Мироточение - разоблачение. Мироточение икон: научное объяснение и фото

Церковь рассматривает икону как особую форму откровения Божественной реальности.

Все канонические иконы в храмах или домах священны благодаря своему духовному содержанию и смыслу. Однако некоторые избираются Промыслом Божиим для особых знамений. Исходящие от них неизреченный свет, благоухание, миро — вещественные знаки явления мира горнего, Царствия Божиего.

Лабораторные анализы показывают, что миро — жидкость органического происхождения, иногда напоминающая оливковое масло, но каким образом она возникает на святынях, остается необъяснимым. В результате исследования влаги, взятой с одной из плачущих икон, установлено, что «это самые настоящие слезы». Миро не изводится из вещества иконы, а возникает на ней «из ничего». Бывает, влага появляется и набухает на стекле киота, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. Древность или новизна иконы, ее материал не имеют значения; могут мироточить изображения на дереве, бумаге, стекле и т. п.

Вид, цвет, консистенция образующейся жидкости разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о «елеоточении» или «росоточении». Она может иметь благовонный аромат. Форма и размер капель также чрезвычайно различны. Иногда они покрывают все изображение, иногда как бы струятся из определенных точек. В широком смысле слова под мироточением понимается любое чудесное появление влаги на иконах и священных предметах. Нередко через помазание источившимся миром происходит исцеление недугов.

История православной церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю историю христианства. Большинство их — образы Божией Матери, Небесной Заступницы человеческого рода. Главным основанием для почитания того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи людям, будь то исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие: Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось сияние при их обретении (Елецкая-Черниговская, Ченстоховская-Тывровская, Царевококшайская, Жировицкая, «Милующая», Ахтырская, Галичская, Дубовицкая), исходило благоухание («Елеоточивая»), звучал голос («Скоропослушница», Югская, Смоленская-Соловецкая), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость», Серафимо-Понетаевская).

От некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Долисская, Ченстоховская, Иверская, Кипрская, Пахромская, «Нечаянная Радость»), как правило, происходило от нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая», Тихвинская- Афонская, Ильинская-Черниговская, Пряжевская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, «Умиление »-Новгородская, Каплуновская, Мирожская, «Знамение»-Новгородская, Корсунская -Изборская), воспринимались и как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих, и как знак милосердия Владычицы, плачущей о своих чадах. С 16 по 24 апреля 1662 плакала Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. Это случилось спустя четыре года после написания образа. Впоследствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными свт. Димитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». В 1854 епископ Романский Мелхиседек стал одним из очевидцев истечения слез от иконы, получившей впоследствии название «Плачущей» (в Румынском Сокольском монастыре). Владыка говорил, что подобные события происходили и в древности и что это «всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и для Отечества».

Церковному преданию известно несколько икон, от которых источалось святое миро. Еще в древности, в VI в., на Писидийской иконе струился елей от руки Богородицы. Впоследствии это чудо было утверждено в своей истинности VII Вселенским Собором. В XIII в. после усердной молитвы блж. Прокопия и людей о спасении от каменного града Великого Устюга по иконе Благовещения («Устюжского») потекло миро — знамение совершившегося над городом милосердия Богоматери. 16 сентября 1392 года миро возникло от десницы Богоматери на Томской иконе. В 1592 образ «Похвалы Пресвятой Богородицы» был похищен с Афона разбойниками. Но когда икона покрылась благовонным миром, они раскаялись и вернули святыню. На пятой седмице Великого поста 1635 в Оранском Богородицком монастыре Нижегородской епархии во время вечернего славословия с акафистом на Владимирской-Оранской иконе от главы Младенца Иисуса истекло миро и весь храм наполнился благоуханием. В 1848 в Москве в доме полковника Д. Н. Бонческула находился только что написанный список чудотворной иконы «Споручница грешных». В Пасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. На ощупь они были маслянисты и благоухали. Через помазание чудной влагой получили исцеление больные. Образ пожертвовали в храм, где он прославился другими чудотворениями.

Вплоть до XX в. мироточение или слезоточение иконы (в книге Е. Поселянина «Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ее милостях роду человеческому» описаны соответственно 6 случаев мироточения и 12 слезоточения — за почти 2000-летнюю историю Церкви) было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX в. Первый такой период приходится на начало 1920-х, когда наряду с многочисленными обновлениями икон происходили и мироточения (например, 25 июля 1921 в харбинском соборе из очей Спаса Нерукотворного истекли капли мира и оставались видны несколько месяцев).

1991 — начало времени повсеместных знамений от икон. Хотя отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон Казанской Божией Матери и прп. Амвросия в Оптиной пустыни 16 ноября 1988), именно с 1991 сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. В последующее десятилетие зафиксированы сотни случаев. Иконы чудесным образом обретаются, обновляются, мироточат — в храмах, монастырях, в домах простых людей.

Судьбоносный для истории России 1991 положил начало расчленению собиравшегося веками государства. Огромная страна оказалась ввергнутой в пучину испытаний. На Светлой седмице 1991 источала благоуханное миро икона Божией Матери «Державная» из Николо-Перервинской обители в Москве. Летом 1991 в одном из старинных храмов Вологды текли слезы из очей Господа на образе Нерукотворного Спаса. 18 августа в Грузии заплакала старинная икона Богоматери. 22 ноября 1991 в Смоленском Успенском соборе источила слезу Казанская икона Божией Матери (Смоленск — ближайший русский город к Белоруссии, на чьей территории спустя две недели был заключен Беловежский сговор).

