Сам себе ресурс: как научиться управлять стрессом. Управление стрессом в организации: что должен знать руководитель

Важной составляющей любого конфликта или процедуры организационного изменения является стресс. Стресс – термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают два основных вида стрессоров : физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает в себя информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др. В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.

Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности.

В системе управления организацией часто проявляются недостатки, приводящие к стрессовым ситуациям, которые в менеджменте принято объединять понятием "организационные факторы стресса ". Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты их проявления.

Перегрузка работника, следствием которой являются следующие последовательно проявляющиеся реакции: беспокойство, фрустрация, чувство безнадежности, ожидание потерь (санкций) и дистресс.

Недогрузка работника, которая имеет два варианта основных реакций: при повышенной индивидуальной склонности к риску работника – "чувство отсидки", скука; попытка найти себя в новом виде деятельности; выполнение ненужных для системы управления действий, снимающих чувство скуки; боязнь контроля; наказание; дистресс; при средней и пониженной индивидуальной склонности к риску возникают фрустрация, беспокойство относительно своего положения в рабочей группе, ощущение собственной недооценки со стороны руководителей и дистресс.

Конфликт ролей, т.е. предъявление противоречивых требований к работнику. Например, менеджер требует от официанта максимально быстро обслужить посетителя и в то же время "раскрутить" его на большой заказ. Причинами возникновения конфликта ролей чаще всего являются следующие ошибки в управлении организационным поведением:

  • установление неправильных оценочных показателей трудовой деятельности (работник одновременно стимулируется за скорость и качество обслуживания);
  • нарушение принципа единоначалия (владелец предприятия категорически запрещает обсчет клиентов, а менеджер требует "свою долю" от незаконных доходов);
  • различие между нормами поведения работника и рабочей группы. Основными реакциями, возникающими как следствие конфликта ролей, являются попытки совместить несовместимое (найти средний вариант, устраивающий всех), фальсификация отчета о трудовой деятельности, страх разоблачения и дистресс;
  • неопределенность ролей, т.е. работник не знает четко, что от пего требует менеджер или по какой системе оценивают его действия. Основными реакциями здесь являются попытки упредить поступки менеджера, отрицательное отношение к этой ситуации менеджера, страх наказания и дистресс;
  • неинтересная работа, которая вызывает негативные эмоции. Основными реакциями от подобного явления будут переживание неудачи, фрустрация и дистресс;
  • излишне интересная работа, т.е. вызывающая очень интенсивные положительные эмоции в виде следующих основных реакций: отсутствие адекватного ответа работника на помехи в работе, сбой, наказание и дистресс;
  • плохие физические условия деятельности , температура, освещение, шум и т.п. Состояние дистресса при этом достигается в результате быстрой усталости;
  • прочие организационные факторы стресса : повышенная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав и полномочий, плохое качество информационного обеспечения трудовой деятельности, несовместимость личностных качеств индивидуума и характера работы и др.

Рассмотрим основные способы элимирования организационных факторов стресса . Под элимированием организационных факторов стресса в менеджменте принято понимать действия, способствующие либо смягчению негативных состояний персонала, вызванных дистрессом, либо уменьшение частоты проявления дистресса.

Основные способы можно разделить на две большие группы : элимирование со стороны подчиненного и элимирование как следствие действий руководителя.

Элимирование со стороны подчиненного включает в себя семь основных приемов, которые можно применять как отдельно, так и в совокупности.

Во-первых, необходимо установление для себя четкой схемы действий и приоритетов в работе по степени важности тех или иных ее аспектов. Это позволяет в первую очередь выполнять функции, за ненадлежащее исполнение которых наступает максимальная ответственность.

Во-вторых, следует научиться отказываться от непосильных заданий. Стандартной схемой отказа является следующая: подтверждение понимания важности задания, описание заданий, которые вы уже выполняете, просьба объяснить, "что не делать" ради нового поручения.

В-третьих, необходимо налаживать неформальные отношения с руководителем. В этом случае ему гораздо легче объяснить свои проблемы.

В-четвертых, нельзя соглашаться с противоречивыми требованиями руководителей. Схема отказа обычно такова: объяснение противоречия, вопрос о том, какое из требований игнорировать или как их совместить.

