Что такое Царство Божие? Что такое небо и царство небесное.

Что означает ответ Иисуса фарисеям "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (Лук.17:20-21) , когда те спросили Его о сроках прихода Царства? Давайте, сразу определимся с выражениями" Царство Божие" и "Царство Небесное". В чем их отличие?

Разница между этими понятиями заключена в лингвистике и религиозных предубеждениях: "Царство Небесное" встречается в основном в Евангелии от Матфея. Евангелист писал свое Евангелие в основном для евреев. В силу укоренившейся традиции Евреи старались не упоминать напрямую имя Бога. Даже во многих современных еврейских сочинениях "Бог" пишется как "Б-г" - чтобы не осквернять. Слово "Небесное" несет для них смысл имени Бога. Так что Царство Небесное и Царство Божие - практически одно и то же.

Основные характеристики Царства Божьего (Небесного)

Оно не явно, т.е. скрыто от глаз человека.

Область Царства Небесного принадлежит невидимому миру - миру четвертого измерения. Наш трехмерный мир подконтролен Царству Божьему.

Находится внутри человека.

Царство Небесное - принадлежность Бога. Он изначально вложил в сердце каждого человека частицу Своего наследия - бесценную жемчужину Царства Божьего, предопределив людям отыскивать это богатство среди многочисленных бурьянов нашей души. Эти бурьяны являются нашими заблуждениями, предрассудками, ложными учениями, человеческими стереотипами мышления.

Существует всегда.

2Кор.4:18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Царство Божие безвременно - Оно есть всегда и никогда не исчезнет.

Его необходимо искать.

Для овладения богатством Царства Небесного Его необходимо найти в самом себе, а не снаружи. Если ваша драгоценная жемчужина куда-то закатилась, вы перевернете все в своей квартире, чтобы отыскать ее. Так и при поиске Царства Божьего внутри себя придется немало мусора вынести из тайных хранилищ своей души, прежде чем, отыщете бесценный дар нашего Отца Небесного.

Требует усилий для входа в Него.

Матф.11:12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его...

Обязательно посмотрите видео-ролик "Царство Божие (Небесное)"

С уважением, Вячеслав

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

В нашем с вами православном обиходе выражение «Царство Божие» – одно из самых распространенных, еще более привычный его вариант – . Как часто нам пришествие Царства Божия видится этаким прилетом сияющего инопланетного корабля!

Мы так долго его ждали, чаяли избавления от скорбей и тягот нашей земной постылой жизни, ждали, задрав головы в небо – и вот уж он наконец показался, завис над нами, весь в неземных огнях, и, как в фантастическом фильме, в нем отворился люк – и мы, дождавшиеся, плача от радости, поднимаемся по лесенке, чтобы корабль унес нас в далекую-далекую Божью страну, где нет каждодневного тяжкого труда, болезней и смерти, скуки и тления, грехов и ненависти, где реки текут молоком и медом, а райские деревья круглый год одновременно и цветут и плодоносят, где всё как в детской сказке: розовокрылые ангелы, добрые львы и ягнята, где и мы сами преобразимся и станем кем-то вроде идеальных сказочных персонажей.

По щучьему веленью, по Божию хотенью, окружать нас там будут только те, кого мы любим и кто нам приятен, а все наши недруги окажутся далеко от нас, лучше всего – в геенне огненной.

Земля и всё, что на ней – испорчено грехом и подлежит уничтожению, а настоящая жизнь начнется только у Бога на небе. Спросим у своих знакомых, как далеких от Церкви, так и верующих – наверняка многие из них считают, что именно этому и учит православная Церковь.

Однако нет ничего более далекого от христианства, чем подобные воззрения, одна из причин возникновения которых в сознании церковных людей – пережитки древних гностических ересей, пытавшихся маскироваться под христианство. Одна из них, манихейство, как раз и говорит, что якобы добрый Бог создал небо и всё духовное, а злой, но равновеликий Богу диавол – землю и всё плотское, потому-то и самая плоть человека греховна, и все его попечения и труды в мире сем, а следовательно, надо ждать избавительницы-смерти и перехода в мир духов, не особо радея о земной своей жизни…

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Царство Божие, пришествие которого возвещал Иисус народу Израиля – не некое место в пространстве, не «царство-государство за тридевять земель». Царство Божие, о скорейшем наступлении которого мы ежедневно просим в молитве «Отче наш» – это царствование Бога, установленный им порядок бытования мира и человека с Творцом во главе.

