Оформление методической разработки урока для аттестации. Как написать методическую разработку методическая разработка на тему

ч ПУЧПЕОЙЙ СЪЩЛПЧ ЕУФШ ПЮЕОШ НОПЗП ТБЪОЩИ НПНЕОФПЧ:

оБДП ЮЙФБФШ. оБДП РЙУБФШ. оБДП ХЮЙФШ УМПЧБ. оБДП ПУЧБЙЧБФШ ЗТБННБФЙЛХ. оБДП ЗПЧПТЙФШ УРПОФБООП, ОЕ ДХНБС П ЗТБННБФЙЛЕ. оБДП РЕТЕЧПДЙФШ. оБДП РПОЙНБФШ ВЕЪ РЕТЕЧПДБ. оБДП ВЩФШ ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООЩН. оЕМШЪС УЕВС ЪБЛПЧЩЧБФШ ТБЪОЩНЙ «ОБДП». оБДП ТБВПФБФШ НОПЗП. оБДП ОЕ ХУФБЧБФШ. оБДП ЗПЧПТЙФШ Й ПВЭБФШУС. оБДП УМХЫБФШ ЖПОЕФЙЛХ, ОЕ УЧСЪЩЧБС ЕЕ У РПОЙНБОЙЕН. оБДП РПОЙНБФШ, ЮФП УМХЫБЕЫШ. оБДП УФБЧЙФШ РТПЙЪОПЫЕОЙЕ. оБДП ЮЙФБФШ ЙНЕООП ЙОФЕТЕУОЩЕ ЛОЙЗЙ. й ФБЛ ДБМЕЕ, Й ФБЛ ДБМЕЕ…

юБУФП ПДОП «ОБДП» ПФТЙГБЕФ ДТХЗПЕ, Й ЙИ ФТХДОП УПЮЕФБФШ.

юФПВЩ «УПЪДБФШ» Ч ЛБЧЩЮЛБИ НЕФПДЙЛХ, ДПУФБФПЮОП ЧЩВТБФШ ЙЪ УРЙУЛБ ОЕУЛПМШЛП РХОЛФПЧ, РТЙДБФШ ЙН ЙУЛМАЮЙФЕМШОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ, Й ОБЮБФШ ТБУЛТХФЛХ «УЧПЕЗП» Ч ЛБЧЩЮЛБИ НЕФПДБ. дМС ТБУЛТХФЛЙ ЦЕМБФЕМШОП Й УБНПНХ ВЩФШ ЛТХФЩН: ЛФП ЪОБЕФ СЪЩЛ МХЮЫЕ, Х ФПЗП МХЮЫЕ Й НЕФПДЙЛБ.

фБЛ Ч ТЕЪХМШФБФЕ Й РПМХЮБЕН ЛБМЕКДПУЛПР НЕФПДЙЛ. оП НОПЗППВТБЪЙЕ ЬФП ФПМШЛП ЛБЦХЭЕЕУС. оБ УБНПН ДЕМЕ, ОЙ Л ЮЕНХ ЧУС ЬФБ УХЕФБ ОЕ РТЙЧПДЙФ, Й ЧУЕ ЧПЪЧТБЭБЕФУС ОБ ЛТХЗЙ УЧПС.

лБЛ УПЪДБАФУС ТЕБМШОЩЕ НЕФПДЙЛЙ?

фЩ ЮФП-ФП ДЕМБЕЫШ, ЛБЛ ФЕВС ХЮЙМЙ. х ФЕВС ОЕ РПМХЮБЕФУС ЙМЙ РПМХЮБЕФУС ИХЦЕ, ЮЕН ИПФЕМПУШ ВЩ. фЩ УРТБЫЙЧБЕЫШ УЕВС, Ч ЮЕН ДЕМП? й РТПВХЕЫШ УДЕМБФШ ФП ЦЕ УБНПЕ, ОП ТБГЙПОБМШОЕК. рТЙНЕТПЧ ОЕТБГЙПОБМШОЩИ Й РТПУФП МЙЫОЙИ ДЧЙЦЕОЙК НПЦОП РТЙЧЕУФЙ ЧЕМЙЛПЕ НОПЦЕУФЧП…

