Потомки лилит. Лилит

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» . В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте . Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откаже
тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь .
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти , вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его» .
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту» . Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб . В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит, до - первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков , который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит - девочка с лилией - Лолита» ? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается - и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать» , но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью» . И не беда, что бессмертные дочери Лилит - вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые - не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества - старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин :
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.

Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины.

Как-то на корпоративной вечеринке ее зам решил проявить галантность и сделать комплимент: «Вы, Валентина Петровна, не женщина, Вы – настоящий мужчина!» Валентина расстроилась, но виду не подала. Тем более что подруги ей регулярно сообщают, что не годится женщине ТАК много работать и СТОЛЬКО зарабатывать. Никакой мужчина рядом не удержится.

Валентине нравится ее работа, она долго шла к ней. Три высших образования, одно из которых получено за границей, приглашения на симпозиумы и конференции, признание зарубежных коллег – все это в активе. А что не так? Нет мужа, нет уверенности в своей женственности.

Начинаем разбираться – и выясняется, что «женственность» для Валентины ассоциируется с домом, пирожками, детьми. Вот такое узкое понимание. И оказывается, что сама Валентина себя к женскому полу причисляет весьма условно. Такая вот печальная история. Все есть для счастья – но для этого надо чувствовать себя женщиной. А с этим как раз проблема.

Удивительно то, что мы живем в XXI веке и обладаем сознанием, заполненным дремучими стереотипами. Согласно этим стереотипам, женщина должна быть пассивной, робкой, эмоциональной, чувствительной, зависимой. Такие же качества, как активность, целеустремленность, уверенность, высокий интеллект приписываются мужчине.

Хотя различия между мужчинами и женщинами сильно преувеличены, многие люди считают, что раз так было на протяжении веков – значит, так должно быть вечно.

Стереотипы меняются медленно. Но вот комбайны, микроволновые печи, кулинарии и кафе заменили женщин на кухне, детский сад и школа взяли на себя часть традиционной нагрузки по воспитанию.

Сегодня браки заключаются в более позднем возрасте, и у большинства женщин 1-2 ребенка. Времени реально больше – того времени, которое женщина может потратить на себя, на свое образование, уход за внешностью, занятия спортом, на хобби. Но стереотипы сильны – и такая женщина часто подвергается осуждению.

А иногда на нее просто ставят клеймо – «ты не женщина». Поэтому так важно понять, как заботится о себе, реализовывать свой жизненный замысел и чувствовать себя женщиной, а не мужчиной в юбке.

Я предлагаю порассуждать о разных типах женщин, и начать с самого начала – с истории сотворения человека. Неважно, верите вы в Бога или нет – вы обязательно слышали о книге Бытия. В первых двух главах книги Бытия излагаются две разные истории сотворения человека.

Так, согласно первому варианту, Господь создает из праха мужчину и женщину. Во второй главе рассказывается совершенно отличная от первой история о появлении человека. Согласно этой версии, Адам был создан из праха, а женщина – из его ребра.

Многие ученые, теологи и просто верующие люди пытались понять и истолковать эти тексты. Воображение порождало множество легенд и мифов. Наиболее ранняя и самая известная версия изложена в апокрифическом еврейском сочинении Алфавит Бен-Сира:

«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: Нехорошо, чтобы Адам был один (Быт 2:18) Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит.

Они немедленно побранились. Она сказала: Я никогда не лягу под тебя!


Он сказал: Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя.

Она отвечала: Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли). Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней».

Всевышний сказал Адаму: Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.» (Алфавит Бен-Сира, 23 а-b).

Согласно легендам, Лилит губит и крадет младенцев. Лилит искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей взамен собственных. Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит», отмечает, что качества, приписываемые Лилит, отражают извечную мужскую боязнь импотенции и потери мужской силы, тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживания всего народа.

Таким образом, перед нами предстают две ипостаси женщины:

Лилит – активная, энергичная, борющаяся за свои права, достигающая своих целей при помощи собственных сил. Своим требованием равенства Лилит ослабляет и разрушает Адама. Такая женщина может отказать мужу, чем несет угрозу самому существованию патриархального общества. Эта женская роль рассматривается как негативная, неправильная и не принимается обществом.