Некогда человек отошел от Бога и нарушил, извратил тем самым этот порядок, подпал под власть греха и смерти. Через падение человека испортилось и всё мироздание, сотворенное Богом. И вот теперь, говорит Спаситель собравшимся вокруг него иудеям, этот порядок, устроенный Богом – Отцом нашим и Создателем, восстанавливается, наступает снова.

Он Сам, Иисус, Сын Человеческий и Сын Божий – и провозвестник этого события, и , Помазанник, назначенный Богом это событие совершить, этот порядок восстановить, начиная с Израиля и по всей вселенной. Всё, что делал Иисус во дни земной Своей жизни – исцеления болящих, воскрешения умерших, изгнания нечистых духов, все Его действия перед лицом народа – было проявлением животворящей Божьей силы, которая всё совершает там, где царствует Сам Бог.

Все проповеди Иисуса были вестью о том, что Государь вернулся на трон, и Его законы начали уже действовать, и, хотя сила противления этим законам еще велика, вскоре они восторжествуют окончательно.

Вся суть призыва Христова к людям Израиля была: «Господство Бога, власть Его лично и Его законов, Его Царство – уже внутрь вас (по одному из переводов –«между вами», «среди вас, в вашей общности, Мною основанной»)! Все, кто еще вне Царства – совершайте усилие, присоединяйтесь к нему уже сейчас, следуя за Мною, ибо Я Сам прокладываю вам этот путь, на то Я и помазан Отцом Моим!»

Заповеди Христовы, в частности, те, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении – не некие очередные толкования на законы Моисеевы очередного странствующего раввина, как это готовы были воспринять многочисленные слушатели Иисусовы. Господь объясняет людям, каков образ отношений между гражданами Царства Божия, каковы правила жизни для тех, кто вступает в это пришедшее Царство, кто признает Бога и своим Господом-Повелителем, и – мало того – Отцом.

Иисус говорит о заповедях, о законе Моисеевом – и слушатели поражены: Он говорит совершенно необычно. Было бы понятно, если бы Он призывал их, как прочие законоучители Израиля, неукоснительно подчиняться законам Моисеевым – нет же, этот Галилеянин говорит о чем-то другом!

Но в таком случае, что же, может быть, он богохульствует и призывает нарушать заповеди, таких вольнодумцев иудеи тоже слышали немало? И это нет! Он говорит: «Не отменить пришел Я закон, но исполнить». Он Сам – исполнение, доведение до совершенства закона Божия, образец свободного, сыновьего, а не слепого рабского послушания Богу.

Он призывает слушателей идти за Ним куда-то еще выше и дальше, на новую невероятную ступень совершенства, о которой прежде не слыхивали правоверные иудеи. И призывает потому, что имеет на это несомненное право, говорит как власть имеющий.

У кого есть уши слышать – слышат, имеющие глаза – видят воочию: прежде иудеи знали закон Божий – теперь пришел Сам Законодатель. Потому-то так свободно Он и обращается со всеми заповедями: не заповеди властвуют над Ним, а Он – над ними, во имя спасения людей, во имя любви к ним.

«Делай добро ненавидящим тебя… Если кто отнимет у тебя плащ, отдай и рубашку, а ударит по одной щеке – не отвечай ударом, но подставь другую…Люби, благотвори, милосердствуй…»

Казалось бы, поучения Иисуса о любви и милосердии и без того знакомы иудеям. Перечитаем книги Ветхого Завета: о милосердии там говорится много. Знаменитая притча из Агады рассказывает, как однажды к Гилелю, великому мудрому раввину, пришел человек и попросил изложить суть Торы кратко, за время, пока он простоит на одной ноге. И Гилель сказал кратко: «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

Это, можно сказать, максима отрицательная: не твори зла, уклонись от злого, не отвечай злом на зло. Но Иисус говорит: этого мало. Не «не делай» – но делай. Чтобы быть гражданином Царства Божьего, недостаточно соблюдать нейтралитет и не отвечать злом на зло – надо действовать активно и отвечать на зло, но – любовью.

