Форма правления. Форма государственного правления

Форма государственного правления – организация государственной власти, которая включает в себя порядок формирования, структуру и статус высших органов государственной власти и порядок взаимодействия между ними. Различают монархическую и республиканскую форму правления. I. Монархия – форма государственного правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека – наследственного монарха. Неограниченная монархия – это форма правления правление самодержавного характера. Такая форма типичная для рабовладения, феодализма. Она характерна для современных государств Катар, Оман, Саудовская Аравия. Ограниченная монархия – предполагает передачу власти по наследству, но власть монарха ограничена конституцией. Характерна для современных стран: Бельгии, Дании, Нидерландов, Тайланда, Швеции, Японии и др.

Существуют следующие разновидности монархии:

1 . Рабовладельческая монархия. Вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека. Главная разновидность рабовладельческой монархии – а) восточная деспотия . Такая форма существовала в Вавилоне, Египте, Индии. Для нее характерно абсолютное господство правителя и бесправие подданных. Правитель, одновременно являлся либо живым богом, либо сыном бога. Большое значение в таких государствах играли жрецы, чиновники, военные. Иногда деспотию дополняла – б) теократия – форма правления, при которой глава государства являлся одновременно его религиозной главой. Примерами могут служить Иудейское царство в 10-6 веках до нашей эры, арабский халифат в 7-10 веке, Тибет до 20 века и современный Ватикан.

Другая форма рабовладельческой монархии – в) римская монархия . Ее основной чертой было сосуществование монархических и республиканских государственных институтов. Поддержка монарха осуществлялась армией. Впоследствии римская монархия стала похожа на восточную деспотию.

2 . Феодальная монархия – существовала в рамках феодального общества. Рассмотрим разновидности феодальной монархии. А)Раннефеодальная монархия характеризуется слабостью королевской власти. В руках монарха была сосредоточена не вся власть. Государство состояло их множества относительно самостоятельных княжеств и герцогств, а крупные феодалы в незначительной степени зависели от короля.

Б) Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха сочеталась с наличием органов представительства (земские соборы, парламенты, сеймы, Генеральные штаты и т.д.) разных сословий (горожан, духовенство, дворян). Такая форма существовала в европейских странах в 13-14 веках и России 17 века.

В) Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, а представительные органы не могут воздействовать на политическую жизнь. Такая форма была характерна для Европы 16-18 веков и России 17-19 века.

В 18 веке и в странах Европы и в России наступил г)просвещенный абсолютизм – форма правления, при которой монарх проводил реформы в целях более разумной организации социальной жизни (ликвидация сословных привилегий, господства крупных феодалов и всевластия церкви; шаги в сторону веротерпимости, развитие рынка, совершенствование школьного обучения и т.д.).

3.В период зарождения и развития капитализма неограниченная монархия преобразуется в ограниченную или конституционную монархию . Выделяются две основные разновидности конституционной монархии: парламентскую и смешанную.

А) парламентская монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, особенно в законодательной и исполнительной сферах. Основным органом, который осуществляет функции в указанных сферах, является парламент и глава государства, назначаемый выборным путем.

Выборная система в этом случае выглядит следующим образом. В процессе выборов избирается парламент; партия, получившая большинство голосов, формирует правительство, а лидер партии, обладающей большинством мест в парламенте, автоматически становиться главой государства. Монарх не способен оказывать влияние на деятельность парламента и правительства, правительство несет ответственность перед парламентом.

Законодательная деятельность при этом осуществляется парламентом, который создает и принимает законы; монарх их только утверждает. Это процедура формальная, монарх редко не утверждает принятые парламентом законы.

Б) смешанная (дуалистическая) монархия – форма правления, при которой правительство формируется не парламентом, а монархом и фактически не зависит от парламента. Данная форма правления получила название дуалистическая в силу того, что в государстве существует два независимых органа: правительство – защищает интересы монарха и крупных феодалов и парламент – защищает интересы буржуазии. Такая форма существовала в Германии с 1871 по 1918 гг.

II. Республика – форма государственного правления, при которой органы государственной власти избираются на основе всеобщих выборов. Также как и монархия, республика имеет несколько разновидностей.

1. Рабовладельческая республика имеет две разновидности аристократическую и демократическую.

А) демократическая республика – форма правления, при которой в выборах государственных органов участвовали все свободные граждане. Такая форма сформировалась в Древней Греции. Помимо рабов в выборах не принимали участие: бывшие рабы, лица моложе 20 лет и женщины. Главным органом было Народное собрание. Оно принимало законы, заключало международные договора, решало вопросы, связанные с государственными преступлениями и т.д. Исполнительная власть находилась в руках Совета пятисот, который избирался каждый год и занимался распределением государственных денег, контролем за исполнением принятых Народным собранием законов и за деятельностью должностных лиц, осуществлял подготовку законов.