В-пятых, при получении задания обязательно надо до конца уточнить: что вы должны делать, какой путь является наиболее приемлемым, как будет оцениваться проделанная работа.

В-шестых, нельзя скрывать от руководителя свои способности во избежание получения излишне простых заданий.

В-седьмых, на работе надо периодически отдыхать, обедать, а если есть возможность, уйти домой, то не делать вместо этого ту работу, которую можно перенести на завтра.

Элимирование организационных факторов стресса непосредственно руководителем включает в себя следующие пять правил.

  • 1. Менеджер должен знать реальные способности каждого работника. Обычно это достигается применением методов психодиагностики профессиональной пригодности или путем экспериментального доведения деятельности подчиненного до предела возможностей на основе использования сильных стимулов к труду.
  • 2. Необходимо позволять подчиненным отказываться от заданий, если они могут объяснить объективные причины своих просьб. В крайнем случае можно изменить условия и характер их трудовой деятельности.
  • 3. Следует очень точно определять полномочия подчиненных, меру их ответственности и систему оценочных показателей результатов их труда.
  • 4. По необходимости менять стиль лидерства. За хорошую работу необходимо предусматривать чувствительные для персонала вознаграждения.
  • 5. Все сложные вопросы трудовой деятельности необходимо подробно обсуждать с подчиненными, которые ее выполняют.

Рассмотрим классификацию психических состояний персонала как результатов стресса . Подобные состояния выступают обычно в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Механизм утомления обычно укладывается в следующую логическую схему: темп работы начинает поддерживаться не за счет увеличения ударного объема сердца, а путем увеличения частоты сердечных сокращений, в результате чего нарушается устойчивость вегетативных реакций организма, возникает разбалансированность функций, замедляется темп работы, точность и степень четкости моторики и движений.

Субъективными ощущениями утомления работником, в порядке очередности их проявления, являются следующие:

  • появляется чувство слабосилия и неверия в собственные возможности;
  • наблюдается расстройство внимания, нарушается процесс переключения на другой род деятельности, нужные факторы не замечаются, ненужные – сильно отвлекают;
  • наступает расстройство сенсорных возможностей работника за счет увеличения порога чувствительности;
  • нарушаются двигательные функции: все делается замедленно либо очень быстро и неточно;
  • нарушается память как краткосрочное запоминание (куда положил авторучку), так и в форме извлечения информации из долговременной памяти (какой сегодня день недели);
  • ухудшается мышление: обычно вместо новых решений работник безуспешно пытается применить старый способ действий или просто не может сосредоточиться на конкретном предмете;
  • происходит трансформация мотивов деятельности, т.е. поиск способов достижения цели замещается на поиск причин для невыполнения заданий;
  • ослабевает воля, снижается выдержка, решительность, самоконтроль и настойчивость;
  • появляется сонливость.

Принято выделять три стадии утомления. на первой из них его признаки проявляются слабо и за счет волевых усилий или повышенного эмоционального интереса трудовую деятельность можно поддерживать на нужном уровне.

На второй стадии качество деятельности начинает ухудшаться за счет увеличения частоты неправильных действий. Признаки утомления уже нельзя компенсировать волевым усилием. При наступлении третьей стадии работа уже не может выполняться.

В обязанности менеджера должны входить следующие функции.

На первой стадии утомления работу следует прервать, если ее продолжение не является существенно важным для организации. На второй стадии работа прерывается в любом случае. При достижении третьей стадии работнику необходимо предоставить время для отдыха во избежание развития хронического переутомления.

Монотония – это временное снижение работоспособности как результат однообразия деятельности. Механизм проявления монотонии следующий: несложные стереотипные действия приводят к бедности внешней информации, это вызывает погружение в дремотное состояние и снижение общей активности.

Субъективные ощущения монотонии во многом аналогичны ощущениям, возникающим при утомлении. Однако если при утомлении работоспособность прогрессивно падает, то при монотонии – колеблется. Утомление наступает у всех работников без исключения, монотония – не у всех. (Отдельные личности, монофилы, не испытывают монотонии за счет способности находить в однообразии малоощутимые различия.)

