Спас яблочный, медовый, ореховый – народные или христианские праздники? Когда наступает медовый спас.

Э тот цикл изначально был посвящен языческому Даждьбогу – именно его считали Спасом, то есть Спасителем, дающим людям жизнь и благополучие.

Названия праздников связаны с крестьянскими хлопотами, сбором урожая. Первый – Медовый Спас – отмечается 14 августа, 19 августа празднуют Яблочный Спас, совпадающий с церковным праздником Преображением Господним, а третий – Ореховый приходится на 29 августа.

То есть череда праздников последнего летнего месяца начиналась с 14 августа, начала Медового Спаса. В этот день люди шли в церковь святить мед, воду и мак ведь другие названия Спаса – Маковей или Спас-на-Водах. После церкви было обязательно праздничное застолье, начинать которое следовало с маковых пирогов или блинов. Еще в этот день надо было съесть ложку меда со свежим огурцом, в знак начинающегося в этот день поста. Называется он Успенским в честь Успения Богородицы и продлится до 28 августа.

Целительные силы меда широко известны. Но обладает он и другими волшебными свойствами. Так, если в доме возникла ссора, следует заварить чай, добавив в него чайную ложку меда, произнести заговор: «Медок, смягчи ты пыл разгневавшегося, усмири его, убери обиду» , и предложить всей семье выпить этот чай.

Заболевший быстрее выздоровеет, если перед тем, как напоить его теплым молоком с медом, заранее начитать на мед три раза такой заговор: «Колдунья-болезнь, с меня слезь! Уходи за болота, за поля, за леса, уходи навсегда! Горька ты на вкус, холодна. Медком подслащусь, теплым молочком согреюсь. Да будет так!» .

А еще существует особый ритуал на привлечение счастья. Для него нужны цветочный, пчелиный и липовый мед, немного березовой коры и родниковой воды. До восхода солнца 14 августа нужно набрать в кастрюлю немного ключевой воды, а в полдень этого же дня взять в левую руку березовую кору, правой рукой обмазать ее полностью всеми тремя видами меда. Затем следует приложить кору ко лбу и сказать: «Счастье – во мне, радость – во мне, благо – во мне. Скверна – от меня, худо – от меня, горе – от меня. Как сладок медок пчелиный, как сладок медок цветочный, как сладок медок липовый, так и жизнь моя наполнена будет тройными радостями» . После этого надо умыться набранной родниковой водой, тщательно вымыть в ней березовую кору и всегда носить ее с собой, а воду вылить под любой березой.

Накануне Медового (и Макового) Спаса в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» – букет из растений-оберегов. Калина дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки защищали от болезней, колоски овса обещали обильный урожай, мята благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета были маковые головки. Собранные растения перевязывали красной лентой, высушивали и ставили на окошко до следующего Маковея.

Букет-маковейник считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Еще Первый Спас называли Мокрым – в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В Спас-на-Водах непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду – считалось, что в этот день вода смывает грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год дарит людям здоровье и силы. Женщине, которая хочет иметь детей, на Медовый Спас нужно умыться колодезной водой. А умываясь, приговаривать: «Вспомни, Спас, про всех про нас, пошли кому радость, кому достаток, а мне – дитя. Да будет так!» .

Я блочный Спас отмечается 19 августа, это народный праздник православных христиан. Другие его названия – Спас Великий, Первые Осенины и Праздник первых плодов так как примерно в это время собирали урожай, преимущественно яблочный. Этот день полон разнообразных примет и обрядов, которые веками передавались из поколения в поколение.

Люди верили, что в этот день яблоки становятся волшебными. И если, откусив яблочко, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Чтобы очистить пространство от накопившейся в нем отрицательной энергетики, надо взять любое яблоко, разрезать его пополам и из одной половинки вытащить сердцевину. Затем следует зажечь свечку из натурального воска и обойти с ней все свое жилье, останавливаясь при этом возле каждого уголка, оконного и дверного проема. При этом надо три раз совершать круговое движение свечой по часовой стрелке. Воск от свечи, собранный при проведении обряда в блюдечко, после его окончания нужно слить именно в ту часть яблока, из который убрали сердцевину. После этого надо соединить обе части яблока и связать ниткой, а потом закопать это яблоко как можно дальше от вашего жилья.