Законы отношений в Царстве Божием – не законы справедливости, но законы любви. В ответ на зло надо не убегать от зла, не говорить: «Ладно, я тебя, злодея, в ответ не трону, мстить не стану – но умываю руки, пусть Сам Бог, праведный Судия, тебя накажет!» Надо отвечать на зло любовью и милосердием. Отвечать – всем, как Бог одинаково посылает свои дары, дождь и свет солнца, на праведных и грешных.

Это немаловажный момент: в евангельских словах мы не видим градации, популярной среди иных православных: мол, прощать и любить надо только личного врага, а врага Отечества или Церкви – все-таки преследовать и уничтожать. Не стоит выискивать между строк Евангелия того, чего там нет.

Иисус дает новую максиму, максиму любви и милости, и ей призывает неукоснительно следовать тех, кто готов вступить за Ним в Царство Божие – а вскоре и Сам последует ей, на кресте молясь о распинающих Его.

С самых первых времен и поднесь к христианству применяли слово «абсурд». Мы с вами не можем не воскликнуть: «Любить врага, богохульника, насильника, извращенца – да как же это возможно? Это выше здравого смысла и сил человеческих!» Но, во-первых, вспомним слова Христовы: «Невозможное человеку – возможно Богу».

Не только не отомстить врагу, но и проявить к нему любовь, кажется тебе невозможным? Хотя бы прими для себя, что в этом максима Христова все-таки – права, а твое земное естество, не могущее ее понять – все-таки не право. И попробуй сделать пусть микроскопический, но возможный для тебя шаг в сторону ее исполнения.

Несмотря на страх, на разрывающее мозг и сердце непонимание – шагни из лодки на воду, остальное сделает Бог. Как именно – ты не поймешь, если Бог станет тебе предварительно объяснять на словах. Но сделай шаг – и всё увидишь воочию.

Святые отцы говорят: «Нет в тебе какой-то добродетели, но хочешь, чтоб была? Веди себя каждый день так, словно она у тебя есть. Тебе будет поначалу казаться это глупостью, даже лицемерием – но прояви упорство и продолжай. И она появится, с Божьей помощью».

Риск? Да, и великий. Но, в конце концов, наша вера – вовсе не сумма информации о христианстве, которую мы согласны считать правильной. Вера в библейском смысле, «эмуна» – не столько умонастроение, сколько делание, поступок, акт доверия Богу и верности Ему и Его заповедям в самых разных житейских ситуациях. Верую, ибо абсурдно; верю Тебе и буду идти за Тобой, даже если я напуган и бессилен, а Ты – умираешь на кресте…

А во-вторых, мы не должны забывать одну очень важную вещь. Между Ветхим и Новым заветами, между заповедями Моисея и Христа вовсе нет антагонизма и противоречия, как нет коренного противоречия между зрелым мужчиной – и ребенком, которым он был когда-то, ведь это всё-таки хотя и изменившийся, но один и тот же человек.

Бог вёл народ Израиля по ветхозаветным ступеням – ввысь, к завету Новому. Вся беда тех иудеев, которые воспротивились Христу и Евангелию, в том, что они предпочли на одной из этих ступеней остановиться, посчитать ее конечной, и не идти дальше.

Для чего иудею ветхозаветная максима, в чем цель ее исполнения? Исполняй закон Божий – и будешь долголетен на земле, ты и потомство твоё. С этой точки зрения, то есть – с точки зрения пригодности к нашей повседневной жизни, конечно, заповедь о любви к врагам – абсурдна и невыполнима.

Спаситель же говорит о другом: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», делает акцент на нашем уподоблении Богу. Наша конечная цель, говорит Спаситель, не просто стать порядочным человеком, добродетельным и за это уважаемым членом самого замечательного, но – земного общества. А стать подобным Богу, явить в себе образ Божий через сотворение в себе Его подобия. И продолжить нашу жизнь в Его Царстве.