Явили скорбь сразу несколько икон в разных концах России и за ее пределами. «Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение, — пишет о плачущих иконах протоиерей Михаил Помазанский. — Оно свидетельствует, как близка миру Богородица. Но — пусть бы этих слез не было! Если в семье нет для детей большего горя, как видеть плачущую свою мать, то для христиан каким должно быть сильным и страшным потрясением знать, что о них и из-за них проливает слезы Матерь Божия!.. Свидетельствуют ли они о том, что Небеса видят скорби, что слышат плачущих и что Богородица через икону Свою вещает утешительное: «Я с вами»? Скорбит ли Божия Матерь о нестроениях в Православных Церквах? Не знаем. Но не станем отводить от себя мысль о великом значении данных знамений для всех нас и для каждого из нас, не допустим мысли, что «это к нам не относится». Укорительно для нас, и предостерегающе, и призывом к покаянию должны быть приняты нами слезы Богоматери!»

Как и в прежние века, знамения от икон чаще всего даются в дни Великого поста — время сугубого покаяния и сокрушения о грехах. В наши дни благодатная роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на распятиях. Оно может исчезать и появляться вновь. Очевидцы будто призываются запечатлеть в сердце действие благой воли Господа, как бы освящающего кроплением мира «дом молитвы». И — согласно Оросу Вселенского Собора — «возвести честь на первообразная», в скорбное и трудное время еще раз увериться в том, что Отечество и Церковь не лишились своего небесного воинства.

В 1920-е обновления икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Никогда еще Русская Православная Церковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно. Это небывалое явление в истории страны — несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему русскому народу.

Тем не менее, по сравнению с минувшими веками среди священнослужителей и мирян наблюдается умаление любви и внимания к святыне Господней. Далеко не всегда выполняются канонические правила: составление акта с подписью настоятеля храма и свидетелей чуда с последующей подачей его архиерею, который назначает комиссию для удостоверения подлинности происшедшего. Порой священнослужители остаются равнодушными к подобным явлениям, порой опасаются нездорового ажиотажа. Но практика показала неосновательность подобных опасений. Даже после сообщений в печати, по радио и телевидению об удостоверенном чуде никто не спешит в храм увидеть его. Лишь малая часть верующих мирян испытывают подлинное благоговение перед лицом таинственного знака Божия.

На протяжении нескольких лет происходит мироточение икон в центрах православной святости — Оптиной пустыни, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря. Они зафиксированы на фотографиях и кинопленке. Мироточат, плачут иконы и в новоустроенных монастырях — обители во имя иконы «Скоропослушница» в г. Печоры (респ. Коми) — в 1994, в Покрово-Тервеническом монастыре Санкт-Петербургской епархии — в 1994 — 95 и в монастырском скиту — в 1997 и др.

В июле 1994 наблюдалось мироточение икон в храме с. Пучково Московской епархии, в том числе бумажной репродукции иконы св. Новомученников и Исповедников Российских. Мироточат сразу несколько икон в ряде московских храмов (свт. Николая в Пыжах, свт. Николая в Кузнецах и др.), в петербургском храме свв. прав. Симеона и Анны, в церквах Казани, Калуги, Набережных Челнов и множество других.

Мироточения удивительно разнообразны по своему характеру. На первой седмице Великого поста 1996 в храме с. Нижняя Байгора Воронежской обл. мироточила Иверская икона Божией Матери: 24 февраля, в канун Прощеного воскресенья, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнился неизреченным благоуханием. В Чистый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Богоматери; во вторник — каплями по всей иконе; в среду — икона высохла, а из очей Владычицы полились слезы. Настоятель более всего поразился маловерию и равнодушию народа: никто не пришел в храм даже просто посмотреть на явление милости Божией.

Знамениями от икон на Северном Кавказе отмечено начало Чеченской войны: 27 мая 1994 обновилась икона свт. Николая в Ставрополе, а 9 июня, в праздник Вознесения Господня, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы Зеленчукской заструились слезы из очей Богоматери на двух иконах — Иверской и «Скоропослушницы».

Многие чудеса связаны со святыми покровителями России — Царственными Мучениками. В сентябре 1994 в Царском Селе мироточила Феодоровская икона — покровительница Дома Романовых. В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона «Взыскание погибших». Это произошло 17 февраля 1994, в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

31 января 1997 в доме одной московской прихожанки замироточила прозрачным благоухающим миром небольшая бумажная икона Царя-Мученика Николая Александровича и св. равноап. кн. Владимира. В 1998 началось мироточение иконы Государя Николая Александровича в московском храме Вознесения Господня на Гороховом поле. Образ был перенесен сюда с квартиры одной из прихожанок, где чудо впервые было зафиксировано 7 ноября 1998. Обильное истечение мира происходило почти ежедневно, а дивное благоухание не прекращалось ни на один день, особенно усиливаясь во время панихид по Царственным Мученикам. Вопреки законам физики, миро струилось по лежащей на аналое иконе не вниз, а с четырех сторон киота к изображению Царя. Икона является одной из литографических копий образа, написанного в Калифорнии. Порфироносный Помазанник Божий изображен на нем в золотисто-красных тонах, внеземном сиянии, с символами царской власти — державой и скипетром в руках. «Сия святая икона написана для прославления Царя-Мученика в России» — гласит надпись на образе. Мироточение иконы воспринято верующими как еще один знак святости Государя, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном Отечестве.

Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.

Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.

Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила маленькую бумажную икону Божией Матери «Страстная». Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери «Одигитрия» в храме свт. Николая в Чикаго.

В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми.

В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой церкви, один из которых сказал: «Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути».

3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», в Киккском монастыре на Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.

Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон — знак Божий для всей России. Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.