В обязанности менеджера по профилактике монотонии входят:

  • стимулирование монотонного труда за счет его повышенной и сдельной оплаты;
  • периодическая перестановка работников на другие операции;
  • постоянная информация персонала о результатах его деятельности;
  • введение посторонних раздражителей, например музыки.

Психическая напряженность – это состояние возбуждения как следствие ожидания неблагоприятного развития событий. Механизм проявления психической напряженности следующий: повышенная активность приводит к быстрой утомляемости, далее это развивается аналогично состоянию утомления.

В трудовой деятельности персонала встречаются четыре формы психической напряженности.

Во-первых, напряженный тип поведения, признаками которого являются общая заторможенность, скованность, напряженность и интенсивность движений, судорожное сжатие предметов, прикусывание губ, сжимание кулаков и т.п.

Во-вторых, тормозной тип поведения, выражающийся в отсутствии каких-либо внешних реакций (поза статуи).

В-третьих, трусливый тип поведения, признаками которого являются апатия, пассивность, повышенное чувство самосохранения, желание оттянуть начало действий.

В-четвертых, прогрессивный тип поведения, внешне выраженный в полной мобилизации, оптимизме и повышенном фоне настроения.

Врожденно к первому типу поведения склонны, как правило, лица с холерическим типом темперамента, ко второму – с меланхолическим, к третьему – с флегматичным и к четвертому – с сангвиническим.

В обязанности менеджера по профилактике психологической напряженности входят психодиагностика профессиональной пригодности при найме персонала; создание благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах; создание условий для повышения работниками уровня саморегуляции психической деятельности (комната психологической разгрузки, тренажерный зал, сауна и т.п.).

Лето заканчивается. И это огромный стресс для студента! Оглянуться не успеешь, как приятную встречу с однокурсниками сменит подготовка к экзаменам. А ведь казалось, что только вчера ты пришел, полный свежих мыслей и с отдохнувшей головой.

Спокойствие, только спокойствие! Дорогие студенты, сейчас мы перед вами раскроем тайну, которая поможет вам не только в учебе, но и во всей последующей жизни: управление стрессами и эмоциями. Ведь согласитесь, устранить стресс (или не допустить его) гораздо легче, чем потом устранить последствия стресса.

Вас ист стресс?

Уже более 50 лет люди говорят про этого страшного зверя. Давайте для начала разберемся, что это вообще такое?

Стрессом называют накопленные неспецифические реакции организма под воздействием разных неблагоприятных физических или психологических факторов. От чего он бывает у студентов?


И управление стрессом в жизни станет вашим одним из самых важных навыков, которые помогут прожить счастливую и достойную жизнь (кстати, как и управление конфликтами в коллективе).

Что будет, если не избавляться от стресса?

У каждого свой порог чувствительности. Одному, чтобы впасть в панику, достаточно 3 дня не видеть маму. Другой будет годами терпеть измывания и лишения и сорвется в самый последний момент. Но итог всегда будет тот же.

Если не избавиться вовремя от стресса, вот что может выйти:


Это интересно!

Продолжительный стресс (в течение нескольких лет) очень плохо сказывается на организме и сравним по последствиям с тяжелым инфарктом. А вот сильный кратковременный стресс – это как встряска организма, которая может активизировать физическую и умственную деятельность.

В общем, лучше сначала изучить природу этого явления, а уж потом переходить к управлению стрессом.

Переходим к делу: эффективное управление стрессом

Итак, прежде чем изучать технологии и методики управления стрессом на рабочем месте или учебе, есть важные вещи, которые нужно помнить всегда:

Не боимся его и не избегаем

Без него-родимого, без стресса жить невозможно – это естественная реакция организма на окружающую среду и вашу жизнь. Так что просто смиритесь, что он будет, будет всегда. А вот если пытаться постоянно избегать стресса, стараться жить как можно более спокойней и размеренней, тем сильнее будет его разрушительное влияние, когда он до вас таки доберется.

Преодолевая стресс каждый раз, вы и ваш организм прививаете себе навыки управления стрессом, а также борьбы с этим явлением.

