Типы социальных взаимодействий. Социальное взаимодействие и его виды

Повседневное взаимодействие людей – то самое поле реальных поступков, на котором разворачивается социализация и прорастают семена человеческой личности. Мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия , даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие; входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это – акты социального взаимодействия , складывающегося из отдельных социальных действий . Однако не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это – обычное дорожно-транспортное происшествие. Но и оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп.

Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе – он, а не водитель, и города созданы для людей, а не для машин. В данном случае водитель и пешеход представляют разные социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Ролевой конфликт описывается в социологии при помощи статусно-ролевой теории. Общаясь между собой, водитель и пешеход рассказывают нс о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду, однако это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей.

Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Поведение – совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии эти действия совершаются. Оно может быть индивидуальным и коллективным (массовым). Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Так, поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека, и в этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели: соответствие своим нравственным принципам и положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне.

Спасти утопающего, рискую жизнью, – это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, – поступок, ориентированный только на первую цель.

Действия, поступки, движения и акты – строительные кирпичики поведения и деятельности. В свою очередь, деятельность и поведение – это две стороны одного явления, а именно человеческой активности. Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок – лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.

Говоря о поступке, мы невольно подразумевали действие, ориентированное на других людей. Но действие, исходящее от индивида, может быть направлено или не направлено на другого индивида. Только действие, которое направлено на другого человека (а не на физический объект) и вызывает обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие.

Если взаимодействие – двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами, то действие – всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Различают четыре вида действия :

  • 1) физическое действие (пощечина, передача книги, запись на бумаге и др.);
  • 2) вербальное , или словесное, действие (оскорбление, приветствие и т.п.);
  • 3) жесты как разновидность действия (улыбка, поднятый палец, рукопожатие);
  • 4) мысленное действие, которое выражается только во внутренней речи.

Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое – к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социального действия М. Вебера: они осмысленны, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое; вербальное; жестовое. Систематизация по сферам общества (или системам статусов) дает нам вторую типологию социального взаимодействия:

  • экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки;
  • профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;
  • семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных;
  • демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);
  • политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти – судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.;
  • религиозная сфера, подразумевающая контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания;
  • территориально-поселенческая сфера – столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами.

Первая типология социального взаимодействия основана на видах действия , вторая – на статусных системах .

В науке принято различать три основные формы взаимодействия кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

Кооперация – это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.

Конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Ими могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому, что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем, – это проявление конкуренции. В противном случае возникает вооруженный конфликт – война.

Специфическая черта взаимодействия, которая отличает его от просто действия, – обмен : любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, жестами, символами, материальными предметами. Пожалуй, не найдется ничего такого, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у пас обычно связывают процесс обмена, занимают далеко не первое место. Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

  • 1) агенты обмена – два или более человека;
  • 2) процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;
  • 3) правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;
  • 4) предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т.п.;
  • 5) место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории социального обмена , сформулированной американским социологом Джорджем Хомансом, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хомане вывел следующие принципы обмена .

  • 1. Чем чаще вознаграждается данный тин действия, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается, и наоборот, снижается в случае неудачи.
  • 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действия зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль: от того, что действуете легально и повышаете производительность труда, или от того, что обходите закон и укрываете ее от налоговой инспекции, – прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.
  • 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли будет стимулировать бизнесмена на подвиг, но, как отмечал в свое время К. Маркс, ради прибыли в 300% капиталист готов совершить любые преступления.
  • 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. Это означает, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность.

Принципы Хоманса применимы как к действиям одного человека, так и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Когда предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора. В социальном обмене – так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами – нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в три раза, то в ответ индивид не обязательно в три раза увеличит свои усилия. Часто бывало так, что рабочим увеличивали в два раза зарплату в надежде на то, что они во столько же раз увеличат производительность, но реальной отдачи не было: рабочие лишь делали вид, что стараются.

По природе человек склонен экономить свои усилия, и он прибегает к этому в любой ситуации, иногда идя на обман. Причина в том, что затраты и вознаграждения – производные от разных потребностей или биологических побуждений. Стало быть, два фактора – стремление экономить усилия и желание получить как можно большее вознаграждение – могут действовать одновременно, по разнонаправлено. Это и создает сложнейший узор человеческого взаимодействия, где в единое целое вплетены обмен и личная выгода, бескорыстие и справедливое распределение вознаграждения, равенство результатов и неравенство усилий.

Обмен – универсальная основа интеракции. У него есть своя структура и принципы. В идеале обмен совершается на эквивалентной основе, однако в действительности происходят постоянные отклонения, которые и создают сложнейший узор человеческого взаимодействия.

