183); заключительное слово Осинского (184-185); Зиновьева (185-187); принятие резолюции (187); выборы комиссии (188).
    ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОНННОЙ СЕКЦИИ (утром 21 марта) (89-227).
    Доклад Осинского (189-199); выступления Игнатова (199-201); Антонова (201-203); Сапронова (903-203); Волина (205-207); Аванесова (207-211); Минькова (211-213); Мгеладзе (213-215); Кагановича (215-217); Лациса (217-218); заключительное слово Осинского (218-220); Зиновьева (220-226); принятие резолюции (227).
    ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ АГРАРНОЙ СЕКЦИИ (вечером 20 марта) (228-250).
    Доклад Кураева о земельной политике (228-243); прения по вопросу о земельной политике - выступления Горшкова (243-244); Лишаева (244-245); Милютина (245-248); Пахомова (248-249).
    ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ АГРАРНОЙ СЕКЦИИ (утром 21 марта) (251-259).
    Открытие частного совещания (251); доклад Костеловской о работе в деревне (251-255); открытие заседания аграрной секции (256); прения по докладу Кураева о земельной политике - выступления Иванова (256-257); Полянина (257-258); Милюкова (258-259).
    ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ АГРАРНОЙ СЕКЦИИ (вечером 22 марта) (260-272).
    Продолжение прений по докладам о земельной политике и о работе в деревне (260-272); выступление председателя (Луначарского) с предложением о порядке дальнейшей работы (260); выступления Кураева (260) Филиппа (261); Милютина (261-262); Судика (263); Павлова (263); Панфилова (263-264); Савельева (264); Квасникова (264-265); Пахомова (265); Иванова (265-266); Сергушева (266); Митрофанова (266-270); Луначарского (270); Иванова (270-271); Милютина (271); Луначарского (271); Митрофанова (271); Немцева (271); Минина (272); Пэлиткова (272); выборы комиссии (272); закрытие секции (272). Сообщение редакционной комиссии о протоколах заседания военной секции и закрытого пленарного заседания съезда (272).
    ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТОЕ (утром 22 марта) (273-301).
    Выборы комиссии для выработки резолюции по военному вопросу (273); отчет мандатной комиссии - доклад Стасовой (273-274); прения по отчету - выступления Минкова (274); Ветошкина (275); заключительное слово (276); утверждение отчета мандатной комиссии (277); обсуждение организационного вопроса (277-301); доклад Зиновьева (277-294); дополнительные доклады: Сосновского - о печати (94-295); Коллонтай - о работе среди женщин (295-300); Шацкина - о работе среди молодежи (300-301).
    ЗАСЕДАНИЕ СЕДЬМОЕ (вечером 22 марта) (302-336).
    Продолжение обсуждения организационного вопроса (302-324); содоклад Осинского (302-313); поения по организационному вопросу - выступления Сапронова (313-315); Луначарского (316-318); заключительное слово Осинского (318-321); оглашение Зиновьевым радиотелеграммы о провозглашении в Венгрии Советской республики (321); речь Руднянского (321-322); поручение Ленину послать по радио приветствие правительству Советской Венгрии (322); продолжение обсуждения организационного вопроса - заключительное слово Зиновьева (322-324); принятие в основу резолюции и трех дополнительных резолюций (324); доклад ревизионной комиссии (325); утверждение доклада (323); обсуждение доклада программной комиссии (326-335); доклад Каменева (326-335); оглашение председателем дополнительных сведений по поводу событий в Будапеште (333); продолжение обсуждения доклада программной комиссии - выступление Пятакова с оглашением поправки (335-336); голосование (336); принятие программы партии (336).
    ЗАСЕДАНИЕ ВОСЬМОЕ (вечером 23 марта) (337-364).