Яркой характеристикой Лилит является стремление к полной, неограниченной свободе. Она выдвигает жестокие требования по отношению к мужчине, хочет видеть в нем «демона» через проявления с его стороны мужества, смелости, безрассудства, ярко выраженной сексуальности.

Все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. Лилит отрицает радость материнства, она не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка.

Ева – покорная, покладистая, послушная, соглашающаяся со своим мужем. Она – символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, потому что рождена из ребра и является «плотью от плоти его». Ева – опора для семьи, для своего мужа, и поэтому данная роль рассматривается как позитивная модель поведения для женщины.

Анализируя этот миф, психоаналитик Виктория Потапова отмечает, что он уникален, потому что не известна другая история, в которой бы женщина восстала против мужчины ради равноправия. Этот миф несет женщине следующее послание: «Если ты захочешь равных со мной прав, если будешь требовательной, настойчивой, свободной, независимой, если будешь иметь собственные сексуальные желания – или нежелания – то ты плохо закончишь: ты станешь ведьмой, нимфоманкой, у тебя не будет детей!»

Вот так женский образ оказывается разделенным на две части. Одна часть, которую можно обозначить как Лилит, является привлекательной для мужчин. Не зря многие женщины в сердцах говорят: мужчины любят стерв. Однако эта часть женщины одновременно пугает – ведь она непредсказуема, она запросто может вступить в конкуренцию – и выиграть ее, может настоять на своем.

Кроме того, эту женщину невозможно контролировать в сексуальной сфере – ведь она знает, чего хочет, и добивается этого! Нежелание Лилит ложиться под Адама символизирует ее стремление к равенству, что пугает мужчину. Это извечный страх мальчика перед всемогущей матерью, который заставляет мужчин оставаться пассивными. Поэтому мужчины ищут и одновременно боятся Лилит.

Вторую часть женского Я символизирует Ева. Ева, хранительница очага, мать и жена, послушная и понимающая, готовая бесконечно приносить себя в жертву ради мужа и семьи. Она надежна, предсказуема, удобна и привычна.

Ева не спорит с мужчиной – она по-хитрому, осторожно внушает ему свои идеи. Именно Ева может всю жизнь оставаться в тени своего мужа, даже если она написала за него докторскую диссертацию, «выбила» продвижение по службе, заработала основную часть семейного бюджета. Главное для Евы – чтобы дома все было хорошо.

Мужчины с трудом принимают проявления Лилит в собственных женах. Лилит – это любовница, компаньонка, соратница, но в качестве жены она слишком пугающая, слишком сложная, требует слишком большого напряжения от мужчины. Ведь она – равная.

Елена вышла замуж за Александра в 24 года. Они были однокурсниками и хорошо понимали друг друга. Родился сын, потом второй. Муж работал в строительной фирме, и после выхода из декрета Елена устроилась туда же. Конечно, было непросто – дети требовали внимания, и первые несколько лет Елена летела после работы домой.

Но вот сыновья подросли, и Елена обнаружила огромный интерес к работе. Стала делать проекты, которые высоко оценили заказчики. Через некоторое время Елене предложили возглавить творческую группу, потом – отдел.

Елена стала замечать, что муж от нее отдаляется. Все попытки поговорить и прояснить отношения наталкивались на стену агрессии. Подруга объяснила все просто – завидует. Александр менее талантлив, и, действительно, еще в университетские годы проигрывал жене.

Елена поняла, что нужно решать серьезную проблему – как сохранить и работу, и семью. Много говорила с мужем, объясняла ему, как ценит их отношения. Но муж куксился и дулся. Один раз проговорился – дескать, сослуживцы подшучивают: кто у вас дома командует, тоже, небось, жена?

В итоге Елена не выдержала – уволилась с работы, пошла в другую фирму, потеряла в зарплате. С мужем отношения наладились, и на новой работе потихоньку завоевывает авторитет, но как-то очень ей от этого грустно.