й УП ЧТЕНЕОЕН, ЪБ ПФДЕМШОЩНЙ ЙТТБГЙПОБМШОПУФСНЙ, ЛПФПТЩЕ ФЩ ЙУРТБЧЙМ, ФЩ ОБЮЙОБЕЫШ ЧЙДЕФШ УБНХ ЙТТБГЙПОБМШОХА УЙУФЕНХ Й ЕЕ МПЗЙЛХ. й ФПЗДБ ФЩ ЖПТНХМЙТХЕЫШ РТЙОГЙРЩ ПВТБФОЩЕ ФЕН, ЮФП ЛБЦХФУС ПЮЕЧЙДОЩНЙ, Й, ЧППТХЦЙЧЫЙУШ ЬФЙНЙ РТЙОГЙРБНЙ, ФЩ УПЪДБЕЫШ ХЦЕ ОЕ ТБЪТПЪОЕООЩЕ РТЙЕНЩ ТБВПФЩ, ОП УФТПКОХА УЙУФЕНХ - НЕФПД.

уФПЙФ МЙ ЪБ ЬФП ВТБФШУС?

фТХД ЬФПФ УПЧЕТЫЕООП ОЕ ВМБЗПДБТЕО. еУМЙ ВЩ Х ОБТПДБ ВЩМБ ВЩ ЗПФПЧОПУФШ УМЕДПЧБФШ ТБЪХНОЩН ДЧЙЦЕОЙСН, ФП ЬФЙ ТБЪХНОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС ДБЧОП ХЦЕ ВЩМЙ ВЩ ОБКДЕОЩ. й РТЙЮЙОЩ, РП ЛПФПТЩН ТБГЙПОБМШОЩЕ ДЧЙЦЕОЙС ОЕ РТЙОЙНБАФУС ОБТПДПН, ЧЕТПСФОП, ДПУФБФПЮОП ЗМХВПЛЙ.

нЕФПДЙУФ УФПМЛОЕФУС У ФПК ЦЕ РТПВМЕНПК, У ЛПФПТПК УФБМЛЙЧБЕФУС МАВПК РУЙИПМПЗ, ЛПОУХМШФЙТХАЭЙК ЛМЙЕОФБ. рТПВМЕНБ ОЕ Ч ФПН, ЮФПВЩ ХЧЙДЕФШ ЦЙЪОЕООЩЕ ПЫЙВЛЙ ЛМЙЕОФБ. зПТБЪДП ФТХДОЕЕ ЬФЙ ПЫЙВЛЙ РПЛБЪБФШ ФПНХ, ЛФП ЙИ ОЕ ИПЮЕФ ЧЙДЕФШ.

й ЫБЗЙ ФЧПЙ ВХДХФ ОЕРПРХМСТОЩ - ОБТПД ЧУЕЗДБ ИПЮЕФ РТПУФПФЩ, Й ЗПФПЧ ЙДФЙ ЪБ ФЕНЙ, ЛФП РТЕДМБЗБЕФ РТПУФЩЕ РХФЙ. рХУФШ РХФЙ ДПМЗЙЕ, ОХДОЩЕ, ФХРЩЕ - МЙЫШ ВЩ ОЕ ВЩМЙ УЧСЪБОЩ У ОЕПВИПДЙНПУФША УЕВС ЗМПВБМШОП РЕТЕУФТБЙЧБФШ. оП ФЩ-ФП ЧЙДЙЫШ ОЕЙЪВЕЦОХА ОЕПВИПДЙНПУФШ ЗМХВЙООПК РЕТЕУФТПКЛЙ ЧУЕЗП УПЪОБОЙС, Й ФЩ ОЕ УПВЙТБЕЫШУС ЬФПЗП УЛТЩЧБФШ.

рП ЬФПК РТЙЮЙОЕ, МАДЙ, ЪБОСФЩЕ ЛЧБТФЙТОЩН ЧПРТПУПН, ЕДЧБ МЙ УФБОХФ ТБЪТБВБФЩЧБФШ ОПЧХА НЕФПДЙЛХ. оП, ЛПЗДБ НЕФПДЙЛБ ВХДЕФ ПФТБВПФБОБ Й ПВЛБФБОБ, Й УФБОЕФ ПВЭЕРТЙОСФПК, ЧПЪШНХФ ЕЕ ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ ДБТПН, Й ТБЪТБВПФЮЙЛБН УРБУЙВП ОЕ УЛБЦХФ.

