Н ф сумцов. Сумцов Н

Ныне Тростянецкого района Сумской области Украины. Украинец .

После окончания в 1933 году Харьковского химического техникума , прибыл на строительство Бобриковского (Сталиногорского) энергохимкомбината . С октября 1936 года по декабрь 1938 года служил в войсках НКВД командиром отделения 185-го полка войск НКВД (уволен в запас). Окончил двухгодичные курсы командного состава запаса в 1938 году. Член ВКП(б) с 1939 года .

В январе—апреле 1940 года снова служил командиром взвода 89-го отдельного батальона войск НКВД . В Сталиногорске прошел путь от мастера до начальника смены химкомбината .

Начало Великой Отечественной войны, участие в обороне Сталиногорска

С началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, был направлен в 180-й полк НКВД и назначен командиром взвода 1-й роты 2-го батальона. В составе полка младший лейтенант Н. П. Сумцов нес службу по охране химических производств на промышленной площадке в Сталиногорске-2.

27-28 октября 1941 года, с приближением немецких войск к Туле, младший лейтенант Н. П. Сумцов в качестве командира группы разведчиков успешно провел разведку в районе Узловой. Противник обнаружен не был .

18 ноября 1941 года, с началом второго этапа немецкой операции «Тайфун», в составе 2-го батальона старшего лейтенанта Редина должен был оказывать поддержку танкистам 108-й танковой дивизии , которая северо-западнее Узловой наносила контрудар по прорвавшимся танковым частям 2-й танковой армии Г. Гудериана . Однако его взвод участия в боях не принимал, вернувшись 20 ноября к месту дислокации полка в Сталиногорск-2. По его воспоминаниям, такой приказ ему отдал комбат-2 Редин .

По его воспоминаниям, 21 ноября 1941 года его взвод вместе с подчиненным ему стрелковым отделением и расчетом станкового пулемета (всего — 60 чел.) охранял Шатовскую плотину к северу от Сталиногорска-2. В течение второй половины дня через мост на Шатовской плотине проследовали бойцы 180-го полка НКВД и 108-й танковой дивизии, разгромленные в тот день на станции Маклец частями немецкой 4-й танковой дивизии . Под вечер попытавшиеся пройти через мост немецкие танки обстреляла зенитная батарея 336-го зенитного артиллерийского дивизиона , заставив их повернуть обратно, чем спасла от уничтожения взвод Сумцова (бойцы не имели собственных противотанковых средств) .

В ночь с 21 на 22 ноября 1941 года стал свидетелем подрыва всех промышленных объектов в Сталиногорске-2 и склада зенитных снарядов, уничтожение которых перед своим отходом провели части НКВД и РККА. Его взвод оставил Шатовскую плотину последним, подвергшись стрелковому обстрелу передовых немецких частей. Без потерь вышел в расположение полка в г. Озёры (в 85 км севернее Сталиногорска-2) по маршруту Юдино, Мочилы, Серебряные Пруды, Озёры , где в составе 180-го полка НКВД приступил к выполнению новой боевой задачи — по охране тыла 50-й армии .

8 января 1942 года присвоено звание лейтенанта . Служил в составе полка по февраль 1942 года .

На Закавказском и 1-м Белорусском фронтах

В дальнейшем с февраля 1942 по декабрь 1943 года служил в 284-м стрелковом полку Сухумской дивизии внутренних войск НКВД на Закавказском фронте, участвовал в боевых действиях по ликвидации бандитизма в Дагестане, Карачае и Чечено-Игушетии. «За образцовое проведение чекистско-войсковых операций, добросовестное отношение к служебным обязанностям» имел ряд благодарностей от командования . Затем с декабря 1943 по май 1945 года в составе полка наводил порядок в тылу 1-го Белорусского фронта .

Конец 1940-х.

Командир 1-й роты 284-го стрелкового полка НКВД лейтенант Н. П. Сумцов особо отличился в апреле 1944 года при ликвидации членов УПА (Украинской повстанческой армии) на территории Рокитновского района Ровенской области Украины. В должности коменданта г. Рокитно (ныне поселок Рокитное) в обязанности лейтенанта Н. П. Сумцова также входили задачи по выявлению и ликвидации остатков немецких ставленников на освобожденной территории. Как отмечал командир 284-го стрелкового полка НКВД полковник Бабинцев, в период с 29 марта по 13 апреля 1944 года «благодаря продуманной и хорошо поставленной им работе, в самый короткий срок организовал образцовый порядок в городе и прилегающих к нему селениях». Подразделением лейтенанта Сумцова задержаны 416 человек, из них — 4 бандита (2 ранены, 2 взяты в плен), 3 немецких шпиона, 42 дезертира, а также захвачено вооружение .

