Положение о службе охраны труда составить. Положение о службе охраны труда в организации

Каждое предприятие обязано обеспечивать безопасные условия труда на рабочем месте – такие требования установлены российским законодательством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому в обязанности многих руководителей входит составление Положения о службе охраны труда. Как правильно выполнить все формальности, поговорим в нашей статье.

Что это за документ?

Охрана труда — продуманная система, направленная на сохранение жизни и здоровья сотрудников.

Она регулируется локальным нормативным актом, называемым Положение и решающим следующие задачи:

  • Распределение прав и обязанностей заинтересованных лиц.
  • Планирование важных мероприятий: социально-экономических, правовых, реабилитационных, лечебно-профилактических, и др.
  • Контроль над соблюдением правил безопасности.
  • Создание продуманной системы обучения, где специалисты разрабатывают индивидуальную программу с учетом особенностей предприятия.
  • Назначение определенных лиц в качестве членов комиссии, которые оценивают условия труда.
  • Упрощение работы бухгалтера при учете затрат, направленных на улучшение состояния рабочих мест (Положение становится документальным основанием). Это позволит избежать лишних споров с налоговой инспекцией.

Привлечение компетентного сотрудника или открытие службы охраны труда в организации (производственной) – обязанность компаний, где работает больше 50 человек (ст. 217 ТК РФ).

Если численность служащих меньше, решение о внедрении системы принимает руководитель, учитывая специфику хозяйственной деятельности.

Нормативные документы для разработки

Реализация мероприятий по охране труда – трудоемкий процесс, требующий соблюдения определенных норм. Некоторые организации предварительно оценивают условия труда, чтобы определить список необходимых мероприятий.

При разработке используются следующие нормативные акты:

  • Типовый перечень действий, направленных на улучшение условий труда от Минздравсоцразвития;
  • Постановление Минтруда РФ №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на предприятии»;
  • п.4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007;
  • ст. 217 Трудового кодекса РФ.

Ознакомиться с документами можно здесь:

В процессе создания документа обязательно используются локальные нормативные акты: материалы анализа состояния рабочих мест, финансовый план, сведения о результатах проверки контролирующих органов и т. п.

Как составить положение о службе охраны труда (2016)?

Установленного образца законодательство не предусматривает, главное требование – полное соответствие условиям трудового права.

Разработкой может заниматься:

  • руководитель организации;
  • сотрудники отделов кадров;
  • инженеры по охране труда;
  • руководители подразделений;
  • другие компетентные специалисты.

Это поможет грамотно отразить финансовые обязательства фирмы и исключить возникновение вопросов, касающихся «прибыльных» расходов.

Разработка Положения о службе охраны труда состоит из трех этапов. Выполнение каждого из них требует предельной внимательности и компетентности.

Рассматривается Типовой перечень Минздравсоцразвития

Из него выбираются мероприятия, требуемые для конкретной компании.

Многие люди интересуются: можно ли добавлять собственное мероприятие, которого нет в списке? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как Минздрав разрешает дополнять перечень, а Минфин – нет.

Запись выбранных мероприятий в Положении

Строгих требований относительно структуры, формы или содержания не установлено.

Обычно документ состоит из следующих разделов:

  • Общие положения – содержат цели, краткую характеристику. В этом разделе указывается срок действия Положения: ставится отметка «не ограничен» или дата, до которой документ имеет юридическую силу.
  • Направления работ, а также распределение обязанностей между специалистами. Например, контроль над охраной труда осуществляет генеральный директор, а обеспечением безопасности в процессе производства занимается заведущий отдела.
  • Ответственное лицо по охране труда. Назначается специалист, на которого возлагаются обязанности по организации всех необходимых мероприятий, проведению инструктажа, выдачи спецодежды и т. п. Выбранный человек подчиняется руководителю.
  • Комитет по охране труда. Прописывается круг лиц, контролирующих соблюдение установленных Положением правил. Обычно в состав входит руководитель организации, сотрудник профсоюза или другое компетентное лицо.
  • Обучение и инструктаж. Содержатся сведения о том, что при приеме на работу кандидата информируют о правилах безопасной работы, проверяют знания.
  • Контроль и анализ состояния условий труда. Отмечается периодичность проведения проверки рабочих мест и лицо, которому сообщается о наличии нарушений и привлечении виновных к ответственности.
  • Мероприятия, направленные на улучшение состояния рабочих мест.
  • Приложения дополнительные документы, в которых описываются действия по оказанию помощи при возникновении несчастного случая на производстве.