В этой истории все очевидно – Ева победила Лилит, поскольку было сложно найти компромисс между карьерой и семьей. Мужчины отрицают женское в себе и не допускают проявлений у женщины того, что они считают «мужским».

Поэтому активная, умная женщина будет пугать многих мужчин – неуверенных в себе, слабых, не признающих собственную женскую часть, боящихся женской власти, завистливых, эмоционально незрелых. Эти мужчины предпочитают домашнюю Еву – хотя их все время тянет к Лилит.

Женщина становится женщиной с Другим – мужчиной. Это сложный и тонкий процесс, включающий ее естественные желания – и его ответы на них, ее самовыражения – и его принятие разных аспектов женственности.

Но патриархальная культура, отказывающая женщине в праве быть собой – разной собой, а не только послушной девочкой в руках у мужчины – не дает возможности развивать все свои сильные стороны.

И поэтому зачастую девочки-школьницы не гордятся своими успехами в математике и физике, а стыдятся их – ведь умной женщине сложнее стать объектом поклонения и восхищения. Да и родители частенько подливают масла в огонь: «Моя дочка уже на пятом курсе учится, одни девятки и десятки. Лучше бы мужа себе поискала».

Обесценивание всего, что не относится к «женской» епархии – работы, карьеры, увлечений, характерно для патриархальной культуры. Мужчины будут одобрять вышивание жены крестиком - и завистливо следить за успехами теннисисток, сестер Вильямс, у которых скорость подачи мяча такая же, как у мужчин. Они одобрят даже просмотр сериалов – только не конкурируйте с ними в профессиональной сфере.

Как женщине стать собой? Как не ограничить «женское» ролью матери, жены, сестры и дочери, а также домработницы, посудомойки, повара? Как ей обходиться со своими смелыми мечтами, с желанием экспериментировать, с поисками себя?

В наше время мы видим много примеров талантливых и мудрых женщин – женщин-политиков, женщин-ученых, женщин-профессионалов. Каждый раз, когда я встречаю такую женщину, я задаю себе вопрос: есть ли рядом с ней мужчина? И очень радуюсь, когда понимаю, что в мире все больше умных, теплых, поддерживающих мужчин, которые гордятся успехами своих жен и создают им условия для самореализации.

Потому что в каждой женщине в разных пропорциях смешаны Ева и Лилит, и если давить, удерживать или игнорировать одну из частей своего Я, невозможно стать собой. Представьте – если вы согнете одну ногу – как вы будете передвигаться? Наверняка не очень быстро, да и неудобств много. Если завяжете правый глаз – хорошо ли будет смотреть на мир только левым?

А если вы «подавите» часть своего Я, вы не сможете использовать все свои силы, весь потенциал для того, чтобы прожить свою единственную, но такую важную жизнь. Если вы «давите» Еву – вы обрекаете себя на одиночество, зависть и женщин, и мужчин. Если «давите» Лилит – вы ограничиваете свое личностное развитие и сексуальность.

Только признание и принятие всех аспектов своего Я делает каждого из нас гармоничной личностью. А Ева и Лилит – это метафоры, позволяющие описать два типа женской жизни и женского выбора.

Лилит и Ева существуют одновременно и вместе. Если они борются и побеждает одна из них – женщина фиксируется на одном из полюсов: либо на полюсе абсолютной свободы, либо на полюсе абсолютной связанности с мужчиной. А истина, как известно, находится посредине.

Кстати, Валентина, о которой я писала в самом начале, смогла встретиться и со своей Лилит – она назвала ее «карьеристка», и с Евой, которая получила имя «домашняя наседка». Оказалось, что они способны мирно сосуществовать и даже дружить! Валентина изменилась и внутренне, и внешне.

В гардеробе наряду с брючными костюмами появились сексуальные наряды. А год назад она встретила своего суженного – мужчину из европейского государства, который влюбился в нее и после полугода ухаживаний, переписок, звонков и встреч сделал ей предложение. Он говорит, что его очаровало в Валентине сочетание ума и женственности – до этого он встречал либо красивых, но неглубоких женщин, либо умных, но чересчур холодных и деловых. А в Валентине он нашел все, что так долго искал.

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.