  • В социологии принят специальный термин, обозначающий социальное взаимодействие, – интеракция.

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

§ оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

§ оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагаетобмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;

§ оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

§ оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие - это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

§ физическое;

§ вербальное, или словесное;

§ невербальное (мимика, жесты);

§ мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:

§ экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники);

§ политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);

§ профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);

§ демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

§ семейно-родственная;

§ территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);

§ религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

§ кооперация - сотрудничество индивидов для решения общей задачи;

§ конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);

§ конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Формы массового поведения

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят действия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мятежи и т. д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в данной области получила концепция французского социального психолога и социолога Г. Лебона (1841–1931). В соответствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей.

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий.

Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятствующие социальным изменениям.

Многообразие социальных движений позволяет их классифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрессивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к прошлому, выступают за возврат к старым порядкам, традициям, верованиям (например, монархические движения, разного рода религиозные движения).

По масштабам предполагаемых изменений социальные движения подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские социальные движения выступают за постепенное изменение существующей общественной системы и не предусматривают радикального преобразования основных институциональных структур. Революционные социальные движения стремятся к коренной трансформации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей.

Социальные движения различаются и своим уровнем: 1) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т. д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной территории (например, движение против использования полигона в Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).

В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолгое время и распались из-за внутренних противоречий и конфликтов с внешним окружением. Такая же участь, как правило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся реализовать альтернативные модели образа жизни.

Таким образом, в современном обществе представлен самый широкий спектр социальных движений. Их значение определяется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества (6.8). Как подчеркивает известный польский социолог П. Штомпка, общество, которое хочет использовать весь свой творческий потенциал, должно не только допускать, но и поощрять социальные движения. Если общество подавляет социальные движения, то оно уничтожает собственный механизм самоулучшения и саморазвития.


Похожая информация.


Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений.
Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей.
Социальная связь - первое и самое главное условие существования общественной жизни. Под термином «социальная связь» обозначается вся совокупность факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных условиях места, времени во имя достижения конкретных целей. Социальные связи - это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями процессами окружающего мира. Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия», включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие. Самое главное в социальном взаимодействии - это содержательная сторона, раскрывающаяся через характер и способ социального взаимодействия. Они же обуславливаются индивидуальным свойствами и качествами взаимодействующих сторон. В основном они зависят от ценностных ориентации людей, существующих социальных норм и обыденного опыта.
Социальные отношения. Социальное взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах. Социальные отношения - это относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Социальные отношения всегда выражают положение людей и их общностей в обществе, потому что это всегда отношения равенства - неравенства, справедливости- несправедливости, господства - подчинения.
- социальные группы: принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня- поселок);
- степень ограничения функционирования социальных групп в строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

Сущность, типы, виды социальных взаимодействий

Для того чтобы социальная система могла существовать нужно хотя бы два человека, связанные друг с другом разнообразными социальными взаимодействиями. Простейшим случаем социального взаимодействия являются отношения между двумя людьми.

На простейшие случаи социально взаимодействия можно разложить всю общественную жизнь и все сложные общности людей. Какой бы социальный процесс мы ни взяли, будь то судебная тяжба, общение преподавателя и студента, битва двух армий - все эти формы общественной деятельности могут быть представлены как частные случаи общего явления взаимодействия. Современная социология определяет социальное взаимодействие как процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие других индивидов.

Соглашаясь с тем, что социальная система является результатом взаимодействия людей, социологи различных направлений по-разному объясняют закономерности социального взаимодействия.

Представление о социальных взаимодействиях в различных социологических теориях Теория Автор Основная идея Теория обмена Дж.Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Символический интеракционизм Дж. Мид
Г. Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются теми значения, которые они им придают. Управление впечатлениями И.Гофман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создать и поддерживать благоприятные впечатления Психоаналитическая теория З.Фрейд На межличностное взаимодействие глубокое влияние оказывают понятие, усвоенные в раннем детстве, и пережитые в этот период конфликты.

Классификация типов социального взаимодействия проводится по разным основаниям.

В зависимости от количества участников:

  • взаимодействие двух людей между собой;
  • взаимодействие одного и многих;
  • взаимодействие многих и многих.

В зависимости от сходства и различия качеств участников взаимодействия:

  • одного или разных полов;
  • одной или разных национальностей;
  • сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.

