Как развить критическое мышление у детей. Развитие навыков критического мышления

Проблема выбора встает перед нами ежедневно. Каждый раз принимать безупречные решения невозможно, но есть несколько способов увеличить шанс сделать правильный выбор. Например, с помощью критического мышления. Профессор Саманта Агус (Samantha Agoos) из США описывает 5 шагов, которые могут помочь справиться с большим количеством проблем.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Каждый день нас буквально бомбардируют проблемы, требующие решения. Многие из них могут быть мелкими и не слишком важными, но иногда принятое решение может значительно повлиять на нашу жизнь. Критическое мышление - это способ подхода к проблеме, который позволяет осторожно вскрыть ее, обнаружить подводные камни, такие, например, как предвзятость или манипуляции, и принять наилучшее решение.

Если вам кажется, что термин «критический» звучит негативно - это потому, что в каком-то смысле так и есть. Вместо того чтобы выбрать то, что кажется простым и правильным, человек, использующий критическое мышление, подвергает все возможные варианты тщательному исследованию и скептическому анализу. Он исключает все, кроме самой полезной и надежной информации.

Перед вами пять шагов, которые помогут принимать верные решения.

1. Сформулируйте проблему

Другими словами, знайте, что вы ищете. Это не всегда так просто, как звучит. Если вы хотите опробовать новую диету, ваше желание может быть продиктовано различными факторами, например, надеждой на быстрый результат. Но если вы подходите к ситуации с ясным представлением о том, чего именно вы хотите достичь этой диетой, будь то потеря веса, улучшение пищеварения или поддержка организма в тонусе, это поможет вам критически осмыслить проблему и понять, соответствует ли эта диета именно вашим потребностям.

2. Соберите информацию

Имея полное представление о проблеме, вы будете лучше понимать, что действительно имеет значение в этом вопросе. Если вы пытаетесь выбрать диету, которая улучшит работу пищеварительной системы, вы можете спросить совета у эксперта или поискать отзывы других людей. Сбор информации поможет вам увидеть разные варианты и тем самым приблизиться к принятию обдуманного решения.

3. Используйте информацию

Задавайте себе критические вопросы. Столкнувшись с необходимостью принять решение, спросите себя: как это работает? Каковы варианты развития событий? Логично ли звучит моя интерпретация информации?

Возьмем электронное письмо, которое обещает вам миллионный выигрыш. Стоит задуматься: что формирует мой подход к этой ситуации? Могу ли я допустить, что в письме говорится правда? Основываясь на очевидных фактах, логично ли думать, что я смогу выиграть какие-то деньги?

4. Обдумайте последствия

Представьте, что сейчас время выборов. И вы выбираете кандидата, основываясь на его обещаниях сделать бензин дешевле для водителей. На первый взгляд, звучит здорово. Но что насчет долгосрочного влияния на окружающую среду? Если бензин станет легкодоступным, это может стать причиной сильного загрязнения воздуха в вашем регионе - вот те незапланированные последствия, о которых стоит задуматься.

5. Изучите другие точки зрения

Спросите себя, почему позиция кандидата с противоположными взглядами привлекает так много людей? Даже если вы несогласны со всем, что он говорит, изучение всех возможных точек зрения может объяснить, почему некоторые стратегии, которые не кажутся вам привлекательными, могут подходить другим. Это поможет проанализировать все варианты, оценить свой собственный выбор и, в конце концов, принять взвешенное решение.

Эта методика - лишь один из инструментов, который, конечно, не освободит вас от необходимости принимать сложные решения, но поможет чаще делать правильный выбор. Критическое мышление помогает отсеивать лишнее в море информации и находить то, что мы ищем. Возможно, использование этого метода для кого-то сделает мир более разумным местом.

Признак критического ума - скептицизм. Образованный человек не может верить в чудеса и редко обманывается иллюзиями. Пока простодушные созерцатели восторгаются очередным "необъяснимым и непостижимым", он старается понять причины и следствия.