4 апреля при прочесывании селения Масевичи , Н. П. Сумцов лично обнаружил немецкого парашютиста, заброшенного ночью для восстановления связи с «бульбовцами» (боевиками УПА-ПС), который был быстро обезоружен и дал ценные показания. «За энергичные действия, смелость и решительность при задержании немецкого парашютиста-радиста, продуманной организации операции по ликвидации бандитских групп» лейтенант Н. П. Сумцов награжден орденом Отечественной войны II степени (19 мая 1944) .

Командир 284-го стрелкового полка НКВД полковник Бабинцев подчеркивал исключительное отношение лейтенанта Н. П. Сумцова к своим служебным обязанностям и ставил его в пример для всего офицерского состава полка .

Также награжден медалями «За оборону Москвы» (1944), «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» .

Послевоенные годы: директор химкомбината

После войны 11 июля 1945 года присвоено звание старшего лейтенанта, в декабре 1945 года назначен командиром стрелкового батальона 284-го стрелкового полка НКВД. А 18 января 1946 года в третий раз Н. П. Сумцов уволен в запас .


Николай Павлович Сумцов, директор химкомбината в 1965-1976 годах.

Вернулся в Сталиногорск, работал инженером-технологом в цехе № 11 Сталиногорского химкомбината , прошел путь от начальника смены до директора предприятия в 1965 году. В период его руководства, в 1970 году, химкомбинату присвоено имя Ленина, что было сродни высшему государственному признанию .

Химкомбинат стремительно осваивал новые мощности. В 1975 году он стал самым крупным в стране предприятием по выпуску аммиака и минеральных удобрений. Это случилось благодаря тому, что при участии Н. П. Сумцова и под его руководством были введены в эксплуатацию крупнотоннажные производства аммиака и карбамида мощностью по 450 тыс. тонн в год (т.н. «большие агрегаты»). Кроме того, много внимания Николай Павлович Сумцов уделял развитию медико-санитарной части «Азота» .

Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Память

В августе 2013 года в Новомосковске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска . Надпись на доске: «В этом доме жил кавалер ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, директор Новомосковского химкомбината (1965—1976 гг.) Сумцов Николай Павлович 22.05.1914 — 21.12.1991 гг.».

Семья, личная жизнь

Был дважды женат. Первая жена — Мария Никифоровна Сумцова (1916 г.р.). В их семье родились двое сыновей: Павел (1935 г.р.) и Николай (1947 г.р.). После войны они проживали в г. Сталиногорске в квартале № 37, д. 9, затем в 1960-х годах — по ул. Комсомольская д. 39/19 . Со второй женой Марией Михайловной вырастили сына Игоря (1953—1977) и дочь Ирину.

Оставил 3-томную книгу мемуаров «Записки солдата», в которых подробно описал свой боевой путь. В 1990-х годах отдельные фрагменты о том, как он, будучи младшим лейтенантом, защищал город Сталиногорск в ноябре 1941 года, были опубликованы в газетах «Новомосковская правда» и «Новомосковский химик». Однако полностью книга не публиковалась .

На заглавном фото: младший лейтенант Н. П. Сумцов, ноябрь 1941 года .

Журнал боевых действий 180-го полка НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности за 25 сентября — 17 ноября 1941 года (РГВА, ф. 38366, оп. 1, д. 1, лл. 1—2.)

Николай Фёдорович Сумцов - фольклорист, этнограф, литературовед, историк. Член-корреспондент Императорской санкт-петербургской академии наук (1905).
Родился в 1854 году, в Санкт-Петербурге дворянской семье, образование получил во 2-й харьковской гимназии и на историко-филологическом факультете Харьковского университета; в 1878 году защитил pro venia legendi диссертацию о кн. В. Ф. Одоевском и стал читать в качестве приват-доцента лекции по истории русской литературы; в 1880 году защитил магистерскую диссертацию «О свадебных обрядах, по преимуществу русских», а в 1885 году докторскую «Хлеб в обрядах и песнях».