Изучаем виды стрессов

Бывает конструктивный стресс, при котором из за большого количества скопленной неудовлетворенности происходит разрядка. Это хорошо, потому что позволяет решить проблему и вновь установить взаимопонимание с окружением. Грубо говоря – покричали и снова любим друг друга с прежней (а то и большей) силой.

При деструктивном стрессе отношения могут только ухудшиться или даже вовсе прекратиться, проблема остается нерешенной, люди страдают от тяжелых переживаний, чувства вины, безысходности.

Определите, какой вид стресса у вас, чтобы суметь взять от него все необходимое, а от всего ненужного избавиться.

Изучаем себя

Чтобы предотвратить или успешно овладеть техниками управления стресса, необходимо узнать свой порог чувствительности.

Следите за собой, за своими ощущениями, чтобы понять, какой уровень силы стресса начинает воздействовать на вас негативно и снижать вашу успешность.

Обратите внимание, при какой силе стресса вы теряете свое нормальное состояние и теряете сосредоточенность, умение концентрироваться и не можете ничего делать.

Средства индивидуальной защиты

Так как у всех все происходит по разному, то и средства и методы управления стрессом тоже будут разными. Ваш задача – найти свою систему управления стрессом, которая будет помогать, не допустит длительного стресса и научит спокойно относиться к непродолжительному выпадению из жизни.

Проблема управления стрессом велика. Не зря от этого недуга страдают люди всех стран мира, всех возрастов и социальных положений. Однако практика управления стрессом не так уж сложна.

Мы предлагаем вам несколько полезных советов, которые включают в себя любые методики и программы управления стрессом. Возможно, вам будет полезен .

Алгоритм управления стрессом


А вот и модель, которой нужно следовать, если вы не смогли предостеречь себя от стресса.

Стратегия управления стрессом: пошаговое руководство

Описываем все по шагам. Следовать нужно именно в этой последовательности:

Шаг 1. Изучаем себя. Присмотритесь, какие ситуации выводят вас из равновесия, какие события нервируют и т.д.

Шаг 2. Определите способы, как остановить самого себя. С первых секунд стресса постарайтесь взять передышку и предотвратить наступление деструктивных действий. Например, не кричите на собеседника, а промолчите, извинитесь и уйдите в другую комнату.

Шаг 3. Трансформируйте негативную энергию во что-то менее разрушительное. Вам сейчас необходимо снять напряжение. С этим отлично справляются физические нагрузки, домашние дела, теплый чай, разговор с симпатичным вам человеком, прогулка по свежему воздуху. Отдохнуть от плохих мыслей поможет и окунание ладоней в прохладную воду на 4 минуты.

Шаг 4. Вспомните, что вас радует, что приносит вам большое удовольствие. Старайтесь каждый день уделить хоть несколько минут тому, что увлекает вас, приносят вам радость.

А еще всегда помните: вы не одни! Рядом с вами всегда есть , готовые помочь и поддержать, будь то простой разговор по телефону или помощь в написании курсовых, контрольных, дипломных работ!

Является актуальной в настоящее время, так как касается каждого человека без исключения. Стресс характеризует собой сильный удар по психологическому состоянию человека, который может стать причиной различных проблем со здоровьем. Чтобы минимизировать риск развития заболеваний каких-либо органов и систем организма, необходимо научиться управлять стрессом, ведь даже в самых сложных ситуациях можно найти наиболее выгодную позицию.

Зачем управлять стрессом?

Научиться управлять стрессом важно каждому человеку, потому что это вырабатывает такое качество, как стрессоустойчивость.

На заметку: – это человек с максимально защищенной психикой, который может контролировать свою реакцию на стрессовую ситуацию. В 80 % случаев – это качество является приобретенным и лишь 20 % имеют врожденное качество.

Английским психологом Гансом Селье была разработана следующая классификация стрессов:

  • Негативные, разрушающие психику человека.
  • Позитивные, которые приносят волнение, но не наносят сильный удар по психологическому состоянию. Пример – прыжок с парашютом, так как это волнительно, но это новые для человека ощущения, которые не воздействуют на психику с отрицательной стороны.

Для чего человеку необходимо умение управления стрессами?