йТТБГЙПОБМШОПУФШ

рПФТЕВЙФЕМШ - ЬФП, ЛБЛ РТБЧЙМП, УХЭЕУФЧП УПЧЕТЫЕООП ЙТТБГЙПОБМШОПЕ, УПЧЕТЫЕООП ОЕ ПУПЪОБАЭЕЕ УПВУФЧЕООЩИ НПФЙЧПЧ. мПИПФТПОЭЙЛЙ ЬФХ ЙТТБГЙПОБМШОПУФШ БЛФХБМЙЪЙТХАФ Й ЙУРПМШЪХАФ, ЧРЕОДАТЙЧБС УЧПК ФПЧБТ. ч ТЕЪХМШФБФЕ РПФТЕВЙФЕМШ УФБОПЧЙФУС ЕЭЕ ВПМЕЕ ЙТТБГЙПОБМШОЩН, Й Ч ТБЪЧЙФЙЙ УЧПЕН ДЧЙЦЕФУС ОБЪБД.

уДЕМБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ПВЩЛОПЧЕООПЗП ЮЕМПЧЕЛПН ТБЪХНОЩН ПЮЕОШ ОЕ РТПУФП. еУМЙ ЕНХ РПЛБЪБФШ ЕЗП ЙТТБГЙПОБМШОПУФШ, ПО УФБОЕФ ЕЭЕ ВПМЕЕ ЙТТБГЙПОБМШОЩН, Ч РПМОПН УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТБЧЙМПН, «ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛХ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ФТБОУ, Ч ЛПФПТПН ПО ОБИПДЙФУС, ФТБОУ ФПМШЛП ХЗМХВМСЕФУС».

оП, ЕУМЙ ФЩ ИПЮЕЫШ ОБХЮЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ, УДЕМБФШ ЕЗП НБУФЕТПН, ФЩ ЧУЕ ТБЧОП ДПМЦЕО РПЛБЪБФШ ЕНХ ЕЗП ЗМХВЙООЩЕ ЙТТБГЙПОБМШОЩЕ ХУФБОПЧЛЙ Й НПФЙЧЩ (ЛПФПТЩЕ ФЕВЕ ЗПТБЪДП ЧЙДОЕЕ, ЮЕН ЕНХ). й ЛБЛ ЬФП УДЕМБФШ, ЮФПВЩ, ПФУФБЙЧБС «УЕВС» - Б ЕНХ ЛБЦЕФУС, ЮФП ПО ПФУФБЙЧБЕФ УЕВС - ПО ОЕ ЧРБМ Ч ЕЭЕ ВПМЕЕ ЗМХВПЛХА ЙТТБГЙПОБМШОПУФШ.

лУФБФЙ, ПО ЧЕДШ ОЕ РТПУЙМ ЕЗП ЧПУРЙФЩЧБФШ - ПО РТПУЙМ ОБХЮЙФШ СЪЩЛХ, ФПМШЛП Й ЧУЕЗП. оП ФЩ-ФП ЧЙДЙЫШ ЧУЕ ВБТШЕТЩ, ЛПФПТЩЕ ПО ВЕУУПЪОБФЕМШОП ЧПЪЧПДЙФ НЕЦДХ УПВПК Й СЪЩЛПН, НЕЦДХ УПВПК Й ТЕУХТУБНЙ. фЩ-ФП ЧЙДЙЫШ, ЮФП ВБТШЕТЩ ЬФЙ РТПУФП ОЕПВИПДЙНП ХУФТБОСФШ. оП ЕНХ ЮХЧУФЧХЕФУС, ЮФП РТПЙУИПДЙФ ЧНЕЫБФЕМШУФЧП Ч ЕЗП ЙОФЙНОПЕ РТПУФТБОУФЧП.

лПТПЮЕ, НЕФПДЙЛБ - ЬФП РТЕПДПМЕОЙЕ ЙТТБГЙПОБМШОПУФЕК, Й НЕФПДЙЛБ ЧУЕЗДБ ВХДЕФ ЧУФТЕЮБФШ ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ.

юФП ЕУФШ НЕФПДЙЛБ?