Типовое Положение можно скачать здесь:

Его можно использовать на предприятии, в образовательном учреждении или детском саду.

Ознакомление

После составления рассматриваемого нормативного акта необходимо ознакомить с ним работников организации под роспись.

В процессе разработки помните о нескольких правилах:

  • Когда в организации работает больше 50 человек, вводится новая должность – специалист по охране труда или открывается отдел, занимающийся решением подобных задач.
  • В документе четко должны прописываться цели, обязанности и права сотрудников. Двусмысленных фраз следует избегать, чтобы не возникло трудовых споров с инспекцией.
  • Разработка Положения не является обязанностью небольших предприятий, но его наличие упростит решение многих задач.
  • При формировании документа можно использовать готовый образец, изменив сведения под конкретную организацию.

Положение по охране труда можно упростить.

При разработке не обязательно включать обязанности, прямо предусмотренные законодательством (например, бесплатная выдача спецодежды).

Техника безопасности, правила поведения инструктажа и обучения можно разместить в отдельных Положениях, предназначенных для конкретных подразделений.

Если требуется провести мероприятие, отсутствующее в рассматриваемом документе, руководитель издает Приказ. Документ становится дополнением к имеющемуся Положению и содержит конкретное требование.

Пример показан на рисунке:

Положение по охране труда учитывает все нюансы, обеспечивающие безопасность и комфорт на рабочем месте персонала. Работодатель должен правильно спланировать и регулярно проводить мероприятия, направленные на улучшение условий труда. Возможна периодическая коррекция документа.

1. Общие положения

1.1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает Службу охраны труда.
1.2. Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
1.3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем Службы.
1.4. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
1.5. Работники Службы в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

2. Основные задачи службы охраны труда

2.1. Основными задачами Службы являются:
2.2. Организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
2.3. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации.
2.4. Организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
2.5. Информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:
3.2. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
3.3. Организация, методическое руководство при проведении специальной оценки условий труда и контроль за ее проведением.
3.4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
3.5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
3.6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
3.7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно - методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
3.8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
3.9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.
3.10. Организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмоопасности, материалов специальной оценке условий труда и др.), в соответствии с установленными сроками.
3.11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
3.12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом.
3.13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
3.14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации в соответствии с постановлением Минтруда России № 1, Минобразования России № 29 от 13.01.2003.
3.15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
3.17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
3.18. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
3.19. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
3.20. Осуществление контроля за:
соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением специальной оценке условий труда;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
санитарно - гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно - профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
3.21. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

4. Права работников службы охраны труда

4.1. Работники Службы имеют право:
4.2. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
4.3. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.4. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4.5. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
4.6. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
4.7. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
4.8. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
4.9. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. Организация работы службы охраны труда

5.1. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.
5.2. Организация труда работников Службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях организации в соответствии с их должностными инструкциями.
5.3. Рабочие места работников Службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
5.4. Для осуществления ряда функций Службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда.
5.5. Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

6. Формирование службы охраны труда

6.1. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов.
6.2. В организации с численностью более 50 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
6.3. В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

7. Контроль и ответственность

7.1. Контроль за деятельностью Службы осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
7.2. Ответственность за деятельность Службы несет руководитель организации.
7.3. Работники Службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о Службе и должностными инструкциями.

Источник - https://www.trudohrana.ru/

Уверены, что правильно заполнили положение о службе охраны труда и не допустили в нем ошибок? А трудовая инспекция – нет!

Из статьи вы узнаете:

Когда нужно создавать систему и положение о службе охраны труда

Безопасность на производстве – задача для руководителя организации, которой нужно уделять максимум внимания. Чем грамотнее построена система, тем меньше внештатных ситуаций возникает в ходе выполнения работ. Служба охраны труда обеспечивает адекватное управление рисками.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по охране труда "под ключ" с уникальным набором обязательных образцов от Системы Кадры.

Специалисты осуществляют:

  1. деятельность по планированию и распределению ответственности;
  2. процедуры, процессы и предоставляют ресурсы для разработки, достижения, внедрения целей по охране труда;
  3. анализ результативности мероприятий и политики по охране труда компании.