Состоял ординарным профессором Харьковского университета и членом совета попечителя Харьковского учебного округа. Академия наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. В разных изданиях, преимущественно в «Киевской старине», «Этнографическом обозрении», «Сборнике Харьковского историко-филол. общ.», «Русском филологическом вестнике». Сумцов напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических.

Был председателем Педагогического отдела Историко-филологического общества при Харьковском университете, стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин; в 1892 г. по его инициативе возник педагогический отдел при Историко-филологическом обществе и начато издание «Трудов» этого отдела; деятельно участвовал в работах издательского комитета Харьковского общества грамотности (составил несколько брошюр для народного чтения); несколько четырехлетий состоял гласным харьковской городской думы. Автор статей по малорусской и югославянской этнографии и словесности в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, многочисленных сборников украинской народной поэзии, этнографических исследований.

Член-корреспондент Императорской санкт-петербургской академии наук по Отделению русского языка и словесности с 3 декабря 1905 года.

М.: Восточная литература, 1996. 298 с.

Ум. 12.09.1922.

Николай СУМЦОВ: «Жизнь в Украине должна пойти другим путем»

Олеся МАНДЕБУРА, кандидат исторических наук, Киев

2003, http://www.day.kiev.ua/18371

Среди тех ученых, которые на высоком профессиональном уровне представляли украинское народоведение в Европе на рубеже XIX и XX столетий, главное место занимает харьковский исследователь Николай Федорович Сумцов (1854 - 1922). Профессор, член-корреспондент и академик трех высоких научных учреждений (с 1899 г. - Чехо-Словацкого общества в Праге, с 1905 - Петербургской академии наук, с 1919 г. по предложению и при содействии Агатангела Крымского Николай Сумцов в числе первых стал академиком новообразованной Академии наук Украины), он своим трудом в далеко не благоприятных политических условиях того периода утверждал право украинского народа и его культуры на самостоятельное существование, необходимость их изучения и обобщения. В числе ценителей его творчества в свое время были Н. Драгоманов, М. Грушевский, Хв. Вовк, Д. Дорошенко, В. Петров, В. Каминский, А. Пипин, А. Потебня и многие другие выдающиеся украинские и российские исследователи.

Четкая и последовательная гражданская (даже не политическая!) позиция, любовь ко всему украинскому - языку, культуре, литературе, народу в целом, и привели к тому, что уже в советское время на имя профессора Сумцова было наложено негласное табу, его работы (по истории литературы, этнографии, истории Украины, краеведению, истории искусств, педагогике...) находились в спецфондах, не переиздавались, и даже ссылаться на них иначе как с критикой было запрещено. В официальном заключении на книгу «Украинская культура» под ред. К. Гуслистого, С. Маслова, М. Рыльского от 18 августа 1947 г. Николай Сумцов вместе с Борисом Гринченко, Хведиром Вовком, Дмитрием Яворницким, Дмитрием Багалием и другими учеными называется «буржуазным деятелем украинской культуры с националистическими, антинаучными взглядами» (См.: Шаповал Ю. «Україна ХХ століття: обличчя та події в контексті важкої історії»). И это при том, что собственно политикой Николай Сумцов почти не занимался, пытаясь оставаться на позициях внепартийного культурничества, хотя это ему не всегда удавалось.

Во всех своих научных работах, особенно по истории Украины и украинской культуры, он, русский по происхождению, как и многие другие российские ученые, выступал последовательным украинским патриотом. Это было то время, когда именно Харьков считался духовной столицей украинского национально- освободительного движения - в столице Слобожанщины работали многие украинские и российские ученые, генерировавшие идею украинского национально- культурного возрождения. Именно в Харькове и Полтаве на Шевченковском празднике в 1900 года была произнесена известная речь М. Михновского, напечатанная во Львове под названием «Самостійна Україна», где отстаивается идея самостоятельного украинского государства.

Фактическое возвращение имени Николая Сумцова широкой культурной и научной общественности произошло только в начале 90-х годов ХХ в. В течение семи лет (1991 - 1997) защищаются три кандидатских диссертации, посвященные изучению литературоведческого, исторического и этнологического наследия ученого; с 1995 года на его родине на базе Харьковского исторического музея проводятся Сумцовские чтения.