Не мыслям надобно учить, а мыслитьИммануил Кант

Человек, обладающий критическим мышлением, - это скептик. Для него не существует истин и авторитетов, которым он слепо доверяет. Он сомневается во всем и никому не верит, подобно Мюллеру, герою Леонида Броневого в фильме «Семнадцать мгновений весны», который наставлял Штирлица: «Верить …нельзя никому, порой даже самому себе». (Правда, далее он иронически добавлял: «Мне – можно».)

«Земля круглая? Докажите!», «В горах объявился снежный человек? А где доказательства?» - спросит скептик или сам перероет горы литературы в поисках истины. И чем сложнее и неординарнее будет утверждение, тем больше доказательств ему потребуется, чтобы опровергнуть мысль или согласиться с ней. Скептик действует согласно правилу «Доверяй, но проверяй».

Идеи крайнего скептицизма и сомнения выражал философ-эмпирик шотландец Дэвид Юм, который писал, что «истинный скептик так же недоверчиво относится к своим сомнениям, как и к философским сочинениям».

Скептиков, никогда и ничего не принимающих на веру и задающих вопросы, нельзя сравнивать с циниками, которые критически воспринимают какие-либо утверждения и без всяких сомнений отрицают их, не имея желания докопаться до истины.

Психолог Бенджамин Блум писал, что «критическое мышление не означает необоснованную критику или негативность суждений. Это взвешенный подход к любым утверждениям, умение ничего не принимать на веру без доказательств».

Некоторые люди не хотят мыслить критически

Наверное, им так удобно – не нужно напрягать мозги, ведь кто-то уже решил для них, что «Партия – наш рулевой!», «На работу – с радостью, а с работы – с гордостью!», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!» и т. д. Они выбирают кумиров и безоговорочно им верят, не давая себе труда усомниться в проповедуемых ими истинах.

Желание узнать, как устроен этот мир, возникает в раннем детстве, недаром маленьких детей называют почемучками. Почему кузнечик зеленый, почему Солнце не падает на землю, почему кошки мяукают, а собаки лают – и множество других мыслимых и немыслимых вопросов задает ребенок маме с папой каждый день. «Потому что «потому» заканчивается на «у» - отвечают некоторые родители, довольные своим остроумием. Хотя, скорее всего, они и сами не знают ответа, потому что никто не научил их не только мыслить критически, но и вообще мыслить.

В большинстве школ детей также не учат ставить под сомнение то, что написано в учебниках. Не нужно сомневаться – необходимо просто заучить, зазубрить то, что преподносится как истина.

Почему необходимо мыслить критически

Итак, дети должны просто поверить. Зачем им навыки критического мышления?

Ведь наверняка есть заинтересованные в отсутствии у людей здорового скептицизма, потому что тогда ими проще управлять: они слепо верят СМИ, тому, что вещают с телеэкранов, и не дают себе труда усомниться в представленных фактах и проверить их. Поэтому многие пытаются лечить серьезные болезни перекисью водорода или уриной и доверяют экстрасенсам.

Не умея мыслить критически, они позволяют себя запугать и таким образом собой . Ведь, как известно, большинство людей, пока не удовлетворят базовые потребности, в частности в еде и безопасности, не станут думать о духовном развитии.

Отсутствие критического мышления приводит и к тому, что некоторые мифические и научно не подтвержденные утверждения переходят в разряд истинных. Например:

«Глаза – зеркало души». Сколько поэтических слов написано о них! «Глаза умеют говорит, но лгать они не могут», «Язык может скрыть истину, а глаза – никогда!» и т. д. В действительности глаза могут лгать, и обладатель прекрасных доверчивых глаз вполне может оказаться мошенником;

«Противоположности притягиваются. Брак будет крепче, если у мужчины и женщины разные характеры – они будут дополнять друг друга». Однако разность характеров совсем не является залогом удачного брака. Наоборот, разные привычки, взгляды, образ жизни могут впоследствии, когда чувства утихнут, стать причиной ссор или развода;

«Мозг человека задействован всего лишь на 10%». Это утверждение со ссылкой на какие-то исследования психологов не соответствует действительности и является псевдонаучным. Немалую роль в том, что оно было растиражировано, сыграли фильмы «Люси», «Области тьмы» и др. Однако нейробиологи, в частности Барри Бейерштейн, приводят научные аргументы, опровергающие этот миф. с помощью упражнений развить можно, но в работе мозга здорового человека на самом деле задействованы все его участки.