Для нас с вами, современных россиян, эта ступень действительно кажется недоступной, хотя бы потому, что не пройдено нами многих необходимых ступеней предыдущих, ведь верно сказано: мы хотим быть христианами – а сами во многом не доросли до уровня не только правоверных богобоязненных иудеев, но и просто добрых язычников, стремимся стяжать образ ангельский – но имеем ли образ человеческий…

Наверное, правы духоносные православные подвижники 19-20 веков: на пиру веры мы, сегодняшние, можем только собирать крошки из-под стола, мы не способны на то, на что способны были святые прошлых времен, и из всех деланий нам остается доступным разве что покаяние, трезвое вИдение и горькое оплакивание своей немощи.

Но помните: Бог любит нас, ждет нас, примет от нас все, что сможем сделать в честном предельном напряжении нашей слабенькой веры и не очень-то горячей любви, и Сам восполнит остальное.

И Он не успокоится до тех пор, пока не приведет нас, и не в некоей туманной «загробной жизни», а уже здесь и сейчас, в Свое Царство, Царство, в котором мы призваны быть – нет, даже не гражданами, а Его сынами и дочерьми.

В Царство, которое давно началось, которое живет и растет в Его Церкви и в этом мире, в его грехе и тлении, как зерно в грязи. Растет – как крест, и светит сквозь сумрак земной нашей юдоли светом .

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Евангелие от Матфея, 4:17)

Ца́рством Бо́жьим называется действие Святого Духа в уверовавшем в человеке. Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после .

Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом и действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть » ().

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим » (); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною » (). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха » (св. .

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. ). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе » (). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь , – говорит св. , – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа », «Царствие Божие есть Святой Дух », – говорит св. и св. . Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский , обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

Слово царство (евр. малхут ; греч. басилейа ) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ().

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( ). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ().

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – ). Царствие Божие внутрь вас есть (). В святоотеческой экзегетике, начиная с , данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. пишет:если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о : «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Павел Великанов о Царстве Христовом

Пришел к своим, и свои не приняли…

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем - но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена - словам, и какая - делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди - Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы - уйти?»…

Учение о Царстве Небесном - ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями . Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство - и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение - должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что - как считали ветхозаветные иудеи - веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое - Царство? Саул, Давид, Соломон - все они были вписаны в историю еврейского народа не только как святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели - евреи - люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию. И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?… »

А Ответ - был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления - как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников - видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь - много тут ходит всяких…

Вертикаль или горизонталь?

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум - неземное или загробное . Однако в евангельских текстах «Небо» - синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле - и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается. Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники . Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин - и это откровение невозможно ни перепутать, ни симитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога - встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное - не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это - горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность - вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком. Царство Божие уже здесь, среди вас - говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве - оно постоянно рядом .

Но Христос - кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда - такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом - постоянный акцент: «Да, Я - Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство - другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог - не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь !» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг - кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница - все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь - сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он - внутри; точнее - мы и есть сами себе враги номер один .

С чего начинается Царство?

Царство Божие - Царство Небесное - наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения. Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» - готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!» Поэтому крещение - не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он - на службе, он - «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва - не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше. Наша надежда и ожидание - увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут - закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там », - говорил прп. Варсонофий Оптинский.

«Царство Мое - не от мира сего», - говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, - Христово Царство - не от мира сего. Это внутреннее напряжение - от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам - в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное - «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, - Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле - и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно - он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых - это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства - пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один - Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: «Кто Духа Христова не имеет - тот и не Его, то есть не Христов!» (Рим 8:9). Сам Христос - и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах - Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем - это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека .

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника - всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ. Здесь, в храме - Его территория, Его Царство - если только, конечно, храм наполнен верными Ему - а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью - не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной - по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Христианин - это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни - на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров». Не став подданным Царства Божия здесь, на земле - слишком мало шансов попасть в него после смерти . Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия - причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни - не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство - Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично». Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот. И Его Царство - как его ни назови - Божие или Небесное - уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы - в своем сердце, в мыслях, словах и поступках - со Христом.