Далеко не все знают, что до сотворения Евы существовала Лилит - первая жена Адама. Согласно древнейшим апокрифам, она была создана Богом из глины. Впоследствии она ушла из рая и стала одним из страшнейших демонов, будучи несправедливо обиженной как мужем, так и своим создателем.

Упоминания о Лилит - первой жене Адама

Лилит как первая жена Адама впервые упоминается в нескольких христианских апокрифах. Таковыми считались книги, написанные в библейские ветхозаветные времена или при жизни и после смерти Иисуса, которые не принимались официальной церковью в качестве достойных внимания и общепризнанных источников. Таким образом, до сих пор ни иудаизм, ни христианство, ни ислам не считают факт существования Лилит соответствующим канонам их веры.


В то же самое время сущность Лилит активно была задокументирована в ранних семитских мифах, где она являлась покровительницей злых духов ночи. Она губила женщин и маленьких детей, а также соблазняла мужчин. Более подробно о ее силах и статусе вы можете прочитать в соответствующей статье про демоницу Лилит на нашем сайте. Здесь мы постараемся более подробно рассказать именно об отношениях первой женщины и первого мужчины, а также об источниках этой информации.

Глубже всего образ этой женщины раскрывается в каббале. Согласно этому мистическому иудейскому учению, Лилит символизирует негативное женское начало, равно как Каин - анти-мужское, а демон Самаэль - анти-божественное. Считается, что Лилит воплощает в себе всех адских демонов и является их королевой. Стоит отметить, что иудаизм не отвергает каббалу, а считает ее продолжением религиозной и научной традиции еврейского народа. Именно поэтому первая женщина, созданная из глины, имеет весьма веское право на существование наряду с другими демонами и ангелами.

Адам и Лилит - история совместной жизни

Лилит, согласно апокрифам, была сотворена Богом вместе с Адамом. Для ее создания он использовал простую глину. Таким образом, по праву сотворения они были равными. Однако Бог отдал первую женщину - Лилит, словно вещь, в пользование Адаму. Долгое время они были вместе - временные рамки пребывания людей в райском саду никак не обозначаются в Писании.

Согласно популярной среди феминисток легенд, Лилит была доброй женой и стремилась во всем соответствовать своему мужу. В то же самое время ей претила сама идея неравенства. Основной конфликт между парой самых первых людей возник из-за сексуальных отношений. В один момент Лилит потребовала от мужа, чтобы при занятии любовью она находилась сверху. Адам же отказался подчиняться ей, как она подчинялась ему, и пошел жаловаться Богу на непокорную жену.

Узнав о гневе Господа, Лилит решила бежать из райского сада. Для этого она назвала тайное имя Бога и с помощью его силы поднялась над водой и полетела прочь из Эдема. Однако у Красного моря трое посланных за ней ангелов-преследователей смогли настигнуть ее. Она была жестоко наказана - в сути этого наказания легенды расходятся. По одним мифам считается, что она постоянно чувствует боль сотни умирающих родных детей каждый день. Другие гласят, что она была изуродована. Третьи - что она просто стала бесплодной и могла рожать исключительно демонов.

Считается, что спас ее ангел Самаэль - который впоследствии стал Люцифером или же Сатаной. Их действительно объединяли общие цели и стремления. Именно поэтому образ Лилит часто сопровождается змеями, ведь Змей - это одно из обличий дьявола.

Почему ушла первая жена Адама - Лилит из Библии


Как можно понять из основных мифов о Лилит, сотворенная из глины женщина сбежала из-за нежелания мириться с установленным порядком вещей. Крайне интересную параллель этой притче проводят историки и культурологи. Первые мифы о Лилит возникли как раз в момент перехода человечества от матриархального строя к патриархальному. В то время любые попытки женщин заявить о своих правах воспринимались обществом в штыки. Соответственно, унижение Лилит и ее первенство в мире вполне явно отсылает исследователей к ранним матриархальным временам.