Чтобы привлечь к себе внимание полюбившегося парня (или девушки), проводили обряд под названием «любовное яблоко». Для этого яблоко нужно разрезать пополам и в середину положить записку с именем любимого (любимой). Затем соединить две половинки и положить яблоко на солнцепек. По мере того, как оно будет сохнуть, начнет сохнуть по вам любимый человек.

Также в этот день можно избавится от сглаза, выбрав красивое и, водя им по телу, три раза проговорить: «Как ты, яблоко, кругло и румяно, так и ты, (имя), стань здоров(а) и удал(а). Красное солнышко, святая водица, мать землица тебя напоила, так и (имя) дай силы да здоровья» . После этого нужно закопать яблоко в землю.

Люди примечали, что после Яблочного Спаса температура воздуха по ночам резко снижалась, указывая на приближение осени. Именно поэтому праздник называли еще и Осенинами. Считалось, что в этот день кончается лето. Как только солнце садилось за горизонт, начинались песнопения о приближающейся осени. Не зря в народе говорилось: «Пришел яблочный Спас – ушло лето от нас» .

Сохранилась в народных верованиях до сегодняшнего дня веселая примета – если на чью-то руку дважды опустится муха, это к крупному успеху.

29 августа праздновался последний, третий Спас. У него также было несколько названий –Хлебный, Ореховый и Холщовый. В этот день было принято печь хлеб из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев «на здоровье». Если он хорошо поднимался, считалось, что болезни целый год будут обходить дом стороной.

Готовые караваи относили волхвам, и лишь после славлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи благодарил богов за обильный урожай, а затем проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего во здравии и сытости» . Только после этого вся семья приступала к угощению. Еще третий Спас называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Наши предки были убеждены, что в это время ветки орешника наполняются магической силой. Говорят, именно в этот день колдуны и знахари ходили в лес, чтобы запастись веточками, листьями и корой орешника, для лечения людей и проведения различных ритуалов.

Из ветвей орешника славяне делали банные веники – согласно поверью, они моментально выгоняли из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу.

Конечно, существовало множество примет и обрядов, связанных с Третьим Спасом. Так, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек – такой орех дарил человеку денежную удачу на целый год.

По народной примете, обильный ореховый урожай свидетельствовал о том, что в этом году большая часть людей прожила жизнь праведно. Если так продолжать и дальше, то хороший урожай обеспечен и в следующем году.

Хотите узнать всё о спасах в 2019 году? В этой статье вы найдёте исчерпывающие ответы на интересующие вас вопросы об ореховом, яблочном и медовом спасах.

Спасы в 2019 году

14 августа 2019 года начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый .

Ничего не смущает, не режет слух в этих словах? Я понимаю, что «посягаю на святое», и все же… Ведь слово «спас» от слова «Спаситель», а слово – не пустой звук, тем более, если это – имя. В особенности, если это имя Божие.

За последние свыше двадцати лет мы привыкли, что накануне праздников , и Нерукотворного Образа, в СМИ обязательно появляются «просветительские» материалы на их тему. К сожалению, зачастую они выдержаны в ключе земледельческой магии, что сводит на нет пользу даже той информации, которая хотя бы вскользь дается о сути праздников.

Мы порой слишком привыкаем к словам и словосочетаниям, не задумываясь, что слово – продукт своеобразного «круговорота веществ в природе». Те или иные представления и понятия обретают имена в результате формирования своего содержания. Имена в свою очередь продолжают формировать сознание, как индивидуальное, так и массовое.

Вы никогда не задумывались о метаморфозе слова «настоящий»? Когда-то (да и сейчас некоторые люди используют это слово в таком смысле) под ним понималось «теперешнее», то, что есть в данный момент. В наше время за этим словом прочно закрепился смысл чего-то истинного, верного, непоколебимого, неподдельного, чуждого фальши, эфемерности. Случайно? Отнюдь. Эта сравнительно новая смысловая нагрузка – следствие искажения нашего мировоззрения, смещения приоритетов, преобладания ценностей временных; да – тленных, да – преходящих, но реальных, потому что они – настоящие: вот они, родимые, здесь, их пощупать можно, прочувствовать. Что «там» – это еще видно будет… и будет ли? А вот «это» – здесь и сейчас. А если и не «сей час», то в «ближайший час»: наши радости и скорби земные – это «настоящее» (во всех смыслах), все же прочее – так… А потому «с волками жить – по-волчьи выть», мы – люди немощные, грешные, но Господь милостив и да святые все с за нас заступятся и спасение наше – дело решенное. Только почитать Бога и наших перед Ним заступников надо, что опять же очень просто: в храм на праздники ходить, фрукты-овощи святить – учат в… ох! Да, совсем чуть не забыл: раз в год обязательно надо, чтобы не заморачиваться с грехами на исповеди, потому как в соборовании забытые грехи прощаются, и тогда можно в душе своей не копаться. И всё! И живи как все…

Такое, вот, «настоящее», но только никакое не Православие получается.

