Святой Павел (линейный корабль). Чертежи парусных кораблей Линейный корабль «Ингерманланд»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Святой Павел»
Служба: Россия
Класс и тип судна 80-и пушечный корабль
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Черноморский флот
Изготовитель Николаевская верфь
Автор корабельного чертежа С. И. Афанасьев
Корабельный мастер С. И. Афанасьев, А. П. Соколов
Строительство начато 20 ноября 1791 года
Спущен на воду 9 августа 1794 года
Введён в эксплуатацию 1795 год
Выведен из состава флота 1810 год
Основные характеристики
Длина между перпендикулярами 54,9
Ширина по мидельшпангоуту 15,2
Осадка 6,3 (6,25 )
Движитель паруса
Экипаж 813/875 человек
Вооружение
Общее число орудий 90/84/82
Орудий на гондеке 24 36-фунтовых пушки и 6 1-пудовых единорогов
Орудий на опердеке 26 24-фунтовых пушки и 6 1-пудовых единорогов
Орудий на шканцах 22 6-фунтовых пушек (вместе с баком)

«Святой Павел» - парусный 80-пушечный линейный корабль Черноморского флота России . Название кораблю дал император Павел I 17 августа 1797 года .

История службы

Во главе эскадр вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова находился в практических плаваниях в Чёрном море в и мае-июне 1798 года .

13 октября в составе эскадры русского флота принимал участие в высадке десанта на остров Занте, 2 ноября в бомбардировке крепости на острове Святой Мавры и высадке десанта, вынудив защитников крепости капитулировать. 9 ноября во главе эскадры подошёл к Корфу , где присоединился к блокаде крепости . 22 ноября вёл бой с французским корветом «Genereux», пытавшимся прорваться море .

20 декабря в составе эскадры с десантом на борту корабль вышел из Неаполя к Мальте . 24 декабря суда прибыли в Мессину, где был получен Высочайший приказ о возвращении в Россию. 31 декабря 1799 года эскадра вышел из Мессины и к 7 января следующего года прибыла в Корфу, где «Святой Павел» подвергся ремонту. 6 июля 1800 года корабли эскадры вышли из Корфу в Севастополь , куда прибыли 26 октября.

В ноябре 1804 года принимал участие в доставке десанта на Корфу, но из-за густого тумана 6 ноября не сумел войти в Босфор и вынужден был стать на якорь. Попав в сильный шторм получил серьезные повреждения грот- и бизань-мачт, фор-стеньги, руля и корпуса. В трюме корабля открылась течь. Корабль понесло к берегу, и экипажу с трудом удалось удержать судно на двух якорях. 13 ноября «Святой Павел» был отбуксирован турецкими гребными судами в Буюк-дере, где стоял на ремонте с 5 января по 28 февраля 1805 года. После ремонта корабль вернулся в Севастополь, где использовался как плавбатарея и брандвахта. В море больше не выходил.

В 1810 году корабль «Святой Павел» разобран в Севастополе .

Командиры корабля

Командирами корабля в разное время служили:

  • И. Я. Перри (1797 год).
  • Ф. П. Лелли (по июль 1798 года).
  • Е. П. Сарандинаки (с июля 1798 года по 1800 год).
  • К. А. Герамуцо (1804-1805 годы и 1809 год).

Напишите отзыв о статье "Святой Павел (линейный корабль, 1794)"

Примечания

Литература

  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. - М .: Воениздат. - (Корабли и суда Российского флота).
  • Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. - 2-е изд. - М .: «Вече», 2007.

Отрывок, характеризующий Святой Павел (линейный корабль, 1794)

– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»


Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

«Святой Павел» — 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота.

Первый линейный корабль, построенный в Николаеве. Название дано императором Павлом I 17 августа 1797 г. Название до этого периода неизвестно.

Корабль строился на Николаевском адмиралтействе с 20 ноября 1791 г. по 9 августа 1794 г. Строители С. И. Афанасьев и А. П. Соколов.

Характеристики: длина — 54,86 м; ширина — 15,24 м; осадка — 6,25.

Количество орудий: 82; 84; 90.

Вооружение к 1792 г. — нижний дек: 13 — 30-фн пушек, 11 — 24-фн чугунных пушек и 2 — 1-пуд. «единорога»; верхний дек: 24 — 12-фн чугунные пушки, 2 — 1/2-пуд. медных «единорога»; шканцы и бак: 16 — 6-фн чугунных пушек, 2 — 18-фн «единорога».

К 1798 г. — нижний дек: 24 — 36-фн пушки и 6 — 1-пуд. «единорогов»; верхний дек: 26 — 24-фн пушек и 4 — 1-пуд. «единорога»; шканцы и бак: 22 — 6-фн пушки.