нЕФПДЙЛБ - ЬФП ОЕ РТПУФП ОБВПТ УПЧЕФПЧ. нЕФПДЙЛБ - ЬФП ЙОУФТХНЕОФЩ Й ЙОУФТХЛГЙС Л ЙИ РТЙНЕОЕОЙА. йОУФТХНЕОФЩ, ПВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ. б ЮФПВЩ УПЪДБЧБФШ ЙОУФТХНЕОФЩ, ЧБН, ЧЕТПСФОП, РТЙДЕФУС ПУЧПЙФШ Й РТПЗТБННЙТПЧБОЙЕ, Й ТБВПФХ У РПФЕОГЙБМШОЩНЙ УПФТХДОЙЛБНЙ.

фП, ЮФП ТЕБМШОП УПЪДБОП ЪБ РПУМЕДОЙЕ ДЧЕУФЙ МЕФ, УПЪДБОП ОЕ УФПМШЛП ХЮЙФЕМСНЙ, УЛПМШЛП ФЕИОБТСНЙ. й НБЗОЙФПЖПОЩ, Й РТПЗТБННЩ, Й йОФЕТОЕФ. б Ч ПУФБМШОПН, ЕЭЕ РПД ЧПРТПУПН, МХЮЫЕ МЙ ХЮБФ УЕКЮБУ, ЮЕН ТБОШЫЕ ХЮЙМЙ.

б ЛБЛ РЙЫХФУС РТПЗТБННЩ? рЙЫХФУС, ПВЛБФЩЧБАФУС, РЕТЕРЙУЩЧБАФУС, ДПТБВБФЩЧБАФУС, ПРСФШ ПВЛБФЩЧБАФУС. й ОБДП УПЧЕТЫЕООП ВЕУРТЙУФТБУФОП ХНЕФШ ЧЩУНБФТЙЧБФШ Ч УПВУФЧЕООЩИ РТПЗТБННБИ ОЕДПДЕМЛЙ Й ОЕУПЧЕТЫЕОУФЧБ, ЮФПВЩ ЧОПЧШ Й ЧОПЧШ ЧУЕ РЕТЕРЙУЩЧБФШ У УБНПЗП ОБЮБМБ.

иПТПЫЙЕ РТПЗТБННЩ РЙЫХФУС ОЕ РП РТЙОГЙРХ «ЮФП ВЩ ФБЛПЕ ОБРЙУБФШ?». пОЙ РЙЫХФУС, ЛПЗДБ ОХЦОПУФШ ЙИ ПЮЕЧЙДОБ, Й ЧПРТПУ ОЕ Ч ФПН, ОХЦОЩ ПОЙ ЙМЙ ОЕФ, Б Ч ФПН, ЛБЛ ЛПОЛТЕФОП ОБРЙУБФШ, ЛБЛ УДЕМБФШ ХДПВОЩК Й ЛТБУЙЧЩК ЙОФЕТЖЕКУ, Й ЗДЕ ОБКФЙ ОБ ЧУЕ ЬФП УЧПВПДОПЕ ЧТЕНС?

лУФБФЙ, ФПНХ, ЛФП УЧЕТИЛТЙФЙЮЕУЛЙ Л УЧПЙН РТПЗТБННБН ПФОПУЙФУС, ФТХДОП ЧЩДБЧБФШ УБНПХЧЕТЕООЩЕ ЙОФПОБГЙЙ, ЛПФПТЩЕ ФБЛ МЕЗЛП ЧЩДБАФ МПИПФТПОЭЙЛЙ. оП П ФПН, ЛБЛ УПЪДБАФУС Й ТБУЛТХЮЙЧБАФУС МПИПФТПОЩ, ВХДЕФ ПФДЕМШОЩК ТБЪЗПЧПТ.

юФП ЕУФШ НЕФПДЙЛБ?

с НОПЗП МЕФ РЙДЦБЛ ОПЫХ.
дБЧОП РПФЕТУС Й ОЕ ОПЧ ПО.
й С ЪПЧХ Л УЕВЕ РПТФОПЗП
й РЕТЕЫЙФШ РЙДЦБЛ РТПЫХ.
с ЗПЧПТА ЕНХ ЫХФС:
«рЕТЕЛТПЙФЕ ЧУЕ ЙОБЮЕ.
уХМЙФ НОЕ ОПЧЩЕ ХДБЮЙ
йУЛХУУФЧП ЛТПКЛЙ Й ЫЙФШС».
с РПЫХФЙМ. б ПО РЙДЦБЛ
уЕТШЕЪОП ФБЛ РЕТЕЫЙЧБЕФ,
б УБН-ФП ЧУЕ РЕТЕЦЙЧБЕФ:
чДТХЗ ЮФП ОЕ ФБЛ... фБЛПК ЮХДБЛ.
пДОБ ЪБВПФБ ОБСЧХ
ч ЕЗП ХУЕТДШЕ НПМЮБМЙЧПН,
юФПВЩ С ЧЩЗМСДЕМ УЮБУФМЙЧЩН
ч ФПН РЙДЦБЛЕ. рПЛБ ЦЙЧХ.
пО РТЕДУФБЧМСЕФ ЬФП ФБЛ:
еДЧБ МЙЫШ С РЙДЦБЛ РТЙНЕТА -
пРСФШ Ч ФЧПА МАВПЧШ РПЧЕТА...
лБЛ ВЩ ОЕ ФБЛ. фБЛПК ЮХДБЛ.