Беда, разумеется, не в народной культуре и не в крестьянских традициях. Культура христианская естественно формируется в лоне определенной среды и несет на себе ее отпечаток. Другое дело, что, во-первых, не все, что является отпечатком среды – неотъемлемая часть христианской культуры, а во-вторых… «мера во всем», как говорил мудрый Демокрит. Ведь не в меде да овощах-фруктах проблема. Традиции эти красивы, исполнены глубокого смысла, да только глубина эта становится парадоксально недостижимой именно из-за преобладания обрядного начала! Прилагательное (« », « », «ореховый», «хлебный») определяет в религиозном сознании содержание существительного «Спас». Не то, чтобы все напрочь забыли о каком «Спасе» речь, хотя и подобное бывает, как, например, на Западе, когда, празднуя « », многие не знают, что именно они так весело отмечают, Чей День Рожденья справляют.

Аграрная составляющая теснит изначальное содержание понятий этих праздников аналогично тому, как это произошло с понятием «настоящее». Только в обратном порядке: в случае с «настоящим» временному и преходящему придан вес незыблемого и надежного, а в случае со «Спасами» – вечное, истинное, и в силу этого абсолютно надежное, подменяется (при сохранении личины некой незыблемой твердыни) тленным, временным, а уже что является символом поклонения духу мира сего – вода, плоды, полотно ли – неважно. Достаточно перевести внимание, сместить акценты, и подмена произведена.

Удручающее впечатление производят многие люди, приходящие в эти праздники в храм освятить конкретные банки с медом, плоды. Они или приходят к концу службы только, чтобы получить «ритуально-магическую услугу», и скучают, порой не очень терпеливо дожидаясь, «когда начнется», или еще хуже: являются довольно рано, чтобы удобно расположить свое приношение на столе и потом не отводят очей от своих кульков, «отстаивая» службу, но не участвуя в ней…

Постоянным прихожанам еще как-то удается объяснить, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е., принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств, приобрести пищу.

Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Нетварный свет Преображения разрывает, рассеивает мрак отчаяния: мрак придавивший апостолов после страданий и крестной смерти их Учителя; мрак, окутывающий и отравляющий нас, порой, очень крепко.

Свет Преображения достигает до наших сердец, если мы в минуты, казалось бы, безраздельного владычества мрака вспоминаем о Кресте и сораспятии Христу, вспоминаем, что Крест – символ не столько страданий, сколько любви, которая хотя и не ищет страданий, страдания для нее не цель, но при необходимости она принимает их, радуясь о тех, за кого приносится жертва, радуясь о своей душе, которая очищается смиренным и благодушным перенесением скорбей.

И если Господь приоткрыл на Фаворе Свою славу, то через крестный путь в каждом из нас отмывается и восстанавливается образ Божий, проявляясь и просиявая в нашей душе через все большее уподобление Первообразу, о чем нам напоминает Господь в празднике, посвященном созданию Его первой, нерукотворной иконы.

Вы прочитали статью Спасы в 2019 году: медовый, яблочный, ореховый . Читайте также.

Три августовских праздника в честь Спасителя названы Спасами. Они идут один за другим: Первый, Медовый - 14 августа, называют Спас «на воде», второй, 19 августа, Яблочный - Спас «на горе» и третий - Ореховый, Спас «на полотне».

Медовый Маковий

Медовым Первый Спас назван потому, что в этот день, 1 августа по старому стилю и 14 по новому, совершают малое водосвятие и начинают сбор меда, а также его освящение. Это праздник пчеловодов, когда в ульях заламывают первые соты, чтобы пчелы из других ульев не забрали весь мед. Крестьяне считали, что в этот день пчелы перестают давать мед. На Руси в этот день начинались медовые ярмарки. Кроме этого, святились цветы и мак, обязательно присутствовавший в подаваемых блюдах.

Медовый Спас является первым днем Успенского поста. Русской православной церковью в этот день отмечается Происхождение (изнесение) древ Креста Господня.