    Обсуждение доклада комиссии по вопросу о военной политике (337-338); доклад Ярославского (337-338); принятие резолюции (338); обсуждение вопроса о порядке выборов ЦК (338-339); обсуждение доклада о работе в деревне (339-361); доклад Ленина (339-353); выступления Луначарского (353); Пахомова (353-356; Ленина (357); Луначарского (357); внеочередное заявление Садуля с почтением памяти расстрелянной Жанны Лябурб (357-358); продолжение прений о работе в деревне - выступление Панфилова (358-361); принятие резолюции (361); выборы ЦК (361); речь Ленина при закрытии съезда (361-364); закрытие съезда (364).
    МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДА (365-429).
    I. Резолюции и постановления (365-425).
    1. По отчету Центрального комитета (365).
    2. О проекте программы (365).
    3. Программа РКП(б) (379).
    4. О Коммунистическом Интернационале (401).
    5. По военному вопросу. (401-411).
    А. Общие положения (401).
    Б. Практические меры (410).
    6. По организационному вопросу (411-417).
    А. Партийное строительство (411-415).
    1. Рост партии (411).
    2. Связь с массами (412).
    3. Центральный комитет и местные организации (412).
    4. Внутренняя структура Центрального комитета (413).
    5. Национальные организации (413).
    6. Существование специальных организаций (414).
    7. Централизм и дисциплина (414).
    8. Распределение партийных сил (414).
    9. Подготовка партийных работников (414).
    10. «Известия ЦК» (414).
    11. Партийный устав (415).
    Б. Советское строительство (415-416).
    1. Состав ВЦИК (415).
    2. Президиум ВЦИК (415).
    3. Советы и исполкомы (415).
    4. Привлечение в советы всех трудящихся (415).
    5. Социалистический контроль (415).
    В. Взаимоотношения между партией и советами (416-417).
    7. Об отношении к среднему крестьянству (417).
    8. О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне (420).
    9. О работе среди женского пролетариата (423).
    10. О работе среди молодежи (423).
    11. О партийной и советской печати (424).
    12. О Центральном комитете (425).
    13. О ревизионной комиссии (425).
    II. Приветствия VIII съезда РКП(б) (426-427).
    1. Коммунистическому Интернационалу (426).
    2. Красной армии (426).
    3. Правительству Венгерской Советской республики (426).
    4. Товарищу Лорио (426).
    5. Товарищу Радеку (427).
    III. Обращение VIII съезда РКП(б) к партийным организациям (428).
    IV. Регламент съезда (429).
    ПРИЛОЖЕНИЯ (430-471).
    I. Отчеты ЦК РКП(б) (430-447).
    А. Организационный отчет Центрального комитета (430-445).
    1. Организаторская работа (430).
    2. Деятельность секретариата (430-433).
    а) Отчеты, доклады, переписка (430).
    б) Прием делегатов (432).
    в) Анкеты (433).
    3. Издательская деятельность (433).
    4. Отчет Центрального бюро мусульманских организаций РКП (большевиков) (433).
    5. Отчет о деятельности Федерации иностранных групп (434-439).
    а) Общий отчет (434).
    б) Отчет Немецкой группы (436).
    в) Отчет Венгерской группы (437).
    г) Отчет ЦК Чешско-словацкой группы (438).
    д) Отчет Южно славянской группы (438).
    6. Связь с организациями (439).
    Б. Кассовый отчет Центрального комитета РКП(б) (448-449).
    II. Обращение Секретариата ЦК РКП(б) (448).
    III. Состав съезда, его секций и комиссий (449-465).
    1. Делегаты с решающим голосом (449).
    2. Делегаты с совещательные голосом (459).
    3. Организационная секция (463).
    4. Военная секция (464).
    5. Аграрная секция (464).
    6. Президиум (465).
    7. Секретариат (465).
    8. Программная комиссия (465).
    9. Организационная комиссия (465).
    10. Военная комиссия (465).
    11. Аграрная комиссия (465).
    12. Ревизионная комиссия (465).
    13. Мандатная комиссия (465).
    14. Редакционная комиссия (465).
    IV. Анкета о личном составе съезда (466-470).
    V. Фактическая поправка (471).
    ПРИМЕЧАНИЯ (472-517).
    УКАЗАТЕЛИ (519-557).
    Словарь-указатель имен (519).
    Предметный указатель (548).
    ИЛЛЮСТРАЦИЯ
    Обложка книги: «VIII съезд Российской коммунистической партии (большевиков)» - 1919 г. (3).