Другой причиной ухода Лилит была гордыню, которая заключалась в неподчинении Господу. Некоторые каббалисты считают, что Лилит действительно любила Адама и таким образом хотела лишь проверить, любят ли её муж и Бог. В итоге она оказалась жестоко наказана. Окончательное уничтожение доброго и светлого материнского начала в первой женщине закрепилось созиданием Евы из ребра Адамова. Сам факт такого происхождения подразумевал подчиненность новой женщины мужу. В итоге, неудивительно, что Ева и Лилит во многом являются антагонистическими друг другу образами.

При этом некоторые толкователи считают, что грех Лилит был намного меньшим, чем грех Евы. Ведь женщина из глины сама ушла из райского сада, а не была изгнана - Господь был готов простить ее. В то время как Ева прямо нарушила господню волю, съев запретный плод.

Дети Лилит и ее пещера

Мифы не сохранили информации о детях Адама и Лилит, хотя сейчас некоторые религиоведы считают, что таковые существовали. Их детьми были хтонические чудовища и великаны - не злая и не добрая сила, являющая собой исключительно земное творение, возникшее не по воле Господа, а сотворенное самой первой из женщин. Именно поэтому упоминания о таковых существах встречаются во всех мировых религиях, кроме авраамических. Иудеи, мусульмане и христиане решили просто убрать из истории всю информацию о подобном противлении Божьей Воли со стороны первой женщины.

Согласно легенде о Лилит, впоследствии она стала существовать в двух ипостасях. Старшая Лилит стала супругой Самаэля и матерью всех демонов, в то время как Младшая олицетворяла собой похоть и являлась спутницей демона Асмодея. Младшая Лилит жила в пещере и выходила в мир лишь ночью, соблазняя случайных путников и мужчин, которые оставались дома одни. Она же заведовала и сотнями подчиняющихся ей духов - суккубов, инкубов и ночных призраков лилим, которые крали дыхание младенцев. Именно поэтому в ортодоксальных иудейских общинах до сих пор существует традиция, по которой юношам нельзя ночевать в одиночестве, а отец ребенка в последнюю ночь перед обрезанием обязан читать до рассвета над малышом Тору.

В целом, можно сказать, что этот мифический образ действительно существовал у разных народов Междуречья. Но впоследствии любые упоминания о супруге первого человека тщательно искоренялись, ведь история Адама и его первой жены никак не соответствовала устоявшимся патриархальным традициям. Сейчас находится все больше источников, подтверждавших существование и важность этой по-настоящему первой женщины в истоках христианской, мусульманской и иудейской веры.

Легенды о первых женщинах, ставших спутницами первого мужчины, взятые из доступных первоисточников.

Легенда о Лилит, Первой Еве, Второй Еве и о других

Решив дать Адаму спутницу, чтобы он не был один в своем роде, Бог поместил его в глубокий сон, удалил одно из ребер его, придал ему форму женщины и закрыл рану.
Адам проснулся и сказал: «Это существо должно называться «женщина», потому что она была взята из мужчины. Мужчина и женщина должна быть одна плоть».
Название, которое он дал ей, было Ева, «мать всех живых».

Некоторые говорят, что Бог создал мужчину и женщину по образу Своему на Шестой День, давая им взимать плату по всему миру; , но что Ева еще не существовала. Так вот, Бог поставил Адама назвать всех животных, птиц и других живых тварей. Когда они проходили перед ним парами, самцы и самки, Адам, будучи уже двадцатилетним мужчиной, завидовал их любви, и хотя он пытался вступить в связь с каждой самкой по очереди, но не находил никакого удовлетворения в акте. Поэтому он кричал: «Каждая тварь, кроме меня, имеет себе пару», и молил Бога исправить эту несправедливость.

Бог тогда создал Лилит, первую женщину, так же, как Он создал Адама, за исключением того, что он использовал грязь и ил вместо чистой пыли. Из союза Адама с этой демоницей, и с другой, как она, по имени Наама, сестрой Тубала Каина, произошел Асмодей и бесчисленное количество демонов, которые до сих пор досаждают человечеству. Много поколений спустя Лилит и Наама пришли к судилищу Соломона, замаскировавшись иерусалимскими блудницами.