рПДРЙЫЙФЕУШ ОБ ВЕУРМБФОХА ТБУУЩМЛХ
П УЛПТПЮФЕОЙЙ
.

чЩ РПМХЮЙФЕ УЕТЙА РЙУЕН, Ч ЛПФПТЩИ ВХДЕФ ДЕНПОУФТЙТПЧБФШУС РТПУФЩЕ Й РПОСФОЩЕ ХРТЦОЕОЙС ОБ ПУЧПЕОЙЕ ОБЧЩЛБ УЛПТПЮФЕОЙС. чЩ ХЪОБЕФЕ П ФПН, ЛБЛ УДЕМБФШ БРЗТЕКФ НПЪЗПЧ Й ОБЛПОЕГ, ОБЮБФШ ВЩУФТП ЮЙФБФШ.

Вам понадобится

  • - опыт работы по теме;
  • - конспекты проведенных занятий;
  • - результаты педагогических экспериментов.

Инструкция

Выберите тему. У опытных педагогов, которые давно работают по интересующей их тематике, с этим проблем не возникает. Начинающему учителю или воспитателю необходимо тщательно подойти к этому вопросу: тема должна быть востребованной, актуальной для общества и интересной другим педагогам.

Определите цель работы по данной теме. В конечном итоге она и станет целью данной методической разработки. Цель во многом зависит от того, что именно вы пишете. Для конспекта отдельного будет достаточно небольшой цели, которой можно достичь в ходе одного занятия - например, актуализация знаний по определенной теме, формирование одного или нескольких навыков. Для более крупных разработок нужны более крупные цели.

Если вы только начинаете работать по объемной теме, проведите начальный эксперимент или диагностику. Выясните, в какой степени учащиеся обладают качествами, которые вы бы хотели у них сформировать. Сформулируйте положения относительно того, что нужно сделать, чтобы эти требуемые качества достигли высокого уровня развития у всей группы . Исходя из этих данных, определите направление работы.

Изучите литературу по данной теме. Выпишите, с чем вы не согласны и что хотели бы взять для своей работы. Составьте план работы и начинайте копить материал. После того, как вы проведете нужное количество уроков по теме, организуйте диагностику или результирующий эксперимент и посмотрите, насколько эффективна предложенная вами методика.

После того, как материал собран, приступайте к оформлению методической разработки. Некоторые разделы можно начать заранее. Например, аннотацию, где необходимо указать проблематику и предназначение .

Напишите введение. В этой части необходимо указать, почему вы выбрали именно эту тему, насколько она важна, что сделали в этом ваши предшественники, и какое развитие их методы получили в вашей работе. Можно дать краткий обзор имеющейся литературы. Введение - довольно короткая часть, оно занимает не более 2-3 страниц.

Основная часть наиболее объемна, и ее необходимо разделить на несколько более мелких разделов. Сначала необходимо указать, насколько важна предложенная вами тема, сколько времени вы отводите на ее изучение, какие знания даете учащимся и какие умения и навыки у них формируете. Укажите связь данного урока или раздела программы с другими частями курса, с другими учебными дисциплинами. Предложите читателям методы и формы обучения, которыми вы пользовались в своей работе. Здесь же можно рассказать о результатах диагностики или начального и результирующего экспериментов.

В заключении сделайте выводы, объясните, почему лучше пользоваться предложенными вами методами. Отдельным разделом укажите список использованной литературы. Составьте приложения. В приложениях можете привести рисунки и эскизы наглядного материала, таблицы, графики. Можно наглядно оформить результаты экспериментов и указать их в приложениях. Количество приложений обычно не ограничивается, чем их больше - тем удобнее будет вашим последователям пользоваться вашей методикой.