Именно харьковский исследователь В. Фрадкин в советский период развития украинского народоведения (а это были 70-е годы!) осмелился поставить вопрос о необходимости комплексного исследования народоведческого наследия Сумцова и соответственно стал одним из первых советских исследователей, который подчеркивал огромное научное значение этого наследия, вместо того, чтобы искать в нем недостатки.

Родился будущий профессор в Петербурге 18 апреля (по ст. стилю 6 апреля. - О.М.) 1854 г. в семье обрусевшей казацкой старшины. Его родители были мелкими землевладельцами, имели хутор в Боромле. Прадед ученого, построив хату, оставил на матице надпись: «Семен Сумец». Сразу после рождения сына семья переехала жить на Харьковщину. Среднее образование будущий ученый получил во 2-й Харьковской гимназии, где приобрел основательные знания во многих областях - истории, словесности, латинского языка, географии и тому подобное. Именно гимназии исследователь обязан доскональным знанием французского и немецкого языков. Но украинскую словесность и язык он изучал самостоятельно - читал произведения Г. Квитки, И. Котляревского и других, которые не входили в учебный курс гимназии, интересовался украинским народным песенным творчеством. В этом, как писал он впоследствии, и кроется источник его будущих научных предпочтений и интересов.

Дальнейшее обучение он продолжил на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Ряд его студенческих работ получают одобрительные отзывы профессорского состава, он получает золотую медаль факультета за разработку темы «Исторический очерк христианской демонологии». На научной судьбе этого труда ярко отразилось существующее в то время цензурное давление. После окончания университета она была подготовлена к печати - внесен ряд существенных дополнений, изменений, добавлен новый раздел об украинской демонологии. Однако, имперская цензура не дала разрешение на ее публикацию. Рукопись ученому тоже не вернули, а студенческий вариант работы, как оказалось впоследствии, исчез бесследно в университетских архивах. По оставшимся рукописям ученому удалось написать заново и опубликовать в 1878 г. один из разделов работы под названием «Очерк истории колдовства в Западной Европе». Это была первая печатная работа Н. Сумцова.

После окончания университета 1875 г. Сумцов при содействии своего учителя А. Потебни продолжает учебу за границей - в Гейдельбергском университете, потом возвращается в Харьковский университет. В 1877 г. он получает звание приват-доцента, 1880 г. защищает диссертацию на звание магистра «О свадебных обрядах, преимущественно русских». В 1884 г. ученый подает на рассмотрение Харьковского университета докторскую диссертацию «Лазарь Баранович». Она получила положительный отзыв и была допущена к защите. Однако из Харькова в Петербург полетел донос, автор которого, харьковский профессор П. Безсонов, обвинил ученого в «украинофильских» симпатиях. Публичная защита диссертации не состоялась, как писал ученый впоследствии в своей автобиографии - «не прошел по причинам, не зависевшим ни от автора, ни от факультета». По другой версии диссертация не была допущена к защите царским правительством, поскольку в ней Н. Сумцов дал негативную оценку деятельности московских воевод в Украине, что отнюдь не могло совпасть с теорией официальных кругов. Как видим, и в первой, и во второй версии непосредственным поводом для отказа стали украинские симпатии исследователя. Уже через год он подает на рассмотрение совета факультета вторую диссертацию «Хлеб в обрядах и песнях», за которую получает степень доктора наук.

В 1888 г. ученого утверждают на должности экстраординарного, а в 1889 г. - ординарного профессора. За научные достижения он был избран в состав многих научных обществ и организаций: Императорского московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Общества любителей русской словесности, Московского археологического общества, Полтавской, Черниговской и Воронежской архивных комиссий, Екатеринославской научно-исследовательской архивной комиссии... Н. Сумцова избирают действительным членом таких влиятельных научных учреждений, как Научное общество им. Т. Шевченко во Львове, Украинское научное общество в Киеве; он поддерживал дружеские связи со многими известными учеными России, Польши, Чехии, Болгарии, с международной организацией «Свободная мысль».