Стрессоустойчивость – это важное качество для человека, которое делает его увереннее, позволяет разумно действовать в критических ситуациях. Такие люди обладают более крепким здоровьем, так как нервные срывы и другие неспецифические реакции оказывают разрушающее влияние на организм.

Неоднократно было доказано, что причиной развития многих тяжелых и хронических заболеваний являются депрессии, нервные срывы и иные психологические состояния. У таких людей нарушается сон, аппетит, иммунная система организма начинает работать хуже, поэтому здоровье оказывается под угрозой возникновения различных заболеваний.

Умение быть выдержанным и собранным в сложных ситуациях позволит быстро найти решение проблемы, а не расходовать силы и энергию впустую, уметь видеть в любом кризисе не только негативные, но и позитивные стороны, новые возможности.


Методы управления стрессом

На сегодняшний день существует несколько эффективных методов управления стрессом:

  • Движение. Любая физическая активность увеличивает выработку эндорфина, поэтому психологическое состояние человека улучшается. Можно заниматься в тренажерном зале, ежедневно танцевать под музыку, совершать пешие прогулки, играть с детьми в активные игры, стараться пользоваться лестницей, а не лифтом.
  • Социальное участие. Это наиболее эффективная методика. Общение с другим человеком, который может вас выслушать, понять и дать совет – это лучшее лекарство для психики во время стрессовой ситуации. Старайтесь общаться со своими коллегами, соседями, будьте откровеннее с ними. Это не признак слабости, наоборот, вы будете чувствовать себя намного увереннее, и ваша психика будет устойчивее, если каждый день вы станете наслаждаться именно живым диалогом с приятными вам людьми.
  • Предотвращение стрессовых ситуаций. Стресс – это реакция нервной системы на стороннее воздействие. Если вы заранее знаете, что вам предстоит пережить сложную ситуацию, например, серьезный разговор с руководителем, вы можете постараться изменить либо ситуацию, либо само отношение к ней. Стоит научиться говорить «нет», это сможет вас уберечь от дополнительных обязанностей, которые, возможно, станут причиной очередной кризисной ситуации.

    Важно! Управление стрессом для предупреждения конфликтов – это навык, особенно важный для людей, которые работают в сфере продаж, услуг, которым приходится ежедневно сталкиваться с различными клиентами. Необходимо всегда смотреть на ситуацию с позитивной стороны. Также подумайте о конфликте в долгосрочной перспективе: будет ли он для вас иметь значение через неделю или месяц? Если ответ отрицательный, то лучше направить свою энергию в более продуктивное русло.

  • Адаптация. Если вы не можете предотвратить стрессовую ситуацию, то лучше адаптироваться под нее. Не стоит скрывать своих чувств и эмоций, если вас беспокоит какая-то проблема, то стоит открыто говорить о ней и искать подход к решению. Обиды, нерешенные конфликты, которые человек копит внутри себя, ведут к психологическим расстройствам.

Техники управления стрессами

Управление конфликтами и стрессами – это основа выработки стрессоустойчивости человека. Существуют определенные техники, которые позволяют управлять своими эмоциями в стрессовой ситуации, ведь истеричный и нервный человек не сможет найти рациональное решение сложной задачи.

Основные техники:

  1. . Необходимо сесть, выбрать для себя удобную позу и настроиться на ритмичное дыхание. На один вдох должно приходиться три сердечных удара, на выдох – шесть. Это самый эффективный способ успокоиться, почувствовать прилив бодрости во время критических ситуаций.
  2. . Во время стресса любые активные физические упражнения, будь то бег, приседания, езда на велосипеде и т. д. будут способствовать отвлечению от нервного напряжения, так как силы и энергия будут направлены на выполнение физических упражнений. Это отличный вариант профилактики нервных срывов и депрессий.
  3. . Ряд исследований доказал, что люди, занимающиеся йогой, в меньшей степени подвержены нервным срывам.

В заключение

Управление стрессом в настоящее время – это важный навык, так как практически каждый день приходится сталкиваться с критическими ситуациями и находить выход из них. Нервный человек в большей степени подвержен различным простудным, вирусным заболеваниям, а также таким серьезным болезням, как онкологические опухоли.