Просматривая церковные и околоцерковные ресурсы, часто натыкаешься на сообщения о новоявленных мироточивых или «нерукотворных» иконах. Многие с огромным интересом откликаются на эту информацию. И правда, казалось бы, в православии чудо - в порядке вещей, но что можно считать чудом? Да и всякое ли чудо от Бога?


Мироточение, как известно, есть чудесное истечение некой обычно благоуханной маслянистой жидкости. Это явление издревле известно в Церкви, но если обратиться к церковной истории, мы увидим, что случаи мироточения икон крайне редки: два-три на столетие. Например, случаев мироточения от богородичных икон за почти 2000-летнюю историю Церкви, вплоть до XX века, наблюдалось не более 18 раз (!) (Поселянин Е. Е. «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»).

И вдруг в наше время мы натыкаемся, например, на следующую заметку: «В 1998 году в одной из келий Свято-Введенского монастыря замироточили иконы. Тогда в этой чудесной келье паломники стали намеренно оставлять свои иконы, которые тоже становились мироточивыми. А в монастыре стали вести учет: до начала 1999 года количество замироточивших икон было не более 100; в апреле - 2500; к концу 2000 года количество мироточивых икон перевалило за 7000… Т.е., мироточивыми становились около 209 икон в день ».

И таких заметок очень и очень много.

Также стоит отметить, что особо почитаемые у нас издревле иконы, как правило, ни разу не мироточили. Ничего такого ни разу не было связано ни с Владимирской иконой Богородицы, или например с одной из икон письма прп. Андрея (Рублёва).

Казалось бы, если некое весьма редкое исключительное явление в жизни Церкви вдруг приобретает массовость, это могло бы стать поводом задуматься: что-то здесь не так. Это настолько бросается в глаза, что даже апологеты новых мироточивых икон не могут пройти мимо этого факта. Однако воспринимают его некритично, исходя из принципа, что мироточение - априори Божье чудо.

Объяснения же весьма разнообразны, но, по большему счету, сводятся к тому, что сейчас время «глобального неверия», и такими чудесами Бог нас вразумляет и приводит в Церковь множество людей.

С этим трудно согласиться. На мой взгляд, сейчас время как раз «глобального всеверия»

Но «всякое древо познаётся по плодам». Взять, к примеру, известный случай массового мироточения икон в военном городке Клин-2, о котором много и охотно писала пресса. Напомню, у пожилой женщины дома замироточили иконы, причём не одна, а практически все. Тут же в её квартиру начались многочисленные паломничества. Люди приносили свои иконы, которые тоже начинали мироточить. Закончилась эта эпопея так: хозяйка квартиры«перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться… предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

Нецерковный характер этого «чуда» может подчеркнуть то, что, как только иконы приносились в храм, истечение «маслянистой жидкости» тут же прекращалось.

Этот эпизод - самый характерный, но далеко не самый редкий. Если «чудо» не приводит людей в Церковь, но способствует некой «альтернативной» духовности, от Бога ли оно?

И вот здесь вопрос: если это не Божье чудо, то что?

Ответов может быть несколько. Это может быть банальное шарлатанство, о котором известно ещё «с петровских времен». И правда, случаи, когда икона в некой квартире обильно источает «миро», а после принесения в храм прекращает «течь», настораживают. Особенно, если с такими «святынями» совмещается «сбор пожертвований».

Это может быть явление, имеющее физическую природу, ложно принятое за чудо. Есть ведь и так называемое кровоточение, когда икона как бы истекает кровью. И очень часто это всего лишь действие шелака, который из-за горячего влажного воздуха пробивается сквозь верхние красочные слои.

Но бывает так, что явление материально объяснить нельзя. Например, общеизвестна картонная икона Спасителя (обычная полиграфическая репродукция), которая однажды стала кровоточить. Здесь, на мой взгляд, нужно очень осторожно подходить к вопросу, согласно трезвой заповеди «не принимай, но и не хули». Лично у меня к упомянутому кровоточению есть одна, но конкретная претензия: «кровь» так залила лик, что он более не различим. Вместо светлого лика Спасителя, мы видим страшное чёрное пятно. Но если образ перестает нести на себе подобие Первообраза, то это уже не икона.

Вновь и вновь не устаю напоминать: икона есть изображение Господа Иисуса Христа (или Богородицы, или святых), если нет изображения – нет и образа. И это вызывает конкретное сомнение в божественном источнике данного чуда.

Впрочем, это мое частное мнение. Но важно знать, что мы можем принять за чудо бесовское искушение.

Здесь стоит вспомнить, что мироточение само по себе не есть исключительно христианский феномен

Известны аналогичные случаи, когда некая жидкость источалась и языческими изображениями. И сейчас «текут» не только иконы Христа, Богородицы и святых, но и изображения совершенно сомнительных личностей, таких как Григорий Распутин или царь Иван Грозный.

То есть, «мироточение» может иметь инфернальное происхождение. Ведь из жизнеописаний святых нам известно множество случаев, когда бесы пытались прельстить людей, имитируя чудеса и примеряя на себя образ ангелов, а то и Богородицы и самого Христа. Впрочем, это не удивительно, ведь если человеком движет не стремление ко Христу, а поиск «чудес», «откровений», различных экстатических состояний и просто острых ощущений, то темным силам трудно было бы этим не воспользоваться.

К сожалению, в отличие от дореволюционной практики, духовенство на местах часто спешит объявить произошедшее явление чудом, не дожидаясь выводов соответствующей церковной комиссии.

Возможно, я повторюсь, но отцы Церкви учат нас осторожнее относиться ко всем потусторонним явлениям.

«Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы , приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась . Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы , к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах» («Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им»).

В Евангелии прямо сказано: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24)

Профессор Московской духовной академии А.И.Осипов по этому поводу конкретно говорит: «Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных («избранных») людей к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться, к каким святым обращаться, и к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план».

По словам Осипова, «через искание земных благ, чудес, прозорливцев» люди придут к тому, что примут антихриста, который будет совершать поражающие воображения чудеса».

В жизни много чудес, это бесспорно. Некоторым из них наука находит естественные объяснения, некоторые развенчивает как фокус, а есть чудеса, перед которыми даже ученые мужи благоговейно склоняют голову. Одно из них - плачущие иконы. Феномен, когда гробница святого, икона или распятие начинали источать благоухающую жидкость - миро, известен давно. Несколько лет назад мироточение иконы считалось редчайшим и грозным знаком свыше, повергавшим в трепет целые поколения людей. Однако сейчас, сию минуту, тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России и за рубежом.

Общий «плач святых» начался в середине 90-х годов прошлого столетия с единичных случаев мироточения образов, но уже к 1999 году приобрел такие масштабы, что духовенство вынуждено было учредить специальную Комиссию по описанию чудесных явлений, происходящих в Русской православной церкви. В комиссию входят как богословы, так и ученые абсолютно атеистического профиля - физики и химики. Предварительные выводы комиссии (именно предварительные, так как вал церковных чудес стремительно нарастает) таковы: происходит нечто небывалое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории церкви.

Миро - деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. По преданию, обряд мироварения установлен апостолами. Основные компоненты - масло и вино - заливают в котлы и варят на медленном огне. В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное миро разливают по освященным сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах, применяется церковью при совершении таинств миропомазания христиан после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов. Так вот, «небесное» миро ничего общего с церковным не имеет и названо так только по аналогии: оно маслянистое, с сильным запахом - обычно роз или сирени. Впрочем, это не правило - «небесное» миро может ничем не пахнуть. Различается оно и по химическому составу.

Если прежде считалось, что «право» мироточить имеют только старые, намоленные иконы, то сейчас это не имеет абсолютно никакого значения. Сегодня мироточить может и металлический оклад, и стеклянная поверхность киота, и репродукции, и фотографии, и ксерокопии. Неоднократно плачущие иконы удавалось заснять на фото- или видеокамеру. Вот лишь несколько примеров, которые могут обрисовать масштаб событий.

Под Оренбургом, в Никольской церкви села Нижняя Павловка, находится аж пять мироточивых икон. Первой «заплакала» икона Табынской Божьей Матери. Произошло явление на святых ключах Башкирии, куда с иконой совершали паломничество прихожане храма, и это зафиксировано в летописи местного монастыря.

На горе во время божественной литургии яркий луч солнца упал на Богоматерь, - рассказывает настоятель храма иеромонах Анатолий. - И она стала мироточить. Икона буквально истекала: одна «слеза» струилась из правой руки Спасителя, другая - с правого плеча Богородицы, а третья появилась внизу. Икона мироточила весь день, мы подставили к ней блюдца, положили вату. Когда вата пропитывалась маслянистой жидкостью, разделяли ее на маленькие кусочки и раздавали верующим.

Потом замироточили иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и Владимирская. «Неупиваемая чаша» - личная икона отца Анатолия. Но так как в селе слишком много людей, страдающих алкоголизмом, он частенько приносит ее в храм. Далее заплакала Минская икона Божьей Матери, а за ней изображение Тихона Задонского чудотворца. Кстати, обычно к Тихону обращаются с просьбой решить какие-то бытовые проблемы, помогает он и в устройстве на работу. Все иконы во время мироточения благоухают по-разному. Икона Табынской Божьей Матери пахнет розами, Тихона Задонского источает сладковатый запах, как карамель или пирожное. Минская пахнет хвойным лесом.

В день открытия сиротского приюта в поселке Радужном под Владимиром его воспитанницы получили подарок от архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия - икону с изображением Блаженной Матроны. Спустя три дня икона выделила миро. Тонкий, необычный аромат, как позже выяснилось, чувствовали все, кто поднимался в те дни на третий этаж приюта, где оборудован небольшой алтарь. Но рядом стоял букет из белых лилий, и поэтому на запах никто не обратил особого внимания. Два дня спустя цветы были убраны, а аромат стал еще сильнее. Вскоре одна из воспитанниц обнаружила капельки влаги на лике святой. По свидетельству педагогов приюта, девочка приложилась к иконе обожженной рукой, которая почти сразу зажила.

В Воронеже мироточит лик Валаамской Божьей Матери в пещерном храме Костомаровского женского монастыря. У старинной иконы своя трудная судьба - она в пулевых пробоинах. Считается, что эту икону расстреляли в свое время пьяные красноармейцы.

Недавно по всей России провезли кровоточащую икону Спасителя. Икона принадлежит жительнице села Державино Оренбургской области Антонине Ефимовой. Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырех лет назад. Да так сильно, что лик Спасителя покрылся как бы высохшими струпьями и стал почти неразличим. Самарский владыка Сергий сказал по этому поводу:

Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца, стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ, то оказалось, что это настоящая плазма человеческой крови, четвертой группы.

Все факты перечислить невозможно. Даже из далекого Чикаго приходят аналогичные свидетельства.