От редакции: Восьмому партийному съезду принадлежит выдающееся место в истории нашей партии. На этом съезде была принята и поныне действующая программа партии. С этим съездом связаны постановление о прочном союзе с средним крестьянством и другие решения, имеющие всемирно-историческое значение...

«Обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Создать необходимые условия для трудового обучения учащихся и овладения каждым выпускником средней школы одной из массовых поофессий».

Из Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года.

С. Н. ВОЛКОВ, директор школы № 483 Люблинского района Москвы

Начало нового учебного года-это всегда шаг в будущее, всегда напряжение старта. Но никогда, пожалуй, школа еще не стояла перед лицом таких перемен, не привлекала такого всенародного внимания, как сейчас. Это и понятно: стране нужны не просто образованные, а творчески мыслящие, всесторонне развитые люди.

Тех знаний, которые давала школа прежде, теперь явно недостаточно. И не в том дело, что школьнику нужна и профессиональная подготовка. Надо более активно формировать его личность, его стремления и идеалы, его отношение к жизни.

Хотя обучение и воспитание всегда теоретически признавались двумя равноправными сторонами педагогического процесса, фактически, в школе лидерствовало обучение. А я считаю, что сейчас настало время, когда ведущее место должно занять воспитание.

Возможно, многие педагоги со мной не согласятся. Даже в нашей школе есть великолепные, талантливые учителя, считающие главным обучение. Но эта разница мнений не мешает нам дружно работать.

О трудовом воспитании наш коллектив задумывался уже давно. Три года назад с помощью Автозавода имени Ленинского комсомола начали возводить школьный учебно-производственный цех. Но тогда мы еще четко не представляли себе, чем и как будут заниматься ребята. Полная ясность была внесена после опубликования документов о реформе общеобразовательной и профессиональной школы.

Ноябрь-декабрь 1985 года останутся в нашей памяти, в истории школы: это было время, когда почти все ребята-со 2-го по 9-й класс-пришли во вновь построенный цех и заняли свои рабочие места.

А цех-огромный, двухэтажный, его площадь-чуть ли не тысяча квадратных метров, на которых размещены три производственных участка, класс информатики и вычислительной техники.

На токарном участке-современное оборудование, в том числе 5 станков с числовым программным управлением; на швейном-швейные машины промышленного класса; на участке сборки изделий-специальные столы. Самые младшие-второклассники-проводят здесь урок труда, овладевая сборкой самого простого комплекса-патрона и лампочки, а ребята постарше-от четвертого до шестого-собирают уже поручни салона автомобиля, велосипедные зеркала.

Для десятиклассников на АЗЛК подготовлено 45 рабочих мест: 18- в станкоинструментальном производстве, 15-в сборочно-кузовном и 12-в управлении организации производства.

Если я добавлю, что в классе информатики и вычислительной техники у нас установлено 10 дисплеев, станет ясно, какие огромные средства вложены заводом и государством в оборудование школы. Но эти вложения не оправдают себя, не дадут " должного результата, если мы не воспитаем у ребят потребности трудиться, не дадим им увидеть, прочувствовать, каким творческим может быть труд рабочего и каким интересным, духовно богатым может быть образ его жизни.

Это поняли и педагоги, и руководители АЗЛК. Ребятам открыты двери заводского Дворца культуры-здесь можно заниматься в кружках, слушать музыку, смотреть спектакли. Им доступен заводской спорткомплекс-плавай в бассейне, бегай, прыгай, катайся на коньках! Наших октябрят принимают в пионеры в музее АЗЛК, у наших старшеклассников есть возможность бывать и в заводском комитете комсомола, и в партийном комитете, и даже в кабинете генерального директора. А еще чаще мы принимаем руководителей завода у себя-принимаем как гостей, как друзей, как людей, с которыми мы решаем общие задачи:-

О качестве работы педагогического коллектива принято судить по тому, сколько" выпускников школы поступает в вузы. Не спорю-это серьезный показатель глубины и прочности знаний, полученных в школе. Но меня не меньше радует количество выпускников, связавших свою судьбу с заводом, ибо это один из показателей их социальной зрелости.

Было, например, очень приятно, что десятиклассница нашей школы, Наташа Новикова, одной из первых среди школьниц столицы откликнулась на призыв девушек-автозаводцев: «Нас ждут станки с-ЧПУ».

