Научится играть в шахматы с нуля. Как научиться играть в шахматы — пошаговый план, описание фигур, советы

Шахматы – это мудрая игра. Еще давным-давно людей привлекала красота шахмат, их загадочный мир. Так как же научиться играть в шахматы детям или начинающим?

Положите шахматную доску перед собой. Она поделена на квадраты. Всего 64 квадрата, половина –черные, другая половина – белые. Доска расположена так, чтобы в нижнем левом углу (который к вам ближе) располагался черный квадрат.

По шахматной доске ходят фигуры. Запомните, чтобы уметь играть, нужно знать, как перед началом должны быть расставлены фигуры. В первом ряду стоят пешки, за ними остальные фигуры: крайние – это ладьи, за ними кони, потом – слоны, посередине – ферзь и король. Ферзь должен всегда быть на своем цвете: черный – на черном, белый – на белом. Это положение фигур всегда соблюдается перед началом игры.

В шахматы играют всегда 2 человека. Один играет черными, второй – белыми. За один ход можно передвигать лишь одну фигуру. Играющие ходят по очереди.

Сейчас UchiEto познакомит вас с шахматными фигурами и научит ими ходить:

Для чего крошечный карман на джинсах?

Что форма носа может сказать о вашей личности?

Король. Это самая важная фигура, но довольно слабая. Если королю поставили мат, значит партия проиграна. Он может ходить на любое соседнее с ним поле лишь на одну клетку. Главной целью игры является поставить короля противника в безвыходное положение и объявить ему мат. Если это вам удалось, тогда вы победили.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее еще зовут королевой. Она ходит, как хочется: и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали, назад и вперед. Королева за один ход может пройти как все шахматное поле, так и одну клетку.

Ладья. Это вторая по силе фигура в шахматах. Она ходит практически так же, как ферзь, но только не по диагонали.

Конь. Это довольно интересная фигура. Он ходит таким образом: 2 клетки назад, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 назад, а также 2 клетки вперед, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 вперед. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.

Слон. Эта фигура может ходить лишь по диагонали, назад или вперед. Он ходит по клетками лишь своего цвета, то есть, если конь белый, то по белым, а если черный, то по черным.

Пешка. Самая слабая фигура. Пешка ходит только вперед, и лишь на одну клетку, только с исходной позиции и один раз она может сделать двойной ход (то есть через клетку, к примеру, а2-а4). Но если у пешки получается пройти все поле, то дойдя до последнее клетки на ряду, она может стать любой шахматной фигурой, конечно, кроме короля.

Какие черты делают женщину привлекательной

Преимущества употребления кофе

Что случится если долго смотреть в глаза человеку

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере :

Справа и слева белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются цифрами, вертикали – буквами.

Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.

К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.

Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.

Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 — черная пешка прошла с а7 на а5.

Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.

Видео уроки

Для успешного освоения шахматного искусства недостаточно знать лишь правила игры - придется запоминать значительно больший объем информации и постоянно отрабатывать его на практике. Основой шахматной игры является знание многочисленных шахматных комбинаций, в частности, тактических приемов - их особенно важно изучать начинающим шахматистам, которым хочется узнать, как научиться хорошо играть в шахматы.

Шахматы для начинающих: простые тактические приемы

На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Отвлечение

Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:

Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.

Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:


Перекрытие

Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:

Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.


Завлечение

Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать - такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.

На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.


Важно изучать и практиковать и другие шахматные комбинации, чтобы развить у себя комбинационное зрение и хорошо научиться видеть все возможные ходы, знать, где напасть, а где защититься. Еще больше тактических приемов, которые помогут вам узнать, как научиться хорошо играть в шахматы, увидите в следующем видео:

Работая над тактикой и стратегией игры, обратите внимание и на следующие пункты, которые помогут вам научиться хорошо играть в шахматы:

  • Не забрасывайте обучение. Постоянно осваивайте новую информацию - читайте специальную литературу, ищите уроки в Интернете, смотрите обучающие видео.

  • За теорией всегда следует практика, а в этом вам всегда может помочь игра в шахматы онлайн. В Интернете есть очень много бесплатных ресурсов, где можно играть в шахматы в режиме реального времени, с компьютером или с настоящим соперником: например, lichess.org, chess.rcmir.com и другие. Также вы можете зарегистрироваться на форуме любителей шахмат, искать партнеров для игры и задавать вопросы более продвинутым игрокам.
Компьютер — единственный соперник, не находящий оправданий, когда он мне проигрывает. (Роберт Фишер, знаменитый шахматист )

Кроме онлайн-игр, можно скачать программы для шахмат прямо себе на компьютер или приложение на телефон, чтобы научиться хорошо играть в шахматы даже при отсутствии Интернета. А развить память и смекалку помогут и другие интеллектуальные игры, например, ключворды и прочие виды кроссвордов онлайн, которые можно найти на данной странице .