Подобных мифов, прочно вошедших в нашу жизнь из-за отсутствия у людей привычки подвергать все сомнению и проверять, прежде чем доверять, немало.

Наносит ли отсутствие критического мышления вред? Несомненно.

В качестве примера можно привести случай, имевший место в реальной жизни. Женщина взяла на воспитание девочку, но ее стал беспокоить тот факт, что девочка не испытывала к ней дочерних чувств, как ей того хотелось. И тогда она обратилась к «психологам», практиковавшим техники перерождения. Они предположили, что у биологической матери девочки были сложные болезненные роды, из-за чего новорожденная испытала стресс, не позволяющий ей любить мать.

Эти «психологи» за 30 тыс. долларов взялись организовать повторные «роды», которые должны были дать возможность девочке переродиться и вызволить ее из плена блокирующих ее сознание страхов. Была создана «благоприятная» обстановка: для создания соответствующей атмосферы нижнюю часть туловища матери и всю девочку накрыли несколькими одеялами, а на девочку еще и сел один из «психологов». Она кричала, что не хочет перерождаться, но ее крики посчитали естественными, соответствующими процессу появления на свет. В итоге девочка задохнулась. Все участники этого действа, в том числе и «мать», были арестованы и осуждены.

Вот так неумение мыслить критически и сомневаться, слепая вера «психологам», с их «новаторским» методом привело к столь печальному исходу.

Можно ли развить критическое мышление

Это совсем нетрудно, стоит лишь захотеть. Нужно только не лениться:

1. Задавать вопросы и не принимать на веру все, что нам предлагают

Чем сложнее утверждение, тем больше должно быть вопросов, ведь сложное утверждение и опровергнуть труднее.

«Сало есть вредно – оно повышает холестерин», - убеждали нас вчера. «Чтобы очистить кровеносные сосуда от плохого холестерина, нужно есть сало», - слышим мы сегодня. «Кофе пить вредно, он может спровоцировать гипертонический криз, он вымывает кальций из организма», - и мы отказываемся от кофе. «Кофе служит профилактикой болезни Паркинсона, инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний», - мы облегченно вздыхаем и снова варим себе его на завтрак. А где же вопросы, с помощью которых мы определим истину?

Знак вопроса сравнивают с рыболовным крючком, на который ловится рыба. Каждый может иметь такой крючок, но у каждого ли получится ее поймать? Слово «вопрос» на звучит как question, а оно происходит от слова quest, что означает «поиск». Роль вопроса – запустить познавательную деятельность, направленную на поиск решения проблемы. Человечество не будет развиваться, если люди перестанут задавать вопросы. Но хороший вопрос может задать лишь интеллектуально развитый человек.

«Лишь те, кто умеет мыслить, умеют и задавать вопросы», - говорит психолог А. Кинг. Она констатирует факт, что подавляющее большинство людей задают примитивные вопросы, отвечая на которые достаточно лишь незначительно напрячь память. Но навык задавать вопросы, считает она, можно развить;

2. Ищем доказательства, подтверждающие или оспаривающие полученную информацию

Сложное утверждение требует более весомых доказательств. Утверждение «Все люди смертны» или «У квадрата все стороны равны, а его противоположные стороны параллельны» доказать намного проще, чем утверждение «Каждую ночь на Землю опускаются летательные тарелки, и инопланетяне похищают людей».

Последнее утверждение на полном серьезе высказывали ведущие уфологи. Они отмечали, что только в 1988 г. в СССР бесследно пропали более 17 тысяч человек, и связывали эти пропажи с агрессией инопланетных пришельцев. Их статьи публиковались в известных авторитетных изданиях того времени, в частности в журнале «Огонек» и «Комсомольской правде».

Собрать и проанализировать данные, которые бы доказывали или опровергали мнение авторитетных ученых, тогда было непросто! Сейчас, в эпоху интернета, это сделать проще. Тем более что многие люди владеют иностранными языками и им доступно больше информации, позволяющей сделать объективный вывод;

3. Накапливаем знания, расширяем кругозор

Чтобы знать, где и как искать информацию, уметь ее объективно оценить и отклонить ложные идеи, нужно обладать определенными знаниями и иметь широкий кругозор. Чем больше человек знает, чем проще ему разобраться в вопросе и тем труднее сбить его с толку, заставить пойти по ложному пути.