Десятиклассники нашей школы получают вместе с аттестатом зрелости и свидетельство о приобретении одной из очень современных, очень нужных сегодняшнему народному хозяйству профессий: оператор станков с ЧПУ; оператор ЭВМ; наладчик робототехники. Они могут пойти на АЗЛК или на другой завод, стать квалифицированными рабочими. А потом, может быть, кто-то из них и поступит в технический вуз-вечерний, заочный, какой угодно.

Массовое поступление из десятого класса в институты мне представляется достижением вчерашнего дня. Ведь немало людей с таким скороспелым высшим образованием работают не по специальности, занимают случайные должности. Какая нерациональная затрата средств, времени, сил, какой ущерб и для общества, и для личности!

Недавно, в июне, мы устраивали выпускной вечер восьмиклассников. 15 ребят проводили в ПТУ № 148 при АЗЛК, кого-то-в медицинские и педагогические училища, кого-то-в девятый класс- И всех школа напутствовала: учитесь, работайте, проверяйте свой выбор! Один восьмиклассник поступил в спецшколу при биологическом факультете МГУ. Школа выявила у этого подростка склонность к естественным наукам, и мы убеждены, что это будет его призванием.

Дать школьнику правильный совет о выборе профессии-дело очень ответственное и очень нелегкое. Для этого надо обладать знаниями в области педагогики, психологии, физиологии, знать основные особенности многих профессий, Специалистов по профориентации пока в стране мало. Со временем они, конечно, будут. А что делать сегодня? Мы стремимся к тому, чтобы профессиональной ориентацией занимался каждый педагог, и это требует, известной перестрсйки его,.если можно так сказать, «педагогического сознания».

Мы создали в школе кабинет профориентации, которым ведает заместитель директора по учебно-производственной работе. Каждый школьник знает-сюда можно прийти в определенные часы, получить консультацию. Мы в силах применить здесь такие традиционные методы, как анкетирование, провести тесты. Но никакие разовые тесты, никакие отдельные лабораторные данные не дадут такого эффекта, какой дает постоянное вдумчивое наблюдение за учеником. Ведь если дело в школе поставлено хорошо, то, по существу, учитель и ученик включены в многолетний эксперимент. Видишь ученика изо дня в день, видишь за партой, у станка, в туристском походе, в спортивном зале, работаешь вместе с ним, и он проявляется настолько ярко и выпукло, настолько динамично, что уже легко становится понять его склонности, оценить возможности. И думается, что сегодня мы должны не пассивно ждать специалистов по профориентации, а становиться такими специалистами.

И еще: у школы должны быть традиции профессиональной ориентации. Мы, например, не скрываем своих пристрастий к АЗЛК. Но главная наша задача-воспитать не обязательно автомобилестроителя, но обязательно человека, который в любую отрасль пришел бы с готовностью трудиться с полной отдачей, вносить в свое дело элементы новаторства, быть коллективистом в самом высоком смысле этого слова.

С трибуны XXVII съезда КПСС очень четко прозвучала мысль: намеченные планы социально-экономического развития страны станут реальностью лишь при условии напряженного эффективного труда каждого советского человека. «Что мы сами сделаем, то у нас и будет, так мы и будем жить»,- сказал в Политическом докладе съезду М.С.Горбачев.

Эту непреложную истину постигает в своем конкретном труде каждый человек. Ее обязательно должны постичь и те, кто стоит на пороге самостоятельной жизни:

Как мы подводим к этому своих учеников? Есть, например, в школе туристский клуб. Ребята постарше ходят в дальние походы, ездят по стране; летом отправляются даже в Заполярье. Но туристам необходимо снаряжение-палатки, спальные мешки, нужны деньги для поездок. Школа, конечно, таких фондов не имеет. И клуб оснащается за счет тех средств, которые ребята сами зарабатывают в учебно-производственном цехе и на заводе.

Да, наши школьники получают деньги. Некоторых ото смущает. А мне думается-правильно! Портят ребенка деньги даровые, выпрошенные у родителей, полученные нечестным путем, а трудовая, копейка воспитывает.

Вопрос о том, как истратить свой заработок, ребята решают сами на классных собраниях. Деньги идут на нужды класса-на походы в театр, экскурсии, приобретение книг, оборудования для наших технических кружков, для студии музыкально-эстетического воспитания. И становится очевидным: лучше поработаешь-будешь интереснее жить!