Архидиакон Закхей (Вуд) так рассказал о чудесах, происходящих в Америке:

В нашей епархии в последнее время Господь явил плачущие и мироточивые иконы. Первое явление произошло несколько лет назад в албанской православной церкви Святителя Николая. Также мы знаем о другой иконе Матери Божьей из Цицеро, пригородного района Чикаго. Она начала плакать на праздник Святого Георгия Победоносца. Еще одна икона, принадлежавшая благочестивой арабской женщине, мироточила в ее доме. Что удивительно, иконы, которые прикладывали к антиохийской иконе в Цицеро и к этой, даже бумажные репродукции, начинали мироточить и плакать, что было необычайным чудом.

И, конечно же, все знают о знаменитых московских плачущих иконах: Царя-мученика Николая II в Никольском храме на Большой Ордынке и мирокровоточащей иконе Богородицы «Семистрельной», которая, хотя и хранится в частной коллекции, успела с крестным ходом обойти полстраны.

Естественно, и у церковных иерархов, и у ученых возникают определенные вопросы по поводу стольких явленных чудес. Мысль о фальсификации в данном случае можно отмести сразу. Исследования показали, что миро осаждается на иконах, крестах и окладах извне как конденсат, так что юмор насчет дырочек, просверленных «хитрыми попами», тут неуместен.

Вот мнение Владимира ПАВЛОВА, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника МИАН им. В. А. Стеклова:

Мироточащая икона, на которой «из ничего» образуется священное миро, нарушает научное представление о мироздании. Ведь что происходит при этом? «Из ничего» образуется материя - миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки такое может происходить только путем превращения энергии в вещество - процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Есть, конечно, корпускулярно-волновая теория, что единая материя может проявлять себя и как волна, и как материя, частица. Возможно, мироточение - одно из таких проявлений. Надо только помнить: не все знание в мире получено научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. В Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена.

Правда, христиан всего мира волнует совсем не научный аспект проблемы, а к добру или к худу массово заплакали православные иконы. Официальную позицию церкви выразил заведующий службой коммуникации Московской патриархии Виктор МАЛУХИН:

Вот так. А вообще - поживем, увидим.

Р. S. В биологических лабораториях Киевского университета сделали анализ мира, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Миро оказалось веществом с большим содержанием белка - но важно совсем не это. Биологи затруднились с классификацией, но сказали твердо: такое вещество может источать только живой организм.

Экспертная рабочая группа занимается исключительно научным описанием чудес. Так, в многочисленных случаях, связанных с "плачущими иконами", специалистов интересует прежде всего вещество, выделяемое при мироточении. Впрочем, следует разобраться в терминах. Вообще-то миро - это особым образом приготовленный освященный состав из елея (масла) и более сорока благовонных трав и веществ. Составление и освящение мира происходит один раз в несколько лет в Успенском соборе Москвы, после чего оно отправляется в специальных сосудах по всем епархиям Русской православной церкви. Правомерно ли говорить о том, что "плачущие иконы" выделяют именно миро? Скорее да, утверждают эксперты. Само чудесное событие может развиваться по разным сценариям, но результат всегда один - на поверхности иконы возникают капли некой маслянистой жидкости органического происхождения. Их может быть мало - одна-две. А может быть так, что вся поверхность иконы окажется увлажненной. Капли могут быть бесцветными или окрашенными. Могут не иметь запаха, а могут благоухать. Например, те люди, которым выпала возможность лицезреть "слезы" чудотворной Иверской (Монреальской) иконы Божьей Матери, рассказывают о незабываемом благоухании. Павел Флоренский вспоминает такой случай: "В 90х годах музей Андрея Рублева передавал одной из московских церквей икону Пресвятой Богородицы. Приехали иереи, распалили кадило. Затем внесли саму икону - черную, лик на ней еле-еле "просвечивался". Священники прочитали акафист, и произошло удивительное событие - икона на глазах "ожила". Богородица четко "проявилась" на иконе. В какой-то момент я уловил необыкновенное благоухание, я бы назвал его запахом иного мира. Но это точно был не запах ладана или розового масла".

В то же время не совсем верно говорить о мироточении, считают эксперты. Скорее этому необыкновенному процессу подходит название "маслопоявление" или "маслоконденсация". Чтобы было более понятно, Павел Флоренский приводит в пример такой случай. Однажды экспертам стало известно, что под Брянском проживает женщина, у которой в квартире все иконы начинают выделять миро. Специалисты выехали на место, чтобы лично убедиться в необычности происходящего. Хозяйка встретила их радушно, аккуратно расстелила на столе скатерть, а на нее положила привезенные образа. После чего приглашенный батюшка попросил всех выйти из комнаты и отслужил молебен. Через пару часов иконы покрылись капельками золотистой маслянистой жидкости. Но, что странно, масло появилось и на лежавшей рядом шариковой ручке. Если процесс свят, тогда при чем тут ручка? На этот вопрос эксперты пока не знают ответа. Впрочем, они не ручаются и за чистоту эксперимента, так как им приходилось на время покидать помещение. И тем не менее. "Появление масла на иконе, когда из ничего образуется священное миро, нарушает абсолютно все законы природы. Это настоящее чудо, которое по определению противоречит науке", - считает Павел Флоренский.

Но в науке нет и не может быть понятия чуда. "Мир устроен таким образом, - говорит Александр Московский, - что законы природы в нем выполняются с неумолимостью, а всякое чудо воспринимается просто как очень редкое, почти невероятное, но тем не менее случившееся событие. Как-то накануне пасхального богослужения протоиерей Александр Трушин из подмосковного села Лямцино, подходя к храму, услышал, что в нем раздается чудное пение. Батюшка поначалу подумал, что опоздал к службе, но, взглянув на дверь, увидел замок. Это, конечно, можно было бы списать на богатое воображение, но в его храме такие случаи происходили еще по крайней мере дважды. Еще был случай в Поволжье. Люди шли крестным ходом из одного села в другое и услышали колокольный звон. Только вот колоколов-то поблизости нет. И таких примеров масса".