Если в организации численность работник превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста. При этом подготавливается положение о службе охраны труда, регулирующее деятельность работников и руководителей. Когда компания не может содержать дополнительных специалистов из-за нестабильного финансового положения или других причин, обязанности возлагаются на руководителя, уполномоченного сотрудника или стороннего специалиста.

Многие небольшие организации, считают, что положения ст. 217 ТК РФ на них не распространяются, так как они оказывают услуги, при этом у них нет вредного производства. Но такая трактовка считается неверной, поэтому грозит работодателю привлечением к административной ответственности и наложению штрафов. Трудовой кодекс относит к производственной деятельности не только переработку и изготовление продукции или сырья, но и строительство, оказание любых услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ). Таким образом, компаниям нужно определить, кто отвечает за охрану труда. Если вопрос не решен, ответственным считается непосредственный руководитель.

Структуру службы охраны труда и численность ее состава определяют согласно межотраслевым нормативам численности работников. Служба, в зависимости от численности специалистов, может функционировать как отдельное структурное подразделение или быть в виде группы. В некоторых фирмах обязанности выполняет только один человек, при этом он может выступать и в роли совместителя . Работа ведется в соответствии с положением о службе охраны труда.

Положение в организации о службе охраны труда значительно упрощает работу. В нем нужно четко прописать задачи, права и обязанности работников подразделения. Положение не считается обязательным документом , поэтому за его отсутствие не последует наказаний. Несмотря на это, документ помогает решать сложные вопросы, связанные с системой охраны труда. Он должен быть утвержден работодателем с учетом мнений представительных органов работников.

Скачайте документы по теме:

Как составить положение о службе охраны труда

В некоторых организациях предусмотрено типовое положение о службе охраны труда, которое может дорабатываться при необходимости. Документ может составляться и индивидуально, но в нем следует отражать основную информацию, регулирующую отношения, права и обязанности, трудовые функции.

В текст нужно внести:

  1. общие положения;
  2. основные направления работ по охране труда, распределение обязанностей;
  3. цель работы службы;
  4. основные функции;
  5. права и обязанности сотрудников службы охраны труда;
  6. ответственность специалистов службы охраны труда.

Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы руководитель организации (предприниматель) принимает по своему усмотрению.

Также надо учитывать, что работодатель с численностью сотрудников более 50 человек должен в обязательном порядке иметь собственную службу или штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ).

Работодатель же с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, самостоятельно принимает решение о создании службы охраны труда или введении отдельной должности специалиста по охране труда (ч. 2 ст. 217 ТК РФ). А при отсутствии собственной службы или специалиста такой работодатель может возложить обязанности по охране труда на себя или заключить гражданско-правовой договор со сторонней аккредитованной организацией или отдельным специалистом.

Минтруд России в письме от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136 разъясняет, что производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами. Это деятельность по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах.

То есть фактически все организации, численность работников которых превышает 50 человек, должны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда, на которых возлагаются функции по организации работы по охране труда в организации.

При этом руководитель самостоятельно решает – создать ему службу охраны труда или вводить должность специалиста.

Численность работников

Численность работников в области охраны труда можно определить по Постановлению Минтруда РФ от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (не нуждается в госрегистрации) ».


Если руководитель решил ввести должность, нужно внести соответствующие изменения в штатное расписание и подготовить положение о службе охраны труда. Соответственно, нужно издать приказ. К кандидату предъявляются достаточно высокие квалификационные требования. С принятым на должность лицом заключается срочный или бессрочный трудовой договор. Обязанности, вытекающие из трудовой функции, нужно отразить в должностной инструкции .

Наименование должности

Образование

Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или иным специальностям, например, по обеспечению безопасности производственной деятельности. Иногда подходит дополнительное профессиональное образование в области охраны труда.

Не менее двух лет.

К образованию предъявляются аналогичные требования, что и к подготовке специалистов первой категории. Отличие составляет лишь стаж работы сотрудника.

Не менее одного года.

Подходит профессиональное образование (переподготовка) в области охраны труда, при этом не лишним будет и высшее образование по направлению «Техносферная безопасность».

Без требований.

Квалификационные требования к специалисту по охране труда установлены:

  1. ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н;
  2. Профессиональным стандартом, утв. Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н.

Похожие статьи