Адам и Лилит никогда не жили в мире; ибо, когда он хотел лечь с нею, она обижалась на лежачее положение, которого он требовал. «Почему я должна лежать под тобой?» — спрашивала она. «Я также была сделана из пыли, и я поэтому равна тебе.» Так как Адам пытался добиться ее послушания силой, Лилит в ярости произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и покинула его.

Адам пожаловался Богу: «Я был покинут моей помощницей». Бог тотчас послал ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа доставить Лилит обратно. Они нашли ее у Красного моря, в регионе, изобилующем похотливыми демонами, которых Лилит рожала со скоростью более ста в день.
«Возвращайся к Адаму без задержки», — сказали ей ангелы, — «или мы утопим тебя!»
Лилит спросила: «Как я могу вернуться к Адаму и жить как честная домохозяйка, после моего пребывания у Красного моря?»
«За отказ будет тебе смерть!», — ответили они.
«Как я могу умереть,» — снова спросил Лилит, — «когда Бог приказал мне взять на себя ответственность за всех новорожденных детей: мальчиков до восьмого дня жизни, до самого обрезания; девочек до двадцатого дня? Тем не менее, если когда-нибудь я увижу ваши три имени или подобные им, изображенные на амулете на новорожденном ребенке, я обещаю пощадить его.»
С этим они согласились; но Бог наказал Лилит, сделав так, что каждый день сто ее детей-демонов погибают; , и если она не могла уничтожить человеческое дитя из-за ангельского амулета, ее злоба оборачивалась бы против ее самой.

Некоторые говорят, что Лилит правила как королева в Змагарде и затем в Шибе; и была демоницей, которая уничтожила сыновей Иова. Тем не менее, она избежала проклятия смерти, которое настигло Адама, поскольку они расстались задолго до грехопадения. Лилит и Наама не только душат младенцев, но и соблазняют спящих мужчин, любой из которых, спящий в одиночестве, может стать их жертвой.

Смущаясь от его неспособности дать Адаму подходящую спутницу, Бог попытался снова и позволил ему наблюдать, как он построил женскую анатомию: используя кости, ткани, мышцы, кровь и железистые выделения, затем покрывая все кожей и добавляя пучки волос в места. Зрелище вызвало у Адама такое отвращение, что даже тогда, когда эта женщина, Первая Ева, стояла в своей полной красе, он ощущал неодолимую брезгливость. Бог знал, что он потерпел неудачу еще раз, и прогнал Первую Еву прочь. Куда она пошла, никто не знает наверняка.

Бог попытался в третий раз и действовал более осмотрительно. Взяв ребро Адама во сне, Он создал из него женщину; затем заплел ее волосы и украсил ее, как невесту, двадцатью четырьмя ювелирными изделиями прежде, чем разбудить его. Адам был очарован.

Иные говорят, что Бог создал Еву не из ребра Адама, а из кончика хвоста, который был частью его тела. Бог отрезал его, и обрубок — теперь бесполезный копчик — по-прежнему носят потомки Адама.

Другие говорят, что исходной мыслью Бога было создать два человеческих существа мужского и женского пола; но вместо этого он создал одного с мужским лицом, смотрящим вперед, и с женским лицом, смотрящим назад. Он изменил свое мнение опять, снял заднее лицо Адама и построил тело женщины для него.

Третьи считают, что Адам изначально был создан, как андрогин, из мужских и женских органов, соединенных спина к спине. Так как это положение тела сделало движение трудным, а общение неловким, Бог разделил андрогина и дал каждой половине новую спину. Эти отдельные существа Он поместил в Эдеме, запретив им соединяться.

Источники:

1. Бытие II. 18-25 лет; III. 20.
2. Бытие I. 26-28.
3. Бытие Rab. 17,4; B. Yebamot 632.
4. Ялкут Реубени объявления. Быт II. 21; Внутривенно 8.
5. Алфавит Ben Sira, 47; Gaster, MGWJ, 29 (1880), 553 и след.
6. Num. Rab. 16.25.
7. Targum ad job 1. 15.
8. Б. Шаббат 151b; Гинзберг, LJ, В. 147-48.
9. Быт. Rab. 158, 163-64; Середина. Abkir 133, 135; Абот Dir. Натан 24; B. Синедрион 39а.
10. Бытие II. 21-22; Бытие Rab. 161.
11. Быт. Rab. 134; B. Erubin 18а.
12. B. Erubin 18а.
13. Быт. Rab. 55; Левит Rab. 14.1: Абот Dir. Натан 1.8; B. Брахот 61а; B. Erubin 18а; Танхума Tazri’a 1; Yalchut Быт. 20; Тань. Бубер iii.33; Mid. Псалмы 139, 529.