Ответственный секретарь экспертной рабочей группы кандидат технических наук Борис Соколов призывает сдержанно относиться к оценке явления "мироточение". Учение Православной церкви о чудесах и знамениях уже изложено, например, в работах святителя Игнатия (Брянчанинова). Однако зачастую и в публикациях, и в беседах встречаются факты неточного и путаного использования и трактовки понятий "чудо" и "знамение". Также стала очевидна необходимость свести воедино признаки истинных чудес и знамений, что и было проделано для удобства осознания, обсуждения и практического использования. "Истинное чудо не бывает анонимным, - говорит Борис Соколов, - его творец всегда достоверно известен. Чудо дается конкретным людям, и его смысл должен быть им совершенно понятен. Чудо совершается только в определенной духовной обстановке, то есть при наличии веры. Знамения давались не верующим, но неверующим, а для верующих же предназначены пророчества. Факты какого-либо чуда и обстоятельства, его сопровождающие, должны быть полностью достоверны".

А вот установить достоверность события порой не так уж просто. Ведь нужно проанализировать показания большого числа свидетелей и определить, насколько точны и непротиворечивы детали явления. К примеру, если мы возьмем мироточение икон, то, как правило, особенностью этих явлений является неясность смысла. Согласитесь, трудно представить себе, что если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или Царя-мученика, то это их знамения. А как тогда быть, если в одном и том же месте одновременно начинают выделять "миро" самые различные иконы? Возможно, нам кто-то что-то хочет возвестить.

Возможно, вот только непонятно, что именно и кому конкретно. А ведь мироточат как деревянные иконы, так и отпечатанные типографским способом. Даже были случаи, когда миро появлялось на фотографиях икон. Поэтому можно предположить, что все эти явления могут быть вовсе не знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. "Истинные чудеса происходят там, где есть вера, - говорит Борис Соколов. - В безверии или маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может нас не настораживать. Да, нам известны факты чудесного исцеления людей после помазания их выделившимся из иконы миро. Но можно привести и примеры, как мироточение отрицательно сказывалось на здоровье целых семей".

Как показывает статистика, чаще всего мироточат иконы не в старых храмах, а в восстановленных или заново построенных. Там, где только налаживается церковная жизнь. И все по-разному воспринимают это чудо. У одних к мироточению оккультно-потребительское отношение, направленное, например, на желание вылечить болезнь. Другие относятся к подобным чудесам с равнодушным безразличием. "Например, когда мы обращаемся к тому или иному священнику с просьбой зафиксировать мироточение, - говорит Павел Флоренский, - то часто слышим в ответ: "Ну что в этом особенного?" И то правда. Не надо забывать, что чудо - обычная форма существования православной церкви". Многие священники вообще считают мироточение некой разновидностью полтергейста. Был, например, случай, когда, придя в храм, прихожане увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто и когда мог ее сделать, да еще так высоко и в закрытой церкви, остается загадкой. Через пару дней надпись постепенно расплылась, и над ней проявилось второе слово - "Бог". Еще через пару дней со всех икон в этой церкви начало обильно стекать миро. В этом случае можно усмотреть разновидность полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание.

Если коротко дать оценку всех чудесных явлений, - говорит Борис Соколов, - то нужно признать, что они не соответствуют сформулированным признакам истинных чудес и знамений. Поэтому представляется необходимым дальнейшее их изучение и осмысление. И, следовательно, основная работа у нас еще впереди.


МНЕНИЯ:

Своим мнением относительно природы церковных чудес поделились сторонники материалистической теории их происхождения:

Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы:

Настоящие чудеса делаются в цирке, а нечестные - в церкви. С этим явлением - мироточением - боролся еще Петр I. Он обещал повыдергать бороды всем, у кого икона замироточит. И с тех пор мироточения на Руси прекратились. До тех пор, пока не пришла либерализация. Сейчас мир потихоньку сходит с ума, скатываясь в Средневековье. Это последствия демократизации знаний. Хорошо, что академические ученые пытаются разобраться в происхождении чудес. Но было бы еще лучше, если бы к ним добавился опытный иллюзионист или фокусник. Потому что обмануть ученого - что обмануть ребенка. Ученые исходят априори из честности эксперимента. Когда он нечестен, они разводят руками и не знают, что сказать.

Игорь Доброхотов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем:

Возможны три версии появления мироточения: чудо, естественные причины, рукотворный способ. Обзор фактов позволяет заключить, что версия о чудесном происходжении - самая маловероятная. Даже в церковных источниках мы встречаем, что "...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу". В принципе, возможны и естественные причины. Например, при высыхании дерева выходит смола, и многие дачные домики тоже "мироточат" в сухую жаркую погоду. Недосмотр при сушке досок для иконы может поспособствовать такому мироизлиянию.

Рукотворный способ может быть самым простым. Например, нанесение на икону масла. Это масло будет долгое время растекаться и высыхать, создавая видимость длительного мироточения.

Рассказывать истории о разоблачениях мироточения можно долго, и я хотел бы напомнить слова митрополита Николая (Кутепова): "Есть у нас приход в Богородском районе (Нижегородская область). Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм закрыли и опечатали. За неделю хоть бы одна капелька появилась". Тем же, кто все-таки уверен, что мироточение - истинно чудесное явление, я советую обратиться в CSICOP - американский комитет научных исследований паранормальных явлений, где за каждое доказанное чудо обещают баснословные деньги. Туда уже обращались по поводу мироточения, но всплыла фальсификация.