Управляемый стресс – это состояние, которое не нанесет сильный урон здоровью. Современные техники и методики управления стрессом позволят обрести уверенность и выработать стрессоустойчивость, так как для решения любой проблемы необходима трезвая голова и ясный ум.

Выполняя техники и методики управления стрессом, уже через несколько занятий можно будет увидеть первые результаты: вы станете более спокойным и уравновешенным человеком в ситуациях, которые ранее вызывали только панику и ряд необдуманных поступков.

Наряду с конфликтами важную роль в жизни людей играют стрессы. В даже хорошо управляемой организации возникают ситуации, которые негативно действуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Чрезмерный стресс может стать разрушительным для лица, а соответственно, для организации. Таким образом, руководитель должен это понимать и научиться нейтрализовать стрессовые ситуации для обеспечения полной эффективности деятельности организации.

Стресс - эмоциональное состояние организма, который обусловлен чрезмерным давлением на личность и впоследствии осуществляет на нее деморализующее действие. Например: ситуация дефицита времени; одновременно большое количество событий или информации, которую не в состоянии оценить и принять человек; неприятное событие в семье и др. Стресс - это обязательный компонент человеческой деятельности.

Заметим, что стресс характеризуется наличием трех фаз; тревоги, сопротивления и истощения.

Люди по-разному переносят на себе названные фазы стресса, зависит как от их личных, так и от многих других факторов: одни проявляют реакцию соперничества и борются с ним, другие - идут.

В зависимости от вида и характера стрессы бывают физиологическими и психологическими. Тип стресса, который имеет отношение к руководителям характеризуется чрезмерными психологическими или физиологическими напряжениями .

Физиологические стрессы возникают, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций. Результаты таких стрессов - болезни (язва желудка, мигрень, гипертония, боли в сердце и спине, артрит, астма и др.).

Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные. Информационные стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачами, не поспевает принять решение и др. Работа руководителя, его подчиненных в стрессовых ситуациях может привести к неправильному выполнению обязанностей. Руководителю важно проявлять заботу о рациональной организации труда подчиненных, созданию и укреплению морально-психологического климата в коллективе, что в значительной степени позволит исключать стрессовые ситуации. Эмоциональные стрессы проявляются в ситуациях угроз, опасности, образ. Человек становится раздражительным, теряет аппетит, впадает в депрессию, снижается ее интерес к общению. Основными причинами стресса являются следующие : организационные факторы - перегрузка, недогрузка, несогласованность, низкое качество плановых заданий;

конфликт ролей, когда к работнику предъявляют противоречивые требования к работе, или дают задачи, выходящие за пределы его служебных обязанностей;

неопределенность роли в будущем, когда лицу неопределенные обязанности ее работы, кому она подчинена и какие у нее есть права;

обязательность, повышенная ответственность перед людьми, а также участие в собрании и совещаниях, насыщенные в организации;

ответственность за выполнение задания, особенно в условиях неопределенного будущего;

постоянные изменения, необходимость приспосабливаться к быстрым технологическим изменениям, полученная новых навыков, выполнение дополнительных обязанностей;

взаимоотношения с подчиненными - неумение управлять критически настроенным или незгуртованим коллективом, трудности в оппонирование власти;

взаимоотношения с коллегами - нездоровая конкуренция и соперничество, недостаточная поддержка коллективом, трудности в достижении сотрудничества;

ненадежность рабочего места, связанное с опаской сокращение штатов, старением, досрочной пенсии;

чувства, вызванные работой или карьерой - разочарование при достижении карьерной высоты, отсутствие перспектив, медленное продвижение по службе;

влияние организации, связанный с напряженным климатом, авторитарным стилем руководства, недостатком информации, недостаточным участием в трудовом процессе;

внешнее воздействие, включающий; конфликт требований организации и семьи; домашние проблемы; отдача преимущества работе, чем семье; постоянные командировки.

Указанные причины могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей, которые имеют давление сверху и снизу. Положительные жизненные события могут также вызвать большой стресс.

Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние, состоящий в том, что способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы. Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться управлять ими.

Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации в целях адаптации человека к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом .

Руководители должны учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы :

разработать систему приоритетов в своей работе (что сделать "сегодня", "завтра", "когда придет время...");

научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку;

наладьте эффективные и прочные взаимоотношения с вашим руководителем, научите руководителя уважать Ваше рабочую нагрузку;

не соглашайтесь с руководителем, который выставляет противоречивые требования (не трогайте агрессивную позицию, просто объясните, какие конкретные проблемы становятся для Вас противоречивыми)

сообщите руководителю, что Вы не уверены относительно ряда задач, но не становитесь в позу жалобщика;

определите цель своей карьеры, которая по Вашему самооценка реальная, проверьте которых способностей и квалификации Вам недостает;

найдите время каждый день для отключения и отдыха;

выделите время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением;

реально смотрите на то, что можете достичь и сделать;

следуйте режима питания и занимайтесь физкультурой.

Для достижения высокой производительности труда и низкого уровня стресса необходимо :

определить обоснованный объем и тип работы подчиненным относительно их способностей;

позволять подчиненным отказываться от поручений, если на это у них есть достаточно оснований;

четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач;

используйте стиль лидерства в зависимости от конкретной ситуации;

обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу; чаще выступать в роли наставника.

Одной из насущных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость менеджера - это его способность сознательно противостоять длительном стресса. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровье.

Нужно знать, что стресс - это также и необходимое условие жизнедеятельности. Известный канадский физиолог Ганс Салье, который впервые описал стресс, считает, что жизнь без стресса не мыслимо. Негативные последствия имеет не сам стресс, а дистресс как его составная часть, которого и следует избегать.

Все, что связано с дистресс несет в нашу жизнь болезни, депрессию, одиночество, определенные функциональные неврозы, в то время как эйфорическое стресс означает здоровье, удовольствие, счастье.

Принципы мудрого отношения к жизни (по Г. Салье) уметь отличать главное от второстепенного;

знать степень влияния на события, то есть знать реальную оценку как собственных возможностей так и ситуации, в которой мы находимся; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям;

воспринимать деятельность такой, какой она есть в реальности, а не в нашем воображении;

стараться понять других;

уметь приобретать положительный опыт по тому, что происходит; "Заслужить любовь ближнего" .

Чтобы ответить на вопрос «Как управлять стрессом?», важно понять, а что собственно представляет собой стресс - Что такое стресс?

В первую очередь, не всякий стресс плох. Определенная доля стрессового воздействия или напряжения может быть полезна, например, для вдохновения, добавления энергичности действиям, именно поэтому многие люди выбирают экстремальные виды отдыха, спорта. Но если стрессовое воздействие слишком сильно, то это становится настоящей проблемой, даже если ситуация положительная.

Разные люди по-разному справляются с напряжением, и, что у одних вызывает стресс, для других может не быть проблемой. Знание того, как стресс влияет на наши мысли, чувства и восприятие помогает нам управлять им.

Итак, что такое стресс, стресс - это не просто нервное напряжение, это реакция организма на любые изменения условий, требующие приспособления. Проблема стресса заключается не в его наличии, а в его количестве.

В психологии выделяют три стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных, защитных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Наблюдается значительный прилив сил и энергии, могут уходить симптомы психосоматических болезней, правда к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой (если конечно вы допустите развитие стресса до третьей стадии, ведь от нас может многое зависеть).
  2. Стадия сопротивления наступает, если стрессогенный фактор слишком силен и продолжителен. Характеризуется отсутствием признаков тревоги. Осуществляется расходование адаптационных ресурсов организма. Если стрессогенный фактор длительно оказывает свое влияние, то развивается третья стадия.
  3. Стадия истощения. В данном случае, энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломлены. Вновь возникают признаки тревоги, но уже как «призыв о помощи» .

Наши запасы адаптационной энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады.

Управление стрессом

Многие жизненные события могут стать причиной грусти, горя и стресса. Управлять стрессом – значит определять и надлежащим образом контролировать источник его возникновения.