О гражданской позиции профессора Сумцова свидетельствует и такой факт. В октябре 1906 г. ученый сделал публичное заявление на факультете университета о переходе на преподавание лекций на украинском языке и стал первым в Украине, кто осмелился на подобное. Эта лекция стала настоящим праздником. От имени украинского студенчества была произнесена речь, где ее назвали открытием «новой эры» в жизни харьковского научного центра. Присутствующий на ней ректор университета Дмитрий Багалий писал впоследствии, что лекция произвела приятное, сильное впечатление и по ее содержанию, и по форме изложения материала. Понятно, что этот почин в тогдашних условиях не мог долго продолжаться - лекция вызвала огромное неудовольствие министра народного образования. Вышло распоряжение с требованием остановить эту крамолу, которое ректор университета не мог не выполнить. Но уже после февральских событий 1917 года ученый окончательно перешел на преподавание лекций и написание научных работ на украинском языке.

Вообще Н. Сумцов принадлежит к числу самых активных деятелей движения за украинское национальное возрождение, в частности, Слободской Украины, он настойчивый и последовательный пропагандист украинского языка и литературы, украинского народного творчества. Одну из главных своих задач в качестве ученого он видел именно в содействии национальному возрождению.

В июле 1917 г. по поручению Совета Харьковского университета специальная комиссия, в состав которой входил и Н. Сумцов, составила записку по украинскому вопросу. 12 октября она была принята и послана Временному правительству. В ней Совет Харьковского университета высказался «за предоставление права свободного употребления украинского языка во всех местных заведениях, а равно и за свободное развитие чисто национальной украинской культуры».

Именно глубокие знания украинской традиционной культуры привели Николая Сумцова к выводу, что «жизнь на Украине должна пойти другим путем. В первую очередь, нужно обратиться к возрождению и распространению национального украинского чувства и сознания». Прошло почти столетие, но эти слова исследователя, к сожалению, и до сих пор остаются актуальными.

Из Брокгауза:

Фольклорист, из дворян Харьковской губернии; родился в 1854 г., образование получил во 2-й харьковской гимназии и на историко-филологической факультете Харьковского университета; в 1878 г. защитил pro venia legendi диссертацию по книге В.Ф. Одоевском и стал читать, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1880 г. защитил магистерскую диссертацию "О свадебных обрядах, по преимуществу русских", а в 1885 г. докторскую "Хлеб в обрядах и песнях". Состоит ординарным профессором Харьковского университета и членом совета попечителя харьковского учебного округа. В разных изданиях, преимущественно в "Киевской Старине", "Этнографическим Обозрении", "Сборнике Харьковского Историко-филологического Общества", Сумароков напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических. Из работ его по истории русской литературы главные: "Иоанникий Галятовский" ("Киевская Старина", 1884), "Князь В.Ф. Одоевский" (Харьков, 1884), "Лазарь Баранович" (Харьков, 1885), "Речь Ивана Мелешка как литературный памятник" ("Киевская Старина", 1894), "А.С. Пушкин" (Харьков, 1900). Ему принадлежит ряд монографий о легендах, повестях, былевых мотивах, думах: "Очерк истории колдовства в Европе" (Харьков, 1878), "О свадебных обрядах" (Харьков, 1881), статьи о писанках, о культурных переживаниях, о проклятиях (по преимуществу в "Киевской Старине"). По истории искусства выделяется монография Сумцова "Леонардо да Винчи" ("Сборник Харьковского Историко-филологического Общества", 1900). Сумцов написал также ряд статей по педагогике; под его редакцией составлено "Пособие для устройства научных и литературных чтений" (Харьков, 1895 и 1896). Академия Наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. Он состоит председателем историко-филологического общества при Харьковском университете (из 12 изданных обществом томов "Сборника" 11 редактированы Сумцовым); стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин; в 1892 г. по его инициативе возник педагогический отдел при историко-филологическом обществе и начато издание "Трудов" этого отдела; деятельно участвует в работах издательского комитета Харьковского общества грамотности (составил несколько брошюр для народного чтения); несколько четырехлетий состоит главным Харьковской городской думы. В настоящем словаре Сумцов помещает статьи по малорусской и югославянской этнографии и словесности.