Просмотрено (2439) раз

У нас привыкли слышать и воспринимать выражение «Царство Небесное», почти исключительно, применительно к покойникам, кладбищам и всему похоронному делу. Действительно, чаще всего это выражение встречается в погребальных песнопениях. Однако же, было бы, думается, смешно и крайне глупо Богу создавать мир и селить в него людей, ради чего-то мертвого холодного и незыблемого. Таким образом, Царство Небесное — это возделывание, устроение райского места на земле в предоставленных пределах, имея целью переход в горний мир. Еще момент: у Бога ведь мертвых не бывает, а все живы. И уж совсем было бы странным это выражение Христа:

«Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» если бы это самое Царство создавалось бы ради мертвых. Если смотреть более глубоко, то Царство Небесное выстраивается в человеке тогда, когда он всем сердцем любит Бога. Просто, проблема в том, что у кого-то, например, обожествляются деньги, или что-то еще, и уже деньги он начинает…

Что означает ответ Иисуса фарисеям «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лук.17:20-21), когда те спросили Его о сроках прихода Царства? Давайте, сразу определимся с выражениями» Царство Божие» и «Царство Небесное». В чем их отличие?

Разница между этими понятиями заключена в лингвистике и религиозных предубеждениях: «Царство Небесное» встречается в основном в Евангелии от Матфея. Евангелист писал свое Евангелие в основном для евреев. В силу укоренившейся традиции Евреи старались не упоминать напрямую имя Бога. Даже во многих современных еврейских сочинениях «Бог» пишется как «Б-г» — чтобы не осквернять. Слово «Небесное» несет для них смысл имени Бога. Так что Царство Небесное и Царство Божие — практически одно и то же.

Основные характеристики Царства Божьего (Небесного)

Оно не явно, т.е. скрыто от глаз человека.

Область Царства Небесного принадлежит…

Вопрос:

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У…

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Как правильно понять слова Иисуса, что Царствие Божие внутри нас? Спрашивает Александр
Отвечает Виталий Колесник, 12.10.2011

Александр пишет:…

Вопрос читателя:

Когда Христос говорит о Царствии Небесном, все понимают, что речь не о материальном небе, тем более, что в другом месте о Царствии Небесном сказано «внутрь вас есть». Почему же, когда читают о сотворении неба и земли в книге Бытия, или о сотворении новых неба и земли в Откровении Иоанна Богослова, все считают, что речь идёт о материальных небе и земле?

Александр

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Уважаемый Александр, такого разброса мнений не стоит пугаться. Вспомните, что и в обычной жизни мы не всегда употребляем слова в их первом значении. Например, «дом» может означать и собственно здание дома, и квартиру как жилище конкретного человека или семьи, и саму семью (дом Романовых). «Очаг» может значить и собственно очаг, на котором готовится еда, и дом (домашний очаг). Носителю языка или человеку, который хорошо знает язык,нетрудно понять, что имеет в виду говорящий или пишущий. С Писанием сложнее, поэтому мы обращаемся к толкователям, которые…

Solnishko Nevskoe Просветленный (22357) 7 лет назад

Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс. 102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху,…

Царство Божие, царство небесное

Выражение «Царство Божие» означает «Божие правление». Чтобы правильно понять смысл этого термина в любом библейском контексте, нужно хорошо представлять себе в каком смысле употребляли его иудеи во времена земной жизни Иисуса Христа и что он вообще представлял для иудеев в рамках их традиционного мышления и религиозных канонов. Поэтому вначале этой статьи мы предлагаем некую базовую информацию относительно обоих этих выражений: Царство Небесное и Царство Божие и пояснения относительно их использования среди иудеев в евангельские времена.

Смысл понятий «Царство Божие» и «Царство Небесное».

Как использовали иудеи понятие «Царство Небесное» (Небесное правление) во времена земной жизни Иисуса Христа.

Как использовал понятие «Царство Небесное» (Небесное правление) Иисус Христос.

Предположим, у вас есть возможность побывать в Палестине. Вы поехали, все внимательно посмотрели, возможно, потрогали. И в память о поездке какой бы вы сувенир привезли? На мой взгляд, лучшим таким сувениром стало бы горчичное семя.