В зависимости от характера актов взаимодействия:

  • односторонние и двусторонние;

Уточнение

  • солидарное или антагонистическое (сотрудничество, конкуренция, конфликт);
  • шаблонное или нешаблонное;
  • интеллектуальное, чувственное или волевое.

В зависимости от продолжительности:

  • кратковременное или длительное,
  • имеющие кратковременные и одновременные последствия.

В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяют следующие типы социального взаимодействия: социальные контакты, социальные отношения и социальные институты.

Под социальным контактом принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.

Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова, который структурировал их в следующем порядке:

  • пространственные контакты;

Уточнение

  • контакт заинтересованности;

Уточнение

  • контакты обмена.

Уточнение

Более стабильной формой социального взаимодействия являются "социальные отношения" - последовательности, "цепочки" повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующееся устойчивыми нормами и образцами поведения. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами.

Уточнение

Специфической чертой социальных систем, а следовательно и отношений, в отличие от других систем, является то, что даже находясь в состоянии глубокого внутреннего конфликта, они сохраняют свою целостность, так как их распад может привести индивидов к самосохранению. Здесь начинают действовать законы биопсихологического самосохранения.

Таким образом, социальные взаимодействия - это систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. И в связи с этим выделяют следующие механизмы реализации социальных взаимодействий:

  1. передачу информации;
  2. получение информации;
  3. реакция на полученную информацию;
  4. переработанную информацию;
  5. получение переработанной информации;
  6. реакцию на эту информацию.

Виды социального взаимодействия участников групповой работы могут быть разными и влиять на облегчение или затруднение выполнения поставленной перед группой задачи. Зачастую этот процесс зависит от состава участников группы.

Специалисты считают, что для группового решения задачи лучше составлять гетерогенную группу, включающую людей разного пола и возраста, имеющих разный уровень подготовки, а также разные установки и интересы, чем гомогенную, т.е. группу, в которой все члены имеют между собой много общего: возраст, пол, знания, подходы к проблемам и пр., что для поиска и принятия решений не всегда полезно. Как только группа приступает к выполнению своих задач, она предпринимает последовательность шагов, включающих: формулировку проблемы как вопроса о фактах, ценностях или политики (это зависит от цели); анализ проблемы; поиск вариантов решений; их оценку; выбор и принятие решения; разработку его под проект реализации.

Поведение людей при совместной работе может определяться как их индивидуальными характеристиками, так и целью группы, особенностями ее организации и протекающими в ней процессами. При групповой работе необходимо поддерживающее поведение лидера для снятия излишней напряженности. Вместе с тем доминирование поддерживающего поведения может помешать принятию эффективного решения.

Функции поддержки отношений

  • Умение слышать, наблюдать.
  • Умение увлечь, заинтересовать.
  • Учет чувств людей.
  • Разрядка напряжения.
  • Умение вселять веру, вдохновлять.
  • Умение достигать компромисса(признавать
  • свои ошибки, принимать позицию другого,
  • делать шаг навстречу).
  • Умение подчинять личные амбиции общей
  • цели.
  • Признание заслуг.

Функции, направленные на решение задачи

  • Постановка цели и задач.
  • Инициация процесса решения.
  • Выяснение мнений, точек зрения.
  • Сбор (запрос) информации.
  • Определение главной проблемы.
  • Передача информации участникам.
  • Организация взаимодействия.
  • Координация и распределение ролей, связывание всех элементов совместной работы.
  • Выяснение всех ресурсов.
  • Подведение итогов.
  • Умение как бы со стороны наблюдать за всем

В групповой работе функции могут распределяться между участниками по-разному. Так, эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки, интеллектуальные - решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять и те и другие функции; распределение функций между всеми участниками группы зачастую происходит спонтанно. Гибкая ролевая система, смена ролей позволяют быстрее достичь планируемых намерений.

Ролевое поведение личности в группе . Роли, исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы. Существует четыре основных типа ролей: обеспечивающие решение поставленной задачи, поддерживающие, процедурные и эгоцентрические, способствующие или препятствующие групповому взаимодействию.

Роли, обеспечивающие решение поставленной задачи. Члены группы, которые исполняют роли, обеспечивающие решение задачи, сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации или мнений. Среди них:
ищущий информацию - часто ставит вопросы и пытается получить на них ответ, побуждает других участников группового взаимодействия к принятию решений;
инициатор - чаще других предлагает новые решения, вносит предложения, касающиеся поставленного в группе задания;
последователь - подхватывает новую идею, инициативу, расширяет и углубляет ее, помогает довести до решения;
оценивающий - оценивает деятельность отдельных членов и всей группы, актуальность ситуации, сравнивает с целями, подводит итоги.