Б) аристократическая республика – форма правления, при которой существовало два высших органа с законодательной функцией – Сенат, состоящий из крупной аристократии и народное собрание, состоящее из горожан. Такая форма правления существовала в Древнем Риме до 1 в.до н.э. Магистраты (должностные лица, избиравшиеся из аристократии) создавали законы. Затем эти законы должно было утвердить народное собрание. После этого закон должен был утверждаться Сенатом. Сенат не избирался гражданами, а назначался консулами. Консулов избирали свободные граждане. Сенат имел право отклонить закон или приостановить его действие. В случае социальной напряженности сенат мог назначить диктатора.

2. Феодальная республика – форма государственного правления, при которой высший государственный орган формируется выборным путем за счет представителей знати, духовенства и купечества. Лишь в редких случаях в городах-государствах существовали и органы, в которых участвовали все свободные горожане. Примером таких органов может служить вече в Новгороде и Пскове. Такая форма правления была характерна для некоторых городов Средневековой Италии, Германии, Голландии.

3. В результате формирования капиталистических отношений возникла конституционная республика. Это наиболее демократическая форма правления. Она имеет две разновидности: а) парламентская республика – форма государственного правления, при которой главным государственным органом является парламент, который формируется выборным путем. Правительство несет ответственность перед парламентом. Оно формируется за счет представителей партий, которые набрали большинство голосов в процессе парламентских выборов. Главным государственным лицом является премьер–министр. Он и глава правительства и глава парламента. Премьер-министром становится лидер партии набравшей большинство на парламентских выборах. Президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства, его роль в политической жизни минимальна. Первый парламент был образован в 1265 г. в Англии. Примерами такой формы правления могут служить современные государства: Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария.

Б) Президентская республика – форма государственного правления, при которой всенародно избираемый президент одновременно является и главой государства и главой правительства. Правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Главу правительства, премьер-министра, назначает президент. Если президент и правительство полностью обладают исполнительной властью, то парламент выполняет роль законодательного органа. Первым в истории президентом стал в 1789 году в США Джордж Вашингтон (1732-1799). Примерами такой формы правления являются США, Франция, Россия, Финляндия, Мексика, Португалия.

Шрифт 7

Билет 13 вопрос 1 Организация власти и социальные нормы первобытного общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Билет 13 2вопрос Формы правления: Понятия и виды.

Форма государственного правления: понятие и виды

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

Билет 14 вопрос 1 Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять скачала "мягкие" цветные металлы - медь , олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо . Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. 8

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров. 9

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV-III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. - I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры. 10

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых". 11

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основойраннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых, общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля , но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен 12 . Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства. народов она. состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства - скота, орудий земледелия и продуктов нового производства - становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей) 13 . Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоам ерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества.и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и -причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие "формы правления".

Теоретические аспекты

В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.

Смысл формы государственного правления

Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Критерии определения

Для формы правления характерны следующие признаки:

  • Метод передачи власти – выборный или наследственный.
  • Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
  • Разграничение полномочий между высшими властными институтами.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:


Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

Форма государства - система организации государственной власти, действующая в совокупности. Она включает в себя следующие элементы:

  • 1) форма правления - система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности, компетенция;
  • 2) форма государственного устройства - территориальная организация государства с соответствующим распределением полномочий между центральным и региональным уровнем власти.

Основными формами правления являются:

  • 1) монархия - верховная власть в стране принадлежит правителю по праву наследования на неограниченный период, пожизненно. Монархия как форма правления присутствует в следующих государствах: Великобритания, Швеция, Голландия, Бельгия (в Европе), Саудовская Аравия, Япония (в Азии), Марокко (в Африке) и другие. Существуют два вида монархий:
    • а) абсолютная - власть монарха ничем не ограничена;
    • б) ограниченная - одновременно с верховным правителем (монархом) в стране управляет выборный, избираемый народом орган (парламент). Формально в этих странах провозглашено разделение властей и полномочий. Фактически монарх обладает минимумом власти, и его функции имеют больше символический, церемониальный характер (Швеция, Дания, Великобритания, Япония и др.);
  • 2) республика - такая форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным государственным органам, избираемым населением на определенный срок. Виды республик:
    • а) президентская - полномочия по формированию правительства принадлежат президенту, который реализует их при незначительном парламентском контроле. При этом президент выполняет функции, как главы государства, так и главы правительства;
    • б) парламентская - президенту принадлежат исключительно представительские функции, правительство формируется парламентом, перед которым оно несет ответственность за свою деятельность.
    • в) смешанная - характеризуется тем, что в таких республиках правительство подотчетно в своей деятельности и правительству, и парламенту, которые в той или иной мере делят свой контроль над ним. В частности, подобная форма правления характерна для Российской Федерации.

Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком монархии является то, что верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.).

В большинстве случаев эта власть наследственная.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др. Израиль, Др. Египет, государства Эллады, Др. Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не, только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Итак, монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную. Первая характерна в основном для Древних и средневековых государств, вторая - для государств Нового и Новейшего времени.

В абсолютной монархии вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Как правило, любые формы коллегиальных органов имеют совещательный характер. Монарх является полным властителем, его особа священна, а решения общеобязательны.

Ограниченная монархия предполагает наличие высшего органа представительной власти, имеющего мандат народа и наделенного тем или иным количеством полномочий.

Исполнительная власть сосредоточена либо непосредственно монарха, либо она принадлежит правительству, которое им контролируется. Впрочем, иногда, особенно в наше время, монарх является лишь символом государства и национального суверенитета (Например, современная Великобритания, Япония и др.).

Республика - это форма правления, при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические.

Парламентская республика.

При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы накладывается роль, только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

Президентская республика.

При президентской республике большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента являются права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

В компетенции высшего представительного органа власти лежат вопросы законодательства, а также контрольные и надзорные функции.

Государственное устройство республики строится на принципах демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного суверенитета. В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах, обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые институты, присущие демократическому государству.

В целом, форма правления является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней заключено, кому принадлежит власть в обществе (пусть иногда формально), а это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или консерватизме данного общества.

Форма государственного правления - это система высших органов госвласти. Это понятие включает в себя структуру их формирования и порядок распределения полномочий между ними. Монархия и республика - основные формы государственного правления.

Первая - монархия - характеризуется единолично (или почти единолично) осуществляемой властью. При такой системе власть, как правило, наследуется.

Зарождение и развитие монархической формы государственного правления проходило в условиях рабовладельческого строя. В феодальный период эта система стала главной. Считается, что самая древняя в мире монархическая династия - японская.

Классическая монархия наделена следующими основными характеристиками:

Присутствие единоличного главы государства, наделенного властью и пользующегося ею пожизненно (фараон, султан, эмир, шах, император, король, царь);

Осуществление преемственности власти по наследственному порядку;

Наличие у монарха юридической безответственности (невозможность применить к главе государства процесса импичмента (обвинения)). При этом следует отметить, что в истории существует достаточно много примеров, как заговоров против монархов, так и создания в стране с целью свержения самодержавия.

Называют такую форму правления, при которой вся верховная власть в соответствии с законом принадлежит всецело одному лицу.

При конституционном самодержавии власть главы государства в значительной степени ограничивается представительным органом. Как правило, такие ограничения определяет конституция, которую, в свою очередь, утверждает парламент. изменить конституцию не вправе.

В выделяют дуалистическую и парламентскую формы государственного правления.

При парламентской системе власти формирование правительства происходит из представителей конкретной партии (или нескольких партий), которые получили на выборах большинство голосов. Главой государства при этом становится лидер от той партии, которая имеет наибольшее количество депутатских мест. Для парламентской формы государственного правления характерно отсутствие у монарха фактической власти в судебной, исполнительной и законодательной области. При такой системе парламент принимает законодательные акты, глава государства их формально подписывает. Конституция при этом предусматривает правительственную ответственность не перед самодержцем, а перед парламентом. Данная система госуправления существует, например, в Дании, Бельгии, Великобритании.

Имеет характер двойственный. Фактическое и юридическое осуществляется в правительстве, которое сформировано парламентом и монархом.

Республикой называют форму правления в государстве, при которой выборные органы осуществляют верховную власть. Избираются эти органы населением на установленный срок.

К общим признакам такой формы государственного правления относят:

Присутствие коллегиального или единоличного главы государства;

Избираемость верховных органов власти (в том числе, главы государства) на определенный период;

Осуществление управления (власти) по поручению народа, а не по своему усмотрению;

Обязательность всех решений верховной госвласти;

Наличие юридической ответственности, предусмотренной законом, у главы государства.

Существует парламентская и президентская форма правления в государстве. Обе разновидности являются современными системами власти.

При главенствующая роль в формировании жизни в стране принадлежит парламенту. В президентской форме правления вместе с парламентаризмом в руках президента соединяются полномочия правительственного и государственного главы.

Похожие статьи