Но есть во всем этом еще одна сторона: получая какие-то блага, пусть и заработанные, надо уметь (и хотеть!) делиться с другими. И этому мы тоже исподволь учим детей.

Школа имеет прекрасный стадион, построенный, кстати, тоже с помощью АЗЛК. Утром на стадионе идут занятия физкультурой, а вечером здесь собирается молодежь чуть ли не всего микрорайона-играют, устраивают соревнования. И никогда никаких конфликтов, драк, хулиганских поступков, никогда старшие не обижают младших. Такой здесь стиль, такой порядок.

Тот же туристский клуб работает не в «узком кругу»-энтузиасты туризма организуют походы для всей школы.

Недавно мы у себя в школе по примеру Дворца культуры АЗЛК проводили праздник «Отдыхаем всей семьей». Все дети-от первого до десятого класса-пришли с родителями, и одновременно в школе оказалось полторы тысячи человек. Мы предоставили им актовый зал, стадион, цех-все, чем располагаем! Были у нас и соревнования «Мама, папа и я-спортивная семья», и концерт, и игры-вместе с родителями и учителями, и угощение, приготовленное ребятами. Впервые проведя такой день, мы подумали, что традиционная педагогика подчас не использует простых и доступных средств укрепления связи семьи и школы. А ведь Программа КПСС в ее новой редакции в числе мер, призванных улучшить обучение и воспитание подрастающего поколения, называет именно углубление взаимодействия семьи, школы и трудового коллектива.

Сейчас в школе родилась идея: создать клуб для родителей. Здесь они не станут обсуждать успеваемость и дисциплину своих детей-для таких обсуждений существуют родительские собрания, встречи с классными руководителями. Здесь они будут вместе с детьми устраивать интересные экскурсии, театральные вечера, может быть, лекции и диспуты. В общем, предполагается, что в клубе родители будут работать вместе с детьми и учителями, вместе будут разрабатывать элементы здорового образа жизни.

Вот такой широкий круг задач и действий диктует нам школьная реформа. А если все эти задачи слить воедино, то, вероятно, можно сказать: мы, все вместе-педагоги, родители, руководители предприятий, должны воспитывать подрастающее поколение здоровым физически и нравственно, должны выработать у каждого молодого человека жизненный девиз: «Я отвечаю за все!»

РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель Период застоя Перестройка Партийная организация Политбюро… … Википедия

Двадцатый съезд КПСС, состоялся в Москве 14 25 февраля 1956. Наиболее известен осуждением культа личности и, косвенно, идеологического наследия Сталина. Содержание 1 Общие сведения … Википедия

- (28) XXVIII съезд КПСС. (Июль 1990 г.) … Википедия

Значок, выпущенный к XXII съезду КПСС XXII съезд КПСС состоялся 17 ок … Википедия

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 5 октября по 14 октября 1952. Первый Съезд после 1939 года. Численность партии к этому времени составляла около 6 млн членов и около 900 тыс. кандидатов. На… … Википедия

Почтовая марка, выпущенная к XXIII съезду КПСС XXIII съезд Коммунистической партии Советского Союза Проходил в Москве с 29 марта по 8 апреля 1966 На Съезде пр … Википедия

Почтовая марка, выпущенная к XXIV съезду КПСС XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 30 марта по 9 апреля … Википедия

Основная статья: Коммунистическая партия Советского Союза XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 23 февраля по 3 марта 1981 года. На съезде присутствовало 4994 делегата … Википедия

XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза проходил в Москве с 24 февраля по 5 марта 1976 года. На съезде присутствовало 4998 делегатов. Содержание 1 Порядок дня 2 Решения Съезда … Википедия

Книги

  • Совершенствование управления. От экспериментов к широкой практике , А. И. Милюков. XXVII съезд КПСС поставил задачу осуществить радикальную реформу системы управления. В двенадцатой пятилетке предстоит перевести все отрасли экономики на новые методыхозяйствования, брошюре…
  • Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза , М. С. Горбачев. XXVII съезд КПСС собрался на крутом переломе в жизни страны, современного мира в целом. Мы начинаем работу с чувством глубокого понимания своей ответственности перед партией и советским…

Похожие статьи