В церквях вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией. Известно, что в 166 году до н.э. династия Маккавеев восстала против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. Вероятно, связь мака и Маккавеев исключительно звуковая, но, тем не менее, это - одна из устоявшихся народных традиций.

Согласно украинским легендам, именно на этот праздник в 988 году Киевский князь Владимир Великий крестил Русь.

Первый Спас считается девичьим и детским праздником. Молодежь в этот день не работает. Этот Спас еще называется Лакомка. Тем, кто придерживается поста, с этого дня разрешено употреблять в пищу мед. Правда, согласно древним народным поверьям, мед, как и фрукты, разрешалось есть только с Яблочного, Второго Спаса. А до него ели лишь ягоды и огурцы.

По традиции 14 августа также проводили так называемое малое освящение воды: святили новые колодцы, очищали старые. Крестьяне отправлялись на водоемы крестным ходом, в последний раз в году купались, смывая грехи, защищаясь от лихорадки и сглаза, а также купали лошадей и домашний скот. Иногда лошадей кропили водой. Обряды сопровождались песнями и танцами.

Другие названия праздника

Первый Спас, кроме Медового и Макавея, имеет и другие названия: Мокрый Спас, Водный Спас, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Медолом, Спасовка, Проводы лета, «Макавей зельная» (белорусское), «Маковия» (украинское), Маккавей, Макотрус.

Изнесение (происхождение) древ Креста Господня

В греческом часослове 1897 года говорится, что по причине болезней и эпидемий, которые часто бывали в августе, в Константинополе издревле был известен обычай износить Животворящее Древо Креста, на котором был распят Сын Божий, на улицы и дороги, чтобы освящать места и отвращать болезни. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы народу предлагали его для поклонения, что и является предъисхождением Честного Креста.

Реликвии несли крестным ходом, который включал императора, к источнику Спаса, находившемуся за стеной города, и дальше в храм Святой Софии. Святыню носили по городу до праздника Успения Богородицы, который отмечают в конце Успенского поста - 29 августа.

В Русской Церкви этот праздник установил Андрей Боголюбский в 1164 году, когда им была одержана победа над волжскими булгарами, а греческим императором Мануилом - над арабами.

Согласно легенде, русский князь и греческий император имели Святой Крест Господень, оба усердно молились ЕМУ, прося помощи, и обоим с их войсками было чудное видение: от икон Спасителя и Богоматери, взятых на войну, исходил свет, осеняющий войска. Храбро кинувшиеся на врагов воины победили, в память чего был установлен на реку крестный ход.

Кроме Изнесения Креста, в этот день Русская православная церковь чтит: Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Алима, Антонина, Гурия, Евсевона, Елеазара и Маркелла, учителя их Елеазара и матери их Соломонии (Соломеи); священномученика Димитрия Павского; мучеников в Пергии Памфилийской: Александра, Аттия, Евклея, Леонтия, Катуна, Киндея, Кириака, Минсифея и Минеона; обретение мощей преподобной Софии Суздальской.

На Первый Спас также замаливаются женские грехи: женщинам прощается всё.

Традиции Первого Спаса

Накануне Маковия готовят «маковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви.

После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей - для спокойного сна.

Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы - для того, чтобы не выпадали волосы.

Именно в этот день первые птицы улетают в теплые края. Неизвестно, откуда на Руси появилось понятие о розах, однако крестьяне считали, что когда розы перестают цвести, происходит перемена и в росах: с 14 августа росы хорошие и безвредные. Если говорить о розах, то они были перенесены в русскую землю во времена царствования Алексея Михайловича в XII веке.

Мед святили в новой посуде, которая еще не была в употреблении, куда пчеловод в чистой одежде клал часть сот из самого богатого улья. Освященным медом было принято угощать нищих, им также поминали родителей. Часть меда оставалась в церкви, им угощался причт, нищие и дети.

К этому дню приурочивалось начало многих хозяйственных работ: начинали отделывать овины, очищать гумна, устраивали так называемые «вдовьи и сиротские помочи» - то есть помогали им по хозяйству, приносили угощение: "Ты - за себя, Мы - за тебя, А Христов Спас - За всех нас!"

В церкви также освещались венки из колосьев с новым зерном, первые плоды урожая. В этот день в центральной и южной полосах России устраивали первый посев озимой ржи.

В Сибири этот день назывался днем «Соломониды - ба(в)ушки», которая почиталась беременными и матерями, а также лекарками и знахарками, упоминавшими в наговорах ее имя.