К 1799 г. — на шканцах и баке: 8 — ‘/2-фн медных пушек, 1 — 4,5-фн чугунная пушка, 2 — 53-фн медных гаубицы, 2 — 53-фн медных мортиры.

Экипаж: 813/875 чел.

Командиры: И.Я. Перри (1797 г.), Ф.П. Лелли (до июль 1798), Е.П. Сарандинаки (с июля 1798 по 1800 г.), К.А. Герамуцо (1804 — 1805, 1809 гг.).

Описание. Двухдечный, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.

Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.

Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.

Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».

Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма — черного цвета. Герб и название — бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон — белые. Гакобортные фонари — бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ф. Ф. Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки — темного дерева. Боканцы и фальшборт юта — белые. Фальшборт от бака до юта — черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи — желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах — бронзовые. Марсы и салинги — натуральное темное дерево. Палуба — светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол — бронзовый. Лафеты пушек — темного дерева, стволы орудий — часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток — белого цвета. Флагштоки стеньг — белые. Руль — некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты — железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева — не очень темного цвета. Ставни орудийных портов — черные. Решетка княвдигеда покрыта позолотой. Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы — черные. Якорей адмиралтейских — четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками. Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, — черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения. На корабле двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.

Прохождение службы. В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вы­ходил в практические плавания в Черное море.

Участвовал в проводимых испытаниях с 30 апреля по 3 мая 1798 г. (вместе с кораблями»Св. Петр», «Св. Захарий и Елисавет», «Св. Троица», «Богоявление Господне»). Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А. С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у «Св. Троицы», чуть лучше — у «Богоявлении Господня» и «Св. Павла».

Участвовал в войне с Францией 1798 — 1800 гг.

31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І от 24 декабря 1799 г. прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу.

26 октября 1800 г. прибыл в Сева­стополь. В июле 1801 г. перешел из Се­вастополя в Николаев, где тимберовался в течение трех лет.

2 ноября 1804 г., приняв на борт 1095 солдат, вышел из Се­вастополя для доставки их на Кор­фу. Из-за густого тумана 6 ноября 1804 г. не смог войти в пр-в Босфор и стал на якорь. Во время сильного штор­ма были сломаны грот- и бизань-
мачты, фор-стеньга и руль, из-за сильных повреждений корпуса во­да стала поступать в трюм. Ветром корабль понесло к берегу, он с трудом удержался на двух якорях.

13 ноября 1804 г. турецкими гребными судами приведен в Буюк-дере, где с 5 января по 28 февраля 1805 ремон­тировался в доке.

12 мая 1805 г. вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, ис­пользовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Се­вастополе.

Корабль вошел в историю военно-морского искусства.

Изображен на памятной медали из серии «300-летие Российского военно-морского флота».

Памятная медаль с изображением корабля «Святой Павел» Святой Павел (модель) Святой Павел

Святой Павел














Схема к описанию осады и взятия Корфу (с обозначением корабля «Святой Павел»)

Источники и литература:

90 (84?)-пушечный линейный корабль «Святой Павел»[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://shipmodeling.uw.hu/svpavel/index.htm .

Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / Ф. Ф. Веселаго. — С.-Пб. : Типография Морского министерства, 1872. — С, 456-457.

Картинная галерея художника Сергея Петровича Панасенко (Михалкина) [Электронный ресурс] / С. П. Панасенко // Геральдика и живопись. Сайт Сергея Панасенко (Михалкина) : веб-сайт. — Режим доступа: http://arms-painting.narod.ru/picture1.htm .

Корабль «Святой Павел» [Электронный ресурс] / Sevastopol.info // Черноморский флот. Информационный ресурс: веб-сайт. — Режим доступа: http://flot.sevastopol.info/ship/parus/lineynie/svyatoy_pavel_2.htm .

Михайлов М. А. Фрегаты, крейсера, линейные корабли / М. А. Михайлов, М. А. Баскаков. — Москва: ДОСААФ, 1986. — С. 174-178.

Памятная медаль «Линейный корабль Святой Павел 1794 г.» [Электронный ресурс] / Министерство культуры Российской Федерации // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. — Режим доступа: http://goskatalog.ru .

Святой Павел (линейный корабль, 1794) [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. // Википедия. Свободная энциклопедия. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Павел_(линейный_корабль,_1794) .

Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х томах / А. Б. Чернышев. — Т. 1. — Москва: Воениздат, 1997. — С. 134-135.

Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России. 1696 — 1891 гг. /А. Б. Широкорад. — Москва: Вече, 2007. — С. 292.