Мироточение – взгляд скептика
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.

Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.

Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.

В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:

«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью» [НК].

ЖЖ Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00
[journalru.livejournal.com ]
бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
«в моей почти 7-летней практике откровенных провалов было не так и много. так чтобы я не мог выполнить задание/заказ, было может раза три. сегодня добавился еще один такой случай. заказали мне фотографию иконы, которая замироточила.
приезжаю в церковь. ищу батюшку, надо получить разрешение, или если хотите благословение. подождать меня просят, поскольку исповедуются у него. мороз на улице дикий. заодно и объектив согреется, думаю я и иду поглядеть пока на саму икону. стою, смотрю. ничего не капает, не выделяется. испарины не замечаю. долго смотрю. сосредоточенно. боюсь пропустить тот самый момент мироточения. а тут бабка вокруг носиться, свечки меняет, пыль тряпицей смахивает. и вот бабка подходит ко мне и тоже в иконку взглядом своим набожным упирается. и тут меня как дернуло. не знаю что нашло. я себе такого не позволяю, хотя отношение ко всем этим РПЦшным атрибутам не очень лояльное. в общем, я возьми да и ляпни ни с того ни с сего:
- бабка, а ты маслице-то сегодня подливала?
а бабка, с просветленным своим взглядом, немедленно отвечает:
- нет, думала, хватит со вчерашнего...
и даже не осеклась. побежала дальше свечки менять и пыль стирать. правда через пару минут вернулась и выпинала меня из церкви. снимок я так и не сделал... не пустили больше.
блин, стыдоба-то какая...».

Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.

Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом» [Б].

Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.

В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.

Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)» [Н].

Интересно, что нечто подобное произошло и в России.

ЖЖ Пишет bytopisatel (bytopisatel)
@ 2006-06-18 17:16:00
[bytopisatel.livejournal.com ]
Лично видел много случаев бесспорного мироточения, необъяснимого никакими физическими причинами. Но в наших палестинах случилось и одно очень сомнительное, послужившее, кстати, поводом к "рекламному" использованию иконы. Приведу ниже эту историю без комментариев - сапиенти сат, так сказать.

В одном из районов нашей области попы закупились партией лампадного масла (вроде бы у заезжего автокоробейника), которое при горении на фитиле стало мелко "постреливать"; если лампадка с таким маслом висела очень близко к иконе, то на поверхности образа оставались мельчайшие брызги, постепенно сливавшиеся в более-менее крупное пятно. Благочинный это дело приметил и предупредил в своем районном центре батьков, чтобы проследили за ситуацией для предотвращения нездорового ажиотажа. И - тут же в сельском храме недалеко от районного центра замироточила икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", естественно, современного письма (впрочем, о возможности существования таких икон, написанных ранее архимандритства Иосифа Балабанова, ныне епископа, в Серпухове, не мешало бы поговорить особо))). Писал ту икону сам местный батя, изрядный хитрец и демагог, не больно-то любимый собратьями по кадилу и кропилу. Сей отец тут же поднял изрядный шум в СМИ; в итоге наш святитель узнал о том, что в селе творится, из новостей местного ТВ и отправил того же благочинного для разбора ситуации.
Благочинный потом сам рассказывал:
"Приехал, смотрю на икону - перед ней висит лампадка и картина уж больно похожая на уже знакомые брызги масла. "Какое у тебя масло?" - спрашиваю настоятеля. Тот набычился: "Хорошее, софринское". "Ну ладно, - говорю, - давай так сделаем. Помещаем икону в киот со стеклом, закрываем его и опечатываем моей печатью, посмотрим, будет ли дальше мироточить". Так и сделали. Приезжаю через некоторое время опять. "Мироточит?" - "А как же!" Смотрю - а печати на киоте уже нет, да и сам киот открыт, и лампадка тут же... "А где печать?" Настоятель замялся: "Да тут... Мы икону-то двигали при уборке, да бабки печать и сорвали случайно... Да и вообще они обижаются, что икона закрыта, им приложиться хочется..." Ну я махнул рукой, написал архиерею докладную - хай сам разбирается".
Святитель прочитал докладную и стал думать. Помыслил-помыслил, смотрит опять местное ТВ - а там еще сюжет: мироточивую "Неупиваемую Чашу" из села Н. на время перенесли в один храм областного центра (где, кстати, настоятель весьма практичный и сам о себе говорит: "Я не жадный, я - экономный"), а народ туда на поклонение валит толпой...
Так эта история и осталась до конца не проясненной, хотя "турне" иконы по градам и весям волевым решением архиерея все же прекратили. Благочинный при своем мнении, поп-иконописец при своем, паства в ажиотаже, архиерей в раздумьях

Ещё из ЖЖ
Пишет Alex Kuleshov (journalru)
@ 2007-02-06 12:10:00

Интересную технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.

Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Эта технология основана на простых физических законах. Но пока я не видел чтоб кто-нибудь её воспроизвёл или использовал.

Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.

Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.

Научное изучение
Для начало надо отметить, что научное изучение это не когда учёные изучают некоторое явление, а когда изучение ведётся по определённому протоколу, направленному на максимально объективное изучение. Такого изучения не проводилось в связи с мироточением. Существует комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви в состав которой входят ряд православных учёных.
Но они занимаются не столько изучением, сколько описанием того, что им рассказывают или видят сами. Никаких протоколов исследования не ведут (по крайне мере нигде он них не говорили или не дали повода думать что они у них есть).
Пример их работы:
«Хозяйка постелила на стол чистую скатерть, потом лист бумаги, сверху положила привезенные коллегами Флоренского иконы. Край одного листа случайно выскользнул из-под доски. Батюшка отслужил молебен. И тут хозяева попросили гостей выйти из комнаты: мол, негоже присутствовать при чуде.
- Мы вернулись через час. Все иконы, разложенные на столе, были покрыты капельками. Важный момент - маслом покрылся и лист бумаги, но лишь тот край, который выступал из-под образа, а часть листа, лежавшая под иконой, была чистой. Какой мы делаем вывод? - На минуту Флоренский замолкает. - Вещество появилось не изнутри, а сверху. В этом случае произошло не источение, а маслопоявление на иконе».
[www.radonezh.ru ]
А почему не сделать вывод, что масло нанесли руками?