Памятка «Как написать методическую разработку».

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования.

1.Тема.

2. Ф.И.О. педагога

3. Цель разработки

4. Аннотация. В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

6. Введение. Во введении (3-4 предложения) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

7.Основная часть – сам конспект занятия.

  • Группа, тип занятия, образовательная область, цель, задачи по образовательным областям или интеграция образовательных областей, предварительная работа, материал, необходимы для занятия.
  • структура (сценарий) занятия с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • методы и приемы работы воспитателя на каждом этапе занятия; необходимо отразить цели и задачи деятельности воспитателя и детей, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов;
  • содержание учебного материала (фрагменты речи воспитателя или полный текст нового материала);
  • задания для детей на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий.
  • методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).

8. Заключение. В заключение (3-4 предложения) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

9. Список использованных источников.

10. Приложения (конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе: карточки задания карточки схемы, наглядный, дидактический материал)

11. Объем основного содержания– не менее половины всей рукописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молодым специалистам ДОУ - как составлять методические разработки

Консультация: как составлять методические разработки и рекомендации, и как разрабатывать методические пособия в ДОУ...

Методическая разработка и требования к ней

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

    Разработку конкретного урока;

    Разработку серии уроков;

    Разработку темы программы:

    Разработку общей методики преподавания предметов;

    Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

Методические разработки,

связанные с изменением материально-технических условий

преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

    Тщательно подойти к выбору темы разработки.

    Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

    Определить цель методической разработки.

    Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

    Составить план и определить структуру методической разработки.

    Определить направления предстоящей работы

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

Структура методической разработки

Общая структура:

1. Аннотация.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

    Характеристика темы;

В характеристике темы указываются:

    Образовательные цели и задачи темы;

    Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

    Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

    Место и роль темы в курсе;

    Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

    Дается дидактический анализ содержания материала;

    Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

    Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4.Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

    Методическое обоснование темы.

    План урока (с технологической картой).

    Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).

    Список литературы (источников) для учащихся.

    Список литературы для педагогов.

1.Тема программы.

2. Тема урока.

3. Тип урока.

4. Вид урока.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Признаки

Решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Тип урока

    определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

    Урок изучения нового учебного материала.

    Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

    Урок обобщения и систематизации знаний.

    Урок контроля знаний, умений и навыков.

    Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

    Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

    Урок совершенствования умений и навыков.

    Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока

  1. Самостоятельная работа.

    Практическая работа.

    Лабораторная работа.

    Конференция.

  2. Контрольная работа.

  3. Деловая игра.

    Экскурсия.

    Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

    Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

    Формирование новых понятий и способов действий.

    Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования

    подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков) , воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Общие требования к оформлению методической разработки.

Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

Объем основного содержания – не менее половины всей рукописи.

Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

Количество и объем разделов не лимитируется.

    Критерий

    Показатели

Соответствует в полном объеме - 2 балла

Частично соответствует – 1 балл

Не соответствует – 0 баллов

    Актуальность и значимость методической разработки

    Соответствие целей и задач методической разработки программным

    Новизна представляемой методической разработки.

    Оригинальность методической разработки относительно традиционных учебно-методических материалов.

    Способы достижения поставленных целей

    Личностно-ориентированная направленность представляемых в разработке методов и методических приемов.

    Соответствие методов обучения поставленным целям и возрастным особенностям учащихся.

    Реалистичность методической разработки с точки зрения времени, отведенного на изучение раздела.

    Использование методов и приёмов формирования универсальной учебной деятельности (развитие самостоятельности, творчества, мобильность мышления и т. п.).

    Ориентация образовательного процесса на новые результаты обучения (компетенции, общеучебные умения, обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира, межпредметные связи и т.д.).

Связность или систематичность содержания материала в разработке.

Соответствие содержания учебного материала поставленным целям.

Качество оформления

Материал систематизирован, изложен максимально просто и четко.

В методической разработке отсутствуют грамматические и орфографические ошибки.

Сегодня мы поговорим о том, как написать методическую разработку и правильно ее оформить.

Методическая разработка – что это?

Методическая разработка является пособием, в котором автор описывает свои формы и методы работы по преподаванию и изучению конкретного курса или темы.