Важно уметь признавать свои ошибки, быть объективным и не иди на поводу своих предубеждений, принимать чужое мнение и соглашаться с ним, даже если оно противоречит нашему, но все доказательства свидетельствуют в его пользу.

Невозможно говорить о всестороннем развитии личности, забывая об одном элементе, без которого невозможно осознанное и продуктивное развитие – критическом мышлении. Если вспомнить известное выражение, лучше научить человека ловить рыбу, чтобы он мог обеспечивать себя едой сам, нежели один раз накормить его. Так вот, критическое мышление – это система ориентирования, которая позволяет человеку самому видеть «белые пятна» в своем развитии и направлять его по нужному течению. Способность анализировать и делать выбор – неотъемлемая часть развитой личности, без которой она будет вынуждена все время опираться на мнение авторитетов и экспертов. Таким образом, первое условие всестороннего развития личности – наличие критического мышления .

Как развить критическое мышление

В процессе обретение критического мышления – это мощный толчок, который помогает приблизиться к своим и перейти на качественно новый уровень сознания. Как вы, наверное, уже догадались, развить критическое мышление не так-то просто. Однако тот, кто и имеет план по ее достижению и , обречен на . Предлагаю вам такой план, который включает в себя 9 стратегий развития критического мышления – он ориентирован на разностороннюю работу в течение длительного периода времени. Экспериментируя с различными стратегиями, вы убедитесь в том, что достичь критического мышления реально в любом возрасте.

Стратегии развития критического мышления

№1. Используйте время , которое обычно тратите впустую. Все люди тратят некоторое количество времени впустую – не используя его для продуктивной деятельности или . Первая стратегия развития критического мышления предлагает использовать это время для самоанализа: в конце дня вместо того, чтобы бездумно переключать каналы телевизора, оцените свой день, недостатки и достоинства, которые вы проявили в течение дня. Для этого ответьте себе на следующие вопросы:

  • Какой пример моего мышления сегодня был самым худшим?
  • Когда я использовал мышление максимально ?
  • О чем конкретно я сегодня думал?
  • Позволил ли я взять верх негативному мышлению сегодня?
  • Что я бы сделал по-другому, если бы мог заново прожить сегодняшний день? Почему?
  • Сделал ли я сегодня что-то, что приблизило меня к достижению моих долгосрочных целей?
  • Действовал ли я в соответствии со своими ?

Важно дать себе немного времени на каждый вопрос – так развивается аналитическое мышление, из которого вырастает критическое. Ведите ежедневные записи – это позволит выявить паттерны вашего мышления, выделяя повторяющиеся реакции в течение определенного отрезка времени.

№2. По одной проблеме в день . Каждое утро, по пути на работу или учебу, выбирайте проблему, над которой будете работать сегодня. Определите логику проблемы и ее элементы: какова точная проблема, как она касается моих ценностей, целей и потребностей?

План работы с проблемой:

  • Формулируйте ее максимально четко и ясно.
  • Изучите проблему: является ли она подконтрольной вам или вы не имеете над ней контроля? С какими действиями вы столкнетесь при ее решении? Выбирайте те проблемы, с которыми вы можете что-либо сделать сейчас и откладывайте те, которые пока вам неподвластны.
  • Активно ищите информацию, которая необходима вам для решения проблемы.
  • Тщательно проанализируйте информацию, интерпретируйте ее и сделайте разумные выводы.
  • Выясните свои возможности – что вы можете сделать для решения проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
  • Оцените варианты действий, исходя из их преимуществ и недостатков.
  • Определите стратегию решения проблемы и придерживайтесь ее до конца.
  • Начав действовать, отслеживайте ситуацию: проявятся последствия ваших действий, будет появляться все больше информации о вашей проблеме, поэтому будьте готовы в любой момент пересмотреть свою стратегию.