Когда человек оказывается в стрессовой ситуации (стрессовой может быть не только отрицательная ситуация, но и положительная, вызывающая бурю эмоций, эйфорию), то мыслительные операции и внимание перекрываются захлестнувшими эмоциями. Человек в данном случае может вести себя либо слишком активно (вплоть до паники), либо пассивно (до состояния ступора), вариант реакции зависит от типа нервной системы конкретного человека, при этом, естественно, далеко не в полном объеме происходит правильная оценка реального положения дел. Картина событий очень сильно искажается: чем сильнее эмоции, тем больше действия приобретают мало осознаваемый характер.

Первое, что полезно сделать, чтобы снизить уровень стресса – это добавить осознанности для понимания реальной картины дел через техники активации внимания (концентрации внимания) и техники снятия эмоционального напряжения.

Техники на активацию, концентрацию внимания (т.е. когда эмоции берут верх и логичность действий, теряется), связаны с сосредоточением внимания и вербальным проговариванием информации, например: счет с промежутками (не просто в порядке от 1-20 или наоборот, а в более усложненном варианте: в обратном порядке через две-три цифры, с делением, умножением). Обращение внимания на какие-то предметы и называние их; припоминание дат, сложных, больших или иностранных слов и т.п. Таким образом, головной мозг начинает работать активней.

Затем, активировав свое внимание, аналитику, важно снять напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения хорошо используются дыхательные методики, релаксация .

Например:

  • Дыхательная техника «4-2-4», при которой делается вдох (4 секунды - считаем до четырех) – пауза (две секунды) – выдох (четыре секунды). Завершаем ровным дыханием.
  • Если реакция на стресс – это чрезмерная активность, то нужно выровнять, успокоить дыхание по принципу «выдох длиннее вдоха». Когда человек тревожится, он дышит неглубоко, часто. Когда человек полностью расслаблен, он дышит глубоко, что и нужно сделать человеку, который напряжен, чрезмерно активен. Выдох в состоянии релаксации гораздо длиннее вдоха. Лицо, лоб и губы нужно постараться расслабить, например, для этого можно немного приоткрыть рот, сделать выдох со звуком, издаваемые звуки при выдохе также способствуют расслаблению.
  • Если реакция на стресс – пассивность, бездействие, близкая к ступору, то нужно взбодриться. Здесь дыхание должно быть не глубоким и частым (как в ситуации, когда мы активны, где выдох короче вдоха).
  • Короткий вариант техники активной мышечной релаксации:
    • на счет 1, 2 – стиснуть кулаки и сделать неглубокий вдох;
    • на счет 3 – задержать дыхание на 0,5 сек.;
    • на счет 4 – выдох;
    • на счет 5 расслабление;
    • Повторить несколько раз.

Начиная дышать одним из вышеуказанных способов, можно привести себя в нужное состояние. Тело воспринимает дыхание как руководство к действию. Научившись методике правильного дыхания для расслабления или активности, можно нормализовать свое состояние, приведя его в норму.

Важный аспект при работе со стрессами – это научиться видеть позитивные стороны жизни.

Проблемы, которые возникают после выхода человека из стрессовой ситуации, как правило, связаны с неправильной переработкой впечатлений о ситуации. Нам свойственно преувеличивать последствия ситуации, мы часто недооцениваем свои возможности, тем самым, раздувая тревогу.

Техника «Дакатастрофизация или что если…» поможет увидеть, действительно ли все катастрофично.

Стресс вызывается каким-то событием, которое несет в себе опасность, неприятность, досаду, а главный фактор – это внезапность. Поэтому важно уметь представить себя в неожиданной ситуации, понять, какие ресурсы нужны, чтобы справиться с ситуацией, что позволит минимизировать последствия стресса. А для того, чтобы было легче посмотреть на жизненные трудности, есть полезная фраза «зато» или рамка юмора: «Ну и что, что ветер, зато волосы красиво развиваются», «если ты постоянно опаздываешь, значит тебя там ждут, или ты умеешь выкручиваться из ситуаций как в анекдоте»:

Ты где?
- Я опаздываю…
- Я спрашиваю, где ты?
- Я скоро буду!
- Дак ты где?
- Я уже подхожу…

P.S. находчивость – наше все!

Найдите свои способы управлять своим уровнем стресса и эмоциональным состоянием в целом.

Управлять стрессом, сложно ли?

4.6666666666667 Rating 4.67 (3 Votes)

Похожие статьи