Сумцов, Николай Федорович

Фольклорист; из дворян Харьковской губ., род. в 1854 г.; образование получил во 2-й харьковской гимназии и на историко-филологическом факультете Харьковского университета; в 1878 г. защитил pro venia legendi диссертацию о кн. В. Ф. Одоевском и стал читать в качестве приват-доцента лекции по истории русской литературы; в 1880 г. защитил магистерскую дисс. "О свадебных обрядах, по преимуществу русских", а в 1885 г. докторскую "Хлеб в обрядах и песнях". Состоит ордин. проф. Харьк. унив. и членом совета попечителя Харьковского учебн. округа. В разных изданиях, преимущественно в "Киевской старине", "Этнографическом обозрении", "Сборнике Харьковского историко-филол. общ.", С. напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических. Из работ его по истории русской литературы главные: "Иоанникий Галятовский" ("Киев. старина", 1884), "Кн. В. Ф. Одоевский" (Харьк., 1884), "Лазарь Баранович" (Харьк., 1885), "Речь Ивана Мелешка как литературный памятник" ("Киев. старина", 1894), "А. С. Пушкин" (Харьков, 1900). Ему принадлежит ряд монографий о легендах, повестях, былевых мотивах, думах: "Очерк истории колдовства в Европе" (Харьк., 1878), "О свадебных обрядах" (Харьк., 1881), статьи о писанках, о культурных переживаниях, о проклятиях (по преим. в "Киевской старине"). По истории искусства выдается монография С. "Леонардо да Винчи" ("Сборн. Харьк. ист.-фил. общ.", 1900). С. написал также ряд статей по педагогии; под его редакцией составлено "Пособие для устройства научных и литературных чтений" (Харьк., 1895 и 1896). Академия наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. Он состоит председателем Историко-филологич. общ. при Харьковск. унив. (из 12 изданных обществом томов "Сборника" 11 редактированы С.); стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин; в 1892 г. по его инициативе возник педагогический отдел при Историко-филол. общ. и начато издание "Трудов" этого отдела; деятельно участвует в работах издательского комитета Харьковского общ. грамотности (составил несколько брошюр для народн. чтения); несколько четырехлетий состоит гласным харьковской городской думы. В настоящем словаре С. помещает статьи по малорусской и югославянской этнографии и словесности.

{Брокгауз}

Сумцов, Николай Федорович

Историк литературы и этнограф. Род. в Петербурге, в дворянской семье. В 1875 окончил филологический факультет Харьковского ун-та, где с 1878 был доцентом, а затем профессором. Впоследствии состоял членом-корреспондентом Академии наук.

С. написал огромное количество (около 800) работ, напечатанных гл. обр. в различных периодических изданиях ("Киевская старина", "Украинская жизнь", "Этнографическое обозрение", "Вестник харьковского филологического общества" и др.) и посвященных изучению устной поэзии и народного быта (обрядов, поверий и т. п.). С. принадлежит также ряд статей о русских писателях - Пушкине, Грибоедове, А. Майкове, Жуковском, В. Одоевском. Работы С., остающиеся в пределах историко-культурной и сравнительно-исторических школ, крупного научного значения не имели и в настоящее время уже устарели. Сохраняют известный интерес его сводки по отдельным вопросам устной поэзии ("Ворон в народной словесности", "Мышь в народной словесности" и т. п.) и его работы по описанию обрядов.

Библиография: I. О свадебных обрядах, Харьков, 1881; Кн. В. Ф. Одоевский, Харьков, 1884; Эпизоды об А. С. Пушкине, вып. 1-5, Варшава, 1893-1897; А. С. Пушкин. Исследования, Харьков, 1900; Очерк истории колдовства в Европе, Харьков, 1878; Очерки народного быта, Харьков, 1902; В. А. Жуковский и Н. В. Гоголь, Харьков, 1902; Из украинской старины, Харьков, 1905.

II. Проф. Н. Ф. Сумцов, в кн.: "Труды пед. отдела Харьк. истор.-филол. об-ва", вып. VII, Харьков, 1902; "Сборник Харьков. истор.-филол. об-ва", т. XVIII, 1909 (в обоих изданиях см. библиографию работ Сумцова).