№3. Развивайте интеллект . Каждую неделю работайте над развитием одного из интеллектуальных стандартов: ясность мышления, логика, и т.д. Например, если вы работаете над вниманием, в течение недели фиксируйте, насколько вы внимательны, можете ли сконцентрироваться всегда, когда это требуется, внимательны ли окружающие вас люди.

№4. Ведите интеллектуальный дневник . Каждую неделю делайте записи в дневнике, используя следующий формат:

  1. Опишите ситуацию, которая была наиболее важна для вас (эмоционально значима) в течение этой недели.
  2. Опишите свою реакцию на эту ситуацию как можно более определенно и точно.
  3. Теперь проанализируйте, исходя из того, что вы написали, что на самом деле происходит, каковы корни этой ситуации. Углубитесь в нее.
  4. Оцените результаты анализа – что нового вы узнали о себе? Что вы сделали бы по-другому, если бы заново пережили эту ситуацию?

Каждый день обрушивает на нас поток проблем, требующих якобы незамедлительного решения. Одни оказываются незначительными, другие действительно могут изменить нашу жизнь. Чтобы оценить проблему и тем более - принять ответственное решение, нужно взвесить все варианты, проанализировать ситуацию. Критическое мышление - необходимый для этого навык, о котором часто забывают. Существуют приемы, которые помогут развить критическое мышление и сохранить холодную голову в самых нервных ситуациях.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление помогает проанализировать события или факты, а затем прийти к тем или иным выводам. Главными инструментами являются способность находить причинно-следственные связи и логика, при помощи которых у человека формируется объективный взгляд на проблему, намечается путь к ее решению.

Обладатели хорошо развитого критического мышления ставят под сомнение информацию и не принимают на веру полученные сведения. Они способны предугадывать дальнейший ход событий, выявлять закономерности, находить связи между объектами и явлениями.

Критическое мышление не всегда связано с уровнем образования или интеллектом.

Маленький ребенок, не умеющий читать и писать, без большого жизненного опыта, способен свободно мыслить. Свободные от стереотипов дети зачастую находят нетривиальный и необычный прием для решения проблем, до которого не додумались бы взрослые.

Безусловно, определенный уровень знаний упрощает процесс критического мышления. Например, чтобы понять, полезен ли прибор, нужно разбираться в том, как он работает.

Считается, что навыки критического мышления формируются и развиваются постоянно. Психологи утверждают, что особое внимание этому процессу нужно уделить в период становления личности и формирования жизненной позиции. Тем не менее работать над критическим мышлением можно и нужно в любом возрасте, благо приемов для этого достаточно.

Под влиянием родителей у детей формируется определенное мировоззрение, складывается система жизненных ценностей. Иногда все, что было заложено в детстве, остается неизменным на протяжении всей жизни человека.

Подчас «шаблонные» решения, которые научили принимать в семье, не подходят. Человек, умеющий мыслить критически, способен видеть новые пути достижения целей, искать нестандартные ответы на поставленные вопросы.

Зачем нужно развивать критическое мышление?

Критическое мышление в профессиональной и повседневной жизни способствует более аккуратной и точной работе, помогает отделять важное от второстепенного, эффективно и быстро решать проблемы.

Важную роль критическое мышление играет и в образовании.

Оно поможет усвоить ключевые идеи из учебников и источников, опираться на различные теории и приводить убедительные доказательства.

Кроме того, при помощи критического мышления легче находить общий язык с другими людьми, не поддаваться на провокации в спорах и избегать других неприятных ситуаций в общении с окружающими. Также среди очевидных плюсов развитого критического мышления - внимание к деталям и наблюдательность, умение аналитически мыслить в любых жизненных ситуациях.

Человек, который владеет критическим мышлением, автоматически приобретает и другие немаловажные навыки. В частности, он способен логично доносить свои мысли, быть убедительным в рассуждениях, правильно интерпретировать данные, принимать наиболее эффективные решения и так далее.

В современном мире развивать критическое мышление особенно важно. Оно помогает фильтровать многочисленные сведения, которые мы ежедневно получаем из СМИ, рекламы, соцсетей и при личном общении. Чтобы лучше ориентироваться в информационном потоке, легко отличать правду от лжи, нужно сравнивать и критически оценивать данные из разных источников.

Проще говоря - лучше почаще проверять достоверность фактов.