О вкусном и полезном

В блюдах в день Первого Спаса обязательно присутствовали мак и мед, пеклись пироги и пирожки, печенья, коржи, торты и рулеты. Особой популярностью на Руси всегда пользовались медовые пряники. Начиналась трапеза блинами с маком: в специальной посуде растирали маково-медовую массу, маковое молочко, в которую обмакивали блины. Мак упоминается во множестве пословиц и поговорок, а также в хоровых песнях и загадках. Девушки в этот день водили хороводы, осыпая парня маком, щипая и щекоча.

Мед по праву заслужил звание одного из самых полезных и вкусных продуктов. В некоторых диетах из сладкого разрешен только мед. Даже медицина никогда не отказывалась от него, в отличие от многих других народных средств.

Мед состоит из сахаров: левулезы, глюкозы, мальтозы и сахарозы (78%), воды (20%) и минеральных солей. Он содержит полезные ферменты, микроэлементы, витамины и полезен детям в период роста, выздоравливающим. Его бактерицидное действие подобно антибиотику: он даже никогда не плесневеет.

Однако хранить мед больше года не нужно, так как со временем в нем уменьшаются и разрушаются полезные вещества, а увеличивается количество сахарозы и кислот. Нужно помнить также о том, что мед нельзя хранить в металлической посуде.

Согласно нормам медолечения, для взрослого человека суточная норма меда - 100г, а максимальная - 200г. Это количество распределяется на день и принимается между едой, лучше всего в чистом виде. Мед очень боится кипятка: при температуре выше 40 градусов все витамины и антибактериальные вещества разрушаются, превращая бесценное лекарство в сладкую водичку.

Последний месяц лета богат на праздники, посвященные сбору урожая — православные ежегодно с 14 по 29 августа отмечают три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый, в которых тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями. Слово "Спас" — сокращенная форма от слова Спаситель. Дата каждого праздника из года в год остается неизменной.

Sputnik Грузия поинтересовался какого числа проводятся Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, и с чем связаны эти праздники.

Медовый или Мокрый Спас

Это один из древнейших праздников, связанный с началом сбора меда на пасеках - в 2018 году, как и ежегодно, его отметят 14 августа. Мед, собранный в этот день, считался целебным, но в пищу его употребляли только после освящения в церкви.

В старину люди считали, что пчелы после этого дня начинают приносить "неправильный" мед, поэтому спешили собрать его вовремя. По традиции, в праздник пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

По православному календарю в этот день празднует Изнесение (Происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня - в церквях проводят малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Люди считали, что в этот день даже роса целебная, а любое соприкосновение с водой дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере, так как после этого дня вода зацветает и становится холодной.

Только в Медовый Спас можно получить заряд бодрости от ложки меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Подобный ритуал можно себе позволить только в этот день, так как обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

Еще одно название первому Спасу — Маковей, дал обычай освящать в этот день целебные травы и мак. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он готовит верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа. Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице.

Пост завершает собой церковный год, символизируя новолетие, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный Спас

Второй Спас, который в народе называют Яблочный, отмечают 19 августа — в этот день православные празднуют Преображение Господне. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета — существует поверье, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Этот Спас называют Яблочный, так как обычно в это время начинается сбор урожая в садах. По традиции в этот день в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

В старину девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. К вечеру, люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освящения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

В Яблочный Спас люди считают, что привычные для всех фрукты обретают магическую силу, а блюдо из яблок обязательно должно присутствовать на столе в каждом доме. В этот праздник обычно молятся за детей.

В народе верили, что в этот день по погоде можно узнать, какими будут осень и начало зимы — солнечный день предвещал ясный и морозный январь, а дожди обещали снежную зиму.

Люди считали, что от ритуалов и обрядов, проведенных в Яблочный Спас, зависело благополучие в будущем, поэтому в этот день освящали землю под новый урожай.

Ореховый или Хлебный

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но наиболее важен из всех. Его отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.

С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу, однако первый ореховый сбор принято также освящать в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах по сей день. Люди таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный или Ореховый Спас особо не отмечали — в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

По традиции, в этот день пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Причин ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет - пост к этому времени закончится, и выбор меню зависит только от желаний и предпочтений. Главное — праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, чтобы следующий год был удачным.

В этот день по традиции дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое уходит своими корнями в христианскую традицию. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа, и с тех пор в этот день это событие отмечается православными христианами всего мира.