Легенда о Лилит .

Из «Алфавита Бен-Сира», 8 век н.э.

Когда Бог создал первого человека Адама единственным, Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному». [Так] Бог создал женщину для него, из земли, как и он, и назвал ее Лилит .
Они [Адам и Лилит ] сразу же начали спорить друг с другом:
Она сказала: «Я не буду лежать внизу», а он сказал: «Я не буду лежать внизу, но сверху, так как тебе подобает быть ниже, а я для того, чтобы быть выше.»
Она сказала ему: «Оба из нас равны, так как мы оба из земли.» И они не желали слушать друг друга.
Так как Лилит видела [как это (творение) было], она произнесла невыразимое имя Бога и улетела прочь в небо. Адам предстал в молитве перед своим Создателем и сказал: «Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, сбежала от меня!»

Святой Благословенный немедленно послал трех ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа вслед за ней, чтобы вернуть ее. Бог сказал: «Если она хочет вернуться, ну и хорошо. И если нет, то она должна признать, что сто ее детей умрут каждый день.»
Ангелы преследовали ее и настигли ее в море, в бушующих водах, (те же воды, в которых однажды утонут египтяне), и сообщили ей Божье повеление. И все же она не хотела возвращаться. Они сказали ей, что они утопят ее в море, и она ответила: «Оставьте меня в покое! Я была создана только для того, чтобы заражать [болезнями и пороками] детей: если они мальчики, от рождения до восьмого дня я буду иметь власть над ними; если они девочки — от рождения до двадцатого дня.»
Когда они услышали ее ответ, они стали умолять ее вернуться. Она поклялась им во имя Бога живого, что всякий раз, когда она увидит их самих, или их имена, или их образы на амулете, она не будет овладевать этим ребенком, и она согласилась, что сто ее детей будут умирать каждый день. Таким образом, сотня демонов умирает каждый день, и поэтому мы пишем имена [трех ангелов] на амулетах новорожденных. Когда Лилит видит их, она помнит свою клятву, и ребенок [защищен и] исцелён.

Некоторые ранние апокрифы христианства, не вошедшие в библейский канон, гласят, что первой женой Адама была отнюдь не Ева. Каждый из нас знает, что после сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию Адама, а затем, обнаружив, что первый человек одинок, взял у него ребро и сотворил из него Еву. Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают.

Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине.

Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре (причем не раз), и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину.

В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам. У нее был твердый характер, и в своем браке она желала быть наравне с мужем. К примеру, она имела такой же большой сексуальный аппетит, как Адам. Она не хотела лишь удовлетворять интимные потребности супруга, и требовала, чтобы тот делал для нее то же самое.

Изгнание Лилит из рая

Считается, что именно своенравие и непослушание Лилит, выливавшиеся в постоянные конфликты с Адамом, привели к тому, что первая женщина была отвергнута как Создателем, так и своим мужем. Согласно одной теории, Адам попросил Всевышнего избавить его от присутствия непослушной супруги. Другая версия гласит, что Лилит самой надоело такое несправедливое отношения, и она произнесла в гневе тайное имя Бога, после чего добровольно покинула рай.

Но куда же она после этого отправилась, если на Земле было всего два человека? Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами.

Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.

Вероятно, в патриархальном обществе духовенство не могло допустить, чтобы верующие имели перед собой пример сильной и независимой женщины, которая хотела и, главное, могла быть равной мужчине. Но ведь Всевышний абсолютно справедлив ко всем своим детям, а потому Лилит непременно существовала до Евы и именно такой, какой ее описывают древние апокрифы. Все остальное, как говорится в самом святом писании, от Лукавого…

Похожие статьи