Иисус говорит: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? Или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю есть меньше всех семян на земле; А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так-что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:30-32).

Какова природа этого Царства Небесного? «Царствие Божье внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). Нам не совсем понятна эта мысль. Как это Царствие Божье может быть внутрь нас? Ведь фраза «внутрь нас» – нам указывает на направление, но не на место. «Внутрь» – это направление движения. А Христос говорит о месте нахождения Царства Божьего. И поэтому некоторые могут подумать, что Иисус имеет ввиду, что Царство Божье «внутри»…

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью…

Уильям МакДональд

Матфей – единственный евангелист, который употребляет выражение «Царство Небесное». Оно упоминается в его Евангелии тридцать два раза. Так как человек не может правильно понять Ев. от Матфея, не понимая эту концепцию, мы приведем здесь определение и описание этого термина.

Царство Небесное — это сфера, в которой признается Божье правление.

Слово «небо» используется, чтобы указать на Бога. Это видно из Дан. 4,22, где Даниил говорит, что «Всевышний владычествует над царством человеческим». В следующем стихе он говорит, что «небо» имеет власть. Там, где люди подчиняются Божьему владычеству, и есть Царство Небесное.

Это Царство имеет два аспекта. В самом широком смысле оно включает всех, кто признает Бога Высшим Владыкой. В более узком смысле оно состоит из тех, кто искренне обратился.

Мы можем…

Что такое Царствие Божие (Небесное)?

Список заметок (1)

Что такое Царствие Божие (Небесное)?

При работе над этой заметкой вдохновился на написание этой — Наперсточники слов.

Вступление

Речь пойдет о значении стихов Библии в
Евангелии от Луки 17:21
«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.»

И в Евангелии от Матфея 6:33
«33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.»

И здесь я хочу развенчать измышления некоторых бесов или просто малознакомых с писанием людей которые как говорится «слышали звон да не знают где он» и понимающие эти стихи исходя из своего невежества в отношении христианства

Т.е. понимая или трактуя «Царствие Божие внутри вас» подобно Омару Хайаму. Т.е. что ад и рай в душе.

А стих «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» так, что для того чтобы получить какие…

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф.3:2)

Большинство мест Евангелия, заповеди блаженств говорят о Царствии Небесном (Божием), как о чем-то будущем.

Здесь же: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21) — говорится о Царствии Божием, как о чем-то уже могущем существовать в данный момент.

Как Вы понимаете, что есть «Царствие Божие (Небесное)»?

Еще вызывают затруднения притчи о Царствии Божием. Вроде краешком ума понимаю, но каждый раз, когда читаю, как на гору…

Царство Небесное

В иудаизме и развившемся из него христианстве всегда существовали тайны; на них намекали – а иногда и указывали открыто, – но они не вошли в воспоминания и послания, которые были записаны и превратились в тексты христианского Нового Завета. Эти тайны передавались из уст в уста. Первые отцы Церкви прекрасно знали об этих тайных учениях: даже если они и не сталкивались с ними сами, то признавали их существование в Евангелиях.

В субботний день перед казнью Иоанна Крестителя Иисус проповедовал на берегу Галилейского моря: толпа, собравшаяся послушать его, была настолько велика, что ему пришлось сесть в лодку и говорить оттуда. Он обращался к слушателям посредством притч – простых историй, которые объясняли, как нужно жить. Позже, когда Иисус остался лишь со своими учениками, они спросили его, почему он всегда говорит притчами. Он дал неожиданное объяснение: притчи предназначены для масс, откровенно признался он, однако ученики…

Царство Небесное (тж. Царствие небесное, ивр….

Царство Небесное (Божье)

Царство Небесное

Слово царство в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым…

Царство Небесное (Божье).

Иерусалим — город страстей (видио-фильм) -http://www.youtube.com/watch?v=vin5FceCQY8&feature;=share&list;=PLDECDC5B41F3B0E70

Иисус Христос приходил в наш мир для того, чтобы открыть путь в Царство Небесное.

Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.

С самого начала Своей проповеди Господь наш, Иисус Христос, первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).

Слово царство в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест…

Похожие статьи