Все же будет хорошо, если вы найдете себе опытного наставника, который сможет вам помогать, объяснять ходы, указывать на ошибки. Еще лучше, если играть партии вы будете вживую: игра в шахматы онлайн все же не заменит захватывающую атмосферу обыкновенной игры на настоящей шахматной доске.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Онлайн шутеры - отличный способ провести время за ПК. Вы погружаетесь в вымышленный мир, но от вашего выбора зависит судьба реальной команды, а победы героя становятся вашими собственными. Конечно, чтобы получать от этого удовольствие, нужно выбрать хорошую стрелялку и научиться мастерски в нее играть.

Научить играть в шахматы можно практически любого ребёнка, если запастись терпением и подойти к процессу творчески, так сказать, со вкусом. Основные сведения о «тренажёре для мозга» и уроки шахмат вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они, хотя бы немного, когда-то играли или играют сами. Если вы не очень уверены в том, что всё правильно помните – достаточно освежить воспоминания, купив или скачав любой доступный учебник игры в шахматы.

Учиться игре в шахматы можно ещё до школы, ну и, конечно, в младших классах школы. Оптимальным возрастом для первого знакомства с игрой некоторые специалисты считают 3 года, когда заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Трёхлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, рисует, лепит, занимается конструированием, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх.

Важно изначально понимать, что цель игры в шахматы с малышом - не воспитать будущего чемпиона, а прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не требуйте ничего от ребёнка! Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30 минут с перерывом на физкультразминку. Заканчивать игровое занятие следует до того момента, когда малышу уже наскучит игра.

Первое занятие

Объясните вашему ребёнку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Убедитесь, правильно ли вы расположили шахматную доску: белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.

Расскажите, как называются фигуры, начиная с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Научите ребёнка расставлять пешки на доске: их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Объясните, как ходят и как «едят» пешки.

Попробуйте сыграть с чадом первую в его жизни партию только пешками: кто заберёт все или проведет хоть одну свою пешку на последнюю горизонталь, тот и выиграл. От первой игры во многом зависит, понравится эта игра вашему ребёнку или нет, поэтому первую партию можете поддаться или сыграть вничью.

Затем продолжайте рассказ о других шахматных фигурах. Король - самая главная фигура. Ферзь - самая сильная фигура, а за ней следует чуть менее сильная ладья. Слон и конь пришли к нам из Индии - как, собственно, и сами шахматы. Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры (кроме короля, разумеется).

Второе занятие

Попросите ребёнка расставить шахматы и, если он ошибается, расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на чёрное.

Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой и объясните, как он ходит. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребёнку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую - пусть ваш ребенок «покушает» королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребёнку, что означает «шах» (в переводе с персидского – «угроза королю»), и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Наглядно объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например).

Затем расскажите, что означает слово «мат» (в переводе с арабского – «смерть»). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Покажите ребёнку, как можно объявить простейший мат: «Видишь, королю шах, а защиты никакой нет». Малыш должен понять: не важно у кого сколько фигур – гораздо важнее удачный ход.

Третье занятие

Повторите коротко всё, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, если ребёнок будет путаться - постепенно он всё запомнит.

Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры - по горизонтали и по вертикали. Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.

Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребёнок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь.

Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь снова и снова объяснять ребёнку, как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. Вообще старайтесь как можно чаще играть с вашим малышом (если игра ему нравится), вместе анализируйте ошибки после игры, и однажды ребёнок станет вашим достойным учеником и партнёром в шахматных партиях.

Нельзя не обратить внимания на серьезную проблему - отношение родителей к удачам и неудачам детей. Бурные наставнические эмоции, когда взрослые усматривают в детях лишь предмет удовлетворения своих амбиций, в большинстве случаев не укрепляют бойцовских качеств юного шахматиста, а, наоборот, вредят, внушая ему страх перед проигрышами. Детям надо играть и получать удовольствие оттого, что они растут и мыслят. Больше хвалите малыша за конкретные, хоть и маленькие достижения!

Встречается и другая крайность: довольно часто, чтобы заинтересовать ребёнка шахматами, родители постоянно подыгрывают ему в совместной игре. Однако психологи этого делать не рекомендуют, - ведь малыш может привыкнуть к лёгким победам, и первое же разочарование от поражения может навсегда погубить его интерес к игре. Лучше объяснить ребёнку, что это всего лишь игра, и поражение как трагедию воспринимать не стоит.

Шахматы – это увлекательная настольная игра, которая имеет многолетнюю историю.

Перед тем, как научиться играть в шахматы, нужно узнать, какая может быть польза от этой игры для человека.