Что же показывает анализ вещества, собранного комиссией с мироточащих икон?
"Ученые собирают выделившееся масло в пробирку... А дальше его исследуют эксперты Института криминалистики ФСБ, которые всегда присутствуют при опытах. Их заключение: “...по составу вещество с поверхности иконы идентично ароматизированному подсолнечному маслу... Мы брали на анализ масло с разных икон, - объясняет Павел Васильевич. - По составу оно всегда сродни подсолнечному или оливковому. Состав органических веществ масла настолько сложен, что вещества с разных икон всегда отличаются друг от друга. Это примерно то же самое, что и постное масло двух разных заводов-производителей, которое внешне одинаковое, но если его разложить на составляющие, то органические вещества окажутся различными. ”

И на какие мысли это наталкивает комиссию?
Там же.
«Допустим, мы провели анализы и показали, что миро, собранное с иконы, по составу - ароматизированное подсолнечное масло. Ну и что? Любой священник объяснит, что наша страна богоизбранна, поскольку у нас растут подсолнухи, из которых и получается миро. А вот, скажем, греческие иконы чаще источают оливковое масло, потому что их земля - родина оливок».

Среди всех исследователей мироточений, данная комиссия выделяется с положительной стороны. Но в ряду апологетов выявляется тенденция искажать результаты анализов.
Так вот в описание чудесных свойств мира мощей в Киево-Печёрской лавре можно найти такую ссылку на исследование учёных:

"Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер ознаменовалось Божиим знамением - три мироточивые главы начали источать миро. Был проведен химический анализ образцов, "взятых из чаш с мироточивыми главами №26, №9, №4". "Химический анализ образцов был произведен в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института... Результаты анализа показали: все образцы являются высоко очищенными маслами, которые не имеют в себе примесей высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции стерификации и метилирования. Образцы хорошо растворялись в хлороформе и ацетоне и практически не растворялись в воде и метаноле. Низкая электропроводность образцов свидетельствует об отсутствии ионизированной среды (воды и ионизированных частиц). В образцах не выявлены неорганические фосфаты и ионы аммония (NH4OH, H3PO4), что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ, содержащих азот, и фосфатов. Исследование содержания белка (по Лоури) было проведено в водных вытяжках образцов.

Исследованием установлено, что образец №26 имеет 20 мг белка на 100 мг, образец №9 - 13 мг, а образец №4 - 73 мг. Такой показатель свойственен только живому организму"".
[lavra.kiev.ua ]

Масло не может быть высокоочищенным, если в нём содержаться значимая примесь белков, и уж тем более 13-72%. Это тоже самое, что если бы воду в литровой бутылке называли высокочистой, в которой всего 130-720 грамм вредных веществ находилось.

Поэтому, когда ссылаются на заключения подобного рода, стоит относится скептически и требовать указания места исследования и заключения лаборатории. Подобный случай не единичен. Мне приходилось беседовать с людьми, которые проводили анализ мира и выдав заключение обнаруживали, что люди, предоставившие миро на исследование, говорили совсем другое о результатах исследования.

Мироточение литература

Б. - «От Р.Х. 1720.
1 мая [Петр] присутствовал при спуске нового девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться. Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь, где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели. Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально, приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим того приметить, приказал он одному из священников снять икону с места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» - сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом. Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в чем собственными своими глазами уверились; это послужит к доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня; Я поставлю его в своей Кунст-Камере».

Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII. С. 93-97.
Текст взят из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. - Тимошка, 2001 г., с. 38-40.

Н. - Аномалия No 16(148), 1 сентября 1997, по материалам журнала "Skeptical Inquirer", N 2, 1997

НК. - Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) [www.krotov.info ]
Езё запись из ЖЖ
О люди!
Повелитель снеговиков, 16/01/08 14:44
Не то, чтобы я ненавижу попов и священников разного толка... но! Рассказываю, чему сам был свидетель и, если честно, помощником, что-ли? Есть у меня друг, его отец священник. Ну, не повезло парню в жизни, чего греха таить. Не хочет друг мой становиться "продавцом от храма" (его слова), а отец заставляет. Все слышали про всякие мироточивые иконы? Возможно, есть среди них и чудотворные, но точно не та, про которую ниже. Заказали её в Турции, с секретом икона. В неё масло заливается сверху и она "плачет". Так вот: заранее сообщается, что в церковь привезут такую икону, все в экстазе, все радуются. Приезжает икона, все ломятся прикоснуться к мироточениям этим, а это простое масло подсолнечное, рафинированное (без запаха, бля!). Тут же продаются маленькие бутылочки масла с якобы добавлением слез из иконы. 5 баксов бутылочка. И ЛЮДИ ПОКУПАЮТ! Да не по одной бутылочке. В общем, один литр подсолнечного масла "Олейна" уходит в среднем за 500 баксов. На следующий день народу еще больше... Я сам помогал разливать другу масло (не знал, правда, для чего, но факт есть факт). Почему у нас такой легковерный народ?

Похожие статьи