Шитарев В. С. Закат эпохи парусных линкоров / В. С. Шитарев // Двигатель: веб-сайт. — Режим доступа:

IBeRUS > кто знает,очень срочно!По прилагаемому рисунку подскажите был ли здесь синий цвет или какой-то другой, на флагмане Ушакова "Святой Павел"? Очень важный вопрос для нас!Хотелось бы получить какое-либо документальное подтверждение!

С документальными подтверждениями туго.Есть распостраненая цветная схема-корпус черно-белый.
Хотя на рисунке из Дыгало видны 2 синие полоски. Мне они сомнительны, имхо.

Другой стиль модели

Здесь есть цв. фото модели С. П., но стиль модели другой_http://www.nuos.edu.ua/news/nash%D1%96-sudnomodel%D1%96sti-zavoyuvali-%C2%ABzoloto%C2%BB-na-chemp%D1%96onat%D1%96-evropi
Автор "С. П." Сергей Постыкин на фото внизу с Предестинацией.Молодцы николаевцы- дали румынам афидель-дудль!!!

Технические данные корабля «Св. Павел» и рекомендации по постройке и покраске модели

Длина корабля - 54,864 м, ширина - 15,240 м, глубина трюма - 6,25 м.
Корабль «Св. Павел» был двухдечным, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.
Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. 18-весельный барказ на рострах и адмиральский катер помещались на шкафуте.
Между грот-мачтой и бизань-мачтой на шканцах помещались тамбур и трап в нижние помещения, вентиляционные решетчатые люки и два трапа по левому и правому борту на невысокий ют, на котором стояла бизань-мачта. На боканцах у бизань-русленей по правому и левому борту было два рабочих катера, там же, за бизань- мачтой, были установлены штурвал и компас.
Корма и штульцы не имели прошлых пышных украшений, которые были так модны в эпоху стиля рококо. Над окнами верхней галереи был выпуклый государственный герб: двуглавый орел в обрамлении из знамен. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».
Покраска модели. Подводная часть корабля имела цвет натурального дерева. Выше ватерлинии борт красят в черный цвет с белыми полосами, по которым идут черные орудийные порты. Штульцы и корма - черного цвета. Герб и название - бронзового цвета. Кормовой балкон, рамы окон - белые. Гакобортные фонари - бронзовые. Петли руля и ахтерштевня -железные.
Мачты по приказу Ушакова красились охрой, предохраняющей дерево от гниения. Внутренняя часть фальшборта -желтая. Решетчатые люки - темного дерева. Боканцы и фальшборт юта - белые. Фальшборт от бака до юта - черный. Стоячий такелаж тировался, то есть натирался специальным составом смолы и масла и был черного цвета. Бегучий такелаж имел светло-желтый цвет. Блоки и юферсы делались из твердых сортов дерева и имели темно-коричневый цвет. Бушприт, утлегарь и реи - желтого цвета (охра). Бугеля на мачтах - бронзовые. Марсы и салинги - натуральное темное дерево. Палуба - светло-желтого, почти белого цвета с черными стыками. Кормовой флаг: на белом поле синий крест по диагонали, такой же на вымпеле грот-мачты. Судовой колокол - бронзовый. Лафеты пушек - темного дерева, стволы орудий - часть черные (чугунные), часть медные. Кормовой флагшток - белого цвета. Флагштоки стеньг - белые. Руль - некрашеный, расчерченный, имеет цвет темного дерева. Путенсванты - железные, черного цвета. Русленя -черные. Двери, трапы, кнехты натурального дерева - не очень темного цвета. Ставни орудийных портов - черные.
Все некрашеные деревянные части необходимо покрыть масляным или другим бесцветным лаком. Для якорных канатов подойдет черная крученая леска. Решетка княвдигеда покрыта позолотой.
Якорный шпиль, крамбол и якорные клюзы - черные. Якорей адмиралтейских - четыре, по два с каждого борта. Якоря были черными, с деревянными штоками.
Окраска шлюпок следующая: белая подводная часть до привального бруса, выше, до планширя, - черная полоса. На адмиральском катере по черной полосе шли бронзовые украшения.
Артиллерийское вооружение. На нижнем деке (гондеке) двадцать четыре медные 36-фунтовые пушки. В верхнем (опердеке) - двадцать шесть 24-фунтовых орудий. На обоих деках установлено десять единорогов. На шканцах, баке и юте -двадцать четыре чугунные 6-фунтовые пушки.
На корабле «Св. Павел» двойной рогообразный мартин-гик крепился к бушприту при помощи бугеля у бушпритного эзельгофта.

Вот и всё, что было...

PS. Ну Вы, блин, даёте... Фото, что в Трактире висят,где вся "банда бухает", надо было сюда-сюда. Теперь даже неграмотному коту-баюну ясно- синьку долой. А я тут развёл...

Похожие статьи