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Сумцов, Николай Федорович" в других словарях:

    Сумцов (Николай Федорович) фольклорист, из дворян Харьковской губернии; родился в 1854 г., образование получил во 2 й харьковской гимназии и на историко филологической факультете Харьковского университета; в 1878 г. защитил pro venia legendi… … Биографический словарь

    Николай Фёдорович Сумцов Дата рождения: 6 (18) апреля 1854(1854 04 18 … Википедия

    Сумцов, Николай Федорович Николай Федорович Сумцов Дата рождения: 6 (18) апреля 1854(1854 04 18) Место рождения … Википедия

    Николай Федорович (1854 1922) историк литературы и этнограф. Р. в Петербурге в дворянской семье. В 1875 окончил филологический факультет Харьковского ун та, где с 1878 был доцентом, а затем профессором. Впоследствии состоял членом корреспондентом … Литературная энциклопедия

    Николай Федорович фольклорист, из дворян Харьковской губ.; род. в 1854 г., образование получил во 2 й харьковской гимназии и на историко филологич. факультете Харьковского унив.; в 1878 г. защитил pro venia legendi диссертацию о кн. В. Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Николай Фёдорович Чернявский укр. Микола Федорович Чернявський Дата рождения: 22 декабря 1867 (3 января 1868)(1868 01 03) Место рождения … Википедия

    Спафарий Милеску (Николай Гаврилович) молдавский боярин греческого происхождения, родился в 1635 г., получил по своему времени отличное, но вполне схоластическое образование в Константинополе и в Италии, усвоил языки эллинский, новогреческий,… … Биографический словарь

    Список действительных членов Национальной академии наук Украины с 1918 года. В список входят 597 ученых. Специализация академиков указывается согласно научной деятельности и она может расходиться с деятельностью, по которой ученый… … Википедия

    Достопримечательность 1 е городское (Иоанно Усекновенское) кладбище Харькова Страна Украина Харьков ул. Пушкинская, 81 … Википедия

    Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р … Википедия

Книги

  • Воронъ въ Народной Словесности , Николай Федорович Сумцов. По зам?чан i ю Л. З. Колмачевскаго, единственнымъ критер i емъ для правильной оц?нки оригинальности и относительной древности животныхъ сказовъ можетъ служить только принципъ естественности…
Альма-матер :

Никола́й Фёдорович Сумцо́в (рус. дореф.: Николай Θедорович Сумцовъ , 1854, Санкт-Петербург , Российская империя - 1922, Харьков , СССР) - украинский этнограф , литературовед , историк искусства , музейный деятель.Идеолог украинофильства. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1905), в год правления Павла Скоропадского был избран одним из первых академиков Украинской академии наук .

Биография

Сразу после смерти отца семья переехала из Северной столицы на Харьковщину. Образование Николай Сумцов получил во 2-й Харьковской гимназии (где обнаружил особые успехи в немецком и французском языках). В гимназические годы Сумцов сделал свои первые записи народных песен Слобожанщины (украиноязычных, по преимуществу). Среди его любимых писателей были Иван Котляревский и Квитка-Основьяненко. Затем Сумцов обучался на историко-филологическом факультете Харьковского университета , который окончил в 1875 году . 2 или 3 года проучился в Германии, а в 1878 году защитил pro venia legendi диссертацию о князе В. Ф. Одоевском и стал читать в качестве приват-доцента лекции по истории русской литературы. С 1880 года - непременный секретарь университета. В 1880 году защитил магистерскую диссертацию «О свадебных обрядах, по преимуществу русских», а в 1885 году докторскую «Хлеб в обрядах и песнях».

С 1887 года Сумцов был председателем Историко-филологического общества при Харьковском университете , стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин. Состоял с 1888 года ординарным профессором Харьковского университета и членом совета попечителя Харьковского учебного округа. Академия наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. В разных изданиях, преимущественно в «Киевской старине», «Этнографическом обозрении», «Сборнике Харьковского историко-филол. общ.», «Русском филологическом вестнике ». Сумцов напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических. В 1892 г. по его инициативе возник Педагогический отдел при Историко-филологическом обществе и начато издание «Трудов» этого отдела.

В 1896 г. Сумцовым был открыт уникальный старообрядческий рукописный сборник «Меч Духовный» - «Толкования на Апокалипсис». Последнее сочинение включает в себя критику религиозной доктрины масонов .

В 1897-1919 годах Сумцов возглавлял Историко-филологического общества при Харьковском университете. С 1905 года Сумцов заведовал Университетским Этнографическим музеем. Деятельно участвовал в работах издательского комитета Харьковского общества грамотности (составил несколько брошюр для народного чтения). Несколько четырёхлетий состоял гласным Харьковской городской думы . Сумцов - автор статей по малорусской и юго-славянской этнографии и словесности в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона , многочисленных сборников украинской народной поэзии, этнографических исследований. Много внимания уделил истории Слободского казачьего войска (СЛКВ), уничтоженного Екатериной Второй 26 июля 1765 года . Написал цикл статей о кобзарстве и выдающихся кобзарях: «Изучение кобзарства» (1905), «Бандурист Кучеренко» (1907) и др. Приписывал кобзарской традиции болгарское происхождение .