Поддерживающие роли . Помогают группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов мнений. Участники, которые выполняют поддерживающие роли, должны ободрять других членов группы, снимать напряжение, вносить гармонию. Среди них:
поощряющий - мотивирующий и «подталкивающий других» к участию в групповом процессе, вовлекает малоактивных и молчащих членов в работу, демонстрирует своим вербальным и невербальным поведением понимание чужих идей и мнений («хорошая точка зрения», «отличная мысль»);
гармонизатор - поощряет к совместной деятельности, разрешает конфликтные ситуации, пробует преодолеть противоречия между членами группы и привести всех к компромиссу, используя улыбку, остроумные реплики;
снимающий напряжение - старается снять напряжение в трудных ситуациях, часто шутит, острит, балагурит, рассказывает анекдоты;
блюститель правил - напоминает членам группы о провозглашенных нормах и правилах взаимодействия, обращает внимание на их соблюдение;
«переводчик » - умело использует знания о различиях в социальной, культурной, национальной и тендерной ориентации членов группы, чтобы помочь им понять друг друга.

Процедурные роли. Они помогают группе при решении проблем. Среди них:
диспетчер - способствует правильному «разделению труда» в группе, чтобы любая дискуссия работала на конечный результат, следит за регламентом, наблюдает за продвижением группы к поставленной перед ней задаче;
протоколист - старается записать все, что группа наработала, как бы ведет протокол по процедуре принятия решения;
хранитель - следит за равноправием возможностей каждого при участии в дискуссии. Анализирует невербальные сигналы и на их основе предлагает выступить тому или иному члену группы.

Эгоцентрические роли . Эти роли концентрируют внимание на персональных потребностях и задачах в ущерб групповым целям. Эгоцентрические роли уменьшают эффективность групповой работы. Среди них:
агрессор - противостоит групповым инициативам, подвергает сомнению важность того, что происходит в группе. Добивается повышения собственного статуса, критикуя почти все или порицая других, когда дела идут не лучшим образом, и принижая личные качества и статус окружающих. Когда личные цели противоречат групповым, отдает предпочтение первым;
ищущий признания - независимо от того, что происходит в группе, старается обратить на себя внимание, напоминает о своих заслугах, демонстрирует свои способности и возможности во всех подходящих для этих целей ситуациях. Старается постоянно быть в центре внимания, жаждет признания и похвалы;
монополист - непрерывно разговаривает, часто мешает другим высказаться, стремится занять позицию лидера в группе, навязывает свое мнение, пытается манипулировать другими участниками;
отсутствующий - избегает работы в группе, не поддерживает групповых инициатив, стремится быть в стороне. Избегает конфликтов мнений и рискованных для себя и своего реноме действий и ситуаций. Предпочитает отмалчиваться или давать уклончивые ответы;
шутник - дурачится, передразнивает других, превращая в шутку все, что происходит, пытаясь привлечь внимание к себе.

Для достижения своих целей в определенной ситуации участники взаимодействия кроме исполнения тех или иных ролей выстраивают также соответствующие позиции. С этой точки зрения межличностное взаимодействие предполагает:
- выбор позиции по отношению к другому, психологическую пристройку к позициям партнеров, проверку их прочности;
- оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

В психологической литературе различают три типа пристройки к партнеру.

Пристройка сверху - может выглядеть как поучения, осуждения, порицания, советы, обращения, порой унижающие достоинство взрослого человека, например: вербальные - на «ты», «детка» или невербальные - похлопывание по плечу, взгляды сверху вниз и пр.

Пристройка снизу - означает позицию подчинения и диктует свои стереотипы поведения. В такой ситуации человек подстраивается под более сильного партнера, при разговоре наклоняется вперед, опускает голову и пр.

Позиция равенства сторон - предполагает соответствующие вербальные и невербальные формы поведения: спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и ожиданий, обоснованные высказывания, демонстрирует готовность выслушать критические замечания в свой адрес.

Кроме исполнения ролей и пристройки к позиции партнера к видам социального взаимодействия можно отнести также разнообразные эффекты:
эффект контраста - способность к быстрой смене психологический позиций в зависимости от возникшей ситуации; это важный показатель мастерства общения;
эффект ассимиляции (от лат. - уподобление, сопоставление) - использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного изменения. Обычно такой негибкий тип ролевого поведения используется человеком амбициозным, самоуверенным или с намерениями, оставляющими желать лучшего;
техника поведенческих подкреплений - партнер, выполняя ту или иную роль, не только ограничивается вербальными и невербальными контактами, но и подкрепляет их своими действиями и поступками.

Похожие статьи