.
Это может быть разработка
конкретного урока
комплекса уроков по определенной теме
авторская методика преподавания конкретной дисциплины
разработка, основанная на применении новых форм медиа педагогики
выработка общего подхода к обучению и воспитанию
. разработка инновационных и интерактивных методов обучения


— опыт работы по теме, которую он собирается освещать
— наличие результатов работы по данной тематике
— наличие наработок, конспектов проведенных занятий по данной теме
Тема работы должна быть актуальной и интересной большому кругу читателей, в данном случае – преподавателям

Инструкция написания методической разработки

1. Выбор темы . Это должна быть тема, интересующая, в первую очередь, самого автора. Но не просто интересующая, а тема, которую педагог уже давно разрабатывает, и обладает знаниями и обширной информацией по данной тематике. Тема должна быть актуальной и востребованной.

2. Определение цели методической работы . Если это разработка определенного урока, то цель, вероятнее всего, — выработка конкретных навыков учащихся. И достигается эта цель в ходе одного урока. Для объемных разработок цели будут более глобальными.

3. В самом начале работы необходимо провести начальную диагностику знаний и качеств учащихся, которые в ходе эксперимента вы хотели бы сформировать. Определиться — что нужно сделать для достижения более высокого уровня в работе по данной теме, и в каком направлении вы будете двигаться.

4. Обязательно изучите литературу по данной теме, законспектируйте, выпишите полезное и интересное для работы. Составьте план и начинайте накапливать материал. После проведения определенного количества уроков с применением запланированных форм и методов организуйте следующую диагностику, сравните результат и определите эффективность вашей методики.

5. Изложение материала должно быть логичным и систематизированным, язык изложения – грамотным и убедительным.

План методической разработки

После выполнения предыдущих пунктов приступайте к составлению плана и написанию методической разработки.

Структура методической разработки:

Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.

Аннотация . В аннотации указывается существование проблемы по данной тематике и кому предназначается методическая разработка.
Введение . Во введении нужно объяснить, почему вами выбрана данная тема, ее актуальность, освещение темы классиками — признанными педагогами с обзором изученной литературы,
ваше видение и развитие основных положений и методов в методической разработке. Введение должно быть небольшим, объем – две-три страницы.
Основная часть – объемная, она требует разделения на подпункты. Вначале необходимо указать на важность темы, как долго вы изучаете данную проблему, сколько времени отводится на изучение, что в результате получат учащиеся – какие навыки и умения сформируются в ходе изучения данной темы. Обязательно нужно определить связь рассматриваемой тематики с другими дисциплинами и частями курса. Затем идет описание форм и методов, применяемых вами в процессе работы, приводится сравнительный анализ начальной и итоговой диагностики.

.
Возможные разделы основной части:
описание темы
планирование по изучению темы, предполагаемое на изучение количество часов,
рекомендации по изучению темы
навыки, полученные или закрепленные учениками в ходе изучения темы

Взаимосвязь темы с другим изучаемым материалом и обзор меж предметных связей

Анализ методики, представленной в методической разработке

Планируя изучение темы , следует
определиться с перечнем вопросов, которые должны освоить ученики
продумать примеры, подготовить практические задания, наглядные материалы, контрольные мероприятия
. Проанализировать формы работы и технологии, которые будут применяться при изучении данной темы

В заключении даются выводы – польза и результативность предложенной методики.
Обязательно указывается список использованной литературы . А в приложении приводятся схемы, таблицы, графики, наглядно оформляются сравнительные результаты эксперимента.

Оформление методической разработки

Существуют определенные требования к написанию методической разработки, и их следует придерживаться при написании.

.
1. На титульном листе указывается наименование вышестоящей организации и полное наименование вашего учреждения, вид работы и название. Внизу титульного листа указывается место и год издания.

.
2. На обороте титульного листа указываются данные о работе, и помещается аннотация. Ниже приводятся данные заседания комиссии, на которой рассматривалась рукопись с перечислением участников комиссии.

.
3. При оформлении текста следует оставлять поля по два сантиметра с каждой стороны. Номера страниц – арабские цифры внизу страницы. На титульном листе номер страницы не указывается, но вносится в общее количество. Размер шрифта – 12 или 14, между строками одинарный интервал. Используется красная строка в абзацах. Текст выравнивается. Объем работы – не менее 24 печатных листов. Основная часть должна составлять не менее половины работы.

Похожие статьи