Труды

Работы по истории русской литературы

Монографии о легендах, повестях, былевых мотивах, думах

  • Очерк истории колдовства в Европе - Харьков, 1878.
  • О свадебных обрядах - Харьков, 1881.
  • статьи о писанках, о культурных переживаниях, о проклятиях - по преим. в «Киевской старине.
  • Дума об Алексее Поповиче - 1894.
  • Слобідсько-українські історичні пісні - Харьков, 1918.

Этнографические исследования и сборники

Монографии по истории искусства и педагогике

  • «Леонардо да Винчи» («Сборн. Харьк. ист.-фил. общ.», 1900).
  • «Пособие для устройства научных и литературных чтений» (Харьк., 1895 и 1896).
  • «Культурные переживания» (1889-1890).

Напишите отзыв о статье "Сумцов, Николай Фёдорович"

Литература о Сумцове

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • «Труды пед. отдела Харьк. истор.-филол. об-ва», вып. VII, Харьков, 1902;
  • Редин Е. Профессор Николай Федорович Сумцов. - X., 1906
  • «Сборник Харьков. истор.-филол. об-ва», т. XVIII, 1909
  • Сумцов Микола Федорович // Шудря Є. Дослідники народного мистецтва: Біобібліографічні нариси / За ред. М. Селівачова. - Київ: Ант, 2008. - С. 13-16.
  • Петров В. Сумцов як історик етнографії // ЗІФВ УАН, кн. 7-8. - К., 1926.
  • Дорошенко В. Академік Микола Сумцов // Праці Іст.-Філол. Товариства в Празі, т. І. - Прага, 1926.
  • Микола Федорович Сумцов. Опис документальних матеріалів особистого фонду, ч. 794, 1876–1921. - К., 1965.

Ссылки

  • на официальном сайте РАН

Примечания

Отрывок, характеризующий Сумцов, Николай Фёдорович

Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.
Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.
«Да, мне открылась новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мот только один бог. Но как же бог предписал этот закон? Почему сын?.. И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой то тихий, шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: „И пити пити питии“ потом „и ти тии“ опять „и пити пити питии“ опять „и ти ти“. Вместе с этим, под звук этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой воздвигалось какое то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательна держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки. „Тянется! тянется! растягивается и все тянется“, – говорил себе князь Андрей. Вместе с прислушаньем к шепоту и с ощущением этого тянущегося и воздвигающегося здания из иголок князь Андрей видел урывками и красный, окруженный кругом свет свечки и слышал шуршанъе тараканов и шуршанье мухи, бившейся на подушку и на лицо его. И всякий раз, как муха прикасалась к егв лицу, она производила жгучее ощущение; но вместе с тем его удивляло то, что, ударяясь в самую область воздвигавшегося на лице его здания, муха не разрушала его. Но, кроме этого, было еще одно важное. Это было белое у двери, это была статуя сфинкса, которая тоже давила его.
«Но, может быть, это моя рубашка на столе, – думал князь Андрей, – а это мои ноги, а это дверь; но отчего же все тянется и выдвигается и пити пити пити и ти ти – и пити пити пити… – Довольно, перестань, пожалуйста, оставь, – тяжело просил кого то князь Андрей. И вдруг опять выплывала мысль и чувство с необыкновенной ясностью и силой.
«Да, любовь, – думал он опять с совершенной ясностью), но не та любовь, которая любит за что нибудь, для чего нибудь или почему нибудь, но та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидал своего врага и все таки полюбил его. Я испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не нужно предмета. Я и теперь испытываю это блаженное чувство. Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях. Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. И от этого то я испытал такую радость, когда я почувствовал, что люблю того человека. Что с ним? Жив ли он… Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души. А сколь многих людей я ненавидел в своей жизни. И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как ее». И он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз поняд всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею. «Ежели бы мне было возможно только еще один раз увидать ее. Один раз, глядя в эти глаза, сказать…»

Похожие статьи