Шахматы – это вам не «Dota » и не «World of Tanks » , где нужно расслабленно сидеть и не думать, шахматы — это настольная игра, которая требует умственного обдумывания.

Большинство из нас видели эту игру, но мало, кто интересовался, как в нее играть и какая от нее польза.

Сама по себе настольная игра уже ДАВНО потеряла свою популярность в кругах молодежи, и привлечь детей и подростков к данному виду развлечения трудно, тем более в эпоху компьютерных игр.

На наш взгляд, некоторую молодежь можно привлечь к данной игре за счет объяснения им пользы шахмат для головного мозга.

Итак, что развивают шахматы у детей и взрослых?

  1. Шахматы развивают логическое мышление;
  2. Шахматы развивают интеллект.

1. Шахматы развивают логическое мышление

Шахматы развивают логику, так как во время игры вы можете находить более выгодное решение для определенных действий в будущем. Вы, в отличие от остальных, научитесь уметь просчитывать все ваши дальнейшие действия на 7-8 шагов вперед.

Логическое мышление позволит вам во всем находить причинно-следственную связь и находить суть вещей. Все это вам поможет быть дальновидным и прагматичным для политики, экономики и любой другой важной для общества деятельности.

2. Шахматы развивают интеллект

Настольная игра позволяет вам очень четко сосредоточиваться на, каких либо вещах, данное умение очень полезное для любой работы и задач.

Любые действия заставляют игрока запоминать свои ходы и местоположение фигур, и такой процесс развивает память, которая необходима успешным людям.

Обучение игры в шахматы

У некоторых читателей уже, наверняка, появилась мотивация узнать о том, как хорошо и быстро научиться играть в шахматы с нуля? Для таких людей мы попытаемся провести обучение шахматам.

Можно научиться играть в шахматы разными способами, можно пойти в шахматные секции или можно научиться играть самостоятельно.

Но, раз вы нашли эту статью, то для вас выгоднее научится играть самому и без денежных затрат.

Правила игры в шахматы

В шахматной партии, каждый игрок делает шаг своей фигурой по одному ходу поочередно.

Первым, всегда, начинает тот игрок, у которого фигурки белого цвета.

Цель игры ­– сделать мат для вражеского короля.

Шах – это нападение на короля любой вражеской фигуркой.

Мат – это нападения на короля, в котором игрок не может спасти короля от нападения.

На некоторых шахматных досках изображены вертикально цифры и горизонтально буквы напротив всех черных и белых квадратиков.

Данные цифры и буквы служат для удобства перемещения фигурок по игровому полю.

В настольной игре принимают участие ДВЕ стороны (игроки), каждый из которых имеет:

  • ВОСЕМЬ пешек;
  • ДВЕ ладьи (в углах доски);
  • ДВА коня (возле ладьи);
  • ДВА слона (возле коней);
  • ОДИН ферзь (в центре доски);
  • ОДИН король (в центре доски).

Все фигуры имеют способности уничтожать фигуры противника для того, что бы добраться до короля.

Пройдемся коротко по каждой фигурке.

Пешка – самая простая фигурка, которая может ходить на одно поле и только вперед по клеточкам (вертикально).

Пешка не может ходить горизонтально, назад, а также перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья – фигурка, которая может двигаться прямыми линиями вперед, назад, влево и вправо на, абсолютно, любое клеточное расстояние.

Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры.

Конь – специфическая фигурка, которая может передвигаться буквой «Г» в любом направлении.

Конь передвигается на две клетки вперед или назад, а также одной клеткой направо или налево.

Данная фигура может перепрыгивать все остальные фигуры.

Слон – ходит по диагональной плоскости в любую сторону игральной доски.

Ферзь – очень мощная фигурка, которая может передвигаться практически где угодно.

Ферзь может ходить от себя по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья).

Король – главная фигура, которая ходит в любом направлении на любое соседнее поле.

Нюансы:

Если любая пешка дойдет до крайней горизонтали, то по правилам, пешка превращается в другую фигуру, но не в короля.

В шахматах есть особый ход, который называется рокировкой и данный ход включает в себя действие одновременно двух фигурок.

С помощью рокировки фигурка короля может передвигаться в сторону фигурки ладьи. Ладья в свою очередь может переноситься через короля и стать рядом с ним.

По правилам игроки рокировкой могут воспользоваться только один раз.

Вот такое краткое руководство и методика обучения шахматам.

Побеждайте и обучайте.

История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные шахматы игра появилась в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.

В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.

Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.

Доска

На шахматной доске располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.

При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:

– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);

– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);

– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);

– центр (клетки d4, d5, e4, e5).

Начальное расположение фигур

16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.

Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Взятие фигуры

В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В начале партии нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.

Похожие статьи