Это не означает, что необходимо подвергать сомнению все подряд, сомневаться во всем. Однако благодаря критическому мышлению человек способен сформировать свою точку зрения, альтернативную и независимую. Он может взглянуть на ситуацию в целом, понять, где он ошибается, и изменить свою позицию, основываясь на аргументах или фактах.

Методы развития критического мышления

Самую известную технологию развития критического мышления разработали американские ученые из Северной Айовы. В России ту же методику начали применять с 1997 года. Она называется РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо.

В первую очередь этот прием помогает сформировать базовые навыки мышления и применять их на практике. Главные каналы, через которые мы получаем и передаем информацию, - это тексты (чтение и письмо).

В соответствии с методикой критического мышления, человек должен вдумчиво читать все материалы, связанные с той или иной темой, а затем подвергать анализу полученные данные.

Имеются в виду не только письменные материалы, но также речь, видео- и аудиозаписи.

Метод развития критического мышления основывается на трех стадиях обработки материала: вызов, осмысление и рефлексия.

На первой человек собирает все знания, которые были получены ранее, ищет недостатки в них и определяет, необходимо ли получить дополнительную информацию. На стадии осмысления происходит аналитическая работа с текстом. В этом может помочь составление таблиц и ведение дневников, в которых можно отмечать уровень понимания полученной информации и конкретных фактов.

На стадии рефлексии знания выходят на новый уровень и применяются на практике.

В этот момент человек уже может сформировать свое отношение к тексту и обсудить его с другими во время дискуссии.

Приемы критического мышления

Существует целый ряд приемов критического мышления. Среди них выделяются несколько вариантов активного письма (кластер, таблица «З-Х-У»), активного чтения и слушания (инсерт), а также организация групповой работы.

Кластер. Это один из самых популярных на сегодняшний день приемов критического мышления. Он нужен для того, чтобы наглядно отображать мыслительные процессы, происходящие во время работы с текстом.

Для эффективного использования приема берется лист бумаги, в центре которого записывается ключевое слово в тексте, а затем вокруг него отмечаются близкие идеи, образы или факты. По мере их появления они соединяются с ключевым словом прямыми линиями. В ходе работы «слова-спутники» ключевого понятия приобретают своих «спутников».

В итоге возникает схема, которая наглядно показывает, как происходил мыслительный процесс.

Специалисты советуют записывать все, что приходит в голову, строить как можно больше различных связей, даже нестандартных. Единственный недостаток этого приема в том, что могут появиться лишние слова и информация, которые будут мешать восприятию и перегружать схему.

«Знаю. Хочу узнать. Узнал» («З-Х-У»). Это еще один прием технологии развития критического мышления. Он был разработан в 1986 году чикагским профессором Донной Огл (Donna Ogle).

Необходимо создать таблицу, состоящую из трех столбцов. Первый - «Знаю» - заполняют на стадии вызова. Туда можно внести предварительные знания, гипотезы или ассоциации. Второй столбец, «Хочу узнать», посвящен целям изучения информации. Последнюю часть таблицы - «Узнал» - заполняют после окончания работы с данными. Такой прием помогает лучше анализировать новые сведения, чтобы иметь возможность впоследствии применять их на практике.

Инсерт. Этот прием применяется во время чтения текста. На полях делаются заметки в соответствии с отношением исследователя к информации. Для этого применяются четыре маркера:

«V» - исследователь знал это раньше;

«-» - данные противоречат уже известным;

«+» - исследователь раньше не сталкивался с этими данными;

«?» - информация непонятна, необходимо получить более точные сведения.

В дальнейшем все это заносится в специальную таблицу. При помощи такого приема можно распределять информацию в зависимости от ее ценности и опыта исследователя.

Все упомянутые технологии полезны для развития критического мышления.

Каждый может выбрать наиболее подходящий прием или комбинировать несколько.

При помощи технологии критического мышления можно устанавливать и решать проблемы на основе имеющейся информации, искать и оценивать пути решения. Параллельно с развитием критического мышления меняется вся система умственной работы человека: разные точки зрения больше не вызывают протеста, а альтернативные пути решения проблем помогают жить.

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Похожие статьи