В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

С третьим Спасом также существует множество примет - в этот день освящают колодцы, чтобы вода в них не иссякала. Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

По орехам девушки гадали и узнавали свою судьбу. Первый сорванный орех надо было съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех не доспел — ждали важное известие, а гнилой — быть беде.

Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую и теплую осень. Если журавли улетают к 29 августа — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться дарами природы, которые помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Польза и вред

Польза и вред для здоровья продуктов питания и трав, полезные рецепты и советы

  • Главная

Что за праздник

Истоки праздника переплелись

в народе с христианскими событиями и языческими традициями. Установлен был Спас в честь двойной победы, когда войска, идущие на врага с иконами Матери Божьей и Спасителя, победили и с радостью возвратились домой. Пасечники в этот день начинают мед заламывать, потому спас называют Медовым, и даже нищие в этот день медку испробуют. Иные названия — Проводы лета, Медолом, Мокрый спас, Пчелиный день и т.д.

Маккавей, так еще называют этот праздник, вторым названием он обязан печальному событию, которое случилось в 166 году до рождения Христова: именно в этот день семи ветхозаветным Макковеям пришлось принять кончину, пострадав за веру. И день этот – особый, а потому провести его необходимо не так, как иные будни, ведь день памяти считается и праздником. Только с этого дня можно было кушать мед, освятив его перед этим в храме.

Спас на воде — третье название праздника, так как 14 августа происходит малое водосвятие. В этот день святили те водные источники, в котором купались люди, или к которому приводили на водопой домашний скот, чтобы было у всех здоровье, а людские души очистились. Для этого совершали крестные ходы, и только после них начинали купаться, а также мыли и домашний скот. После окончания праздника считалось, что купаться в этом году уже не следует, так как лето заканчивается, начинает зацветать вода, к тому же пчела заканчивает сбор, перестают радовать своим пением птицы, а грачи начинают собираться в долгий путь на зимовку до следующей весны. В этот день происходило освящение новых колодцев, а старые старались тщательно почистить.

Важные правила святого дня

Отмечают праздник 14 августа, именно тогда, когда начинается Успенский пост. Отличается пост тем, что необходимо во время него употреблять очень умеренно постную еду и питье, что поможет укрепить как духовную, так и физическую сущность человека. Три раза в неделю придется есть только сухую пищу. Пост очень строгий, сродни Великому посту. Правда, гораздо короче, длится всего 2 недели.

— отличный рецепт для постного меню.

Заранее, накануне святого дня, нужно приготовить баночку с водой, чтобы была возможность освятить ее в церкви, обязательно следует заготовить вкусную еду, чтобы в составе присутствовали мед и мак. Это может быть что угодно: блины, приправленные медом и маком, медовый пряник, пирог, пирожки, сочники, плюшки.

Раньше в этот день у многих на столе были пироги с пшенной кашей и медом. Существовало даже поверье, которое гласило, что самая первая ложка меда, который освятили в церкви, принесет небывалую удачу и исполнит любое желание, стоит только мед съесть. А еще обязательно мед раздавали голодным и нуждающимся.

На протяжении всего дня следует неукоснительно соблюдать общие правила всех святых праздников, то есть не допускать темных мыслей, совершать только положительные поступки, желать окружающим хорошего и не сквернословить.

Что нужно делать


14 августа все верующие обязательно посещают храмы, в которых в этот день царит особая атмосфера, ведь праздник не зря назвали медовым. В каждой корзинке, которую принесли в церковь, находятся кроме емкостей с водой и медом, приготовленные аппетитные блюда с медом и маком. Также приносят в храм чабрец и мяту, аромат которых наполняет и освежает помещение. Многие дети любят плести венки из этих трав и полевых цветов, добавляя маковые головки. После освящения в церкви венок обретает особое значение: если повесить его в доме, он станет истинным оберегом.

Женщины заранее делают букеты, в которых должны быть бархатцы, гвоздики, барвинок и другие цветы, а также травы и уже созревшие маковые головки. Даже каждая травинка в таком наборе имеет свое определенное значение, а потому после того как батюшка освятит такой букет, его приносят домой и помещают за иконой. Находится он там до весны, а затем этот букет нужно рассеять по всему огороду.

Вы знаете теперь, когда наступает Медовый Спас в 2019 году, что нужно делать, и можете правильно подготовиться к этому празднику.

Похожие статьи